Научная статья на тему 'Психологические аспекты формирования организационного взаимодействия специалистов в структурах организаций'

Психологические аспекты формирования организационного взаимодействия специалистов в структурах организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Н.Ю., Багрецов С.А., Львов В.М.

Рассматриваются вопросы социального поведения индивида в различных ситуациях управления организацией, определяющих закономерности возникновения и динамику взаимных контактов между людьми, динамику интерперсональных взаимосвязей внутри организации и их адекватность структуре совместной деятельности организации и актуальным требованиям среды. Показано, что организационные знания в системе ителлектуальных ресурсов организации определяют, в том числе, и уровень реализации принципа предсказуемости в системе внутригруппового взаимодействия и оперативного управления, а операциональная подготовленность организационного знания группы выражает аспекты группового взаимодействия специалистов в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты формирования организационного взаимодействия специалистов в структурах организаций»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 159.9

Голубева Н.Ю.

зам.генерального директора Института эргономики и социально-экономических технологий.

Г.Тверь,Российская Федерация Багрецов С.А.

д.э.н.,профессор, зам.генерального директора Института эргономики и социально-экономических технологий.

Г.Тверь,Российская Федерация Львов В.М.

д.т.н.,профессор, генеральный директор Института эргономики и социально-экономических технологий.

Г.Тверь,Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В СТРУКТУРАХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

Рассматриваются вопросы социального поведения индивида в различных ситуациях управления организацией, определяющих закономерности возникновения и динамику взаимных контактов между людьми, динамику интерперсональных взаимосвязей внутри организации и их адекватность структуре совместной деятельности организации и актуальным требованиям среды. Показано, что организационные знания в системе ителлектуальных ресурсов организации определяют, в том числе, и уровень реализации принципа предсказуемости в системе внутригруппового взаимодействия и оперативного управления, а операциональная подготовленность организационного знания группы выражает аспекты группового взаимодействия специалистов в организации.

Ключевые слова

Интеллектуальные ресурсы; интерперсональные взаимосвязи; оперативное управление; социальное поведение; корпоративная культура; групповая психология.

Формы социального поведения специалиста в различных ситуациях управления организацией разнообразны. Их закономерности сложно соотносятся с особенностями ситуаций и многими ситуативными и социальными факторами. Механизмы формирования состояний напряженности, срабатывают в рамках этих форм социального поведения. Как и всякое поведение, социальное поведение человека реализует, прежде всего, адаптивные функции.

Включение человека в систему субъект-субъектных отношений существенно влияет на базовые психические проявления личности: ощущения, познавательные процессы функциональные состояния и т.п. [5-7]. Широкая сфера влияния межличностных отношений остро ставит проблему изучения факторов, определяющих закономерности возникновения и динамику взаимных контактов между людьми, их адекватность структуре совместной деятельности и актуальным требованиям среды в виде системы целевых приоритетов деятельности организации и основополагающих факторов её корпоративной культуры.

В этом смысле социальный фактор деятельности оператора оказывает аналогичное внушению или аутотренингу действие на личность. Совместную деятельность специалистов в организации можно рассматривать как своеобразный фактор управления состояниями индивида и совокупного субъекта деятельности в виде организации.

В исследованиях ряда психологов таких, как Ф.Д.Горбов (1967),Е.С Кузьмин (1967), А.И. Донцов (1980), В.Н.Петровский (1985), Чернышев (1984) показано, что в напряженных и экстремальных ситуациях

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

совместной деятельности проявляются латентные стороны групповой психологии, не проявляющихся непосредственно в оптимальных режимах работы. Вместе с тем важно помнить, что эффект совместной деятельности индивидуален для каждого субъекта, т.е. сам факт такого изменения его состояния может привести к тому, что работоспособность специалиста повысится или понизится в зависимости от того какое влияние оказывает на него система доминирующих межличностных отношений в коллективе.

Среди многочисленных детерминант внутригруппового взаимодействия особая роль принадлежит личности, что следует из непрерывного взаимовлияния и взаимообусловленности, существующих связей между личностью и социальным окружением [3,5,7]. Именно особенности этого взаимодействия с другими индивидами приводят к наиболее заметным перестройкам личностной структуры специалиста, а следовательно, меняются и её адаптивные функции в рамках обеспечения функционального гомеостаза его деятельности. Так нередко, причиной дезадаптивных отклонений в деятельности операторов систем управления служат неудовлетворенность формальным и неформальным статусом в организации, неблагоприятный климат в коллективе (в расчете, группе управления и т.п.), конфликты с окружающими [1,3] .С другой стороны, и личность во многом обусловливает возникновение и динамику интерперсональных взаимосвязей внутри организации. В отдельных случаях, заняв высокое статусное положение в группе, индивид может оказывать существенное влияние на все основные процессуальные характеристики её деятельности, начиная с её целей и кончая системой межличностных отношений.

Это находит свое подтверждение в эмпирических исследованиях о групповых феноменах, обращающих на себя внимание наличием такого признака, как взаимосвязанность действий, поступков и реакций членов группы, которые в обобщенном виде выступают как взаимосвязанная активность специалистов отдельных микрогрупп организации [3 ]. В работах Б.Ф. Ломова подчеркивается роль в совместной деятельности группы операторов общей цели организации, связанной с её потребностями как целостного образования, продемонстрированы сложные переплетения мотивов участников этой деятельности, проанализирована взаимная рефлексия, общение, антиципация и взаимная подстройка действий членов группы.

В работах [3,5] показано, что взаимосвязанное и организованное функционирование индивидуальных систем психики членов группы обеспечивается рядом механизмов групповой психологии, а именно: а) взаимная рефлексия; б) общение; в) "живое движение" взаимодействующих членов группы; г) изменение семантического пространства взаимосвязей личностных смысловых систем членов группы, за которым стоит соответствующее ему движение мотивов. Основываясь на таком подходе, феномен групповой психологии в работах [1,2,5] определен как психологическое явление, обнаруживаемое в совместной деятельности или групповом поведении и выступающее как форма целостного отношения между устойчивыми программами жизнедеятельности членов группы.

В соответствии с этим определением развитие системы целостных отношений в группе специалистов рассматривается, прежде всего, как форма её системообразующего фактора, включающего не только мотивационные компоненты, но и образы целей деятельности, имеющие отражение прежде всего в элементах корпоративной культуры организации. Для этого осуществляется согласование целевых и операциональных установок специалистов в ходе их совместной профессиональной подготовки в составе группы. При этом уточняется и детализируется семантическое пространство взаимных связей членов группы с закреплением позитивного опыта этой деятельности.

В работе [3] в совместной деятельности индивидов выделено три уровня (рисунок 1) активности группы в актуализации и перестройке внутригрупповых связей и отношений с индивидами, которые можно рассматривать как принципиально различимые, а, следовательно, и имеющие качественную специфику состояния группового субъекта деятельности. В качестве базовой шкалы оси пространства психических состояний группы в деятельности выбрана отраженность в сознании членов группы её корпоративных требований и целевых приоритетов, а также активность группы в самопреобразовании внутригруппового состояния [5]. Эти состояния актуальных организаций групповой психологии являются иерархически

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

построенными интервалами актуального проявления качественной определённости группового субъекта в деятельности. Содержательная оценка этих свойств приведена в таблице 1.

Рисунок 1 - Структура уровней активности групп в актуализации и перестройке внутригрупповых

связей и отношений.

Таблица 1

Актуальные проявления качественной определённости группового субъекта в деятельности.

Уровень состояния группового субъекта деятельности Качественная характеристика группового субъекта в деятельности в условиях действия эмоциогенных факторов Особенности влияния механизмов групповой психологии на индивидов

НИЖНИИ (группы низкого уровня организованности) 1. Резкое снижение безошибочности в осо Деятельность индивидов носит некоординируемый характер. Влияние групповых бомотивированной совместной деятельнос-ти. 2. Снижение общего уровня координации деятельности операторов. 3. Согласование функций и действий осуществляется стихийно, члены группы нестремятся к их упорядочению и согласованию. Эффективность деятельности обеспечивается только индивдуальной мотивацией. 2. В деятельности индивидов снижается удельный вес ориентации на совместную деятельность. 3. Уровень потерь в эффективности может достигать 20-40 X от оптимального *

СРЕДНИИ (группы среднего уровня организованности) 1. Увеличенный диапазон разброса результатов деятельности. 2. Увеличивается уровень затрат на координацию деятельности операторов. 3. Наблюдается снижение качества в особомотивированной деятельности. Группа в основном мотивирована на оптимальные условия деятельности. Согласование функций вызывает трудность и носит в значительной мере стихийный характер. 1. Деятельности индивида в целом мотивирована поиском оптимального способу взаимодействия с другими членами групп. Однако эти связи носят неформальный характер. 2. Эффективность деятельности во многом определяется индивидуальными свойств индивидов. Динамика их основных референтов результативности противоречива.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

Продолжение таблицы 1

ВЫСОКИМ (группы высокого уровня организованности)

1. Характерно уменьшение разброса результатов деятельности.

2. Увеличивается доля координирующих воздействий руководителя.

3. В соответствии с планом совершенствуется функциональная структура группы.

4. Увеличивается роль неформальных отношений.

5. В целом группа способна к производительной саморегуляции в соответствии с идеальным образом результата.

1. Увеличивается влияние групповых мотивов, группового самосознания, лидеров и референтных групп на деятельность индивида.

2. Ощущается эмоциональный подъем.

3. Увеличивается производительность и осуществляется учет возможных последствий от изменений, вносимых во взаимодействие с другими членами группы.

В них можно выделить два основных аспекта:

1. Актуализация оценки достигнутой качественной определенности группового субъекта деятельности, фундаментом которой являются знания, групповые ценностные ориентации, умения и навыки; 2.

Определение актуальной организованности групповых процессов, которые проявляются в активированности механизмов групповой психологии.

Анализ первого аспекта предполагает наряду, с изучением накопленной в группе результирующей части внутригрупповых отношений, определение организационных механизмов функционирования группы о возможностях и системе отношений каждого члена группы и группы в целом. Совокупность этих знаний определяет состав информационных признаков в каждой актуальной ситуации, которые члены группы могут использовать для выработки решения по вопросам внутригруппового содействия.

Установлено [3], что в экстремальных ситуациях операторы групп с высоким и средним уровнями организации в условиях совместной деятельности с целью её оптимизации прибегают к совершенствованию функциональной структуры группы и её внутреннего взаимодействия, смягчению деловых отношений неформальными и т.п. средствам деловой интеграции группы. Однако, если в группах с высоким уровнем организации их деловая интеграция осуществляется на основе специального планирования, то в группах со средним уровнем организации эта деятельность во многом носит стихийный характер.

Примером тому является выявленный в работах [2,3 ] феномен эмоционально-деловой интеграции личности и группы. Основываясь на понимании деятельности как основы развития межличностных отношений и взаимодействия специалистов в процессе решения функциональных задач, можно предполагать наличие жесткой взаимосвязи деятельности и характера межличностных отношений в организациях. Это позволяет рассматривать функциональную деятельность в качестве важнейшего механизма регуляции социально-психологического климата в коллективах.

Сложность анализа данных механизмов регуляции обусловлена, помимо обычных факторов, присущих любым малым группам, тем, что, как правило, это группы с внешним статусом, в которых существует жесткая формальная структура субординационных отношений, заданная извне. Поэтому непременным условием отсутствия в таких организациях внутренних статусно - ролевых противоречий является осознание каждым её членом внутреннего ролевого распределения, определяемого как структурой формальных субординационных связей, так и характером сложившихся межличностных отношений. Наличие этого факта свидетельствует также о стабильности межличностных отношений в группе и возможности дальнейшего анализа неформальных взаимодействий специалистов в деятельности. Основу этого более глубокого анализа составляют методы оценки степени интеграции делового и эмоционального компонентов взаимодействия, позволяющие судить о глубинных механизмах поведения специалистов в организации.

Таким образом, организационные знания в системе ителлектуальных ресурсов организации определяют, в том числе, и уровень реализации принципа предсказуемости в системе внутригруппового взаимодействия и оперативного управления, а операциональная подготовленность организационного знания группы выражает следующие аспекты группового взаимодействия: совершенство практического применения этих знаний, имеющих значение для внутригруппового взаимодействия; сработанность и

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

способность к динамичным изменениям внутригрупповых структур на основе разработанных планов ситуационного развития, ориентированных на различные виды повторяющихся ситуаций; умение разрешать социально одобряемым способом проблемные ситуации во внутригрупповом взаимодействии.

В условиях действия экстремальных факторов полная включенность отдельных индивидов в совместную деятельность осуществляется на уровне принятия целей, мотивов, задач совместной деятельности и на уровне практического содействия их реализации. Включенность во взаимодействие у специалистов организации проявляется в предрасположенности к активности других членов группы активности других её индивидов. На этом уровне компенсаторные механизмы воздействия на функциональное состояние индивида социальных факторов связаны главным образом с внутренними условиями жизнедеятельности группы, опытом совместной деятельности, групповыми мотивами, групповым сознанием и лидерством. От того, в какой мере эти факторы соответствуют внутренним потребностям специалиста, какова их дисгармония, изменяется и его психологическое состояние, уровень напряжения его психологических механизмов активации деятельности.

Диагностика актуальной организации групповых процессов может быть осуществлена с использованием аппаратурных средств, главным образом через регистрацию активированости механизмов групповой психологии и оценку психологического и функционального состояния членов группы. Список использованной литературы:

1. Багрецов С.А., Львов В.М. Анализ и проектирование групповой деятельности специалистов: Учебное пособие для вузов. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2005. - 168 с.

2. Багрецов С.А., Воробьев Н.Н, Шалашаа З.И. Интеллектуальные ресурсы организации: учебное пособие.-М.: Илекса, 2011.- 360с.

3. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М., Наумов В.В.. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб «Лань», 1999.-640с.

4. Данилин А. О проблематике управления знаниями//СотрШ;етогЫ Россия № 31/1999.

5. Львов В.М. и др., Организационная культура : Классификация, оценка, развитие.- Тверь, изд-во «Триада», 2009.

6. Львов В.М., Львов Р.В. Экономическая психология и этика делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности.- Тверь, изд-во «Триада»,2004.

7. Львов В.М. Распространение и формирование знаний в особых социальных группах. Журнал «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», вып.4, 2014.

© Голубева Н.Ю., БагрецовС.А., ЛьвовВ.М., 2017

УДК 316.6

И.О.Замолоцких

студент 2 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация

В.В.Субботин

студент 4 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Группа - основное понятие в социальной психологии. Различают устойчивые и неустойчивые социальные группы. К устойчивым относятся группы, основанные на каких-либо постоянных увлечениях и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.