МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070
способность к динамичным изменениям внутригрупповых структур на основе разработанных планов ситуационного развития, ориентированных на различные виды повторяющихся ситуаций; умение разрешать социально одобряемым способом проблемные ситуации во внутригрупповом взаимодействии.
В условиях действия экстремальных факторов полная включенность отдельных индивидов в совместную деятельность осуществляется на уровне принятия целей, мотивов, задач совместной деятельности и на уровне практического содействия их реализации. Включенность во взаимодействие у специалистов организации проявляется в предрасположенности к активности других членов группы активности других её индивидов. На этом уровне компенсаторные механизмы воздействия на функциональное состояние индивида социальных факторов связаны главным образом с внутренними условиями жизнедеятельности группы, опытом совместной деятельности, групповыми мотивами, групповым сознанием и лидерством. От того, в какой мере эти факторы соответствуют внутренним потребностям специалиста, какова их дисгармония, изменяется и его психологическое состояние, уровень напряжения его психологических механизмов активации деятельности.
Диагностика актуальной организации групповых процессов может быть осуществлена с использованием аппаратурных средств, главным образом через регистрацию активированости механизмов групповой психологии и оценку психологического и функционального состояния членов группы. Список использованной литературы:
1. Багрецов С.А., Львов В.М. Анализ и проектирование групповой деятельности специалистов: Учебное пособие для вузов. - Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2005. - 168 с.
2. Багрецов С.А., Воробьев Н.Н, Шалашаа З.И. Интеллектуальные ресурсы организации: учебное пособие.-М.: Илекса, 2011.- 360с.
3. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В.М., Наумов В.В.. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб «Лань», 1999.-640с.
4. Данилин А. О проблематике управления знаниями//СотрШ;етогЫ Россия № 31/1999.
5. Львов В.М. и др., Организационная культура : Классификация, оценка, развитие.- Тверь, изд-во «Триада», 2009.
6. Львов В.М., Львов Р.В. Экономическая психология и этика делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности.- Тверь, изд-во «Триада»,2004.
7. Львов В.М. Распространение и формирование знаний в особых социальных группах. Журнал «Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики», вып.4, 2014.
© Голубева Н.Ю., БагрецовС.А., ЛьвовВ.М., 2017
УДК 316.6
И.О.Замолоцких
студент 2 курса электромеханического факультета ЮРГПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация
В.В.Субботин
студент 4 курса электромеханического факультета ЮР1 ПУ(НПИ) им. Матвея Ивановича Платова г. Новочеркасск, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЯ РАДИКАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Группа - основное понятие в социальной психологии. Различают устойчивые и неустойчивые социальные группы. К устойчивым относятся группы, основанные на каких-либо постоянных увлечениях и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_
подобном, и неустойчивые, такие как толпа, масса, публика — группы, которые были сформированы случайно. Человек, находящийся в группе людей, испытывает серьезное психологическое давление и, совместно с этим, психологический подъем.
Группы людей могут основываться и на радикальных убеждениях. В данном случае любая идея, основанная на каких-либо убеждениях, идеологиях, приобретает силу и впивается в разум коллектива. В данной радикально настроенной группе людей идея выходит на первый план и происходит отторжение разумности, самосохранения. Примером этому могут служить террористы-смертники, которые полностью утратили контроль над своим разумом и идут на смерть за свою идею, которая получила распространение в социальной группе, к которой они принадлежали.
В каждой социальной группе имеются свои цели, общие нормы, санкции, какие-либо групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность. В рассмотренном примере группы террористов-смертников отчетливо наблюдаются цели, а именно принести себя в жертву, ради блага группы лиц, разделяющих их убеждения. Общие нормы, регулирующие их поведение, которые имеют поощрительный или санкционный характер. Ритуальный характер выражен в особом способе принесения себя в жертву и т. д.
В неустойчивых социальных группах почти всегда есть радикально-идеологическая подоплека. Толпа радикальных активистов имеет четкое управление, которое осуществляют самые идейные и влиятельные члены группы. Они осуществляют контроль за умами и действиями своих соратников. При потере мотивации к участию в данном объединении людей и попытке выхода из неё, на данных людей начинает действовать психологическое давление, со стороны группы.
Поведение людей радикально настроенной социальной группы отличается от обычной группы. В первом случае лица, состоящие в объединении, имеют ярко выраженный агрессивный и возбужденный настрой, в то время как во втором случае группа может собираться исключительно для проведения работы или досуга вместе. Радикальные группы людей пытаются навязывать свои взгляды и идеи всем вокруг себя, что является неким видом психологического давления. Примеров данного давления бесчисленное количество: от безобидных просьб до применения насильственных способов уговоров. Список используемой литературы:
1. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. - СПБ.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9.
2. Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
3. Степанова Е. Исламистский терроризм сегодняшнего дня: глобальный и локально-региональный уровни
4. Психология управления: учебник / под ред. В. И. Черненилова. М.: Академия управления МВД России. 2011. — 352 с.
© Замолоцких И.О., Субботин В.В., 2017
УДК 159.923.2
О.А. Катков
директор, учитель русского языка и литературы, практический психолог Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Астрахань, Российская Федерация
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье акцентируется вниманием на необходимости развития доброжелательности учителей. Освещаются эмпирические показатели, свидетельствующие об особенностях развития доброжелательности учителей.