Научная статья на тему 'Психологические аспекты формирования компетентности в сфере пищевого поведения'

Психологические аспекты формирования компетентности в сфере пищевого поведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты формирования компетентности в сфере пищевого поведения»

М. Т. Каирова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сегодня существует множество методов коррекции и контроля массы тела. Но вызывает озабоченность то обстоятельство, что большинство из них лишь временно активизируют пациентов, а окончательные результаты лечения оказываются неудовлетворительными1. В связи с этим остро встает вопрос о разработке краткосрочных психолого-педагогических программ, способствующих повышению компетентности в области пищевого поведения.

Для более четкого представления о содержании проблемы необходимо определить базовые понятия, способствующие ее научному осмыслению. К ним относятся рациональное питание — физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, этнических и, добавим, региональных и генетических факторов2; компетентность — (от латин. сошрегеш — «соответствующий», «способный») — это способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного значимого результата3; пищевое поведение — ценностное отношение к пище и ее приему, стереотипы питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, а также ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию4.

В связи с тем, что до сих пор не разработано такое направление в педагогической психологии, как обучение взрослого населения обеспечению здоровья и эффективной жизнедеятельности; все более актуальными становятся исследования, позволяющие расширить область научного и практического знания в этой области5. Общая компетентность в пищевом поведении является одним из факторов, обеспечивающих поддержание здоровья и высокоэффективной социальной активности взрослого населения. В нашем обществе формирование культуры питания принадлежит преимущественно женщинам (матери, жене, хранительнице семейных традиций, в том числе пищевых). Поэтому формирование компетентности пищевого поведения у женщин является не только узко медицинской, но и в широком смысле социально-педагогической задачей.

В нашем понимании, компетентность пищевого поведения — системное когнитивноповеденческое образование, интегрирующее знания, умения и практический опыт отношения к еде и ее приему и обеспечивающее эффективность поддержания здоровья и активной жизнедеятельности человека. Компетентность пищевого поведения является результатом личного опыта и специального обучения личности.

В настоящее время избыточный вес и алиментарное ожирение является одной из самых распространенных форм заболеваний среди населения. По последним оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более миллиарда человек на планете имеют лишний вес. По самым скромным оценкам, в России избыточный вес имеется у 25-30 %, а ожирение — у 15-20 % людей. В некоторых возрастных группах эти показатели существенно выше. Так, у женщин в возрасте 35-55 лет избыток веса регистрируется уже в 75 %, а показатель

© М. Т. Каирова, 2009

ожирения приближается к 50 %. Большинство программ, направленных на коррекцию пищевого поведения, организованы с учетом медико-физиологических факторов. При этом они минимально используют личностный ресурс самообучения и саморегуляции. Поэтому мы считаем целесообразным оптимизировать формирование компетентности пищевого поведения женщин посредством их обучения психолого-педагогическими методами организации рационального питания и саморегуляции.

Мы предположили, что эффективность формирования компетентности пищевого поведения может быть достигнута в процессе специального обучения с учетом психологических особенностей субъектов обучения. Нами были решены следующие задачи:

• определены теоретико-методические предпосылки формирования у взрослых компетентности пищевого поведения;

• раскрыто содержание обучения рациональному питанию;

• разработана модель формирования компетентности пищевого поведения;

• раскрыто содержание обучения рациональному питанию;

• разработана модель формирования компетентности пищевого поведения;

• разработана методика поэтапного обучения рациональному питанию;

• выделены критерии формирования компетентности посредством изучения психологических характеристик женщин с проблемами пищевого поведения;

• экспериментально изучена эффективность обучающей программы.

Теоретико-методологической основой исследования являются системный биопсихосо-

циальный подход, согласно которому, наряду с биологическими, признается роль личностных и социальных факторов, а также системный и деятельностный подходы к изучению личности, основанные на принципах детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности личности в процессе жизнедеятельности, разработанные в трудах А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова.

В исследовании приняла участие 121 женщина с избыточным весом и ожирением в возрасте от 23 до 58 лет (средний возраст — 37,3 года), проходившая обследование и психологическое консультирование в психологическом центре «Доктор Борменталь». Все испытуемые были практически здоровы: отсутствовали органические поражения ЦНС, психические заболевании и эндокринные патологии.

Таблица 1

Социально-статусные характеристики участников исследования

Возраст Кол-во (%) Семейное положение Кол-во (%) Образование ИМТ Кол-во (%)

21-30 8,9 Не замужем 12,8 В/о 25-29,9 (избыточная МТ) 17,6

31-40 46,0 Замужем 80,8 Средне- специальное 30-34,9 (легкое ожирение) 33,3

41-50 36,4 Разведена 12,8 Среднее 35-39,9 (умеренное ожирение) 35,3

Более 50 6,7 Гражданский брак 1,6 Студенты ВУЗов 40 и более (тяжелое ожирение) 13,7

В первичном и итоговом психологическом обследовании в качестве основных использовались методы анкетирования и психодиагностики посредством психологических методик. Для статистической обработки результатов использовалась программа SPSS 11,5 версии. Для получения первичной информации о респондентах использовалась специальная карта обследования, включающая следующие данные: Ф.И.О., пол, возраст, рост, вес, процентное соотношение жировой и мышечной массы, показатели основного энергетического обмена, сопутствующие заболевания, физическая активность, сведения о профессиональном и семейном статусе, — а также анкета «Пищевое поведение», разработанная в центре «Доктор Борменталь». В качестве психодиагностических методик применялись авторская анкета, позволяющая определить исходный уровень компетентности пищевого поведения; опросник исследования образа тела D. Jade, показывающий уровень принятия своего тела; голландский опросник пищевого поведения (DEBQ) Van Stein и соавт., направленный на выявление ограничительного, эмоциогенного и экстернального пищевого поведения как формы саморегуляции пищевого поведения. Для диагностики бессознательных механизмов саморегуляции пищевого поведения использовались торонтская шкала алекситимии G. Taylor (1985), методика «Самооценка психических состояний» (Айзенка), опросник «Способы копинга» (WOCQ), разработанный R. Lazarus, S. Folkman, методика «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) для изучения параметров психологической защиты. Также были использованы опросник Лири интерперсональный диагноз в адаптации Л. Н. Собчик для диагностики межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми.

Программа формирования компетентности пищевого поведения представляет собой поэтапное освоение процесса рационального питания. На первом этапе ставилась задача формирования мотивационно-ценностного отношения к обучению рациональному питанию (понимание роли рационального питания в сохранении здоровья и активной жизнедеятельности). В соответствии с когнитивно-поведенческими принципами обучения составлялся контракт взаимоответственности субъектов процесса обучения.

На втором этапе были предприняты усилия по визуализации желаемого будущего и идентификации с ним. Активизировалась готовность и способность анализировать свои индивидуальные особенности, от которых зависит развитие уровня компетентности пищевого поведения. Далее производилось формирование навыков организации и саморегуляции, были введены индивидуально значимые критерии оценки уровня рационального пищевого поведения. Проводилось обучение саморегуляции для предотвращения неконструктивных форм пищевого поведения.

На заключительном этапе обучения клиенты были способны сами оценивать собственный уровень компетентности пищевого поведения (выделять и анализировать причины успешности или неуспешности пищевого поведения, определять пути его исправления) и организовывать в связи с этим свое поведение.

Эффективность программы была изучена эмпирически. Основные результаты данного исследования представлены в табл. 2.

У респонденток обнаружились высокие показатели эмоциогенного пищевого поведения. Повторное исследование после проведения обучающей программы показало статистически достоверное (р < 0,01) снижение показателей экстернального и эмоциогенного пищевого поведения. Также статистически достоверное различие обнаружилось в содержании образа тела (р < 0,05), он стал более позитивным по сравнению с первичным исследованием. Различие выявлено по второй октанте опросника Лири «Независимый — доминирующий» (р < 0,05). Это означает, что прошедшие обучение женщины стали менее доминирующими в отношениях.

Таблица 2

Средние значения показателей пищевого поведения,

Я-образа и уровня алекситимии до и после обучения

Названия показателей Первичные данные Ст. отклонение Ст. ошибка После обучения Ст. отклонение Ст. ошибка

Ограничительное поведение 2,759 0,6939 0,0867 2,984 0,6750 0,0844

эмоциогенное 2,633 9,800 0,1477 1,902 6,663 0,0760

экстернальное 3,455 2,926 0,0892 1,720 2,596 1,225

образ тела 36,36 1,943 0,0801 16,28 2,708 0,366

лири 1 октанта 6,23 2,101 0,833 6,84 1,864 0,243

лири 2 октанта 5,44 3,089 0,324 6,47 2,634 0,263

лири 3 октанта 5,48 2,905 0,338 5,38 3,001 0,386

лири 4 октанта 7,17 2,693 0,233 7,28 2,408 0,363

лири 5 октанта 5,31 2,937 0,329 6,09 2,955 0,337

лири 6 октанта 7,72 2,534 0,375 7,09 2,834 0,367

лири 7 октанта 8,58 14,752 0,301 8,48 15,59 0,317

лири 8 октанта 9,66 15,156 0,369 8,97 16,95 1,844

конфронтация 47,28 14,346 0,354 35,56 20,11 1,895

дистанцирование 46,42 20,303 1, 950 31,19 25,26 1,793

самоконтроль 70,52 21,477 2,120 64,19 18,97 2,538

поиск поддержки 63,06 16,190 2,515 49,28 13,527 2,685

принятие поддержки 66,78 20,859 3,158 61,77 19,211 2,024

избегание 58,70 15,188 2,371 45,27 13,626 2,607

планирование 65,67 10,073 1,691 68,95 16,565 1,899

переоценка 55,70 14,166 2,401 26,09 14,654 1,259

алекситимия 66,11 10,078 1,703 43,53 16,786 2,071

Данная тенденция подтверждается и показателями по шкале конфронтации опросника копиг-поведения Лазаруса (р < 0,01), показывающими уровень агрессивных усилий по изменению ситуации и уровень враждебности. После прохождения обучения показатели стали ниже. Статистически значимые различия были выявлены по субшкалам «дистанцирование» (р < 0,05), «самоконтроль» (р < 0,1), поиск поддержки (р = 0,01), избегание (р < 0,01), переоценка (р < 0,05) опросника Т. Лири. Это означает, что после обучения клиенты начали реже дистанцироваться от неприятных ситуаций, стали более спонтанными в проявлении своих чувств, чаще искали поддержки, реже уходили от решения проблем, а также стали более внимательны к собственным чувствам и переживаниям (р < 0,05), что следует из результатов шкалы алекситимии.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие обобщения.

1. Проблема лечения избыточного веса может решаться психолого-педагогическим обучением. В ходе экспериментально-психологического исследования определены

психологические аспекты пищевого поведения женщин с избыточным весом. Полученные данные позволили не только по-новому рассмотреть отдельные звенья механизмов ожирения, но и оценить их в качестве мишеней психолого-педагогического воздействия. Показана эффективность предложенного варианта обучающей программы.

2. Разработана и апробирована психолого-педагогическая программа обучения взрослых женщин рациональному питанию, основанная на принципах системности обучения, гуманистического подхода в формировании новых поведенческих стилей пищевого поведения.

3. Реализация программы, направленной на формирование компетентности пищевого поведения, способствовала повышению уровня компетентности рационального питания.

На основании анализа индивидуально-психологических особенностей женщин с проблемами веса определены мишени воздействия и конкретизированы задачи психологопедагогической работы, что составило практическую значимость исследования. Конкретным результатом примененной программы обучения, направленного на развитие компетентности пищевого поведения, стали изменение веса и индекса массы тела после обучения (см. табл. 3).

Таблица 3

Изменения веса и индекса массы тела через 1 месяц от начала обучения (р < 0,05)

№ Название шкалы Первичные После 5-й встречи T P

Ср. Ст. откл. Ср. Ст. откл.

1 Вес 95,45 17,45 89,62 15,28 9,281 0

2 ИМТ 35,73 6,074 33,52 5,192 8,872 0

В результате прохождения обучения произошли статистически значимые изменения в весе и индексе массы тела. Вес в среднем изменился на 5,83 кг, а показатель ИМТ на 2,21 кг/м2 и стал соответствовать показателю легкой степени ожирения, в то время как до прохождения программы попадал в интервал, характеризующий умеренную степень ожирения.

1 Корешкин И. Все способы похудения. СПб., 1998. С. 224.

Петленко В. П. Основы валеологии. Гуманитарная электронная библиотека. URL: www. Medical-term.

ru//

3 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

4Менделевич В. Д. Садыкова Р Г. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов. Казань, 2002. 240с.

5 Вайншток С. А. Валеология как основа формирования новой культуры в социуме — культуры здоровья // IV национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии; II национальный конгресс по натуротерапии и рекреации: материалы конгрессов, С.-Петербург. 19-22 июня 1997 г. СПб., 1997. С. 37; Петленко В. П. Здоровая Россия: программы валеологического возрождения // IV национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии; II национальный конгресс по натуротерапии и рекреации: Материалы конгрессов; С.-Петербург, 19-22 июня 1997 г. СПб., 1997. С. 5-8; Агаджанян Н. А., Алексеев С. В., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. Валеология человека: здоровье — любовь — красота: В 2 кн., 5 т. 2-е изд., доп. и откорректир. СПб., 1998. (Валеол. семинар акад. В. П. Петленко); Апанасенко Г. Л. Валеология в практике семейной медицины // Медицина Украины. 1996. № 3. С. 33-34.

6 Van Stein Т., Frijters J. E. R. The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) For Assesment Restrained, Emotional, and External Eating Behavior // Int J. Eat Disord. 1986. Vol. 5, № 2. P. 295-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.