ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ
УДК 159.9.07
М. Т. Каирова
Модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию
В статье представлены возможности оптимизации пищевого поведения среди взрослого здорового населения. Дается характеристика понятий рациональное питание, экстернальный, эмоциогенный, ограничительный тип пищевого поведения. Представлена модель и содержание программы обучения взрослых женщин рациональному питанию. Обозначены мишени психологопедагогического воздействия, выделенные в ходе эмпирического исследования. Конкретизируются психолого-педагогические коррекционные задачи для специализированной работы в группах женщин с разными типами нарушений пищевого поведения.
The article presents possibilities of optimization of feeding behavior in the adult healthy population. The concepts of good nutrition, externalities, emotiogenic, restrictive type eating behavior are discussed. A theoretical model and training programs for adults are presented. An empirical research in groups of women with different types of eating disorders in the course training is discussed.
Ключевые слова: рациональное питание, экстернальный, эмоциогенный, ограничительный тип нарушений пищевого поведения, обучение рациональному питанию, программа обучения, мишени психолого-педагогического воздействия, критерии успешности обучения.
Key words: nutrition, externalities, emotiogenic, restrictive type eating disorders, nutrition education, the training program, the target of psychological and pedagogical impact, success criteria for learning.
В наши дни необходимость обучения взрослых людей рациональному питанию связана с острой необходимостью оздоровления населения страны. Это обусловлено тем, что возможности профилактики набора веса у здорового населения используются весьма ограничено, в то время как количество лиц, имеющих избыточный вес прогрессивно увеличивается - 10 % от их прежнего количества за каждые 10 лет [1; 9].
В связи с этим важны действия, организованные в рамках системы образования взять на себя ответственность за решение проблемы формирования знаний и умений организации здорового образа жизни в аспекте пищевого поведения у граждан страны. Пищевое поведение - ценностное отношение к пище и ее приему, стереотипы питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, а также ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию [2]. Основной составляющей пищевого поведения является рациональное питание, которое следует рассматривать как физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, этнических и генетических факторов [7]. В настоящее время в сфере образования активно разрабатывается обучение, направленное на обеспечение здоровья и эффективной жизнедеятельности и все более актуальными становятся исследования, позволяющие расширить область научного и практического знания в этой области [2]. При этом практически отсутствуют психолого-педагогические программы обучения взрослого населения профилактике нарушений здоровья, в частности в форме обучения рациональному питанию - важному фактору, обеспечивающему поддержание здоровья и высокоэффективную социальную активность взрослого населения. Все это способствует распространению среди населения (50,5 %) самолечения избыточного веса (использование диет и биологически активных добавок) и распространению нарушений пищевого поведения [5]. На сегодняшний день у психически и соматически здоровых людей выделяют три основных типа нарушений пищевого поведения: эмоциогенное пищевое поведение, где стимулом к приему пище становится не физиологическая потребность в энергии пищи, а эмоциональный дискомфорт; экстернальное пищевое поведение - повышенная реакция на внешние стимулы еды (накрытый стол, реклама и т. д.); ограничительное пищевое поведение, которое характеризуется преднамеренными усилиями, направленными на достижение или поддержание желаемого веса посредством сокращения потребления энергии пищи [10].
В нашем обществе формирование культуры питания принадлежит преимущественно женщинам, так как они ответственны за воспитание в детях правильных приоритетов в области здорового (рационального) питания с целью профилактики нарушений здоровья и повышения уровня самореализации. Поэтому, обучение женщин ра-
циональному питанию является не только узко медицинской, но и в широком смысле социально-педагогической задачей.
Поиск конкретных и эффективных методов обучения взрослых рациональному питанию дал основание полагать, что одной из наиболее конструктивных и быстро действующих форм психологической работы является обучающая программа, имеющая четкие цели и задачи обучения, с выделением мишеней обучения, позволяющая за относительно короткий срок влиять на психическое развитие личности, способствовать изменению в самоуважении, самодетермина-ции, конгруэнтности между идеальным и реальным «Я», уменьшению диктата в отношениях, большей степени принятия других.
При составлении обучающей программы мы ориентировались на ряд требований, сформулированных нами на основании проведенного анализа литературы по различным подходам к краткосрочным программам обучения, а именно:
• содержание обучения и организация процесса обучения должны способствовать решению и профилактике проблем, возникающих у женщин в ходе обучения и по завершению привести к нормализации пищевого поведения;
• в программе должно быть учтено соответствие решаемых задач и применяемых методов обучения возрастным особенностям личности, а также ее социальной роли, ведущей деятельности, актуальным задачам жизнедеятельности;
• программа обучения должна быть преемственной, предоставляя возможность последовательно оптимизировать пищевое поведение на каждом этапе обучения;
• «мишенями» психолого-педагогического воздействия должны быть мотивационно-ценностные, когнитивные, эмоциональные и поведенческие характеристики женщин с нарушениями пищевого поведения с целью изменения и развития их содержания средствами адекватной саморегуляции и влияния коррекционных механизмов, возникающих в процессе групповой динамики;
• при реализации программы обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности формирования знаний и умений каждого участника, что предполагает сочетание групповой формы работы с индивидуальной.
При обучении женщин рациональному питанию основной целью мы ставили развитие их информационной компетентности о смысле и содержании рационального питания. А также программа предполагает оказание обучающимся качественной психологиче-
65
ской помощи в форме индивидуального и группового консультирования по изменению личностных качеств, детерминирующих нарушение пищевого поведения.
Данная цель могла быть достигнута только при четко сформированных задачах программы обучения:
1) ценностно-мотивационная задача - развитие ответственного отношения к своему пищевому поведению;
2) когнитивная задача - формирование знаний в области пищевого поведения в соответствии с принципами рационального питания;
3) эмоциональная задача - коррекция эмоциональных реакций и состояний, являющихся предикторами переедания;
4) поведенческая задача - обучение свободному пищевому поведению при отказе от пищевых запретов, в соответствии с принципами рационального отношения к питанию.
Разрабатывая содержание и технологию программы мы опирались на теоретико-методологические основы личностноориентированной (реконструктированной) психотерапии (Мясищев, Карвасарский, Исурина, Ташлыков), где личность рассматривается как система отношений человека к себе, к людям, к окружающему миру. В качестве метода, реконструктированная психотерапия позволяет произвести интеграцию различных подходов психотерапии в связи с конкретными целями и задачами психолого-
педагогического воздействия, а также психологическими характеристиками конкретной категории клиентов. В основу работы также положена клиент-центрированная терапия К. Рождерса и гештальт-терапия, которая в нашей стране интегрирована в практику лично-стно ориентированной психотерапии [4; 6]. На основании теоретического анализа и данных собственного эмпирического исследования и факторного анализа данных были выделены мишени психологопедагогического воздействия в процессе развития групповой динамики, позволяющей за относительно короткий срок оказывать влияние на поведение и личностные качества учащихся, а именно:
• изменение в самоуважении, самодетерминации;
• степень конгруэнтности между идеальным и реальным «Я»;
• уменьшение диктата в отношениях, большей степени принятия других, эмоциональная коррекция нарушенных отношений;
• формирование адекватного поведения на основе достижений в когнитивной и эмоциональной сферах.
Проектирование модели обучения рациональному питанию подчинялось следующей логике: 1) определение границ модели и формулировка цели проектирования; 2) формулировка цели и задач модели;
3) обоснование принципов, на основе которых будет осуществляться проектирование модели; 4) обоснование компонентов модели и разработка их содержания; 5) выделение условий эффективного функционирования модели; 6) определение основного результата, который должен быть достигнут при реализации данной модели, обоснование технологии и инструментария его диагностики; 7) экспериментальная апробация модели в рамках выделенных условий.
Для достижения цели нашей модели наиболее эффективными являются проблемный, деятельностный и рефлексивный педагогические подходы. Среди психологических мы выделили когнитивноповеденческий и гештальт-подходы. Обеспечение их возможно на основе реализации соответствующих им педагогических и психологических принципов. К педагогическим принципам мы отнесли: принцип проблемности, приоритета деятельностного содержания над информационным, осознанной перспективы, центрации на личность, обратной связи и гибкости. Психологические принципы: «здесь и теперь», добровольности, вариативности, субъективиза-ции, сотрудничества, конфиденциальности.
Процесс обучения рациональному питанию представлен:
• содержанием обучающей программы;
• средствами (информационные, обучающие, диагностические) и методами обучения (проблемные, активные, методы разработки решения, рефлексивные), используемые на этапах процесса обучения рациональному питанию;
• комплексом педагогических и психологических условий, включающим в себя: включение взрослых в совместную деятельность по обучению рациональному питанию; формирование установки на саморазвитие и улучшение качества жизни.
Результативный компонент модели - критерии (знания, умения и навыки рационального питания, необходимые для свободного пищевого поведения, мотивация), соответствующие им показатели и диагностические методики.
Модель целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат. Предлагаемая нами модель выступает средством организации практических действий, направленных на обучение взрослых рациональному питанию, поэтому она имеет прагматический характер.
Схема модели представлена на рис.1.
Задачи:
1) ценностно-мотивационная - развитие ответственного отношения к своему питанию;
2) формирование более адаптивной структуры личности;
3) достижение профессионально-личностной успешности
Принципы педагогические: проблемности, приоритета деятельностного содержания над информационным, осознанной перспективы, центрации на личность, обратной связи, гибкости;
психологические: «здесь и теперь», добровольности, вариативности, субъективи-зации, сотрудничества, конфиденциальности
I
Подходы педагогические: деятельностный, проблемный, рефлексивный;
психологические:
когнитивно-поведенческий и гештальт-подходы
Рис. 1 Модель обучения взрослых рациональному питанию
Содержание программы подчинялось решению задач на каждом этапе обучения. Так, на начальном этапе - это формирование установки на успешность, способности получать удовлетворение от самого процесса обучения и повышения способности к саморегуляции.
На втором этапе необходимо создать условия для реализации и развития поведенческих навыков, ведущих к формированию пищевого поведения в соответствии с принципами рационального питания и повышения способности к саморегуляции.
На третьем этапе наиболее важно создать личностную готовность к самостоятельной деятельности и личностному развития.
На каждом из трех этапов психолого-педагогического сопровождения должны использоваться методы и техники, направленные на эмпирически выявленные проблемы клиентов. Это достигается комплексным и последовательным использованием практических рекомендаций из психологических концепций, предлагающих решение задач, схожих с проблемами клиентов (см. табл. 1).
Таблица 1
Содержание учебной программы обучения рациональному питанию
Этап Вид обуче- ния Задачи обучения Результаты обучения
Формирование мо-тиваци-онно-ценностного отношения к нормализации пищевого поведения Эмоцио- нально- пове- ден- ческий подход ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ТЕЛА 1) осознание отношения к своему телу и когниций, ведущих к перееданию Осознание своей позиции личности, своих непозитивных установок и способов их преодоления, более реалистичное восприятие себя и других людей, своего места в социуме
2) позитивное переформулирование симптома Способность трансформировать агрессивную позицию по отношению к телу, в исследовательскую, что позволяет внимательнее прислушиваться к своим желаниям, потребностям и по возможности удовлетворять их
Формирование знаний, умений и навыков рационального питания Когни- тивно- пове- денче- ский подход НОРМАЛИЗАЦИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 1) передача знаний, умений и навыков основ рационального питания Более осознанный подход к выбору и употреблению продуктов, повышение ответственности за свое питание и уровня поведенческой гибкости в отношении еды в зависимости от ситуации
2) разделение чувства голода, как физиологической потребности и аппетита как проявление эмоционального дискомфорта Способность отслеживать и осознавать собственные потребности, замещаемые едой
3) выявление и коррекция своих стилей реагирования и и повышение способности к саморегуляции Повышение уровня поведенческой гибкости в реализации своих потребностей
Постановка задач развития и самосо-вершен-ствования Эмоционально - пове-денче-ский, гуманистический подходы АКТУАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ 1) повышение уровня осознания обусловленности процесса и результата действий с содержанием установки (суждения, инициирующего действие) Большая осознанность в выборе мотивов снижения веса, повышение собственной отвествен-ности в достижении цели снижения веса
2) анализ своих установок во взаимоотношениях со значимыми другими Повышение ответственности за свое обучение и успешность межличностного взаимодействия
В результате эмпирического исследования, в котором приняло участие 196 женщин, удалось выделить три типа нерационального пищевого поведения - экстернальный, эмоциогенный и смешанный тип (сочетание эмоциогенного и ограничительного типов пищевого поведения). В ходе исследования мы также изучили специфику свойств личности женщин каждого из выделенных типов нерационального пищевого поведения и конкретизировали психологопедагогические коррекционные задачи для специализированной работы в каждой их трех групп.
Опираясь на общую модель программы обучения взрослых рациональному питанию, были разработаны три варианта программы, для каждой из трех групп по типу пищевого поведения.
Таблица 2
Содержание программы обучения для женщин с экстернальным типом пищевого поведения
Специфика свойств личности Психолого-педагогическая задача Метод Ожидае- мый результат
Психологи- ческая Педагоги- ческая Психологи- ческий Педагоги- ческий
Негативное содержание телесного я-образа Включение в телесный я-образ позитивного содержания создание мотивационных ориентаций Трансовые техники, аутотре- нинг Ролевая игра, демонстрация Формирование аутосимпатии
пассивно- избегающее поведение с паттернами регрессивной зависимости фокусировка на ситуации «здесь и сейчас» и развитии самопод-держки Контроль способов взаимодействия Гештальт упр., техника челнока Обратная связь, анализ альтернатив, обсуждение Конфронтация с подобным поведением и изменение системы отношений
гиперболизация стратег. совла-дания со стресс. ситуац.: «конфронтация», «принят. ответственности «избегание»; низкий уровень «планирования» Создание позитивных установок, модификация поведенческого репертуара обучение планированию когнитив- но- поведен-ческ. методы: направлен-ное воображение Дискуссия, диспут реконструкция копинг -стратегий совладания со стрессовыми ситуациями
Экстернальный локус контроля Повышение интернальн. локуса контроля развитие са-моподдержки, распределение ответственности Когнитив- но- поведен-ческ. методы: «психология оптимизма», Seligman Обратная связь, демонстра-ция, обсуждение Развитие интерналь-ного локуса контроля
Таблица 3
Содержание программы обучения для женщин с эмоциогенным типом пищевого поведения
Специфика свойств личности Психолого-педагогическая задача Метод Ожидае- мый результат
Психологи- ческая Педагогическая Психологи- ческий Педагогиче- ский
Негативное содержание телесного я-образа Включение в телесный я-образ позитивного содержания создание мотивационных ориентаций Гештальт-упражнения: пере-формулирование симптома Проблемная ситуация, демонстрация Формирование аутосимпатии, закрепление позитивного самоотно-шения
Алекситимиче-ские тенденции Повышение способности к определению и вербализации чувств и эмоций Контроль внутренних переживаний и ощущений Когнитивно-поведенческие методы: БОС-терапия Объяснительно-иллюстративные методы Развитие рефлексии
пассивно- избегающее поведение фокусировка на ситуации «здесь и сейчас» и развитии самопод-держки Контроль способов взаимодействия Гештальт-упражнения, техника челнока Обратная связь, анализ альтернатив, обсуждение Конфронтация с подобным поведением и изменение системы отношений
гиперболизация и неадаптивное использование стратег. совладания со стресс. ситуациями «самоконтроль» Создание позитивных установок, модификация поведенческого репертуара Развитие само-поддержки, распределение ответственности когнитивно-поведен-ческ.метод ы: направленное воображение Дискуссия, обратная связь, «мозговой штурм» реконструкция копинг -стратегий совладания со стрессовыми ситуациями
Таблица 4
Содержание программы обучения для женщин со смешанным типом пищевого поведения
Специфика свойств личности Психологопедагогическая задача Метод Ожидае- мый результат
Психологи- ческая Педагогиче- ская Психологи- ческий Педагоги- ческий
Негативное содержание телесного я-образа Включение в телесный я-образ позитивного содержания создание мотивационных ориентаций Гештальт-упражнения, пере-формулирование симптома Проблемная ситуация, демонстрация Формирование ауто симпатии, закрепление позитивного са-моотноше-ния
пассивно-избегающее поведении с паттернами регрессивной зависимости. фокусировка на ситуации «здесь и сейчас» и развитии самопод-держки Контроль способов взаимодей- ствия Гештальт упр.,техника челнока Обратная связь, анализ альтерна- тив Конфронтация с подобным поведением и изменение системы отношений
гиперболизация и неадаптивное использование стратег. совла-дания со стресс. ситуациями «самоконтроль» Создание позитивных установок, модификация поведенческого репертуара Развитие са-моподдерж-ки, распределение ответственности когнитивно-поведен-ческ. методы: направленное воображение Дискуссия, обратная связь, «мозговой штурм» реконструкция ко-пинг-стратегий совладания со стрессовыми ситуациями
Общий план проведения занятий включал в себя пять встреч длительностью 4,5 часа в течение месяца. Затем, в течение года через систему факультативных занятий проводилась специально организованная групповая работа, в процессе которой пополнялись представления участников о проблеме избыточного веса в мире и влияние его на здоровье человека.
Критерии эффективности обучения.
Предполагается, что клиент по завершению обучающей программы:
- несет ответственность за свое пищевое поведение,
- имеет систему убеждений и отношений к себе, необходимый и достаточный объем знаний и умений, которые дают ему возможность самостоятельно, без помощи специалиста следовать принципам рационального питания;
- имеет систему убеждений, объем знаний и технических умений, которые дают возможность самостоятельно контролировать ка-
чества своей личности с целью сохранения результата психологопедагогического коррекционного процесса.
Эффективность обучающей программы и устойчивость достигнутых положительных результатов выявлена по результатам итоговой диагностики, представленных в других статьях по теме, и дает обоснование считать, что педагогическая психология обладает научно-методическим потенциалом, позволяющим психологам активно включаться в решение проблем формирования у взрослого населения знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни, в том числе и посредством развития тенденций рационального питания [8, с. 3].
Список литературы
1. Гинзбург М.М, Козупица Г.С., Крюков Н.Н. Ожирение и метаболических синдром. Влияние на состояние здоровья, профилактика и лечение. - Са-мара,1999.
2. Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. - СПб.,1999.
3. Каирова М.Т. Психологические аспекты формирования компетентности в сфере пищевого поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2009
4. Карвасарский Б.Д. 2006 Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб., 2006 .
5. Лобыкина Е.Н. Организация профилактики и лечения ожирения и избыточной массы тела взрослого населения крупного промышленного центра (на примере г. Новокузнецка): автореф. дис. ... д.м.н. - Кемерово, 2009.
6. Менделевич В.Д. Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов. - Казань, 2002.
7. Петленко В.П. Основы валеологии. 2000 URL: www.Medical-term.ru//.
8. Петанова Е.И. Каирова М.Т. Особенности психологических защит у женщин с избыточным весом // Состояние здоровья: медицинские и психологопедагогические аспекты. - Чита - Славянск, 2009.
9. Hodges E.L., Cochrane C.E. family characteristics of bing-eating disorder patients // Int. J. Eat. Disord., 1998.
10. The Eating Disorders / Eds. A.J. Giannini, A.E. Slaby. - Springer-Verlag New York Inc, 1993.