Научная статья на тему 'Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа)'

Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1014
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / РОМАНТИЗМ В МУЗЫКЕ / PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF THE PERSONALITY / MUSICAL STYLE / INTERPRETATION OF PIECES OF MUSIC / ROMANTICISM IN MUSIC

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рева Галина Вячеславовна

Рассматривается вопрос о влиянии психологических свойств личности на его музыкальное творчество (на примере Ф.Шопена и Ф. Листа). Цель заключается в сопоставлении психологических антиподов двух композиторов, в результате которого рельефно выявляются стилевые особенности, идейное содержание, образный строй композиторский почерк того и другого. Отмечено, что знание этих особенностей позволяет грамотно интерпретировать произведения, создавать именно тот образ, который заложен самим композитором. Актуальность обусловлена тем, что в искусстве композиторов романтического направления доминирует психологическое, автобиографическое начало, связанное с самораскрытием автора, понимание которого позволит исполнителю грамотно интерпретировать исполняемое произведение. Показано, что точное определение соотношения произведения как такового с его автором, временем написания, а так же учет всех стилевых черт в процессе работы над произведением, напрямую зависят от традиций, сложившихся в данной культуре. Установлено, что проникновение личностного начала творца в художественное поле произведения становится главным источником его содержания и формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological antipodes in music: questions of interpretation (as shown by F. Chopin and F. Liszt’s creativity)

The paper explores the influence of psychological properties of the personality on his musical creativity (F. Chopin and F. Liszt’s music was taken as an example). The goal of this paper is to compare psychological antipodes of two composers. As a result, style features, the ideological contents, a figurative system and composers’ handwriting are distinctly established. The knowledge of these features allows a competent interpretation of works and the creation of that image which is put by the composer. Relevance lies in that the psychological and autobiographical aspects dominate in art of composers of the romantic direction. These aspects are related to self-disclosure of the author the understanding of which allows the performer to competently interpret the performed work. Exact definition of a correlation of work with its author and writing time, as well as the consideration of all style lines in the course of work, directly depend on the traditions which developed in this culture. It is inferred that penetration of the personal principles of the creator into an art field of work becomes the main source of its contents and shaping.

Текст научной работы на тему «Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа)»

УДК 78 :159.9

ББК 85.31

Р 32

Рева Г. В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета, e-mail: 19tigra62@mail.ru

Психологические антиподы в музыке: вопросы интерпретологии (на примере Ф. Шопена и Ф. Листа)

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается вопрос о влиянии психологических свойств личности на его музыкальное творчество (на примере Ф.Шопена и Ф. Листа). Цель заключается в сопоставлении психологических антиподов двух композиторов, в результате которого рельефно выявляются стилевые особенности, идейное содержание, образный строй композиторский почерк того и другого. Отмечено, что знание этих особенностей позволяет грамотно интерпретировать произведения, создавать именно тот образ, который заложен самим композитором. Актуальность обусловлена тем, что в искусстве композиторов романтического направления доминирует психологическое, автобиографическое начало, связанное с самораскрытием автора, понимание которого позволит исполнителю грамотно интерпретировать исполняемое произведение. Показано, что точное определение соотношения произведения как такового с его автором, временем написания, а так же учет всех стилевых черт в процессе работы над произведением, напрямую зависят от традиций, сложившихся в данной культуре. Установлено, что проникновение личностного начала творца в художественное поле произведения становится главным источником его содержания и формирования.

Ключевые слова:

Психологические свойства личности, музыкальный стиль, интерпретация музыкальных произведений, романтизм в музыке.

Reva G.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Musical Performance Disciplines, Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: 19tigra62@mail.ru

Psychological antipodes in music: questions of interpretation (as shown by F. Chopin and F. Liszt's creativity)

Abstract:

The paper explores the influence of psychological properties of the personality on his musical creativity (F. Chopin and F. Liszt's music was taken as an example). The goal of this paper is to compare psychological antipodes of two composers. As a result, style features, the ideological contents, a figurative system and composers' handwriting are distinctly established. The knowledge of these features allows a competent interpretation of works and the creation of that image which is put by the composer. Relevance lies in that the

psychological and autobiographical aspects dominate in art of composers of the romantic direction. These aspects are related to self-disclosure of the author the understanding of which allows the performer to competently interpret the performed work. Exact definition of a correlation of work with its author and writing time, as well as the consideration of all style lines in the course of work, directly depend on the traditions which developed in this culture. It is inferred that penetration of the personal principles of the creator into an art field of work becomes the main source of its contents and shaping.

Keywords:

Psychological properties of the personality, musical style, interpretation of pieces of music, romanticism in music.

Эпоха романтизма характеризуется кардинальными переменами в сознании людей под влиянием сложившейся обстановки в обществе. Руководство только законами логики и разума не позволяло объяснить происходящее, приедшее к тому, что романтики начали воссоздавать желаемый мир и гармоничную реальность в своей душе. Происходит погружение в сферу интимного пространства лирического героя. Раскрытие внутреннего мира человека, идея Личности в ее неповторимости и уникальности становится центром многих художественных исканий. Поэтому в искусстве романтиков доминирует психологическое, автобиографическое начало [1].

В период расцвета романтизма творчество многих композиторов становится искусством самораскрытия автора. Проникновение личности творца в художественное поле произведения становится главным источником его содержания и формирования. В этой связи понимание психологических особенностей, биографических вех авторов, безусловно, способствует более глубокому проникновению в авторский замысел и более точной интерпретации их музыкальных произведений.

В данной статье мы предпримем попытку определить влияние личностного начала на художественное творчество на примере столпов эпохи романтизма -Фредерика Шопена и Ференца Листа. По единодушному мнению музыковедов, несмотря на принадлежность одному художественному направлению, они представляли яркий контраст.

Психологический тип Шопена А. Зильберман характеризует как аффективный тип личности, что идеально соответствует романтическому стилю. С. Лобачевская, используя классификацию КЮнга, причисляет Ф.Шопена к интровертному типу, а по типологии Э.Кречмера, он представляет астеническо-шизофренический тип. Кроме того, исследователи типа личности Ф. Шопена полагали, что он соединял в себе следующие тенденции: психастеническую (склонность к колебаниям, перфекционизму, сомнениям - П.Жане), шизотемическую (аутизм, повышенную чувствительность - Э. Ганш) и специфическую интровертность (так называемый «комплекс покинутости» - Л. Шонди) [2].

Разумеется, вместить все личностные особенности Шопена в типологические рамки невозможно, они гораздо сложнее, художественно ярче, пластичнее, эмоционально богаче. Однако комплекс приведенных характеристик отражает доминирующие особенности темперамента Шопена - неустойчивость психических состояний, повышенную впечатлительность, отстраненность от окружающего мира и сосредоточенность на внутренних ощущениях, женственность натуры, невротизм. Его можно отнести к меланхолическому типу темперамента.

Психологические особенности композитора отчетливо проявились в его творчестве. Музыка Шопена - экстракт рафинированности в лучшем смысле этого слова, тонко отшлифованной красоты и изящества. Никто из композиторов, вплоть до

нашего времени, не смог превзойти поэтическое обаяние его музыки. Разнообразные настроения - от отстраненной меланхолии до взрывного драматизма страстей или рыцарских героических образов - музыкальные откровения Шопена всегда пропитаны высокой поэзией.

В противоположность Ф. Шопену, к психологическим особенностям Ф. Листа следует отнести такие качества, как смелость, броскость демонстрации себя и своих музыкальных идей, эпатажность, что проявлялось в организации публичных концертов, своеобразной импульсивной, стремительной манере поведения на эстраде, активной жестикуляции, мимике и даже в своеобразном стиле одежды. Он привлекал к себе внимание, подчеркивая собственную неординарность и исключительность. Он неустанно устанавливал контакты с окружающим миром. О.Д. Левашева, характеризуя личностные особенности музыканта, пишет: «Блистательный артист и одинокий странник, пылкий «цыган» (так он любил себя называть) и отрешенный от мира монах-отшельник, блестящий собеседник светских салонов, любивший щегольнуть своим остроумием, и мудрый наставник молодежи, друг вельможных герцогов и горячий защитник «отверженных» обществом, стойкий демократ по убеждениям и аристократ по внешнему облику - таковы весьма контрастные психологические параллели этого впечатляющего образа, обычно именуемые «противоречиями мятежной и страстной натуры» [3:32].

Огненный темперамент позволял Ф.Листу весьма органично вписываться в культурную атмосферу своего времени. Когда зрители внимательно и придирчиво оценивали концертное исполнение музыкантов, он идеально соответствовал представлениям взыскательных слушателей об образе исполнителя-виртуоза. Лист поражал воображение своих современников неистовой мощью игры. Друг Листа, знаменитый немецкий поэт Г.Гейне, упрекал

его в том, что его пальцы нередко «слишком бешено носятся по клавишам». Он шутливо называл Листа «Аттилой» - именем предводителя воинственного племени гуннов, «божьим бичом концертных роялей, которые трепетали при одной вести о его прибытии...» [4].

Его эпатажность проявлялась и в стремлении насытить свои концертные программы наряду с высокохудожественными произведениями эффектными, блестящими пьесами, которые не имели подлинной художественной ценности. Кроме того, Лист отказался от практики организации концертов с одновременным участием нескольких музыкантов и начал исполнять сольные программы. Этот смелый шаг был вызван горячим стремлением к повышению художественного уровня проводимых им концертов, с одной стороны, и нежеланием делить ни с кем власть над аудиторией - с другой, что свидетельствует о наличии властных и экзальтированных черт в его характере.

В отличие от Листа, Шопен как исполнитель не любил и опасался концертной эстрады. В повседневной жизни он преимущественно вращался в среде аристократов, и эта утонченная, изысканная атмосфера светского салона всегда вдохновляла и воодушевляла его. Именно в светском салоне, рождались истоки неподражаемой утонченности стиля композитора. Блеск, «роскошная» филигранность и виртуозность, так характерные для его музыки, при полном отсутствии специфических актерских эффектов, вероятно, зародились не просто в спокойной камерной обстановке, а именно в аристократической среде [5].

Исполнительский стиль Шопена-пианиста, тесно связанный с его композиторским стилем, отличался невероятным мелодизмом, гибкостью и пластичностью, наличием стройности музыкальной формы в сочетании с тончайшей отделкой деталей, а также характерной одухотворённостью исполнения. Игра Шопена отличалась необыкновенно мягким, бархат-

ным туше, эффектами «звуковой обволакивающей дымки», этот секрет был доступен только ему одному. Особое впечатление на современников производило его исполнение с использованием принципа tempo rubato. Из высказываний современников Шопена следует, что его исполнение, будучи весьма гибким в отношении ритма, не переступало при этом границ хорошего вкуса. Так, по словам Мошелеса, «игра ad libitum у него всегда была элементом «изысканной оригинальности» [Цит. по: 6: 227].

Необходимо отметить еще одно характерное для Ф. Шопена противоречие. Будучи музыкантом необычайного дарования, который вошел в историю мировой музыкальной культуры и отразил в своем творчестве множество новых идей, счел возможным выразить себя средствами одного инструмента - фортепиано. Психологическому складу мышления Шопена наилучшим образом соответствовала именно фортепианная музыка, в звуковой палитре которой он нашел и разработал неисчерпаемые возможности для выражения образов грез и лирических настроений.

Раскрыв все выразительные возможности фортепиано, Шопен сумел так невероятно раздвинуть художественные и колористические границы этого инструмента, что благодаря композитору фортепиано приобрело небывалое дотоле значение.

В импровизациях за фортепиано рождались многие музыкальные образы Шопена и соответственно тут же облекались в чисто пианистическую фактуру. Характерное rubato и изменчивый характер интерпретации, подчеркивает импровизационное происхождение его музыки. Интимные настроения, тончайшие переливы светотеней, поэтическая свобода, воздушность, полетность, зыбкость, неуловимость - были свежи и новы в создании эмоциональной атмосферы этой музыки. Эта атмосфера воплощалась через особый способ музыкального выражения, который был неразрывно связан

с новыми колористическими и техническими возможностями фортепиано.

Открытие природы обертонных созвучий на фортепиано, филигранная разработка выразительных возможностей педали, а именно ее фона и смешения гармонических слияний, дало возможность Шопену создать новую фактуру, присущую только этому инструменту. Фактурное новаторство явилось важнейшим элементом выразительности тем его произведений.

В противоположность Шопену, который разрабатывал неповторимые колористические возможности, свойственные фортепиано, Лист воспринимал и ценил этот инструмент за возможность воспроизвести мощное многокрасочное звучание оркестра. Листу было тесно в рамках одного инструмента. Его холерический темперамент требовал масштабности, грандиозности, яркости и многоцветия. Именно симфоническая трактовка фортепиано сделала Листа новатором в области фортепианной музыки. Он продолжает развитие традиций концертно-виргуозного пианизма, одной из главных черт которого была оркестральность: изобилие красок и звучаний, охват всего семиоктавного диапазона инструмента, преобладание «крупного штриха». В его фортепианном стиле главенствует блеск, виртуозный размах, мощь, особый декламаторский пафос. Все это было очень созвучно его темпераменту, демонстративным, эгоцентричным и экзальтированным чертам характера.

Лист весьма насытил фортепианную фактуру оркестровыми средствами музыкальной выразительности. Для создания оркестровых красок он использовал полнозвучные аккорды в широком расположении, захватывающие весь диапазон фортепиано, имитирующих оркестровое tutti; октавные пассажи, а также пассажи двойными нотами, тремоло, звучащие параллельно в обеих руках, глиссандо, аккордовые трели, исполняемые чередующимися руками, репетиции, и т.д.

Композитор часто использовал ими-

тацию тембров многих инструментов. Очень популярно звучание колокольчиков, органа и национальных венгерских цимбал. Лист также необычайно развил «фресковый» способ фортепианного изложения. Он применял не только плотную аккордовую фактуру, но и различные виртуозные звуковые последовательности, рассчитанные на восприятие в целом. Кроме «фресковой» манеры письма, Лист довольно часто применял прозрачное, воздушное изложение. Некоторые же пьесы нарочито написаны «звонкой», радостной палитрой красок, как будто состоящей из тембров челесты колокольчиков, и «биссер-ных» россыпей фортепианных пассажей («Кампанелла», концертный этюд /-той «Легкость», «У источника»).

Восприятие Листом фортепиано как «оркестра в миниатюре», то есть универсального всеобъемлющего инструмента, ярче всего воплотилось в жанре транскрипции. С этим жанром была неразрывно связана его поистине титаническая просветительская деятельность. Лист неоднократно подчеркивал огромные возможности транскрипции, которая позволяла кардинально расширить диапазон исполняемой музыки. Он выступил как пропагандист наиболее выдающихся произведений мировой музыкальной классики. Транскрипции Листа отличаются яркостью, разнообразием композиционных решений. Довольно часто он строго следует авторскому тексту, аккуратно переводя его на «язык фортепиано». Его оперные транскрипции отличает наличие ярких, очень рельефных, зримых характеристик героев.

Различны также подходы этих великих музыкантов к фольклору, национальной теме. У Шопена главной творческой темой была тема его родины. Любимая Польша, ее образ - картины ее величественного гордого прошлого, образы, почерпнутые из национальной литературы, польского быта того времени, звуки народных песен и танцев - все это - образует

основное содержание его творчества. Размышления Шопена о Польше своеобразная «недосягаемая романтическая мечта». Его чувству к родине особую остроту придавало осознание почти безнадежности судьбы Польши, что, с одной стороны, усиливало характер болезненного томления по недостижимому идеалу, с другой - ощущение восторженного преклонения перед ее замечательным прошлым.

Тема родины, национальные интонации Листа интересуют в меньшей степени. И хотя в «Венгерских рапсодиях» он использует народные мелодии, а вступления, интермедии, и каденции выдержаны в характере импровизаций народных исполнителей, все же главное место в его творчестве занимает программная симфоническая музыка, в которой большинство музыкальных образов, их развитие связано либо с поэзией, либо с нравственно-философской темой. Лист создает новый жанр - симфоническую поэму, которая представляет собой союз музыки и литературы. Примечательно, что программой большинства симфонических произведений Листа являются как поэтические, литературные зарисовки, так и художественные полотна известных живописцев, явления природы. В основном его привлекают темы героические, патетические, философские, реже - лирические.

Итак, неоспорим тот факт, что психологические свойства личности обусловливают особенности творческого почерка музыканта, будь то композитор или исполнитель. Знание этих особенностей позволяет более точно трактовать произведения, создавать именно тот образ, который заложен самим композитором, отразить те идеалы, которые были свойственны тому или иному периоду жизни композитора, и в соответствии со стилевыми особенностями подбирать верные звуковые краски. Главная задача исполнителя - правильно определить соответствие исполняемого произведения с композитором, временем его написания и учесть все стилевые особенности в процессе работы.

Примечания:

1. Мозгот С. А. Интимное пространство в музыке XVII-XIX в-в.: способы выражения и признаки/С. А. Мозгот // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствознание. 2011. № 4(114). С. 189-196.

2. Томашевский М. Шопен. Личность и творчество /М. Томашевский // Музыкальная академия. - 2001.№3.-С. 176-193.

3. Левашева О.Д. Ференц Лист: Молодые годы./О.Д. Левашева. -М.: Музыка. -1998. -192с.

4. Коган Г.М. Работа пианиста. Методическое пособие./Г.М. Коган. - М.: Музыка. -1979.-185с.

5. Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства./ Я.И. Милынтейн. -М.: Советский композитор.- 1983. -262 с.

6. Михайловский А. Как играл Фридерик Шопен? /А. Михайловский. Сост. статей. А.В.Засимова. - М.: Классика ХХ1века.- 2009.- 256с.

References:

1. Mozgot S.A. Intimate space in the music of 17-19 centuries: ways of expression and signs / S.A. Mozgot // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2011. No. 4 (114). P. 189-196.

2. Tomaszewski M. Chopin. Personality and works / M. Tomaszewski //Academy of Music. -2001. No. 3.-P. 176-193.

3. Levasheva O.D. Franz Liszt: Early Years / O.D. Levasheva. - M.: Music. -1998. -192 pp.

4. Kogan G.M. Work of a pianist. A methodological manual / G.M. Kogan. - M.: Music. -1979.- 185 pp.

5. Milstein Ya.I. Problems of performance theory and history / Ya.I. Milstein. - M.: Soviet composer. - 1983. - 262 pp.

6. Mikhaylovsky A. How did Frederic Chopin play? / A. Mikhailovsky. The articles are сотр. by A.V. Zasimova. - M.: Classic of the 21 century. - 2009. - 256 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.