Научная статья на тему 'Психологическая устойчивость в общеобразовательном процессе'

Психологическая устойчивость в общеобразовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1770
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИУМА / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин А. П., Абдулгазизова Е. Р., Зайцева М. П.

Рассмотрена психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая устойчивость в общеобразовательном процессе»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.013.77

J

Л

А. П. Савин, Е. Р. Абдулгазизова, М. П. Зайцева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

______________________________________________Г

Аннотация. Рассмотрена психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных учреждений.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, негативные воздействия социума, основы безопасного поведения

Abstract. We consider the psychological stability to act in emergency situations, the students of educational institutions. Keywords: psychological stability, the negative impact of society, the foundations of safe behavior.

В настоящее время, развитие общества характеризуется опасностями глобального масштаба. При этом предъявляются повышенные требования к безопасности в целом, и в частности, к безопасности учащихся. Это связано с высоким травматизмом и гибелью детей в различных чрезвычайных ситуациях. Таким образом, существует проблема воспитания в общеобразовательной школе безопасного поведения и психологической устойчивости учащихся в различных стрессовых и чрезвычайных ситуациях

[1,3,4,8].

Вопросы по проблеме безопасности исследованы во многих научных работах. Но там лишь теоретические выводы, а педагогическая проблема формирования психологической устойчивости и навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и совершенствования данного процесса в этих работах фактически не исследуется.

Одной из важнейших задач современного образования является подготовка учащегося к безопасной жизнедеятельности. Формирование у школьников знаний, умений и навыков безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Обеспечение безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной в современном мире. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения школьников основам безопасного

поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности [2,5,6,7].

Объект исследования - образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Предмет исследования - психологическая устойчивость к действиям в чрезвычайных ситуациях у учащихся общеобразовательных учреждений.

Ю. С. Шойгу пишет: «Психологическая устойчивость - это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики» [10]. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких, как тип нервной деятельности, опыта, уровня подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности.

В. Э. Чудновский рассматривает психологическую устойчивость как способность личности противостоять негативным воздействиям социума, сохранять свои позиции, установки, убеждения [9].

Психологическая устойчивость - это сложное и емкое качество человека. В нем составлен целый комплекс способностей, широкий круг различных явлений. Жизнь личности разнообразна, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. Существуют основные три аспекта психологической устойчивости:

• стойкость, стабильность;

• уравновешенность, соразмерность;

• сопротивляемость, резистентность.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

37

Инновации в образовательных учреждениях

Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения. Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению событий (величине положительных и отрицательных последствий, к которым он может привести).

Сопротивляемость - способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

В стабильность входит постоянство функционирования, надежность в ежедневной деятельности.

Уравновешенность проявляется в способности минимизировать негативное влияние внешних факторов.

Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, как способность к эффективной психологической саморегуляции. Стабильность проявляется в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться.

Таким образом, психологическая устойчивость является системным свойством, обуславливающим успешную адаптацию человека к воздействию различных негативных факторов, позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять спокойствие и работоспособность в различных ситуациях. Она является сложным и емким качеством личности, объединяющим целый комплекс способностей: стойкость (способность противостоять), уравновешенность (способность соизмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма), сопротивляемость (способность противостояния внешним влияниям) -определяются при помощи методики определения нервно-психической устойчивости.

Для более ясного представления о том, что преподается учащимся школы на уроках, возьмем описание школьных программ и некоторых уроков по ОБЖ.

Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5-9 классах отводится

по 35 часа в год (1 час в неделю), и в 10-11 классах по 34 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать первую МП пострадавшим.

Таким образом, можно сделать вывод, что в программу ОУ входит освоение знаний, умений и навыков о безопасном поведении в ЧС, но недостаточно информации о формировании психологической устойчивости.

Литература

1. Бузмакова А. А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.55-63.

2. Величковский Б. Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу // Вестник МГОУ. «Психологические науки». 2007. № 3. С.105-112.

3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Владос, 1976. 234 с.

4. Надышева Т. Б. Психологическое здоровье детей и подростков // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.14-17.

5. Нигматуллина М. Г., Лебедева Д. П. и др. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 3. С.36-44.

6. Николаева Н. А. Классный час «Час мужества» // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.16-18.

7. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы / Под ред. Ю. Л. Воробьева. Дрофа, 2010.

8. Стахнеева И. Ю. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. Учеб. пособие. Спб.: СГПУ, 2004. 198 с.

9. Чудновский В. Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избр. тр. М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2006. 767 с.

10. Шойгу Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. М.: Смысл, 2007. 127 с.

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.