Timoshenko Tatiana Victorovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University».
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, Phone: (8634)371795.
Assistant professor, Cand. Philos. Sc.
УДК 612.821
О.Ю. Шпаковская
ПИКТОПОЛИГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ, КАК ЛИЧНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ
ЛИЧНОСТИ
Данная статья посвящена исследованию феномена ответственности, как характеристики личности и её взаимосвязи с психологической устойчивостью личности. В качестве метода, используемого для исследования данных характеристик, использовался метод эгоскопии, не использованный ранее для исследования феномена ответственности.
Феномен ответственности; эгоскопия.
O.Yu. Shpakovskaya
THE PICKTOPOLIGRAPHIC INVESTIGATION OF PHENOMENON RESPONSIBILITY, HOW CHARACTERISTIC OF PERSONALITY AND ITS INTERACTION WITH PERSONALITY’S STABILITY
This article is devoted to the investigation of phenomenon responsibility, how characteristic of personality and its interaction with personality’s stability. Method of egoscopic was selection by us, to investigation that characteristic, it's new method for investigation of phenomenon responsibility.
Responsibility phenomenon; egoscopy.
Среди наиболее важных базовых качеств специалиста любого уровня является надежность, способность адаптироваться к меняющимся условиям окружающего мира. Среди критериев надежности особое внимание в последнее время стало уделяться ответственности и психологической устойчивости и также способности к саморегуляции и самоорганизации поведения. Исследование и формирование данных характеристик личности является весьма актуальным и перспективным направлением в психологии, поскольку связано с возросшими в последнее время требованиями к работникам, к их профессионально-психологическим качествам и компетенциям со стороны работодателей.
При профотборе традиционными методами диагностики надежности специалиста, является тестирование и беседа, опрос, но на практике, часто оказывается, что специалисты, показывают высокие показатели ответственности и психологической устойчивости по тестам, но в реальной ситуации профессиональной деятельности проявляют противоположные поведенческие реакции, а именно психологическую неустойчивость и безответственность. Поэтому актуальным на сегодняшний день является создание комплекса методик, позволяющих оценить поведение будущего сотрудника в ситуации, смоделированной по образу будущей
профессиональной деятельности. Контингент для исследования психологической устойчивости и личностной характеристики - ответственности был выбран среди студентов, в связи со спецификой современного производства, предъявляющего высокие требования к эмоциональным ресурсам молодых специалистов, возникает необходимость изучения и развития психологической устойчивости уже на этапе обучения профессии. Поэтому целью работы является подбор методик, для исследования психологической устойчивости и ответственности. Итак, в данной работе мы выдвинули ряд задач:
• рассмотреть проявление психологической устойчивости состояния в осуществлении профессиональной деятельности студентов-менеджеров;
• разработать методики экспериментального исследования личностной характеристики - ответственности и показателей, обеспечивающих психологическую устойчивость;
• провести экспериментальное исследование, направленное на выявление показателей личностной ответственности и показателей психологической устойчивости.
Предметом исследования выступает исследование психологической устойчивости и ответственности, их взаимосвязь между собой. Рассмотрим, что понимается под вышеупомянутыми чертами личности.
В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабильность».
Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability - психическая стабильность (устойчивость) [6].
Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости:
• стойкость, стабильность способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Стойкость проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции;
• уравновешенность, соразмерность. Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести);
• сопротивляемость (резистентность). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора [6].
В данном исследовании мы рассматривали психологическую устойчивость в аспекте стойкости (стабильности), а именно, как способность сохранять устойчивость поведения, несмотря на трудности, это возможно для личностей способных к эффективной саморегуляции.
Психологическую устойчивость, как результат саморегуляции, исследовали В.Э. Чудновский [4], Е.П. Крупник [2], М.Н. Аболин [1] и др. Авторы считали, что люди в ситуациях требующих принятия решения, способны демонстрировать устойчивое либо неопределенное поведение. В.Э.Чудновский [4] утверждает, что
устойчивость поведения личности является результатом саморегуляции человека. Основным условием сохранения устойчивости поведения является саморегуляция субъекта, ориентирующегося на цели, выходящие за пределы данной ситуации. Он считает, что уровень самоорганизации задает устойчивость личности.
Дж. Баднером был проведен анализ категории устойчивость-неустойчивость к неопределенности. В данной работе неустойчивость к неопределенности трактуется как «тенденция воспринимать двусмысленные ситуации как источник угрозы». Устойчивость к неопределенности определяется как «тенденция воспринимать неопределенные ситуации как желательные» Неопределенная ситуация характеризуется новизной, сложностью или неразрешимостью. Личность устойчивая к неопределенности реагирует на неопределенную ситуацию творчеством, а неустойчивая к подобным ситуациям личность формирует тенденцию интерпретировать их в качестве опасных, неустойчивая личность демонстрирует избегание ситуации, уход от ответственности [7].
В психологическом словаре ответственность трактуется как «специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни» [6].
Поэтому можно сказать, что между понятиями психологическая устойчивость и ответственность существует общая связь, а именно тот факт, что данные понятия неразрывно связаны с критериями эффективности саморегуляции. Эффективная саморегуляция проявляется в способности личности брать на себя ответственность за события, происходящие в жизни, а также в умении проявлять активность, стабильность, выдержку в сложных нестандартных ситуациях.
Итак, устойчивое поведение является формой проявления психологической устойчивости личности, как целостной характеристики личности, обеспечивающей ее способность в проблемных ситуациях адаптироваться к фрустрирующим и стрессогенным воздействиям, возвращаясь самостоятельно в состояние психологического равновесия с собой и с окружающим миром.
В качестве признака проявления устойчивости нами рассматривалась поведенческая включенность студента-менеджера в профессиональную деятельность при отсутствии либо противоположной направленности когнитивной (мотивационной) составляющей и эмоциональной составляющей. Раскроем более подробно, в чем заключается суть вышеперечисленных трех компонентов (типов) реакции. Опираясь на работы Мукониной М.В [3], Г.П. Юрьева, А.А. Скоморохова [5], мы решили представить профессиональное поведение менеджера при помощи оценки вклада, существующих у данного типа поведения трех компонентов реакции (типов реакции) на проблемную ситуацию:
• Когнитивная (мотивационная) составляющая (Х-реакция) - осознание личностью не на формальном, а на внутреннем уровне - уровне саморегуляции, значимости выполняемой деятельности (готовность выполнять деятельность не по принуждению а благодаря личной мотивации к деятельности), а также включенность мыслительных процессов, направленных на понимание сути профессиональной деятельности.
• Эмоциональная составляющая (У-реакция) - эмоциональное отношение к деятельности, (позитивная, негативная, нейтральная оценка).
• Поведенческая составляющая (2-реакция) выражается в степени готовности личности к практическому добросовестному выполнению профессиональ-
ной деятельности, готовности проявлять инициативу, помогать сотрудникам, быть готовым обучаться новому виду деятельности.
Именно поведенческая составляющая 2-реакция является в данной работе основанием для оценки ответственного и устойчивого поведения. Как было отмечено ранее, устойчивость поведения менеджера рассчитана путем сравнения количества реакций поведенческой включенности и избегания деятельности (2-реакций) при отсутствии, либо противоположной направленности когнитивной (мотивационной) составляющей и эмоциональной составляющей. То есть из целого ряда экспериментальных задач для оценки устойчивости отбирались лишь те задачи, в которых отсутствует, либо испытуемому мешает эмоциональный и когнитивный (мотивационный) компоненты (те задачи, которые вызвали сложность и негативные эмоции).
Ответственность менеджера рассчитывается при сравнении количества реакций поведенческой включенности и избегания деятельности (2-реакций), но в отличие от психологической устойчивости, данные реакции поведенческой включенности будут измеряться во всех заданиях и, если поведенческая включенность на практике будет совпадать с фактической эффективностью выполнения деятельности, то показатель включенности можно будет принимать за показатель ответственности.
Таким образом, мы предположили что ответственное, устойчивое поведение можно оценивать по типам реакции на ситуацию. Мы считаем, что создание эксперимента, моделирующего профессиональную деятельность и оценка поведения на основании данных, полученных в результате применения эгоскопии, позволит с большей вероятностью спрогнозировать ответственное устойчивое поведение менеджера непосредственно в будущей профессиональной деятельности, в отличие от тестов-опросников, оценивающих наличие данных личностных качеств.
В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что устойчивое и ответственное поведение не всегда может одновременно присутствовать у одного и того же человека. На основании проведенного эксперимента, мы выделили четыре типа личностей, обладающих в разной мере исследуемыми качествами:
1) испытуемые, обладающие низким уровнем ответственности и психологической устойчивости - такие личности избегают трудности, у них не сформированы навыки саморегуляции, низкая способность к самоорганизации поведения. Такие личности не подходят для ответственной работы;
2) испытуемые, обладающие низким уровнем устойчивости и высокой ответственностью - у таких личностей остро развит субъективный контроль, они стараются быть успешными, но как только возникает сложная ситуация, у данных личностей начинается паника, они стараются поскорее выйти из сложной ситуации;
3) испытуемые, обладающие высокими показателями устойчивости и низкими показателями ответственности - в основном активизируются, только в сложных ситуациях. На протяжении всего эксперимента данные испытуемые не включены в деятельность, но когда ситуация становится сложной и неоднозначной; они готовы брать на себя ответственность и принимать решения, стараясь спасти ситуацию, иногда отказываются принимать участие в решении задачи, если она кажется им слишком легкой. По сравнению со вторым типом, данный тип испытуемых является более надежным;
4) испытуемые, обладающие высоким уровнем ответственности и психологической устойчивости - такой тип личности является наиболее предпочтительным при приеме на ответственную должность, поскольку данные личности обла-
дают высоким уровнем саморегуляции и умеют адекватно организовывать свое поведение, в соответствии с меняющимися условиями.
Итак, после проведения эксперимента в рамках пиктополиграфического подхода, мы смогли перевести исследование феномена ответственности в измерительную плоскость - это стало возможно благодаря методу эгоскопии, который открывает новые возможности в исследовании феномена ответственности. Данный метод позволил нам выделить четыре типа личностей испытуемых, оценивая присутствие у данных личностей таких характеристик, как ответственность и психологическая устойчивость; также мы смогли обозначить какие типы личностей являются наиболее предпочтительными при приеме на ответственную должность; разработали модель совместной мыслительной деятельности; подобрали ряд методик, помогающих оценить и спрогнозировать поведение каждого типа испытуемого в будущей профессиональной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Докт. дис. - М., 1989.
2. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость индивидуального сознания. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. - М.: МПГУ, 1994.
3. Муконина М.В. «Мера ответственности» http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/scientificarticles/Mukonina_MV/
4. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
5. Г.П. Юрьев, А.А. Скоморохов Применение эгоскопа» http://www.siata.net.ua/avtor.html.
6. http://psy.kemcity.ru/vocab/txt/o45.htm.
7. http://www.firstjob.ru/?ScienceView&ID=185.
Шпаковская Оксана Юрьевна
Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347900, г. Таганрог, Петровская, 81, тел.: (8634)311143.
Научно-образовательный центр систем функциональной диагностики и биобратных связей, психолог.
Shpakovskaya Oxana Yurievna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University».
E-mail: [email protected].
81, Petrovskaya, Taganrog, 347900, Russia, Phone: (8634)311143.
Science-informative centre of the systems of functional diagnostic and bi-reverses signals, psychologist.