Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРЕСС-РЕАКЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СКЛОННОСТЬ К РИСКУ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна, Платонова Марина Сергеевна

В статье описываются результаты эмпирического исследования психологических характеристик личности, обуславливающих ее психологическую безопасность, психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях. Приводятся данные исследования, позволяющие сделать выводы, о том, что для обучающихся в большей степени, присуще готовность рисковать, но только в том случае если риск является необходимым и целесообразным. Показательным тревожным симптомом является убежденность испытуемых в том, что борьба чаще всего не влияет на результат происходящего и в случаях возникновения стрессовых ситуаций у них возникает ощущение собственной беспомощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елисеева Антонина Петровна, Платонова Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUSTAINABILITY OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF SECURITY THREATS

The article describes the results of the empirical study of the psychological characteristics of a person that determine the psychological safety, psychological characteristics of human behavior in extreme situations. The research data are presented, allowing to draw conclusions that for students, to a greater extent, willingness to take risks is inherent, but only if the risk is necessary and expedient. An indicative alarming symptom is the conviction of the subjects that the struggle most often does not affect the result of what is happening, and in cases of stressful situations, they have a feeling of their own helplessness.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

and Psychology, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/31PSMN520.pdf (accessed 5 June 2021).

2. Dyachkov A.A., Shabanov L. V. and Suvorova O.V. (2021) "The development of personality qualities of future officers of law enforcement agencies of the Russian Federation", SHS Web of Conferences, Vol 113, International Scientific and Practical Conference "Professionalism of a Teacher: Psychological and Pedagogical Support for a Successful Career" (ICTP 2021), available at: https://www.shs-conferences.org /articles/shsconf/abs/2021/24/shsconf_ictp2021_00037/shsconf_ictp2021_00037.tml (accessed 7 July 2021).

3. Bubnov S.S. "Diagnosis of the real structure of the value orientations of the person", available at www.miu.by/kaf_new/mpp/025.pdf (accessed 27 august 2020).

4. Obozov N.N. "Test self-assessment of willpower", available at www.psylist.net/praktikum/00465.htm (accessed 27 august 2020).

5. Kettell R. "16-Factor Personal Questionnaire (16PF)", available at www.miu.by/kaf_new/mpp/060.pdf (accessed 27 august 2020).

Контактная информация: dyachkov-alexx@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2021

ДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Антонина Петровна Елисеева, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Сергеевна Платонова, старший преподаватель, Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Аннотация

В статье описываются результаты эмпирического исследования психологических характеристик личности, обуславливающих ее психологическую безопасность, психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях. Приводятся данные исследования, позволяющие сделать выводы, о том, что для обучающихся в большей степени, присуще готовность рисковать, но только в том случае если риск является необходимым и целесообразным. Показательным тревожным симптомом является убежденность испытуемых в том, что борьба чаще всего не влияет на результат происходящего и в случаях возникновения стрессовых ситуаций у них возникает ощущение собственной беспомощности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, стресс-реакции, обучающиеся вуза, тревожность, экстремальная ситуация, склонность к риску, жизнестойкость, угроза безопасности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p358-363

PSYCHOLOGICAL SUSTAINABILITY OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY IN THE CONDITIONS OF SECURITY THREATS

Antonina Petrovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Sergeevna Platonova, the senior teacher, Khakass State University, Abakan

Abstract

The article describes the results of the empirical study of the psychological characteristics of a person that determine the psychological safety, psychological characteristics of human behavior in extreme situations. The research data are presented, allowing to draw conclusions that for students, to a greater extent, willingness to take risks is inherent, but only if the risk is necessary and expedient. An indicative alarming symptom is the conviction of the subjects that the struggle most often does not affect the result of what is happening, and in cases of stressful situations, they have a feeling of their own helplessness.

Keywords: psychological safety, stress reactions, university students, anxiety, extreme situation, risk appetite, resilience, security threat.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие государством издано ряд нормативно-правовых и концептуальных документов, регулирующих деятельность различных социальных институтов в области психологической безопасности.

Безопасность личности - двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности от внешних угроз и совокупности социально-экономических, правовых гарантий реализации каждым членом общества конституционных прав и свобод, с другой, формирование целостного интегрального качества личности, влияющего на ее гражданскую, нравственную, коммуникативно-творческую направленность, социальное самоопределение и самосовершенствование, образ жизни, готовность к безопасному поведению [5].

Безопасность является одной из основных потребностей личности. В своих работах А. Маслоу пишет, что после удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни человека занимают потребности другого уровня, которые можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; стабильности; зависимости; защите; свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности) [2].

Безопасность личности в условиях экстремальной ситуации представляет собой взаимоотношение человека с объектами внешнего мира, при котором незапланированные изменения не приводят к потере жизни, здоровья или имущества [3].

Психологическую безопасность многие авторы рассматривают как защищенность человека, которая предполагает и внешние и внутренние условия безопасности, включающие в себя опыт субъекта, в его способность и готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей. Это предполагает, как владение определенными знаниями, умениями и навыками, так и определенный уровень развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и др. способностей, а также сформированную мотивацию к обеспечению своей безопасности [7].

В структуру психологической безопасности входит: отношение субъекта к себе, другим, обществу, его удовлетворенность жизнью и социальную активность, что в свою очередь создает определенное пространство защищенности от опасностей [6]. Психологическая безопасность позволяет личности сохранять целостность, саморазвиваться, реа-лизовывать собственные цели в процессе жизнедеятельности.

Критериями психологической безопасности становятся индивидуально -психологические особенности человека, проявляющиеся в условиях ситуации, и индивидуальный опыт человека [4].

Развитие человека в условиях преодоления им угрожающих, опасных обстоятельств является возможностью становления себя и своего жизненного пути, самоактуализации личности. Гармония с самим собой способствует более целостному и адекватному ответу на различного рода угрозы, что является важным фактором развития личности и способствует ее психологической безопасности [5].

Стратегия безопасности личности образует условия для развития и исполнения комплекса мер, которые учитывают характерные признаки современных детей. В современном обществе образование обретает новое, культуроцентрирующее качество [4].

В образовательных организациях прогнозируются следующие возможные виды угроз: происшествия, несчастные случаи, чрезвычайных ситуации, противоправные действия [7].

17 октября 2018 года произошло нападение на Керченский политехнический колледж: 18-летний студент применил самодельное взрывное устройство и устроил стрельбу из ружья. Погибли 20 человек, 67 пострадали. В Казани 11 мая 2021 года произошла стрельба в гимназии. Погибли семь восьмиклассников и две учительницы, пострадали более 20 человек.

Система комплексной безопасности образовательной организации охватывают широкий спектр вопросов обеспечения безопасности, вместе с тем рассматриваются только задачи всеобщей подготовки детей к безопасному поведению, но не раскрыты вопросы эмоционального состояния, склонности к риску обучающихся их жизнестойкости как системы убеждений, позволяющие выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова». В исследовании приняли участие 250 человек, обучающихся по разным направлениям подготовки (44.03.02. - Педагогическое образование, 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, 44.03.05 - Педагогическое образование. Профиль: Физическая культура; Безопасность жизнедеятельности).

Использовались следующие методики: тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева), методика диагностики степени готовности к риску (тест склонности к риску Шуберта), методика диагностики самочувствия в экстремальных условиях (А. Волков, Н. Водопьянова), методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханина), методика диагностика состояния стресса (А.О. Прохорова).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты по опроснику жизнестойкости С. Мадди, представлены на рисунке 1.

высокий средний низкий

1 2 3

Примечание: 1 - вовлеченность; 2 - контроль; 3 - принятие риска

Рисунок 1 - Уровни компонентов жизнестойкости обучающихся

Результаты анализа показали, что по такому компоненту жизнестойкости, как «принятие риска», у большинства респондентов наблюдается в равной мере средний (37%) и низкий (37%) уровни. Данная категория обучающихся в меньшей степени готова действовать в отсутствии надежных гарантий успеха, на свой страх и риск. Однако следует отметить, что 25% испытуемых, все же относятся к категории людей, рассматривающих жизнь, как способ приобретения опыта и считают стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.

Также следует отметить, что половина обучающихся (50%), получили низкие показатели по шкале «вовлеченность». Это характеризует их, как людей, мало получающих удовольствие от собственной деятельности, что может означать отсутствие у них убежденности в себе и порождающее чувство отверженности, ощущение себя «вне» жизни.

У 60% опрошенных, такой компонент жизнестойкости, как «контроль» имеет низкие показатели. Данная категория обучающихся убеждена в том, что борьба не позволит повлиять на результат происходящего, что порождает у них ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

70 60 50 40 30 20 10 0

62,5

Перейдем к результатам, полученным по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта (рисунок 2).

45

склонны к риску средние значения слишком осторожны

50 40 30 20 10

Рисунок 2 - Степени готовности к риску обучающихся

Как видно из рисунка 2, большинство испытуемых (45%) имеют выраженную среднюю степень готовности к риску. Как правило, данная категория испытуемых соизмеряют свои возможности, и боится совершать необдуманные поступки, для них важно иметь гарантию успеха. Однако следует отметить, что для 35% респондентов свойственен высокий уровень склонности к риску. Это может означать, что для них в большей степени характерно отстаивание своих идей. Данная категория обучающихся чаще не обращают внимания на реакцию других, ставят перед собой высокие цели и пытаются их осуществить, допускают для себя возможность ошибок и провалов, любят изучать новые вещи или идеи и не поддаются чужому мнению. И только 20% респондентов не любят перемен, боятся совершать необдуманные поступки, для них важно, что о них думают окружающие, предпочитают не отстаивать свое мнение, не допускают для себя ошибок, провалов, легко поддаются чужому мнению.

Методика «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой позволяет определить уровень психологической устойчивости, предрасположенность к патологическим стресс-реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях. Данные полученные по методике, нами были представлены в таблице 1. Таблица 1 - Уровень самочувствия студентов в экстремальной ситуации по методике

Уровень

Высокий Средний Низкий

Кол-во чел-к % Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %

152 61 84 34 14 5

0

Стоит заметить, что 152 человека (61%) имеют высокий уровень самочувствия в экстремальных условиях, 84 опрошенных (34%) - средний уровень и низкий уровень самочувствия характерен для 14 человек (5%). Полученные данные свидетельствуют о том, что при возникновении экстремальных ситуаций, у обучающихся вуза, имеющих средний и низкий уровни самочувствия, возможны расстройства невротического характера и невозможность справиться со стрессовыми ситуациями. Рассмотрим подробно распределение полученных данных по компонентам.

Таблица 2 - Компоненты самочувствия в экстремальных условиях по методике «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова, Н. Водопьяновой_

Названия шкал Кол-во чел-к %

Истощение психоэнергетических ресурсов (психофизическая усталость) 76 30

Нарушение воли 24 10

Эмоциональная неустойчивость 36 14

Вегетативная неустойчивость 58 23

Нарушения сна 24 10

Тревога и страхи 71 28

Дезадаптация (склонность к зависимости) 24 10

Как мы видим, большинству опрошенных 76 человек (30%) характерна психофизическая усталость. Тревоги и страхи присущи 71 обучающемуся (28%). Вегетативная неустойчивость наблюдается у 58 респондентов (23%). Считают себя эмоционально неустойчивыми 36 человек (14%). Нарушение сна, воли и склонность к зависимости наблюдается у 24 человек (10%).

Далее, нами была использована методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. Опросник позволяет определить уровень личностной и ситуативной тревожности.

Таблица 3 - Уровень тревожности обучающихся вуза по методике субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина_

Виды тревожности Уровень

Высокий Средний Низкий

Кол-во чел-к % Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %

Ситуативная (СТ) 77 31 117 47 56 22

Личностная (ЛТ) 138 55 70 28 42 17

Из полученных данных мы видим, что высокий уровень ситуативной тревожности характерен для 77 студентов (31%), в то время как, высокий уровень личностной тревожности наблюдается у 138 опрошенных (55%). Средний уровень СТ наблюдается у 117 человек (47%), тот же уровень ЛТ характерен для 70 человек (28%). Низкий уровень ситуативной тревожности характерен для 56 студентов (22%) и данный уровень личностной тревожности наблюдается у 42 человек (17%).

Ситуативная тревожность возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению). Личностная - дает представление о подверженности человека воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.

Для изучения особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях нами была использована методика «Диагностика состояния стресса» А.О. Прохорова, по которой были получены результаты, представленные в таблице 4.

Таблица 4 - Уровень стресса студентов по методике «Диагностика состояния стресса» А.О. Прохорова_

Уровень

Высокий Средний Низкий

Кол-во чел-к % Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %

207 83 35 14 8 3

Как мы видим, 207 человек (83%) имеет высокий уровень стрессоустойчивости, 35 человек (14%) - средний уровень и только для 8 человек (3%) характерен низкий уровень сопротивляемости к стрессу.

Исходя из полученных данных, нами был проведен опрос студентов, который включал следующие вопросы: «Имеют ли они представления о способах обеспечения личной безопасности и правилах поведения в экстремальных ситуациях?» 175 респондентов (70%) ответило, что они имеют представление, 68 человек (27%) затруднились с ответом, 7 человек (3%) ответило, что не имеют представления как вести себя в данной ситуации. На вопрос «Способны ли они к действиям в экстремальных ситуациях?» 105 человек (42%) дали утвердительный ответ, 21 человек (8%) оказались не способными к данным действиям и 124 человека (50%) затруднились с ответом. На вопрос «Нужна ли подготовка к данным действиям?» 217 обучающихся (87%) ответили, что она необходима, 33 человека (13%) затруднились с ответом. Студентов считающих, что такая подготовка не обязательна не выявлено. Далее мы выяснили степень их заинтересованности в изучении программы «Психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях». И получили следующие результаты: 217 человек (87%) проявили заинтересованность в

изучении данной программы и 33 (13%) человека не проявили интереса.

ВЫВОДЫ

Результаты психологической диагностики показателей склонности к риску и жизнестойкости показал, что для студентов, в большей степени, присуща готовность рисковать, но только в том случае если риск является необходимым и целесообразным. Однако тревожным симптомом является убежденность испытуемых в том, что борьба чаще всего не влияет на результат происходящего и в случаях возникновения стрессовых ситуаций у них возникает ощущение собственной беспомощности. Также полученные данные свидетельствуют о том, что при возникновении экстремальных ситуаций, у обучающихся вуза, имеющих средний и низкий уровни самочувствия, возможны расстройства невротического характера и невозможность справиться со стрессовыми ситуациями.

На основе полученных данных, нами была разработана программа по психологической готовности обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каменская Е.Н. Психологическая безопасность личности: учебно- методическое пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» / Е.Н. Каменская. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. - 48 с.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 378 с.

3. Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. A.B. Брушлинско-го и В.Е. Лепского. - Москва : Институт психологии РАН, 1996. - 100 с.

4. Психология экстремальных ситуаций: хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. -Москва : ACT, 2002. - 480 с.

5. Пугачева А.С. Права и свободы человека и гражданина как императив информационно-психологической безопасности личности / А.С. Пугачева, С.А. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17401 (дата обращения: 14.09.2021).

6. Психологическая безопасность / В.П. Соломин, О.В. Шатровой, Л.А. Михайлов, Т.В. Маликова. - Москва : Дрофа, 2008. - 288 с.

7. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности : монография / Т.В. Эксакусто. - Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. - 244 с.

REFERENCES

1. Kamenskaya, E.N. (2014), Psychological safety of the individual: educational and methodological manual for the course "Life Safety", Publishing house of South Federal University, Rostov-on-Don.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Maslow, A. (1999), Motivation and personality, Eurasia, St. Petersburg.

3. Brushlinsky, A.B. and Lepsky, V.E. (1996), Problems of information and psychological security, Institute of Psychology RAS, Moscow.

4. Taras, A.E. and Selchenok, K.V. (2002), Psychology of extreme situations: textbook, AST, Moscow.

5. Pugacheva, A.S. and Andreeva, S.A.(2015), "Human and civil rights and freedoms as an imperative of information and psychological security of the individual", Modern problems of science and education, No. 1-1., available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17401 (date of access: 09/14/2021).

6. Solomin, V.P., Shatrovoy, O.V., Mikhailov, L.A. and Malikova, T.V. (2008), Psychological safety, Drofa, Moscow.

7. Exakusto T.V.(2011), Theoretical Foundations of Social and Psychological Security, monograph, Taganrog.

Контактная информация: s.mariana@list.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.