Лобза О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). C. 75-79.
Lobza O. V. Viability as a component of psychological security of personality. Bulletin of the Pri-kamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Pp. 75-79.
УДК 159.9.07
О. В. Лобза
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Одинцовский филиал, Одинцово, Россия
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Лобза Ольга Валерьевна — кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Общая и социальная психология».
E-mail: o. lobza@odin. mgimo. ru
В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных особенностей подростков с разным уровнем жизнестойкости. Подчеркивается актуальность изучения и формирования жизнестойкости у подростков как компонента психологической безопасности личности. В результате сравнительного анализа подтверждены предположения о существовании различий в уровне выраженности акцентуаций характера, механизмов психологических защит, стратегий преодолевающего поведения у подростков с разным уровнем выраженности жизнестойкости. Эмпирическое исследование показало, что у подростков с высоким уровнем выраженности жизнестойкости преобладают просоциальные стратегии преодолевающего поведения и активность. Подростки с низким уровнем жизнестойкости отличаются сниженным настроением, пессимизмом, фиксацией на мрачных сторонах жизни, бессознательным переносом негативной реакции с недоступного объекта на доступный, использованием импульсивных и манипулятивных стратегий преодолевающего поведения, что, в свою очередь, делает их более восприимчивыми к стрессовым и экстремальным ситуациям, трудным жизненным обстоятельствам.
Ключевые слова: жизнестойкость, психологическая безопасность личности, акцентуации характера, механизмы психологической защиты, стратегии преодолевающего поведения.
O. V. Lobza
Moscow State Institute International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo branch,
Odintsovo, Russia
VIABILITY AS A COMPONENT OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY
Lobza Olga V. — Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department of General and Social Psychology.
E-mail: [email protected]
The article presents the results of an empirical study of the personality characteristics of adolescents with different levels of resilience. Emphasizes the relevance of the study and the formation of vitality in adolescents as a component of psychological security. As a result of a comparative analysis, the assumptions about the existence of differences in the level of expression of character accentuations, mechanisms of psychological defenses, strategies of overcoming behavior in adolescents with different levels of inten-
sity of viability were confirmed. Empirical research has shown that in adolescents with a high degree of resilience, pro-social strategies of coping behavior and activity prevail. Adolescents with low levels of resilience are distinguished by reduced mood, pessimism, fixation on the dark sides of life, unconscious transfer of a negative reaction from an inaccessible object to an available one, using impulsive and manipulative coping strategies, which in turn makes them more susceptible to stressful and extreme situations that are difficult life circumstances.
Keywords: viabiliti, psychological safety of the person, accentuation of character, mechanisms of psychological protection, strategy of overcoming behavior.
В эпоху радикальных изменений, происходящих во всех сферах жизни современного общества, проблема жизнестойкости подрастающего поколения в контексте психологической безопасности личности приобретает особую актуальность. Автор концепции жизнестойкости С. Мадди определяет этот термин как интегральную характеристику личности, которая оказывает влияние на успешность преодоления человеком жизненных трудностей и включает вовлеченность в процесс жизни, готовность контролировать значимые события своей жизни и принятие вызова жизни.
Д. А. Леонтьев, исследуя феномен жизнестойкости, указывает на то, что именно жизнестойкость способствует активному преодолению трудностей, стимулируя заботу о собственном здоровье и благополучии, за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям. Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска). Развиваясь в детстве через принятие, поддержку, любовь и одобрение родителей и значимых взрослых, компоненты жизнестойкости препятствуют возникновению внутреннего напряжения в стрессовых и трудных для человека ситуациях [2].
Рассматривая жизнестойкость как базовый ресурс преодоления, систему установок и убеждений, способность и готовность субъекта действовать, Л. Б. Воронкина делает весьма существенный вывод о том, что личность психологически жизнестойкая осведомлена о существовании различных источников опасности, понимает, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; эта личность занимает активную субъектную позицию. Более того, личность, которой присуща жизнестойкость, уверена, что наряду с внешними предпосылками к сохранению безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом стратегии безопасного поведения [1].
В цикле детского развития подростковый период занимает особое положение, потому что в это время происходит переход от одной эпохи жизни к другой — переход от детства к взрослости. Развитие социальной взрослости в целом есть процесс становления готовности подростка к жизни в обществе взрослых в качестве его полноправного и полноценного члена. Т. В. Драгунова отмечает, что в подростковом периоде развертывается очень важный этап этого процесса в виде становления качественно новых образований — элементов взрослости, которые возникают в результате перестройки самосознания, типа отношений со взрослыми и сверстниками, учебно-познавательной деятельности, морально-этических инстанций, опосредующих деятельность, поведение и отношения подростков. Процесс становления взрослости как бы удваивает природу сложностей и трудностей, с которыми сталкиваются современные подростки.
Проблеме изучения жизнестойкости и ее взаимосвязи с личностными особенностями посвящено немало исследований. В многочисленных исследованиях жизнестойкость рассматривается как фактор совладания со стрессом, как фактор успешной адаптации и лич-
ностной резистентности, как внутренний ресурс личности и как ресурс преодоления трудных жизненных ситуаций, как акмеологическая характеристика и т. п. Жизнестойкость как качество, свойство личности изучается у современной молодежи, подростков, студентов различных вузов, спортсменов, детей-сирот, сотрудников МВД и МЧС, представителей летно-технических профессий, участников буллинга. Результаты практически всех исследований позволяют сделать вывод о том, что жизнестойкость оказывает влияние на все личностные свойства, изучаемые в современных исследованиях, а с повышением жизнестойкости происходит гармонизация отношений между личностью и социальной средой.
Целью исследования являлось изучение личностных особенностей (акцентуаций характера, механизмов психологической защиты, стратегий преодолевающего поведения) у подростков с разным уровнем выраженности жизнестойкости. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 15-16 лет в количестве 83 человек. В эмпирическом исследовании использовались: Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева), Методика оценки индивидуальной стратегии преодолевающего поведения С. Хобфолла, Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (LSI) в адаптации Е. Романовой и Л. Гребенщикова; Опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека (вариант для подростков).
С целью изучения жизнестойкости использовался Тест жизнестойкости С. Мадди. В результате анализа данных обнаружены высокие значения по шкале «Контроль» (7,63) и средние значения по шкалам «Принятие риска» (5,51) и «Вовлеченность» (5,50), то есть большинство подростков убеждены в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние неабсолютно и успех не гарантирован, что вовлеченность в происходящее дает шанс найти интересное для себя, верят в свои силы и сами выбирают собственную деятельность и свой путь, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха на свой страх и риск.
Для выявления эмпирических типов подростков по уровню выраженности жизнестойкости был проведен кластерный анализ данных, в результате которого были получены два кластера, или два эмпирических типа подростков. В первый кластер вошли подростки с высоким уровнем вовлеченности (6,4), контроля (8,2) и принятия риска (7,3). Для них характерно стремление влиять на результат, даже если это влияние не абсолютно, уверенность в себе, интерес и желание получать удовольствие от собственной деятельности, готовность действовать в отсутствие гарантий успеха, рисковать при этом своим комфортом и безопасностью. Условно группу подростков, вошедших в первый кластер, мы назвали «подростки с высоким уровнем жизнестойкости». Во второй кластер вошли подростки с высоким уровнем контроля (7,0) и низким уровнем вовлеченности (4,7) и принятия риска (4,0). Подростков данной группы отличает отсутствие убежденности в том, что происходящее в жизни дает им шанс найти нечто стоящее и интересное для развития своей личности. Им свойственны чувства отверженности, пассивности и ощущения себя «вне» жизни. Они не готовы к риску и чаще мечтают о размеренной спокойной жизни. Условно группу подростков, вошедших во второй кластер, мы назвали «подростки с низким уровнем жизнестойкости».
Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с разным уровнем жизнестойкости осуществлялся нами с помощью t-критерия Стьюдента. В результате анализа было обнаружено, что у подростков с низким уровнем выраженности жизнестойкости в отличие от подростков с высоким уровнем жизнестойкости на уровне значимости p < 0,05 более выражены такие акцентуации характера, как циклотимность, ригидность и дистим-ность. Для подростков с низким уровнем жизнестойкости характерны заторможенность, эмоциональная впечатлительность, переживания и опасения, ориентированность на неуда-
чи, склонность к упрямству и отстаиванию своего мнения, трудности переключения при внезапно меняющейся ситуации, волнообразная смена настроения и поведения, неустойчивость характера. В состоянии подъема такие подростки тянутся к компаниям, ищут общения, они активны. В состоянии подавленности, напротив, стремятся к одиночеству, склонны недооценивать себя и свои достижения, любая критика воспринимается ими очень болезненно, а радужные жизненные перспективы, возникающие в период подъема, сменяются чувством глубокой безысходности и разочарования. Низкие показатели по шкалам цикломности, ригидности и дистимности характеризуют подростков с высоким уровнем выраженности жизнестойкости как людей с ровным и устойчивым настроением. Также говорят об их склонности не запоминать обиды. Они в меру разговорчивы, отличаются честолюбием, вместе с тем адекватно реагируют на критические замечания. В свою очередь, для подростков с низким уровнем жизнестойкости характерны резкие беспричинные колебания проявления характера, работоспособности и настроения. Находясь в поле влияния такой акцентуации, как ригидность, подростки склонны быть неаккуратными в делах, а также долго помнить обиды.
В результате сравнительного анализа психологических защит было обнаружено, что подросткам с низким уровнем выраженности жизнестойкости в отличие от подростков с высоким уровнем жизнестойкости более свойственно использование такого механизма психологической защиты, как замещение, которое связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный, то есть реальная ситуация или объект, провоцирующий негативные чувства, замещается более безопасным. В субъективном восприятии подростка социально осуждаемая ситуация «замещается» нейтральной или даже личностно позитивной. Они осознанно избегают неприятную информацию, уходят от обвинительных разговоров. Обычно замещение возникает при невозможности выразить чувства в адрес объекта, который явился следствием возникновения этих чувств. Например, подросток, разозлившись на учителя, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к своим близким. Замещение разрешает эмоциональное напряжение, которое возникает под влиянием фрустрирующей ситуации, но, как правило, не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В данной ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.
Сравнительный анализ данных исследования также показал, что у подростков с высоким уровнем жизнестойкости по сравнению с подростками с низким уровнем жизнестойкости более выражено активное преодоление в совокупности с положительным использованием таких социальных ресурсов, как вступление в социальный контакт и просо-циальность, а у подростков с низким уровнем выраженности жизнестойкости более выражены неадаптивные стратегии преодолевающего поведения, такие как избегающие и импульсивные действия. Так, подростки с низким уровнем жизнестойкости склонны действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания своих поступков и, напротив, не склонны активно отстаивать свои интересы, открыто заявлять о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих. Они чаще проявляют социальную робость, их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и агрессивно. В свою очередь, асоциальность и агрессивность подростков может выступать компенсаторным механизмом преодоления внутреннего дискомфорта, фрустрации, комплексов неуверенности в себе и негативизма по отношению к окружающим.
Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили нам подтвердить предположение о существовании различий в акцентуациях характера, стратегиях преодолевающего поведения, механизмах психологических защит у подростков с разным уров-
нем выраженности жизнестойкости. Полученные результаты могут использоваться в практике работы педагога-психолога образовательного учреждения, а также в процессе реализации профилактической, коррекционной или консультативной психологической работы, направленной на укрепление «здоровой» стратегии преодолевающего поведения, а при необходимости на выработку новых паттернов поведения. Психологические мероприятия могут осуществляться как в индивидуальном, так и групповом форматах.
Изучение жизнестойкости подростков и их личностных особенностей позволит в дальнейшем целенаправленно формировать те навыки и компетенции, которые необходимы для жизни в сложных и даже экстремальных условиях. Жизнестойкость может выступать ресурсом для подростков, находящихся в социально опасном положении, помогая им сохранить эмоциональное благополучие, комфорт и снизить риски стресса, связанные с их возрастом.
Библиографический список
1. Воронкина Л. Б. Обеспечение социальной безопасности в условиях экстремальных ситуаций // Университетские чтения — 2015: материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2015. С.17-21.
2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.