Научная статья на тему 'Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях'

Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1206
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проценко К.А., Юрковец Н.В.

Дана оценка поведения человека в чрезвычайных ситуациях и представлены рекомендации по выживанию людей в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях»

Секция «Экологияпромышленности»

дующие вопросы: назначается ответственное лицо за пожарную безопасность образовательного учреждения; назначаются ответственные лица за пожарную безопасность в кабинетах, коридорах, рекреациях, залах и других помещениях образовательного учреждения; определяется порядок разработки и представления проекта инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории; определяется порядок и проведение инструктажа по правилам пожарной безопасности; назначается нештатная пожарная команда и др.

В инструкции о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на его территории излагаются следующие требования: порядок содержания территории образовательного учреждения, зданий и помещений; состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха; требования к использованию электроустановок; состояние и содержание установок пожарной автоматики; требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и их содержанию; требования пожарной безопасности для помещений различного назначения (классы химии, физики, труда, информатики и т. д.); требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий; порядок действий в случае возникновения пожара.

В плане действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении отражаются необходимые мероприятия и ответственные лица за их выполнение: вызов пожарной команды; порядок эвакуации детей и персонала; организация встречи пожарной команды; порядок отключения системы электроснабжения образовательного учреждения;

организация и тушение пожара нештатной пожарной командой до прибытия пожарных;

порядок сверки списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуируемых из здания детей и др.

Кроме того, в образовательном учреждении ведутся журналы:

регистрации вводного противопожарного инструктажа;

регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;

учета первичных средств пожаротушения.

Большинство образовательных учреждений снабжены стеновыми пожарными шкафами с пожарными кранами. В каждом шкафу должен находиться пожарный рукав длиной 10, 15 или 20 метров, ствол, две кнопки, задвижка с вентилем.

Одним из эффективных средств тушения небольшого по площади пожара являются ручные огнетушители. В зависимости от используемого огнегасящего материала они бывают: пенными, углекислыми, порошковыми.

Принцип их действия основан на химической реакции компонентов огнетушителя, образовании и выделении огнетушащего вещества.

Образовательные учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами.

Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТ 12.4.009-83: путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя; путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

Огнетушитель должен устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

При размещении огнетушителей не должны ухудшаться условия эвакуации людей.

На период перезарядки и технического обслуживания огнетушителей, связанного с их ремонтом, взамен должны быть установлены огнетушители из резервного фонда.

Повседневный контроль за сохранностью, содержанием и постоянной готовностью к действию первичных средств пожаротушения осуществляется лицами, назначенными приказом руководителя детского учреждения.

© Поскотина А. А., 2013

УДК 159.9.07

К. А. Проценко Научный руководитель - Н. В. Юрковец Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Дана оценка поведения человека в чрезвычайных ситуациях и представлены рекомендации по выживанию людей в чрезвычайных ситуациях.

Несчастье приходит к людям нежданно-негаданно, приятии, заражение территории радиоактивными ве-внезапно: пожар, ураган, наводнение, взрыв на пред- ществами, разлив и испарение различных ядов, до-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

рожно-транспортные аварии, а также другие катастрофы и стихийные бедствия. В результате подобных чрезвычайных ситуаций люди могут получить тяжелые травмы, острые отравления, ожоги.

В чрезвычайных ситуациях очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от страха, оценить обстановку в целом и наметить наиболее безопасную линию поведения. Нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной безграмотностью, Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности.

Каждый человек должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Желательно заранее составить план действий на случай аварии, особенно тем, кто связан на работе с потенциально опасным производством или проживает в районах, угрожаемых различными стихийными бедствиями.

В течение последних десятилетий отмечается значительное увеличение числа чрезвычайных ситуаций. К сожалению, судя по прогнозам, их количество будет неуклонно возрастать. Многочисленные исследования показали, что в различных чрезвычайных ситуациях большинство людей (70-75 %) не являются психологически устойчивыми. Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов, у других снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.

В связи с этим, развитие психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях является одной из основных задач на сегодняшний день [1].

В работе было исследовано поведение человека и групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях, а также были рассмотрены и проанализированы мероприятия, проводимые с целью профилактики панических реакций в Красноярском Крае.

Проведённое исследование показало, что поведением людей в чрезвычайных ситуациях руководит стадный эффект и паника, вследствие которых у человека нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью исключается контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям [2]. Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.

Таким образом, физическая и психологическая готовность к встречи с чрезвычайной ситуацией для человека более значима, чем государственные меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться во время урагана, пожара или обвала значит намного повысить шанцы уцелеть. Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда на чеку, ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох. Неосторожный, неподготовленный и неуверенный человек - уже потенциальная жертва.

Основы выживания в экстремальных ситуациях -прочные знания защиты, поведения, первой медицинской помощи.

Знающий человек, предвидящий потенциальные опасности катастроф, умеющий защититься и оказать первую медицинскую помощь, всегда менее уязвим, нежели тот, кто полагается лишь на судьбу и везение в жизни.

Правила безопасности жизни - это предвидеть опасность, по возможности избегать её и при необходимости - действовать.

Библиографические ссылки

1. URL: http://gochs.mfo/pl82.htm.

2. Михайлов А. Я. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие. М. : Питер, 2009. 256 с.

© Проценко К. А., 2013

УДК 504.453

А. В. Снытко Научный руководитель - О. В. Тасейко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОЦЕНКА РИСКА ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Изучены возможности комплексной оценки антропогенного воздействия на водные ресурсы Красноярского края. Предложена концепция построения атласа водных рисков для территории края. Проанализированы основные показатели, позволяющие выполнять комплексную оценку рисков. С использованием ГИС-технологий построены карты некоторых показателей водных рисков.

Запасы пресной воды представляют собой единый стного подхода к использованию этих ресурсов и при-ресурс. Рассчитанное на длительную перспективу ос- знания взаимозависимости между элементами, состав-воение мировых ресурсов пресной воды требует цело- ляющими запасы пресной воды и определяющими ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.