Научная статья на тему 'Психологическая сущность самосознания личности'

Психологическая сущность самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4429
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / МОДАЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ САМОСОЗНАНИЯ / CONSCIOUSNESS / MODALITIES OF CONSCIOUSNESS / SELFCONSCIOUSNESS / FEATURES AND FUNCTIONS OF SELFCONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Юлия Александровна

В статье раскрывается психологическая сущность самосознания. Рассматриваются взаимосвязь сознания и самосознания; свойства, функции и дефиниции данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological essence of personal self-consciousness

The paper deals with psychological essence of personal self-consciousness. The author studies the interconnection between consciousness and self-consciousness, the features, functions and definitions of the phenomenon.

Текст научной работы на тему «Психологическая сущность самосознания личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

2. Михельсон-Ткач, В. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка / В. Михельсон-Ткач, Е. Скляр // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 1. — С. 71.

3. Shein E. H. Sloan Management Review From / E. H. She-in // Sloan Management Review. — Fall, 1981. — P. 55 — 58.

4. Сильверман, Д. Некоторые игнорируемые вопросы о природе социальной реальности: методология и значение / Д. Сильверман // Новые направления в социологической теории ; под ред. Г. В. Осипова. — М. : Прогресс, 1978. — С. 272-327.

5. Кочеткова, А. Л. Управленческая культура и составляющие её элементы / А. Л. Кочеткова // Управление персоналом. - 1998. - № 1. - С. 24.

6. Pascale R. The Art of Japanese Management / R. Pascale, A. Athos. - NY, 1981. - P. 48.

7. Penigrew, A. M. On Sluing Organizational Cultures / A. M. мPenigrew // Administrative Science Quarterly. — 1979, dec. - V. 24. - P. 579-581.

8. Мухина, В. С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания в контексте межэтнических отношений / В. С. Мухина, К. А Хвостов // Развитие личности. — 2002. - № 2. - С. 117-135.

МАКОРИНА Лариса Алексеевна, преподаватель кафедры управления и психологии.

Адрес для переписки: e-mail: makorina.larisa@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.11.2011 г.

© Л. А. Макорина

УДК 1555 Ю. А. МОХОВА

Омский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ_____________________________

В статье раскрывается психологическая сущность самосознания. Рассматриваются взаимосвязь сознания и самосознания; свойства, функции и дефиниции данного феномена.

Ключевые слова: сознание, модальности сознания, самосознание, свойства и функции самосознания.

Основы изучения самосознания в отечественной психологии были разработаны в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна в первой половине XX века. В силу идеологических особенностей нашей страны данная проблема оставалась в тени научного исследования в течение последующих десятилетий, и лишь в 80-х гг. прошлого века появились первые концепции самосознания И. С. Кона, В. С. Мерлина, В. В. Столина, И. И. Чесноковой.

В настоящее время проблема самосознания обретает актуальность с новой силой, что обусловлено общественными изменениями в нашей стране, повышенным интересом к экзистенциальным основам человека, а также новым пониманием психологической сущности данного феномена.

Сегодня уже очевидно, что ни одна из существенных проблем личности не может быть эффективно решена, не затрагивая сферы самосознания, ибо последнее рассматривается как мощный мотивационный потенциал личности, а также как инструмент творчества собственной жизни.

В данной статье мы попытаемся раскрыть психологическую сущность самосознания, рассмотрев дефиниции, свойства, функции и источники данного феномена.

Чтобы понять сущность самосознания, необходимо раскрыть более общие понятия, ибо невозможно выделить специфическое вне связи с общим.

Традиционно отечественные психологи, исследуя феномен самосознания, связывают его преимущественно с психикой. А значит, для выявления сущности, выделения основных свойств, необходимо рассмотреть данное понятие в ряду «психика — сознание — самосознание».

Итак, психика понимается как форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию. Сознание же рассматривается как высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей [1].

Как видно из приведенных определений, сознание рассматривается как вторичное образование по отношению к психике и является высшим уровнем ее развития.

Важнейшим методологическим вопросом при анализе проблемы самосознания является выявление соотношения сознания и самосознания. Относительно данного вопроса мнения авторов разделяются. Большинство исследователей полагают, что самосознание генетически и функционально вторично относительно сознания и является высшим уровнем его развития. Эту точку зрения разделяют Л. С. Выготский, Н. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и другие.

Противоположной точки зрения придерживаются В. М. Бехтерев, В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков, В. М. Мунипов и другие, которые считают неправомерным рассматривать самосознание как высшую форму развития сознания, так как любой его акт невозможен без присущего самосознанию выделения человека из своей жизнедеятельности и эмоционально-смысловой оценки своих возможностей, и полагают, что корректнее рассматривать

сознание как результат и предпосылку развития самосознания.

И, наконец, такие ученые, как А. А. Потебня, И. М. Сеченов, П. Р. Чамата полагают, что сознание возникло сразу в двух своих формах — в форме предметного сознания и самосознания и их развитие осуществляется параллельно.

Исследователи полемизируют не только относительно генетической первичности в диаде «сознание-самосознание», но и относительно самостоятельности данных явлений.

Разделяя точку зрения большинства исследователей, мы полагаем, что, несмотря на общность генетической природы, неразрывную связь процессов становления сознания и самосознания, необходимо разводить данные явления психики и правомерно говорить не о тождестве или автономности, а о единстве данных феноменов и их взаимообусловленности.

В действительности разделение сознания и самосознания является чисто теоретическим, а главный критерий их самостоятельности — это объект, на который они направлены. Так, сознание характеризуется сосредоточением на внешнем мире, а самосознание - на внутреннем мире человека.

В целом, можно утверждать, что самосознание рассматривается как неотъемлемая часть проблемы сознания, при этом ученые полагают, что «Я» (Юнг К. Г.), «Я»-концепция, (Абульханова К. А.), самосознание (Зинченко В. П.) являются эпицентром сознания, а потому единство сознания и самосознания является очевидным. Все это дает нам основания полагать, что некоторые свойства, функции сознания можно рассматривать как сущностные характеристики самосознания.

Итак, сознание традиционно характеризуется интенциональностью (направленностью на какой-либо объект), активностью (отражением значимого для субъекта в данный момент явления или предмета), способностью к рефлексии и мотивационно-ценностным характером.

Представление о свойствах сознания существенно дополняется авторским видением данной проблемы современного исследователя К. А. Абульхановой.

Так, утверждая, что сознание не только поддерживает, но в большей степени и выражает, реализует и развивает человеческую сущность как личность и индивидуальность, автор выделяет три основные модальности данного феномена: образование, про-цессуальность и способность личности.

Образование как модальность сознания функционально обеспечивает устойчивость личности к внешним и внутренним изменениям, фиксируя ее идентичность, самость.

Процессуальность же, наоборот, ответственна за изменение и развитие во времени и пространстве жизни личности, выполняет регулятивную и само-регулятивную функции, а также тесно связана с проектированием жизненного пути.

Делая акцент на последней модальности сознании как способности личности, К. А. Абульханова выделяет её фундаментальные составляющие такие, как проблемность, ценностность, проективность, символизация, интеракция и интенциональность и полагает, что данная модальность выполняет роль максимального содействия в самовыражения и самореализации личности [2, 3].

Мы полагаем, что выделенные автором модальности и их составляющие правомерно рассматривать и как модальности самосознания.

Акцентируя внимание на функциях сознания, исследователи традиционно отмечают когнитивную, регулятивную и адаптационную функции, выделяя при этом последнюю как доминирующую в рамках теории отражения.

Мы же разделяем мнение К. А. Абульхановой о несостоятельности теории отражения относительно сознания человека [3]. И, принимая во внимание тот факт, что жизнь человека характеризуется и неадаптивными формами активности, мы полагаем, что правомернее выделять две основные функции сознания и самосознания человека: адаптивную (приспособление к имеющейся действительности) и функцию творчества (порождение новой реальности внутри себя и вокруг себя).

Подводя итог рассмотрению общего понятия «сознание», необходимо отметить, что оно является сложным био-психо-социальным образованием, сущность которого может быть раскрыта только при условии единства философского, социологического и психологического подходов.

Рассмотрев общее понятие «сознание», обратимся к объекту нашего исследования — самосознанию личности и выделим его важнейшие психологические характеристики.

Во-первых, одна из главных особенностей изучаемого феномена заключается в самом его наименовании: само-со-знание, то есть совокупность знаний о самом себе. Таким образом, этимология слова указывает на прямую связь с познанием, а значит, когнитивными процессами.

Во-вторых, существенной характеристикой самосознания является слитность его объекта и субъекта, представленные двумя инстанциями: «Я» как субъект и «Другой Я» как объект. Данная слитность, по мнению И. И. Чесноковой, составляет одну из основных трудностей изучения самосознания. Более того, в противоречивом единстве объекта и субъекта самосознания заключен парадокс данного феномена психики: для того, чтобы обрести подлинное сознание своего «Я», человеку необходимо преодолеть свое «Я», выйти за пределы ограниченности рамками своего индивидуального существования [4].

В-третьих, самосознание характеризуется диалогичностью, в которой самосознание проявляет себя как трудоемкий и довольно сложный процесс активного взаимодействия между противоречащими друг другу «Я»-образами. Преодолевая возникшее противоречие, происходит самообнаружение личности, расширение границ внутреннего мира, понимание себя, своей уникальности и постижение смысла своего существования. Однако диалогичность самосознания, представленная слитностью субъекта и объекта, может порождать инертность, склонность к защите своего привычного мнения о себе, к сопротивлению некоторым факторам и к тенденциозному их истолкованию.

В-четвертых, существенной характеристикой самосознания является присущая ему рефлексивность, проявляющая себя во всех компонентах самосознания и в большей степени обусловливающая развивающую функцию самосознания.

В-пятых, исследователи отмечают свойственную самосознанию динамичность. В этой связи А. Н. Леонтьев писал, что индивидуальное сознание характеризуется внутренним движением, отражающим движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредует, при этом движение самосознания вписывается в жизненный путь, определяя линию жизни человека, прослеживаемую в автобиографии [5].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Самосознание также характеризуется противоречивым характером, проявляющимся в соотношении его устойчивых и изменчивых компонентов, в расхождении между «Я»-идеальным и «Я»-реальным, а также в увеличении числа «значимых других», умножающих количество аспектов личности, подлежащих самооцениванию и анализу.

Кроме противоречивости исследователи отмечают и творческий характер самосознания. В этом ключе С. Л. Рубинштейн писал, что в процессе развития самосознания, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотворенный им жизненный путь определяет и дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие [6].

Изучая самосознание как сложное целостное образование, психологи отмечают такие присущие ему свойства, как переживание и отношение. Категория «отношение» нередко является ключевой в определениях самосознания. Так, в Психологическом словаре самосознание определяется как «осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям» [7, с. 343].

Необходимо также отметить тесную связь самосознания с нравственной сферой личности, с волей и внутренним миром человека.

В контексте обозначенной связи самосознание рассматривается как необходимое условие целостности и преемственности формирования внутреннего мира, как источник психического здоровья.

Обозначив основные свойства самосознания, перейдём к рассмотрению функций данного феномена.

В отечественной психологии традиционно выделяется регулятивная функция самосознания, обеспечивающая самоконтроль поведения и деятельности человека, самоорганизацию, саморегламентацию и проявляющаяся как в отношении человека к самому себе, так и в его взаимоотношениях с внешним миром.

Самосознанию также присуща функция развития и самосовершенствования человека. На данную функцию указывали К. А. Абульханова, Ю. Б. Гип-пенрейтер, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, В. С. Мерлин, А. Б. Орлов, К. Роджерс, Н. Роджерс и другие.

Самосознание является важнейшим инструментом внутренних и внешних преобразований личности. Обладая мотивационным потенциалом, самосознание побуждает личность к качественным изменениям, к стремлению самореализации, а также обеспечивает расширение жизненного пространства.

В тесной связи с развивающей функцией находится экзистенциальная функция самосознания, выражающаяся в порождении и поиске смысла жизни.

Самосознание также выполняет интегративную функцию, находящую свое выражение в построении целостного непротиворечивого внутреннего мира человека, в соотнесении его с внешним опытом человечества (традициями, культурой, ценностями), а также в установлении гармонии между социализацией и индивидуализацией.

Следует отметить и защитную функцию самосознания, призванную удовлетворять стремление человека поддерживать и охранять устойчивый, привычный образ своего «Я».

Кроме обозначенных выше функций также выделяют адаптационную, мотивационную, организационную, проективную и другие функции самосозна-

ния, суть которых, по мнению И. С. Кона — не просто дать индивиду достоверные сведения о самом себе, а помочь выработке эффективной жизненной ориентации, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности и самоуважения [8].

Мы считаем, что все функции самосознания взаимосвязаны между собой, при этом особого внимания заслуживают функции развития, самосовершенствования и творчества, характеризующие данный феномен как творчески-конструктивную инстанцию человека.

Рассмотрев основные характеристики и функции самосознания, обратимся к трактовкам данного феномена, которые можно систематизировать, выделив основополагающий аспект. Так, ряд исследователей рассматривают самосознание как уровень, аспект, специфическую форму и эпицентр сознания. В этом контексте Б. Ф. Ломов рассматривает самосознание как составляющую сознания, характеризующуюся внутренним знанием или убеждением, которое выражается в понимании и оценке своих собственных состояний, способностью личности как бы создавать самоё себя за счет интериоризации наблюдений и действий, осуществляемых по отношению к ней другими людьми [9].

Другая группа ученых представляет самосознание как некоторое свойство личности и психической деятельности. Так, С. Л. Рубинштейн рассматривал самосознание как сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности и личности [6].

Некоторые ученые, определяя самосознание, отражают его процессуальность. В этом ключе Б. В. Кайгородов определяет самосознание как «особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени и связанный с движением от единичных ситуативных образов к их

интеграции в целостное образование...собственного

"Я"...» [10, с. 57]

Нельзя не отметить и такой аспект рассмотрения самосознания, как культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом; как средство, инструмент обеспечения внутренней согласованности; развития и самосовершенствования; постижения сущности собственного «Я» и смысла жизни; как результат и продукт развития, реальных взаимоотношений, коммуникативной деятельности; как ценностная ориентация; как фильтр, определяющий характер восприятия любой ситуации и соответствующего представлениям человека о самом себе.

Как видим, в вышеперечисленных трактовках отражены различные аспекты самосознания: когнитивный, нравственный, этический, регулятивный, экзистенциальный и другие, подтверждающие значимость данного феномена и его тотальность проявления в разных сферах жизнедеятельности человека.

И если раньше, определяя самосознание, внимание ученых в основном было сосредоточено на когнитивном, аффективном и регулятивных аспектах данного феномена, то современные исследователи, такие как К. А. Абульханова, А. К. Болотова, И. В. Вач-ков, делают акцент на мотивационном, проективном и творческом аспекте.

В этой связи нам импонирует определение, данное К. А. Абульхановой, согласно которому самосознание — это некий инструмент «программирования» стремлений человека к самоосуществлению, самовыражению и самоутверждению [2].

Итак, рассмотрев психологическую сущность изучаемого феномена, мы установили, что самосознание существует в неразрывном единстве с сознанием и характеризуется интенциональностью, активностью, рефлексивностью, диалогичностью, динамичностью, слитностью субъекта и объекта, процессуальностью и т.д.; обладает противоречивым характером, отражающим его амбивалентность; является интегративным образованием, самосознание обнаруживает взаимосвязь с познанием, отношением, переживанием, волей, внутренним миром человека и его нравственной сферой; выполняет мотивационную, познавательную, регулятивную, развивающую, защитную и другие функции.

Библиографический список

1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М. : Республика, 2001. — 719 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Способность сознания личности как субъекта жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 43 — 49.

3. Абульханова, К. А. Сознание как жизненная способность личности. [Текст] / К. А. Абульханова // Психологический журнал. - 2009. - № 1. - С. 32-43.

4. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. — М., 1977. — 144 с.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М., 1973. — 424 с.

7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. [Текст]. — М. : Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.

8. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. - М. : Наука, 1984. - 335 с.

9. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. [Текст] / Б. Ф. Ломов. — М. : Наука, 1984. — 444 с.

10. Кайгородов, Б. В. Самопонимание: миф или реальность. [Текст] / Б. В. Кайгородов. — М. : Московский психологосоциальный институт, 2000. — 184 с.

МОХОВА Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: е-таіі: romazan_77@mail.т

Статья поступила в редакцию 10.02.2011 г.

© Ю. А. Мохова

Книжная полка

Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм ; пер. с англ. - М. : АСТ, 2010. - 220 с. - ISBN 978-517-057714-9.

Одна из самых известных работ Эриха Фромма — «Искусство любить» — посвящена непростым психологическим аспектам возникновения и сохранения человеком такого, казалось бы, простого чувства, как любовь. Действительно ли любовь — искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?.. Для большинства проблема любви — это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому...

Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги ; пер. с англ. -М. : АСТ Астрель, 2010. - 190 с. - ISBN 978-5-17-057777-4.

Ох уж эти комплексы девочек-тинейджеров! «Я такая страшная...» «Со мной никто не хочет дружить...» «Меня никто не понимает...» «Я неудачница...» Конечно, чаще всего это не так. Но как избавиться от комплексов? Как обрести уверенность в себе? Как научиться ладить со сверстниками и даже стать лидером? Донна Дейл Карнеги предлагает читательницам простой, но очень действенный и полезный психологический тренинг, который помог избавиться от неуверенности в себе уже сотням тысяч девочек-подростков во всем мире. Воспользуйтесь ее советами и вы!

Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги ; пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Попурри, 2010. - 416 с. - ISBN 978-985-15-1093-7.

Широкому кругу читателей предлагаются прославленные произведения Дейла Карнеги; тексты их для повторных изданий на английском языке были пересмотрены и осовременены наследниками автора.

Карнеги, Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить / Д. Карнеги ; пер. с англ. - 8-е изд. - М. : Попурри, 2010. - 768 с. - ISBN 978-985-151062-3.

Широкому кругу читателей предлагается книга знаменитого в США и за их рубежами Дейла Карнеги, с помощью которой овладевали ораторским мастерством десятки, если не сотни тысяч людей во всем мире; текст ее пересмотрен и осовременен, чтобы соответствовать требованиям XXI века.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.