Психологическая совместимость в совместно выполняемой деятельности
Доктор педагогических наук, профессор Г.Д.Бабушкин Омский юридический институт МВД России Аспирант Е.В.Ратушина Сибирская государственная академия физической культуры
Проблема психологической совместимости в деятельности сотрудников ОВД не нашла своего отражения в специальной литературе. Однако если обратиться к анализу действий, например, рабочих групп при проведении оперативно-розыскной деятельности, то вполне очевидно, что сраба-тываемость сотрудников оперативных групп (и других рабочих групп) обусловливается психологической совместимостью членов групп. Обратимся к состоянию данной проблемы в других сферах человеческой деятельности. Так, при решении проблемы повышения работоспособности летного состава гражданской авиации было замечено, что не все авиационные происшествия связаны с несовершенством техники. Ряд из них обусловлен иIщивидуально-психологическими особенностями пилотов. Одним из причинных действий авиаспециалистов выделяют фактор взаимоотношений между членами летного экипажа (11).
Пли планировании космических полетов и комплектовании экипажей кораблей большое внимание уделяется не только биологическим факторам, но и социальным потребностям людей (как субъекта и как члена рабочей группы). Взаимоотношения членов экипажа, имеющие негативный характер, делают рабочую группу недостаточно сплоченной, ее моральное состояние — неблагоприятным, деятельность группы — ненадежной (32). Нарушения во взаимодействии между членами группы могут привести к невыполнению отдельных операций или создать угрозу их срыва. Серьезные осложнения в групповом взаимодействии могут возникнуть задолго до критического момента и проявиться в виде постоянного или эпизодического отчуждения членов группы.
Изучение взаимоотношений является актуальным и для производственных коллективов. Отношения членов коллектива сказываются на психологическом климате, эмоциональном состоянии работающих, самочувствии личности в коллективе (2,7,8,13,14,18,21,23,24,25,27).
Вопрос изучения взаимоотношений стоит не на последнем месте и в сфере семейных отношений. Статистика показывает, что одной из наиболее частых причин разводов является некомплементарный или неконгруэнтный характер отношений между партнерами (14, 17,18,28,29).
Изучая процессы и результаты коммуникаций, динамику межличностных отношений, групповых конфликтов, эффективность групповой деятельности и других социально-психологических явлений, ученые обнаружили, что это определенным образом связано с соотношением определенных свойств взаимодействующих людей. В одних случаях это сказывается на изучаемом явлении отрицательно (снижается эффективность деятельности группы, ухудшается психологический климат и т.д.), в других — положительно. Сочетание характеристик, которые оказывали позитивное влияние на изучаемое явление, и называют психологической совместимостью людей (16, 20, 21, 22, 30).
Психологическая совместимость определяется как эффект сочетания индивидуал ьно-исихоло-гических особенностей людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических затратах взаимодействующих людей (17). Если же рабочая группа добивается высоких результатов в совместной деятельности при затрате колоссальной психической и других видов энергий, за счет нервных срывов, это заставляет сомневаться в психологической совместимости ее членов. .
Групповая совместимость представляет собой широкое понятие, включающее межличностное отношение (32):
1) комилементарность потребностей — у двух индивидуумов они дополняют друг друга, например, когда один индивидуум прод ляет сильное стремление к лидерству, а другой — потребность в повиновении, или когда один испытывает потребность заботиться о ком-нибудь, а другой нуждается в этой заботе;
2) конгруэнтность потребностей — когда два индивидуума обладают сходными потребностями, и эти потребности взаимно удовлетворяются одним и тем же межличностным отношением, например, когда оба испытывают сильную потребность в сближении или наоборот, потребность в автономии;
3) комилементарность навыков — когда недостаточные способности одного индивидуума компенсируются высокими способностями другого, или когда, например, опытный пилот и опытный инструктор работают вместе, образуя эффективно бригаду;
4) комилементарность знаний — когда два индивидуума обладают "неперекретдавающими-ся" знаниями, так что каждый может учиться у другого или полагаться на компетенцию другого;
5) общность ценностей — когда два или более индивидуума имеют общую систему ценностей и правил поведения.
В совместимости выделяют несколько последовательных уровней: физиологический, психофизиологический, психологический и социально-психологический. Иерархия уровне й достаточно сложна. Включение тех или иных уровней связано со спецификой межличностных отношений, с
какой-либо конкретной деятельностью или сферой взаимодействия (10, 17, 19, 22, 26).
Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей. В данном случае их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии. Действия и поведение в целом взаимоисключают друг друга. Такое взаимодействие сопровождается состоянием субъективной неудовлетворенности партнеров и пространственно-временной обособленностью (8,17, 23, 32 и др.). Групповые конфликты, низкая эффективность групповой деятельности объясняются отсутствием взаимных симпатий (5).
Наличие совместимости между членами групповой деятельности приводит к срабатываемос-ти. Исследования, проведенные психологами ЛГУ (17), позволили различить явления совместимости и срабатываемости. Эффект совместимости чаще всего возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с деятельностью (трудовой, спортивной, учебной). Выделяются три компонента взаимодействия человека с человеком, позволяющие различить совместимость и срабатываемость (17):
1) продуктивность деятельности и характер поведения;
2) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях и в субъективных показателях состояния удовлетворения работой, собой, партнером;
3) особенности понимания людьми друг друга — точность понимания, отождествляемость одной личности с другой, т.е. ощущение неразрывности одного с другим.
Срабатываемость понимается как согласованность в работе между ее участниками, т.е. лучшее сочетание их действий во времени и пространстве. Можно говорить, что в срабатываемости проявляются "выгодность и успешность" (17, 22, 30). Между, совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения (30). Оптимальным сочетанием считается, когда совместимость и срабатываемость максимальны.
В ряде исследований (2,8, 9,11, 14, 20, 24, 32 и др.) показано, что групповая эффективность зависит от особенностей межличностных отношений. Так, в исследовании, проведенном К.Ричард-сом и Г.Дабинсом (34), выявлено, что нарушения в системе межличностных отношений приводят к значительному снижению продуктивности в деятельности и удовлетворен[гости в группе. Аналогичные данные были получены и при изучении трудовых коллективов (36). При изучении влияния сформированности межличностных отношений на успеваемость студентов было показано (9), что подготовка молодых специалистов в вузе зависит от ряда условий, в том числе и от характера взаимоотношений между студентами. Последнее находится в прямой зависимости от личностных качеств студентов.
Из сказанного можно отметить, что позитивные взаимоотношения между членами группы
положительно сказываются на групповой эффективности. Однако имеются и другие данные, которые не подтверждают это заключение. Например, показано, что группы, составленные из друзей и приятелей, хуже справляются с заданиями гомеостатического типа, чем группы из индифферентных друг другу индивидов (12).
Тесные эмоциональные психологические контакты между членами группы-.могут оказывать на групповую эффективность влияние положительное и отрицательное. При чрезмерно положительной эмоциональной контактности наблюдается негативная корреляция между групповой эффективностью и взаимоотношениями; при умеренно положительной — позитивная корреляция (12). Однако последнее не следует считать единственным фактором, обусловливающим эффективность групповой деятельности. Так, в условиях деятельности научного коллектива, сплоченного исследовательской программой, происходит (1, 31) дифференциация научно-социальных ролей ("генератор идей", "критик" и т.д.). В данном исследовании была выявлена зависимость эффективности коллективной деятельности от научно-ролевых взаимоотношений ученых.
При ролевом взаимодействии, выполняя задачи совместной деятельности, членам группы, ориентированным на достижение успеха, необходимо наличие лидера, способного организовать совместное решение задач. В случае несоответствия формального и реального распределения ролей между участниками деятельное™ решение задач в совместной деятельности за!рудняется (1, 23). Установлено также (24, 33), что необходимым условием срабатываемости членов трудовых коллективов является однородность их ориентации на деятельность, на выполнение основных производственных функций.
Совместимость как предпосылка срабатываемости определяется стыковкой индивидуально-психологических особенностей субъектов, чертами характера, своеобразием эмоционального фона в поведении. Необходимым условием здесь выступает не только сходство черт индивидов (33), но и их различие, взаимодополняемость. Так, в исследованиях зарубежных психологов (33, 34, 35) показано, что разнородность по эмоциональным качествам, склонности к риску и характерологическим особенностям оказывает положительное влияние на работоспособность группы. Разнородность по чертам межличностного поведения, взаимной подозрительности и враждебности влияет отрицательно.
Существенным фактором, имеющим непосредственное отношение к срабатываемости людей в той сфере, где требуются точность и быстрота выполнения совместных действий, считается взаимопонимание. Диагностика уровня взаимопонимания может оказать существенную помощь при решении многих теоретических и прикладных задач психологии (6,15). Под взаимопониманием подразумевается декодирование партнерами сообщений друг другу, при котором значение этих
сообщений с точки зрения реципиента (воспринимающего информацию) соответствует их значению с точки зрения коммуникатора (продуцирующего сообщение). При взаимопонимании происходит расшифровка партнерами сообщений друг друга, которая соответствует значению этих сообщений с точки зрения их авторов.
Высокий уровень взаимопонимания друг друга, отсутствие значительных переоценок и недооценок у партнеров, совместимость индивидуально-психологических особенностей, правильное принятие "ролей" партнерами, наличие умеренно положительных эмоциональных контактов — все это способствует эффективному взаимодействию членов группы при решении задач в совместной деятельности. В результате достигается срабатываемость.
Литература
1. Апахвердян А.Г. Программно-ролевой подход к исследованию факторов эффективности коллективной научной деятельности // Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной работы. — Новосибирск, 1981.— С.75-76.
2. Анихесва Н.Т. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1987. — С.223.
3. Бабушкин Г.Д. Психология труда тренера по спорту. - Омск: ОГИФК, 1985. - С.85.
4. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М.: Прогресс, 1988. - С.135.
5. Пнман Л.И., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. - М.: Знание, 1988. - С.94.
6. Голованова Е.Е., Панина 11.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев: Политиздат, 1989. — С.187.
7. Дру.ченко Л.И. Как нам работается, или о настроении, эмоциях и прочем, что составляет климат коллектива. - J1.: Изд-воЛГУ, 1984. - С.128.
8. Ершов A.A. Психологическая соактивность людей. — Спб: Знание, 1992. — С.31.
9. Иволина Т.Г. Влияние уровня сформированнос-ти межличностных отношений на успеваемость студентов // Психологические аспекты социальных отношений личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 109-110.
10. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. — М.: ФиС, 1984.— С.128. '
11. Колосов В.А. Работоспособность и психологическая система деятельности в проблеме человеческого фактора // Психофизиологические проблемы адаптации и повышения работоспособности летного и диспетчерского состава гражданской авиации. — Л.: OJIA-ГА, 1987.-С.61.
12. Лихачев Л.В. Социально-психологические факторы, влияющие на удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. — Л.: ЛГПИ, 1984.-С. 45-46.
13. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — С.125.
14. Кричевский РЛ., Дидовский Е.М. Психология малой группы. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
15. Николаев А.Н., Станиславская И.Г. Соотношение психологических характеристик тренера и спорт-
смена // Тезисы докладов 10-й Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. — М., 1988.-С. 242-243. .
16. Новиков М.А., Самсонов Е.Б. Психологические аспекты групповой спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 1966— №7. — С. 15-16.
17. Обозов H.H. Как назвать наши отношения. — Л.: Изд-воЛГУ, 1991. — 31 с.
18. Обозов 11.11. Межличностные отношения. — Л..-Изд-bo ЛГУ, 1979. - 151 с.
19. Обозов H.H. Подходим ли мы друг другу на работе и в личной жизни. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.—31с.
20. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. — Киев, 1990. — 33 с.
21. Обозов H.H. Психология работы с людьми. — Киев, 1990. - 31 с. '
22. Обозов H.H., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — №6. — С. 98-100.
23. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретики-методологически к аспект. — Л.: Изд-воЛГУ, 1990. - 181 с.
24. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М.: Медицина, 1970. - 263 с.
25. Приставкина М.В. Психофизиологический портрет гимнасток в групповых упражнениях // Тезисы докладов 10-й Всесоюзной научно-практической кон- ■ ференнии психологов спорта. — M., 198S. — С. 49-50.
26. Психология. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М^Мельникоза. -г- М.: ФиС, 1987. - 367 с.
27. Руйбиц Л. Исследование особенностей таимо отношений в юношеских баскетбольных командах с разной успешностью в соревновательной деятельности // Тезисы докладов 10-й Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. — М., 1988.
28. Сермягнна О.С. Эмоциональные отношения в семье. — Кишинев: Штиница, 1991. — 85 с.
29. Трапезникова Т.М. Этика и психология семейной жизни. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — S0 с.
30. Ханин ЮЛ. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980.-209 с.
31. Чечулин А.А. Микросреда в системе социальных связей и отношений ученого. — Новосибирск: Наука, 1987.-238 с.
32. Человек в длительном космическом полете: Пер. с англ. / Под ред. О.Г.Г'анзена. — М.: Мир, 1974. — 94 с.
33. Cattell R.B. Saunders D.K. Stice GF // The dimentions of cynrelatioas. — 1953. — №<>.
34. Richards K.B., Dahyns H.F. Topogmphy and Cullure the case of the changings cage // Human organizations. — 1957. -№16.
35. Van Zelst R.II. Validation of a sociometric regrouping procédure // J. of abn. and soc. psychol. — 1952. - №47.
36. Kelley H.H., Thibaut J.W. Group problem solving// Handbook of social psichology. Vol. 4,2-nd cd. — Mass ' Addison. - Wesley, 1969.