Научная статья на тему 'Проблема совместимости субъектов учебной деятельности'

Проблема совместимости субъектов учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
975
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема совместимости субъектов учебной деятельности»

БАЛУЕВА Ю.А.

Необходимость комплектования экипажей, команд, бригад, которые должны давать совокупный групповой продукт, потребовала изучения и использования закономерностей ряда внутригрупповых феноменов, среди которых особое место занимают понятия «совместимость» и срабатываемость».

Проблема психологической совместимости является сложной и мало разработанной в психологии, отсутствие целостной и законченной теории совместимости отражается на всех уровнях ее изучения, начиная от терминологической определенности и заканчивая разработкой моделей совместимости в разных ситуациях деятельности. Анализ смыслового поля, в котором используется термин совместимости, показывает, что часто его синонимами становятся следующие: психологическая совместимость, сработанность, сплоченность, общность интересов, бесконфликтность, психологический климат. Из всего приведенного ряда заслуживает внимания, пожалуй, лишь понимание различий между совместимостью и сработанностью, так как остальные понятия отражают разные аспекты совместимости.

Общепризнано, что совместимость в основном связана со сферой межличностных отношений, а понятие сработанности, которое часто употребляется вместе с совместимостью, в отличие от последней, касается согласованности деятельностных характеристик субъектов. Поскольку деятельность и межличностные отношения представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса взаимодействия, иногда сработанность рассматривается как синоним совместимости [4; 5].

В педагогической психологии проблема совместимости в своей оригинальной формулировке начинает рассматриваться лишь в последнее время, однако вопросы совместимости имели значение и раньше, но разрабатывались в контексте ряда других проблем (например, стилей педагогического общения и их соответствия классу и т.д.). Здесь целесообразно говорить как о двух аспектах совместимости, а именно, совместимости и срабатываемости, так и о двух ее видах - групповой и межличностной.

Межличностная совместимость относится к характеру взаимодействия в диаде (учитель-ученик), она проявляется во взаимном принятии партнеров по общению и совместной деятельности и основана на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик (смыслы, ценности, личностные качества и т.д.) [6, с.366].

Групповая совместимость представляет собой целостную характеристику группы (дружный класс), проявляется в способности ее членов согласовывать действия и оптимизировать отношения в разных видах деятельности.

Поскольку учитель и ученик объединены деятельностью, которая имеет смысл для обеих сторон, автоматически предполагается, что этот смысл и выступит основным фактором достижения совместимости в учебном взаимодействии. Кроме того, адаптационные возможности человека достаточно велики, поэтому взаимоотношения в системе «учитель — ученик» с точки зрения совместимости — несовместимости психологами практически не рассматривались. Все же, если говорить о смысле учебной деятельности, то для ученика она наиболее значима в начальной школе, в младшем школьном возрасте. Но для младших подростков смысл приобретает иная деятельность — общение, и процессы совместимости начинают играть существенную роль в их жизни, в том числе в учебной деятельности.

Однако, как было сказано, в педагогической психологии мало разработок по этой проблеме, в частности из-за ее сложности и объемности: в спортивную команду можно набрать нужных людей, но в школу с определенного возраста принимаются все дети и сложно комплектовать классы по совместимости. Кроме того, основная деятельность (учебная) задает и традиционную форму комплектования классов - по уровню развития познавательных процессов: «сильные» и «слабые» классы. В то же время проблема существует и требует решения, так как даже в начальной школе нередки ситуации, когда ребенок теряет желание ходить в школу. У разных детей это разочарование происходит в разной степени, в более или менее острой форме. В наиболее критических ситуациях

психолог вынужден решать эту проблему переводом ребенка в более благоприятную среду. А ведь этих проблем можно было бы избежать, если бы при комплектовании классов учитывались еще и личностные особенности учеников и учителей.

Тем не менее, существует ряд исследований по данному вопросу. С позиций особенностей восприятия информации совместимость между педагогом и учащимся рассматривается С.В.Кондратьевым [3]. Опираясь на концепцию установки и ее структурные компоненты, С.В.Кондратьев предлагает выделять типы педагогов и учащихся. Такими структурными компонентами установки, которые консолидированы в единое целое, являются: 1) потребность; 2) воспринятая с точки зрения актуальной потребности ситуация; 3) система действий и операций, подобранная для удовлетворения актуальной потребности в актуальной ситуации.

Соответственно тип (педагога, учащегося) будет описываться типичным потребностным профилем, своеобразным видением учебной информации (с позиций потребностей) и проявлением в индивидуальном стиле деятельности либо способа преподнесения учебного материала (учитель), либо способа его усвоения (ученик). Определенное совпадение по этим трем составляющим будет отражать совместимость педагога и учащегося, хотя речь здесь скорее идет об одновременной представленности сработанности и совместимости, или, что более правильно, о взаимовлиянии и взаимообусловленности этих процессов.

На первый взгляд, совместимость на уровне потребностей широко исследовалась в западной психологии, и не является принципиально новым способом изучения проблемы. Однако в этом случае диагностика потребностей может быть полезна только в плане анализа ролевого взаимодействия педагога с учащимся, но здесь вряд возможна несовместимость. Даже если определить всю иерархию потребностей конкретного человека, такое знание ничего не «скажет» о содержательном наполнении любой из потребностей относительно того, как этот человек воспринимает учебный материал, как он его структурирует, какие главные мысли выделяет, какие ставит акценты и т.д. Содержательное наполнение потребности раскрывается в таком понятии, как «психологическое пространство восприятия» учебного материала. Анализ особенностей психологического пространства восприятия субъектов учебного процесса уже позволяет более конкретно говорить о совместимости и сработанности в ходе обучения: совпадает ли способ объяснения, преподнесения учебного материала (со стороны учителя) со способом его восприятия и усвоения со стороны ученика. И, наконец, выражаются эти внутренние характеристики учителя и учеников во внешних действиях (стилевых характеристиках деятельности и поведения), отвечающих на вопрос, соотносятся ли действия по усвоению учебной информации с действиями по объяснению этой информации [3].

В этом случае в качестве критериев совместимости в системе «учитель-ученик» были выбраны характеристики психологического пространства восприятия учебного материала; в частности, когнитивная сложность этого пространства, отражающая количество факторов, по которым происходит оценка воспринимаемого объекта; специфика факторов, лежащих в основе оценки воспринимаемого материала, отражает тип восприятия - синтетический, аналитический, а также возможные ошибки, на которые учителю стоит обратить внимание; стилевые характеристики деятельности субъектов педагогического процесса; в частности, цели участников взаимодействия; стили педагогического общения и их соответствие возрасту учеников.

Описанные критерии совместимости у С.В.Кондратьева диагностируются в одном случае авторской методикой педагогического взаимодействия, в другом случае с помощью сложных методов математической статистики, что является достаточно трудоемким и требует разработки экспресс-диагностики характеристик психологического пространства восприятия. Таким образом, массовое использование указанных критериев в практике образования не всегда возможно, либо возможно, но при условии дальнейших разработок этой проблемы.

Как проблема продуктивности педагогического взаимодействия и его влияния на развитие личности ученика и профессиональное развитие учителя, совместимость изучалась А.В.Афониной [2]. В исследовании проверялась гипотеза о том, что при согласовании психологических особенностей педагога и учащихся продуктивность их взаимодействия повышается. Автор рассматривала совместимые (для целей продуктивности

взаимодействия) характеристики субъектов совместной деятельности, а именно, индивидуально-психологические характеристики личности, основанные на показателях структуры темперамента (экстраверсия, эмоциональная возбудимость, ригидность, темп реакции, активность), и социально-психологические характеристики, куда вошли такие черты как экспрессивность, эмоциональная устойчивость, адекватность самооценки, консерватизм, самоконтроль, а также направленность личности и мотивация. В работе было выделено два варианта совместимости: взаимопринятие (совместимые) и

взаимоотталкивание (несовместимые), затем прослежено совпадение выделенных трех групп характеристик у учителя и ученика и построена модель благоприятного взаимодействия, когда учитель и ученик чувствуют себя комфортно.

Таким образом, в качестве критериев совместимости учителя и ученика А.В. Афониной отмечены индивидуально-психологические особенности участников,

экстравертированность; социально-психологические особенности эмоциональная устойчивость, экспрессивность, самооценка, консерватизм, самоконтроль; социальноличностные характеристики (авторский термин) направленность личности и уровень мотивации. Совместимыми признавались сочетания, в которых было совпадение указанных характеристик, а измеренные различия не были значимыми [2, с. 45-146].

Здесь затрагиваются как аспекты сработанности, которые возникают на уровне совпадения темпераментальных характеристик субъектов общения, так и смысловые аспекты деятельности, что имеет более существенное значение на начальных этапах становления группы, а затем постепенно утрачивает свои позиции. В контексте критики этого подхода можно отметить большой разброс критериев совместимости: затрагиваются разные уровни совместимости (от психофизиологического до ценностно-смыслового) без учета реальных условий: уровня развития группы, характера решаемых задач и т.д. Кроме того, вероятно трудно найти группу совместимых людей, если критерии совместимости столь объемны и относятся к разным ее уровням.

Факторы совместимости в условиях интенсивного ускоренного обучения рассматривались в исследовании О.В.Аллахвердовой [1]. С ее точки зрения наиболее существенными для процессов совместимости и сработанности выступают три уровня внешних и три уровня внутренних факторов. Внешние факторы существуют вне зависимости от группы, но требуют взаимодействия членов группы, они фиксируют разноуровневые цели деятельности группы и в исследовании могут быть объективными критериями для оценки эффективности деятельности; внутренние - связаны

непосредственно с особенностями данной группы и ее членами; они не всегда

проявляются явно и фиксируются батареями психологических тестов - индивидуальных и

групповых. К внешним относятся: 1) заданная цель существования группы (в рамках социальных норм и традиций общества); 2) формально заданные требования к

выполнению ролей (система прав и обязанностей данных ролей); 3) заданная конкретная ситуация, требующая совместной деятельности (задачи, инструкции). Внутренние включают: 1) соотношение ценностно-ориентационной направленности членов группы, в том числе на участие в данной группе; 2) соотношение направленности членов группы на реальное распределение ролей, с учетом ожиданий и притязаний каждого из участников; 3) соотношение направленностей членов группы на определенный стиль поведения в конкретной ситуации.

Соотношение внутренних и внешних факторов дает возможность оценить успешность деятельности на уровне задачи, на уровне ролевого взаимодействия, на уровне ценностных ориентации. Следовательно, определение сработанности -совместимости складывается из трех уровней оценки: конкретной задачи, ролевого взаимодействия и ценностно-ориентационного единства.

При этом О.В.Аллахвердова подчеркивает, что при решении простых, алгоритмизируемых задач (психомоторных, формально-логических и т.д.) основным условием совместимости выступает сочетание деятельностных характеристик субъектов (сработанность); при решении задач другого типа (например, творческих) главное значение приобретает эффективность межличностного взаимодействия, и в качестве критериев совместимости могут использоваться личностные качества и ценностные ориентации. Таким образом, оценка успешности совместной деятельности при решении простейших

задач не связана или весьма мало связана с удовлетворением членов группы межличностным взаимодействием. Однако при решении более сложных задач удовлетворенность взаимодействием определяет и совместную успешность решения задачи [1, с.292].

Соотношение внутренних условий внешним позволяет конкретизировать проблему совместимости и выделения ее критериев в учебной деятельности. С позиций последствий совместимости можно рассматривать проблему влияния стиля педагогического общения на психическое и личностное развитие ученика.

В исследовании С.В.Бережновой установлено, что разные стили учителя оказывают разное влияние на мыслительные операции. Авторитарный стиль влияет на развитие операций анализа и синтеза, демократический стимулирует абстрагирование и обобщение в разных возрастных группах школьников. Учет возрастного фактора выразился в выводах

0 возможности использования компонентов стилей, утверждается, что чрезмерное использование компонентов авторитарного стиля в начальных и средних классов, отражаясь на состояниях учеников, снижает уровень мыслительных операции; в старших классах такой стиль считается приемлемым.

Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников изучалось Н.А.Трегубовой [7]. Установлено, что если учитель имеет демократический стиль общения, он может обеспечить высокий темп умственного развития и конкретно - составляющих теоретического мышления. Однако учебные результаты таких школьников оказывались ниже, чем в других исследовательских группах. Учитель, имеющий авторитарный стиль, добивается высоких учебных результатов своих учеников, но их темп развития оказывается ниже среднего.

Эти исследования скорее отражают вопросы сработанности в рамках учебного взаимодействия и, причем, в одностороннем порядке, поэтому для разработки проблемы совместимости не представляют особого интереса.

На основе анализа ряда работ в области проблемы совместимости в педагогической психологии был предложен подход к выделению критериев совместимости в учебной деятельности.

Первые два уровня совместимости - совместимость на уровне задачи и совместимость на уровне ролевого взаимодействия - более значимы для начальных этапов развития группы (школьного класса), последний уровень приобретает большую значимость в старших классах, когда деятельность становится менее стереотипной. Сами критерии совместимости определены недостаточно строго, так как, с одной стороны они предполагают дальнейшее исследование и уточнение, с другой -определяют некоторую свободу действий психолога для учета конкретной ситуации.

Список литературы

1 Аллахвердова О.В. Роль срабатываемости и совместимости при совместной деятельности

в экстремальных условиях // Психическая напряженность в трудовой деятельности / Отв. ред. Л.Г.Дикая, А.Н. Занковский. -М, 1989.

2. Афонина А.В. Акмеологические факторы продуктивного взаимодействия в системе «учитель - ученик»: Дисс.. ..канд. психол. наук. - Шуя, 2004.

3. Кондратьев СВ. Психологические типы учителей и учащихся // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - с.52-57.

4. Кричевский Р.Л., Антонова И.Б. Межличностная совместимость в малых группах // Психолого-педагогические проблемы общения. - М, 1980.

5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

6. Психология. Словарь. - 2-е изд. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М: Политиздат, 1990.

7. Трегубова НА. Влияние стиля педагогического общения учителя на темп умственного развития и учебные результаты младших школьников: Дисс...канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.