Научная статья на тему 'Психологическая совместимость и срабатываемость в групповой деятельности'

Психологическая совместимость и срабатываемость в групповой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4999
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабушкин Г. Д., Буфиус А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая совместимость и срабатываемость в групповой деятельности»

3. Вовлечь интересующее лицо в диалог. Если сотрудник будет проявлять постоянную активность в беседе, не передавая инициативу собеседнику, то возможны затруднения в психологическом контакте. Обращение должно побуждать к высказываниям, при этом важно проявлять внимание к его взглядам.

4. Относиться критично к своему поведению. Как при установлении психологического контакта, так и в дальнейшем сотрудник должен контролировать свои поведенческие реакции. Не следует выражать несогласие с взглядами собеседника, допускать неопределенные словесные высказывания, проявлять неуверенность и заискивать перед партнером.

5. Умение применить инициативу. Проявляя инициативу и наступательность при установлении и развитии доверительных отношений, нужно помнить, что использование их в контакте намного продуктивнее, чем постоянное владение. При необходимости следует уступать лидерство партнеру по общению (например, в вопросах применения специальных знаний). Как правило, демократический стиль лидерства способствует установлению длительных взаимоотношений при осуществлении взаимодействия следователя и сотрудника экспертно-криминалистического подразделения.

Таким образом, успешное расследование и предупреждение преступлений во многом зависит от объединения усилий следователя и сотрудника экспертно-криминалистического подразделения, от активного использования научных знаний сведущих лиц. В связи с этим особое значение приобретают вопросы организации техники общения между следователем и теми, кто обязан помогать ему своими специальными знаниями и навыками в выявлении и закреплении фактических данных, необходимых для раскрытия и расследования преступлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков В. М. Психологические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания. - Омск, 1976.

2. Еникеев М. И., Черных Э. А. Психология следователя. -М.,1994.

3. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности. - М., 2003.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ И СРАБАТЫВАЕМОСТЬ В ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор пед. наук, профессор Г. Д. Бабушкин Омская академия МВД России А. С. Буфиус, преподаватель

Ханты-Мансийский педагогический колледж

Проблема совместимости и срабатываемости в групповой деятельности является одной из актуальных в психологии и в то же время недостаточно разработанной. Зачастую комплектование рабочих групп, составов осуществляется интуитивно, без учета совместимости и срабатываемости членов будущей группы. Отсюда возникают различные негативные явления в совместной деятельности: возникают сложности с выполнением задания в группе, непонимание партнера по организации совместной деятельности, конфликты в коллективах (12), длительное разучивание совместных упражнений и нестабильность их выполнения (1) и др. Так, проведенный нами опрос высококвалифицированных баскетболистов показал, что основными помехами для них в соревнованиях яв-

ляются непонимание во взаимодействии с партнером (70%) и неблагоприятные взаимоотношения (100%). Мы полагаем, что подобные явления обусловлены, в первую очередь, несовместимостью взаимодействующих лиц (1). На наш взгляд, указанные проявления характерны и для других групп, выполняющих совместную деятельность, например, оперативных групп. Для подтверждения этого положения необходимы специальные исследования.

Совместимость лежит в основе формирования межличностного взаимодействия, взаимоотношений и срабатываемости партнеров (2; 6; 7 и др.). Сочетание личностных характеристик, оказывающих положительное влияние на результаты совместной деятельности, определяется как совместимость. Основной компонент совместимости заключается в субъективной удовлетворенности взаимодействующих людей (5; 14 и др.), что является необходимым для функционирования любой профессиональной группы.

Срабатываемость определяется как единство (оптимальность) взаимодействующих людей при выполнении совместной деятельности. В качестве признаков срабатываемости выступают: высокая продуктивность членов группы, точность и согласованность действий, надежность коллективной работы, быстрота овладения новыми совместными действиями, стабильность выполнения совместных действий (5; 8; 11 и др.).

Психологическая совместимость рассматривается как феномен, включающий следующие межличностные отношения.

1. Комплементарность потребностей, подразумевающую дополнение в проявлении потребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление к лидерству, а другой - потребность в повиновении.

2. Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обладают сходными потребностями, и они удовлетворяются одними и теми же межличностными отношениями.

3. Комплементарность навыков, предполагающую компенсацию недостаточно развитых способностей у одного субъекта другим (партнером).

4. Комплементарность знаний, когда оба партнера обладают неперекрещивающимися знаниями, так что каждый из них может учиться у другого.

5. Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правила поведения.

При разработке проблемы совместимости и срабатывае-мости в групповой деятельности изучаемые психические явления не могут быть полно раскрыты без получения достаточных знаний о механизмах индивидуального и группового поведения взаимодействующих людей, закономерностях формирования стереотипов поведения в различных ситуациях, привычек, установок, ценностных ориентаций, без изучения настроений, чувств, эмоций, психологического климата, мотивов, межличностных отношений, индивидуально-психологических особенностей и т. п. На основе изучения этих характеристик и их учета и должно осуществляться комплектование рабочих групп.

Эффективность совместной деятельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотношений обусловлены тремя видами совместимости - социальной, психологической и психофизиологической (10). Эти три вида совместимости проявляются во всех видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной). Для срабатываемости членов группы не обязательно наличие совместимости по всем трем видам. Полная совместимость членов группы предполагает оптимальное сочетание всех ее видов и наличие определенного соотношения между ними, их взаимодополняемость. В различных видах совместной деятельности тот или иной вид совместимости выступает на первый план, становится ведущим

и обусловливает эффективность выполняемой группой деятельности. Значимость вида совместимости будет определяться особенностями выполняемой деятельности, ее задачами, требованиями к личности. Наличие совместимости между членами групповой деятельности приводит к срабатываемости. Показателями срабатываемости являются: продуктивность совместной деятельности; характер поведения членов группы; эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях и в субъективных показателях состояния удовлетворенности работой, собой, партнером; особенности взаимопонимания.

Каждый вид совместно выполняемой деятельности имеет специфические особенности. Поэтому критерии совместимости для каждого из этих видов совместной деятельности будут существенно отличаться от других видов. Здесь является необходимым поиск критериев совместимости для каждого конкретного вида групповой деятельности и на этой основе осуществление комплектования рабочих групп.

Существенное значение в совместимости и срабатывае-мости имеет структура ролевых взаимоотношений в группе. Так, условием хорошей обучаемости группы служит оформленная структура ролей (9). Например, в спортивных командах выделяются различные роли: социальная, межличностная, функциональная. Более существенной для срабатывае-мости, например, в спортивной команде считается функциональная роль игрока, которая проявляется в том поведении, которое ожидается от спортсмена другими участниками команды в соответствии с распределением соревновательных функций (нападающий, защитник, разыгрывающий и т. д.). Важный момент в срабатываемости представляет собой то, чтобы эта роль была принята и усвоена игроком. В противном случае возможно проявление конфликтного поведения со стороны этого игрока. Правильное распределение ролевых функций, основанное на учете индивидуальности игрока, его подготовленности, ряде личностных качеств, обусловливает эффективность групповой деятельности. Это положение полностью прослеживается в любой профессиональной группе.

Важный фактор при дифференциации ролевых функций, а также для эффективности групповой деятельности - лидерство . Оно выступает как способ и средство организации групповой деятельности. В то же время оно может рассматриваться и как определенный механизм, извлекающий дополнительные скрытые возможности в группе. Оптимальное развитие процесса лидерства и определенные сочетания в системе «лидер - исполнитель» рассматривается как фактор совместимости и срабатываемости членов группы. Это показано в исследовании акробатических составов Е. В. Ратушиной (11), туристских групп А. С. Буфиуса (3), баскетбольных игровых составов Е. Ю. Девяткиной (4). Так, наиболее оптимальным сочетанием в акробатическом составе, игровом составе баскетбольной команды и в туристской группе является сочетание лидер-исполнитель (и). Отсутствие лидера в группе, а также наличие двух и более лидеров в группе считается неблагоприятным фактором для срабатываемости партнеров. Исходя из этих данных, полученных при исследовании спортивных групп, можно говорить о том, что при комплектовании групп для выполнения совместной деятельности (3-5 человек) важно иметь одного лидера.

При решении проблемы психологической совместимости и срабатываемости и на основе этого комплектования рабочих групп мы исходим из следующих положений: 1) совместимость и срабатываемость партнеров - два взаимно обусловливающих процесса; 2) влияние индивидуально-психологических особенностей личности и психических функций на совместимость и срабатываемость в группе; 3) тому или иному виду совместно выполняемой деятельности соответствует свой комплекс критериев совместимости, обусловливающий срабаты-ваемость партнеров в группе.

Для психологической науки является важным обоснование подходов к решению проблемы совместимости и сраба-тываемости в совместно выполняемой деятельности. В своих исследованиях мы придерживаемся следующего. Последовательность решения проблемы совместимости и срабатывае-мости в том или ином виде деятельности и обоснование критериев совместимости представляется нам следующим образом: первое - исследование срабатываемости рабочих групп при выполнении совместной деятельности (лабораторной, профессиональной); второе - выявление критериев совместимости на основе сравнительного анализа личностных особенностей взаимодействующих людей в срабатываемых и низ-косрабатываемых группах; третье - предварительная экспериментальная проверка срабатываемости скомплектованных групп на основе установленных критериев совместимости; четвертое - теоретическое и экспериментальное обоснование методики комплектования рабочих групп на основе исследования совместимости и срабатываемости партнеров в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Проведенные под нашим руководством исследования в русле данной проблемы позволили установить критерии совместимости и обосновать методику комплектования спортивных групп в акробатике (11). Анализ результатов предлагаемой спортивным группам деятельности (выполнение совместных физических упражнений) позволил автору выявить критерии психологической совместимости партнеров. Так, при комплектовании акробатических составов (двоек, троек, четверок) в качестве критериев, обусловливающих совместимость и срабатываемость, выступают следующие: адекватные сочетания свойств нервных процессов при среднем уровне их проявления; различные сочетания умеренных и низких показателей личностной тревожности; сочетание соционичес-ких функций «экстраверт-интраверт», «рациональность-иррациональность»; сочетание лидерских функций «лидер-ведомый (ые)»; идентичное восприятие времени. На основе выявленных критериев совместимости для проведения эксперимента было скомплектовано восемь акробатических составов. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали эффективность учета совместимости при комплектовании акробатических составов. При этом ускоряется процесс срабатываемости: совместные упражнения выполняются значительно (Р < 0,01) быстрее, чем в контрольных составах; повышается уровень стабильности выполнения совместных упражнений (Р < 0,05). Экспериментально показано, что совместимость личностных особенностей партнеров способствует созданию благоприятного психологического климата в экспериментальных группах и улучшению эмоционального состояния взаимодействующих акробатов во время занятий.

В исследовании, проведенном совместно с А. С. Буфиу-сом (3), выявлены следующие критерии совместимости, обусловливающие срабатываемость членов туристской группы: 1) средняя степень выраженности силы и уравновешенности нервных процессов; 2) типы социального поведения в конфликте - сотрудничество, приспособление, компромисс; 3) средний уровень личностной тревожности; 4) сочетание соционических функций - «экстраверт-интраверт», «рациональность-рациональность», «логика-логика»; 5) сочетание членов группы «лидер - ведомые»; 6) высокий и средний уровень потребности в одобрении; 7) акцентуации характера - гипертимность, педантичность; 8) ряд личностных характеристик по методике Р. Кеттелла (конкретное мышление, эмоциональная устойчивость, серьезность, доверчивость, практичность, гибкость мышления, склонность к новаторству, уступчивость, самоконтроль). Проведенное нами комплектование туристских групп на основе выявленных критериев совместимости и проведение педагогического эксперимента показало следующее: повысилась сплоченность группы и улучшилась психологическая атмосфера в группе; возросли

показатели самочувствия, активности, настроения членов группы; повысились показатели срабатываемости и стабильности членов группы при выполнении совместных действий. Мы полагаем, что при формировании групп для выполнения совместной оперативной деятельности следует учитывать перечисленные выше критерии, выявленные при исследовании туристских групп.

Так, при исследовании психологической совместимости и срабатываемости баскетболисток высокой квалификации, проведенном совместно с Е. Ю. Девяткиной (4), установлено следующее. Критериями совместимости, обусловливающими срабатываемость игроков, служат следующие сочетания индивидуально-психологических и личностных особенностей: 1) сочетание «экстраверт-экстраверт»; 2) сочетание «сенсо-рик-сенсорик»; 3) адекватное чувство времени (разница в восприятии не более 1,26 сек); 4) сочетание «рационал-ирра-ционал»; 5) наличие в связке игрока с реалистическим типом мышления; 6) ролевые сочетания «лидер (-ы) - ведомый»; 7) подобие в избирательности и концентрации внимания; 8) подобие по уровню тактического мышления и по уровню интеллекта. На основе выявленных критериев были сформированы игровые составы баскетбольной команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. Анализ выступлений команды на различных соревнованиях позволяет говорить о необходимости учета психологической совместимости игроков при комплектовании игрового состава. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, баскетболистки действовали более уверенно, агрессивно как в защите, так и в нападении. Поэтому технико-тактические показатели, такие как перехват мяча, подбор на своем щите, количество забитых мячей возросли (< 0,05) (перехваты - 18,5-23,7, подбор на своем щите - 19,05-23,3, забитые - 78,0-88,2), снизился показатель пропущенных мячей с 65,9 очка в среднем за игру до 54,2. Подбор на чужом щите возрос с 18,5 до 18,9 в среднем за игру (> 0,05). По сравнению с прошлым сезоном возрос процент реализации быстрого прорыва с 65,0 до 72,6% (< 0,05). Результаты выступления экспериментальной группы в Сибирской баскетбольной лиге в 2005 г.: 1 тур - второе место, 2 тур - первое место.

Особое значение в управленческой деятельности имеет совместимость начальника и его заместителя (лей) различного уровня управления. На основе анализа специальной литературы и наблюдений за совместной деятельностью руководителей мы выделяем следующие уровни совместимости. Первый уровень - социально-идеологический, предполагающий единство моральных и этических ценностей, убеждений, патриотизм. Поскольку элементы социально-идеологической совместимости являют собой стержневую подструктуру личности, то этот уровень будет иметь главное значение в иерархии уровней совместимости в управленческой деятельности. Второй, нижележащий уровень совместимости, -социально-психологический, предусматривающий сходство взглядов, отношений к себе, партнеру, коллективу, а также единство мнений, интересов, установок. Третий уровень -психологический, предполагающий сходство по одним чертам характера (ответственность, озабоченность общим делом, тревожность за дело и др.) и взаимодополняемость по другим чертам (возбудимость, решительность, спокойствие и др.). Четвертый уровень совместимости - психофизиологический, предполагающий различия по возрасту и темпераменту. Пятый уровень - профессиональный, предусматривающий различия в социально-психологическом статусе, который занимают руководители при управлении группой. В системе уровней совместимости верхние (социально-идеологический и социально-психологический) занимают ведущее место в совместной управленческой деятельности, могут регулироваться сознанием руководителей и управляться извне, т. е. со стороны вышестоящего руководителя.

Итак, психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой деятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатывае-мость взаимодействующих партнеров, проявляющуюся в быстроте овладения новыми совместными действиями и стабильности их выполнения. В различных видах совместной деятельности в силу их специфичности критериями совместимости выступают те или иные индивидуально-психологические и личностные особенности, которые следует учитывать при комплектовании рабочих групп. Проведенное под нашим руководством комплектование спортивных групп, игровых составов на основе учета психологической совместимости взаимодействующих спортсменов позволило существенно повысить эффективность их совместной деятельности.

Комплектование оперативных групп, а также долговременных групп в системе правоохранительных органов, с учетом совместимости и срабатываемости индивидов, необходимо и возможно, тем более что во многих подразделениях сегодня работают квалифицированные психологи. Однако для комплектования группы, выполняющей конкретную деятельность в определенных условиях, необходим поиск критериев совместимости, на основе которых и должен осуществляться подбор сотрудников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д., Девяткина Е. Ю., Яковых Ю. В. Помехоустойчивость баскетболистов различной квалификации и ее влияние на поведение и состояние в условиях соревнований: мат-лы итоговой науч. конф. СибГУФК. - Омск, 2005.

2. Бабушкин Г. Д., Кулагина Е. В. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности. - Омск, 2001.

3. Буфиус А. С. Индивидуально-психологические особенности туристов в группах с различной степенью срабатываемос-ти // Психологические технологии в физическом воспитании и спорта: мат-лы межрегион. симпозиума по спортивной психологии. - Омск, 2004.

4. Девяткина Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005.

5. Ершов А. А. Психологическая соактивность людей. - М., 1992.

6. Казьмин В. И. Методы повышения эффективности группового взаимодействия волейболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983.

7. Коломейцев Ю. А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М., 1984.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

9. Мальчиков А. В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. - Смоленск, 1987.

10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

11. Ратушина Е. В. Комплектование парно-групповых составов спортивной акробатики на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров: ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. - Омск, 1998.

12. Сулейманов И. И. Основы спортивной конфликтологии. -Омск, 1997.

13. Травина А. П. Особенности комплектования спортивных команд с различной формой организации совместной деятельности // Тезисы докл. 10-й Всесоюз. науч. -практ. конф. психологов спорта. - М., 1988.

14. Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. - М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.