Научная статья на тему 'Психологическая профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами когнитивно-поведенческой терапии'

Психологическая профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами когнитивно-поведенческой терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО ОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENAL OFFICERS / PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / OFFENSES / SOCIALLY DANGEROUS BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / PSYCHOLOGICAL CORRECTION / COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

Статья посвящена рассмотрению теоретических и практических подходов к психологической профилактике правонарушений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, путем использования инструментов когнитивно-поведенческой терапии. Рассматриваются требования к личностным качествам сотрудников пенитенциарной системы, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость поиска современных подходов к сохранению и приумножению психологического здоровья персонала уголовно-исполнительной системы, обладающих доказанной эффективностью. Приводятся статистические данные о количестве сотрудников, склонных к различным формам деструктивного поведения, за 2018 г. Характеризуются виды профессиональных деструкций: деформации личности, деформации профессиональной деятельности, деформации профессионального взаимодействия, в том числе общественно опасное поведение, выступающее как социальный субстрат разного рода правонарушений. Рассматриваются особенности личности сотрудника-нарушителя, раскрываются основные направления психологической профилактики правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы, включающие в себя следующие виды психологического сопровождения: психологическую диагностику, психологическое просвещение, индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционную работу. Обосновывается необходимость применения когнитивно-поведенческой терапии как метода коррекционного воздействия с доказанной эффективностью, показанного к применению в случаях, когда деструктивное поведение сотрудника уголовно-исполнительной системы выходит за пределы профессиональной деятельности и затрагивает несколько сфер отношений. В заключение статьи раскрывается сущность коррекционного процесса в рамках когнитивно-поведенческой терапии, его основные техники и компоненты. Делается вывод о необходимости внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, склонными к деструктивному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пиюкова Светлана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF OFFENSES AMONG THE PENAL OFFICERS BY MEANS OF COGNITIVE-BEHAVIORAL THERAPY

The article is devoted to the consideration of theoretical and practical approaches to the psychological prevention of offenses committed by employees of the criminal Executive system, through the use of tools of cognitive behavioral therapy. The article considers the requirements for the personal qualities of prison system employees due to the specifics of their professional activities. The article substantiates the need to search for modern approaches to preserving and increasing the psychological health of the personnel of the criminal Executive system that have proven effectiveness. Statistical data on the number of employees who are prone to various forms of destructive behavior for 2018 are provided. the types of professional destructions are Characterized: personality deformations, professional activity deformations, professional interaction deformations, including socially dangerous behavior that acts as a social substrate for various types of offenses. The author considers the peculiarities of the offender's personality, reveals the main directions of psychological prevention of offenses of employees of the criminal Executive system, which include the following types of psychological support: psychological diagnostics, psychological education, individual and group counseling, and psychocorrection work. The author substantiates the necessity of using cognitive-behavioral therapy as a method of corrective action with proven effectiveness, shown for use in cases where the destructive behavior of an employee of the criminal Executive system goes beyond the professional activity and affects several areas of relations. In conclusion, the article reveals the essence of the correction process in the framework of cognitive behavioral therapy, its main techniques and components. It is concluded that it is necessary to introduce methods of cognitive behavioral therapy in the practice of psychological work with employees of the criminal Executive system who are prone to destructive behavior.

Текст научной работы на тему «Психологическая профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами когнитивно-поведенческой терапии»

профессионально важных качеств личности, проявление феномена «трудоголизма», симптомы состояния физического, эмоционального и умственного истощения и другие), деформации профессиональной деятельности (приверженность инструкциям, эмоциональная отстраненность, ослабление контроля, управленческая эрозия и другие); деформации профессионального взаимодействия (проявление авторитарности и агрессии, профессиональный цинизм, коммуникативные барьеры и др.).

Наиболее опасным проявлением профессиональной деформации личности сотрудника уго-ловно-исполнительной системы является происходящее на фоне негативного влияния криминальной субкультуры осужденных изменение нравственных норм и ценностных ориентиров, ведущее к противоправному поведению.

В качестве социального субстрата разного рода правонарушений выступает общественно опасное поведение, представляющее собой ситуационное или устойчивое отступление индивида от соблюдения правовых норм.

Согласно данным аналитических обзоров ФСИН России, посвященных рассмотрению состояния законности в уголовно-исполнительной системе, чаще всего в поле зрения контролирующих инстанций попадают нарушения, непосредственно связанные со спецификой профессиональной деятельности сотрудников. К примеру, передача осужденным запрещенных предметов (сотовых телефонов, сим-карт, психоактивных веществ), применение к осужденным недостаточных или избыточных дисциплинарных взысканий, коррупционные преступления.

С точки зрения А. В. Сататина, специфику совершения правонарушений сотрудников уго-ловно-исполнительной системы формируют обстоятельства, детерминированные особенностями функционирования исправительных учреждений, к примеру, отсутствием возможности свободно проникать на территорию учреждения посторонних лиц; социальной изоляцией спецконтингента в локации исправительной колонии; требованиями к дисциплине, регламентированными установленным порядком отбывания наказания [7].

Степень выраженности общественно опасного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы может носить частичный или генерализованный характер.

При частичном (или парциальном) общественно опасном поведении у сотрудника уголовно-исполнительной системы наблюдаются нарушения в отдельных группах отношений или ситуациях социального взаимодействия (на работе, дома, в общественных местах). При этом его действия отличаются непоследовательностью и противоречивостью. Как показывает практика, в данном случае необходимо оказание комплексного профилактического воздействия со стороны руководства, кадровых, воспитательных, психологических служб. При условии своевременности вмешательства указанный вид общественно опасного поведения сотрудника может быть успешно скорректирован.

Генерализация общественно опасного поведения характеризуется устойчивостью и распространением на все области жизнедеятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, что позволяет говорить о предрасположенности к совершению преступления и формировании криминогенной личности с присущими ей психологическими особенностями (негативными социальными интересами, антисоциальными ценностными ориентациями, дисбалансом между самооценкой и требованиями к другим людям и прочими). Как правило, этот процесс выражается в совершении аморальных поступков, допущении дисциплинарных и административных правонарушений. Генерализация общественно опасного поведения существенно усложняет оказание корректирующего воздействия на личность, так как сформировавшийся правовой нигилизм и профессиональная деформация сотрудников являются серьезным барьером, препятствующим применению воспитательных и психологических средств предупреждения правонарушений личного состава.

Оценка степени выраженности общественно опасного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы необходима для составления достоверного прогноза относительно динамики его формирования, а также определения перспектив профилактического воздействия и выбора соответствующего инструментария [8].

В общем смысле под профилактикой (от греч. ргорЬу1акйко8 - охранительный) понимают совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [9]. Обращаясь к проблеме психологической профилактики правонарушений сотрудников, необходимо охарактеризовать особенности личности нарушителя. На основании психологических характеристик и результатов служебных проверок по факту совершения различного рода нарушений можно выделить общие черты указанной категории лиц: склонность к алкоголизации; конфликтность; агрессивность; враждебность; низкий уровень социальной ответствен-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ности; склонность ко лжи и манипулированию; склонность к аутоагрессивному поведению; низкие самоконтроль и нервно-психическая устойчивость, признаки профессионального выгорания, недобросовестное выполнение служебных обязанностей и др. [10]

Учитывая комплексный характер проблемы, мероприятия по психологической профилактике правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо планировать таким образом, чтобы они включали в себя различные виды психологического сопровождения, в том числе: психологическую диагностику, психологическое просвещение, индивидуальное и групповое консультирование, психокоррекционную работу.

Психодиагностическое обследование проводится с целью выявления склонности сотрудника к деструктивному поведению, установления степени выраженности качеств личности, препятствующих осуществлению профессиональной деятельности, и определения средств психологической коррекции негативных проявлений.

Психологическое просвещение направлено на информирование личного состава о психологических явлениях, характерных для профессиональных деструкций, и способах их профилактики, повышение профессионально-психологической компетентности, овладение техниками саморегуляции своего эмоционального состояния и приемами самопомощи при появлении первых симптомов профессиональной деформации, к примеру, навыками мониторинга собственного психоэмоционального состояния, соблюдения режима труда и отдыха.

Индивидуальное и групповое психологическое консультирование личного состава, направленное на профилактику деструктивного поведения, целесообразно в ситуациях, когда негативные симптомы затрагивают только одну из сфер жизнедеятельности сотрудника (как правило, профессиональную или семейную) и не распространяются на все группы отношений. В процессе консультирования совершенствуются психологические аспекты межличностных отношений сотрудников, происходит обучение навыкам снятия психоэмоционального и мышечного напряжения, осуществляется стимулирование личностного роста и профессионального развития.

Психологическая коррекция показана в том случае, когда деструктивное поведение выходит за пределы профессиональной деятельности и затрагивает несколько сфер отношений сотрудника уголовно-исполнительной системы. Одним из перспективных методов коррекции деструктивных проявлений в поведении сотрудника уголовно-исполнительной системы является когнитивно-поведенческая терапия, применяемая для улучшения навыков межличностного взаимодействия, коррекции тревожных расстройств, расстройств сна и других.

Основные идеи когнитивно-поведенческого подхода к терапии раскрываются в работах А. Бека, А. Эллиса (рационально-эмоциональная поведенческая терапия), А. Лазаруса (мультимо-дальная терапия поведения), Д. Мейхенбаума (поведенческая психотерапия) и других. Согласно работам исследователей, причиной психологических расстройств и нерационального поведения человека является значительное расхождение интерпретации субъектом событий внешнего мира и их реальных характеристик (дисфункциональное мышление). Коррекция искажений и ошибок мышления способствует формированию более адаптивных стереотипов поведения и улучшает психологическое состояние человека.

Исходя из данных метаанализов, посвященных исследованию эффективности когнитивно-поведенческой терапии, данный подход успешно применяется при терапии зависимости от марихуаны (Dutra et al., 2008), никотина (Song et al., 2010), патологического гемблинга (Oakley-Brown et al., 2000; Leung & Cottier, 2009). Когнитивно-поведенческое вмешательство проявляет умеренную эффективность при коррекции гнева и агрессии (Del Vecchio & O'Leary, 2004; Saini, 2009). Несколько независимых метаанализов свидетельствуют об эффективности когнитивно-поведенческой терапии в работе с уголовными преступниками (Illescas, Sanchez-Meca, & Genoves, 2001; Lösel & Schmucker, 2005; Pearson, Lipton, Cleland, & Yee, 2002; Wilson, Bouffard, Mackenzie, 2005) [11].

В настоящее время специалистами психологической службы уголовно-исполнительной системы накоплен определенный опыт применения методов когнитивно-поведенческой терапии для оказания коррекционного воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях [12, 13]. Пенитенциарные психологи высоко оценивают эффективность когнитивно-поведенческой терапии, указывая на ее краткосрочный характер и возможность не только модифицировать глубинные убеждения осужденных, но и формировать более рациональные способы поведения. Согласно результатам исследования О. Н. Ракитской, заинтересованность в изучении методов когнитивно-поведенческой терапии выразили около 74 % психологов, принявших участие в опросе (вне зависимости от их профессионального стажа) [14].

В то же время когнитивно-поведенческий подход к коррекционной работе пока не нашел широкого применения в работе с сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Хотя существуют данные, доказывающие эффективность данного подхода в отношении снижения уровня стресса на рабочем месте (Kim, 2007; Richardson & Rothstein, 2008; van der Klink, Blonk, Schene, & van Dijk, 2001); терапии тревожных расстройств (Hofmann & Smits, 2008), в частности посттравматического стрессового расстройства (Bisson et al., 2007), и других психических явлений, способствующих деструктивному поведению [11].

В ходе коррекционного процесса в рамках когнитивно-поведенческой терапии происходит выявление, оценка и модификация дисфункциональных глубинных убеждений человека, являющихся фундаментом его психологических проблем и неадаптивного поведения. Человек обучается видеть связь между своими мыслями, эмоциями и поведением, идентифицировать убеждения, ведущие к искажению реальности, давать рациональную оценку важным событиям своей жизни, анализировать их с различных точек зрения, проверять на практике свои дисфункциональные идеи и находить более эффективные варианты социального взаимодействия, то есть в определенном смысле становится терапевтом для самого себя.

Основными когнитивными и поведенческими техниками, применяемыми в рамках данной модели терапии, являются направляемое открытие, поведенческий эксперимент, сократовский диалог.

Важными способами выявления дисфункциональных убеждений индивида и реагирования на них являются направляемое открытие и поведенческий эксперимент. В процессе беседы выявляются образы или убеждения субъекта, причиняющие ему наибольшее беспокойство, далее психолог предлагает клиенту отстраниться от них, «посмотреть со стороны» и оценить их справедливость и практическое значение. В итоге составляется рациональный план поведения в рассматриваемой ситуации и совместно с клиентом придумываются поведенческие эксперименты для проверки дисфункциональных убеждений клиента на соответствие реальности. В процессе направляемого открытия психолог не предлагает индивиду другую систему убеждений, а стимулирует его расширять свой кругозор, оперировать фактами и формировать реальный взгляд на события своей жизни.

Сущность сократовского диалога, который является инструментом направляемого открытия, заключается в создании условий для познания индивидом объективной реальности посредством искусной постановки вопросов. В ходе беседы психолог задает специально сформулированные вопросы в определенной последовательности. В результате субъект самостоятельно приходит к утверждению истины и при этом без какого-либо давления или внешнего принуждения. В процессе сократовского диалога происходит проверка мыслей на объективность, опровержение дисфункциональных убеждений человека, поиск альтернативной интерпретации событий.

В когнитивно-поведенческой терапии большое значение придается сотрудничеству между психологом и клиентом, созданию терапевтического альянса на основе командной работы, сфокусированной на проблеме и ориентированной на результат. К примеру, реализация принципа совместного эмпиризма предполагает, что психолог совместно с клиентом исследуют и проверяют на соответствие реальности потенциально дисфункциональные убеждения для того, чтобы в последствии заменить их на более продуктивные.

Таким образом, психологическая коррекция в рамках когнитивно-поведенческого подхода основывается на совместной работе психолога и клиента, планировании процесса терапии и структурировании каждой отдельной консультации, обнаружении дисфункциональных мыслей индивида и их тестировании на соответствие реальности, усилении внимания на положительном опыте клиента, обеспечении условий для выполнения клиентом практических заданий в период между консультациями (домашних заданий).

Одной из важнейших особенностей когнитивно-поведенческой терапии является последовательное обучение индивида владению техниками анализа своих мыслей и поиску рациональных способов поведения. На завершающем этапе субъект осознает, что в ситуации повторения деструктивного поведения он способен заниматься самотерапией и справляться с проблемами до того, как они приняли глобальный характер.

Таким образом, необходимо признать целесообразным внедрение методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психологической работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, склонными к деструктивному поведению, и отметить, что важно способствовать широкому их распространению в профессиональном сообществе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографический список

1. Огородников А. В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. 2010. № 79. С. 219-223.

2. Тарасова С. А. Психология сотрудников УИС: личность, общение, деятельность. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. 114 с.

3. Пиюкова С. С. Формирование духовно-нравственных качеств личности сотрудника УИС в процессе волонтерской деятельности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. 2014. № 1(12). С. 97-100.

4. Пиюкова С. С. Особенности практико-ориентированного подхода к подготовке начальников отрядов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 8(207). С. 41-46.

5. Ежова О. Н. Профессиональное становление сотрудников уголовно-исполнительной системы: психологический аспект// Евразийский юридический журнал. 2015. № 5(84). С. 267-269.

6. Обзор о результатах деятельности психологических служб территориальных органов ФСИН России за 2018 год. М.: ФСИН России, 2019. 18 с.

7. Салатин А. В. Характеристика должностных преступлений сотрудников уголовно-исполнительной системы и классификация личностей преступников // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2011. № 16. С. 13-17.

8. Демин В. М. Профилактика правонарушений сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovorus.ru (дата обращения: 27.02.2020).

10. Психологическая работа с сотрудниками, состоящими в группе повышенного внимания: учебное пособие / О. Н. Ежова, С. С. Пиюкова, С. А. Тарасова, Ф. И. Ушков. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2018. 97 с.

11. Ялтонская А. В., Зарецкий Ю. В. Доказательные исследования эффективности КТ в лечении психических расстройств [Электронный ресурс]. URL: http://cognit-therapy.ru/index.php/o-kognitivnoj-terapii/effectiveness (дата обращения: 27.02.2020).

12. Психологическая коррекция осужденных группы риска с использованием методов когнитивно-поведенческой терапии (криминологический и психотерапевтический аспекты) / Б. Г. Бовин, Ю. Н. Степанова, Н. Ю. Суворина и др. М.: НИИ ФСИН России, 2009. 56 с.

13. Якупов Р. М., Тарасова С. А. Управление поведением осужденных на основе принципов бихевиоризма // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе: материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. С. 182-186.

14. Ракитская О. Н. Применение методов когнитивной психотерапии в работе с осужденными: эффекты и трудности // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. Рязань: Академия ФСИН России. 2017. С. 22-27.

References

1. Ogorodnikov А. V. Osobennosti deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii [Features of the activities of the employees of the penal system of Russia]. Vestnik SamGU [.Bulletin ofSamSU], 2010, no. 79, pp. 219-223 [in Russian],

2. Tarasova S. A. Psikhologiya sotrudnikov UIS: lichnost', obshcheniye, deyatel'nost' [Psychology of employees of the penal correction system: personality, communication, activity]. Samara, 2007, 114 p. [in Russian].

3. Piyukova S. S. Formirovaniye dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti sotrudnika UIS v protsesse volonterskoy deyatel'nosti [The formation of the spiritual and moral qualities of the personality of an employee of the penal correction system in the process of volunteering], Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituía: nauchno-prakticheskij zhurnal [Bulletin of the Samara Law Institute: scientific and practical journal], 2014, no. 1(12), pp. 97-100 [in Russian],

4. Piyukova S. S. Osobennosti praktiko-oriyentirovannogo podkhoda k podgotovke nachal'nikov otryadov [Features of a practice-oriented approach to the training of unit chiefs]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [Bulletin of the penal system], 2019, no 8(207), pp. 41-46 [in Russian].

5. Yezhova O. N. Professional'noye stanovleniye sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy: psikhologicheskiy aspekt [Professional formation of employees of the penal system: psychological aspect], Yevraziyskiy yuridicheskiy zhurncd [Eurasian Law Journal], 2015, no. 5(84), pp. 267-269 [in Russian],

6. Obzor o rezul'tatakh deyatel'nosti psikhologicheskikh sluzhb territoriarnykh organov FS1N Rossii za 2018 god [A review of the results of the activities of the psychological services of the territorial bodies of the FSIN of Russia for 2018]. Moscow, 2019, 18 p. [in Russian], ~

7. Salatin A. V. Kharakteristika dolzhnostnykh prestupleniy sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy i klassifikatsiya lichnostey prestupnikov [Characterization of official crimes of employees of the penal system and the classification of personalities of criminals]. Vestnik institute!: prestupleniye, nakazaniye, ispravlenive [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2011, no. 16, pp. 13-17 | in Russian].

8. Demin V. M. Profilaktika pravonarusheniy sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Prevention of offenses of employees of the penal system. Extended of candidate's of Law thesis]. Moscow, 2007, 26 p. [in Russian],

9. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Russian Language], In D. N. Ushakov (ed.). URL: http://www.slovorus.ni (Accessed: 27.02.2020) [in Russian],

10. Psikhologicheskaya rabota s sotmdnikami, sostovashchimi v gruppe povyshennogo vnimaniya: uchebnoe posobie [Psychological work with employees in the attention group]. Samara, 2018, 97 p. [in Russian].

11. Yaltonskaya A. V., Zaretskiy YU. V. Dokazatel'nyye issledovaniya effektivnosti KT v lechenii psikhicheskikh rasstroystv [Evidence-based studies of the effectiveness of CT in the treatment of mental disorders]. URL: http://cognit-therapy.ru/index.php/o-kognitivnoj-terapii/effectiveness (Accessed: 10.02.2020) [inRussian],

12. Psikhologicheskaya korrektsiya osuzhdennykh gruppy riska s ispol'zovaniyem metodov kog-nitivno-povedencheskoy terapii (knminologicheskiy i psikhoterapevticheskiy aspekty) [Psychological correction of prisoners at risk using methods of cognitive-behavioral therapy (criminological and psychotherapeutic aspects)]. Moscow, 2009, 56 p. [in Russian],

13. Yakupov R. M., Tarasova S. A. Upravleniye povedeniyem osuzhdennykh na osnove printsipov bikheviorizma [Management of the behavior of convicts on the basis of the principles of behaviorism], Problemy i perspektivy razvitiva ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossii na sovremennom etape: material)) Mezhdunarodnov nauchnoy konferentsii ad"yunktov, aspirantov, kursantov i studentov [Problems and prospects for the development of the penal system of Russia at the present stage: materials of the International Scientific conferences of adjuncts, graduate students, cadets and students]. Samara, 2017, pp. 182-186 [in Russian],

14. Rakitskaya O. N. Primeneniye metodov kognitivnoy psikhoterapii v rabote s osuzhdenny-mi: effekty i trudnosti [Application of methods of cognitive psychotherapy in work with convicts: effects and difficulties]. IllMezhdunarodnyy penitentsiarnvy forum «Prestupleniye, nakazaniye, ispravlenive»: sbornik tezisov vvstupleniy i dokladov uchastnikov Mezhdunarodnov nauchno-prakticheskoy konferentsii [III International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction»: collection of theses of speeches and reports of participants of the International scientific-practical conference]. Ryazan, 2017, pp. 22-27 [in Russian],

ТРИБУНА МОЛОАОГО УЧЕНОГО

DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.019 УДК 343.8

Карханина Людмила Владимировна

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: liidakarhaninafiimail.ru

ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ

НЕКОТОРЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. В современных условиях расширяется практика применения судами наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении несовершеннолетних. Это объясняется гуманизацией уголовной политики Российской Федерации, что соответствует рекомендациям общепризнанных международных актов и стандартов в области обеспечения прав несовершеннолетних правонарушителей. Таким образом, возникает объективная необходимость в ограничении применения к несовершеннолетним реального лишения свободы. Это в свою очередь должно повлечь за собой существенное расширение мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации определяет, что большинство наказаний, альтернативных лишению свободы, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями. В связи с этим автором предпринята попытка проанализировать некоторые проблемные вопросы, возникающие при исполнении отдельных видов наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении несовершеннолетних.

В статье рассматриваются вопросы организации воспитательной работы с осужденными к лишению права заниматься определенной деятельностью, возможности расширения мер поощрения несовершеннолетних, осужденных к ограничению свободы, перспективы законодательного урегулирования ответственности осужденных за неявку в инспекцию для постановки на учет, а также отдельные аспекты законодательного регулирования злостного уклонения несовершеннолетнего от отбывания наказания.

Ключевые слова: несовершеннолетний; уголовно-исполнительная инспекция; наказания, альтернативные лишению свободы; исполнение наказаний; проблемы правового регулирования; воспитательная работа; применение мер поощрения; злостное уклонение от отбывания наказания.

EXECUTION OF SOME TYPES OF ALTERNATIVES TO IMPRISONMENT WITH RESPECT TO JUVENAIL OFFENDER BY PENITENTIARY INSPECTION

Summary. In modern conditions, the practice of applying punishments alternative to imprisonment for minorities is expanding. This is due to the humanization of the criminal policy of the Russian Federation, which is consistent with the recommendations of generally recognized international acts and standards in the field of ensuring the rights ofjuvenile offenders. Thus, there is an objective need in limiting the use of real deprivation of liberty to minors. This, in turn, should entail a significant expansion of measures not related to the isolation of the convict from society.

The penal legislation of the Russian Federation determines that the majority of punishments, alternative to imprisonment, are executed by criminal-executive inspections. In this regard, the author has attempted to analyze some of the problematic issues that arise during the execution of certain types ofpunishment, alternative to imprisonment for minors.

The article deals with the organization of educational work with those sentenced to deprivation of the right to engage in certain activities; the possibility of expanding incentives for minors sentenced to restriction of liberty; the prospects of legislative regulation of the responsibility of convicts for failure to appear in the inspection for registration; At the same time, certain aspects of the legislative regulation of the malicious evasion of a minor from sen'ing a sentence are considered.

Keywords: juvenal, penitentiary inspection, alternative sentences of imprisonment, execution of sentences, problems of legal regulation, educational work, application of incentives, malicious evasion ofpunishment.

Lyudmila V. Karhanina

Adjunct,

Academy of the Federal Penal Serves of Russia, Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000, e-mail: ludakarlianina@mail.ra

© 2020 Карханина Л. В.

В настоящее время уголовная политика Российской Федерации направлена на расширение практики применения судами наказаний, альтернативных лишению свободы. Согласно действующему уголовному законодательству наказания, не связанные с изоляцией от общества, применяются и в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Это соответствует нормам общепризнанных международных актов и стандартов, которые рекомендуют государствам располагать широким перечнем мер, альтернативных лишению свободы.

Необходимость расширения практики применения судами наказаний без изоляции несовершеннолетних от общества обусловлена рядом следующих важных факторов Во-первых, это недопущение даже минимального «криминального заражения» несовершеннолетних в местах заключения. Во-вторых, исключение возможности ослабления и утраты несовершеннолетним социально полезных связей. В-третьих, исправление осужденного в случае применения к нему наказания, не связанного с изоляцией от общества, происходит в условиях ближайшего окружения, а не в изоляции от него, в специфических условиях тюремной субкультуры.

Проследить тенденцию назначения несовершеннолетним наказаний, не связанных с их изоляцией от общества, можно по представленным на рис. 1 статистическим данным [1].

14 ООО

12 ООО 10 ООО 8 ООО 6 ООО 4 ООО 2 ООО

В Лишение свободы

Ш Наказания, альтернативные лишению свободы

1— —I— —I— —I— —г

2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 1. Сравнительные данные по назначению наказаний несовершеннолетним

Исходя из приведенных данных наказания без изоляции от общества назначались несовершеннолетним чаще, чем наказание в виде лишения свободы: в 2012 г. - в 2,2 раза; 2013 г. - в 2,3; 2014 г. - в 1,8; 2015 г. - в 1,6; 2016 г. - в 2,2; 2017 г. - в 2,1. Таким образом, судебной практикой наказаниям, альтернативным лишению свободы, отдается предпочтение. И это вполне оправдано, так как исторически доказано, что тюремное заключение имеет достаточно много негативных последствий, особенно для несовершеннолетних.

В борьбе с повторной преступностью несовершеннолетних особое значение приобретает достижение целей назначенного наказания, которые закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве и обеспечиваются установленным законом порядком исполнения наказаний. В связи с этим значимость устранения возникающих проблем в области исполнения наказаний без изоляции несовершеннолетних от общества не вызывает сомнений.

Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) устанавливает, что уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ) исполняют четыре вида наказаний, не связанных с изоляцией от общества несовершеннолетних осужденных, предусмотренных ст. 88 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ):

1) лишение права заниматься определенной деятельностью;

2) обязательные работы;

3) исправительные работы;

4) ограничение свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.