Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
620
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВИЗМ / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ НЕГАТИВИЗМ / ПРИЧИНЫ НЕГАТИВИЗМА / АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВИЗМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кемалова Д.И.

Рассматривается проблема подросткового негативизма с позиций психологии и педагогики, раскрывается понятие негативизм и его взаимосвязь с возрастом, так же изучается детский негативизм, делается акцент на подростковый негативизм, причины и признаки его появления, а так же его профилактику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF ADOLESCENT NEGATIVISM"

The problem of adolescent negativism from the standpoint of psychology and pedagogy is considered, the concept of negativism and its interrelation with age is revealed, as well as child negativity is studied, emphasis is placed on adolescent negativism, the causes and signs of its appearance, as well as its prevention.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА»

УДК 159.96

Кемалова Д.И. студент 2 курса магистратуры факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Тимощук И.Г.

Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО

НЕГАТИВИЗМА

Аннотация: Рассматривается проблема подросткового негативизма с позиций психологии и педагогики, раскрывается понятие негативизм и его взаимосвязь с возрастом, так же изучается детский негативизм, делается акцент на подростковый негативизм, причины и признаки его появления, а так же его профилактику.

Ключевые слова: негативизм, детский негативизм, активный и пассивный негативизм, подростковый негативизм, причины негативизма, агрессия, психологическая профилактика негативизма.

Kemalova D.I.

Student of the 2nd course of magistracy faculty of psychology and teacher education State Budget Educational Institution of Higher Education of the Crimean Republic «Crimean engineering-pedagogical

university » Scientific adviser: Timoshuk I. G.

Russian Federation, Republic of Crimea

Simferopol

"PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF ADOLESCENT

NEGATIVISM"

Abstract: The problem of adolescent negativism from the standpoint of psychology and pedagogy is considered, the concept of negativism and its interrelation with age is revealed, as well as child negativity is studied, emphasis is placed on adolescent negativism, the causes and signs of its appearance, as well as its prevention.

Key words: negativism, child negativism, active and passive negativism, adolescent negativism, causes of negativism, aggression, psychological prevention of negativism.

Рассмотрим характеристику негативизма и уточним значение понятия «негативизм» в отечественной и зарубежной психологии.

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) рассматривается в психологии как лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям.

«Психологический словарь» [2] дает определение негативизма как актов поведения индивида, в основном немотивированных, которые проявляются в оппозиционных действиях реакциях к требованиям и ожиданиям других субъектов. Психологическим базисом негативизма является эго установка индивида на отрицание определенных концепций, ритуалов, коммуникаций, ожиданий той или иной социогруппы.

В «Психологическом словаре» [2] и «Современном психологическом словаре» [4] детский негативизм понимается как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрям стве, замкнутости, отчужденности.

В «Современном психологическом словаре» [4] негативизм рассматривается как немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Под детским негативизмом здесь понимается такая форма общения ребенка, в которой он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих и в этом случае может проявляться в виде упрямства, грубости, замкнутости.

Исследованием негативизма занимались выдающиеся отечественные психологи. В частности, Л. С. Выготский негативизмом считшг проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

По мнению В. Кагана, негативизм - поведение, при котором предположение другого человека отвергается субъектом потому, что это предположение исходит не от него самого.

Ряд исследователей (А. Голик, А. В. За порожец, В. Мамцева, В. С. Мухина и др.) выделяют в поведении ребенка два вида негативизма: активный негативизм - сопротивление требованиям и действиям окружающих, стремление противодействовать в своих поступках тому, что они требуют или просят, выполнение ребенком действий, противоположных требуемым; пассивный негативизм - отсутствие реакции на внешнее побуждение к тому или иному действию, упрямство, нежелание выполнять предложенное взрослым.

Следовательно, под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий.

Рассматривая, негативизма и его взаимосвязь, с возрастом, необходимо отметить, что негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах.:

• упрямство;

• замкнутость;

• грубость..

Также различают три вида негативного проявления:

• пассивный;

• активный.

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует, на просьбы и замечания. других людей.

Активный. негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям. наперекор, демонстративном. поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто. наблюдается в подростковом. возрасте [5, с. 38].

Детский негативизм. — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное. явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат. ими как никакой другой. этап. В целом с рождения. до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

новорожденный период; годовалый возраст; 3-х летний. возраст — кризис «Я сам»; 7-ми летний возраст; подростковый возраст. (от 11-15 лет).

Под возрастным. кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется. изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности. и упадком интеллектуальной деятельности.. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского. развития, чаще. он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы. детского негативизма.:

• 1 фаза - период 3-х лет;

• 2 фаза - подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название - «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое. В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс - воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чащ всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей. Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы,

а тем более приказы взрослых. В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла. Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе [5, с. 39-40].

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов. Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети. Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С. Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках. Подросток изменчив во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое врет назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорирую замечания и просьбы. Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей [5, с. 43].

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растет скелет и мышцы, видоизменяются половые органы. Физиологические преобразования в организме подростка

происходят неравномерно, из-за чего возможн частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность. Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Выделяя основные причины подросткового негативизма необходимо отметить, что они кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов. Данные источники информации играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации негативизма.

В первую очередь негативизм в подростковом поведении обуславливается, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Негативизм и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.

Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, подросток и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовью ее.

Таким образом, именно родители (и другие авторитетны для ребенка лица), их отношения между собой и с ребенком, играют первостепенную роль в образовании негативного поведения подростков [1, с. 132-133].

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что этот негатив направлен на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

Таким образом, переходя к вопросу профилактики негативизма у подростков — в первую очередь необходимо отметить, что необходимо

создание гармоничных отношений в семь , желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка. Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет). Для начала необходимо осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм — возможно понадобится консультация детского психолога или семейного психолога [1, с. 137].

Так же, необходимо выделить когнитивно-поведенческую терапию, данную терапию эффективно применять для профилактики и коррекции негативизма в подростковом периоде, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: Во-первых, под подростковым негативизмом мы понимаем такое самочувствие и поведение ребенка, при котором он неосознанно пытается противостоять директивным воздействиям взрослых или сверстников. Причиной такого противодействия может быть неудовлетворенна! потребность в учете его желаний и самоутверждении, защите своего Я от вторжения в границы индивидуальных притязаний, неблагоприятное воздействие со стороны близкого взрослого.

Во-вторых, причины проявления негативизма не могут находиться внутри ребенка, они всегда являются извне: в силу психолого-педагогической некомпетентности воспитательных воздействий ответственных за воспитание взрослых.

В-третьих психологическая профилактика в подростковом возрасте является важной. Необходимо проведение различных тренингов, которые не только предостерегают от проблемы негативизма, а так же устраняют его.

Использованные источники:

1. Клейникова Т. П. Детский негативизм: причины и признаки его проявлния / Т. П. Клейникова // Научный дилог. - 2013. - № 8 (20): Педагогика. - С. 131-139.

2. Психологический словарь. Авт. сост. В. Н. Коморулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под общей ред. Л. Неймера. - Ростов н/Д: Феникс. - 2003. - 640 с.

3. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика. - 1983. - 330 с.

4. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Санк Петербург. СПБ.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, - 2007. - 632 с.

5. Шавырина А. А. Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей / А. А. Шавырина // Психологическая наука и образование. - 2008. -№5. - С. 37-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.