Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА'

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГАТИВИЗМ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кемалова Д.И.

В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо проблематики психологической профилактики подросткового негативизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLPGICAL PREVENTION OF ADOLESCENT NEGATIVISM"

Within the framework of the presented article, key aspects concerning the problems of psychological prevention of adolescent negativism are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА»

13. Сатыева, А.И., Касимова, Д.Ф. Основные методы анализа и оценки финансовой устойчивости предприятий / А.И. Сатыева, Д.Ф. Касимова // G-Global - 2015. URL: http://group-global.org/ru/publication/20488-osnovnye-metody-analiza-i-ocenki-finansovoy-ustoychivosti-predpriyatiy

УДК 159.96

Кемалова Д.И. студент 2 курса магистратуры факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Тимощук И.Г.

Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НЕГАТИВИЗМА

Аннотация: В рамках представленной статьи проанализированы ключевые аспекты, касаемо проблематики психологической профилактики подросткового негативизма.

Ключевые слова: негативизм, подростковый возраст, практика, профилактика.

Kemalova D.I.

Student of the 2nd course of magistracy faculty of psychology and teacher education State Budget Educational Institution of Higher Education of the Crimean Republic «Crimean engineering-pedagogical

university » Scientific adviser: Timoshuk I. G. Russian Federation, Republic of Crimea,

Simferopol

"PSYCHOLPGICAL PREVENTION OF ADOLESCENT NEGATIVISM"

Abstract: Within the framework of the presented article, key aspects concerning the problems of psychological prevention of adolescent negativism are analyzed.

Key words: negativism, adolescence, practice, prevention.

Ж. Ж. Руссо одним из первых обозначил подростковый возраст как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека. А С. Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подросткового возраста, периода «бури и натиска». Он выделил негативные характеристики данного этапа развития: трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональную неустойчивость.

К. Левин подчеркивал своеобразную маргинальность подростка, выражающуюся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых.

Существует несколько причин появления подросткового негативизма. Основная проблема этого явления заключается в том, что без вмешательства специалистов в области психологии и педагогики детскую агрессию корректировать сложно. Как известно, лучшим вариантом решения проблемы является ее профилактика.

В настоящее время экспертами выработан особый подход к психологической профилактике подросткового негативизма. Участие в этих мероприятиях должны принимать родители ребенка, педагоги и психологи.

Во-первых, начать стоит с анализа ситуации в семье. Необходимо создать почву для доверительных отношений между родителями и ребенком. Агрессивная социальная среда, обилие информации и неспособность ребенка адаптироваться к конкретным условиям создают предпосылки для развития подросткового негативизма. [1]

Отношения подростка и родителей строятся по принципу ребенок -это младший товарищ для родителей, а родители для ребенка - старшие товарищи. Необходимо осознавать, что в подростковом возрасте у ребенка закладываются основы поведения в среде взрослых, которые с трудом корректируются в будущем.

Необходимо дать понять ребенку, что родители для него - это помощники, заботливые члены семьи, желающие обеспечить комфортные условия для развития ребенка. Следует принимать точку зрения подростка на любую проблему, предоставлять возможность ему высказаться и обратиться к родителям за советом.

Во-вторых, необходимо следить за психологическим климатом внутри семьи. Наиболее сложный период для родителей начинается с возраста ребенка 10-11 лет. В этот период ребенок детально изучает взаимоотношения родителей, может остро реагировать на критику и перенимать модели коммуникации между взрослыми. Ссоры и скандалы в семье, отсутствие взаимопонимания и другие явления ухудшают психоэмоциональное состояние ребенка.

В такой семье ребенок будет чувствовать себя некомфортно. С каждой негативной ситуацией ребенок будет отдаляться от членов семьи, искать поддержку и понимание среди товарищей или в интернете. Оптимальный вариант для родителей заключается в том, чтобы показать, что между ними нет конфликтов, присутствует уважение друг к другу.

В-третьих, модели коммуникации между членами семьи должны быть правильными. К примеру, старшие члены семьи (бабушка и дедушка) пользуются уважением у родителей, родители ребенка заботятся о них. Не стоит проявляться агрессию к подростку, если он совершает неправильные поступки, совершает какие-то ошибки. Нужно предоставить ребенку право на ошибку и выработать особый подход к отработке критики, которую может озвучить ребенок. [2]

Нельзя в семейных коммуникациях переходить на личности, это является более частой причиной семейных ссор. Следует акцентировать

внимание не на личностных качествах, а на поступках взрослых людей и подростка. Собственные негативные эмоции родителям следует оставлять при себе. Какой бы сложной не была ситуация, ребенок уже осознал или готов осознать свою ошибку. И негативные эмоции не ускорят этот процесс. Обычно на агрессию ребенок отвечает агрессией. Демонстрируя такое поведение со стороны взрослых, родители допускают общение на повышенных тонах, переходы на личности.

Если родители чувствуют, что в процессе коммуникации с ребенком нарастает напряжение, лучше переключиться на что-то другое. Снизить напряжение ситуации помогает смена темы разговора, отвлечение на другое дело или предложение вернуться к этому разговору позднее, когда все члены семьи успокоятся.[3]

С подростком следует выстраивать конструктивный диалог. Это значит, что желание поговорить должно быть у взрослых и самого ребенка. В ином случае вернуться к разговору можно позднее или в другой обстановке. Несмотря на совершение ребенком оплошностей следует поддерживать его положительный статус как члена семьи. Не стоит принижать его качества, негативно отзываться о его способностях и умении.

Следует чаще подбадривать подростка в процессе обучения чему-либо, давать ему мотивацию и хвалить за достигнутые успехи. Если в семье периодически используется агрессивная форма ведения диалога, следует отказаться от этой практики. Подросток перенимает опыт взрослых, будет отвечать агрессией на агрессию, так как он хочет защититься.

Наконец, в качестве профилактики подросткового негативизма следует грамотно подходить к его жизненной адаптации. Воспитательная система со стороны педагогов и родителей должна быть гуманной, преследовать цели качественной нравственной, социальной и интеллектуальной подготовки. Также необходимо использовать возможности сети дополнительного образования для самоопределения и самопознания ребенка.

Использованные источники:

1. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (исихология развития и возрастная психоло гия) / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2015. - 349 с.

2. Немов Р. С. Психология: учебник для высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М., 2014. - Кн. 2: Психология образования.

3. Симоненко А. В. Предупреждение правонарушений средствами и методами воспитания // Закон и право. - 2015. - № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.