гической службы (не считая существующих центров психодиагностики).
1. Сохранить психологов, работающих в составе кадровых аппаратов, нацелив их работу на информационное психологическое обеспечение принимаемых руководством кадровых решений, психологическое консультирование организации воспитательной работы с личным составом и поддержание информационного взаимодействия между другими ветвями психологической службы и в первую очередь — центрами психодиагностики.
2. Ввести в крупных О Г РУОВД должности криминальных психологов, поручив им исключительные функции сопровождения опе-ративно-служебной деятельности.
3. Ввести в штатах медотделов УВД должности психологов, занимающихся психологической реабилитацией и коррекцией личного состава, организовав их рабочие места по принципу амбулаторий непосредственно в горрай-отделах. Эти сотрудники не должны находиться в оперативном подчинении начальников ГРУ-ОВД.
Литература.
1. Кукушкин В.М. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций. — 4.1 — М., 1991.
2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.-М., 19S8.
3. Новикова J1.И Педагогика детского коллектива.
4. Пригожин А.И. Организации: системы и люди.— М., 1983.
5. Чернышев A.C. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис... докт. психол. наук,— М., 1986.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ИМИДЖА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Д-р психолог, наук, проф.
А.Н.Сухов,
Рязанский институт права и экономики МВД России
Старший психолог А.А.Семик
Краснодарский юридический институт МВД России
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел выявлено следующее. Имиджи бывают разными. В большом англо-русском словаре (М., 1972) дается несколько лексических значений слова
"имидж": 1) изображение; 2) ддол, кумир; 3) икона, фигура, статуя святого; 4) подобие, копия; 5) мысленный образ, мысленное представление; 6) образец, символ; 7) зеркальный эффект.
В сущности, имидж конкретного сотрудника органов внутренних дел — это его ролевое поведение по выполнению служебных функций в соответствии с нормативными документами.
Иное дело — имидж сотрудников органов внутренних дел. Персонифицированный и обобщенный имидж сотрудников органов внутренних дел качественно отличаются друг от друга. Последний — образ целой профессиональной группы, общности. Он презента^ рован социальными представлениями.
Под социальными представлениями понимается специфическая форма познания, знания здравого смысла (житейские знания ). В структуре социальных представлений принято выделять три компонента: информация, поле представлений и установка.
Социальные представления формируются и проявляются в средствах массовой информации, а также в письменной и обыденной ментальности.
СМИ представляют собой разновидность массового общения, опосредованного техническими средствами.
Под ментальностью понимается неосознаваемая или частично осознаваемая, характерная для данной-культуры (субкультуры ) специфика психической жизни той или иной социальной группы. Она проявляется в картинах мира, системе образов, представлений, норм и ценностей.Различают письменную (литературу ) и обыденную ментальность (анекдоты, пословицы и пр.).
Исходя из этого, в качестве концептуальной основы исследования имиджа сотрудников органов внутренних дел выступает понимание его природы в рамках концепции социальных представлений, что позволило сформулировать определение имиджа. Имидж сотрудников органов внутренних дел — это социальные представления об их ролевом поведении по выполнению служебных обязанностей, транслируемые средствами массовой информации и зафиксированные в письменной или обыденной ментальности.
В качестве его показателей выступают содержательные и количественные характеристики:
а) эмоциональные оценки социально-психологических характеристик профессиональной группы: "доверяю — не доверяю"; "нравится — не нравится";
б) количественные характеристики: рейтинг, популярность, престижность, т.е. сравнительные характеристики профессиональной группы.
40
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999, J\r21 (9)
Данные индикаторы операционализиру-ют понятие имиджа и позволяют о нем говорить, как высоком или низком, позитивном или негативном. Для изучения имиджа сотрудников органов внутренних дел использовались следующие методы: анкетный и экспертный опрос, визуальная психодиагностика, контент-анализ и тестирование. Достоверность данных обеспечивалась репрезентативностью выборки и процедурой применения комплекса методик.
В результате анализа опроса населения различных регионов России установлено:
1) органы внутренних дел недостаточно обеспечивают криминальную безопасность;
2) граждане слабо доверяют органам внутренних дел;
3) сотрудники органов внутренних дел, в основном, имеют отрицательный имидж;
4) этот факт зафиксирован в ходе опроса населения;
5) ряд показателей характеризуют со стороны населения имидж сотрудников органов ¡внутренних дел отрицательно, в частности, об этом говорит то, что около 70% населения не доверяют сотрудника,чГорпдаов внутренних дел, причем динамика социальных представлений остается практически неизменной;
6) разные службы ОВД имеют разный рейтинг.
Средства массовой информации формируют катастрофическое сознание, что ухудшает фон для восприятия сотрудников органов внутренних дел.
Социальные представления, выраженные в средствах массовой информации, более лояльны к сотрудникам органов внутренних дел по сравнению с оценками, полученными в ходе анкетного опроса населения. В обыденной мен-тальности имидж сотрудников органов внутренних дел более низок по сравнению с их имиджем в СМИ.
К числу эффектов социальных представлений относятся:
— эффект недоверия;
— эффект презрения;
— эффект оглупления;
— эффект продажности;
— эффект демонизации.
Социальные представления о сотрудниках органов внутренних дел, транслируемые средствами массовой информации, содержат ряд эффектов, связанных с политической конъюнктурой, а именно перекладыванием всей полноты вины за состояние преступности на
МВД (эффект «козла отпущения»). Имидж сотрудников ОВД имеет историческую природу, связанную с ментальностью. Это обстоятельство придает имиджу сотрудников органов внутренних дел достаточно устойчивый характер.
Персонифицированный имидж сотрудника ОВД зависит от внешних признаков; со-циально-психологической компетентности; профессиональной готовности; когнитивной сложности состояний ценностно-смысловой сферы и "Я-образа". "Я-образ" и оценка со стороны населения не совпадают.
Для уволенных сотрудников органов внутренних дел по отрицательным мотивам характерен рад специфических свойств. На имидж сотрудников органов внутренних дел негативно влияет их профессиональная деформация.
В целях формирования позитивного имиджа прежде всего необходимо совершенствовать профессиональный отбор кандидатов-на учебу и службу в органах внутренних дел. Имеется в виду создание профессиограмм, расширение рамок психофизиологического отбора. Одним из главных условий решения этой проблемы является обеспечение социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, чтобы повысить престижность их профессии. Профессионализация образования играет при этом важнейшую роль.
В органах внутренних дел следует возродить институт воспитания на современной основе с привлечением священнослужителей и социальных работников. В данном случае полезен опыт профессионального воспитания полицейских США, ФРГ и Франции.
Социально-психологическая подготовка должна стать составной частью специальной подготовки сотрудников ОВД в целях формирования у них коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентности.
Формирование позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел невозможно без развития организационной культуры: внешней (атрибутики) и внутренней (системы ценностей, нравственности).
Формирование позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел у населения включает, с одной стороны — корректировку социальных представлений на основе более адекватного восприятия образа работников ОВД, т.е. путем объективного информирования населения; с другой — выработку у населения установки на позитивное восприятие сотрудников органов внутренних дел.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999, №1 (9)
41