УДК 74.58
О.А. Брылева, канд. психол. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] Ю.А. Мельникова, соискатель АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ
В статье обозначены основные подходы к типологии жизненных задач, описаны основные способы их решения. Исследованы основные трудности, возникающие при формулировании и решении жизненных задач. Показаны виды психологической помощи человеку, столкнувшемуся со сложностями в формулировании решении жизненных задач.
Ключевые слова: жизненные задачи человека, их типы, формулирование, способы решения, психологическая помощь, группы респондентов.
В современной психологии при описании развития человека достаточно часто используются такие категории как жизненный путь, жизненное пространство, жизненный мир, жизненная ситуация, стратегии жизни, жизненные планы. Основоположником изучения этих категорий является Б.Г. Ананьев, разработавший концепцию жизненного пути. По его мнению, жизненный путь человека складывается из последовательности событий, которые формируют его как личность и как субъект деятельности в конкретном культурноисторическом контексте [1]. Психологи активно исследуют проблемы развития личности как субъекта жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова и др.), субъектности личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский), самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) и самореализации личности (Э.В. Галажинский, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев и др.), поиска и обретения смысла жизни (Б. С. Братусь, В. В. Сериков).
Введение в современную психологию вышеперечисленных категорий позволяет понять человека как целостную систему, находящуюся в постоянном развитии. Становление и развитие человека на жизненном пути проходит через ряд жизненных задач, которые необходимо решить человеку. Сегодня в период экономического кризиса в стране у многих людей появились трудности, связанные с решением их жизненных задач. Поэтому проблема исследования возможностей психологической помощи в этих ситуациях является весьма актуальной.
Мы придерживаемся подхода к решению жизненных задач, который наметил в своих работах Д. Дернер. По его мнению, трудности, появляющиеся при решении различных жизненных задач, возникают вследствие сложности, непрозрачности, динамики, сетевидности и неполноты или неверности знаний о данной задаче [2].
В сложных сетевидных системах, к которым принадлежит жизненная задача, по мнению Д. Дёрнера, необходимо рассматривать все возможные аспекты целостной системы, учитывать влияние отдельных компонентов системы друг на друга. Анализируя различные способы решения сложных жизненных задач, автор приходит к выводу, что некоторые люди склонны избегать решения тех проблем, которые непонятны и свидетельствуют о беспомощности человека в данном вопросе. Автор называет это «способностью переносить неопределенность» [2, с. 40]. При решении жизненных задач необходимо применять иной способ мышления, чем просто установление причинно-следственной связи. Сетевидность заключается в том, что вмешательство и влияние лишь на один параметр системы влечет за собой отдаленные и косвенные последствия [2]. Наличие сетевидности приводит к закономерному усложнению системы. Сложность системы - величина субъективная. Зачастую задача бывает сложной из-за непрозрачности, которая обусловлена тем, что многие признаки ситуации недоступны тому, кто решает задачу. Под динамикой автор понимает непрерывное развитие проблемной ситуации, что создает дополнительную сложность при её решении, так как попытки выявить, в каком направлении будет развиваться ситуация, вызывают у людей большие затруднения. Чтобы избежать ошибок при решении задач, необходимо учитывать возможность видения искаженной информации, но это не всегда возможно в силу психологических особенностей че-
ловека. Стремление человека к определенности зачастую приводит его на путь ошибочных решений.
Для изучения структуры жизненных задач, основных способов их решения нами было проведено исследование, на первом этапе которого предстояло выяснить, готовы ли респонденты формулировать, принимать и решать жизненные задачи. Для реализации поставленной цели с респондентами была проведена беседа, в ходе которой они пытались осмыслить и сформулировать свои жизненные задачи, в частности, задачу профессионального самоопределения. Беседа проводилась со школьниками 10-11 профильных классов одного из лицеев г. Барнаула, студентами медицинского университета и с преподавателями медицинского, классического и технического университетов. В ходе беседы обсуждались вопросы о том, почему выбрали именно эту профессию или этот профильный класс, собираются ли в дальнейшем продолжать работать в избранной специальности. Также обсуждались вопросы, направленные на особенности решения жизненных задач, респондентам предлагалось попытаться понять, какие трудности они испытывали при профессиональном выборе. В ходе беседы выяснилось, что основные трудности, с которыми сталкиваются все респонденты при выборе профессии - это неочевидность успешного решения данной задачи, что обусловлено одним из признаков жизненных задач: её непрозрачностью и невозможностью прогнозирования результата. Респонденты старшей возрастной группы обратили внимание на то, что при профессиональном выборе очень сложно увидеть потребность общества именно в той области, которую выбирали в качестве профессиональной деятельности. Особенно это касается респондентов, переживших кризис 90-х годов. Эти проблемы обусловлены такими свойствами жизненных задач, как динамичность и сетевидность [2]. Обе группы респондентов выделили еще одну проблему, возникающую при профессиональном выборе - недостаток знаний о себе и выбираемой профессии, а также о взаимодействии респондента и профессии. «Кто я, и какая профессия (конкретно!!) мне подойдет» - основной вопрос, который интересовал респондентов младшей группы. Для респондентов старшей группы более актуальны были вопросы дифференциации себя в профессии (молодые специалисты) и вопросы профессиональной деформации и маргинализма (специалисты со стажем).
В конце беседы респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, разработанной Ю.А. Мельниковой и направленной на выявление жизненных задач респондентов и способов их решения. Часть вопросов анкеты были направлены на выявление основных жизненных задач человека, степени самостоятельности их формулирования, способности к их решению, другая - касалась жизненной задачи профессионального самоопределения и способов решения данной задачи.
При анализе ответов на вопросы анкеты были выделены типы жизненных задач: конкретные и абстрактные. К абстрактным задачам относятся следующие: «быть успешным во всех областях»; «разностороннее развитие разума, души и тела»; «умереть счастливым человеком» и пр. Абстрактные за-
дачи в основном формулируют респонденты, которые обладают высокой коммуникабельностью, общительностью. К конкретным задачам, по нашему мнению, относятся следующие: «закончить институт», «хорошо сдать сессию», «купить машину», «открыть свое собственное дело» и пр.
При этом практически не было респондентов, которые формулируют или только абстрактные или только конкретные задачи. По нашему мнению, это обусловлено тем, что респонденты, осознавая всю масштабность и длительность жизненного пути человека, а также глобальность и масштабность жизненной задачи как таковой, пытаются свести её к отдельным и конкретным жизненным задачам. Таким образом, респонденты сводят все решения жизненных задач к таким решениям, которые известны либо из собственного опыта, либо из опыта референтной группы (например, «Чтобы получить хорошую работу, я поступил в ВУЗ»).
На основании изучения литературы и проведенного исследования нами были выделены четыре группы людей по их способности и готовности к решению жизненных задач. Респонденту предлагалась приведенная ниже классификация по группам и ставилась задача отнести себя к той или иной группе. Затем, в ходе беседы, анализируя анкеты респондента, мы либо соглашались с его мнением, либо респондент видел, что его первоначальное мнение о себе было ошибочно, тогда он ещё раз повторно оценивал свою принадлежность к той или иной группе.
Группа А. Могут самостоятельно формулировать жизненные задачи, принимают поставленные условия и активно решают жизненные задачи.
Группа В. Пассивны, как в формулировке жизненных задач, так и в принятии условий, не включаются в процесс поиска решений жизненных задач.
Группа С. Активны в формулировании и принятии условий жизненных задач, но не видят способов их решения.
Группа Д. Пассивны в формулировании и принятии условий жизненных задач, но способны найти решение уже сформулированной жизненной задачи.
Количество респондентов, относящихся к группе А, составило 54 %, к группе В - 0 %, к группе С - 16 %, к группе Д - 30 %. Отсутствие респондентов группы В объясняется тем, что у каждого человека на протяжении всей жизни есть жизненные задачи.
Различия между этими группами респондентов наблюдается и при исследовании способов, которыми они собираются решать поставленные перед ними жизненные задачи. Респонденты группы А в большинстве готовы принять помощь в решении жизненных задач от родителей, друзей и преподавателей (последнее относится к студентам и к задаче их профессионального самоопределения). Будучи достаточно коммуникабельными людьми, респонденты группы С не прислушиваются к мнению окружающих, тем самым создавая дополнительные препятствия для помощи со стороны в решении жизненных задач. Респонденты группы Д отказываются принимать какую-либо помощь, мотивируя это тем, что им становится «обидно за себя, отстаньте все, сам разберусь, просто хочу все сделать сам». Причем они сознательно создают барьер вокруг себя, не позволяющий оказать им никакую помощь. Ситуация может усугубляться тем, что существующие собственные решения жизненных задач не привели к успеху, и тем самым их нельзя считать правильными решениями, которые можно закреплять в виде стратегий.
При описании основных сложностей, стоящих перед респондентами при решении жизненных задач, и определении методов психологической работы, направленных на оказание помощи в их решении, мы опирались на положения теории психологических систем В.Е. Клочко [3]. С позиций данной теории «человек весь устремлен в будущее», а нерешенные жизненные задачи не способствуют дальнейшему развитию и заставляют оборачиваться назад и постоянно анализировать прошлые неудачи. Задача психолога не помочь решить ту или иную жизненную задачу, а попытаться разобраться в истинных причинах, не позволяющих человеку самостоятельно ре-
шить свои жизненные задачи, или же поставить их перед собой. В данном случае речь идет о порождающем эффекте взаимодействия: «то, что порождается во взаимодействии психолог-клиент, становится внутренним содержанием системы, делает систему более сложно организованной, а значит, не только способной корректировать себя, но и самоорганизо-вывать» [4, с. 123]. Таким образом, работа психолога должна быть направлена на изыскание внутренних потенций человека, опираясь на которые он самостоятельно будет способен решать жизненные задачи.
При детальном анализе анкет и аудиозаписей бесед с респондентами были выявлены основные затруднения, с которыми сталкиваются респонденты различных групп при решении жизненных задач.
При изучении анкет респондентов группы А было выявлено, что они на протяжении практически всей жизни, начиная с подросткового возраста, всегда ставили перед собой какие-либо жизненные задачи. Эти задачи различны в зависимости от возраста респондента и были сформулированы самостоятельно. К мнению референтной группы не прислушиваются практически никогда. Задачи могут быть сформулированы достаточно импульсивно, под влиянием какой-либо книги, статьи, фильма, иногда какого-либо общественного или политического деятеля. В основном идеалисты, идеализм проявляется особенно часто у респондентов в возрасте до 20 лет. Любят пробовать все новое: начиная от еды и заканчивая резкой сменой профессиональной деятельности. Основное затруднение, с которым сталкиваются респонденты этой группы, - это недостаточное знание себя, своих возможностей, профессиональной пригодности, что приводят к многочисленным ошибкам при решении жизненных задач. Второе затруднение связано с тем, что респонденты группы А недооценивают сложность всей жизни в целом, не осознают многомерности мира, не могут оценить сложность жизненных задач, обусловленную их динамичностью, сетевидностью, непрозрачностью. С возрастом (22-25 лет) вырабатываются стратегии решения жизненных задач, появляется больше знаний о себе. Основная особенность респондентов данной группы - это то, что они не боятся совершать ошибок и из любой ситуации находят выход, достаточно выгодный для себя. Неудавшиеся стратегии отбрасываются достаточно безжалостно, либо корректируются.
При планировании работы психолога с данной группой респондентов необходимо учитывать, что для них наиболее важно знание о своих психологических особенностях, они легко вступают в контакт с психологом и интересуются результатами психодиагностики. Также для этой группы респондентов значимыми являются знания о как можно большем объеме существующих профессий, многим хочется попробовать самим тот или иной вид деятельности. Следовательно, психологу важно делать акцент на различные виды профориентационной работы. Необходимым продолжением этой работы будет проведение различных техник по построению образа будущего, так как для этой группы респондентов наиболее важно представлять себе будущие задачи.
Для респондентов группы С характерны разносторонняя увлеченность, разнообразие интересов, стремление «быть успешными во всех областях», большой перфекционизм и максимализм. Ключевым словом при анализе анкет являются различные формы слова «должен»: «Должна быть возможность реализоваться», «должны мне предоставить», «государство должно помочь». При достаточно высокой общительности, они не заимствуют чужой жизненный опыт, для них нет авторитетов в референтной группе. Отличительной чертой респондентов данной группы является инфантильность, склонность перекладывать ответственность за нерешенные жизненные задачи на других. В отличие от респондентов группы А, они боятся неудачи, пробовать что-либо новое, и испытывают затруднения с формулированием конкретных задач, самодисциплиной и целеустремленностью. Все это приводит к дезориентации респондентов, которую лучше всего описывает пословица «У страха глаза велики». Можно рекомендовать
следующие виды работы психолога с респондентами данной группы. Во-первых, это коррекционная работа по преодолению страха нового. Например, игры-освобождения, как методическое выражение идеи децентрации. Децентрация осуществляется как объективация эмоционального отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавление от него. Возможны различные формы децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например в дерево; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала»; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой - хороший [5]. Во-вторых, в ходе психологического консультирования необходимо помочь клиенту с постановкой конкретных задач, дроблением крупных абстрактных задач на более конкретные.
Респонденты группы Д внешне представляют собой, по нашему мнению, наиболее благополучную категорию в формулировании и решении жизненных задач. Но на самом деле за внешним благополучием скрывается неудовлетворенность, обусловленная следующими факторами. Обычно такие люди обладают весьма разносторонними интересами, но ни одна сфера деятельности не привлекает настолько сильно, что они были бы готовы идти на все, чтобы заниматься только этим. Вследствие малой заинтересованности каким-либо делом они выбирают профессию достаточно случайно, в основном по совету родителей. Основная проблема, возникающая в данном случае, - это ошибка родителей при выборе будущей профессии ребенка. Часто - это дети, выросшие в семьях либо с доминантным отцом, либо в семьях с профессиональными династиями (мама, папа, бабушка, дедушка: врачи-хирурги). При этом респонденты данной категории достаточно благополучны и не переживают из-за своего профессионального выбора и из-за несамостоятельности в формулировании жизненных задач. Они достаточно осознанно перекладывают ответственность за свою жизнь на плечи либо родителей, либо супругов («Я не переживаю, что не смогла решить ту или иную задачу, так как это не моя задача, а папина»). Обычно тот человек, который ставит перед этим респондентом задачи, помогает в их решении. В данном случае основная работа психолога должна заключаться в семейном консультировании родителей и респондентов группы Д, которое будет иметь положительные результаты только на этапе выбора профессии, так как в дальнейшем, после поступления в ВУЗ, получении профессии, для данной группы респондентов зачастую, особенно для женщин, на первое место выходит семья, а профессия и профессиональное самоопределение стоит на третьем месте в ранге жизненных задач.
Самая сложная группа респондентов - это респонденты, которые относят себя к категории «А, иногда С». В основном это люди, достаточно взрослые - 26 и более лет, столкнувшиеся с проблемами покупки жилья, обеспечения семьи, распадом семьи, воспитанием ребенка и т. д. Основной особенностью этих людей является способность к усердному, тяжелому труду. Зачастую это приводит к тому, что нет возможности стратегически проанализировать сложившуюся ситуацию. Классическое выражение, которое можно услышать от этих
Библиографический список
людей: «Я работаю как ломовая лошадь». Их отличительной особенностью является способность в достаточно сложной ситуации остановиться, проанализировать задачу и принять ответственность за её решение на себя. Из записи беседы с респондентом данной категории: «Когда я поняла, что кроме меня, мой ребенок и его будущая профессия, а также как следствие поступление в ВУЗ, никого не интересуют, включая мужа, я поняла - необходимо действовать, как бы ни было тяжело. Проанализировав сложившуюся задачу, я попыталась просчитать все возможные варианты решения и сопоставила их с собственными возможностями... И мы пошли на подготовительные курсы. Каждый день мы ездили туда, я забирала его по вечерам и работала на 1, 5 ставки, так как надо было оплачивать курсы и на что-то жить. В итоге мы поступили на бюджетное отделение. Удовольствие от этого перечеркнуло все, что было пережито за последние месяцы. И я понимаю, что для меня единственный способ решения всех важных жизненных задач - это принять ответственность за их решение на себя».
Основная задача психолога при работе с данными респондентами, это помочь им осознать, что у них не будет других условий для решения жизненных задач. Они такие, какие они есть со своими особенностями, странностями, семейным и социальным положением. Для данной группы респондентов наиболее важным является принятие жизненной задачи с конкретными условиями. В таких случаях В. Франкл говорил: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни» [6, с. 5]. При работе с данной группой респондентов психолог может руководствоваться принципами логотерапии В. Франкла, в ходе которой клиенту самому приходится решать, как ему истолковывать свою жизненную задачу, как отвечать перед обществом или своей собственной совестью.
Таким образом, в данной работе мы показали, что структура жизненных задач, способы их решения достаточно разнообразны. Наиболее эффективным способом является принятие ответственности за решение жизненных задач на себя, осознание конкретных условий задачи. Нами были определены основные направления психологической помощи клиентам в зависимости от их принадлежности к определенной группе по способности и готовности решения жизненных задач. Главным для психолога, мыслящего в категориях теории психологических систем, должно быть создание реальности, погружение в которую по-новому помогает клиенту в определенном направлении переосмыслить свое неблагополучие и жизненную ситуацию, чтобы по окончании работы стало возможным характеризовать его как личность, способную жить «настоящим», переживать настоящий момент своей жизни во всей полноте, способную руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями и принципами. Значимым является факт изменения степени осознания своих жизненных задач. В таком случае следует говорить о том, что психологам приходится решать своеобразные задачи на смысл собственной деятельности, поскольку меняется сам предмет психологической помощи (от «психологии проблемы» к «психологии человека»).
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М: Педагогика, 1980. - Т.1.
2. Дёрнер, Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях [Текст] / Д. Дёрнер. - М: Смысл, 1977.
3. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транс-спективный анализ) [Текст] / В.Е. Клочко. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2005.
4. Брылева, О. А. Психологическое консультирование как вид психологической практики в контексте теории психологических систем [Текст] // Сибирский психологический журнал. - 2004. - № 19.
5. Овчарова, Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом [Текст] / Р.В. Овчарова. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
6. Франкл, В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия [Текст] / В.Э. Франкл. - Спб: Речь, 2000.
Статья поступила в редакцию 5.06.09