Психологическая помощь пострадавшим от природных катастроф
Валерия Мухина
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В АРМЯНСКОЙ ССР
Землетрясение Землетрясение на Северо-Западе Армении магниту-
В Армении 1988 года дой от 10 до 12 баллов произошло 7 декабря 1988 в 11 часов 41 минуту по местному времени. Мощные подземные толчки за полминуты разрушили почти всю северную часть республики, охватив территорию с населением около одного миллиона человек. Были практически полностью разрушены два крупных населенных пункта - п. Спитак и г. Ленинакан. Пострадало более трехсот населённых пунктов. По официальным данным, 19 тысяч человек стали инвалидами; погибли по меньшей мере 25 тысяч человек (по другим данным - до 150 тысяч), 514 тысяч остались без крова.
В восстановлении разрушенных районов приняли участие все республики СССР и многие страны мира оказали помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, одежду, продукты, медикаменты и игрушки. Была оказана существенная помощь в восстановительных работах.
Среди участников ликвидации последствий землетрясения работала группа психологов под моим руководством при содействии Советского детского фонда, который возглавлял А. Лиханов.
Работа психологов из Москвы по оказанию помощи пострадавшим от землетрясения в 1988 г. проводилась по распоряжению председателя Государственного комитета по народному образованию СССР Г. А. Ягодина при
Группа психологов, работавшая с пострадавшими в Спитакском землетрясении
содействии Советского детского фонда имени В. И. Ленина и ЦК ВЛКСМ. В группу психологов, которую я должна была срочно подобрать для оказания экспресс-помощи пострадавшим, вошли 14 человек: М. Ю. Бабан-ский, А. Л. Браткин, И. Б. Гриншпун, Н. Б. Долгополов, В. Г. Панушкин, Л. А. Панушкина, А. А. Поварницын,
A. Ф. Шадура (все сотрудники кафедры из МГПИ имени
B. И. Ленина), а также были приглашены А. Л. Венгер (НИИ ОПП АПН СССР), А. С. Спиваковская (МГУ), Б. Г. Кравцов (ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского МЗ СССР), Ф. Е. Коньков (психоневрологический диспансер № 2), Е. В. Новикова (Всесоюзный центр психического здоровья АМН СССР)*.
1. Социально-психологическая ситуация в Армянской ССР после землетрясения 7.12.1988
Потеря детей и других близких стала причиной бытийного и экзистенциального кризиса
Общая картина на 12-26.12.1988
Трагедия огромного масштаба объединила многих людей. Наблюдались амбивалентные реакции пострадавших от землетрясения. С одной стороны - массовый героизм, самоорганизация и дисциплина больших групп людей, например студентов и жителей ряда районов Армении. Так, из Сисианского района для оказания экстренной помощи пострадавшим в Спитаке и Ленина-кане прибыло около 1000 человек, находившихся на полном самообеспечении, 1400 семей этого района предложили пострадавшим свой кров (данные ЦК КП АрмССР).
Вместе с тем нередко возникали слухи и паника. Было много слухов о том, что землетрясение - это в действительности взрыв, направленный на истребление армян. В сознании большинства населения ужас от перенесенного землетрясения и его последствий перемежался с негативными эмоциями от взаимоотношений с населением АзССР.
Психотравмирующим фактором стала потеря большого числа армянского населения, особенно огромного числа детей - генофонда нации; потеря близких и дальних родственников; лишение имущества, работы. Новый психологический и социальный статус привел к появлению у одной части населения феномена жертвы с присущим ему чувством психологической и социальной неза-
* Ниже будет приведен переработанный и дополненный мной текст, опубликованный в 1989 г. в Психологическом журнале [Т. 10. - № 5. - С. 44-54].
Психологический статус перенесших землетрясение
У большинства детей наблюдалась выраженная регрессия
Заражение визуальными и телесными образами
щищенности, а у другой части - населения к психологической напряженности. Как особую травму следует рассматривать навязчивый страх повторного землетрясения у детей и взрослых. Повсеместно обсуждался вопрос о миграции в различные регионы РСФСР или в США и Европу. В то же время многие пострадавшие упорно стремились вернуться на место своего прежнего проживания. Все эти факторы дестабилизировали армянское население, в результате многие из взрослых теряли из-за пережитого жизненную перспективу и работоспособность. По существу, потерпевшие всех возрастов переживали экзистенциальный кризис и обретали страх смерти.
Взрослые и дети, перенесшие землетрясение, остро нуждались в социальной поддержке и психологической помощи. Пострадавшие жаловались на нарушение сна, навязчивые страхи, навязчивые визуальные и телесные образы (разрушающиеся дома, трупы и кровь, множество гробов, провалы земли; переживали продолжающиеся навязчивые сотрясения тела, продолжали ощущать телесные зажимы, случившиеся во время стихийного бедствия, и др.)
У подавляющего большинства обследованных детей наблюдались потеря аппетита, нарушение контактности. У большинства детей наблюдалась выраженная регрессия - возвращение на более ранний уровень развития, которая внешне проявлялась как стереотипность движений, как инфантильное спонтанное поведение, проявляющееся в способах общения и в выборе деятельности. Были зафиксированы случаи, когда дети испытывали страх не только при виде солдат и танков (землетрясение произошло в период обострения межнациональных отношений), но и диффузные навязчивые страхи - непреодолимую боязнь возможной опасности. Чувство психической и телесной напряженности, возникшее в результате землетрясения, доминировало над всеми другими состояниями детей в первые дни после трагического события.
Отмечалось «имагозаражение» визуальными образами разрушающихся домов, трупов, придавленных людей, а также заражение и телесными образами темных мышечных чувств даже в тех случаях, когда дети и взрослые в действительности непосредственно не переживали столь ужасных событий. Так, у ереванских детей явления невротизации, преследующих образов были связаны с эмоциональным заражением от проявлений родственников, приехавших из зон эпицентра землетрясения в Ереван.
Состояния выраженного шока или вербальной расторможенности
Цепное заражение сложным психическим состоянием
Языковой барьер между
русскоязычными психологами и армянским сельским населением
В экстремальных ситуациях, преодолевая языковой барьер, люди интуитивно понимали друг друга
Взрослое население, перенесшее землетрясение в его эпицентре, в первые дни находилось в состоянии выраженного шока. (Даже если это были взрослые и статусные мужи.) Затем начались жалобы: на головную боль, бессонницу, страхи перед возможным повторным землетрясением. Во многих случаях люди были настолько невротизированы, что начинали продуцировать бессмысленные неперспективные действия. Многие беспрерывно повторяли свой монорассказ о субъективных переживаниях страха (синдром вербальной расторможенности на фоне общей гиперактивности).
Взрослые оказывали вторичное воздействие на детей своими эмоциональными переживаниями, интонированными рассказами об устрашающих эпизодах и действиями, связанными с потрясением и возникшими социально-психологическими проблемами. Наблюдалось цепное заражение от вербально и поведенчески расторможенных невротизирующих всех сложным состоянием трансляторов.
В это же время у населения (взрослых и детей) реально начали обостряться хронические болезни (терапевтические, нервные, психиатрические и др.).
2. Языковой барьер и межнациональные отношения
Еще до начала работы в Армении мы прогнозировали трудности, связанные с языковым барьером между русскоязычными психологами и армянским сельским населением, пострадавшим от землетрясения. Однако даже плохо знающие русский язык старики и маленькие дети из сельской местности с готовностью стремились понять психологов, а члены семьи, владеющие русским языком, брали на себя функцию помощников психологов, переводя русскую речь и воспроизводя не только смысл сказанного психологом, но и его эмоциональный посыл. Таким образом спонтанно возникла новая психокоррекционная форма помощи: подростки и взрослые, владеющие двумя языками, стали посредниками между своей семьей (группой детей или взрослых) и русскоязычным психологом.
Проблема языкового барьера оказалась в известной мере сильно преувеличенной: в экстремальной ситуации, даже при недостаточном знании русского языка, дети и взрослые из отдаленных регионов реагировали на выражение отношения сочувствия и сопереживания, а также на внеречевые формы коммуникации и профессионализм. При выраженном доверии со стороны взрослого населения подростки, пострадавшие от землетря-
При содействии
психологов
подростки
включались
в оказание помощи
пострадавшим
Включенность подростков в работу русскоязычных психологов повышала доверие пострадавших от мала до велика
Межэтническое напряжение в армяно-азербайджанских отношениях
сения, повсеместно проявляли готовность стать посредниками между русскоязычными психологами и пострадавшим населением. Они стремились содействовать психологам, оказывая любую помощь маленьким детям и нуждающимся взрослым, включаясь эмоционально и сущностно в работу по оказанию психологической помощи и сопровождению пострадавших.
Психологи поддерживали это - эмоционально и морально значимое - ответственное отношение подростков к пострадавшим в экстремальной ситуации детям и взрослым. Подросткам свойственно стремиться быть необходимыми и готовыми к подвигу, но вот место, которое отводится им в современной повседневной жизни, не дает им такой возможности. В процессе работы я постоянно убеждалась, что помощь другим оказывала на подростка, пострадавшего в экстремальной ситуации, психокоррекционное воздействие. Те подростки, которые при побуждении со стороны психологов выражали готовность сотрудничать и помогать детям, сверстникам и взрослым, быстрее восстанавливались психологически, чем их пассивные сверстники.
Включенность армянских подростков в психокор-рекционную работу русскоязычных психологов повышала доверие маленьких детей, взрослых и старых людей к тем, кто прибыл оказывать им экстренную психологическую помощь.
Благодаря гласности помощь потерпевшим от Спитакского землетрясения смогли оказать представители разных национальностей СССР и многих стран мира. Межнациональные отношения людей - особая психологическая проблема.
Отношение к своей национальной принадлежности
о *
и к представителю иной национальности гетерогенно : оно базируется на различных по происхождению составляющих. В ситуации армянской трагедии проявились
две тенденции межнациональных отношений: межэтническое напряжение и ресурс наднациональной идентификации.
Негативная тенденция межэтнического напряжения связана с эмоциональным напряжением по отношению к соседнему, азербайджанскому, населению. Исторически обусловленные негативные гетеростереотипы армян и азербайджанцев получили подкрепление событиями в Нагорном Карабахе в феврале 1988 г. и в после-
* Гетерогенный [гр. heterogenбs] -ву частей.
неоднородный по соста-
Негативные переживания сливались в единый синкретический комплекс смешанных чувств
дующее время. В который раз начался регресс межнациональных отношений с уровня отношения «Мы» и «Вы» на уровень «Мы» и «Они». Наметилась межнациональная конфронтация. Вспышка отчуждения откинула межнациональные отношения на чрезвычайно низкий уровень, когда «Мы» всегда и во всем правы, а «Они» всегда и во всем неправы. Выраженная отчужденность, неприязнь и отрицание позитивных качеств у представителей другой нации привели к потере здравого смысла, нежеланию пересмотреть отношения и найти компромиссные решения. В результате межнациональные конфликты и спитакское землетрясение слились для армянского населения в одну ужасную доминанту, несущую в себе синкретическое соединение негативной позиции к представителям соседней республики и случившегося землетрясения.
Говоря о трагедии землетрясения, многие армяне тут же переключались на азербайджанцев: одна отрицательная эмоция влекла за собой другую. Наблюдались случаи, когда люди убежденно творили сюжеты, якобы выявляющие причинную зависимость землетрясения от армяно-азербайджанских межнациональных конфликтов. Посткатастрофическое мифотворчество - распространенная реакция на стрессогенные ситуации землетрясений и любых других катастроф. Хроническая «карабахская» напряженность вместе с последствиями от землетрясения стали условием, питающим явно синкретичные, но чрезвычайно глубоко окрашенные эмоциональные воздействия. В сочетании с невротизацией армянского населения и общим снижением порога чувствительности к стрессогенным воздействиям это приводило к тому, что образовался порочный круг: от невообразимых для стабильной психики человека сюжетов - к невротизации населения; от невротизированного тяжелейшими патогенными воздействиями населения - к новым сюжетам...
Позитивная тенденция: межнациональная идентификация
3. Позитивный ресурс межнациональной идентификации
Армянское население с гордостью и благодарностью отмечало помощь по спасению людей из завалов, а также материальную и моральную поддержку представителей разных наций СССР и других стран.
Психологическая позиция «Мы» (люди на Земле) приобретала в нашей истории особое значение. В конце XX в., когда человечество начало эмоционально проникаться знанием о взаимной связи и зависимости наций
Совместная деятельность по спасению пострадавших объединяла разные народы
и народов, позиция «Мы» у землян не только начала постепенно формироваться на основе современного видения человека в мире, но и закономерно возникает в экстремальных ситуациях, когда люди и словом, и конкретным делом, доступным непосредственному восприятию, подтверждают понимание необходимости единения, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Совместная деятельность по спасению пострадавших и оказанию им помощи объединила представителей разных национальностей. Взаимопонимание в контексте значимой для всех ситуации устанавливалось быстро и вполне определенно через многообразие коммуникативных внеязыковых форм и эмоций сочувствия и доброжелательности. При этом негативные гетеросте-реотипы представителей одних национальностей в отношении представителей других национальностей блокировались: люди разных национальностей, объединенные общим делом, действовали сплоченно.
Можно охарактеризовать этот феномен как атмосферу «вселенского прозрения». Суть ее состоит в том, что люди на Земле - единая планетарная общность, формирующаяся не только под влиянием угрозы взаимного самоуничтожения, но и в ситуации любой катастрофы, когда люди разных рас и наций оказывают бескорыстную помощь друг другу. Наблюдалось единодушное взаимодействие с армянским населением зарубежных и советских спасателей, добровольческих молодежных отрядов из различных регионов и республик СССР, многонационального по составу контингента военнослужащих Советской Армии.
Это взаимодействие в экстремальных ситуациях явилось мощнейшим условием для формирования национального, интернационального и планетарного самосознания людей.
4. Меры по оказанию психологической помощи пострадавшему населению
Патогенное воздействие на психическое состояние населения
1. Экспресс-диагностика детей
Известно, что экстремальные условия для большой группы населения (войны, наводнения, землетрясения и др.) оказывают патогенное воздействие на психическое состояние всех групп населения.
Анализ психического состояния населения следует проводить, учитывая возраст, пол, профессиональный статус, индивидуальные особенности человека, а также закономерности массовидных процессов в экстремаль-
Дистантные и контактные методы диагностики детей
Динамика состояний детей, подростков и взрослых после катастрофы
Аффективно-шоковые реакции на стресс
ных условиях. Кроме того, нужно учитывать время, прошедшее с момента катастрофы, и масштаб бедствия, отраженный в самосознании людей.
Дети - особый контингент населения, который требует в ситуациях массовых катастроф специальной помощи. Особенно нуждались в специальной помощи дети, которые в силу трагических обстоятельств оказались лишенными родительского попечения. После катастрофы они легко теряли наработанный потенциал психической активности: им было свойственно катастрофически регрессировать на уровни нижележащих онтогенетических этапов психического развития.
При экспресс-диагностике детей, пострадавших от землетрясения, мы пользовались дистантными и контактными методами.
Включенное наблюдение в посткатастрофической ситуации - дистантный метод экспресс-диагностики. Психолог находится рядом, помогает удовлетворить ситуативно возникающие потребности, но соблюдает дистанцию, не допускает физических контактов и исподволь наблюдает за поведением, физическим и психическим состоянием детей. Именно соблюдение некоторой дистанции позволяет специалисту установить отклонения от нормального для данного возраста поведения детей на всех возрастных этапах, дополнительно не травмируя ребенка.
Первая—вторая недели после катастрофы. В этот период просматриваются аффективно-шоковые реакции на стресс. Выявляются две формы реакций.
Первой типичной формой аномального поведения на первой стадии аффективно-шоковой реакции явилось выраженное двигательное возбуждение. Дети всех возрастов (дошкольный, младший, средний и старший школьный) проявили внешне сходное возбуждение: они стремительно ходили или бегали без видимой цели; размахивали руками; издавали некоммуникативные звуки, что-то выкрикивали, восклицали, смеялись, возбужденно без смысла толкали друг друга и постоянно переключались на другие, столь же неясные цели; подчас они горько плакали, что было результатом переживаемого стресса. Они вот-вот готовы были упасть от перевозбуждения и усталости, но при этом не могли организовать себя и успокоиться. Такая аномалия поведения встречалась весьма часто.
Второй типичной формой аномального поведения является ступор. Эта реакция на стресс, которая проявлялась в форме обездвиженности, оцепенения. Мы
Астенический синдром нарастает
Контактный метод
диагностики
состояний
переживающих
катастрофу
становились свидетелями того, как ребенок, находящийся в ступоре, сидел или стоял неподвижно, ссутулившись, скорчившись. При этом взгляд его нередко был устремлен «в никуда».
Третья—пятая недели после катастрофы. Наблюдение детей через полмесяца после катастрофы позволило выявить у большинства астенический синдром. Это — вторая стадия аффективно-шоковой реакции. Явно наблюдались: вялость, желание прилечь где угодно, расстройство сна и потеря аппетита, раздражительность. Нередко среди детей вспыхивала агрессия. При головокружительном для них движении веток высоких деревьев некоторые падали в обморок. Отмечались также и истерические реакции. Так, один десятилетний мальчик всякий раз травмировал заживающую на своей ноге рану (ранение он получил во время землетрясения). Он явно испытывал потребность во внимании: хотел, чтобы окружающие постоянно оказывали ему помощь, общались с ним и обсуждали его ситуацию.
Ступорозные аномалии по прошествии месяца среди обследованного контингента детей не встречались.
2. Методы работы с пострадавшими
Включенное наблюдение - необходимое начало работы психологов, которое предшествовало контактным методам экспресс-диагностики. Включенное наблюдение дает основание для выбора стратегии коррекционной работы и психологического сопровождения детей, подростков и взрослых. Психолог путем наблюдения за массой детей и взрослых должен был сориентироваться в типологии проявляемых состояний, определить для себя характер возможного оказания помощи на первых этапах психологической поддержки.
Включение в общение - контактный метод. Психологи должны были включать ребенка (группу детей) в общение, используя разнообразные приемы. Конечная цель такой работы - включение пострадавшего в коммуникацию посредством диалога и совместной деятельности.
Общение позволяло установить отклонения в поведении ребенка. При этом учитывались поведенческие реакции на стресс; индивидуальные особенности реакций ребенка и его личностные проявления по отношению к себе и другим; пол; возраст; ущерб от катастрофы и др.
Применялись принятые в мировой психологии приемы включения в общение (доверительные формы вербального контакта; контакт по поводу совместной деятельности; тактильный контакт и др.).
Общение как
диагностическое
обследование
Множественные страхи
Подражательность и внушаемость
Взаимное внушение близкой опасности
Было отмечено: чем явственнее выражен регресс, тем более онтогенетически раннюю деятельность склонен выбрать для себя ребенок (в наиболее тяжелых случаях - манипулирование). Нередко ребенок предпочитал стереотипные, «тупиковые» действия. Но именно стереотипные действия, идущие от ребенка, помогали психологу включать его в контакт.
Общение в условиях оказания помощи в экстремальной ситуации - условие для продолжения диагностического обследования детей. Через контакт посредством принятого ребенком вида деятельности устанавливался характер эмоциональных нарушений.
5. Психические состояния
Спитакское землетрясение стало условием развития страхов у детей, подростков и взрослых: страхи землетрясения, угрозы жизни, смерти, диффузный страх опасности. Сейсмофобия - распространенное переживание страха перед возможностью нового землетрясения. Дети говорили о картинах разрушающихся домов, трупах и крови, о преследующих их звуковых образах (грохот разрушений, душераздирающие предсмертные крики о помощи). Зрительные и слуховые образы особенно ярко возникали, когда детей начинал одолевать сон. Ребенок в ужасе вскакивал. При этом возникали головная боль, головокружение, чувство тошноты и др.
Переживаемые образы становились эйдетическими, они «застревали» в психике. При общении с пострадавшими детьми было обнаружено усиление внушаемости: суггестии и аутосуггестии.
Подражательность и внушаемость - возрастные характеристики детства и отрочества. Однако под влиянием стресса эти феномены резко усиливаются. Кроме того, дети и подростки испытывали массовый страх перед темнотой, «опасным, черным человеком», возможным землетрясением и др. Угнетающие образы преследовали их в первые недели после катастрофы, а также спустя месяц и более.
Во время пребывания детей и подростков в пионерском лагере «Звенигородка» у них наблюдалось своего рода взаимное внушение окружающей опасности. Массовое сознание детей было сужено, все оценки и отношения к окружающей действительности они опосредствовали через ситуацию землетрясения («Если будет землетрясение, "Икарус" удержится?», «А высотный дом выдержит землетрясение?», «А памятник Пушкину устоит, если будет землетрясение?» и т. д.).
Предупреждение о недопустимости поездки детей и подростков в поезде
Варианты апробированных в мировой практике методов
6. Ответственность профессиональных психологов перед обществом
Группа психологов, курирующая 400 детей в п/л «Звенигородка» (В. С. Мухина, А. Л. Венгер, Б. Г. Кравцов, А. Ф. Шадура), дала следующее заключение по планируемой поездке армянских детей в поезде по маршруту Москва - Минск - Киев - Тбилиси - Ереван (продолжительность - четверо суток):
«Учитывая психический статус детей, группа психологов не рекомендует данную поездку по следующим причинам.
1. Дети еще не вышли окончательно из стрессового состояния. Видимое эмоциональное благополучие (смех, игры и т.п.) скрывало за собой серьезную невротическую симптоматику, проявляющуюся по преимуществу в вечернее и ночное время. У детей и подростков были выявлены разнообразные фобии: сейсмофобия (страх, связанный с вибрацией, сотрясением, качающимися предметами и др.), клаустрофобия (страх замкнутого пространства), страх высоты и др. Ситуация длительной поездки в поезде неизбежно спровоцирует обострение этих фобий.
2. Дети астенизированы, что вело к частым вегетативно-сосудистым кризам по гипо- и гипертоническому типу. Связанная с астенизацией повышенная впечатлительность и возбудимость провоцировала агрессивные и депрессивные реакции и соответствующее поведение. В ситуации скученности, неизбежной во время поездки в поезде, эти реакции могут усилиться и принять массовый характер (особенно при наличии повышенной заражаемости). В результате реакции детей могут стать непредсказуемыми.
3. Планируемая программа, в добавление к уже перенасыщенной программе зрелищных мероприятий в период пребывания в п/л «Звенигородка», приведет к усилению астенизации и нарастанию вышеперечисленных психических нарушений».
Рекомендации психологов были услышаны и учтены.
7. Психологическая помощь детям и подросткам в течение протяженного времени
Для оказания психологической помощи детям мы использовали многообразные варианты апробированных в мировой и отечественной практике методов.
В зависимости от характера учреждения, в котором находились дети (больница, пионерский лагерь, панси-
Символическая переработка психо-травмирующих запечатлений
Специальные методы оказания помощи при землетрясении
онаты, где дети жили вместе с родственниками), психологи договаривались с администрацией о режиме своей работы. В одних случаях психолог приходил к детям в палату, в других - работал в специально приспособленных кабинетах и помещениях. Каждая встреча детей с психологом продолжалась в среднем от 30 до 45 мин.
Помимо тех случаев, когда психологи сами диагностировали состояние детей, информация о психических нарушениях и дискомфорте детей поступала от родителей и воспитателей.
Исключительность ситуации требовала от психологов оказания экспресс-помощи как можно большему числу детей. Включение в общение по предлагаемой деятельности (игра, лепка, рисование и др.) позволяло работать как с одним ребенком, так и одновременно с несколькими детьми (до пяти человек). Во всех указанных видах деятельности с помощью психолога организовывалось отреагирование - символическая переработка психотравмирующих запечатлений.
Дети и подростки с разными аффективно-шоковыми реакциями (двигательное возбуждение и ступор) всегда нуждаются в различных психологически обоснованных подходах. Дети и подростки закономерно поддаются воздействию психолога - с ними устанавливается контакт и их поэтапно подводят к нормальному психическому состоянию.
Включение в деятельность и непосредственное общение с психологом организует возбужденных и выводит из ступора заторможенных детей и подростков, что является позитивным началом психокоррекцион-ной работы.
Психологи использовали разнообразные методы для оказания помощи детям и подросткам. Наиболее часто использовались рисование, игры, контактная суггестивная релаксация и внушение.
Некоторые методы и приемы буквально осваивались по ходу работы.
Так, в Арменпресс 13 декабря 1988 г. по телетайпу поступило описание психокоррекционного метода Р. Бат-теруорта (И. Ви^етеог^), который уже был апробирован при оказании помощи детям - после землетрясений в Калифорнии, Италии, Югославии и Мехико.
Лечение сейсмофобии состояло из серии мер, которые имитировали землетрясение. Практиковалась так называемая игровая терапия. Вместе с психокорректором дети строили город из игрушечных зданий, а затем имитировали землетрясение. В тренинге использова-
лись куклы, которые выступали в роли жертв. Дети проигрывали пережитые ими ситуации землетрясения, что должно было облегчить их состояние. Р. Баттеруорт показал, что после землетрясения в Калифорнии дети, с которыми играли в «город, который подвергается землетрясению», быстро пришли в себя.
Московские психологи совместно с коллегами из Армении включали модификацию метода игры в землетрясение в коррекционную работу в Ереване и в подмосковном п/л «Звенигородка».
Далее я представлю авторские методы идентификационной коррекции личности, которые были разработаны мной и использовались в работе с детьми в Ереване и п/л «Звенигородка».
8. Методы психологического сопровождения
Идентификация Всем известна потребность ребенка в игрушке, осо-
с игрушкой бенно в кукле или мягкой зверушке. Правильно подо-
бранная игрушка вызывает у ребенка положительные эмоции (бескорыстную доброжелательность, сочувствие, сорадость и др.), поэтому она становится помощником психолога и в психокоррекционной работе [6, с. 123-126]. Так как с разных концов нашей страны и из-за рубежа игрушки поступали в достаточном количестве, то в ряде случаев психологи имели возможность предоставить каждому ребенку из всех групп детей и подростков, находящихся далеко от близких и родных, право выбора той игрушки, которая будет отныне принадлежать только ему одному*. Каждый выбирал свою игрушку и при всех давал ей имя. После этого все подопечные включались в предлагаемый им ритуал идентификации со своей игрушкой. Радость и оживление охватывали всех независимо от возраста и пола. (В группе могли находиться дети от 7 до 15 лет.) В этих случаях не было отказа от игрушки или от исполнения действий инициации. Затем проводился сеанс суггестивной релаксации. При этом в сюжет внушения входили каждый ребенок/подросток и выбранная каждым игрушка. После сеанса подопечные с сияющими глазами прижимали к себе свои игрушки, отмечалось доверие к психологу и позитивное настроение. Максимальное количе-
* Сама по себе ситуация, обеспечивающая право выбора, ставящая человека в особую, значимую для него позицию предоставления возможности выбора игрушки, одежды, необходимых компонентов нормальной жизни, всякий раз позитивно изменяла состояние детей: они оживлялись, становились более сосредоточенными (В. Мухина).
ство детей, с которыми можно достаточно успешно работать, - 13-15.
9. Арттерапия средствами народного искусства
Любая депривация сказывается на структуре самосознания ребенка. Я уже писала о регрессии в результате землетрясения и его последствий. Регрессия касалась личностных образований и у детей, и у взрослых. Особенно было блокировано звено психологического времени («Я буду»): дети не могли думать о будущем; они боялись самого своего страха, связанного с будущим. И подростки, и взрослые пытались обсуждать именно страх, переживаемый здесь и теперь.
Многие дети и подростки оказывались в ситуации лишения общения с близкими; окружающие их взрослые хотя и отвечали за их жизнь, но во многих случаях были новыми для них людьми.
Для восстановления психического равновесия на основе описанных механизмов идентификации-обособления, дающих человеку уверенность и чувство психической защищенности, специально для армянских детей, пострадавших от землетрясения, мной был разработан и предложен метод арттерапии — метод идентификационной коррекции личности средствами народного искусства. Терапия (на тех же психологических основаниях) проводилась только на родном армянском языке. Главной её целью было возрождение приглушенной катастрофой и психической регрессией психологической связи наших подопечных со своим народом. Мы стремились дать детям чувство того, что они являются ценностью своей нации. Мы говорили с нашими подопечными о ценности национального «Мы» [7, с. 40, 45-47; 8, с. 194-199 и др.].
Арттерапия проводилась в Ереване и в п/л «Звениго-родка». Для поддержания в наших намерений председатель Детского фонда Армении, ректор консерватории Э. С. Оганесян собрал лучших музыкантов и певцов из числа студентов и аспирантов консерватории. Я шепотом говорила на ухо армянскому психологу нужные в этот момент слова для детской и подростковой аудитории, а он должен был транслировать на родном языке в зал всем: детям, подросткам, взрослым и пожилым...
Ход арттерапии Введение в общение. Детей рассаживали в зале в
первых рядах. На сцене (или возле сцены рядом с детьми) располагался армянин - ведущий психолог (или понявший и принявший суть арттерапии музыкант). Ведущий начинал тихо говорить на армянском языке,
Развернутое общение по поводу национальных инструментов
Танцы и пение совместно со взрослыми
свободно импровизируя тему с заданными основными смысловыми блоками: «Мы, психологи, со всеми вами...», «Вы -наши дорогие дети...», «Всяпланета...», «Наша страна...», «У нас в Армении...», «Наши прадеды, деды, отцы...». Задача такого контакта - соединить одиноких, разобщенных горем детей, подростков и взрослых с уверенными, сильными взрослыми, со своей нацией, со своей страной и этим расширить их чувство общности с «Мы» до позиции землян*. После чего начиналось объединяющее всех действо - концерт национальной инструментальной музыки, национальной песни и национальных танцев.
Концерт состоял из трех этапов.
Первый этап. Развернутое общение по поводу национальных инструментов, включенных в музыкальное исполнение. Здесь работают смысловые и эмоциональные блоки: «У нас в Армении...», «Наши предки...», «Наш народ...», «Наша музыка...», «Наши песни...». Детям предлагали назвать демонстрируемые национальные инструменты (кяманча, дудук, кларнет, свирель, зурна, ударные инструменты) и послушать «нашу народную музыку». После одного-двух произведений желающим предлагалось выйти на сцену и исполнить что-нибудь для других людей, сидящих в зале.
Условие этого этапа коррекционной работы: начинают исполнять со спокойных, нетемповых произведений; репертуар строится так, что постепенно музыка становится громче и ритмичнее. Ведущий постоянно обращается ко всем пострадавшим в зале, а также к тем, кто поднялся на сцену. Время первого этапа концерта -13-15 мин.
Второй этап. Танцы и пение совместно со взрослыми. Здесь должны были включиться глубинные традиционные ассоциации, связанные с эмоциями, ритмами и движениями, приобретенными армянскими детьми, подростками и взрослыми во всем предшествующем опыте во время традиционных праздников и по случаю других значимых событий.
Условие этого этапа коррекционной работы и психологического сопровождения: темповая, ритмичная музыка; на сцену приглашали присутствующих детей и подростков. Музыканты не просто исполняли, но сами танцевали вместе с пострадавшими; другие взрослые
* Условие: в содержание обращений к детям и подросткам не включать травмирующие их темы. Время обращения к аудитории - 2-4 минуты.
Рациональная терапия
и имаготерапия.
Суггестивная
релаксация
Рациональная терапия
Имаготерапия
тоже выходили на сцену и танцевали с детьми. Время второго этапа - 15-20 мин.
Третий этап. Темп и громкость музыки постепенно снижались. Дети рассаживались на свои места при помощи сопровождающих их психологов и других взрослых. Ведущий (армяноязычный психолог Дереник Ншанович Абрамян) вместе с автором этой статьи предлагали детям успокоиться, закрыть глаза и на фоне тихой музыки проводили рациональную и имаготера-пию, а также суггестивную релаксацию.
Психотерапия - вид оказания психологической помощи, при которой основным инструментом воздействия на психику клиента является слово с его сущностными значениями и смыслами, с его особенным интонированием. Психолог оказывает на своего клиента внушающее воздействие посредством обращенного к нему слова, жеста, мимики. При этом учитываются ситуация, спровоцировавшая состояние клиента, особенности возраста, пола и самой личности пострадавшего, нуждающегося в психологическом сопровождении.
Мы использовали преимущественно приемы рациональной, имаго- и суггестивной психотерапии.
Рациональная терапия - воздействие с помощью аргументированных толкований и разъяснений, предполагающее также включение эмоциональных воздействий и дидактических приемов. Успех рациональной терапии во многом зависит от личности работающего психолога.
Имаготерапия [лат. imago - образ, подобие + терапия] - терапия посредством образов и символов. Мир визуальных образов начинает ярко возникать в самосознании человека в экстремальных ситуациях, когда визуальные образы как бы застревают в сфере символов, наполняющих образно-смысловую сферу самосознания жертв трагических обстоятельств. Возникающий в индивидуальном самосознании особый имагомир есть шлейф негативных, тяжелых образов, возникших в результате любой катастрофы.
Смысл имаготерапии состоит в оказании пострадавшим реальной помощи в перестройке, в перекодировании роя устрашающих образов на образы, ответственные за успокоение жертвы и переключении её на светлые, перспективные для психического состояния образы. В контексте нашей работы был необходим учет психического статуса наших подопечных. Мы наблюдали регресс детей, подростков и взрослых, когда все они вдруг «опускались» на более ранний этап своего онтоге-
Суггестивная психотерапия
Сказко-и игротерапии
Динамика состояния детей на разных этапах арттерапии
Феномен
исключительной
готовности
включаться
в предлагаемые
обстоятельства
неза. Конечно не буквально, но в большом числе случаев явно снижали свои паттерны поведения, свой status quo. Психологический смысл регрессии - в переходе к менее зрелым паттернам (не только в сфере поведения, но также и в психическом состоянии и во внутренней личностной позиции).
Суггестивная психотерапия - воздействие с помощью внушения определенных идей, знаний. Суггестия предполагает прежде всего эмоциональное влияние.
Суггестивная психотерапия особенно эффективна, когда клиент находится в посттравматическом состоянии - в это время он легко поддается внушению. Важно иметь в виду приемы непрямой суггестивной релаксации.
В других случаях на фоне тихой музыки в том же зале детям рассказывали армянские сказки, где были четко представлены завязка, конфликт положительных и отрицательных героев и "happy end". Сказко- и игро-терапии в нашем случае являлись составной частью арт-терапии. Время третьего этапа -12-15 мин.
Общее время сеанса терапии составляло от 45 до 50 минут. Перенесшие сильный стресс не были способны выдержать большее время.
После небольшого перерыва в зал заходили новые потоки наших подопечных.
Арттерапия оказалась чрезвычайно эффективной по своему психологическому воздействию на детей*.
На первом этапе арттерапии дети и подростки с готовностью слушали и принимали то, о чем им говорил ведущий. Надо сказать, что в этой исключительной ситуации общенациональной трагедии все ведущие диалог с детьми сами находились в особом эмоциональном состоянии (как и всё армянское население). Важно, что их направленность на детей и подростков была исключительно ответственной. Дети и подростки легко раскрепощались, соучаствовали в концерте, всегда называли национальные инструменты, сыграть на которых хотели многие мальчики (девочки были более сдержанны).
Во время работы моё внимание привлек феномен исключительной готовности включаться в предлагаемые обстоятельства и подражать другим. В последующие годы я продолжала размышлять над сущностью этого феномена.
* При подготовке музыкального и песенного репертуара исполнителям оказалось не так-то просто подобрать мажорную армянскую музыку: у армян больше минорной музыки (В. Мухина).
Явная
подражательность подопечных
Образы суггестивной терапии тщательно продумывались
На втором этапе арттерапии дети и подростки, у которых наблюдалось выраженное двигательное возбуждение, с готовностью начинали исполнять ритмические и темповые национальные танцы. Неорганизованная двигательная активность пострадавших от стресса, полученного во время катастрофы, на глазах работающих психологов переходила в ритмичные движения. Лица детей и подростков преображались от чувства удовольствия, которое они испытывали от восприятия музыки, а также телесных ощущений от ритма движений, формирующихся благодаря подражанию другим танцующим и благодаря удовольствию от ощущений мышечных чувств.
Явно заторможенные («ступорозные») дети сами не выходили на сцену. Их (доброжелательно, но настоятельно) побуждали принять участие в празднике. На сцене эти дети останавливались и замирали. Однако в этом замирании просматривалось пробуждение внимания к происходящему. Их не оставляли одних: взрослые и старшие дети и подростки побуждали заторможенных детей к движению под музыку. Во всех случаях арттерапии в процессе психологического сопровождения те из наших подопечных, кто выходил на сцену, подражая старшим, начинали ритмично двигаться под музыку. Они явно подражали взрослым партнерам. Они начинали танцевать. А те, кто оставался сидеть в зале, хлопали в ладоши и притоптывали в задаваемом музыкальном ритме. Таким образом, заторможенные дети явно заражались, слушая народные мелодии, и при поддержке взрослых подражали им - тем самым пострадавшие возвращались к сформированному в веках и существующему по сей день традиционному самоощущению музыки: к национальному ритму и интонированию, заложенному в исконной мелодике.
На третьем этапе арттерапии на фоне затихающей музыки детям опосредованно внушались покой и уверенность в завтрашнем дне, формировалось чувство уверенности в предстоящем будущем. При этом особой задачей было освобождение загруженной образами катастрофы психики от давящих, устрашающих образов, связанных с землетрясением.
Детям внушались картины спокойной природы (ясного синего неба, зеленой травы, прозрачной чистой воды и теплых прекрасных гор), приятные ассоциации эмоциональных состояний.
Психологи должны были быть всегда внимательны к каждому своему слову - нельзя было вызывать психо-
Идентификация как техника работы психолога
Регрессия приводила к тому, что дети и подростки легко поддавались внушению и подражательности
Дети и подростки с готовностью следовали воле психолога
травмирующих вербальных, зрительных и тактильных ассоциаций. Чаще всего мы наблюдали позитивные изменения в эмоциональном состоянии и в обретении чувства личности у пострадавших от ужаса последствий землетрясения.
В финале дети всякий раз выражали огорчение, что тренинг-праздник закончился, не желали расставаться. Их заверяли, что тренинг продолжится на следующий день. Что действительно происходило в урочное время.
Максимальное количество детей и подростков, с которыми можно достаточно успешно работать в арттерапии в условиях помещения типа зала со сценой, - до 70.
Во всех видах психокоррекционной работы с детьми наиболее действенными оказывались идентификация, внимание и выраженная расположенность психолога. При этом эмоциональная направленность на ребенка, готовность прочувствовать его состояние и разделить его сочетались с готовностью сохранять с ребенком нужную дистанцию. Это - профессиональная позиция в условиях коррекционной работы. Фрустрирующие факторы (само землетрясение и его последствия во всем многообразии негативных последствий) повлияли на структуру самосознания детей всех возрастов. Мы наблюдали тотальную регрессию психических свойств и личностных структурных звеньев во всех возрастах.
10. Податливость детей и подростков к воздействию
Я уже указывала на то, что дети и подростки после землетрясения регрессировали: они явно оказались на более низшей ступени своего онтогенетического развития. Они ощущали себя более младшими, чем были по паспортному возрасту. Они легко поддавались внушению и становились податливыми к воздействию со стороны других. В условиях психокоррекционной работы они с готовностью и даже с некой торопливостью принимали предлагаемые им формы общения. Общая тенденция в поведении - подражание, конформность, повышенная внушаемость. Они были готовы играть в игры для детей более младшего возраста и т.п. Непрямое контактное релаксационное воздействие также охотно принималось детьми и подростками. Они с облегчением расслаблялись.
Податливость, готовность, с которой многие дети и подростки принимали обращенные к ним предложения, производили устрашающее впечатление: у большинства не было психической энергетики для проявления своей самости: они спешили подчинить себя воле другого
человека. (Ведь в нормальном психическом состоянии ребенок уже в раннем возрасте представляет собой выраженную динамичную самость, которая может отдаваться воле другого, идентифицироваться с другим, но одновременно обособляться и отстаивать себя - всё определяет внутренняя позиция самого ребенка.) У детей и подростков, перенесших стресс от экстремальной ситуации, перестала просматриваться типичная для их возраста внутренняя позиция. Очевидно, поэтому психо-коррекционная работа с детьми и подростками производила впечатление столь успешной: в своем большинстве все они шли на контакт, отдавались воле психолога. По словам родственников, воспитателей, самих детей и подростков, в первый же день после работы с психологом они лучше засыпали, страхи отступали от них, снимались многие другие проблемы. Мы имели дело с контингентом, обладающим повышенной суггестивностью.
Дети нуждались в постоянном внимании психолога, они жаждали контакта, покровительства и сопереживания.
11. Психологическая помощь взрослым
Работа со взрослым населением нашей группой психологов не планировалась. Однако во многих санаториях, профилакториях и центрах дети и подростки, пострадавшие от землетрясения, были поселены вместе с родственниками (в основном с женщинами и стариками).
Многие взрослые члены семьи находились в столь же тяжелом психическом состоянии, как дети и подростки. Их терзали те же фобии, а после того, как прошло шоковое состояние, они осознавали весь ужас своего положения. Поэтому, когда взрослые обращались к психологам, им оказывались поддержка и психокор-рекционная помощь. Специально со взрослыми работали психокорректор Б. Г. Кравцов, а также психиатр и психолог А. Ф. Шадура. Однако индивидуальная экс-пресс-коррекционная работа не могла удовлетворить реальные потребности многочисленных нуждающихся взрослых в психологической помощи. Б. Г. Кравцов и А. Ф. Шадура проводили коррекционную работу с ограниченным числом пострадавших взрослых.
Необходимо отметить также особое психическое состояние мужчин, оставленных после окончания спасательных работ для восстановительных работ на местах полного разрушения от землетрясения. Многие из этих людей находились в тяжелом психическом состоянии: они сами только что были спасены из завалов и потеря-
Многие взрослые были в тяжелом психическом состоянии
Психические состояния мужчин
Возможности СМИ: в результате рациональной психотерапии начала возрождаться общая
организованность
армянского
населения
ли близких. Мужчины в нашем стереотипном общественном самосознании - сильный пол. Мужская роль не позволяет им искать психологическую помощь, поэтому их сразу же загрузили работой, оставив на месте катастрофы.
Психика мужчин хотя и имеет свои особенности, однако функционирует по общечеловеческим законам. Наряду со стрессоустойчивыми были и те, кто нуждался в психологической помощи. Часть пострадавших мужчин была в лихорадочном состоянии (горящие глаза, напряжение в голосе, тремор пальцев, общая двигательная расторможенность). Каждый из них постоянно повторял свой монолог о пережитом. Некоторые находились в ступорозном состоянии (у них наблюдались те же проявления ступора, что и у женщин, стариков и детей).
Следует учитывать, что во время чрезвычайных катастроф стрессовые состояния возникают также и у мужчин. Поэтому деление по гендерным и возрастным признакам утрачивают своё значение: после катастрофы различия больше зависят от типа нервной системы пострадавшего, тяжести его физических травм и степени зрелости его личности.
12. Использование СМИ для психологической работы со взрослым населением: особая рациональная и имаготерапия
Для оказания психологической помощи пострадавшим руководство республики предоставило психологам возможность использовать средства массовой информации.
Мы вдвоем (я и главный психолог Детского фонда Армении доктор психологических наук Д. Н. Абрамян) в течение многих дней обращались через печать, по радио и телевидению к населению, стремясь поддержать людей, открыть для них понимание необходимости действовать, продолжать жизнь вопреки случившейся катастрофе.
Наши радиообращения стали особой формой рациональной и имаготерапии. Мы стремились объяснить всему населению и каждому из пострадавших, какие формы переживания горя являются разрушительными. Отдельно мы обращались к интеллигенции с призывом осознать и принять во внимание наши психологические обоснования о необходимости большей эмоциональной сдержанности. В республике, где пострадали не только взрослые, но и дети, она была необходима для сохране-
ния фонда психического здоровья всего армянского населения.
В результате такой рациональной психотерапии общая организованность и эмоциональная сдержанность начала возраждаться. Продуктивность Результаты всех психокоррекционных мероприя-
работы психологов тий дали основание утверждать, что работа бригад психологической экспресс-помощи является нужной во всех ситуациях катастрофических бедствий. Катастрофа приводит большинство людей в шоковое оцепенение, наблюдается регресс, искажающий психику человека как субъекта социальной активности. Население, находящееся в стрессовом состоянии, безусловно, нуждалось в психологической поддержке профессионалов.
Анализ посткатастрофического состояния населения привел к пониманию необходимости разработки программ психологической экспресс-помощи и долговременной помощи пострадавшим от землетрясения. Возникло понимание необходимости создать в СССР лабораторию экспресс-помощи, объединяющую специалистов, физически и психологически готовых к работе в экстремальных ситуациях.
1. Мухина В. С. Психологическая помощь пострадавшим от землетрясения в Армянской ССР // Психологический журнал. - 1989. - № 5. - С. 44-54.
2. Мухина В.С. Групповой эскапизм и индивидуальный аутизм - компоненты социального и личностного развития на этапах отрочества и юности // Развитие личности. - 2004. - № 1. - С. 156-175.
3. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988. -№ 2. - С. 123-128.
4. Мухина В. С. Психологическая экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф // Психология экстремальных ситуаций. - М., 2007. -С. 56-76.
5. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 3-е изд., исправл. и дополн. - М., 2013.