Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Копылова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы»

5. Мазаев Ю Н Общественное мнение о деятельности милиции: предмет исследования // Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.

6. Мендрас М. Уклонение от определенности: Почему россияне не считают построение демократии приоритетной задачей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - М.: ВЦИОМ, 2002. - № 4 (60).

7. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях // Приказ МВД России. -2003. - № 158.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: “Сов. энциклопедия”, 1970.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Т.В. Копылова, ст. преподаватель

Специализированный межрегиональный Учебный центр ГУИН Минюста России по Новосибирской области

Под профессиональным образованием сотрудников уго-ловно-иепблнительной системы Минюста России понимается специально организованная педагогическая система непрерывного приобретения, повышения и поддержания профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на эффективное решение конкретных и меняющихся задач. Оно является важным элементом организации управления и обеспечения деятельности УИС. Профессиональное образование сгро-ится как особое направление работы с сотрудниками УИС, с целью совершенствования профессионализма и поддержания его на высоком уровне.

Задачи профессионального образования сотрудников УИС включают в себя задачи обучения, профессионального развития и воспитания.

Содержание профессионального образования сотрудников УИС Минюста России определяется Законом РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ “Об образовании”, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 “О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих”, постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1047 “Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти”, приказом Министерства образования РФ от 31 июля 2000 г. № 2370 “Об утверждении Государственного образовательного стандарта дополнительною профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих”, соответствующими нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и ГУИН Минюста России (1).

Непрерывность профессионального образования сотрудников УИС обеспечивается следующими основными видами: начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку сотрудников по всем направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы на базе основного общего образования. Целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов УИС среднего звена, удовлетворение потребностей сотрудников в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального об-

разования. Высшее профессиональное образование включает подготовку и переподготовку специалистов УИС соответствующего уровня, удовлетворение потребностей сотрудников в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет сотрудникам возможность повышения уровня своего образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, характерной для специалистов уголовно-исполнительной системы.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования в УИС является непрерывное повышение квалификации сотрудников в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

В Сибирском федеральном округе образовательным учреждением начального и дополнительного профессионального образования рядового, младшего и среднего начальствующего состава УИС является Специализированный межрегиональный учебный центр. Обучение в нем осуществляется потрем основным направлениям: начальное профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка сотрудников УИС в соответствии с приказом ГУИН Минюста России от 24 мая 1999 г. № 210. В Учебном центре обучаются различные категории сотрудников: от младших инспекторов до резерва кадров'ГУИН для выдвижения на должности от начальников отделов до заместителей начальников учреждений. 1

До создания ведомственного Учебного центра рядовой и младший начальствующий состав для системы исполнения наказания проходил подготовку в филиале УЦ УВД НСО на базе учреждения ИЗ-52/1 (СИЗО-1 г. Новосибирска). В 1995 г., в связи с передачей функций охраны в исправительных колониях из внутренних войск МВД РФ в систему Главного управления исполнения наказаний МВД РФ, остро встал вопрос подготовки кадров младшего и среднего начальствующего состава для исправительных учреждений по линии обеспечения охраны и надзора за осужденными. Главное управление исполнения наказаний МВД РФ по согласованию с ГУК МВД РФ определило два Учебных центра по подготовке будущих офицеров: УЦ в г. Пушкине Ленинградской области и УЦ УИН УВД по Новосибирской области.

В соответствии с поступившим указанием начальника ГУИН МВД РФ от 16 марта 1995 г., уже 19 апреля 1995 г. приказом начальника УВД по Новосибирской области и был образован наш Учебный центр со штатной численностью 50 единиц. Учебный центр был открыт на базе военного городка в/ч № 7406, и в 1996 г. получил статус Межрегионального Учебного центра ГУИН МВД России, с утверждением соответствующего штата. Это дало право обучать слушателей - будущих офицеров оперативных отделов, отделов безопасности и рот охраны учреждений УИС не только для Новосибирской области, но и для других регионов России от Урала ДО Сахалина, включая Западную Сибирь и Дальний Восток. В последующие годы стали обучать еще две категории будущих офицеров: начальников корпусных отделений СИЗО и сотрудников отделов специального назначения. За весь период существования Учебного центра по указанным высшим категориям обучения было подготовлено более 600 будущих офицеров для 29 управлений УИС России.

Кроме того, в июне 2000 г. Управлением науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Администрации Новосибирской области Учебному центру выдана лицензия на осуществление образовательной деятельнр-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

13

сти в сфере дополнительного профессионального образования. На основании лицензии Учебный центр получил право на обучение сотрудников для Службы судебных приставов Минюста РФ. j!

■О Всего за весь период функционирования в Учебном центре проіпли обучение свыше 6000 слушателей. На сегодняшний день, в "соответствии с новым Уставом, утвержденным и зарегистрированным в Новосибирской регистрационной палате, мы являемся государственным образовательным учреждением “Специализированный межрегиональный Учебный центр Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области”. Обучение слушателей осуществляют преподаватели циклов специальных дисциплин, общеправовых и социальных дисциплин, криминалистики, спецтехники и связи, боевой и физической подготовки.

,, , У чебный центр располагает учебно-методической базой, необходимой для выполнения поставленных перед ним задач.

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы относится к профессиональной сфере “человек - человек” и имеет социальную направленность, выражающуюся во взаимодействии с осужденными. Поэтому независимо от занимаемой должности все сотрудники, помимо общих профессиональных знаний, должны быть психологически готовы к этой специфической профессиональной деятельности.

Психологическую подготовку в Специализированном межрегиональном учебном центре осуществляет группа психофизиологического обеспечения - это команда специалистов, постоянно повышающих квалификацию на семинарах, тренингах, обучающих программах разного уровня, как в нашей стране, так и за рубежом. Учебная дисциплина “Психологическая подготовка” формирует как общие знания, умения и навыки, необходимые для всех категорий сотрудников, так и сугубо специфические, исходя из характера деятельности.

Общие психологические знания включают изучение сущности и структуры личности осужденного, психологических причин противоправного поведения; корпоративной культуры сотрудников УИС и субкультуры осужденных; этнической и возрастной психологии в процессе профессиональной деятельности; стресса, его профилактики и преодоления в повседневной деятельности; особенностей общения с другими людьми; методов разрешения конфликтных ситуаций; профессиональной деформации и возможностей ее профилактики, психологии личной безопасности и др. К специфическим знаниям можно отнести: методы психологического воздействия на осужденных; психологию оперативно-розыскной деятельности; психологию труда осужденных; психологические условия укрепления режима в условиях исправительных учреждений; психологические особенности ведения переговоров в ситуации захвата заложников, стиль и методы руководства подчиненными и др.

Психологическая подготовка является частью подготовки профессиональной. При разработке учебных программ учитывается уровень психологической компетентности сотрудников конкретного учреждения, их опыт работы в УИС, состояние оперативной обстановки и психологического климата в подразделении. Важным направлением психологической подготовки личного состава является подготовка к действиям в экстремальных условиях: при массовых беспорядках, групповом неповиновении осужденных, в ситуациях захвата заложников, при побегах. Особо выделяется психологическая подготовка сотрудников отдела специального назначения.

.■ Основной принцип работы ГПФО - комплексный подход в психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников УИС. Кроме преподавания таких

учебных дисциплин, как “Психологическая подготовка”, “Профессиональная культура и этика сотрудника УИС”, “Пенитенциарная психология”, сотрудниками группы психофизиологического обеспечения разработана и реализуется на практике Программа психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников. В ней содержатся задачи: повышения профессионализма и уровня психологической культуры сотрудников, обучения их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, оценки потенциала и выявления проблем на ранней стадии, оказания психологической помощи в решении личных психологических проблем, актуализации внутренних ресурсов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощи в профориентации, самовоспитании, в решении служебных задач с учетом психологических факторов, обучения приемам и способам саморегуляции, повышения устойчивости к неблагоприятным психологическим факторам (стрессам, конфликтам), содействия профессиональному росту, оценки перспектив развития личности, увеличения профессионального долголетия.

Еще одним направлением психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников является обучение психологов, недавно поступивших на службу в УИС. Для них разрабатывается индивидуальная программа стажировки, позволяющая изучить нормативно-правовые акты, опыт работы психологов учреждений УИС, обучиться особенностям работы с сотрудниками и различными категориями осужденных. Предлагаются методы психодиагностики, приемы изучения социально-психологического микроклимата, приемы и техники психологического консультирования, составляются программы психологического сопровождения сотрудников и осужденных в зависимости от возможностей учреждений и профессиональной компетентности психолога. По подобной схеме студенты-психологи из вузов проходят практику в группе психофизиологического обеспечения. В настоящее время находится на лицензировании Программа переподготовки психологов. На сегодняшний момент проведено 3 международных семинара по проблемам терапии зависимостей, куда приглашают специалистов польского фонда им. Стефана Батория.

Специалистами ГПФО ведется постоянная работа с целью сотрудничества с образовательными, научными учреждениями, общественными организации, органами власти. Проводятся совместные “круглые столы”. Так, в июне 2004 г. прошел семинар для специалистов соцзащиты г. Новосибирска по социальной адаптации женщин, освобождающихся из мест лишения свободы.

Уже два года подряд Учебный центр выигрывает конкурс Городской службы занятости населения. По договору проводятся профориентационные консультации и семинары для безработных с использованием авторского профориентационного комплекса. Помощь получили уже более 150 человек.

С целью реализации принципа непрерывности профессионального образования по инициативе ГПФО на базе СМУЦ ГУИН НСО проводятся набор и обучение сотрудников и их родственников в НГПУ по специальности “социальный педагог”. Повышение уровня подготовки сотрудников уголовноисполнительной системы является в настоящее время первоочередной задачей, и необходимо, чтобы она выполнялась на качественно высоком уровне.

ЛИТЕРАТУРА..

1. Организация управления в Уголовно-исполнительной системе: Том. 2: Особенная часть / Под ред. государственного советника юстиции Ю.Я. Чайки; науч. ред. В.М. Анисимков, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. - Рязань, 2002.

14

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.