Научная статья на тему 'Психологическая подготовка сотрудников отряда специального назначения к действиям в экстремальных ситуациях и их последующая медикопсихологическая реабилитация'

Психологическая подготовка сотрудников отряда специального назначения к действиям в экстремальных ситуациях и их последующая медикопсихологическая реабилитация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3936
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка сотрудников отряда специального назначения к действиям в экстремальных ситуациях и их последующая медикопсихологическая реабилитация»

Морально-психологическая подготовка сотрудника ОВД

Психологическая подготовка сотрудников отряда специального назначения к действиям в экстремальных ситуациях и их последующая медикопсихологическая реабилитация

Старший психолог отряда специального назначения УИН УВД Т.В.Сулягина г, Омск

Служба сотрудников отряда специального назначения протекает в условиях высокого психоэмоционального напряжения, мобилизации всех физических и душевных сил. К числу наиболее сложных ситуаций, которые возникают в практической деятельности спецназовцев, относятся действия в экстремальных ситуациях, связанных с групповыми эксцессами, неповиновениями, конфликтами в среде осужденных, захватом заложников, совместными действиями со спецподразделе-ниями милиции (ОМОН, СОБР, ОБОР).

Изучение психологической характеристики деятельности сотрудников спецназа в зонах ЧП, уяснение механизмов переживания всех обстоятельств ситуации, особенностей проявления и нарушений психологической саморегуляции являются важными задачами психологической подготовки. Основная задача психологической подготовки заключается в повышении сопротивляемости к действию стресса (эмоциональному напряжению), а также в развитии нужных психологических качеств, формировании навыков и умений, способствующих выполнению действий в любых сложных и опасных условиях.

В учебно-методической программе по служебной подготовке, разработанной в соответствии с приказом МВД России № 114 от 12 апреля 1994 г., особо выделена психологическая подготовка, конкретно определены темы и количество часов лекций, семинарских и практических занятий, например:

1. Приемы, способы мобилизации сотрудников спецназа на решение боевых задач.

2. Тактика ведения переговоров.

3. Система снятия Постстрессовых состояний.

4. Снятие болевого синдрома воздействием на биологически активные точки (БАТ).

В отряде, направлс :;ном для прохождения службы в Чеченскую республику, проводились занятия по названной программе. Проведены были практические занятия, в частности, по темам БАТ и АТ. Находили БАТ на теле по физиологическим атласам, а определяли точное местонахождение с помощью специального прибора «Активациометр». Этот прибор включает шесть диагностических устройств.

1. Устройство для диагностики психоэмоциональных состояний.

2. Устройство для нахождения акупунктурных точек.

3. Кинематометр для диагностики подвижности-инертности нервной системы.

4. Координациометр для диагностики координации.

5. Устройство для измерения глазомера.

6. Устройство для медикаментозного тестирования по методу Р.фолля.

Научились снимать боль зубную, головную, от ушибов, растяжений и др. Больше всего использовали знания БАТ по системе Уманской, когда была эпидемия гриппа, многим пришлось заняться акупрессурой, т.е. точечным массажем.

Снять эмоциональное напряжение, подавить чувство страха и неуверенности, сконцентрировать внимание и мобилизовать все силы для выполнения поставленной задачи возможно с помощью аутогенной тренировки (АТ), саморегуляции, самовнушения, самогипноза. Бойцы обучались приемам и методам воздействия на себя. Они научились не толькс расслаблять (релаксировать) организм, но и мобилизовать себя, приводить в состояние оптимальной активности свой организм. Сочетание положительных эмоций, проявляющихся в ощущении прилива сил, уверенности в себе, вдохновения, является основой мобилизации и в спорте называется «хорошей спор тивной злостью». У нас это называлось «высо кий боевой дух». «Перед боем вы как бы про водите своего рода разминку,, подготавливав те к нагрузкам свой опорно-двигательньп аппарат и одновременно поднимаете тонус

активизируете деятельность внутренних органов, сердца, легких, печени, желез внутренней секреции».

Однако это не всегда дает нужный результат. Такое наблюдается, когда подготовка идет чисто физически, без соответствующего психического сопровождения. Поэтому в ходе занятий предлагалось использовать непривычный, но эффективный способ мобилизации с помощью самовнушения, применения мобилизующих формул.

Каждый боец, проанализировав свое оптимальное боевое состояние, составил себе формулу мобилизации своими словами и записал на бумагу. Научившись мобилизовать себя на бой с помощью личных формул, боец должен обращаться с ними очень бережно. Во-первых, не делиться ими ни с кем, ибо боевые формулы становятся таким же «секретным оружием», как, например, специально подготовленный к бою новый удар у боксера. По практическому умению расслабляться и мобилизоваться мы провели зачет. Критерием оценки выступали показания прибора «Ак-тивациометр».

Следует отметить, что самоуправление психоэмоциональными состояниями не вслепую, а с помощью приборов, намного эффективнее и надежнее.

Знания, полученные на занятиях по психологической подготовке, включались как психологические цели в планы проведения всех видов занятий по огневой, штурмовой, физической подготовке (спуск с 5-этажного дома на штурмовой подготовке, в морге на вскрытии и др.). В каждой ситуации, в каждом моменте возникает масса проблем, для конструктивного решения которых необходим психолог.

Справка по результатам психологической подготовленности сотрудников, выезжавших в 1994 г. в служебную командировку в Чечню, содержала и результаты применения психодиагностических методик. Следующие две группы, выезжавшие в зону ЧП, готовились планомерно: в 1995 г. был произведен отбор кандидатов в командировку в Чечню по психологическим показателям. Проводили тестирование по следующим методикам: уровень невротизации-психотизации, нервно-психическая устойчивость и опросник Кет-телла. Использовались также компьютерные варианты теста Люшера, Спилбергера на уровень тревоги, методика САН и адаптированный вариант ММПИ. Справка по результатам психологической подготовки составля-

лась по рекомендации начальника отдела морально-психологической подготовки таким образом, что наглядно по схеме можно было видеть выводы и рекомендации по каждому сотруднику. Один экземпляр такой справки был отправлен в Чечню, по ней проведены консультации. Отмечено, что эта справка стала важным документом в работе по воспитательному воздействию на личный состав в боевой обстановке.

По возвращении из командировки состоялась беседа по наблюдениям за личным составом. Обратная связь здесь очень много дает, помогает яснее составлять психологические характеристики каждого сотрудника. Ведь в экстремальных условиях полнее проявляются все достоинства и недостатки человеческой личности. Все сотрудники спецназа были подвержены воздействию стресс-факторов: риск, опасность для жизни, трупы, применение оружия. Стрессогенные ситуации не прошли бесследно и проявлялись в психологических реакциях и поведении: непонимание и возмущение происходящим, желание подавить и скрыть появление тревоги от окружающих, замкнутость, отсутствие желания идти на контакт, чувство усталости, изнуренности, нервно-психическая истощенность, которая сопровождается у одних повышенной возбудимостью, у других — снижением активности и работоспособности.

В дальнейшем последствия могут сказаться на психическом здоровье, на служебных и семейных отношениях, так как внутренняя напряженность перерастает в межличностные конфликты в виде ссор, вспышек раздражительности и т.д. Эти моменты указывают на необходимость проведения медико-психологической реабилитации сотрудников, прибывших из зон ЧП. Она включает ситему мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Совместно с отделом воспитательной работы УВД был разработан план реабилитационных мероприятий в отряде специального назначения, выезжавшем в зону боевых действий. Они включают:

1. Сеансы релаксации, аутотренинг в поликлинике УВД.

2. Индивидуальные консультирование и лечение психологических расстройств.

3. Диагностика и индивидуальное тестирование.

4. Индивидуальные беседы, наблюдение, изучение поведенческих реакций.

5. Психокоррекция поведения и психотехника разрешения проблем, рациональная психотерапия.

6. Занятия по психологической подготовке по тематике снятия постстрессовых состояний.

7. Индивидуальная работа снятия стресса с помощью акупрессуры и БАТ.

8. Организация отдыха и досуга в санаториях и профилактории «Гранит».

9. Профосмотр, витаминизация, физиолечение.

10. Беседы начальника ОБР с личным составом спецназа.

Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников ОВД в экстремальных условиях

Докторант А.Б.Стрельченко, канд. мед. наук Г.С.Човдырова

ВНИИ МВД России

Деятельность сотрудников органов внутренних дел чаще всего протекает в экстремальных условиях. Работники правоохранительных органов (милиция, внутренние войска, полиция, национальная гвардия и т.д.) занимают лидирующее положение в перечне профессий повышенного риска, опережая представителей даже такой традиционно стрессогенной профессии, как военнослужащий.

Экстремальные условия деятельности сотрудников ОВД (милиции) связаны не только с выполнением служебных обязанностей (поддержание правопорядка, задержание нарушителей и т.д.). Они могут участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф природного или техногенного характера. На них как представителей власти ложится дополнительная ответственность по оказанию помощи пострадавшим гражданам, обеспечению охраны общественного порядка, безопасности дорожного движения, ведению спасательных и иных неотложных работ и др.

Такой опыт показывает, что экстремальная ситуация является специфической сферой человеческой деятельности, в которой комплексно проявляются, с одной стороны, физиологические, поведенческие, профессиональные и другие особенности личности человека. С другой стороны, организационные мероприятия, особенно на этапах подготовительного периода, создают основу для адек-

ватной реализации в сложных условиях деятельности возможностей как одного специалиста, так и целой группы.

Не всегда в экстремальных ситуациях, связанных с непосредственным выполнением служебных обязанностей, работники милиции действуют профессионально. Помимо ликвидации недостатков в обучении повышение профессиональной надежности связано с комплексом мер, обеспечивающих работоспособность, компетентность и эмоциональную устойчивость сотрудников, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.

В этой связи был разработан концептуальный подход к решению проблемы повышения психологической устойчивости сотрудников ОВД в экстремальных условиях как элемента профессиональной надежности.

В силу особенностей социальной роли большинство сотрудников ОВД по роду службы сталкиваются с экстремальными ситуациями. Участие в них негативно сказывается на психологическом состоянии. По нашим данным, 85% работников ОВД, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и уволенных в течение последующих 5 лет со службы по состоянию здоровья, имели диагноз, связанный с нервно-психическими или психосоматическими расстройствами.

После землетрясения в Армении (1988 г.) 86% сотрудников ОВД г. Ленинакана (обследованы 63 человека), переживших землетрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии оглушенности, трудности осмысления происходящего, неадекватной заторможенности. В 36% случаев среди тех из них, кто потерял своих близких, возникла потеря памяти на события первых нескольких дней после землетрясения. Специально проведенное исследование показало, что возможность выполнять профессиональные обязанности в обстановке массовых жертв и разрушений сохраняют только 4% сотрудников милиции.

Проведенный нами анализ деятельности бойцов специальных подразделений милиции в условиях боевой обстановки показывает, что у 20% сотрудников с опытом подобной работы менее года отмечаются неадекватные действия, приводящие к значительному снижению эффективности деятельности.

Последствия пребывания сотрудников ОВД в экстремальных условиях проявляются и после их окончания. Так, обследование сотрудников ОВД, принимавших участие в боевых действиях в зоне локальных воору-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.