Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VR-технологии / психологическая подготовка / менеджеры / обучение / виртуальные среды / стрессоустойчивость / принятие решений / коммуникационные навыки / корпоративное обучение / профессиональная компетентность / VR technologies / psychological training / managers / training / virtual environments / stress tolerance / decision-making / communication skills / corporate training / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжао Фэй

Статья «Психологическая подготовка менеджеров с применением VR-технологий» представляет обзор современных тенденций в использовании виртуальной реальности (VR) в контексте психологической подготовки менеджеров. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции VR-технологий в корпоративное обучение с целью развития стратегических управленческих навыков. В статье освещаются конкретные примеры успешного применения VR для тренировки менеджеров в области принятия решений, эмоционального интеллекта и эффективного взаимодействия в команде. Особое внимание уделяется анализу потенциальных экологических рисков, связанных с процессами производства VR-технологий, с акцентом на необходимость устойчивого и ответственного использования виртуальных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF MANAGERS USING VR TECHNOLOGIES

The article provides an overview of current trends in the use of virtual reality (VR) in the context of psychological training of managers. The author considers the practical aspects of integrating VR technologies into corporate training in order to develop strategic management skills. The article highlights specific examples of successful VR applications for training managers in decision-making, emotional intelligence and effective teamwork. Special attention is paid to the analysis of potential environmental risks associated with the production processes of VR technologies, with an emphasis on the need for sustainable and responsible use of virtual resources. The article concludes that the use of VR technologies in training of managers is a promising direction that combines psychology, technology and business goals to create effective and innovative training methods.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ»

кретные формы работы, имеющие целью их реализацию, необходимо перейти к подведению итогов.

Методическая компетентность является одной из наиболее значимых черт профессионального портрета преподавателя, реализующего свои обязанности в организации среднего профессионального образования. Она носит интегральный характер. Следовательно, и совершенствование этой компетентности представляет собой, по существу, многоаспектный процесс.

Библиографический список

В современной организации, реализующей образовательную деятельность по программам СПО, представляется вполне возможным создание необходимых для этого организационно-педагогических условий. Кроме того, фиксирующееся на сегодняшний день состояние данного сегмента отечественной образовательной системы позволяет реализовывать эффективную работу по важнейшим направлениям, связанным с совершенствованием методической компетентности педагогов.

1. Минина В.В. Историко-педагогический анализ развития отечественной системы профессионального образования. Человек и образование. 2022; № 1: 64-72.

2. Хижная AE., Цыплакова C.A., Пасечник A.C. Удержание и модель методической деятельности педагога колледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 6Э-Э: 225-229.

3. Гайдунко ЮА, Макарова СП. Две системы методической деятельности. Вестник военного образования. 2019; № 1 (16): 38-42.

4. Cмирнова O.A., Черненко Ю.В., Петрова И.В., Николаева Ю.В. Реализация практико-ориентированного подхода в подготовке бакалавров образования. Наука иреаль-ность. 202Э; № 2 (14): 42-49.

5. Куренкова T.H. Уровни готовности педагогических работников к методическому сопровождению цифровой образовательной среды. Мир науки, культуры, образования. 202Э; № Э (100): 220-22Э.

6. Крайчинская СБ., Петров Е.Е., Романова O.A. Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы. Москва: НИУ ВШЭ, 2022.

7. Кагакина E.A., Лесникова СЛ. Подготовка обучающихся в магистратуре к деятельности по адаптации подростков в образовательном процессе школы: методический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 80-83.

8. Лесникова СЛ., Кагакина E.A. Дидактические и методические аспекты поликультурного образования в университете. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 152-154.

9. Есенина Е.Ю. Проблема кадрового обеспечения региональной системы. Профессиональное образование и рынок труда. 2022; № 2: 22-35.

10. Ибрагимов Г.И. Проблема закономерностей и принципов обучения в отечественной педагогике. Казань: Школа, 2018.

11. Занина Л.В., Меньшикова В.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

References

1. Minina V.V. Istoriko-pedagogicheskij analiz razvitiya otechestvennoj sistemy professional'nogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2022; № 1: 64-72.

2. Hizhnaya A.V., Cyplakova S.A., Pasechnik A.S. Soderzhanie i model' metodicheskoj deyatel'nosti pedagoga kolledzha. Problemysovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya. 2019; № 63-3: 225-229.

3. Gajdunko Yu.A., Makarova S.P. Dve sistemy metodicheskoj deyatel'nosti. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 1 (16): 38-42.

4. Smirnova O.A., Chernenko Yu.V., Petrova I.V., Nikolaeva Yu.V. Realizaciya praktiko-orientirovannogo podhoda v podgotovke bakalavrov obrazovaniya. Nauka ireal'nost'. 2023; № 2 (14): 42-49.

5. Kurenkova T.N. Urovni gotovnosti pedagogicheskih rabotnikov k metodicheskomu soprovozhdeniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 220-223.

6. Krajchinskaya S.B., Petrov E.E., Romanova O.A. Podgotovka kadrov dlya sistemy SPO: federal'nye i regional'nye iniciativy. Moskva: NIU VSh'E, 2022.

7. Kagakina E.A., Lesnikova S.L. Podgotovka obuchayuschihsya v magistrature k deyatel'nosti po adaptacii podrostkov v obrazovatel'nom processe shkoly: metodicheskij aspekt. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 80-83.

8. Lesnikova S.L., Kagakina E.A. Didakticheskie i metodicheskie aspekty polikul'turnogo obrazovaniya v universitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 152-154.

9. Esenina E.Yu. Problema kadrovogo obespecheniya regional'noj sistemy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2022; № 2: 22-35.

10. Ibragimov G.I. Problema zakonomernostejiprincipov obucheniya votechestvennojpedagogike. Kazan': Shkola, 2018.

11. Zanina L.V., Men'shikova V.P. Osnovypedagogicheskogo masterstva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2013.

Статья поступила в реакцию 27.12.23

УДК 378

Zhao Fei, Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, doctoral postgraduate, Taishan University (China); Smolensk State University (Smolensk, Russia),

E-mail: 11801185@qq.com

PSYCHOLOGICAL TRAINING OF MANAGERS USING VR TECHNOLOGIES. The article provides an overview of current trends in the use of virtual reality (VR) in the context of psychological training of managers. The author considers the practical aspects of integrating VR technologies into corporate training in order to develop strategic management skills. The article highlights specific examples of successful VR applications for training managers in decision-making, emotional intelligence and effective teamwork. Special attention is paid to the analysis of potential environmental risks associated with the production processes of VR technologies, with an emphasis on the need for sustainable and responsible use of virtual resources. The article concludes that the use of VR technologies in training of managers is a promising direction that combines psychology, technology and business goals to create effective and innovative training methods.

Key words: VR technologies, psychological training, managers, training, virtual environments, stress tolerance, decision-making, communication skills, corporate training, professional competence

Чжао Фэй, канд. экон. наук, доц., аспирант, Тайшаньский университет, г. Тайань, ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет»,

г. Смоленск, E-mail: lesuya726@gmail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ VR-ТЕХНОЛОГИЙ

Статья «Психологическая подготовка менеджеров с применением VR-технологий» представляет обзор современных тенденций в использовании виртуальной реальности (VR) в контексте психологической подготовки менеджеров. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции VR-технологий в корпоративное обучение с целью развития стратегических управленческих навыков. В статье освещаются конкретные примеры успешного применения VR для тренировки менеджеров в области принятия решений, эмоционального интеллекта и эффективного взаимодействия в команде. Особое внимание уделяется анализу потенциальных экологических рисков, связанных с процессами производства VR-технологий, с акцентом на необходимость устойчивого и ответственного использования виртуальных ресурсов.

Ключевые слова: VR-технологии, психологическая подготовка, менеджеры, обучение, виртуальные среды, стрессоустойчивость, принятие решений, коммуникационные навыки, корпоративное обучение, профессиональная компетентность

Актуальность темы данного исследования заключается в растущем интересе к применению VR-технологий в корпоративном обучении и развитии управленческих кадров. В современном динамичном бизнес-мире, где эффективные стратегии управления и командное взаимодействие становятся ключевыми для успеха, использование инновационных методов, таких как виртуальная реаль-

ность, представляется перспективным подходом. Среди ученых, занимающихся исследованием влияния VR-технологий на психологическую подготовку менеджеров, можно назвать следующих:

- Майкл Шейренс: эксперт в области корпоративного обучения и развития, который исследует эффективность инновационных методов в подготовке

управленческих кадров. Майкл Шейренс фокусировался на оценке эффективности инновационных методов в корпоративном обучении и развитии с акцентом на использовании виртуальной реальности для подготовки управленческих кадров. Его исследования включают анализ воздействия VR-технологий на усвоение знаний, развитие профессиональных навыков и формирование лидерских качеств.

- Дженнифер Хьюз: специалист по вопросам виртуальной реальности и ее применению в образовании и бизнесе, предоставляющей инсайты по использованию VR в менеджменте. Дженнифер Хьюз специализируется в области виртуальной реальности и ее применения в образовании и бизнесе. Она исследовала, как VR может улучшить психологическую подготовку менеджеров, особенно в контексте командной работы, принятия решений и управления стрессовыми ситуациями.

Эта статья добавляет ценность научному диалогу, обогащая его новыми практическими примерами успешного внедрения VR в обучение менеджеров, а также освещает экологические аспекты, что соответствует современным требованиям устойчивости и ответственности в технологическом развитии [1, с. 230-231].

Цель данной статьи заключается в исследовании применения VR-техноло-гий в психологической подготовке менеджеров с акцентом на их эффективность и воздействие на профессиональные навыки, принятие решений и лидерские качества.

логий в формировании лидерских качеств и принятии решений в корпоративной среде. Эта теоретическая база способствует развитию концепций в области образования и тренинга менеджеров, подчеркивая роль виртуальной среды в повышении качества профессиональной подготовки и развитии навыков управленческого лидерства.

Практическая значимость видится в том, что статья предлагает конкретные методы и подходы для внедрения виртуальной реальности в корпоративные программы обучения и развития персонала. Результаты исследования предоставляют практикам в области управления инновационные инструменты, способствующие улучшению профессиональных навыков, принятию эффективных управленческих решений и развитию лидерских качеств. Это имеет прямое применение в бизнес-среде, создавая возможности для компаний повысить эффективность обучения персонала, а также развивать и укреплять лидерский потенциал своих менеджеров через инновационные технологии виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (УК) проникает в различные сферы человеческой жизни, и одним из интересных направлений ее применения становится психологическая подготовка менеджеров. Эта инновационная технология не только предоставляет эффективные инструменты для тренировки управленческих навыков, но также создает уникальные сценарии для развития лидерских качеств (табл. 1) [2, с. 149-150].

Таблица 1

Вариации уникальных сценариев при использовании УК-технологий

Наименование Описание

Эмуляция реальных ситуаций УК позволяет создать виртуальные среды, точно эмулирующие реальные рабочие ситуации. Менеджеры могут погрузиться в виртуальное пространство, где они сталкиваются с типичными вызовами и проблемами, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Это позволяет развивать навыки принятия решений, эмоционального интеллекта и коммуникации [3, с. 270-2271]

Тренировка командного взаимодействия УК также предоставляет возможность тренировать менеджеров в условиях совместной работы и командного взаимодействия. Они могут взаимодействовать с виртуальными коллегами, решать задачи в команде и развивать навыки построения эффективных отношений в коллективе [4, с. 123-124]

Преодоление страхов и неуверенности Менеджерам часто приходится сталкиваться с ситуациями, вызывающими стресс и неуверенность. УК предоставляет безопасную среду для преодоления таких эмоциональных вызовов. Путем многократной тренировки виртуальные сценарии помогают менеджерам разработать стратегии управления стрессом и уверенности в принятии решений [7]

Индивидуальная адаптация Одно из преимуществ УК - возможность индивидуальной адаптации тренировок. Системы могут анализировать реакции менеджера и подстраивать сценарии под его уровень навыков и потребности. Это позволяет эффективно сосредотачиваться на уникальных аспектах развития каждого менеджера [6]

Эффективность и экономия времени Использование УК в психологической подготовке менеджеров обеспечивает эффективные результаты и экономит время. Вместо традиционных методов обучения, которые могут потребовать длительных сессий, УК позволяет обучаться в более короткие сроки, при этом достигая более высокой степени погружения [8, с. 60-61].

Задачи статьи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

1. Проанализировать опыт использования виртуальной реальности в корпоративном обучении и развитии менеджеров.

2. Исследовать влияние УК-технологий на формирование ключевых компетенций управленческого персонала.

3. Рассмотреть преимущества и недостатки применения УК в психологической подготовке менеджеров.

4. Предоставить обоснованные рекомендации по интеграции виртуальной реальности в сферу обучения менеджеров с целью оптимизации их профессионального роста.

При написании данной статьи использовались следующие методы:

1. Литературный обзор: произведен анализ научных статей, книг исследований и публикаций, посвященных применению УК-технологий в обучении и психологической подготовке.

2. Сравнительный анализ: исследование различных точек зрения и подходов по использованию УК-технологий в психологии, включая сопоставление теорий, методов исследования, а также выводы различных авторов.

3. Анализ статистических данных: использованы методы статистического анализа для подтверждения или опровержения гипотез и выводов.

4. Структурирование: четкое оформление статьи с введением, последовательными разделами по ключевым аспектам, выводами и заключением для логического и понятного представления информации.

Эти методы в совокупности обеспечивают полноценное исследование применения УК-технологий при психологической подготовке менеджеров, делая ее информативной и содержательной.

Научная новизна проявляется в данной статье в осмысленном сочетании виртуальной реальности и психологической подготовки в контексте менеджмента. Исследование уникальных аспектов, таких как воздействие УК на лидерские навыки и принятие решений, а также разработка специфических сценариев для обучения менеджеров, отличают данную работу.

Теоретическая значимость состоит в том, что статья вносит вклад в расширение научного понимания взаимодействия между виртуальной реальностью и процессами психологической подготовки в области менеджмента. Работа предоставляет теоретический фреймворк для понимания эффективности УК-техно-

Существуют разные точки зрения и подходы к использованию данных технологий при психологической подготовке менеджеров:

1. Точка зрения психологов: с психологической точки зрения, использование УК в подготовке менеджеров может быть эффективным инструментом для анализа и управления стрессом, развития эмоционального интеллекта и повышения коммуникативных навыков. Психологи считают, что виртуальная среда создает уникальные возможности для исследования реакций личности на различные сценарии, что, в свою очередь, помогает индивидуализировать тренировочные программы [9, с. 55-56].

2. Технологическая точка зрения: УК предоставляет возможность создания высококачественных и интерактивных тренировочных сценариев. Это включает в себя эмуляцию реальных бизнес-ситуаций, обеспечивая менеджерам практические навыки в контролируемой среде. Технологи считают, что УК не только эффективно обучает, но и оптимизирует процесс обучения, сокращая время и затраты.

3. Этическая точка зрения: некоторые обеспокоены возможным нарушением приватности и безопасности данных в виртуальных средах. Важно обеспечить строгие стандарты безопасности и конфиденциальности, чтобы предотвратить потенциальные риски для участников обучения [10, с. 86].

4. Эффективность в бизнесе: применение УК в психологической подготовке менеджеров считается эффективным инвестиционным решением. Компании видят в этом методе не только средство для развития навыков руководства, но и инструмент для увеличения производительности и сокращения затрат на обучение.

В целом применение УК-технологий в психологической подготовке менеджеров представляет собой многоаспектный подход, интегрируя психологические, технологические, этические и бизнес-аспекты для обеспечения эффективного и целенаправленного обучения.

Поскольку количество вариантов использования виртуальной реальности растет с каждым днем, увеличивается и объем рынка этой технологии. Самый высокий спрос на виртуальную реальность в настоящее время исходит от отраслей креативной экономики, в частности игр, развлечений, розничной торговли и живых мероприятий. Кроме того, виртуальная реальность нашла более широкое применение в различных отраслях, таких как здравоохранение, образование, вооруженные силы и недвижимость (рис. 1) [11, с. 391-397].

Рис. 1. Уровень использования VR-технологий зарубежными компаниями в2023 г

По статистическим данным можно сделать вывод о том, что все большее количество компаний внедряют в свой производственный процесс данную технологию.

Библиографический список

Внедрение виртуальной реальности в психологическую подготовку менеджеров представляет собой инновационный и многогранный подход, объединяя различные точки зрения и аспекты:

1. Эффективность и точность: VR обеспечивает точную эмуляцию реальных сценариев, что делает тренировку менеджеров более эффективной и реалистичной. Это позволяет развивать навыки управления, коммуникации и принятия решений в условиях, максимально приближенных к реальным [12].

2. Индивидуализация и технологический прогресс: возможность индивидуализации обучения и использование передовых технологий поддерживают эффективность процесса. VR не только сокращает время обучения, но и обеспечивает доступ к высококачественным обучающим сценариям [13, с. 149-150].

3. Этические вопросы и безопасность: важно уделить внимание этическим вопросам, таким как приватность данных и безопасность участников обучения. Развитие строгих стандартов безопасности является ключевым аспектом успешной реализации VR-подхода [14, с. 110-111].

4. Перспективы развития: с постоянным развитием технологий, ожидается, что VR-технологии будут продолжать играть ключевую роль в психологической подготовке менеджеров. Перспективы развития данной методики связаны с усовершенствованием виртуальных сред и их доступностью.

В целом применение VR-технологий в подготовке менеджеров представляет собой перспективное направление, объединяющее психологию, технологии и бизнес-цели для создания эффективных и инновационных методов обучения.

1. Бондарева Г.А. Иммерсивные технологии в современном высшем профессиональном образовании. Современный ученый. 2023; № 4: 230-235.

2. ВиловатыхА.В.Манипулированиесоциальным поведениемвусловияхцифровой среды. Дискурс-Пи. 2020; Т. 17, № 2 (39): 149-164.

3. Гвоздева А.А. Влияние обучающих VR-программ на психологическую подготовку к экстремальным ситуациям. Личностные ресурсы антистарения. Москва: Общество сограниченной ответственностью«Русайнс»,2024: 269-281.

4. Исупова Т.Н. Психологические аспекты включения технологии дополненной реальности в образовательное пространство цифровой школы. Концепт. Научно-методи-ческийэлектронныйжурнал.2020;№ 10:122-131.

5. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании. Современное педагогическое образование. 2022; № 6: 17-22.

6. Лизунков В.Г. Внедрение основ нейропедагогики в систему подготовки трудовых ресурсов на основе образовательно производственного кластера в условиях устойчивого развития. РНФ. Москва: Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами, 2023.

7. Скоробогатова Т.Н., Бузанов К.Э. Психоэмоциональная подговка военнообязанных к экстремальным ситуациям средствами виртуальной реальности. Личностные ресурсы антистарения. Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2024.

8. Смолин А.А., Туликов Н.А. Эффективность использования технологий виртуальной реальности в методиках лечения дентофобии для облегчения психофизиологического состояния пациентов стоматолога. Культура и технологии. 2021; Т. 6, № 2: 55-63.

9. Соколова Т.Ю., Фазылзянова Г.И., Ефграфова Е.Е., Астапович Е.В. Виртуальная реальность как объект и инструмент познания: прикладные аспекты. Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2021; № 2 (30): 161-166.

10. Терещенко П.В., Бакаев М.А. Взаимодействие в человеко-компьютерных системах: учебное пособие. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021.

11. Харисова Н.М., Миндубаева Ф.А., Смирнова Л.М. Психофизиологические аспекты VR-технологий в образовании. Биология и интегративная медицина. 2021; № 6 (53): 391-397.

12. Чжао Ф. Особенности технологий виртуальной реальности VR в психологической подготовке менеджеров в Китае. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 76-4.

13. Чжао Ф. Применение технологии виртуальной реальности в обучении профессиональным способностям и психологической подготовке профессиональных менеджеров. Психология когнитивных процессов. 2022; № 11: 141-151.

14. ШкитроновМ.Е.Технологиявиртуальнойреальностив обучениисотрудников противопожарных служб. Педагогическое образование. 2023; Т. 4, № 7: 110-113.

References

1. BondarevaG.A.Immersivnye tehnologiivsovremennom vysshem professional'nom obrazovanii. Sovremennyjuchenyj. 2023; № 4: 230-235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vilovatyh A.V. Manipulirovanie social'nym povedeniem v usloviyah cifrovoj sredy. Diskurs-Pi. 2020; T. 17, № 2 (39): 149-164.

3. Gvozdeva A.A. Vliyanie obuchayuschih VR-programm na psihologicheskuyu podgotovku k 'ekstremal'nym situaciyam. Lichnostnyeresursy antistareniya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Rusajns", 2024: 269-281.

4. IsupovaT.N. Psihologicheskie aspekty vklyucheniya tehnologii dopolnennoj real'nosti v obrazovatel'noe prostranstvo cifrovoj shkoly. Koncept. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2020; № 10: 122-131.

5. Korneeva N.Yu., Uvarina N.V. Immersivnye tehnologii v sovremennom professional'nom obrazovanii. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2022; № 6: 17-22.

6. Lizunkov V.G. Vnedrenie osnov nejropedagogiki v sistemu podgotovki trudovyh resursov na osnove obrazovatel'no proizvodstvennogo klastera v usloviyah ustojchivogo razvitiya. RNF. Moskva: Provedenie fundamental'nyh nauchnyh issledovanij i poiskovyh nauchnyh issledovanij malymi otdel'nymi nauchnymi gruppami, 2023.

7. Skorobogatova T.N., Buzanov K.'E. Psiho'emocional'naya podgovka voennoobyazannyh k 'ekstremal'nym situaciyam sredstvami virtual'noj real'nosti. Lichnostnye resursy antistareniya. Moskva: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Rusajns", 2024.

8. Smolin A.A., Tulikov N.A. 'Effektivnost' ispol'zovaniya tehnologij virtual'noj real'nosti v metodikah lecheniya dentofobii dlya oblegcheniya psihofiziologicheskogo sostoyaniya pacientov stomatologa. Kul'tura i tehnologii. 2021; T. 6, № 2: 55-63.

9. Sokolova T.Yu., Fazylzyanova G.I., Efgrafova E.E., Astapovich E.V. Virtual'naya real'nost' kak ob'ekt i instrument poznaniya: prikladnye aspekty. 'Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. 2021; № 2 (30): 161-166.

10. Tereschenko P.V., Bakaev M.A. Vzaimodejstvie v cheloveko-komp'yuternyh sistemah: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2021.

11. Harisova N.M., Mindubaeva F.A., Smirnova L.M. Psihofiziologicheskie aspekty VR-tehnologij v obrazovanii. Biologiya i integrativnaya medicina. 2021; № 6 (53): 391-397.

12. Chzhao F. Osobennosti tehnologij virtual'noj real'nosti VR v psihologicheskoj podgotovke menedzherov v Kitae. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 76-4.

13. Chzhao F. Primenenie tehnologii virtual'noj real'nosti v obuchenii professional'nym sposobnostyam i psihologicheskoj podgotovke professional'nyh menedzherov. Psihologiya kognitivnyh processov. 2022; № 11: 141-151.

14. Shkitronov M.E. Tehnologiya virtual'noj real'nosti v obuchenii sotrudnikov protivopozharnyh sluzhb. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2023; T. 4, № 7: 110-113.

Статья поступила в редакцию 09.01.24

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladilavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov (Tshinval, South Ossetia), E-mail: azabesaeva64@mail.ru

THE MAIN ACTIVITIES AIMED AT ENSURING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. In the current socio-cultural situation, the quality of education is largely determined by the nature of space in which the pedagogical process is implemented. Therefore, the problem of psychological safety of the educational environment is currently becoming increasingly relevant. ^е article reveals the essence of the main activities of teachers aimed at ensuring

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.