УДК 616.89-008.444.9:376.37-053«465.00/. 07»
ББКЮ941.3-8+Ч457.091 ГСНТИ 14.23.01 Код ВАК 19.00.10; 13.00.03
Т. В. Лебедева T. V. Lebedeva Москва, Россия Moscow, Russia
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ ТРУДНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы своевременного выявления у детей дошкольного возраста речевых и языковых трудностей. Подчеркивается важность поиска новых психометрических инструментов исследования. Рассматриваются перспективы использования стандартизованных методов психологической диагностики в условиях современной образовательной практики. Приводятся результаты экспериментального исследования по апробации новой методики оценки развития русского языка (ОР-РЯ). Представлены данные сравнительного анализа показателей речевого и языкового развития в двух обследованных группах детей дошкольного возраста (5—6 лет): нормально развивающихся (111 человек) и детей с недостатками речевого и языкового развития (60 человек). Описываются диагностические возможности данного инструмента исследования в отношении клинической выборки детей с нарушениями языка и речи. Выявлены достоверно значимые различия в результатах выполнения отдельных субтестов методики оценки развития русского языка в двух обследованных группах детей. На основе апробации методики и полученных результатов делаются выводы в отношении выявленных значимых различий между двумя группами детей. Полученные данные могут быть использованы в решении задач дифференцированной коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT
OF SPEECH AND LANGUAGE DIFFICULTIES IN PRE SCHOOL CHILDREN
Abstract. The article substantiates the importance of the problem of timely identifying preschool children's speech and language difficulties. It highlights the importance of searching for new psychometric research tools of research. The author considers the prospects of using standardized methods of psychological diagnostics in modern educational practice and presents the results of an experimental study on the test of a new method for assessing the development of the Russian language. The article contains the results of comparative analysis of speech and language development parameters in two groups of preschool children (of 5-6 years of age): normally developing (111 people) and children with speech and language developmental disabilities (60). It describes the diagnostic capabilities of the instrument of research on the clinical sample of children with impaired language and speech. The article reveals reliably significant differences in the results of individual subtests according to the method of assessing the development of the Russian language in the two experimental groups of children. On the basis of testing the methods and results, the author comes to conclusions about the identified significant differences between the two groups of children. The results can be used in solving the problems of special help of various kinds to preschool children with impaired speech and language development.
Специальное образование. 2016. № 1
75
Ключевые слова: дети дошкольного возраста; нарушения речевого и языкового развития; психологическая диагностика; стандартизованная методика оценки развития русского языка; современная образовательная практика.
Сведения об авторе: Лебедева Татьяна Владимировна, соискатель кафедры специальной психологии факультета специальной и клинической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»; педагог-психолог.
Место работы: ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы».
Контактная информация: 125464, г.
E-mail: [email protected].
Key words: preschool children, speech and language development disorders, psychological diagnostics, standardized method of assessment of the Russian language development, modern educational practice.
About the author: Lebedeva Tat'yana Vladimirovna, Degree Applicant of Department of Special Psychology, Faculty of Special and Clinical Psychology, Moscow City Psychological-Pedagogical University; Pedagogue-psychologist.
Place of employment: City Psycho-Pedagogical Centre of Department of Education of Moscow.
Москва, Пятницкое шоссе, д.16, корп. 5.
Важной составляющей дошкольного периода детства является познавательно-речевое развитие ребенка. Одно из главных интегра-тивных качеств ребенка к концу дошкольного возраста — овладение средствами общения и взаимодействия с окружающими, развитие всех компонентов устной речи. В Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья обозначено, что язык и речевая практика, овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения, развитие устной и письменной коммуникации составляют одну из основных образовательных областей и содержательных линий обучения на каждой ступени образования [6].
Известно, что усвоение родного языка в его основных формах у ребенка протекает в первые пять-шесть лет жизни. Именно в дошко-
© Лебедева Т. В., 2016
льном возрасте происходит интенсивное практическое овладение языком, обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям, закладывается языковое поведение ребенка, развивается словарь и грамматический строй речи. Усвоение языка происходит чрезвычайно активно, усваивается морфологическая система родного языка, дети осваивают в основных чертах типы склонений и спряжений, овладевают сложными предложениями, соединительными союзами и суффиксами. В это же время идет непрерывное совершенствование в практическом употреблении детьми речи, что определяет развитие всех когнитивных процессов в целом [16].
В ситуации нормального развития детям в дошкольном возрасте удается естественным образом полноценно пройти дограмматиче-ский период усвоения языка и формирования связной устной речи. У детей с различными формами
76
Специальное образование. 2016. № 1
нарушений в развитии подобного не происходит. Далеко не все дети к началу школьного обучения своевременно и в полной мере овладевают родным языком и связной устной речью.
В настоящее время в нашей стране, как и во всем мире, отмечается устойчивое увеличение в обществе количества детей с недостатками в речевом и языковом развитии. Специалисты наблюдают общую тенденцию к снижению языковых способностей и речевых возможностей у детей разного возраста. Процессы формирования речевых навыков, сформированность лексико-грамматической стороны речи, развитие осознания элементов языка, смысловой стороны слова у многих дошкольников происходят с опозданием или оказываются в той или иной степени нарушенными [1; 2; 12; 15]. Известно, что недостатки в речевом и языковом развитии сопровождают большинство традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза.
В современной российской образовательной практике сочетаются сохраняющаяся система специального дифференцированного обучения детей с различными нарушениями в развитии с опытом интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [10; 11]. Все большую популярность приобретает идеология инклюзивного обучения, основной идеей которого является включение детей с разными стартовыми возможностями в единый образовательный процесс [5].
В то же время наблюдается утрата престижа специального образования у родителей детей с нарушениями в развитии, что часто приводит к их стихийной интеграции в пространство массовых учреждений [4; 11].
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях находится много детей с отклонениями в развитии различного характера и разной степени выраженности.
В этой ситуации возрастает значение проблемы дифференциальной диагностики. Специалисты отмечают необходимость преодоления имеющихся организационных и методических недостатков диагностической практики, а также решения многих вопросов, связанных с применением конкретных психометрических процедур [8].
Процесс обучения детей в любом возрасте осуществляется с обязательным учетом возможностей и способностей ребенка. Подобный учет необходимо осуществлять индивидуально, по отношению к каждому ребенку, так как это позволяет наметить специфические приемы и методы педагогического воздействия. Также крайне важно вести такой учет по отношению ко всем детям, поскольку от этого зависит содержание обучения.
Многочисленные тестовые замеры педагогического характера, широко распространенные в современной отечественной образовательной практике, позволяют оценить достижения детей, но не дают
Специальное образование. 2016. № 1
77
информации о природе и причинах разницы в высоких или низких результатах.
Очевидным является тот факт, что наиболее объективные данные о возможностях и способностях ребенка можно получить с помощью психологической диагностики [13]. Именно психологическое исследование, психологические методики позволяют установить природу и специфические особенности интеллектуальной и речевой недостаточности, нарушений внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки и других недостатков в развитии детей.
В соответствии с задачами нашего исследования был предпринят анализ психодиагностических методов, используемых для изучения речевого и языкового развития у детей дошкольного возраста.
Проведенный анализ позволил установить, что в рамках отечественных традиций специальной психологии и педагогики языковую компетентность ребенка оценивают через определение уровня развития средств общения [2].
Изучение уровня сформирован-ности языковых средств (средств общения) включает обследование экспрессивной (собственной активной речи ребенка) и импрессивной (понимание речи других людей) речи. При обследовании экспрессивной речи изучается состояние связной самостоятельной речи, особенности словарного запаса, грамматического строя речи, слоговой структуры слов и звукопро-
изношения. Обследование импрес-сивной речи направлено на изучение особенностей понимания ребенком слов, грамматических конструкций и предложений [2; 14].
Для оценки речевого и языкового развития детей дошкольного возраста используются разнообразные приемы и методы преимущественно логопедического обследования, описание которых широко представлено в отечественной специальной литературе (Т. П. Бессонова, Л. С. Волкова, В. П. Глухов, О. Е. Грибова, О. Б. Ин-шакова, Л. В. Спирова, Т. Б. Фили-чева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, А. В. Ястребова и др.).
Несмотря на большое количество методов, применяемых при обследовании речевого и языкового развития детей, научно обоснованных и апробированных психометрических процедур явно недостаточно. Это касается и психологической диагностики детей дошкольного возраста на этапе «до чтения», когда своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь в овладении родным языком и навыками речевой грамотности может минимизировать будущие трудности чтения и письма в школе [3; 7; 10].
В настоящее время в отечественной специальной психологии остается актуальной проблема измерений. Многолетние традиции приоритета глубокого и всестороннего качественного анализа при изучении детей с нарушениями развития в нашей стране создают ситуацию, когда данные отдельных исследований практически несопоставимы.
78
Специальное образование. 2016. № 1
В России наблюдается дефицит использования стандартизованных методов психологической диагностики, предполагающих унифицированную процедуру проведения, стандартный диагностический материал, формализованную систему оценки результатов и возрастные нормы, полученные на статистически репрезентативной выборке [3; 7].
Практическая значимость поиска новых инструментов психологической оценки речеязыкового развития детей в дошкольном возрасте несомненна. Цель, стоящая перед дошкольным психологом, решающим повседневные практические задачи, заключается в первоначальном отграничении нормы от недостатков развития у детей. Наличие в арсенале диагностических методов таких, которые позволяют статистически достоверно выявить особенности речевого и языкового развития дошкольника, определить его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данного возраста, может стать основой любых дальнейших психодиагностических процедур.
С целью поиска новых инструментов психодиагностики, пригодных для массового использования в практике, в проведенном нами исследовании был апробирован новый методический комплект тестов для оценки уровня развития русского языка (методика ОРРЯ) у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.
Стандартизованный метод оценки уровня развития русского языка (ОРРЯ) разработан группой авто-
ров под руководством Е. Л. Григо-ренко (M. Babyonyshev, L. Hart, J. Reich, J. Kuznetsova, R. Rissman & E. Grigorenko, 2007). «Оценка развития русского языка» (Assessment of the Development of Russian) не является переводной методикой и непосредственно предназначена для изучения лексико-грамматиче-ских навыков у русскоговорящих детей в возрасте от 3 до 9 лет в варианте индивидуального предъявления [17; 18].
ОРРЯ состоит из семи субтестов, каждый из которых может быть использован как отдельная методика. В нашем исследовании использовались пять субтестов, соответственно изучаемому возрасту: «Пассивный словарь», «Лингвистические операторы», «Активный словарь», «Структура предложений», «Структура слов». Данная совокупность тестов позволяет определять границы пассивных и активных знаний дошкольника в таких областях, как синтаксис, лексика, морфология, фонология, а также сравнить активные и пассивные лингвистические возможности детей [9; 10].
Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 1358, 1703, 2305, 2380, 2412, 1538 и ГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения „Митино"» СЗОУО г. Москвы «сплошным» методом. В выборку вошел 171 русскоговорящий ребенок дошкольного возраста (5—6 лет) из семей, где русский язык является родным.
Специальное образование. 2016. № 1
79
На основе изучения анамнестических данных и сведений, содержащихся в заключениях ПМПК и медицинских картах, были выделены для сравнительного анализа две группы детей. Первую группу (111 человек) составили нормально развивающиеся дети, в отношении которых отсутствовала информация о наличии речевых и языковых трудностей. Вторая группа (60 человек) состояла из детей с недостатками в речевом развитии, отражающимися в различных логопедических диагнозах: общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), задержка речевого развития (ЗРР), дислалия и других.
Статистический анализ данных проводился при помощи специализированных программ SPSS и «Microsoft Excel», использовался корреляционный анализ по методу Пирсона и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
В таблице 1 представлены статистические результаты обследования детей.
В целом результаты исследования показали возможности и преимущества использования стандартизованных методов психологической диагностики для оценки уровня овладения детьми русским языком и выявления группы риска в отношении речевого и языкового недоразвития.
В процессе апробации методики нами были получены нормативные показатели по каждому субтесту: определялись средние значения в «сырых» баллах, вычислялись средние стандартизованные значения по каждому ребенку и по двум исследуемым группам детей.
В нашем исследовании обнаружены значимые различия в развитии устного русского языка между нормально развивающимися детьми и детьми с речевыми и языковыми нарушениями.
В таблице 2 приведены результаты выполнения субтестов по двум группам детей.
Параметры изучения Группа детей без нарушений языка и речи Группа детей с нарушениями языка и речи Вся выборка
M SD M SD M SD
Возраст (месяцы) 65,2 6,3 66,6 6,6 65,7 6,4
Мальчики, % 41 53 46
Размер выборки 111 60 171
M — среднее значение; SD — стандартное отклонение
Таблица 1
Данные о размере выборки, распределении дошкольников по полу и возрасту
80
Специальное образование. 2016. № 1
Таблица 2
Результаты обследования детей, полученные с помощью методики ОРРЯ
Параметры обследования Группа детей без нарушений языка и речи Группа детей с нарушениями языка и речи
М БВ М БВ
Пассивный словарь 0,2 0,79 -0,45 1,18
Лингвистические операторы -0,002 1,04 0,004 0,92
Активный словарь 0,2 0,95 -0,38 0,98
Структура предложений 0,17 0,96 -0,31 1,01
Структура слов 0,31 0,88 -0,57 1,17
М — среднее значение; БВ — стандартное отклонение
Достоверно значимые результаты различий между двумя группами (р < 0,05) были получены при выполнении следующих субтестов: «Пассивный словарь» (ПС), «Активный словарь» (АС), «Структура предложений» (СП), «Структура слов» (СС). В группе детей с нарушениями языка и речи обнаружены более низкие результаты по четырем субтестам (кроме ЛО) по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками (см. таблицу 2).
Результаты, полученные с помощью методики «Лингвистические операторы», в обеих изучаемых группах показали, что данный субтест в этой возрастной группе не обнаруживает достоверно значимых различий. Выполнение этого субтеста вызывало у детей данного возраста существенные трудности. Тем не менее имеются неопубликованные экспериментальные данные по его использованию в младшем школьном возрасте, где значимые различия между аналогичными группами выявляются.
Возможность вычисления стандартизованных значений по результатам каждого ребенка и средних стандартизованных показателей по результатам группы детей позволяет сравнивать между собой результаты выполнения отдельных субтестов.
В нашем исследовании наибольшая разница между результатами двух групп обнаружилась при выполнении детьми заданий из методик «Пассивный словарь» и «Структура слов». В группе дошкольников без нарушений языка и речи эти показатели самые высокие (0,2 и 0,31,соответственно методикам), у детей с речевыми нарушениями — самые низкие (0,45 и 0,57 соответственно методикам).
Основными выводами нашего исследования можно считать следующие положения. В условиях современной образовательной практики актуальной остается задача квалифицированной психологической диагностики. Следует использовать методы тестового характера с широким возрастным диапазоном
Специальное образование. 2016. № 1
81
применения в связи с необходимостью производить замеры конкретных проявлений психического развития с целью дальнейшей дифференциальной диагностики. Методика оценки развития русского языка (ОРРЯ) может быть использована для первичной скрининговой психологической диагностики детей с нарушениями языкового и речевого развития. Данная методика позволяет установить статистически значимые различия по основным лексико-грамматическим показателям между группами нормально развивающихся детей и детей с речевыми и языковыми недостатками. Использование современных стандартизованных методов психологического обследования пр е-доставляет исследователям и практикам материал для объективной количественной оценки и последующего сравнения результатов, а также для всестороннего качественного анализа.
Литература
1. Арушанова, А. Г. Проблемы речевого развития старших дошкольников / А. Г. Арушанова // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений. — М. : Школьная книга, 2004. — (Сер.: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве).
2. Волковская, Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи : учеб.-метод. пособие / Т. Н. Волковская. — М. : Национальный книжный центр, 2011.
3. Григоренко, Е. Л. Чтение о чтении / Е. Л. Григоренко. — Воронеж : АИСТ, 2012.
4. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития : (курс лекций) / С. Д. Забрам-ная, И. Ю. Левченко. — М. : В. Сека-чев, 2007.
5. Инклюзивное образование. — М. : Школьная книга, 2010. — Вып. 1.
6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Мало-феев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. Л. Гончарова. — М. : Просвещение, 2013. — (Стандарты второго поколения).
7. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. — СПб. : ИД «МиМ», 1997.
8. Коробейников, И. А. О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / И. А. Коробейников // Дефектология. — 2012.
9. Васильева, Т. В. Формирование лексики младших школьников с рино-лалией : дис. ... канд. пед. наук / Васильева Т. В. — Екатеринбург, 1998.
10. Лебедева, Т. В. Возможности использования стандартизированных методов психологической оценки развития русского языка у детей дошкольного возраста / Т. В. Лебедева // Коррек-ционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2 (60).
11. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева / под науч. ред. И. Ю. Левченко. — М. : Национальный книжный центр, 2013.
12. Локалова, Н. П. Когнитивное развитие — психологическая основа обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой / Н. П. Локалова // Психология и современное российское образование : материалы 4-го Всерос. съезда психологов образования России. — М., 2008.
82
Специальное образование. 2016. № 1
13. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М. : Педагогика, 1989.
14. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М. : АРКТИ, 2010.
15. Парамонова, Л. Г. Ключ к решению проблемы — в ее профилактике / Л. Г. Парамонова // Ребенок с дислексией в реалиях XXI века : материалы 6-й Междунар. конф. (21—22 мая 2013 г.). — М. : Российская ассоциация дислексии, 2013.
16. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: проблемы психологии речи и психолингвистики / Т. Н. Ушакова. — М. : Ин-т психологии РАН, 2011.
17. Babyonyshev, M. Оценка Развития Русского Языка (Assessment of the Development of Russian LANGUAGE) / M. Babyonyshev, L. Hart, J. Reich, J. Kuznetsova, J. R. Rissman & Е. Grigorenko. — Unpublished assessment. — 2007.
18. Kornilov, S. A. Morphology and development language disorders: New tools for Russian / S. A. Kornilov, N. V. Rakh-lin, E. L. Grigorenko // Psychology in Russia: State of the art Moscow. — Russian Psychological Society. — 2012.
References
1. Arushanova, A. G. Problemy reche-vogo razvitiya starshikh doshkol'nikov / A. G. Arushanova // Problemy i perspek-tivy razvitiya doshkol'nykh obrazovatel'-nykh uchrezhdeniy. — M. : Shkol'naya kniga, 2004. — (Ser.: Instruktivno-meto-dicheskoe obespechenie soderzhaniya obrazovaniya v Moskve).
2. Volkovskaya, T. N. Organizatsionno-metodicheskie osnovy psikhologicheskoy pomoshchi litsam s nedostatkami rechi : ucheb.-metod. posobie / T. N. Volkov-skaya. — M. : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2011.
3. Grigorenko, E. L. Chtenie o chtenii / E. L. Grigorenko. — Voronezh : AIST, 2012.
4. Zabramnaya, S. D. Psikhologo-peda-gogicheskaya diagnostika narusheniy raz-vitiya : (kurs lektsiy) / S. D. Zabramnaya, I. Yu. Levchenko. — M. : V. Sekachev, 2007.
5. Inklyuzivnoe obrazovanie. — M. : Shkol'naya kniga, 2010. — Vyp. 1.
6. Kontseptsiya Spetsial'nogo Federal'-nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / N. N. Ma-lofeev, O. I. Kukushkina, O. S. Nikol'-skaya, E. L. Goncharova. — M. : Prosve-shchenie, 2013. — (Standarty vtorogo pokoleniya).
7. Kornev, A. N. Narusheniya chteniya i pis'ma u detey : ucheb.-metod. posobie / A. N. Kornev. — SPb. : ID «MM», 1997.
8. Korobeynikov, I. A. O sootnoshenii i roli organicheskikh i sotsial'nykh fak-torov v formirovanii diagnoza «legkaya umstvennaya otstalost'» / I. A. Korobey-nikov // Defektologiya. — 2012.
9. Vasil'eva, T. V. Formirovanie leksiki mladshikh shkol'nikov s rinolaliey : dis. ... kand. ped. nauk / Vasil'eva T. V. — Ekaterinburg, 1998.
10. Lebedeva, T. V. Vozmozhnosti is-pol'zovaniya standartizirovannykh me-todov psikhologicheskoy otsenki razvitiya russkogo yazyka u detey doshkol'nogo vozrasta / T. V. Lebedeva // Korrektsion-naya pedagogika: teoriya i praktika. — 2014. — № 2 (60).
11. Levchenko, I. Yu. Psikhologiche-skoe izuchenie detey s narusheniyami razvitiya / I. Yu. Levchenko, N. A. Kise-leva / pod nauch. red. I. Yu. Levchenko. — M. : Natsional'nyy knizhnyy tsentr, 2013.
12. Lokalova, N. P. Kognitivnoe razvitie — psikhologicheskaya osnova obespeche-niya preemstvennosti mezhdu detskim sadom i nachal'noy shkoloy / N. P. Loka-lova // Psikhologiya i sovremennoe ros-
Специальное образование. 2016. № 1
83
siyskoe obrazovanie : materialy 4-go Vse-ros. s"ezda psikhologov obrazovaniya Rossii. — M., 2008.
13. Lubovskiy, V. I. Psikhologicheskie problemy diagnostiki anomal'nogo razvi-tiya detey / V. I. Lubovskiy. — M. : Pedagogika, 1989.
14. Metody obsledovaniya rechi detey : po-sobie po diagnostike rechevykh narusheniy / pod obshch. red. prof. G. V. Chirkinoy. — 4-e izd., dop. — M. : ARKTI, 2010.
15. Paramonova, L. G. Klyuch k resheniyu problemy — v ee profilaktike / L. G. Para-monova // Rebenok s disleksiey v realiyakh KhKhl veka : materialy 6-y Mezhdunar. konf. (21—22 maya 2013 g.). — M. : Rossiyskaya assotsiatsiya disleksii, 2013.
16. Ushakova, T. N. Rozhdenie slova: problemy psikhologii rechi i psikholin-gvistiki / T. N. Ushakova. — M. : In-t psikhologii RAN, 2011.
17. Babyonyshev, M. Otsenka Razvitiya Russkogo Yazyka (Assessment of the Development of Russian LANGUAGE) / M. Babyonyshev, L. Hart, J. Reich, J. Ku-znetsova, J. R. Rissman & E. Grigoren-ko. — Unpublished assessment. — 2007.
18. Kornilov, S. A. Morphology and development language disorders: New tools for Russian / S. A. Kornilov, N. V. Rakh-lin, E. L. Grigorenko // Psychology in Russia: State of the art Moscow. — Russian Psychological Society. — 2012.
84
Спецна^bное 06pa30BaHne. 2016. № 1