Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 80-89
УДК 37.01
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Фадеев В. И.
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым
E-mail: [email protected]
В работе выявлены особенности деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым» по развитию высокомотивированных и одаренных детей и подростков. Также рассмотрена специфика взаимодействия МБОУ «ЕУВК Интеграл» и Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», направленного на развитие одаренности детей и подростков».
Ключевые слова: одаренность, дети, взаимодействие, общеобразовательная организация, организация высшего образования.
ВВЕДЕНИЕ.
Воспитание и развитие способных и одаренных учащихся является одной из приоритетных областей развития педагогики, ведь общество нуждается в творческих, деятельных, интеллектуально развитых гражданах. Проблеме одаренности посвящено немало научных трудов, наработан увесистый теоретический багаж, но актуальным остается вопрос поиска действенной модели психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся.
Изучением различных аспектов проблемы одаренности в разные времена занимались Антонова А., Бабаева Ю., Богоявленская Д., Гальтон Ф., Гильбух Ю., Гончаренко С., Костюк Г., Кульчицкая А., Лейтес Н., Матюшкин А., Рензулли Дж., Стернберг С., Теплов Б., Торранс Е. и др.
Цель нашей статьи - рассмотреть модель реализации сопровождения одаренных детей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым».
80
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
Анализ научных исследований свидетельствует, что сейчас не существует единого мнения относительно определения понятия «одаренность». Его толкуют как совокупность внутренних задатков и предпосылок, то есть как дар, или же как свойство личности, которое развивается в течение жизни благодаря внешним факторам (обучению, воспитанию, социальному окружению) и собственной активности личности. Распространение в мире получили теоретические концептуальные модели одаренности Гилфорда Дж., Говарда Дж., Лейтеса Н., Матюшкина А., Моляко В., Рензулли Дж., Теплова Б. и других. Сейчас одаренность рассматривают как социокультурную задачу развития любого ребенка (Богоявленская Д., Богоявленская Н.), как системное социально-психологическое качество личности (Лушин П.), как системно-стратегическое свойство личности (Моляко В.), как субъектно-ценностную характеристику сознания личности (Музыка А.), как индивидуальное потенциальное своеобразие наследственных, социальных и личностных предпосылок для развития способностей личности (Антонова А.). Все чаще специалисты изучают процессы развития, поддержки и сопровождения одаренности как образовательного проекта становления субъектно-личностной позиции ребенка на основе индивидуального пути развития, субъект -субъектных взаимоотношений и уважения к личности.
В результате анализа теоретических подходов к изучению природы и роли одаренности в структуре личности были намечены три подхода основных периодов определение концепций одаренности. Первый подход охарактеризован как подход создания однофакторных моделей одаренности, где главным или базовым фактором (фактором) считался интеллект или способности. Причем способности (гениальность) рассматривались как результат действия в первую очередь наследственных факторов. Было определено, что способности бывают общими и специальными (Бине А., Гальтон Ф., Торренс Е.) [1, 3, 5, 7]. Второй подход обозначили как подход к созданию многофакторных моделей одаренности, где многофакторные концепции опирались на сочетание внешних факторов - макро- и микрофакторов - и внутренних, таких как интеллектуальные способности, креативность, мотивация, Я-концепция (Гилфорд Дж., Рензулли Дж., Танненбаум А., Хеллер К.) [2, 4, 6]. Третий подход определяется тем, что одаренность рассматривается не как постоянная, а как динамическая характеристика (Бабаева Ю., Лушин П., Савенков С. и другие), он обозначается созданием целостных, системных концепций (Богоявленская Д., Дружинин В., Костюк Г., Кульчицкая А., Лейтес Н., Матюшкин А., Моляко В., Моргун В., Музыка А., Семенова Г., Теплов Б., Холодная Н., Шадриков В., Шумакова Н., Щебланова А., Юркевич В.). Следовательно, обобщенное определение одаренности - это комплексное индивидуально-психологическое явление социального контекста, содержащее элементы наследственности, определенную совокупность задатков и различных видов способностей, свойства темперамента, проявляющиеся через интериоризацию под влиянием внешних факторов (обучения, воспитания, сопровождения) в творческом подходе к решению большинства задач, особым видом мотивации, активной жизненной позицией и тому подобное, которые могут
81
развиваться и проявляться на протяжении всей жизни человека. Уточнено, что одаренность в классическом понимании может проявляться в разной степени «концентрации» способностей, таланта и их проявления, ведь высшими уровнями проявления одаренности считаются талант (как система качеств, которые помогают человеку достичь значительных успехов в оригинальном исполнении определенной деятельности) и гениальность (как свидетельство о сверхоригинальности, новых социально-значимых достижениях, благодаря которым возможна экономическая, техническая, социальная, политическая перестройка общества) (Кульчицкая А.) [8,
9].
Основная цель новых образовательных стандартов - развитие личности и компетентностный подход. Новый стандарт ориентирован на формирование универсальных действий - совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи с этим актуальным становится вопрос о развитии интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей, важным условием для этого является создание механизма выявления и развития одаренных детей.
Президентом Российской Федерации Путиным В. В. поставлена задача создания общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
В Крымском федеральном округе прослеживаются три основных подхода к работе с одаренными детьми:
- эксклюзивное образование одаренных детей, когда отдельное внимание уделяется созданию сети учреждений, работающих с одаренными детьми: президентских лицеев, школ-интернатов и школ на базе научно-исследовательских центров, ресурсных центров. Так, в Республике Крым функционируют 3 интернатных учебных заведения для одаренных детей: Республиканское учебное заведение «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым», Керченский учебно -воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств и Крымский республиканский интернат-лицей с усиленной военно-физической подготовкой.
- инклюзивное образование одаренных детей в условиях образовательной организации, когда приоритетом является не выявление одаренности узкой группы, а создание условий для развития талантов у всех детей и молодежи.
- многоуровневая и многофункциональная образовательная среда для развития одаренных детей - ведущее направление в Крыму. Здесь работа с одаренными детьми ведется через Малую академию наук учащейся молодежи Республики Крым, ее структура составляет 13 научных отделений, в составе которых действует 72 секции. В целом научно-исследовательской деятельностью в Малой академии наук занимаются более 6 тыс. школьников.
Активное участие в развитии одаренных детей принимает сеть образовательных учреждений дополнительного образования Республики Крым, которая насчитывает 165 учреждений, в том числе:
82
- 7 республиканских учреждений дополнительного образования (в подчинении субъекта), в которых обучается 12,1 тыс. детей;
- 46 муниципальных учреждений дополнительного образования, в которых воспитывается 37,1 тыс. детей;
- 77 детских подростковых клубов по месту жительства (62 - муниципальные, 15 - общественные организации), которые систематически посещает 6,3 тыс. детей и подростков;
- 17 детско-юношеских спортивных школ;
- 18 частных учреждений, в которых обучается 2,2 тыс. детей.
В целом, дополнительным образованием в республике охвачено 99,0 тыс. детей, что составляет 55 % от общего количества детей школьного возраста.
Особое место в Республике Крым по выявлению и развитию высокомотивированных и одаренных детей занимает город Евпатория, что обусловлено следующими факторами:
- созданием обеспечивающей инфраструктуры курортно-туристического кластера «Детский отдых» в г. Евпатории, согласно Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
- открытием Центра кластерного развития, Интеллектуального центра, Технопарка, Индустриального парка, Центр трансфера технологий и компетенций в г. Евпатории;
- успешным функционированием Координационного совета по работе с одаренными детьми с 2001 года;
- реализацией «Программы работы с одаренными детьми на период 2011 - 2015 годы в г. Евпатории»;
- созданием условий для творческого, интеллектуального, духовного и физического развития детей, выявления и поддержки талантливых и одаренных детей, организации содержательного досуга, совершенствования воспитательной работы и перестройки системы внешкольного образования. Ежегодно проводятся конкурс детского творчества «Крым в сердце моем», фестиваль «Весенняя капель», чествование одаренных детей и молодежи, городской конкурс чтецов, игры «Что? Где? Когда?», брейн-ринги, Ассамблея одаренных детей, международный конкурс молодежной фотографии «Е-фото» и др.
- проведение профильных смен на базе Крымского республиканского детского оздоровительного учреждения «Сокол» (г. Евпатория). Каждая смена имеет свое название и свою направленность: историко-краеведческая, химико-биологическая, филологическая, физико-математическая, туристско-краеведческая, экологическая.
В Республике Крым широко используются прошедшие проверку временем формы работы с одаренными детьми: осуществляют свою деятельность гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Именно такой школой является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым», которое объединяет общеобразовательную
83
школу, специализированную физико-математическую школу и дошкольное образовательное учреждение.
Евпаторийская средняя школа № 6 была введена в эксплуатацию в 1976 году. В 1986 году она получила статус физико-математической школы. Решением городского совета в 2003 году школа была реорганизована в учебно-воспитательный комплекс. В 2009 году комплекс был переименован в Евпаторийский учебно-воспитательный комплекс «Интеграл» Евпаторийского городского совета Автономной Республики Крым. В декабре 2014 года учредительные документы школы приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, и ее наименование изменено на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым».
Учебно-воспитательный процесс осуществляют 106 педагогов: 21 из них работает в дошкольном подразделении, 57 педагогов школы имеют высшую категорию, 18 учителей-методистов, 25 старших учителей, 2 Заслуженных учителя Украины, 5 Заслуженных учителей Республики Крым, 3 Заслуженных работника образования Республики Крым.
В настоящее время в школе функционирует 49 классов, в которых обучается 1284 учащихся, воспитанников дошкольного подразделения - 298. Группы детского сада и классы начальной школы функционируют в режиме полного дня с единым учебно-воспитательным процессом.
Организовано профильное обучение учащихся старших классов и допрофильная подготовка учащихся 8 - 9 классов с углубленным изучением математики и физики.
В школе реализуются авторские программы по реализации индивидуальных образовательных потребностей высокомотивированных и одаренных учащихся по физико-математическому, филологическому и историческому направлениям:
Математика («Логические тропинки математики» для 6-9 классов, руководитель - учитель математики Грицай И., «Юный математик», руководитель -учитель математики Малахов А., «Школа олимпийского резерва», руководитель -учитель математики Нагель И.);
Физика («Занимательная физика», руководитель - учитель физики Нехорошева А., «Физика в задачах», руководитель - учитель физики Романова Н.);
Биология («Организация исследовательской деятельности», руководитель -учитель биологии Кальченко И.);
Филология («Живое слово», руководитель - учитель русского языка Васильева С., «Школьный пресс-центр»», руководитель - учитель Ткаченко Е.);
История («Служить Отечеству готов!» и группа «Поиск», руководитель -учитель обществознания Семикозов В.).
Ведется работа по организации системы дополнительного образования детей совместно с Главным испытательным космическим центром имени Титова Г.С. Воздушно-космических сил.
С 2007 года ЕУВК «Интеграл» удерживает первенство в городе по количеству победителей и призеров предметных олимпиад. В 2014 - 2015 учебном году
84
призерами и победителями муниципального этапа стали 158 обучающихся школы (12 % от общего количества.) Школа показала один из самых высоких результатов и в Республиканском этапе Всероссийских предметных олимпиад - 25 призеров и победителей.
ЕУВК «Интеграл» является сертифицированным филиалом Малой академии наук «Искатель». На базе школы проводятся сессии МАН по математическому, гуманитарному отделениям, отделению языкознания и отделению истории. Девятый год подряд школа занимает первое место среди общеобразовательных учебных заведений г. Евпатории по количеству победителей конкурса - защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН. По итогам 2014 - 2015 учебного года 15 обучающихся стали призерами муниципального этапа конкурса, 6 -доказали свою научную состоятельность на Республиканском этапе. Звание действительных членов Малой академии наук в настоящее время имеют 14 обучающихся, звание кандидатов в действительные члены - 15 обучающихся.
ЕУВК «Интеграл» успешно интегрируется в образовательное пространство Российской Федерации. В настоящее время школа определена как ресурсный центр. Согласно рейтингу Московского центра непрерывного математического образования она вошла в ТОП-500 как одна из лучших общеобразовательных школ России.
Совместно с Евпаторийским институтом социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» реализуется психологическая модель взаимодействия учреждений общего и высшего образования, направленная на развитие одаренности детей и подростков [4].
Рис. 1. Психологическая модель взаимодействия МБОУ «ЕУВК Интеграл» и Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», направленная на развитие одаренности детей и подростков
85
Психологическими условиями взаимодействия являются:
- учет индивидуальных особенностей обучающихся;
- создание развивающей образовательной среды;
- готовность к социальному партнерству.
Цель психологического сопровождения - содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачами психологического сопровождения являются:
- совместно с другими специалистами учреждения образования - определение критериев одаренности детей, выявление школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
- содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
- развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
- содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
- содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Основными задачами взаимодействия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым» и Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» являются:
1. создание инновационной среды, позволяющей эффективно реализовывать индивидуальные образовательные запросы обучающихся и направленной на выявление, развитие, поддержку и успешную социализацию высокомотивированных и одаренных детей;
2. максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного и индивидуального обучения их в области естественных, физико-математических и гуманитарных наук, совершенствования традиционных и внедрения современных педагогических технологий;
3. создание городской экспериментальной площадки для организации психолого-педагогических исследований одаренных и высокомотивированных детей, включающей психолого-педагогический мониторинг с последующей реализацией индивидуальных образовательных маршрутов данных детей;
4. научно-методическое сопровождение разработки авторских образовательных программ с обязательным наличием здоровьесберегающего компонента по развитию высокомотивированных и одаренных детей, в том числе средствами сетевого взаимодействия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также формирования банка лучших авторских образовательных программ;
86
5. оказание помощи руководителям, педагогам и психологам, работающим с одаренными детьми, в виде семинаров, методических и лекционных занятий, а также, при необходимости, - повышения квалификации и профессиональной переподготовки, с учетом введения профессионального стандарта «Педагог».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Система работы с одаренными детьми, которая внедряется в течение нескольких лет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс "Интеграл" города Евпатории Республики Крым», дает результаты не только в виде участия учащихся в конкурсах, акциях, олимпиадах, исследовательской деятельности, - это прежде всего начало пути выпускников в будущее. Ведь путь, который проходят дети от первоклассника до выпускника (абитуриента), оказывает влияние на выбор профессии, жизненного пути, самореализацию учащихся. Совместное создание педагогических и психологических условий для обнаружения и развития интеллектуальной и креативной сфер ученической деятельности, позволят эффективнее обеспечивать самоопределение творческой личности в будущей профессии.
Список литературы
1. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Современные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997. - С. 275 - 295.
2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс]: Вопросы образования / Д. Б. Богоявленская. - 2004. - № 2. - 46-68 с. - С. 48. - Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru/vo/msg/19127250.html/.
3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - М.: Изд. цент «Академия», 2001. - 320 с.
4. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми / сост. Башева Е. И. [и др.]. Красноярск : ККИПКППРО, 2011. - 24 с.
5. Одаренные дети : [пер. с англ. / общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; предисл. В. М. Слуцкого]. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
6. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / [Н. Б. Шумакова [и др.]; под ред. Н. Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006. - 240 с.
7. Психология одаренности детей и подростков : учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / [Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; под ред. Н. С. Лейтеса]. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Академия, 2000. - 336 с.
8. Савенков А. И. Психология детской одаренности. (Учебник XXI века) / А. И. Савенков. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.: ил.
9. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. - М.; Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с
87
0adeee B. M.
UDC 37.01
A PSYCHOLOGICAL MODEL OF THE IMPLEMENTATION OF SUPPORT
FOR GIFTED CHILDREN
Fadyeyev V. I.
Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea
E-mail: [email protected]
The analysis of theoretical approaches to the study of the nature and role of endowments in the structure of personality were identified three main periods of definition of the concept of giftedness. The first approach is characterized as the approach of creating one-factor models of giftedness, where the main or underlying factor was considered as intelligence or ability. The second approach identified as an approach to the creation of a multifactor model of giftedness, where multi-factor concept was based on a combination of external factors - macro - and micro-factors and internal, such as intellectual ability, creativity, motivation, self-concept. The third approach is determined by the fact that endowments are not regarded as a constant but as a dynamic characteristic.
The main purpose of the new educational standards - individual development and competence-based approach. The new standard is focused on formation of universal actions - set of actions the learner to ensure its cultural identity, social competence, tolerance, ability for independent mastering of new knowledge and skills, including the organization of this process. In this regard, relevant is the question of the development of intellectual and creative abilities of gifted children, an important condition for this is the creation of the mechanism for the identification and development of gifted children.
In the Crimean Federal district are three basic approaches to work with gifted children: exclusive education, inclusive education, and multilevel and multifunctional educational environment for the development of gifted children.
In the Republic of Crimea are widely used well-tested forms of work with gifted children: carry out their activities in gymnasiums, lyceums, schools with profound studying of separate subjects.
Such a school is municipal budgetary educational institution of physics and mathematics "Educational complex "Integral" of the city of Yevpatoriya, Republic of Crimea,"which unites secondary school, specialized physics and mathematics school and pre-school educational institution.
In cooperation with the Yevpatoriya institute of social sciences (branch) of Federal stateautonomous educational institution of higher education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" implements a psychological model of interaction of institutions of general and higher education aimed at the development of gifted children and adolescents.
88
Psychological conditions of interaction are based on the individual characteristics of students, the creation of developing educational environment and commitment to social partnership.
The purpose of psychological support assists in the identification, support and development of talented children, their self-realization, professional self-determination, preservation of psychological and physical health.
Tasks of psychological support are: together with other professionals of the educational institutions define the criteria for gifted children, identification of students requiring special route support; promoting positive self-concept (self-attitude, self-respect, self-acceptance); the development of emotional stability, development of skills of self-regulation, coping with stress, behaviour in extreme situations (contests, exams); promoting the socialization, the formation of communicative skills; assist in the professional development of teachers working with autistic children.
Keywords: giftedness, children, engagement, school, the organization of higher education.
References
1. Babayeva Y.D. Dynamic Gifted Theory // Modern Conceptions of Giftedness and Creativity / Ed. D.B. Bogoyavlenskaya. - M.: Young Guard, 1997. - P. 275-295
2. Bogoyavlenskaya D.B. Working Concept of Giftedness [electronic resource]: Questions of Education / D.B. Bogoyavlenskaya. - 2004. - № 2. - 46-68 p. - P. 48. - Access Mode: www.ecsocman.edu.ru/vo/msg/19127250.html/.
3. Leites N.S. The Age of the Gifted Students: Textbook for Students. / N.S. Leites. - M.: Publishing house. cent "Academy", 2001. - 320 p.
4. Educational Models and Technologies for Work with Gifted Children / comp. Basheva E.I. [et al.]. Krasnoyarsk: KKIPKPPRO, 2011. - 24 p.
5. Gifted Children: [trans. from English. / Society. Ed. G.V. Burmenskaya and Slutsky V.M.; foreword. Slutsky V.M.]. - Moscow: Progress, 1991. - 376 p.
6. A Gifted Child: Learning Features: a Manual for Teachers / [N. B. Shumakova [et al.]]; ed. N.B. Shumakova. - M., "Education", 2006. - 240 p.
7. Psychology of Gifted Children and Adolescents: Training Manual for Students of Higher and Secondary Educational Institutions / [J. J. Babayeva, N. Leites, T.M. Maryutina etc.; ed. Leites]. -[2nd ed., Revised. and add.]. - Moscow: Academy, 2000. - 336 p.
8. Savenkov A.I. Psychology of Children's gifts. (Textbook of the XXI Century) / A.I. Savenkov. - M.: Genesis, 2010. - 440 p.
9. Shumakova N.B. Training and Development of Gifted Children / N.B. Shumakova. - M .: Voronezh: SAG NGOs "MODEK", 2004. - 336 p
89