20///.3
деятельности в рамках системно-деятельно-стного, компетентностного и средового подходов. Актуализирована необходимость ин-тегративной подготовки специалиста, связанная с информатизацией общества и использованием IT-технологий, реализацией основных профессиональных образовательных программ в сетевой форме.
Ключевые слова: педагогические кадры, профессиональная деятельность, приоритетные направления подготовки педагогических кадров.
SUMMARY
The article reveals the priority directions of preparation of pedagogical shots for professional activity and determines features of preparation of pedagogical shots for professional activity within the system-activity, competence and environment approaches. The need for integrative training of specialists connected with informatization of society and use of IT-technologies, implementation of the main professional educational programs in a network form is actualized.
Key words: pedagogical shots, professional activity, priority directions of training of pedagogical shots.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богинская Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки. - № 4. - 2015. - С. 47-53.
2. Дышлюк И. С. Высшее педагогическое образование в России: проблемы и перспективы развития. Платформа для публикаций Pandia.ru.
3. Зубарева Т. Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 4. - С. 297-310.
4. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь мир», 2003. - 232 с.
5. Шумиловская Ю. В. Подготовка будущих учителей технологии к работе в ус-
ловиях инклюзивного образования // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2011. -№ 3. - С. 75-81.
Н. А. Глузман, Ю. К. Картавая, Н. А. Петренко
УДК 371.39:159.922.72:37.015.31
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ «ДАР» В ЕВПАТОРИЙСКОМ ИНСТИТУТЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (ПРОЕКТ)
^икальность ситуации образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - требует урегулирования не только вопросов комплексного социально-экономического развития крымской территории, но и сложных и многогранных проблем интеграции в систему образования Российской Федерации. Переходный период, отведенный федеральным законодателем для правовых и институциональных преобразований в Крыму, завершился 1 января 2015 года. Однако далеко не все проблемы сферы образования автоматически решились. В Республике Крым сложилась критическая ситуация с пополнением национальной науки молодыми кадрами. Отток профессиональных кад-
ров «на материк» и за рубеж уже сегодня негативно сказывается на инновационно-технологическом развитии молодой республики. Неэффективно используется интеллектуальный и творческий потенциал одаренных учащихся и студентов. Отсутствуют благоприятные условия для реализации их способностей.
Сложившаяся ситуация с поиском и поддержкой талантливой молодежи вызвана, прежде всего:
- бессистемностью работы с одаренными учащимися и студентами в «украинский период», отсутствием ее надлежащего правового, финансового, организационного, научно-методического обеспечения;
- слабой материально-технической, научно-исследовательской и экспериментальной базой учебных заведений для работы с одаренной молодежью;
- отсутствием эффективного взаимодействия науки, образования и бизнеса через создание на базе ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» и его структурных подразделений центров развития одаренной молодежи, которые могут удовлетворить их дополнительные образовательные потребности круглогодично на территории с благоприятными природно-климатическими условиями, богатым историческим наследием, уникальным географическим расположением и достойным научным потенциалом.
А между тем в соответствии с национальными интересами Российской Федерации задача разработки методологических основ выявления, развития и поддержки одаренных детей выступает как приоритетная. Это, в частности, подтверждается таким директивным документом, как «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 г.).
Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает в целях развития способностей, дарований и таланта детей и подростков создание ряда специализированных школ, гимназий, лицеев, учебно-вос-
питательных коллективов, объединений. Наиболее одаренным детям государство оказывает поддержку, поощряет их (выделяет стипендии, направляет на обучение и стажировку в ведущие отечественные и зарубежные образовательные центры).
Анализ основных направлений федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 790, позволяет сделать вывод о ее направленности на успешное обеспечение развития территории Крыма, что невозможно без создания благоприятных условий для выявления одаренной молодежи, применения ее способностей в Республике, а также привлечения педагогических и научно-педагогических работников к работе с одаренной молодежью.
В свете вышеизложенного констатируем: интеграция Республики Крым в Российскую Федерацию нуждается в разработке новых направлений работы с одаренными учащимися и студентами (далее - высокомотивированная, одаренная молодежь). Среди перспективных и наиболее эффективных может быть презентован модельный центр одаренных детей при Евпаторийском институте социальных наук (далее - Центр).
Поэтому не вызывает сомнений правомерность и актуальность обоснования нашей Концепции развития одаренных детей (далее -Концепция).
Нормативную базу разработки Концепции составляют международные и российские документы, закрепляющие права граждан на получение образования. Наиболее важными среди них являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» № 4 от 12.01.2005 г.;
- Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г.;
20///.3
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.;
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г.;
- Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 от 26.07.2006 г.;
- Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 84-ФЗ от 05.05.2014 г.;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» № 1239 от 17.11.2015 г.;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ» № 466 от 03.06.2013 г.;
- Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования» № 662 от 05.08.2013 г.;
- Постановление Правительства РФ «О лицензировании образовательной деятельности» № 966 от 28.10.2013 г.;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиналь-ным программам» № 499 от 01.07.2013 г.;
- Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» № 544н от 18.10.2013 г.
Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - всестороннее содействие развитию интеллектуальных, одарен-
ных и талантливых детей в Республике Крым, формирование творческой личности, создание оптимальных условий работы со способными и одаренными детьми, оказание методической помощи педагогам.
Основные задачи:
- поиск, развитие и поддержка способных, талантливых и одаренных детей и подростков;
- разностороннее развитие индивидуальности ребенка и подростка на основе выявления его задатков и способностей, формирования ценностных ориентаций, удовлетворения интересов и потребностей;
- совершенствование качества знаний детей и подростков путем использования в практической подготовке результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности;
- аккумулирование в учебно-воспитательном процессе вариативных видов деятельности, форм и методов психолого-педагогического сопровождения для моделирования различных сфер самоопределения личности (таких, как окружающая среда, общество, искусство, наука) и побуждение детей и подростков к результативному проявлению творческой активности в этих сферах;
- участие в профессиональных и общеобразовательных программах, а также в мастер-классах, работе творческих и научных лабораторий под руководством ученых и экспертов-практиков;
- сохранение и укрепление нравственного, физического и психического здоровья детей и подростков;
- устранение внешних и внутренних деструктивных факторов, которые ограничивают проявление творческой природы ребенка и подростка, затрудняют продуктивную реализацию одаренности;
- воспитание детей и подростков как полноценных граждан Российской Федерации, национально сознательных, свободных и социально компетентных личностей, способ-
ных осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях;
- формирование здорового образа жизни детей и подростков, обеспечение благоприятных социальных, психологических, педагогических условий для актуализации многогранных творческих задатков детей и подростков;
- организация досуга детей и подростков, поиск его новых форм;
- развитие детского самоуправления как активной формы гражданского воспитания.
Категориально-понятийный аппарат Концепции
В данной Концепции используются следующие термины и определения.
Концепция - это «система взглядов на процессы и явления в природе и обществе; ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов» [2, с. 160-161].
Одаренность - «это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми...» [1, с. 8].
Одаренный человек - «это с биологической точки зрения отклонение от усредненной меры» [3, с. 162].
Одаренные дети - это дети, «обнаруживающие общую или специальную одаренность (в музыке, рисовании, технике и т. д.)... В области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике» [2, с. 249-250].
Гениальность - высший уровень развития как общих (интеллектуальных), так и специальных способностей. Признаком гениальности можно считать достижение личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, развитии культуры» [2, с. 55-56].
Талант - «высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренности, когда они достигают уровня черт характера, обеспечивающая возможность
наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений» [2, с. 374].
Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде, однако большое значение для их развития имеют задатки [2, с. 362-363].
Задатки - врожденные анатомо-физиоло-гические особенности, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы и протекающих в ней процессов [2, с. 102].
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. На современном этапе развития образования можно наблюдать повышенный интерес к вопросам одаренности, ее выявлению, к обучению и развитию одаренных детей, к проблемам подготовки педагогов к работе с ними.
Основой динамики целей образовательных заведений является формирование творческой личности, индивидуальная работа с одаренными детьми, которые отличаются, прежде всего, высоким интеллектом, являющимся следствием как природных способностей, так и благоприятных условий воспитания.
Одаренные дети - очень ценная, но достаточно хрупкая часть нашего общества и в своем развитии могут подвергаться особому риску. Поэтому развитие и воспитание одаренных детей - задача, которая требует согласованных действий многих специалистов, и первоочередной необходимостью является выявление одаренных детей, помощь им не потеряться в «серой массе» учащихся.
Одаренность - это интегральное проявление способностей, развивающихся в течение жизни. Это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, по сравнению с другими людьми, результатов в одном или нескольких видах деятельности. В научной литературе часто встречается утверждение, что одаренный ребенок - это человек с отдельными
20///.3
«отклонениями» от установленной нормы, который опережает своих сверстников по темпам развития, имеет высокий интеллектуальный и творческий потенциал, проявляет способности в различных видах деятельности.
Основательно феномен одаренности исследован в психологической науке, особенно зарубежными психологами Ж. Брюно, Дж Гилфорд, К. Тейлор, П. Торренс и др. Однако отметим, что единого мнения относительно одаренности у этих ученых нет. Некоторые сравнивают одаренность с интеллектом (Ж. Пиаже, А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Р. Кет-тел и др.), другие отождествляют одаренность с совокупностью задатков (Ф. Гальтон, Дж. Гилфорд, П. Торренс) или указывают на наличие определенных условий для успехов в деятельности (В. Штерн).
Анализ отечественной психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что понятие «одаренность» является сложным и многогранным. Существуют различные подходы в трактовке этого феномена. Глобальные исследования в области одаренности личности проведены такими учеными, как Д. Богоявленская, Ю. Гильбух, Н. Лейтес, А. Матюшкин, Б. Теплов, В. Э. Чудновский и др. Ими установлено, что в основе «одаренности» лежат определенные «способности». В своих трудах исследователи обосновали структуру творческой одаренности, указали на сочетание высокого уровня интеллекта, творческих способностей, мотивационного компонента, которые формируются под влиянием индивидуальных и социальных факторов, развиваются в процессе деятельности на основе задатков и способностей, охарактеризовали основные черты одаренного ребенка и подростка.
Наиболее мотивированным социальным институтом по созданию механизмов поддержки и полноценного развития талантливых, творческих личностей является образование.
Формирование и освоение ведущих компетенций
Для разработки концептуальных основ заявленного проекта Модельный центр дополнительного образования одаренных детей
«ДАР» были выбраны психология и педагогика творчества, которые обуславливают субъект-субъектную ориентацию психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с высоким уровнем развития тех или иных способностей.
В контексте творческой образовательной парадигмы одаренность выступает как высшее субъектно мотивированное проявление во внутреннем и внешнем пространствах жизнедеятельности личности, ее природных талантов и способностей.
Критерием эффективного развития одаренности детей и подростков целесообразно считать их способность сознательно самоопределиться относительно собственного потенциала креативности и направить этот потенциал на реализацию высокой идеи, достижения достойной цели.
К сознательному проявлению и перманентному развитию собственной одаренности подросток будет способен только в случае освоения ключевых компетенций по каждой из актуальных сфер.
Согласно программе внедрения компе-тентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ведущие (ключевые компетентности): личностную компетентность (способность личности выявлять, осмысливать, оценивать, развивать, произвольно регулировать свои способности, потенциальные ресурсы, разрабатывать, развивать и воплощать свои жизненные планы, основанные на осознании социальных потребностей и личностных ценностей); познавательную компетентность (способность учащихся к самореализации, умение учиться и достигать высоких результатов); самообразовательную компетентность (способность к самопознанию и самоанализу; самореализации в различных видах творческой деятельности; осознанная и адекватная оценка результатов своей жизнедеятельности); социальную компетентность (способность гибко ориентироваться в постоянно меняющихся социальных условиях и эффективно взаимодействовать с социальной средой; работать в команде и правильно определять
собственные потребности и цели); компетентное отношение к собственному здоровью (ответственное отношение к своей жизни, здоровью; культура физического развития).
Принципы реализации Концепции
Принцип актуальности образования -обеспечение практической ценности учебного материала и содержания воспитательных мероприятий.
Принцип индивидуальной жизненной траектории - определение учащимися своего жизненного предназначения и смысла развития собственных способностей.
Принцип доступности - учет индивидуальных особенностей детей и подростков, привлечение к творческим исследованиям учащихся с разным уровнем мотивации и интеллекта.
Принцип вариативной креативности -ориентация учащихся на постоянный ответственный выбор во всех видах деятельности.
Принцип приоритетности проективно-рефлексивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса - побуждение учащихся к постоянной актуализации собственной креативности.
Принцип коллегиальности - привлечение учащихся к планированию, подготовке и активному участию в компетентно-формирующих мероприятиях.
Принцип объединения - содействие единению детей и подростков, проявляющих выдающиеся способности в разных областях искусства и науки, в одном коллективе, что способствует максимальному развитию их социальных, коммуникативных, творческих навыков и формированию гармоничной личности.
Принцип виртуализации учебно-воспитательного процесса - задействование различных видео-компьютерных средств, интерактивных методик, дистанционных форм психолого-педагогического сопровождения.
Принцип мониторинговой оптимизации -постоянное осуществление личностно ориен-
тированной диагностики саморазвития учащихся.
Принцип психолого-педагогической деонтологии - соблюдение высоких этических норм в построении конструктивных отношений с учащимися.
Принцип преемственности - содействие сохранению накопленных знаний и отечественных наработок для дальнейшего создания на их базе новых эффективных педагогических практик, основанных на новейших современных исследованиях.
Принцип открытости - в Модельный центр дополнительного образования одаренных детей «ДАР» может попасть любой талантливый ребенок или подросток, показавший реальные достижения в сферах национальных приоритетов.
Методы работы с одаренными детьми и подростками
Одной из важнейших задач современного образования является внедрение творческих, проблемных методов обучения и воспитания, имеющее целью формирование интеллектуально развитой, духовно богатой и творческой личности. Реализация этой задачи требует подготовки педагога-профессионала, педагога-мастера, способного работать с одаренными и талантливыми детьми, а также обусловливает необходимость создания новой модели одаренности детей и подростков (см. Рис. 1).
Методы психолого-педагогического сопровождения личности: моделирования проблемной воспитательной среды; стимулирования групповой и индивидуальной рефлексии; проблемно-конструктивного тренинга; педагогического содействия; эмпирической аккумуляции; субъект-субъектного диалога.
Методы субъектной актуализации: перспективного самопознания; группового прогнозирования; интерактивного взаимодействия; проектирования личностных достижений; эвристических исследований; продуктивной самореализации.
Рисунок 1. Модель формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи
Таким образом, в модели формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи выделяются уровни развития способностей (первый, второй, третий); факторы (наследственные данные, воспитание, эмоционально-волевая сфера, физическое состояние, состояние здоровья, окружение (сре-
да), система ценностей, материальное обеспечение, коммуникативная сфера); основные составляющие процесса формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи (задатки, способности, одаренность, талант, гениальность); типология одаренности (по степени сформированности (актуаль-
ная, потенциальная), по возрастным особенностям (ранняя, поздняя), по широте проявления в разных видах деятельности (общая, специальная), по виду (социальная, академическая, физическая, художественная); по форме проявления (явная, скрытая).
Обращая внимание на многомерную целостность процесса формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи, отмечаем, что данная модель, в которой отображены структурные элементы (составляющие), их типология и иерархическое построение, относится к структурным.
Функции базовой кафедры психолого-педагогического сопровождения одаренных
детей и педагогических инноваций
В рамках реализации проекта Модельный центр дополнительного образования одаренных детей «ДАР» планируется выполнение следующих функций базовой кафедрой и взаимодействие структурных подразделений в рамках формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи (см. Рис. 2):
- создание городской экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» Модельного центра дополнительного образования одаренных детей «ДАР» на базе МБОУ «ЕУВК «Интеграл» и летних оздоровительных развивающих лагерей;
- разработка инновационных психолого-педагогических методов выявления и сопровождения одаренных детей и подростков;
- организация и проведение информационной деятельности в целях создания банков данных одаренных детей и образовательных программ для работы с одаренными детьми и подростками;
- осуществление работы по организации оказания помощи руководителям, педагогам и психологам, работающим с одаренными детьми, в виде семинаров, методических и лекционных занятий, а также при необходимости повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- участие в организации круглых столов, выставок, конференций и других мероприя-
тий, проводимых учреждениями общего и высшего образования;
- методическое сопровождение разработки авторских образовательных программ по развитию высокомотивированных и одаренных детей;
- привлечение внешних партнеров для создания дополнительных образовательных программ по развитию высокомотивированных и одаренных детей.
Евлаторийский институт социальных наук (филиал)
ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В-И.Вернадского"
ьазоеап кафедра психолого-педагогического сопровождений одаренных детей и педагогических инноваций
Модельный центр дополнительного образований одаренных детей "Дар"
Рисунок 2. Взаимодействие структурных подразделений в рамках формирования способностей одаренных детей и талантливой молодежи
Взаимосвязь реализуемых проектов Евпаторийского института социальных наук (филиала) по «Программе Развития Крымского федерального университета»
и базовой кафедры психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и педагогических инноваций
Обучающиеся Евпаторийского института социальных наук (филиала) совместно с научно-педагогическими и педагогическими работниками будут осуществлять психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Обучающиеся по программе дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовке «Управление образовательными организациями» - в процессе освоения программы приобретают профессиональные компетенции, направленные на управление образовательными организациями по работе с одаренными детьми.
Работа Центра профориентации напрямую направлена на профориентационную работу с выпускниками образовательных организаций, в том числе и с одаренными детьми.
Планируется применение авторских программ работы с одаренными и высокомотивированными детьми для повышения качества основного образования и реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся по физико-математическому, филологическому и биологическому направлениям.
Ведется работа по организации системы дополнительного образования детей совместно с Главным испытательным космическим центром имени Г. С. Титова Воздушно-космических сил, что позволит привлечь будущих абитуриентов на технические направления подготовки.
Планируемые результаты деятельности базовой кафедры в виде программы психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных и одаренных обучающихся позволят обеспечить лонгитюдную комплексную диагностику интеллектуальных и личностных особенностей детей, создавать электронные психологические карты, отражающие динамику развития способностей детей в течение всего периода обучения, проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся для достижения каждым учащимся максимальных индивидуальных результатов.
Основные условия реализации Концепции
1. Совершенствование методической базы образовательных организаций для организации работы по развитию одаренности детей в рамках создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей (согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.).
2. Внедрение современных технологий выявления талантливых учащихся и студентов (согласно Государственной программе улучшения социально-экономического положения семей с детьми в Республике Крым на 2015-2017 гг.). При этом выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка, которая предполагает многоаспектный
анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики.
3. Развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений и увеличение доли одаренных детей и талантливой молодежи, обучающихся в образовательных организациях (согласно Стратегии действий в интересах детей в Республике Крым на период до 2017 года согласно Распоряжению Совета Министров Республики Крым от 07 июля 2015 года № 603-р).
4. Создание Модельного центра дополнительного образования одаренных детей «Дар», направленного на увеличение процента одаренных детей, проживающих на территории Республики Крым, с 3 % до 15 % (согласно Государственной программе улучшения социально-экономического положения семей с детьми в Республике Крым на 2015-2017 гг.) (см. Рис. 3).
Рисунок 3. Функционирование Модельного центра дополнительного образования одаренных детей «Дар»
5. Обоснование и создание новых методик работы с одаренными детьми, а именно: внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и формирование банка лучших дополнительных общеобразовательных программ (Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» - Постановление правительства РФ № 497 от 23 мая 2015 года).
Реализация Концепции будет осуществляться через постепенное трансформирование деятельности базовой кафедры во всех ее звеньях, а именно:
- создание инновационной творческой среды для педагогов, работающих с одаренными детьми, выработки у них профессионально мотивированных подходов к своей деятельности;
- модернизацию содержания и структуры учебно-воспитательного процесса;
- усиление практической и творческой деятельности в содержании всех творческих объединений;
- разработку авторских программ, учебных планов;
- широкое использование исследовательских методов, технологий и проектов;
- освоение новых социальных технологий эффективного партнерства.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен на обсуждение педагогической общественности проект Концепции Модельного центра дополнительного образования одаренных детей «Дар» в Евпаторийском институте социальных наук (филиале) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», определяющей общую стратегию, ведущие направления, принципы, методы, функции, основные условия реализации программы. Целью Концепции является всестороннее содействие развитию одаренных детей и талантливой молодежи в Республике Крым, формирование творческой личности, оказание методической помощи педагогам.
Ключевые слова: Концепция, одаренные дети, талантливая молодежь, принципы, методы, функции, условия реализации, творческая личность.
SUMMARY
The article presents the project of the conception Model Centre of the Additional Education for the Gifted Children "Gift" initiated by Yevpatoria Institute of Social Sciences (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University to be discussed by the pedagogical community; the Conception defines general strategy, leading directions, principles, methods,
functions, and major conditions of implementing the program. The purpose of the Conception is all-round promotion of the gifted children's and talented youth's development in the Republic of Crimea, forming creative personality, providing methodological help for teachers.
Key words: Conception, gifted children, talented youth, principles, methods, functions, conditions of implementing, creative personality.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 95 с.
2. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -448 с.
3. Юнг К. Феномен одаренности // Конфликты детской души. - М.: Канон, 2004. -336 с.
И. В. Арябкина, А. А. Нестерова
УДК:378.2
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с изменившимися требованиями к экологическому образованию младших школьников представляется важным модернизировать подходы к развитию и совершенствованию эколого-педагогической ком-