Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми в Республике Крым: проблемы и перспективы'

Работа с одаренными детьми в Республике Крым: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL EDUCATIONAL POLICY / PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с работой с одаренными учащимися. Анализируется опыт различных регионов и образовательных организаций. Автор дает рекомендации по совершенствованию региональной образовательной политики в сфере работы с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with gifted children in the Republic of Crimea: Problems and prospects

In the article actual problems related to work with gifted children. Examines the experience of various regions and educational institutions. The author gives recommendations to improve the regional educational policy in the sphere of work with talented children.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми в Республике Крым: проблемы и перспективы»

Все компоненты представленной системы имеют свою функцию, оригинальное содержание и методические особенности. Каждый элемент осуществляет свою часть общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние на формирование этических позиций и отношений школьников к себе, к Миру, к другим людям.

Система этического воспитания школьников опирается на несколько принципов:

* Обеспечение субъектной позиции ребенка.

* Осознание школьниками ценности человеческой жизни как основы нравственного развития.

* Обеспечение этической рефлексии учащихся.

* Принцип экзистенциальности (признание духовных ценностей внутреннего мира).

* Принцип диалогичности.

При реализации программ этического воспитания детей школьного возраста педагоги пользуются целым арсеналом различных средств и методов воспитания.

Наиболее распространенными методами этического воспитания являются: приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа, этические диалоги), пример для подражания, поощрение, наказание, погружение.

Среди эффективных форм этического воспитания учащихся начальной и средней школы можно назвать беседы, нетрадиционные уроки с инсценировками, ролевыми играми, сочинениями историй, сказок, посещением музеев, театров, экскурсии, праздничные вчера и т.д.

Для закрепления того или иного правила поведения можно давать детям небольшие домашние задания: придумать сказку, где герои вели бы себя правильно (или неправильно) с точки зрения изучаемого этического правила и др. Главные принципы таких заданий - совместное с родителями или самостоятельное выполнение; добровольность; применение творческих способностей; постоянное стремление к соблюдению правил этикета (не только в обществе, но и дома).

Воспитание культуры поведения детей предполагает совместную работу педагогов и родителей: педагог, как человек, профессионально занимающийся педагогической деятельностью, дает ориентиры формирования этикетного поведения и организует деятельность ребенка по их усвоению, а родители обеспечивают ежедневную практическую отработку навыков такого поведения. Педагоги больше работают с детским коллективом, часто опираясь на воспитательные возможности коллектива сверстников. Родители же в свою очередь работают со своим ребенком индивидуально. В этом случае педагогу важно помочь родителям в этическом воспитании детей, научить их методам и приемам воспитания.

Выводы. Таким образом, говоря об этической компетентности современного педагога, мы затронули вопросы соблюдения учителем педагогического этикета, владение методикой обучения школьников этическим нормам, а также взаимодействие с родителями в этическом воспитании детей.

Литература:

1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. Спб., 2002. - 205 с.

2. Жданова С.Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография. Оренбург, 2006. - 244 с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2012. - 434 с.

4. Педагогика эстетической среды: теория и опыт. Сб. науч. тр. Минск, 2002. - 138 с.

5. Репринцев А. В. Эстетическое отношение личности к действительности. Сущность. Структура. Фор мирование. - Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та. - 2000. - 182

6. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Имиджелогия для современного педагога УЦ Перспектива, М., 2012. - 201 с.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. - М., Смысл, 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Юртаева Ольга Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с работой с одаренными учащимися. Анализируется опыт различных регионов и образовательных организаций. Автор дает рекомендации по совершенствованию региональной образовательной политики в сфере работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: одаренные дети, образование, проблемы, перспективы, региональная образовательная политика.

Annotation. In the article actual problems related to work with gifted children. Examines the experience of various regions and educational institutions. The author gives recommendations to improve the regional educational policy in the sphere of work with talented children.

Keywords: gifted children, education, problems and prospects, regional educational policy.

Введение. Для полноценной реализации детской одаренности очень важно, чтобы дети чувствовали уверенную поддержку взрослых - родителей, педагогов, экспертов. Одной из основных задач по педагогической работе с одаренными детьми должно стать формирование благоприятных условий для раскрытия их способностей, рассмотрение психологических и методических проблем по выявлению одаренных детей, определение целей и задач по подготовке учителей, психологов, педагогов дополнительного образования, которые были бы способны работать с одаренными и высокомотивированными детьми.

Изложение основного материала статьи. Как правило, в современном социуме одаренный ребенок понимается как необычный, особый, уникальный. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения относит талантливых детей к группе риска, обозначая «риски» в их возможностях навредить не только себе, когда им не удается реализовывать свои способности в полном объеме, но и социуму, если их

невостребованная одаренность может трансформироваться, например, в «криминальный талант» или др. [1]. Исследователи отмечают, что одаренные - это особенные дети, и им в своей социальной среде не всегда бывает комфортно и уютно. С другой стороны, стоит признаться, что далеко не каждый педагог умеет профессионально работать с такими детьми. Далеко не всегда не только учителя, но и семьи, знают и умеют работать с такими детьми. В свою очередь, в настоящее время на разных уровнях (как среди государственных деятелей, так и среди академического сообщества) наступило осознание того, что необходимо сопровождать одаренных детей на всех этапах, особо в ситуациях, когда психологи должны оказывать своевременную помощь при возможном возникновении проблем.

Вопросы, связанные с образованием одаренных детей обсуждались в профессиональном (экспертном, научном) сообществе практически все прошлое столетие, а в последние годы мы вышли на более активное осмысление и применение данного понятия в прикладной работе специалистов (педагогов, психологов), т.к. данная проблематика одно время разделила как профессионалов, так и общество на два противоположенных лагеря, с одной стороны поддерживающих тезис, что «Все дети являются одаренными», с другой, что «Одаренные дети встречаются крайне редко». Новый всплеск этим дискуссиям вызвало Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [2].

Целью настоящей работы является анализ основных проблем в педагогической работе с одаренными детьми, а также характеристика мероприятий по работе с одаренными детьми на крымском региональном уровне.

Одним из основных вопросов, направленных на реализацию вышеназванной цели, специалисты предлагают системный комплекс мер, в том числе, проведение регулярного мониторинга высокомотивированных и одаренных детей, путем создания для каждого особых, учитывающих индивидуальность каждого, условий личностного развития. В свою очередь, необходимо отметить, что одной из главных проблем, при проведении таких мониторинговых исследований является акцентирование внимания, прежде всего, на строгое соблюдение морально-этических норм и принципов гуманистического проведения диагностик [3].

Действительно, в последнее время работу с одаренными детьми пытались конкретизировать и систематизировать, особенно на федеральном уровне. Так, как известно, в результате этого был создан и пополнятся Федеральный реестр одаренных детей. В настоящее время в него вошло около 7 тысяч имен. Работая над системой поддержки одаренных детей, ставится задача необходимости продолжения расширения практики дополнительного образования. Президент Российской Федерации В. В. Путин в одном из своих указов поставил задачу вовлечь к 2020 году в дополнительное образование не менее 75% детей в возрастном диапазоне от 5 до 18 лет (на 2015 год эта цифра составляла 64%) [4].

Необходимо продолжать поддерживать участие одаренных и высокомотивированных детей в олимпиадном движении, в различных ученических конференциях и семинарах, необходимо отработать механизмы по учету индивидуальных достижений обучающихся (например, наличие и определение веса ученического портфолио при поступлении в ВУЗы и др.).

Особо важно при формировании региональной политики работы с одаренными детьми изучение опыта ведущих детско-юношеских центров соответствующего профиля и направлений. Например, в столице российской Федерации - в г. Москве, в настоящее время на развитие детской одаренности фактически нацелены все общеобразовательные школы (школьные комплексы), которые решением столичных властей были переведены при финансировании на единые максимально высокие нормативы. Открываются гуманитарные, медицинские, инженерные и другие профилирующие классы. Уделяется все большее внимание дополнительному детско-юношескому образованию, увеличивается число кружков, студий, секций. Все больше учащихся принимает участие в олимпиадном движении, проявляя свои способности в изучаемых дисциплинах.

В настоящее время развитие детских талантов проходит в тесном сотрудничестве с учреждениями культуры: театрами и музеями, парками и высшими учебными заведениями. Например, в Москве, на базе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина базируется Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон». Существующий как структурное подразделение - отдел музея, Центр «Мусейон» проводит эстетическое воспитание подрастающего поколения с учётом как подростковой психологии, так и их культурных потребностей на основе фонда музейных коллекций [5]. Здесь занятия по кружкам и студиям проходят в экспозиционных залах в студиях, мастерских музея, непосредственно в аудиториях Центра эстетического воспитания. Подобный опыт приобщения к высочайшим образцам культуры и искусства на основе музейной педагогики апробируется и в Крыму. Так, уже несколько лет на базе Симферопольского художественного музея существуют и пользуются популярностью у детей и юношества крымской столицы студии «Арт-дизайн», «Семейная изостудия», «Английский в музее». Подобного рода работа с учащимися учебных заведений различного уровня и направленности проводится и на базе Центрального музея Тавриды. Следует отметить, что ранее для детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере художественного творчества, в большей мере работали музыкальные школы, художественные школы, общеобразовательные школы искусств. В настоящее же время, выше представленный опыт на примере музейной педагогики, дает возможность одаренным детям совершенствовать свои задатки непосредственно в действующих ведущих учреждениях культуры, не только музеях, но и театрах, цирках и т.д. В последние несколько лет актуализировался интерес к работе с одаренными и высокомотивированными детьми со стороны учреждений высшего профессионального образования, при которых открываются структурные подразделения по дополнительному образованию детей и юношества, центры по исследованию детской одаренности.

Продолжая обращаться к опыту работы в этой сфере на примере образовательных учреждений российской столицы, стоит отметить, что в настоящее время в Москве открыты 173 школы, имеющие инженерные классы для учащихся с особыми способностями. В 120 школах функционируют медицинские классы. В 116-ти столичных школах действуют кадетские классы. В свою очередь, Курчатовский центр в настоящее время объединяет 37 образовательных организаций с общим количеством 65 тысяч учащихся г. Москвы. Из московских школьников, число победителей Всероссийских олимпиад на данный момент составляет 699 человек (в 2010 году было 270 человек). Таким образом, среди московских школьников почти в 3 раза увеличилось число победителей Всероссийских олимпиад. Их подготовку осуществляли 214

образовательных организации, а ранее, в 2010 году было всего 74 таких образовательных учреждения. Как в международных тестах, так и в олимпиадах из 18 золотых медалей, завоеванных российскими школьниками, 50% (9 золотых медалей) достались московским школьникам [61.

Что касается Республики Крым, то необходимо отметить, что по данным на 2016 год, сеть региональных организаций дополнительного образования составляла 176 бюджетных образовательных учреждения (центры, дома детского творчества, детско-юношеские спортивные школы, профильные детские центры), из которых 76 учреждений (43%,) находятся в сфере управления образования, 67 (38%) - в сфере управления культуры, 33 (19%) - в сфере управления спорта [71.

Одним из приоритетных направлений их деятельности является, прежде всего, выявление, развитие и поддержка талантливых и одарённых детей. С этой целью ежегодно реализуется около 300 республиканских конкурсных программ по художественному, научному, спортивному, социально-педагогическому и другим направлениям. Конкурсными программами охвачены дети в возрасте от 5 до 18 лет.

В Республике Крым разработан и исполняется План мероприятий по реализации на региональном уровне Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы, утвержденный распоряжением Совета министров Республики Крым от 24.11.2015 № 1106-р [71. Ежегодно формируется Единый календарь конкурсных, массовых и методических мероприятий, как с учащимися, так и с педагогическими и руководящими работниками относительно вопросов воспитания и дополнительного образования детей. Организация и проведение конкурсных программ в сфере образования осуществляется государственными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования Республики Крым, которым в 2015 году был присвоен статус ресурсных центров по таким направлениям как: художественному, научно-техническому, гуманитарному, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному и эколого-биологическому. Такой статус позволяет концентрировать на базе учреждения дополнительного образования методический, кадровый, материально-технический потенциал, обеспечивая компетентное проведение республиканских конкурсов.

Среди республиканских мероприятий, проектов и фестивалей хотелось бы особо отметить программу Крымской государственной филармонии «Одаренные дети Крыма», направленную на поддержку юных музыкантов, Открытый фестиваль детского и семейного кино «Солнечный остров» (г. Евпатория), направленный на поддержку и развитие детско-юношеского кинематографа и др., работу ведущих учреждений дополнительного образования Крыма: международных - «Золотой ключик» (г. Евпатория), республиканских - Дворца детского и юношеского творчества (Дворец пионеров), муниципальных центров -«Радуга» (г. Симферополь), творческих союзов и др. Особый импульс развитию детско-юношеского творчеству должно придать строительство в центре крымской столицы нового здания Государственного центра детского театрального искусства. В свою очередь, стоит отметить, что незаслуженно забыты такие ранее результативно существовавшие творческие проекты как Республиканский фестиваль детского творчества «Крымский вундеркинд», Международный детско-юношеский музыкальный фестиваль «В гостях у Айвазовского» и др.

Одним из актуальных и дискуссионных вопросов по работе с одаренными детьми является следующий -одаренные дети должны учиться в среде себе подобных учащихся или же они могут достичь таких же результатов, обучаясь в обычной массовой школе, в одном классе с хорошистами, троечниками и неуспевающими? Так, с целью актуализации работы с одаренными детьми, 1 января 2015 года Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым была основана «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей», имеющая филиалы в с. Танковое Бахчисарайского района и в г. Симферополе. Гимназия работает по специализированным программам, направленным на формирование одаренного ребенка. Среди направлений - академическое, интеллектуальное, творческое, музыкально-эстетическое, психомоторное, коммуникативно-лидерское, техническое, духовно-моральное, а также по развитию социального интеллекта [81. В образовательном учреждении успешно работают дискуссионные клубы, кружки и студии, специализированные лаборатории и секции. На базе гимназии постоянно проходят конференции, семинары, круглые столы, методические объединения, культурно-массовые мероприятия.

Весь выше представленный опыт говорит о том, что вне сомнений, развивать детско-юношескую одаренность необходимо посредством оптимального сочетания основного, дополнительного, индивидуального и семейного видов образования. Это будет обеспечивать преемственность, которая поможет развиваться и социализироваться детям гармонично, как в школе, так и дома.

Одной из форм поощрения для одаренных детей и подростков являются стипендии, назначаемые органами государственной и муниципальной власти Республики Крым. Среди стипендиатов - учащиеся Малой академии наук Крыма «Искатель», Малой академии искусств и народных ремесел, победители предметных олимпиад, конкурсов, конференций. В начале 2018 г. в крымской столице впервые состоялась церемония вручения единовременного денежного вознаграждения для одаренных учащихся симферопольских общеобразовательных школ. Победители были представлены в таких номинациях как «Спортивные достижения», «Искусство», «Юные исследователи и эрудиты» [91.

Одним из основных моментов, которому необходимо и по возможности приходится уделять особое внимание, является правовая защита одаренных детей, прежде всего, защите права на всестороннее развитие личности. Как известно, права ребенка и права человека неразъединимы друг с другом. Это необходимо в виду того, что у одаренных детей есть природные дарования, способности, и они еще не научились понимать, что с ними делать, как их полноценно можно реализовать. Следует акцентировать внимание на том, чтобы для каждого ребенка существовали возможности для реализации своих способностей и талантов, чтобы они могли раскрыться как личности. В связи с этим, как уже подчеркивалось выше, особо важно, чтобы рядом был грамотный, опытный педагог, специалист-психолог, особая роль при этом отводится семье как социальному институту.

Одной из главных проблем также является не только сопровождение одаренного ребенка, создание условий для развития и раскрытия его способностей, но и непосредственно «поиск таланта». И, если в настоящее время, например, в ряде регионов крымской глубинки речь идет о том, что будет сокращаться/оптимизироваться последнее учреждение дополнительного образования, то, конечно же, говорить о развитии одаренных детей здесь очень сложно.

В связи с вышеназванными проблемами по защите прав одаренных детей, актуальным и уместным было создание института Уполномоченных по правам ребенка, как на федеральном уровне, так и в каждом

субъекте Российской Федерации. Так, 1 сентября 2009 г. был издан Указ Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», согласно которому впервые в России учреждается должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, а также было рекомендовано ввести такие должности в субъектах РФ. Соответственно, в Крыму должность Уполномоченного по правам ребенка была введена в соответствии с Законом РК от 25.08.2014 г. № 57-ЗРК «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Крым». Первым детским омбудсменом в Крыму стала Ирина Клюева [101.

В заключении, в качестве рекомендаций хотелось бы отметить, что в Республике Крым необходимо проведение ежегодной научно-практической конференции по актуальным вопросам педагогической работы с одаренными детьми, в том числе с учетом региональной специфики. Подобного рода форумы могут стать своего рода площадкой для дискуссий, обмена опытом, а высказанные в ходе ее проведения предложения и рекомендации найдут отражение в воспитательных, образовательных и иных программах, которые могли бы представлять интерес, как для образовательного, так и для родительского сообщества. Одной из целей проведения таких конференций также может стать определение особых подходов к реализации прав одаренных детей в соответствии с государственной и региональной политикой в области выявления, поддержки, защиты и развития одаренных и высокомотивированных детей, раскрытие их потенциала и способностей с раннего возраста до совершеннолетия. Научному и экспертному сообществу Крыма необходимо также рассмотреть возможность создания в Крыму Центра изучения/исследования детской одаренности.

Выводы. Таким образом, стоит признать, что в Республике Крым есть прекрасные традиции по работе с одаренными детьми. Но, с другой стороны, есть ряд сфер, где у нас не так все хорошо, как с поддержкой и развитием способностей у юных математиков, музыкантов и спортсменов и пр. Социальная одаренность, лидерские способности, одаренность в сфере экономики, предпринимательства, 1Т-технологий у юных крымчан - это те сферы, которые во многом для нас являются новыми или которые нам необходимо возрождать снова. Одной из проблем остается своевременное выявление одаренного ребенка, проблемы взаимодействия педагогов с одаренными детьми, постоянное самосовершенствование педагогов, работающих с одаренными детьми, а также методы изучения и работы с детьми и подростками с разными видами одаренности.

Литература:

1. Бунимович Е. Одаренные дети относятся к группе риска / Е. Бунимович. - Электронный ресурс. -Режим доступа: http://edumsko.ru/advised_read/odaryonnye_deti_otnosyatsya_k_gruppe_riska_kak_deti-81го1у_Ш_ deti-invalidy

2. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://government.consultant.ru/documents/3705720

3. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8257/файл/7627/

4. Концепция развития дополнительного образования детей. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf

5. Центр эстетического воспитания «Мусейон». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.museyon.ru/

6. Вопросы поддержки одаренных детей обсудили в Москве. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://msk.academica.ru/novosti/Novosti-VUZov/833493-voprosy-podderzhki-odarennyh-detej-obsudili-v-moskve/

7. Доклад о деятельности Уполномоченного и соблюдении прав и законных интересов ребенка в Республике Крым в 2016 году. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://deti.rk.gov.ru/file/ejegodniy_doklad_o_deyateljnosti_upolnomochennogo_po_pravam_rebenka_v_respublike_k rim_za_2016_god.pdf

8. ГБОУ «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://krimgimnaziya.ru/

9. 50 симферопольских одаренных школьников впервые получили единовременное денежное вознаграждение. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://simadm.ru/press/government/14686/

10. Уполномоченный по правам ребенка в Республике Крым. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://deti.rk.gov.ru/

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Яблонских Юлия Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИМИДЖ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН

Аннотация. В статье рассмотрены происхождение, а также различные подходы к определению понятия «имидж»; определены функции имиджа и выделены его структурные компоненты.

Ключевые слова: имиджелогия, имидж, престиж, внутренний имидж руководителя, внешний имидж руководителя.

Annotation. The article considers the origin, as well as different approaches to the definition of the concept of "image"; defines the functions of the image and highlights its structural components.

Keywords: imageology, image, prestige, internal image of the head, external image of the head.

Введение. В настоящее время в научной литературе большое внимание уделяется поросу имиджа специалиста среднего звена, руководителя образовательной организации. Современного руководителя любой ступени сегодня все больше волнует не только его внутренний мир и личностные качества, но и то, как он выглядит и воспринимается окружающими. Имиджелогия как новая отрасль научного знания, появившаяся в последние годы, призвана помогать людям в овладении технологией личного обаяния.

Имиджелогия изучает закономерности формирования и воздействия имиджа руководителя на психику и поведение окружающих. Специалисты по имиджированию выделяют три основные составляющие имиджа руководителя:

- личное обаяние; оно всегда способствует успеху в профессиональной деятельности руководителя;

-нравственные характеристики - коммуникабельность, эмпатичность (способность к сопереживанию),

рефлексивность (способность понять другого), красноречивость (способность воздействовать словом);

- техника самопрезентации (умение подать с наилучшей стороны свои знания, умения, опыт) [9].

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является рассмотрение имиджа как общественного

феномена.

Изложение основного материала статьи В России имидж становится предметом общественного внимания и научного анализа в конце XX века. В середине 1990-х гг. были предприняты первые серьезные отечественные разработки по имиджированию Е.В. Гришуниной, Ф.А. Кузина, Е.И. Маня-киной, Л.М. Митиной, В.Д. Попова, Р.Ф. Ромашкиной, Б.Г. Ушикова, И.А. Федорова, В.М. Шепеля и др. [4].

Изучая происхождение понятия «имидж», Д. М. Вечедов, отмечает, что в переводе с английского оно означает «образ, ореол», это запечатление образа в сознании окружающих людей. Эффект личного обаяния теоретически может быть достоянием каждого, однако, следует иметь в виду, что его обретение - результат огромных усилий и затрат [4].

В диссертационном исследовании О. Н. Валеева рассматривает другую точку зрения происхождения понятия «имидж», указывая на его происхождение от латинского слова «imago» - образ, связанного со словом «imitary» - имитировать [13]. Исследуя имидж человека, подразумевается, что его образ воспринимается другими людьми не только как визуальный, зрительный вид, облик, но и образ мышления, способов действия, поступков и т.п. В данном случае «образ» рассматривается как общее представление об индивиде. В обыденном понимании имидж человека воспринимается в двух смыслах: как внешний вид и как его репутация. Но эти представления слиты в единый образ, включающий как внутренние, так и внешние характеристики личности. Создается именно впечатление, и только потом формируются представления о воспринимаемом объекте [6, 2].

О. Н. Валеева указывает на первоначальное появление понятия «имидж» в сфере деловых отношений как объективной необходимости в деловом преуспевании. Оно явилось основным элементом теории и практики «Паблик Рилейшнз» (PR) и «Хьюман Рилейшнз» (HR) и укрепилось в политической и общественной жизни. Теоретический и практический материал по проблематике имиджа исследовался западными учеными (П. Берд, Л. Браун, Ф. Дейвис и др.), рассматривающими изучаемое понятие посредством различных параметров внешности индивида (цвет и стиль одежды, голос, манера говорить, мимика и др.) и социально-экономическими стратификационными характеристиками (богатство, престиж, власть и др.). Изучение имиджа в контексте атрибутной характеристики, присущей объекту (человеку, корпорации, продукту), явилось непосредственным продолжением социокультурного развития, востребованного различными социальными институтами общества (политика, экономика, образование, культура, религия, семья) [2].

Изучая понятие «имидж» Д. М. Вечедов указывает на то, что чаще всего понятие «имидж» представляется как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Данное понятие применяется к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции (имидж политического деятеля), профессии (имидж педагога), образованию (имидж выпускника учебного заведения) и даже к вещам (мерседес - не просто машина!).

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид (встречают-то все-таки по одежке), а оцениваем репутацию! Иначе говоря, имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики [4].

Имидж, по мнению В. Г. Купцовой, это образ-представление об объекте, сформировавшееся в психике (в сфере сознания и/или в сфере подсознания) людей (индивида) в результате прямого восприятия тех или иных характеристик объекта, либо косвенно через мнение других людей, и влияющее на их (его) мнение, поведение или действие по отношению к данному объекту [8].

Исследуя изучение феномена имиджа в современных научных исследованиях Д. И. Спичева указывает на рассмотрение данного понятия с психологической точки зрения: психологическая наука рассматривает имидж как средство социально-психологического воздействия, которое пришло на смену командно-административным методам управления. Вследствие чего коммуникативно-управленческая природа имиджа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.