ART 75137
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
сового состояния у женщин в условиях косметоло-гического кабинета // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75137. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75137.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Пузанова Е. А. Психологическая коррекция стрес-
Пузанова Евгения Александровна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск ригапоуа [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета. Ключевые слова: стресс, стрессовые состояния, дерево целей, модель, программа психологической коррекции, технологическая карта.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
С развитием научно-технической революции и социально-экономическими изменениями в обществе существенно изменился привычный уклон жизнедеятельности человека. Передвижение в городском транспорте, поездах, самолетах, малая механизация в быту (радио, телефон, телевидение, компьютеры и Интернет способствуют нервным перегрузкам, значительно ускоряют темп жизни. Возрастают профессиональные перегрузки. На современном производстве высокая механизация и интенсификация труда требуют от работника нервного напряжения и внимания, причем не механического, а интеллектуального, связанного с расходом нервной энергии. Кроме этого, на человека ежедневно обрушивается лавина всевозможной информации, зачастую негативного характера.
Новые научные открытия нередко становятся средством, во много раз увеличивающим и без того интенсивный ритм жизни. Все это увеличивает нагрузки на нервную систему, все чаще вызывает у людей нервные срывы. Спутниками все чаще становятся различные формы стресса и вызванные ими стрессовые ситуации на работе, дома, в быту. С ними мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни [1].
Необходимость определения реальных психологических причин стрессового состояния у женщин, раскрытия условий, механизмов, средств его предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психологическую коррекцию стрессового состояния у женщин.
Гипотеза исследования: программа психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета будет более результативной, если:
- осуществить моделирование психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета;
- разработать и реализовать программу психологической коррекции стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета, включающую обучение конструктивным способам психологической защиты, эмпатии и навыкам саморегуляции собственного эмоционального состояния.
Методы исследования: теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение; эмпирические методы исследования: тестовая карта дифференцированной самооценки функционального состояния «САН», нервно-психическая устойчивость (НПУ) методика «Прогноз», гиссенский опросник
Психологическая коррекция стрессового состояния у женщин в условиях косметологического кабинета
nj Л rv
ART 75137
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
сового состояния у женщин в условиях косметоло-гического кабинета // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75137. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75137.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Пузанова Е. А. Психологическая коррекция стрес-
соматических жалоб (Торонтская алекситимическая шкала); статистические методы: методы математической статистики - Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: косметологический кабинет Евгении Пузановой, женщины (44 женщины) в возрасте 29-45 лет.
Модель содержит четыре блока: аналитический, диагностический, коррекцион-ный, проверка эффективности коррекционного воздействия.
В аналитический блок входит анализ литературы. В диагностический блок входят три методики, на основе которых проводится комплектование групп: тестовая карта дифференцированной самооценки функционального состояния «САН», нервно-психическая устойчивость (НПУ) методика «Прогноз», гиссенский опросник соматических жалоб (Торонтская алекситимическая шкала). В коррекционный блок входит программа психологической коррекции стрессовых состояний у женщин. В блок проверки эффективности коррекционного воздействия: анализ результативности коррекционных занятий (сравнение результатов на начало и конец эксперимента); выявление динамики в количественном и качественном отношении.
Модель психологической коррекции призвана помочь снизить уровень стрессового состояния у женщин.
Исследование уровня стрессовых состояний у женщин проводилось в три этапа:
- первый этап - теоретический;
- второй этап - опытно-экспериментальный;
- третий этап - контрольно-обобщающий.
Исследовательская работа осуществлялась посредством следующих методов и методик:
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: САН, методика «Прогноз», гиссенский опросник соматических жалоб.
3. Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
Экспериментальной базой исследования являлся косметологический кабинет.
Выборка состояла из 44 женщин в возрасте от 29 до 45 лет.
Результаты первичной диагностики по методике САН:
- показатель, отражающий самочувствие, высокий - у 40,9%, средний - у 36,4% и 22,7% - это участники, у которых преобладает плохое самочувствие, что указывает на доминирование изменчивого самочувствия или такого, которое человек не в состоянии сам оценить как хорошее или плохое;
- показатель, отражающий активность высокий - 22,7%, средний - у 31,8% -и 45,5%участников - это люди с низкой активностью;
- показатель, отражающий настроение - 13,6% участников имеют чаще хорошее настроение, у 29,6% - средний показатель настроения и 56,8% - это люди с низким показателем настроения.
В результате проведенной методики «САН» выявлено, что у большинства испытуемых оперативная самооценка психического состояния соответствует низкому уровню и особо хочется отметить, что при низком и даже среднем показателе самочувствия у половины группы, активность и настроение имеют низкий показатель. Таким образом, в данной выборке преобладает показатель низкой активности и показатель низкого настроения.
Результаты первичной диагностики по методике НПУ: 47,7% группы с низкой НПУ подвержены риску дезадаптации личности в условиях стресса, 27,3% пред-
ART 75137
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
сового состояния у женщин в условиях косметоло-гического кабинета // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75137. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75137.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
Пузанова Е. А. Психологическая коррекция стрес-
ставляют собой личности с высоким уровнем НПУ, что не представляет риска деза-даптции в критических условиях и на среднее состояние приходится 25% участников.
Согласно данным первичной диагностики соматических жалоб участников группы выявлено: предрасположенность к алексетимии у 29,6% женщин, 40,9% составили контрольную группу здоровых и 29,5% являются неалекситимической личностью и не подвержены психосоматическим заболеваниям.
Наша программа психологической коррекции стрессовых состояний у женщин состоит из 10 занятий. Она составлена по рекомендациям В. И. Долговой, В. К. Шаяхметовой [2].
Цель: снижение высокого уровня стрессового состояния у женщин путем снятия эмоционального напряжения, активировать функциональные и личностные ресурсы организма и психики, ведущиек нормализации и восстановлению здоровья, высокой работоспособности и эффективной деятельности и обучить методам психологической самопомощи и коммуникативной компетентности, тем самым, вооружив клиента знаниями, необходимыми для последующей самостоятельной, внутренней работы над собой (В. И. Долгова, Е. В. Мельник [3]).
Согласно поставленной цели определены следующие задачи:
а) снижение чрезмерно выраженной нервно-психической напряженности эмоциональных переживаний в связи с развитием стресса;
б) снятие проявлений стрессового состояния с помощью мышечного дыхательного расслабления;
в) стабилизация эмоционального состояния и психофизиологической устойчивости организма к воздействию стресс-факторов;
г) нормализация психофизического состояния человека, путем развития физиологических, личностных, адаптивных ресурсов.
Каждое занятие состоит:
- из приветствия, создающего определенный настрой;
- ряда упражнений, подобранных с учетом реализаций целей конкретного занятия;
- рефлексии занятия, выполняющей роль обратной связи;
- домашнего задания, включающего задания, которые могут предварять упражнения последующего занятия и закрепление сведений проведенного занятия.
Для проведения психологической коррекции стрессового состояния у женщин была выбрана групповая форма работы. Методы, используемые в работе: элементы арт-терапии, дискуссии, релаксация.
Коррекционная программа соответствует рекомендациям специалистов (В. И. Долгова, Е. В. Мельник, О. А. Кондратьева, Г. Ю. Гольева [4, 5]).
После проведения формирующего эксперимента была осуществлена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность реализации коррекци-онной психологической программы.
Результаты повторной диагностики по методике САН.
Оценка результатов, полученных в экспериментальной группе после проведения комплексной коррекционной программы:
Самочувствие
Первично было: высокое, среднее, низкое (28,6%; 35,7%; 35,7% соответственно). Вторично стало (57,1%; 21,4%; 21,4%).
Активность
м Q м
КОНЦЕПТ
Пузанова Е. А. Психологическая коррекция стрес сового состояния у женщин в условиях косметоло-гического кабинета // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75137. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75137.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75137 УДК 159.9
Первично было: высокое, среднее, низкое (7,1%; 21,4%; 71,4% соответственно). Вторично стало (35,7%; 35,7%; 28,6%). Настроение
Первично было: высокое, среднее, низкое (7,1%; 7,1%; 71,4% соответственно). Вторично стало (50.0%; 21,4%; 28,6%).
Для закрепления результатов и дальнейшей коррекции уровня стрессовых состояний у женщин были составлены рекомендации.
Для планирования и регулирования процесса внедрения инновационной технологии по коррекции стрессовых состояний у женщин в условиях косметологического кабинета, нами были разработаны упражнения и Программа обучения конструктивным способам психологической защиты, эмпатии и навыкам саморегуляции собственного эмоционального состояния.
Ссылки на источники
1. Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально-важных качеств: монография. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. - 492 с.
3. Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности // FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 66-69.
4. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - Челябинск: Изд-во Перо, 2014. - 196 с.
5. Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 160 с.
Evgeniya Puzanova,
Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk puzanova [email protected]
Psychological correction of stress among women in the beauty parlor Abstract. The article discusses the possibilities of psychological correction of stress among women in the beauty parlor. Key words: stress, stress, objective tree, model, program, psychological adjustment, technological map.
Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
ГУ r\J
977230412015920