Научная статья на тему 'Психологическая компетентность вузовского преподавателя как необходимое условие психологизации учебного процесса в вузе'

Психологическая компетентность вузовского преподавателя как необходимое условие психологизации учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL APPROACH / MOTIVATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Людмила Фоминична

В статье в качестве необходимого условия психологизации учебного процесса в вузе рассмотрена психологическая компетентность преподавателя, включающая его личностные качества, способствующие повышению мотивации достижения успеха и коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological competence of university teacher as the necessary condition for realization the psychological approach to university training process

Psychological competence of university teachers, including his personal qualities is considered as the necessary condition of the realization of psychological approach to the training process at universities. It is noted that personal qualities of teachers contribute to rise of motivation and communicative competence.

Текст научной работы на тему «Психологическая компетентность вузовского преподавателя как необходимое условие психологизации учебного процесса в вузе»

чивыми явились ассоциации, раскрывающие использование субъектом совокупности приемов в связи с решением определенных задач, возникающих в профессиональной деятельности.

5. В центральной части структуры перспективной профессиональной самохарактеристики хирургов, находящихся на разных этапах профессионализации, представлены и перцептивные, и мыслительные компоненты. Процесс отражения себя как профессионала в будущем протекает и на чувственном, и на абстрактно-логическом уровне. В результате данного процесса складывается Я-образ, имеющий специфику для каждой группы. Своеобразие его обусловлено реальными практическими отношениями субъекта профессиональной деятельности и спецификой профессионального развития, через призму которых преломляется профессиональное будущее.

Различия в структуре и содержании перспективного Я-образа хирургов трех групп мы связываем с тем, что по мере профессионального развития претерпевает изменения социальная си-

туация их развития, уровень осуществления ими профессиональной деятельности, внутренняя позиция субъекта по отношению к миру своей профессии и к самому себе как профессионалу.

Литература

1. Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления (на материале врача-хирурга): дис. ... д-ра психол. наук . - Саранск, 1992.

2. Еремеев Б.А. Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний: дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1975.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т. II.

4. Миронова Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1992.

5. Миронова Т.Л. Ретроспективный Я-образ врача-хирурга //Вестник Бурятского университета: Сер. 10: Психология. - Улан-Удэ, 2005. - Вып. 2. - С. 33-68.

6. Миронова Т.Л. Структура актуального Я-образа у врача-хирурга как субъекта профессиональной деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. - Вып. 5. Психология. Социальная работа. 2009. - С. 153-165.

Миронова Татьяна Львовна - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г Улан-Удэ). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

Mironova Tatiana L ’vovna - doctor of psychological science, professor, head of the department of the common and social psychology of the Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: kafedra_osp_bsu@mail.ru

УДК 378:159.953.5

Л.Ф. Алексеева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

В статье в качестве необходимого условия психологизации учебного процесса в вузе рассмотрена психологическая компетентность преподавателя, включающая его личностные качества, способствующие повышению мотивации достижения успеха и коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: психологизация, психологическая компетентность, мотивация, коммуникативная компетентность.

L.F. Alekseyeva psychological competence of university teacher as the necessary condition for realization the psychological approach to university training process

Psychological competence of university teachers, including his personal qualities is considered as the necessary condition of the realization of psychological approach to the training process at universities. It is noted that personal qualities of teachers contribute to rise of motivation and communicative competence.

Key words: psychological competence, psychological approach, motivation, communicative competence.

В числе современных инновационных тенденций в высшем профессиональном образовании особое место занимает тенденция психологизации учебного процесса.

Проблема психологизации учебного процесса в вузе является актуальной в связи с необходимостью повышения качества подготовки квалифицирован-

ных специалистов, которые могли бы эффективно трудиться в условиях широкого внедрения во все сферы деятельности человека информационнокоммуникативных, высоких технологий. Общество остро нуждается в профессионально и психологически компетентных специалистах, способных трудиться инициативно и творчески.

Сущность психологизации учебного процесса заключается в учете и использовании психологических факторов, влияющих на результативность учебно-познавательной и научноисследовательской деятельности студентов.

Психологизация учебного процесса должна быть направлена на создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, во внеаудиторное время, которая способствовала бы развитию и воспитанию студентов на основе эффективного взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой с учетом индивидуальнопсихологических, личностных особенностей взаимодействующих субъектов. В реализации психологизации учебного процесса главная роль принадлежит вузовскому преподавателю. Психологизацию учебного процесса невозможно реализовать, если вузовский преподаватель не обладает психологической компетентностью.

Психологическая компетентность преподавателя проявляется в умении интегрировать психологические, педагогические и профессиональные знания для решения задач обучения, развития и воспитания студентов. Психологическую компетенцию преподавателя можно характеризовать наличием у него:

- психологических знаний практической направленности и умений их использовать в формировании мотивации студентов к овладению теоретическими и практическими основами будущей профессиональной деятельности;

- знаний об индивидуально-типологических и личностных особенностях как самого себя, так и студентов;

- умений оказывать психологическое воздействие на студентов на основе владения приемами убеждения, внушения, заражения, приводящими к формированию мотивации, направленности, установки на овладение основами профессиональной деятельности;

- умений устанавливать продуктивное взаимодействие со студентами на основе гуманистических принципов и проявления доверия к их интеллектуальным возможностям;

- умений предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях со студентами и коллегами;

- коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, способности к эмпатии, ассертивности.

Психологическую компетентность человека составляют компетентности в области когнитив-

ной активности (приобретение и использование знаний, овладение информационными технологиями), социально-ролевого поведения (знание прав и обязанностей, свободы и ответственности), профессиональной деятельности (профессиональный рост, профессиональное самосознание, самосовершенствование), межличностных отношений в различных ситуациях; организации и чередования трудовой (физической и умственной) деятельности с досуговым времяпровождением; сохранения психического и биологического здоровья и др.

В структуре психологической компетентности преподавателя высшей школы центральное место занимает его личная культура. Личная культура преподавателя включает в себя социокультурную, психологическую, коммуникативную компетентности, которые обусловливают адекватное восприятие, понимание и поведение во взаимодействии с окружающими людьми (прежде всего с коллегами и со студентами) в разнообразных ситуациях и условиях жизни.

общая культура преподавателя играет огромную роль в формировании культурного облика студентов, так как важнейшим механизмом развития культуры человека является механизм идентификации. Механизм идентификации проявляется в отождествлении себя с другими, умении ставить себя на место другого. Идентификация влияет на процесс социализации личности. Механизм идентификации студентов может быть продуктивным в смысле профессионального его становления, если преподаватели имеют высокую квалификацию и компетентность в области преподаваемого предмета, обладают личностными качествами, достойными подражания.

Для более полной характеристики психологической компетентности преподавателя необходимо учитывать то, что психологическая компетентность человекадетерминируетсямногимииндивидуально-психологическими свойствами и личностными чертами человека. К ним относятся в первую очередь: интеллект, эмпатия, толерантность, ассертивность, мотивация, установка, направленность, убеждение, мировоззрение человека.

Преподавателю следует приучать себя не только к постоянному анализу результатов проведенных занятий, но и своего поведения и привычек

- развивать у себя привычку к рефлексии своего поведения, стиля взаимоотношений со студентами. Рефлексивность как способность и форма мышления, обращенная на самого себя и анализ

содержания своей деятельности, является одним из основополагающих психологических качеств преподавателя вуза.

Поскольку психологизация учебного процесса в значительной степени вызвана необходимостью учета индивидуальных и личностных особенностей студентов, то она предполагает индивидуализацию обучения. При реализации индивидуализации обучения необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности студентов, выражающиеся в экстраверсии-интроверсии, импульсивности-рефлексивности, проявлении признаков акцентуаций, личностной и ситуативной тревожности, когнитивном стиле, а также гендерные различия.

В зависимости от склонностей и способностей студентов к абстрактному или практическому мышлению, логическому, теоретическому или образному мышлению, индивидуальной или коллективной работе, монотонной, кропотливой работе или быстрой смене способов деятельности, лидерству или конформизму, а также от интер-нальности или экстернальности личности студентов (внутреннего или внешнего локуса контроля) продуктивными оказываются разные методы, средства и формы их деятельности.

Психологизация предполагает охват всех аспектов учебного процесса в вузе. В частности, психологизация контроля знаний должна заключаться прежде всего в том, чтобы вопросы, предъявляемые студентам для контроля успешности овладения ими своей будущей специальностью, требовали не репродукции запомненной информации, а требовали анализа, сравнения и составления вывода по анализируемой ситуации с опорой на полученные в процессе учения знания.

Психологизация учебного процесса непосредственно связана с реализацией требований к внедрению инновационных образовательных технологий в вузах, которые призваны формировать системное мышление студентов путем:

- включения студентов в постепенно усложняющуюся и разнообразную по содержанию и типам решаемых задач поисковую деятельность;

- постоянного выполнения студентами заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, воображения, выявления противоречий и т.п.;

- выполнения инновационных задач с множественными и вероятностными решениями.

Развитие интеллектуального уровня, логического, научного мышления студентов происходит

при ознакомлении и использовании в учебнопознавательной и научно-исследовательской деятельности методов научного познания: анализа, синтеза, классификации, сравнения, моделирования, обобщения, экстраполяции, экспериментирования и т.д.

В связи с задачей развития мышления проверочные упражнения, контрольные вопросы следует формулировать таким образом, чтобы студентам приходилось анализировать ситуации в задаче, упражнении, вопросе, формулировать аргументированные суждения, выражающие ответ. Следует кардинально изменить систему контроля знаний, ориентированную на развитие механической памяти, на простое запоминание и репродукцию получаемой информации.

При внедрении инноваций в учебный процесс следует учитывать, что любые прекрасные идеи реализуются реальным педагогом, имеющим свои специфические индивидуально-психологические, личностные особенности. В связи с этим необходимо иметь разработанные и опробованные экспериментально критерии применимости каждой инновационной технологии в соответствии с учетом индивидуальных особенностей педагогов. Имея перед собой такие критерии, каждый педагог может отбирать из множества технологий те, которые максимально соответствуют его индивидуальнопсихологическим особенностям, компетентности, возможностям, чертам характера.

Необдуманные инновации, лишь как «дань моде», не вносят позитивного вклада в учебный процесс. Инновационные технологии, эффективные «в руках» одних преподавателей, необязательно продуктивны в работе других.

Для подготовки высококвалифицированных, компетентных специалистов с высшим образованием недостаточно профессиональной компетентности и желаний достижения успехов в этом деле преподавателя, обладания им информацией об индивидуальных особенностях студентов. Не менее важным, даже более важным является наличие и формирование у будущего специалиста мотивации овладения своей будущей специальностью на высоком уровне.

Без мотивации, установки на овладение профессиональными знаниями успеха у студента в учебной деятельности, а тем более в будущей профессиональной деятельности, не будет. Если нет у студента мотивации учения, преподавателю придется потрудиться и найти в студенте такую «струну», чтобы она в резонансе с действиями

преподавателя зазвучала. А для этого преподавателю надо быть чутким к умонастроениям студента и быть широко эрудированным не только в области преподаваемой дисциплины, но и в области технологий обучения, развития и воспитания, в области прикладной психологии.

Эффективная педагогическая деятельность преподавателей вуза зависит от наличия у них установки на разностороннее личностное и профессиональное развитие студентов, подготовку их к творческой, инициативной, целеустремленной. активной, ответственной работе с максимальным использованием их потенциальных возможностей для достижения ценностных с точки зрения субъекта обучения и потребностей социума целей.

Основой для такой деятельности преподавателей вузов является их профессиональная компетентность, выражающаяся во владении и умении применять в учебном процессе знания из области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, в осведомленности о возможностях современных парадигм образования.

Мотивация достижения успеха в учебнопознавательной деятельности связана с перспективными целями студента. Она способствует повышению познавательной активности. С мотивационной точки зрения учебный процесс, будучи интересным, соответствующим потребностям студентов, должен обеспечивать ситуациями, побуждающими студентов к самообразованию и саморазвитию.

Понятие мотивации связано с потребностями, стремлением, склонностями человека. Следовательно, потребности, интересы, стремления к повышению эффективности своей собственной активности составляют основу мотивации достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.

Уровень мотивации в деятельности определяется значимостью достижения успеха, надеждой на успех, субъективной оценкой вероятности достижения успеха, субъективными эталонами достижения. Учебный процесс должен формировать у студента все эти показатели достижения успеха.

Для достижения успеха в преподавательской деятельности и учебно-познавательной деятель-

ности студентов необходимо знать, какие мотивационные факторы определяют их продуктивность.

Любая профессиональная деятельность кроме профессиональной компетентности требует умений общаться, взаимодействовать с коллегами и вообще с людьми из разных сфер социальной среды. Эффективность взаимодействия людей во многом зависит от их коммуникативной компетентности. В учебном процессе преподаватель, будучи образцом поведения и взаимодействия с окружающими людьми, авторитетом в области преподаваемой дисциплины, имеет возможность влиять на развитие коммуникативной компетентности студентов, демонстрируя умение четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свои суждения, внимательно слушать собеседника, проявлять терпимость для выслушивания не всегда обоснованных высказываний студентов и направлять их ненавязчиво на правильное понимание обсуждаемой проблемы, придерживаться в общении со студентами общепринятых гуманистических принципов взаимодействия, ценностей, идеалов. Преподаватель при коллективном обсуждении учебных, научных, межличностных проблем должен направлять выступления студентов так, чтобы при оценке суждений друг друга они не «переходили на личности», а высказывали аргументации в пользу или против сущности высказывания по поводу обсуждаемой проблемы.

Уровень профессиональной и психологической компетентности преподавателя высшей школы зависит от того, насколько его потребности (научные, познавательные, самоопределения, самоутверждения, самоосуществления как преподавателя, самовоспитания, самообразования), направленность (интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы), самосознание (уверенность в своих способностях, возможностях) связаны с его профессиональной деятельностью.

Конкретным шагом на пути психологизации учебного процесса может явиться интеграция усилий и знаний психологов, педагогов и специалистов-предметников по созданию разных вариантов учебно-методических комплексов изучения каждой учебной дисциплины, рассчитанной на разные уровни готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Алексеева Людмила Фоминична - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и дифференциальной психологии Сибирского государственного медицинского университета (г Томск). E-mail.ru: m_sha79@mail.ru

Alekseyeva Lyudmila Fominichna - doctor of psychological sciences, professor, head of department of general and differential psychology of Siberian State Medical University (Tomsk). E-mail.ru: m_sha79@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.