Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ: СУЩНОСТЬ И АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ: СУЩНОСТЬ И АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE / FORMATION / INTERACTION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ACTIVITY / CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурова Ольга Валерьевна

Введение. В статье акцентируется внимание на современной тенденции развития уголовно-исполнительной политики, связанной с увеличением количества уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, в связи с чем подчеркивается значимость деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. Изучается феномен психологической компетентности как значимый конструкт профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, способствующий повышению эффективности служебной деятельности. Рассматриваются теоретические подходы к исследованию профессиональной компетентности и ее компонентов, раскрывается структура психологической компетентности: гностический, коммуникативный и аутопсихологический аспекты. Материалы и методы. В исследовании проведен теоретический анализ материалов отечественных авторов, позволивший выявить сущность феномена «психологическая компетентность». Методологической основой изложенной работы послужили герменевтический и диалектический методы, а также общенаучные методы синтеза, сравнения и обобщения научных данных. Результаты исследования. Представленный структурный подход к исследованию рассматриваемого феномена позволяет определить алгоритм формирования психологической компетентности молодых сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. В качестве основных структурных составляющих программы психологического сопровождения деятельности молодых сотрудников могут быть избраны: гностический, коммуникативный и аутопсихологический блоки. Обсуждение и заключения. Результаты исследования будут полезны психологам ФСИН России, могут способствовать совершенствованию психологического сопровождения деятельности молодых сотрудников уголовноисполнительной инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological competence of employees of criminal executive inspections: the essence and the algorithm of formation

Introduction. The article focuses on the current trend in the development of penal policy associated with the increase in the number of criminal penalties and other criminal law measures not related to deprivation of liberty, in connection with which the importance of the activities of the criminal executive inspections of the Federal penitentiary service of Russia is emphasized. The phenomenon of psychological competence as a significant construct of professional competence of the employee of the penal inspection, contributing to the efficiency of official activity is studied. Theoretical approaches to the study of professional competence and its components are considered, the structure of psychological competence is given: gnostic, communicative and autopsychological aspects. Materials and methods. The study conducted a theoretical analysis of the materials of domestic and foreign authors, which revealed the essence of the phenomenon of «psychological competence». The methodological basis of the work presented in the publication was hermeneutic and dialectical methods, as well as general scientific methods of synthesis, comparison and generalization of scientific data. The research results. The presented structural approach allows to determine the algorithm of formation of psychological competence of young employees of the penal inspection, as the main structural components of the program of psychological support of young employees can be chosen: gnostic, communicative and autopsychological blocks. Discussion and conclusions. The findings of the study will be useful to psychologists of the Federal Penal Service of Russia; can contribute to the improvement of psychological support for the activities of young employees of the penal inspection.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ: СУЩНОСТЬ И АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ»

педагогическая психология

психологическая компетентность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций: сущность и алгоритм формирования

Гурова Ольга Валерьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Пермский институт ФСИН России, г. Пермь, е-таИ: ovgurova@yandex.ru Б01: 10.24411/1029-3388-2019-10043

Аннотация: Введение. В статье акцентируется внимание на современной тенденции развития уголовно-исполнительной политики, связанной с увеличением количества уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, в связи с чем подчеркивается значимость деятельности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. Изучается феномен психологической компетентности как значимый конструкт профессиональной компетентности сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, способствующий повышению эффективности служебной деятельности. Рассматриваются теоретические подходы к исследованию профессиональной компетентности и ее компонентов, раскрывается структура психологической компетентности: гностический, коммуникативный и аутопсихологический аспекты.

Материалы и методы. В исследовании проведен теоретический анализ материалов отечественных авторов, позволивший выявить сущность феномена «психологическая компетентность». Методологической основой изложенной работы послужили герменевтический и диалектический методы, а также общенаучные методы синтеза, сравнения и обобщения научных данных.

Результаты исследования. Представленный структурный подход к

исследованию рассматриваемого феномена позволяет определить алгоритм формирования психологической компетентности молодых сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. В качестве основных структурных составляющих программы психологического сопровождения деятельности молодых сотрудников могут быть избраны: гностический, коммуникативный и аутопсихологический блоки.

Обсуждение и заключения. Результаты исследования будут полезны психологам ФСИН России, могут способствовать совершенствованию психологического сопровождения деятельности молодых сотрудников уголовно-исполнительной инспекции.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, психологическая компетентность, формирование, взаимодействие, психологическое сопровождение деятельности, уголовно-исполнительная инспекция.

psychological competence of employees of criminal executive inspections: the essence and the algorithm of formation

Gurova Olga Valeryevna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Perm Institute of the Federal Penal Service of Russia, Perm, е-mail: ovgurova@yandex.ru

Abstracts: Introduction. The article focuses on the current trend in the development of penal policy associated with the increase in the number of criminal penalties and other criminal law measures not related to deprivation of liberty, in connection with which the importance of the activities of the criminal executive inspections ofthe Federal penitentiary service ofRussia is emphasized. The phenomenon 56

of psychological competence as a significant construct of professional competence of the employee of the penal inspection, contributing to the efficiency of official activity is studied. Theoretical approaches to the study of professional competence and its components are considered, the structure of psychological competence is given: gnostic, communicative and autopsychological aspects.

Materials and methods. The study conducted a theoretical analysis of the materials of domestic and foreign authors, which revealed the essence of the phenomenon of «psychological competence». The methodological basis of the work presented in the publication was hermeneutic and dialectical methods, as well as general scientific methods of synthesis, comparison and generalization of scientific data.

The research results. The presented structural approach allows to determine the algorithm of formation of psychological competence of young employees of the penal inspection, as the main structural components of the program of psychological support of young employees can be chosen: gnostic, communicative and autopsychological blocks.

Discussion and conclusions. The findings of the study will be useful to psychologists of the Federal Penal Service of Russia; can contribute to the improvement of psychological support for the activities of young employees of the penal inspection.

Keywords: professional competence, psychological competence, formation, interaction, psychological support of activity, criminal-executive inspection.

В связи с современными тенденциями развития уголовно-исполнительной системы, увеличением количества видов наказания альтернативных лишению свободы, все большую актуальность принимает деятельность сотрудников УИС, исполняющих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества [10,

15].

По состоянию на 01.07.2017 года в уголовно-исполнительной системе ФСИН России на учетах в 1429 уголовно-исполнительных инспекциях (УИИ) состояли 467032 осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В исправительных учреждениях число осужденных сократилось на 24,3 тысячи человек, в то же время в УИИ - увеличилось на 113 тысяч человек. В 20182019 годах тенденция к увеличению количества уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы, сохранилась. По информации на 01.04.2019: в 81 федеральном казенном учреждении «Уголовно-исполнительная инспекция» и 1347 их филиалах состоят на учете 500398 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 6831, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся

под домашним арестом [9, 15].

Данная тенденция актуализирует значимость служб, осуществляющих надзор за осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, в отношении которых избраны наказания и меры, не предусматривающие изоляцию от общества, а также важность профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций [3, 6, 10, 15].

На современном этапе развития уголовно-исполнительной политики все большее внимание уделяется психологической составляющей профессиональной компетентности сотрудников УИИ, знания в области психологии становятся все более востребованными и профессионально необходимыми [5, 11, 12, 13, 16]. Таким образом, феномен психологической компетентности требует осмысления и представляется актуальным аспектом психологического исследования, а повышение психологической компетентности сотрудников - важным направлением работы психологов, сопровождающих деятельность уголовно-исполнительных инспекций.

Профессиональная деятельность сотрудников УИИ очень многогранна и, кроме контрольно-надзорной функции, включает удостоверительную, поисковую, профилактическую, психолого-педагогическую активность. Сотрудникам УИИ приходится взаимодействовать с представителями разных социальных групп: устанавливать контакты с официальными лицами, представлять инспекцию в суде, владеть информацией о «своем участке», участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях и многое другое. Способность к толерантному, бесконфликтному и продуктивному взаимодействию с поднадзорными лицами, их родственникам, гражданами, представителями других служб, организаций во многом определяет эффективность профессиональной деятельности сотрудников УИИ, позволяет исполнять свои профессиональные обязанности в режиме экономии времени и личностных ресурсов, минимизировать вероятность экстремальных и стрессовых ситуаций.

Проблема профессиональной компетентности и ее значимой составляющей - психологической компетентности личности в современной отечественной психологии изучается достаточно активно. Феномен психологической компетентности является предметом научных изысканий психологии развития и акмеологии, социальной, педагогической психологии и других отраслей психологической науки.

Большая часть исследований, посвященных психологической компетентности сосредоточена в русле психологии управления и психологии труда, педагогической психологии. Понятие «компетентность» происходит от латинского слова «competentis» - соответствие, способность, знания в какой-либо сфере [1, 14]. Авторы признают компетентность профессионально значимой характеристикой, критерием, измеряющим продуктивность активности личности. Компетентность в современном мире имеет статус наиболее значимого требования к личности профессионала.

Современная психологическая наука находится в активном поиске,

нацеленном на осмысление феномена и наполнение его психологическими конструктами. Каждая отрасль психологии насыщает понятие компетентности специфичными для нее смыслами и характеристиками. Теория менеджмента связывает компетентность с оптимальным управлением сложными системами. Акмеологическое понятие компетентности выражается в субъектной активности личности, находящейся на высшей ступени профессионального и индивидуального развития, способной ориентироваться в любой среде и управлять ею. Конфликтология трактует компетентность, как коммуникативные способности, ведущие к успешному социальному взаимодействию и развитию. Исследование генезиса, механизмов формирования и реализации компетентности обусловлено стремлением понять истоки конструктивного взаимодействия личности со средой и объяснить социально-психологическую эффективность одних людей и деструктивную направленность других.

Объясняя содержание понятия «психологическая компетентность», исследователи используют различные смысловые конструкты, отличающиеся как способностями, определяющими уровень функционирования личности, так и качествами, отражающими ее активность, целостность, автономность, ценностные ориентации, направленность и другое. Авторы трактуют компетентность, включая содержательные характеристики различного диапазона: от слишком буквального понимания - знания, умения, навыки до глубокого акмеологического осмысления личностных характеристик и возможностей [1, 2, 4, 8, 11, 12, 14].

В целом, размышления авторов можно свести к пониманию психологической компетентности как интегративного качества, выводящего личность на уровень профессионализма, позволяющего ей быть востребованной и конкурентоспособной, что, в свою очередь, дает ощущение удовлетворенности деятельностью, наполненности и осмысленности бытия. Психологическая компетентность наделяется статусом атрибута зрелой личности, залога эффективных взаимоотношений субъект - мир.

Исследованию различных видов компетентности посвящены исследования: А.В. Брушлинского (социальная компетентность), А.К. Марковой (личностная компетентность), А.А. Бодалева (аутопсихологическая компетентность), Э.Ф. Зеера (профессиональная компетентность). Авторами выделены и рассмотрены компоненты компетентности: самосознание, инициатива, общение, стили деятельности и другие; актуализируются вопросы соотношения видов и компонентов в структуре профессиональной компетентности [1, 2, 4, 7, 8, 11, 12,

14].

Успешность личности рассматривается исследователями как следствие эффективного профессионального развития, а психологическая компетентность - базовый конструкт профессиогенеза [1, 2, 4, 7, 11, 14].

Большая часть авторов выделяет в качестве структурных компонентов психологической компетентности: теоретический, практический и личностный уровни [1, 2, 4, 8, 11, 12].

Данный подход к структуре позволяет рассмотреть:

- теоретический уровень как гностический компонент компетентности, сочетающий знания и умения в области профессиональной деятельности и в сфере психологии: способность быстро ориентироваться в сложной оперативной обстановке, действовать во внезапно изменившейся ситуации и решать профессиональные проблемы, проектировать свой дальнейший профессиональный путь;

- практический уровень как коммуникативный компонент компетентности, включающий умение использовать психологическую информированность в работе со всеми субъектами, имеющими отношение к профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, правильно интерпретировать поведение осужденных, находить адекватный способ взаимодействия, точно оценивая их состояние, индивидуальные особенности, психологически грамотно и педагогически целесообразно воздействовать на них в течение срока отбывания наказания;

- личностный уровень как аутопсихологический компонент компетентности, предусматривающий знание сотрудника о себе, самосознание в контексте соответствия морально-нравственным нормам, способность к рефлексии, умение понимать свои чувства и регулировать эмоциональное состояние, адекватно реагировать на проблемы и неудачи, противостоять развитию профессиональной деформации личности.

Таким образом, в соответствии с описанным выше структурным подходом, складывается представление о возможном алгоритме формирования психологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной инспекции - в качестве основных блоков программы психологического сопровождения молодых сотрудников могут быть избраны: гностический, коммуникативный и аутопсихологический.

По мнению психологов, в качестве наиболее продуктивных методов, способствующих развитию компетентностного потенциала личности, могут быть использованы поисковый и проектный метод, имитационно-моделирующий, метод решения проблемных ситуаций [13, 17].

По нашему мнению, психологический механизм формирования компетентности предусматривает апробацию и выбор сотрудниками различных стратегий поведения в той или иной профессиональной ситуации. Расширение спектра профессиональных реакций в сложных ситуациях позволит начинающим сотрудникам оперативно избирать стратегии поведения, адекватные ситуации и их ценностным ориентациям, уровню притязаний, индивидуальному стилю деятельности, что будет способствовать повышению уровня удовлетворенности от собственной активности и обеспечит эффективность профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А.А. Акмеология: Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 223 с.

2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды/ А.В. Брушлинский. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 408 с.

3. Габараев А.Ш. Особенности деятельности службы пробации в Германии // COLLOQUIUM-JOURNAL. Голопристанський мюькрайонний центр зайнятосп. Варшава. 2018. № 11-10 (22). С. 13-15.

4. Губанова Л.В. Преподаватель иностранного языка как практический психолог. Психологическое обеспечение деятельности // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2017. № 2. С. 106-124 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tverlingua.ru (дата обращения: 30.05.2019).

5. Гурова О.В. Технологии эффективной саморегуляции в деятельности сотрудников УИС // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник материалов V международной научно-практической конференции. Пермь, 2018. С. 240-243.

6. Жунушова Г.Б. Предпосылки становления и перспективы развития службы пробации в Кыргызской Республике // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. Издательство: Общественное объединение «Общественная академия ученых Кыргызской Республики». Бишкек. 2018. № 8. С. 68-71.

7. Зеер Э.Ф.Психология профконсультирования: метод. пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 224 с.

8. Кононенко И.М., Ильязова М.Д. Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза // Вестник АГТУ. 2005. №5 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-kak-element-modeli-vypusknika-vuza (дата обращения: 31.05.2019).

9. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы / ФСИН России [Электронный ресурс]. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/ statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 30.05.2019).

10. Кузнецов А.И., Улитина У А. Служба пробации в Европе // Вестник Пермского института ФСИН России. Пермь. 2018. № 4 (31). С. 23-28.

11. Кусакина Е.А. К вопросу о формировании управленческих компетенций сотрудникаУИС//Материалымеждународной научно-практическойконференции «Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт». Самара, 2018. С. 141-143.

12. Кусакина Е.А. Становление личности профессионала: зарубежные и отечественные подходы // Материалы всероссийской научно-практической

конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика». СПб, 2018. С. 193-197.

13. Максименко М.В., Крыжевская Н.Н. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных качеств курсантов ведомственных вузов // Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2018. С. 211-216.

14. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

15. Пирожкова Е.С. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества: к вопросу прокурорского надзора // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых». Пермь, 2018. С. 237-241.

16. Стальнова И.А., Стальнов А.Г. Возможности адаптации зарубежного опыта формирования кадрового потенциала государственной службы в России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65) . С. 71-73.

17. Тординава И.К. Теоретические основы построения педагогических условий формирования профессионального самосознания студентов вуза // Гуманизация образования. 2010. №3 [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberlenmka.m/artide/n/teoreticheskie-osnovy-postroeniya-pedagogicheskih-usloviy-formirovaniya-professionalnogo-samosoznaniya-studentov-vuza (дата обращения: 31.05.2019).

REFERENCES

1. Bodalev A.A. Akmeologiya: Nastoyashchij chelovek. Kakov on i kak im stanovyatsya? [Acmeology: a Real man. What is it and how can be him?]. A.A. Bodalev, N.V. Vasina. Saint-Peterburg: Rech, 2010. 223 p.

2. Brushlinskij A.V. Sub»ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: Izbrannye psihologicheskie trudy [Subject: thinking, teaching, imagination: selected psychological works]. A.V. Brushlinskij. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2008. 408 p.

3. Gabaraev A.SH. Osobennosti deyatel'nosti sluzhby probacii v Germanii [Features of the probation service in Germany]. COLLOQUIUM-JOURNAL. Golopristans'kij mis'krajonnij centr zajnyatosti. Warsaw. 2018. no 11-10 (22). Pp. 1315.

4. Gubanova L.V. Prepodavatel' inostrannogo yazyka kak prakticheskij psiholog. Psihologicheskoe obespechenie deyatel'nosti [Teacher of a foreign language

as a practical psychologist. Psychological support of activity]. Mir lingvistiki i kommunikacii: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. no 2. Pp.106-124 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.tverlingua.ru (data obrashcheniya: 30.05.2019).

5. Gurova O.V. Tekhnologii effektivnoj samoregulyacii v deyatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Technologies of effective self-regulation in the activities of employees of the penitentiary system]. Penitenciarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodejstviya: sbornik materialov V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Perm, 2018. Pp. 240-243.

6. ZHunushova G.B. Predposylki stanovleniya i perspektivy razvitiya sluzhby probacii v Kyrgyzskoj Respublike [Prerequisites of formation and prospects of development of probation service in the Kyrgyz Republic]. Nauka, novye tekhnologii i innovacii Kyrgyzstana. Izdatel'stvo: Obshchestvennoe ob»edinenie «Obshchestvennaya akademiya uchenyh Kyrgyzskoj Respubliki». Bishkek. 2018. no 8. Pp. 68-71.

7. Zeer E.F. Psihologiya profkonsul'tirovaniya: metod. posobie [Psychology of professional consultation: methodical manual]. E.F. Zeer, E.E. Symanyuk. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2014. 224 p.

8. Kononenko I.M., Il'yazova M.D. Social'no-psihologicheskaya kompetentnost' kak element modeli vypusknika vuza [Socio-psychological competence as an element of the University graduate model]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2005. no5 [Elektronnyj resurs]. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-kompetentnost-kak-element-modeli-vypusknika-vuza (accessed: 31.05.2019).

9. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj system. Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij Rossii [Elektronnyj resurs]. Available at: http://fsin.rf/structure/ inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (accessed: 30.05.2019).

10. Kuznecov A.I., Ulitina U.A. Sluzhba probacii v Evrope [Probation service in Europe]. Vestnik Permskogo instituta Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij Rossii. Perm. 2018. no 4 (31). Pp. 23-28.

11. Kusakina E.A. K voprosu o formirovanii upravlencheskih kompetencij sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [On the issue of formation of managerial competencies of the employee of the penal system]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyj opyt». Samara, 2018. Pp.141-143.

12. Kusakina E.A. Stanovlenie lichnosti professionala: zarubezhnye i otechestvennye podhody [The personality of the professional: international and domestic approaches]. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pedagogika i psihologiya v deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del: teoriya, metodika, praktika». SPb, 2018. Pp. 193-197.

13. Maksimenko M.V., Kryzhevskaya N.N. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no vazhnyh kachestv kursantov vedomstvennyh vuzov [Psychological and pedagogical conditions of formation of professionally important qualities of cadets of departmental universities]. Materialy vserossijskoj nauchno-

prakticheskoj konferencii. SPb, 2018. Pp. 211-216.

14. MarkovaA. K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. M.: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996. 312 p.

15. Pirozhkova E.S. Ispolnenie nakazanij, ne svyazannyh s izolyaciej ot obshchestva: k voprosu prokurorskogo nadzora [Execution of penalties not related to isolation from society: on the issue of prosecutorial supervision]. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: vzglyad molodyh». Perm, 2018. Pp. 237241.

16. Stal'nova I.A., Stal'nov A.G. Vozmozhnosti adaptacii zarubezhnogo opyta formirovaniya kadrovogo potenciala gosudarstvennoj sluzhby v Rossii [Possibilities of adaptation of foreign experience of formation of personnel potential of public service in Russia]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016. no 2(65). Pp. 71-73.

17. Tordinava I.K. Teoreticheskie osnovy postroeniya pedagogicheskih uslovij formirovaniya professional'nogo samosoznaniya studentov vuza [Theoretical bases of construction of pedagogical conditions of formation of professional consciousness of students of higher education institution]. Gumanizaciya obrazovaniya. 2010. No 3 [Elektronnyj resurs]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-postroeniya-pedagogicheskih-usloviy-formirovaniya-professionalnogo-samosoznaniya-studentov-vuza (accessed: 31.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.