Научная статья на тему 'Психологическая карта дошкольника'

Психологическая карта дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2045
1500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ДОКУМЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Галина Александровна

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что «основной формой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога в зависимости от проблемы)». Рассмотрим ведение психологической карты дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая карта дошкольника»

Г. А. Прохорова

Психологическая карта дошкольника

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что «основной формой документации является психологическая карта (ребенка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы)». Рассмотрим ведение психологической карты дошкольника.

Прохорова Галина Александровна - методист структурного подразделения социально-психологической деятельности Методического центра Северного учебного округа.

Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Рекомендуется подписывать карту в зашифрованном виде, педагог-психолог может сам выбрать код. Например, первая цифра обозначает группу, вторая - порядковый номер по списку, который находится у психолога.

В инструктивном письме указывается, какие материалы хранятся в карте:

1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы:

• дата и время работы;

• основания для работы;

• формы работы (название метода, необходимые комментарии);

• краткий вывод;

• перспективы дальнейшей работы.

2. Данные о рекомендациях, даваемых педагогам и родителям.

3. Название развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой.

4. Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т. п.

5. Анкеты, которые заполняли родители по просьбе психолога.

В детских садах Северного округа г. Москвы педагоги-психологи проводят обследование всех детей, посещающих дошкольное учреждение. Виды и формы работы могут быть различны: наблюдение, беседа с ребенком, психологическое обследование, анализ продуктивной деятельности, беседы с воспитателями и родителями, используются и подгрупповые

формы обследования, например, «Дорисовывание фигур».

По результатам обследования составляется общая таблица результатов достижений возрастной группы, в графе «Примечание» записывается, какой вид психолого-педагогического обследования оптимален для развития ребенка.

Таким образом, следуя рекомендациям инструктивного письма, психологическая карта должна быть заведена, в первую очередь, для тех детей, которые включены в развивающую работу с психологом.

Как показывает практика, удобно хранить материалы обследований в пластиковом файле-вкладыше, в котором собирается указанный материал на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Психологические карты детей одной возрастной группы могут быть собраны в объемную папку, в начале которой вкладывается таблица с данными общего группового обследования.

Вариант оформления психологической карты

На титульном листе записываются общие сведения о ребенке, на втором листе заполняется таблица, в которую внесены виды и формы работы, обращения за консультацией родителей (или лиц, их заменяющих), педагогов и т. п.

В зависимости от времени пребывания ребенка в детском саду в конце учебного

года заполняются итоговые листы по возрасту. В начале каждого листа следует отмечать прохождения периода адаптации, например, после летнего отдыха. Если длительного перерыва (более 1 месяца) в посе-

щении не было, то отмечается «непрерывное посещение».

Карта развития ребенка, которая выдается при поступлении в школу, оформляется отдельно.

Психологическая карта дошкольника

(заполняется на каждый возрастной период в конце учебного года)

Шифр_

Дата рождения_

Дата поступления в дошкольное учреждение_

Возраст при поступлении в дошкольное учреждение_

Начата «_»_г.

Окончена «_»_г.

Дошкольник поступает в_

(школа, переведен в другой д/с и т.п.)

Приложения (нужное подчеркнуть):

протоколы, данные обследований, бесед, наблюдений, консультаций с родителями или лицами, их заменяющими;

рекомендации для педагогов, родителей;

названия развивающих программ, которые проводились с ребенком;

письменные заключения, предоставляемые другим специалистам, родителям, лицам, их заменяющих, в учреждения;

другое_

На протяжении пребывания в дошкольном учреждении проводилось:

Виды проводимой работы Ранний возраст (до 3 лет) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

индивидуальная развивающая работа (указать тематику, сроки, периодичность)

включен(а) в групповые занятия (указать тематику, сроки, периодичность)

обращение родителей (законных представителей) за консультативной помощью (часто, в сложных случаях, не обращались)

Общий вывод

Ранний возраст (до 3 лет)

протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Ориентирование на требования педагога:

не подчиняется; ситуативно; полностью подчинен.

Избирательность в отношении к разным педагогам:

проявляется; не проявляется.

Умение регулировать эмоции:

может «отложить» импульсивное проявление;

импульсивность в пределах нормы;

не владеет регуляцией.

Включенность в деятельность группы:

участвует вместе с детьми в режимных моментах;

необходимо дополнительное внимание со стороны взрослого;

предпочитает оставаться незаметным.

Целенаправленность поведения:

поведение целенаправленное;

цель удерживает, хотя и отвлекается;

мало целенаправленное поведение.

Адекватность бытовым, игровым ситуациям:

адекватен ситуации, действия адекватны, хотя импульсивны;

импульсивность, непоследовательность в выражении эмоций.

Проявление утомления:

постоянно утомлен;

утомление проявляется в начале дня, недели;

в конце дня, недели.

Уровень развития активной речи:

высокий, средний, низкий, отсутствует.

Средства общения:

речевые;

экспрессивно-мимические; предметно-действенные.

Особенности совместной деятельности со взрослым:

инициативен, включен в деятельность; пассивен, тревожен, проявляет негативизм.

Рекомендации_

Младший дошкольный возраст

- вновь поступивший в д/с, группу

- после длительного отсутствия (более 1 месяца), протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

- непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть): Общительность:

общителен, контакт речевой, жестовый, мимический; легко и быстро устанавливает контакт; заинтересован в общении, но общение формальное; в контакт вступает не сразу, контакт избирателен; малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого;

активен, чрезмерно деятелен, указания выполняет с трудом, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми.

Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения;

агрессивен, конфликтен;

другое_

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях; средний уровень развития общих движений (по программе д/с); моторно неловок, испытывает трудности на занятиях физкультурой. Сенсорное развитие:

показывает и называет величину, цвет, форму предметов; затруднено формирование сенсорного гнозиса. Понимание речи:

обращенную речь понимает, действует по словесному указанию; понимание речи на бытовом уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудности в регуляции поведения речевыми обращениями. Активная речь:

инициативен в речевом высказывании, речь понятна, предложения полные; инициативен в речевом высказывании, речь малопонятна; речь односложная, инициативы в речевом общении не проявляет. Развитие сюжетно-ролевой игры: обычно включается в игру;

обычно играет в одиночку, но возле других детей;

держится в стороне от других детей.

Навыки самообслуживания и культурно-гигиенические:

сформированы по возрасту;

трудности в формировании навыков самообслуживания. Рисование:

проявляет желание рисовать, имеет замысел, уверенно рисует кистью, карандашом; желания рисовать не проявляет, карандаш, кисть держит неуверенно.

Средний возраст (4-5 лет)

- вновь поступивший в д/с, группу

- после длительного отсутствия (более 1 месяца), протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

- непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть):

Общительность:

общителен, контакт речевой;

легко и быстро устанавливает контакт;

общение ситуативное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен; малообщителен, инициативы в контакте не проявляет. Поведение:

активен, работает с удовольствием, выполняет указания взрослого; активен, чрезмерно деятелен, суетлив;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми. Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения; агрессивен, конфликтен;

другое_

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

моторно неловок, часто роняет вещи, испытывает трудности на музыкальных и физкультурных занятиях.

Познавательная активность: любознателен, живо интересуется окружающим; познавательный интерес проявляет избирательно; познавательная активность низкая. Слуховое восприятие:

различает и обозначает словом неречевые шумы; различает, но затрудняется обозначить словом; не проявляет интереса к заданию. Зрительное восприятие:

называет и узнает большинство предметов на картинке, определяет геометрические формы; предметы, геометрические формы узнает и называет, но заменяет слова; узнает черно-белые изображения. Пространственные представления:

в процессе конструирования, строительных игр употребляет простые предлоги; делает постройки, но затрудняется словом обозначить местоположение деталей; не проявляет интереса к конструированию. Развитие движений пальцев рук:

при рисовании и самообслуживании движения сформированы;

движения пальцев рук неловкие, напряженные при рисовании, в самообслуживании. Связная речь:

речь понятная, умеет выразить свою мысль словом; речь нечеткая, но предложения распространенные, полные;

по составу предложения неполные, короткие, затруднена связь слов в предложении. Развитие мышления:

соответствует возрасту;

преобладает наглядно-действенный способ.

Анализ продуктивной деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним; имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы; не высказывает изобразительного замысла. Словотворчество:

проявляет; не проявляет. Игра:

преобладающий уровень игры_

вид общения в игре_

Социальные навыки:

знает и выполняет социальные нормы и правила в поведении; знает, но не всегда выполняет социальные нормы и правила; с трудом подчиняется выполнению социальных норм и правил.

Старший возраст (5-6 лет)

- вновь поступивший в д/с, группу

- после длительного отсутствия (более 1 месяца), протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

- непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть): Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт;

заинтересован в общении, но общение ситуативное, кратковременное;

в контакт вступает не сразу, контакт избирателен;

малообщителен, инициативы в контакте не проявляет.

Поведение:

активен, бодр, работает с удовольствием, в одном темпе с другими детьми; активен, чрезмерно деятелен, указания не выслушивает до конца, торопится; пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми. Проявление негативных поведенческих реакций: резкие колебания настроения; агрессивен, конфликтен;

другое_

Общие движения:

физически развит, гармоничен в движениях, вынослив; средний уровень развития общих движений (по программе д/с); затруднена координация общих разноименных движений; снижена выносливость движений (затруднения в беге). Слуховое внимание:

соответствует возрасту; снижен объем слухового внимания. Зрительно-пространственный гнозис: соответствует возрасту; задания вызывают затруднения. Зрительно-пространственный праксис: соответствует возрасту; задания вызывают затруднения. Развитие графической деятельности: соответствует возрасту; задания вызывают затруднения. Латеральные предпочтения: выделены; не выделены.

Мыслительная деятельность, познавательная активность:

соответствует возрасту; некоторые задания вызывают затруднения. Игра:

преобладающий уровень игры_

вид общения в игре_

Анализ продуктов деятельности:

удерживает изобразительный замысел, выполняет работу в соответствии с ним, может самостоятельно оценить результат;

имеет изобразительный замысел, работает в соответствии с ним, но результат не оценивает адекватно;

имеет изобразительный замысел, но меняет его в процессе работы, оценки результата нет.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

- вновь поступивший в д/с, группу

- после длительного отсутствия (более 1 месяца), протекание периода адаптации легкое, среднее, тяжелое

- непрерывное посещение

На протяжении пребывания в группе отмечено (нужное подчеркнуть): Общительность:

общителен, легко и быстро устанавливает контакт; заинтересован в общении, но общение ситуативное; в контакт вступает не сразу, контакт избирателен; малообщителен, инициативы в контакте не проявляет. Поведение:

активен, работает с удовольствием, доводит начатое дело до конца;

активен, чрезмерно деятелен, переносит задания из другого упражнения, суетлив, не заканчивает задания;

пассивен, инертен, медлителен, с трудом успевает действовать вместе с детьми. Проявление негативных поведенческих реакций:

резкие колебания настроения; агрессивен, конфликтен;

другое_

Общие движения:

физически развит, ловок, вынослив;

средний уровень развития общих движений (по программе д/с);

снижена выносливость движений, проявляет моторную неловкость.

Зрительно-моторная координация:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ритмическое чувство:

выполняет задания по простым, сложным ритмам;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Переключение движений:

выполняет задания;

затруднено выполнение заданий.

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели):

выполняет задания; оценивает результат; затруднено выполнение заданий. Звуковой анализ слов:

выполняет задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Умение определять состав числа:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

затруднено выполнение заданий.

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Составление сюжетного рассказа по серии картин:

составляет рассказ и обосновывает последовательность картин;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Понимание логико-грамматических конструкций:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

затруднено выполнение заданий.

Установление причинно-следственных связей:

выполняет и объясняет ход выполнения задания;

оценивает результат;

затруднено выполнение заданий.

Ориентировка на листе бумаги:

соответствует возрасту;

затруднения в определении левой и правой стороны листа; затруднения в определении вертикального направления.

Составление описательной характеристики ребенка старшей и подготовительной групп в предлагаемом нами варианте состоит из обобщенных записей, она менее подробна, чем в младших группах. Это объясняется тем, что в старшем возрасте проводится большее количество заданий, направленных на определение уровня формирования произвольности психических процессов. Поэтому включены такие параметры, как «оценка результата своего действия», «объяснение хода выполнения задания» и т. п.

Предлагаемая форма используется в детских садах Северного округа и носит рекомендательный характер. Педагог-психолог детского сада может дополнять или изменять указанные параметры в соответствии с образовательными потребностями учреждения. Например, в детских садах компенсирующего вида (для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, речи и т. д.) параметры обследования будут изменяться.

При поступлении ребенка в школу, запросе родителей или других организаций педагог-психолог составляет характеристику на ребенка. Для молодых специалистов приводим схему составления характеристики:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:

• активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный; спокойный, уравновешенный; заторможенный; плаксивый, тревожный;

• быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость;

• преобладание настроения - жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка.

Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня;

• проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИ Е ОСОБЕННОСТИ:

• общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации;

• отношение к товарищам - дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.;

• отношение к лидерству - стремится к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу;

• отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям;

• каким видам деятельности отдает предпочтение;

• активность речевого общения - соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению;

• поведение организованно, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:

• слухоречевое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти - достаточный, ограниченный, низкий;

• устойчивость внимания - способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения - отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей;

• переключаемость внимания - легкая, быстрая, замедленная, затрудненная;

• распределение внимания - достаточное, затруднено;

• общий уровень развития внимания -соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:

• способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений;

• умение использовать приемы для запоминания - опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:

• состояние анализаторов, наличие обобщенных представлений о форме, величине, цвета, понятие относительности - соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:

• яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т. п.) - соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:

• понимание рассказов со скрытым смыслом;

• парные аналогии;

• сюжетное рассказывание - номинативная и коммуникативная функция речи;

• умение работать в режиме диалога;

• речевая деятельность - адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т. д.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ:

• отношение активное, заинтересованное, безразличное;

• во время занятий сосредоточен или часто отвлекается;

• быстро или медленно включается в работу;

• темп работы - быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы - обдумывание, тщательность выполнения; снижение психической активности - вялость, заторможенность, отвлекаемость и т. д;

• утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы;

• субъективные и объективные признаки утомления - жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.;

• спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия;

• умениеследовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца;

• в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом одобрении;

• деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

ПРОВОДИМАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ:

• проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа, на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т. д.), рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости);

• результаты работы, успешность, формирование навыков - по возрасту, с трудом, отсроченное;

• работа с родителями, семьей - отношение родителей, успешность, систематичность и т. д. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.