Научная статья на тему 'Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения'

Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4070
923
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЙ ГРАФИК / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Галина Александровна

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что одной из форм документации является график работы педагога-психолога. Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения изложены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения»



Г. А. Прохорова

Методические рекомендации к составлению рабочего графика педагога-психолога дошкольного учреждения

Прохорова Галина Александровна - методист структурного подразделения социально-психологической деятельности Методического центра Северного учебного округа.

В инструктивном письме Департамента образования г. Москвы от 9 сентября 2003 года № 2-30-20 «О введении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» указывается, что одной из форм документации является график работы педагога-психолога.

При составлении графика работы педагогу-психологу детского сада необходимо учитывать:

1. Расписание занятий воспитателей с детьми (сетка занятий).

2. Время приема пищи и дневной сон (для круглосуточных детских садов - время ночного укладывания).

3. Длительность психологической работы с ребенком определяется Санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.4.1.1249-03):

«Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни -не более 30 минут. В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между

занятиями - не менее 10 минут. Занятия для детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий - не более 25-30 минут. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку».

4. Регулирование рабочего времени педагогов-психологов в соответствии с приказом Министерства образования и науки от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»:

...VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников образовательных учреждений.

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

График работы на неделю

День недели Часы Вид деятельности Примечания

1 2 3 4

Как видно из нормативных документов, продолжительность рабочего времени в неделю составляет 36 часов (1 ставка), при этом методическая работа не предусмотрена. Поэтому употребление понятия «методический день», на наш взгляд, является некорректным.

Деятельность педагога-психолога состоит из двух блоков:

• работа с участниками образовательного процесса (родители участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении не являются);

• подготовка к проведению работы, анализ и обобщение полученных данных, проведение консультаций с родителями, повышение своей квалификации и т. п.

Работа, не подразумевающая участия детей или педагогов, может осуществляться за пределами образовательного учреждения, но это обязательно согласовывается с администрацией. Также учитываются условия работы - наличие отдельного кабинета, компьютера, оргтехники и т. д.

Практика показывает, что наиболее проблематичным оказывается планирование работы с детьми, так как педагог-психолог в детском саду не является профилирующим специалистом. Поэтому в сетку занятий не вносятся занятия с психологом, поскольку количество общих занятий не может превышать нормы СанПиН.

В соответствии со временем работы дошкольного учреждения (детские сады работают с 7.00, с 7.30, реже - с 8.00) педагог-психолог может планировать индивидуальные беседы с детьми, оказание психологической поддержки в период адаптации в течение утреннего приема детей. Также следует учитывать время проведения утренней гимнастики в группе. Очевидно, что на взаимодействие с детьми во время утреннего приема может быть отведено 20-30 минут.

Далее в детском саду согласно режиму дня проходят завтрак и занятия, в этот период педагог-психолог не может планировать занятия с детьми.

Некорректным является и то, что педагог-психолог забирает ребенка с фронтального занятия и занимается с ним индивидуально. В этом случае не достигается цели всесторонней подготовки ребенка к школе, потому как, например, одним из критериев готовности является и умение работать в едином темпе с другими детьми.

Педагог-психолог должен определить причину трудностей в усвоении программы детского сада, помочь дошкольнику, а не дублировать работу воспитателя. В указанном случае речь идет об общеразвивающем детском саде, в учреждениях комбинированного и компенсирующего вида такие вопросы решаются индивидуально, но с учетом деятельности других специалистов - логопедов, дефектологов, медицинских работников.

Сложности возникают у педагога-психолога и при определении времени проведения диагностики дошкольников. По согласованию со старшим воспитателем и педагогами группы можно провести кратковременное фронтальное обследование как часть занятия. Отметим, что для детей дошкольного возраста обследование проводится преимущественно индивидуально, а фронтальные задания используются реже.

В дошкольных учреждениях Северного округа мы рекомендуем проводить развивающие игры и тренинги с детьми на прогулке. Рассматривая игровую деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, педагог-психолог использует подвижные игры как одно из средств для формирования основы учебных навыков.

Например, игра «Найди и промолчи» (для детей от 5 лет).

Цель: воспитывать умение контролировать свои эмоции, развивать волевые качества.

Дети стоят в кругах, обозначенных мелом на асфальте (нарисованных на земле), психолог объясняет им, что где-то спрятан предмет, который нужно найти. Однако, когда обнаружишь предмет, громко говорить об этом нельзя. Надо подойти тихо к взрослому и сказать шепотом, где увидел спрятанный предмет. После этого вернуться на свое место.

По сигналу: «Найди и промолчи!» - дети начинают движение. Те, кто уже нашел игрушку, тихо сообщают об этом взрослому. Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей не найдут игрушку.

Педагог-психолог может пригласить поиграть 3-8 дошкольников, т.е. проводить работу с подгруппой детей. Режим прогулки при этом не нарушается, поскольку в структуру прогулки входят различные виды деятельности детей: наблюдение, беседа, свободные игры, коллективный труд и т. д.

Во время обеда, подготовки к дневному сну, в дневной сон педагог-психолог может уделить время беседе с ребенком, если в этом есть необходимость.

Выбирая время для проведения работы с педагогами, педагог-психолог должен руководствоваться положениями инструкции об охране жизни и здоровья детей, так как воспитатель несет персональную ответственность за здоровье ребенка, которого ему передали родители (или лица, их заменяющие). Поэтому педагог-психолог может предложить проведение семинара, тренинга, консультации и т. п. для тех воспитателей, рабочая смена которых или уже закончена, или еще не началась.

Во второй половине дня педагог-психолог имеет больше возможностей для работы с детьми. Если в детском саду занятия проводятся по подгруппам, то психолог может заниматься со второй подгруппой детей. Режим дня предусматривает игры детей во II половине дня, во время которых педагог-психолог может организовать психогимнастику, коммуникативные игры и т. д. Взаимодействие с детьми может быть продолжено и во время вечерней прогулки.

Работа с родителями (или лицами, их заменяющими) в детском саду проводится по

вопросам воспитания, развития детей и дет-ско-родительских отношений. Поэтому, например, проведение психотерапевтических сеансов с родителями по личностным вопросам в функциональные обязанности педагога-психолога не входит, с этой целью можно рекомендовать посещение психологической консультации.

График работы может изменяться в соответствии с изменением сетки занятий в дошкольном учреждении, а также на период обучения педагога-психолога на курсах повышения квалификации.

В соответствии с составленным графиком заполняется журнал учета проведенной работы, который включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).

Журнал учета проведенной работы

Дата, Содер- По чьей ини- Участ- Приме-

часы жание циативе прове- ники чания

работы работы дена работа

1 2 3 4 5

Ведение журнала учета работы является обязательным, по записям в журнале учитывается фактическое рабочее время.

В отличие от графика работы в журнале указывается фактический интервал времени проведения работы.

Дата, Содер- По чьей Участ- Приме-

часы жание инициативе ники чания

работы работы проведена работа

01.10.08 Оказание Родители Петя Р. Период

8.00-8.20 психологической поддержки ребенку младшей группы адаптации

Мы надеемся, что приведенные рекомендации помогут начинающему педагогу-психологу организовать свое время и при необходимости продемонстрировать основания такой организации. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.