Научная статья на тему 'Гендерная диагностика в условиях детского сада'

Гендерная диагностика в условиях детского сада Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / РЕФЛЕКТИВНОСТЬ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ / ИНТРОВЕРТНОСТЬ / ЭКСТРАПУНИТИВНОСТЬ / ИНТРОПУНИТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велиева Ирина Владимировна

Автор предлагает практический материал для определения гендерной типологии и выявления индивидуальных психодинамических свойств у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Велиева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная диагностика в условиях детского сада»

Автор предлагает практический материал для определения гендерной типологии и выявления индивидуальных психодинамических свойств у ребенка.

Велиева Ирина Владимировна,

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада», Д/С №122 «Красное солнышко» педагог-психолог Д/С №122 Самарская область, г. Тольятти metod122@pdlada.ru

ГЕНДЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Как объективно определить гендерную типологию и индивидуальные психодинамические свойства у ребенка?

Ключевые слова: импульсивность, рефлективность, пластичность, ригидность, экстравертность, интровертность, экстрапунитивность, интропунитивность

На наш взгляд ограничиваться лишь разделением детей по полу - не совсем верно. Дети индивидуальны, неповторимы, а главное их индивидуальные психологические особенности сами диктуют нам способы их гармоничного и конструктивного развития и обучения. Надо лишь только их разглядеть, распознать и грамотно подобрать инструментарий (игры, приемы общения и т.д.). Для упрощения процесса распознавания мы предлагаем вариант гендерной диагностики.

Один из важных и первых этапов в работе по данной системе - диагностика. Специалисты, работающие с детьми, знают, что своевременно и грамотно проведенная диагностика - первый шаг на пути к решению трудностей и проблем ребенка. Только зная и учитывая сильные и слабые стороны каждого конкретного малыша можно продуктивно простроить развивающую и коррекционную работу.

Работая поданному вопросу не первый год, пробуя разные подходы и методы, мы столкнулись с конкретной проблемой - сложностью выявления гендерного типа и психодинамических свойств только лишь с помощью наблюдения. Безусловно, наблюдение - один из сильнейших диагностических методов в работе с детьми дошкольного возраста, но этот метод требует тщательно разработанной карты-схемы, достаточно простой и удобной в использовании с учетом того, что ей может воспользоваться не только специалист психолог, но и педагог группы, родитель.

Психологической службой детского сада города Тольятти №.122 «Красное солнышко» были разработаны анкеты, карты-схемы, позволяющие наиболее объективно определить гендерную типологию и индивидуальные психодинамические свойства у ребенка. Вам предлагается диагностика определяющая индивидуальные психодинамические свойства.

Карта-схема наблюдения за проявлением психодинамических свойств детей разных гендерных подгрупп

№ Психодинамические Частота проявлений

п/п свойства всегда часто редко никогда

1. Ориентировка свернута, или практически отсутствует. Ребенок начинает действовать сразу, не давая себе времени оценить обстановку. Выполняет задание быстро, но при этом может допускать много ошибок из-за недостаточно правильного понимания условий задач деятельности.

2. Ребенку необходимо время, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации, подумать, и только после этого начинает действовать. Ребенку необходимо досконально разобраться в том, что им следует выполнить. Эта медлительность проявляется развернутой ориентировкой, которая компенсируется «свернутым» исполнением, часто безошибочно с первого раза.

3. Ребенок не испытывает трудностей в переключении от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. В общении с другими людьми, ребенок быстро формирует свое мнение, но и быстро меняет его.

4. Ребенок не может начать новое дело, до того как совершит предыдущее, испытывает трудности при переключении с одной деятельности на другую. В общении придерживается своих стереотипов и отношений, которые развиваются постепенно, в течении длительного времени и меняются с трудом.

5. Ребенок изначально открыт миру и доверяет ему, легко сходится с людьми. В общении отсутствуют барьеры, что позволяет легко завязывать контакты с новыми людьми и преодолевать конфликты.

6. Широкая связь с миром крайне затруднительна. Закрытость, психологические барьеры, мешают сотрудничеству и приводят к тому, что новые ситуации и новые люди воспринимаются первоначально с осторожностью и недоверием.

7. В случаях затруднения ребенок решается положиться на случай или внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства воспринимаются им как причина всех своих неудач.

8. Ребенок во всем склонен полагаться только на свои силы, и при неудачах склонен обвинять лишь самого себя.

9. Ребенку достаточно пустяка, чтобы рассмеяться или заплакать. Эмоции «написаны на лице», ребенка очень легко понять по невербальным проявлениям.

10. От ребенка очень сложно добиться открытого проявления эмоций. Трудно догадаться о чувствах испытываемых им, так как это никак не транслируется с помощью мимики.

Обработка результатов:

Каждый порядковый номер представляет собой то или иное психодинамическое свойство. Определив степень его проявления, вы можете увидеть психологический профиль ребенка.

1. Импульсивность

2. Рефлективность

3. Пластичность

4. Ригидность

5. Экстравертность

6. Интровертность

7. Экстрапунитивность

8. Интропунитивность

9. Высокая эмотивность

10. Низкая эмотивность

Анкета для определения индивидуальных психологических особенностей у детей старшего дошкольного возраста.

Выбрав один из вариантов ответа на каждый из вопросов, а затем проанализировать полученные результаты с помощью ключа, вы сможете определить психодинамические свойства ребенка.

I. Импульсивность - Рефлективность

• Прослушав задание от взрослого, ребенок:

а) выкрикивает ответ, не выслушав до конца вопрос и не дав себе время подумать. Чаще дает неверный ответ;

б) просит повторить вопрос, разъяснить его. Долго взвешивает ответ, отвечает неуверенно;

в) выслушав вопрос, отвечает быстро и уверено. Чаще ответ правильный.

• Во время приема пищи, ребенок:

а) ест очень быстро, плохо пережевывает пищу, отвлекается по другим делам;

б) медленно и тщательно пережевывает пищу. Чаще остается за столом один из последних;

в) ест в умеренно быстром темпе, встает из-за стола одним из первых.

• В игре ребенок проявляет себя как:

а) шумный, активный игрок берет на себя главные роли;

б) спокойный, тихий, чаще на вторых ролях;

в) активный и собранный в игре, чаще берет на себя роль организатора.

• В трудовой деятельности ребенок демонстрирует:

а) активность, но берет на себя очень много функций и бросает одно дело, не закончив с другим;

б) чаще пассивен, сам не проявляет инициативы, но от поручения взрослого не откажется, хотя будет выполнять все, медленно и размерено.

в) с энтузиазмом и интересом берется за дело, выполняет быстро и тщательно.

II. Пластичность - Ригидность

1. Во время занятий ребенок:

а) быстро и спокойно переключается от одного вида задания к другому, может слушать взрослого одновременно занимаясь еще чем либо другим;

б) ребенок с трудом переключается от одного задания к другому, тем более, если они не связаны друг с другом;

в) ребенок переключается постепенно, ориентируясь на других детей.

2. Во время игры ребенок:

а) берет на себя любые роли, быстро входит и выходит из ролей и вообще игры в целом;

б) прикладывает максимум усилий, чтобы успеть за более быстрыми в переключении сверстниками, чаще безрезультатно;

в) предпочитает заниматься какой либо одной игрой или брать на себя одну роль, но при необходимости переключается без особых затруднений.

3. В коммуникативной деятельности ребенок:

а) непосредственный, быстро формирует свое мнение о сверстнике или взрослом, но так же легко его меняет, настроение меняется быстро в зависимости от ситуации, обиды и ссоры забывает быстро;

б) придерживается своих стереотипов, с трудом меняет свое сложившееся отношение и мнение по отношению к собеседнику, в настроении постоянен и стабилен, долго помнит обиды;

в) постоянен в своем отношении, но очень легко подается влиянию и может поменять свое отношение и отойти от стереотипов при предъявлении ему доводов, в своих настроениях нестабилен.

III. Экстравертность - Интровертность

1. В своем поведении ребенок:

а) открыт миру и всем людям его окружающим;

б)демонстрирует закрытость, некоторую отчужденность к людям и ко всему происходящему;

в) действует по ситуации, может проявлять себя как в открытой, так и в закрытой форме.

2. В коммуникативной деятельности ребенок:

а) легко, сходится с новыми людьми, доверчив, заинтересован в общении;

б) психологические барьеры препятствуют в построении общения;

в) несколько отчужден, но со знакомыми ему людьми очень активен и расположен к общению.

3. Во время занятий ребенок:

а) интересуется всем новым и неизведанным, при этом делится своим опытом по каждому рассматриваемому вопросу;

б) не участвует в рассуждениях и дискуссиях, спокойно и молча выслушивает новую для него информацию;

в) высказывает свое мнение только в случае твердой уверенности, что хорошо знаком с данной темой.

4. В игровой деятельности ребенок:

а) выступает в роли лидера и заводилы, любит новые игры и роли;

б) предпочитает знакомые, спокойные игры и уединение;

в) к новому относится с интересом и участием но с некоторой осторожностью.

IV. Экстрапунитивность - Интропунитивность

1. Во время занятий и игр ребенок:

а) постоянно требует разъяснений и помощи со стороны взрослого, даже не пытается разобраться и действовать самостоятельно. При первых же неудачах винит внешние обстоятельства (плохой карандаш, листок бумаги маленький, кто-то мешает и т.д.)

б) выполняет все задания и препятствия самостоятельно. При неудачах винит только себя (я плохо подумал, забыл, устал и т.д.)

в) ребенок допускает помощь со стороны взрослого, но только после попыток сделать самостоятельно. При неудачах может ссылаться как на внешние обстоятельства, так и на себя.

2. На возникающие препятствия и барьеры на своем пути, ребенок:

а) решается положиться на случай, на внешние обстоятельства;

б) полагается только на собственные возможности и силы;

в) оценивает ситуацию и действует по обстоятельствам.

V. Эмотивность

1. Во время просмотра спектакля, прослушивания художественного произведения и т.п. ребенок:

а) отображает все проживаемые эмоции на своем лице (испуг, страх, радость, восторг, сочувствие и т.д.);

б) не транслирует переживаемые эмоции, сохраняя «маску» на лице;

в) выражает наиболее яркие свои переживания;

2. При взаимодействии, ребенок:

а) ярко проявляет свои чувства, ему достаточно пустяка для того, чтобы рассмешить его или расстроить;

б) «держит» в себе свои истинные чувства и переживания, его достаточно сложно вызвать на эмоциональный контакт. Ребенок все переживает очень глубоко, но не показывает это окружающим;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) не скрывает свои истинные эмоциональные переживания, но контролирует их в зависимости от ситуации.

Обработка результатов:

А теперь посмотрите, какие буквы превалируют в ваших ответах.

I. Импульсивность - Рефлективность

• А - у ребенка скорее выраженная импульсивность;

• Б - у ребенка скорее выраженная рефлективность:

• В - у ребенка скорее импульсивность и рефлективность выражена в равных пропорциях.

II. Пластичность - Ригидность

• А - у ребенка скорее выраженная пластичность:

• Б - у ребенка скорее выраженная регидность:

• В - у ребенка скорее пластичность и регидность выражена в равных пропорциях.

III. Экстравертность - Интровертность

• А - у ребенка скорее выраженная экстраверт-нос^;

• Б - у ребенка скорее выраженная интровертность:

• В - у ребенка скорее экстравертность и интро-вертность выражена в равных пропорциях.

IV. Экстрапунитивность - Интропунитивность

• А - у ребенка скорее выраженная экстрапунитивность;

• Б - у ребенка скорее выраженная интропунитивность:

• В - у ребенка скорее экстрапунитивность и интропунитивность выражена в равных пропорциях.

V. Эмотивность

• А - у ребенка скорее высокий порог эмоциональных реакций и высокий уровень эмотивности;

• Б - у ребенка скорее низкий порог эмоциональных реакций и низкий уровень эмотивности:

• В - у ребенка скорее порог эмоциональных реакций находится между высоким и низким, это говорит о среднем уровне эмотивности.

ИГРЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СЛАБЫХ

СТОРОН ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО СВОЙСТВА

После обработки результатов диагностики вы выявите у каждого ребенка свой определенный набор качеств, и все эти качества проявляются в разной мере в каждом конкретном малыше. Индивидуальные психодинамические свойства личности являются врожденными и неизменными в течение жизни человека, но мы можем попытаться смягчить некоторые проблемные стороны того или иного свойства с помощью правильно подобранных игр и упражнений, а также посредством индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы.

Для коррекции тех или иных индивидуальных психодинамических свойств предлагается подборка игр и рекомендаций для детей различных гендерных типологий, подобранных психологической службой детского сада города Тольятти №.122 «Красное солнышко»

психо ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ДАННОГО СВОЙСТВА ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Импульсивность характеризуется свернутой ориентировкой, иногда полным ее отсутствием. Ребенок действует сразу, не давая себе времени оценить обстановку. Он выполняет задания быстро, но при этом часто допускает много ошибок из-за недостаточно правильного понимания условий и задач деятельности. Свернутая ориентировка или отсутствует вообще; • повышенная возбудимость; • низкий уровень саморегуляции и произвольности; Игоы и упоажнения на оазвитие самооегуляиии и пооизвольно- Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть активными; • требования к спокойствию и уравновешенности ребенка от взрослых должны быть с учетом его темперамента; • с целью удержания внимания импульсивного ребенка, взрослому необходимо отдавать большую часть времени на совместные игры и занятия.

сти. воли и усидчивости: • «Возьми себя в руки»; • «Врасти в землю»; • «Ты - лев!»; • «Просыпайся, третий глаз!»; • «Сбрось усталость»; • «Дыши и думай красиво»; • «Стойкий солдатик»; • «Замри»; • «Спаси птенца»; • «Солнечный зайчик»; • «Сломаная кукла»; • «Торт»; • «Гора с плеч»; • «Портрет»; • «Театр прикосновений»; • «Улитка»; • «ДА» и «НЕТ» не говори»; • «Веселые клоуны»; • «Что слышно?»; • «Запрещенное движение»; • Анималотерапевтические упражнения входящие в состав хатха - йоги - древневосточной оздоровительной системы физической, психической и душевной культуры: - «Поза доброй кошки»; - «Поза сердитой кошки»; - «Поза ласковой кошки»; - «Поза хромого кузнечика»; - «Поза прыгающего кузнечика»; - «Поза аиста»; - «Поза верблюда»; - «Поза цапли»; - «Поза змеи»; - «Поза льва»;

психо ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ДАННОГО СВОЙСТВА ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рефлективность противоположное свойство импульсивности. Характеризуется проявлением развернутой ориентировки, которая компенсируется «свернутым» исполнением, часто уже с первого раза проходящего безошибочно. • Медлительность; • некоторая пассивность; • координация движений требует совершенствования. Игоы на развитие скооости ое-акиий и коойдинаиии движений: • «Кулачки и ладошки»; • «Меткий стрелок»; • «Осень»; • «Игрушки»; • «Съедобное - несъедобное»; • «Веселый мячик»; • «Я знаю»; • «Охота на тигров» • «Поймай птиц». • «Жужжа». • Нежелательны накопления проблем, так как ребенок долго на этом фиксируется; • в совместных ежедневных занятиях не стоит использовать соревновательные игры без подготовки ребенка.

Пластичность характеризует быстроту переключения от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. Пластичные дети не испытывают трудностей в переключении быстрее формируют определенное отношение, но быстрее и изменяют его. • Не всегда доводят начатое дело до завершения; • с трудом удерживают длительные отношения с партнерами по игре; • пугливость, ситуативная тревожность. Игоы, требующие усидчивости и доведения дела до кониа : • «Сложи узор»; • «Собери букет»; • «Бусы для мамы». Игоы в паоах: • «Рукавички»; • «Картина»; • «Тяни-толкай»; • «Достань камень»; • «Сиамские близнецы»; • «Поводырь». Игоы на снятие ситуативной • Важно формировать у ребенка потребность в стабильных коммуникациях; • с предельной осторожностью относиться к внутреннему состоянию ребенка.

тоевожности: • «Качели»; • «Неваляшка»; • «Соломинка на ветру»; • «Гармоничный танец»; • «Танцующие руки»; «Водопад».

Ригидность противоположное свойство пластичности. Ребенок часто просто не может начать новое дело до того, как завершит старое. Ригидные дети придерживаются своих стереотипов и отношений, которые развиваются постепенно, в течение длительного времени, но зато и изменяются с трудом. • Стереотипизация; • долго формирует свое отношение к чему-либо и с трудом делает выбор; • предрасположенность к постоянной тревоге. Игоы, позволяюшие уходить от • В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, заинтересовывайте, увлекайте; • старайтесь уводить ребенка от стереотипов, иногда «ломайте» правила.

стеоеотипов и стоогих поавил в поведении: • «Художники-натуралисты»; • «Дизайнеры»; • «Необычное сражение»; • «Детский футбол»; • «Подушечные бои» • «Падающая башня»; • «По кочкам». Игоы, на снятие тоевожности: • Те же, что пластичным детям.

Экстравертность характеризуется степенью открытости миру, доверия окружающим, что обуславливает контакты человека с внешним миром в течение всей его жизни. Экстраверты, изначально открытые миру и доверяющие ему, легче сходятся с людьми. Отсутствие барьеров в общении помогает им легко завязывать контакты с новыми людьми, а также преодолевать конфликты. • Полное доверие к окружающим; • отсутствие контроля за уровнем личной безопасности; • болезненная реакция на отказ друзей или близких от общения. • Игры - инсценировки по ОБЖ. • На детей очень негативно действует отчужденность взрослых и близких им людей.

психо ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ДАННОГО СВОЙСТВА ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

Интровертность противоположное свойство экстравертности. Для интровертов широкая связь с миром крайне затруднительна. Их закрытость, психологические барьеры, препятствующие общению, приводят к тому, что новые ситуации и новые люди воспринимаются ими первоначально настороженно, и лишь постепенно недоверие проходит. В то же время с близкими людьми интроверты могут налаживать теплые, очень доверительные отношения. • Замкнутость; • психологические барьеры, препятствующие общению с окружающими; • недоверие и подозрительность. Игоы, создающие спокойную и до-веоительную обстановку в гоуп-пе детей и оазвиваюшие комму- • Не стоит заставлять ребенка, открыто общаться сразу с большой группой детей, это может нанести ему психологическую травму, необходимо найти 1-го, 2-х детей с кем было бы комфортно общаться ребенку.

никативные навыки: • «Щепки на реке»; • «Волшебный стул»; • «Гусеницы»; • «Незнайка»; • «Изобрази пословицу»; • «Назови свои сильные стороны»; • «Близнецы»; • «Закончи предложение»

Экстрапунитивность Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства воспринимаются ими как причина неудач. • Низкий уровень ответственности; • затруднения и нежелание в самостоятельном решении проблем; • желание перекладывать ответственность за ошибки еще на кого-то. Игоы, создаюшие ситуаиию са- • Ребенка необходимо подводить к ситуациям самостоятельного решения проблем.

мостоятельного поинятия ое-

шения и тоебуюшие поикладыва-ния собственных усилий:

• «Три вопроса»; • «Сказочная страна»; • «Мышь и мышеловка»

Интропунитивность противоположное свойство экстрапунитивности. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем склонны обвинять себя, а не внешние обстоятельства. • Чрезмерно высокий уровень ответственности и как следствие высокий уровень тревоги; • «самокопание» и «самоедство». Игоы помогающие делегировать свои полномочия: • «Волшебная палочка»; • «Царь зверей»; • «Король и королева» • Ребенку необходимо давать право на ошибку.

Высокий уровень эмотивности характеризуется высоким эмоциональным порогом. Эмоции «написаны на лице», и такого человека легко понять. Эмотивным детям достаточно пустяка для того, что бы рассмеяться или расплакаться. • Несдержанность и неадекватность эмоциональных реакций. • «Вождь краснокожих»; • «Мумия»; • «Море волнуется...» • «Заколдованный лес»; • «Рыцарь»; • «Королевский караул» • Поощрять сдержанное и адекватное проявление эмоций.

Низкий уровень эмотивности противоположное свойство высокого уровня эмотивности. Низкий эмоциональный порог. Таких детей очень сложно рассмешить или расстроить и очень трудно догадаться об их истинных чувствах. • Часто испытываемое чувство вины; • низкая устойчивость к стрессам; • трудно понять ребенка при невербальном общении; • страх, тревога, беспокойство Этюды на выражение различных • Стимулировать и поощрять открытое проявление своих чувств и эмоций у ребенка; • создавать ситуации невербального общения.

ЭМОЦИЙ. > Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности: • «Что там происходит?»; • «Любопытный»; • «Раздумье»; • «Сосредоточенность». > Этюды на выражение удивления: • «Удивление»; • «Круглые глаза»; • «Вожатый удивился». > Этюды на выражение удовольствия и радости: • «Цветок»; • «Первый снег»; • «Встреча с другом»

психо ДИНАМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ ДАННОГО СВОЙСТВА ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ

• «Битва»; • «Два клоуна»; • «Чунга-чанга»; • «Хорошее настроение». > Этюды на выражение страдания и печали: - «Северный полюс»; - «Ой-ой, живот болит!»; - «Я так устал»; - «Остров плакс»; - «Золушка». > Этюды на выражение отвращения и презрения: - «Соленый чай»; - «Грязь»; - «Гадкий утенок». > Этюды на выражение гнева: - «король «Боровик» - «Хмурый орел»; - «Гневная гиена»; - «Два сердитых мальчика». > Этюды на выражение страха: - «Страх»; -«Момент отчаяния»; - «Ночные звуки». > Этюды на выражение вины: - «Ваське стыдно»; - «Чуня просит прощения».

Вы сможете найти предложенные игры в следующих источниках:

1. Клюева Н.В.; Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль 1996.

2. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анима-лотерапия для детей.- Ярославль 2000г.Кряжева Н.

Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль

1997.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - Москва

1998.

4. Шипицына Л.М.; Воронова В. П.; Защиринская О.В.; Нилова Т.А. Основы коммуникации. - С.-Петербург 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.