13. Пчелин, С. М. Психологические факторы развития социальной активности личности. [Текст] / С, М. Пчелин. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2007. -С. 70-84.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии, [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003 - 512 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и Мир. [Текст] / С, Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003 - 512 с.
16. Слободчиков, В. И. Реальность субъективного духа, [Текст] /
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Человек, 1994. - № 5. - С.21-39.
17. Слободчиков, В. И. Психология человека. [Текст] 1 В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1996. -. 71-79.
18. Хант, Г. О природе сознания. С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. [Текст] / Г. Хант. - М.: Аст, 2004, - 555 с.
УДК 159.91+378.12+159.922
С. А. Котова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, ВЫБИРАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ*
Процесс профессионального становления личности охватывает значительную часть онтогенеза человека - период с начала формирования профессиональных намерений на этапе школьного обучения до завершения профессиональной жизни [4]. Интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств оформляется в сложные структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Одной из таких констелляций, на наш взгляд, является адаптационный профиль личности, обеспечивающий ее адаптацию к профессиональным и жизненным нагрузкам, стрессам, возникающим как внутри профессиональной деятельности, так и жизнедеятельности в целом. В условиях постоянно меняющихся социально-экономических реалий современного и будущего существования человека, все большего увеличения возникновения неопределенных, неоднозначных, неожиданных ситуаций значимость изучения проблемы подстройки личности к стрессовым ситуациям особенно возрастает. Постоянно меняющиеся условия жизни и труда служат причиной стрессов. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом на психологическом уровне является основой для снижения качества деятельности, расстройства здоровья и, как следствие, ухудшения качества жизни в целом [1]. - ■
* Работа поддержана грантом РГНФ М)8-06-00467а
В психологической науке накоплен значительный исследовательский материал, полученный отечественными и зарубежными специалистами по проблеме адаптации человека к стрессу и его различным видам. Это работы Г. Селье, Р. Лазаруса, Л. А, Китаева-Смык, М. Перре, В. А. Абабкова, В. А. Бодрова, В, Л, Марищука, А, Б. Леоновой и др. Идет процесс активного пополнения знаний о профессиональных деформациях, реакциях на стресс, формирующихся у представителей разных профессий. Это исследования В. Л. Марищука, М. А. Котик, Л. Г. Дикой,
В. М, Звоникова, В. А.Бодрова, Л. М. Митиной и др. Но работ, посвященных изучению и сопоставительному анализу приспособительных реакций лиц различной профессиональной ориентации практически нет.
Целью настоящей работы явилось изучение показателей психологического адаптационного профиля лиц, специализирующихся в различных профессиональных направлениях деятельности. При построении исследования мы опирались на широко принятую в науке классификацию профессий, предложенную Е. А. Климовым [6].
Данная классификация включает пять типов профессий, выделяемых по предмету труда: — биономические, профессиональная деятельность разворачивается в системе взаимоотношений “человек — живая природа”; -технономические, профессиональная деятельность лежит в системе “человек - техника (неживая природа)”; - социономические, система отношений “человек - человек”; - сигнономические, система отношений “человек -знак” и - артономические, реализующие систему отношений “человек — художественный образ”.
Мы предположили, что ориентация на тот или иной предмет труда и преимущественное взаимодействие с ним будут оказывать влияние на психологический адаптационный профиль представителей профессии. В данном исследовании нами изучались представители как разных типов профессий (сигнономических и социономических), так и представители смежных профессий, входящих в общую типологическую группу.
Материалы и методы
Для реализации цели нами были отобраны представители медицинской и педагогической профессий, входящих в структуру профессий, образующих социономический тип. Из сигнономических профессий мы отобрали экономистов и проектировщиков. Кроме того, группа испытуемых каждой из трех профессиональных категорий включала 2 подгруппы; студентов, только осваивающих профессию и находящихся на стадии формирования профессионального сознания и уже опытных профессионалов, имеющих стаж работы от 10 лет и более. Такая организация исследования позволяет проследить влияние этапа развития профессионального сознания на изменение адаптационного профиля. Всего в исследовании приняли участие 241 человек. Из них: представители медицинской профессии - 83 человека (60
студентов и 23 взрослых); представители педагогической профессии - 80 человек (40 студентов и 40 взрослых), представители инженерной и экономической профессий сигнономического типа - 78 человек (45 студентов и 33 взрослых).
- В диагностический комплекс были отобраны следующие методики: методика оценки потребности в поиске ощущений М.Цукермана (используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям [8];
- методика оценки личностной ригидности [8];
- методика Г, и С. Айзенков “PEN” (оценка выраженности свойств ней-ротизма, экстра-, интроверсии и психотизма) [2];
- методика СЖО (смысло-жизненных ориентаций) Д. А. Леонтьева [7];
- тест «Индекс жизненного стиля» (методика Плутчика - Келлермана -Конте на изучение диапазона защитных механизмов) [3; 10; 11].
Статистическая обработка проводилась с помощью программы “Statistica - 2006”, использовались методы корреляционного и факторного анализа.
Результаты и их обсуждение
Результаты сопоставления результатов по уровню ригидности и потребности в ощущениях у профессионалов и студентов представлены в табл. 1. Обращает на себя внимание значительное количество лиц с высокими показателями потребности в поисках ощущений у студентов по сравнению с профессионалами и, соответственно, количество лиц с низкими показателями по потребности в ощущениях выше среди профессионалов. Автор методики связывает высокие показатели потребности с наличием влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать человека на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Естественно, что такое поведение более свойственно молодежи. Эти данные подтверждают известную возрастную динамику характеристик личности. Среди профессионалов закономерно обнаружилось значимое количество лиц (14,4%) характеризующееся эмоциональным выгоранием.
Таблица 1
Распределение испытуемых по параметрам «потребность в новых ощущениях»
и «уровень ригидности»
Категория испытуемых Показатель Потребность в ощущениях Уровень личност-ной ригидности
Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 57,1 57,1
Процент испытуемых с низкими показателями 7,8 0
Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 3,2
Профессио- налы Процент испытуемых с высокими показателями 9,3 45,4
Процент испытуемых с низкими показателями 45,4 0
Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью ■ 14,4
Экономисты Процент испытуемых с высокими показателями 15,3 48,7
Процент испытуемых с низкими показателями 30,7 0
Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 1
Медики Процент испытуемых с высокими показателями 22,5 56,9
Процент испытуемых с низкими показателями 16,1 0
Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью
Педагоги Процент испытуемых с высоким и показателями 15 50
Процент испытуемых с низкими показателями 22,5 0
Количество испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 0,8
Парадоксальным и неожиданными является результат по методике оценки личностной ригидности. Количество лиц с выраженной ригидностью в среде современных студентов выше, чем в среде профессионалов. Отсутствие личностной мобильности, наличие ранних жестких стереотипов поведения означают низкую приспособляемость к динамичным характеристикам социальной среды. Лиц с высоким уровнем мобильности в выборках испытуемых не обнаружено.
У представителей сигнономической (экономисты) профессии ниже потребность в поисках ощущений, чем у представителей социономических профессий (врачи, педагоги). Среди сигнономических профессий ниже результаты у педагогов.
Низкий уровень потребностей в ощущениях проявился у 22,5% респон-дентов-педагогов. Данный уровень обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни. Для педагогической практики такой уровень потребностей нежелателен, так как не будет соответствовать базовым потребностям развивающейся личности в любознательности и накоплении информации. Педагог, имеющий низкую потребность в ощущениях, скорее всего будет отличаться риском развития профессиональной деформации по направлению стереотипизации [8].
Данные по особенностям психоэмоциональной напряженности представлены на табл. 2. Из нее видно, что с возрастом экставертированность падает, что и следовало ожидать, а нейротизм растет. Обращает на себя внимание факт, что высокий процент испытуемых социономических профессий имеют выраженную экстраверсированность. Для лиц, выбирающих педагогическую деятельность (а у них самые высокие показатели из рассматриваемой выборки) экстраверсированность (обращенность субъекта вовне), способствующая легкости установления и поддержания социального контакта, является значимым качеством для работы с детьми. При этом лица с выраженной экстраверсией обладают эмоциональной неустойчивостью, чутко реагируют на эмоциональный компонент отношений, имульсивны, вспыльчивы, имеют тенденцию к агрессивности и склонны к эмоциональному выгоранию [2]. Это подтверждает и дальнейший качественный анализ данных, 38,7% испытуемых педагогов оказались склонны к невротическим реакциям. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, высокой эмоциональной лабильности (склонности к быстрой смене настроений), неуверенности в себе, неустойчивости в стрессовых ситуациях -
Таблица 2
Распределение испытуемых по психоэмоциональной напряженности
Категория испытуемых Показатель Психотизм Экстравертй- рованность Нейротизм
Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 3,2 46,1 ■ 27,9
Процент испытуемых с низкими показателями 42,2 3,9 14,2
Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 14,2
Профессио- налы Процент испытуемых с высокими показателями 1,0 21,6 35,0
Процент испытуемых с низкими показателями 64,9 19,6 ел
Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 7,2
Процент испытуемых с высокими показателями 0 25,6 28,2
Процент испытуемых с
Экономисты низкими показателями 55,1 20,5 15,3'
Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 5,1
Медики Процент испытуемых с высокими показателями 3,2 39,7 25,8
Процент испытуемых с низкими показателями 46,2 6,4 13,9
Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тйзма 16,1
Педагоги Процент испытуемых с высокими показателями 3,7 43,7 38,7
Процент испытуемых с низкими показателями 52,5 3,7 5,0
Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 12,5
В ходе исследования нами выявлены испытуемые, которые образуют “группу риска”, поскольку отличаются сочетанием высокого нейротизма и экстраверсии, у них в условиях социальной напряженности и стресса можно прогнозировать дальнейшее развитие невроза, выраженной истерической реакции. Достаточно высок процент таких лиц в выборке студентов (14,2% против 7% среди профессионалов), что свидетельствует о неокрепшей пси-хофизологисеской структуре личности и слабой переносимости нагрузок в системе высшего образования. Также “группа риска” значительнее среди представителей социономических профессий, чем сигнономических, разница почти в три раза.
Результаты изучение высшего уровня психосоциального здоровья с помощью методики Д. А. Леонтьева представлены в табл. 3.
Смысложизненные ориентации несомненно связаны с ментальностью эпохи, национальным и культурным своеобразием. Вбирая все эти характеристики в той или иной степени в процессе социализации личность трансформирует их в свое индивидуальное сознание. Поэтому смыслы образуют иерархические структуры по социальным и индивидуальным основаниям. При этом системы смыслов пронизаны системами потребностей и, образующихся на их основе, ценностей [7] .
Каждое новое поколение проходит свой исторический путь и сталкивается со свойственной только ему ситуацией существования, которая предъявляет особые требования к обществу и его членам, оно своеобразно адаптируется к ней, вырабатывая особый личностный потенциал, определяемый специфичным полем жизненных смыслов. Таким образом, смысложизненная ориентация детерминирована реально происходящими жизненными изменениями. .
Мы предполагаем, что смысловое пространство профессиональной деятельности также формируется под влиянием базовых смысложизненных ориентаций. Они определяют направленность и характер профессиональной идентификации, профессиональную позицию человека, направленность профессиональной деятельности, особенности ее регуляции и, в конечном счете, ее успешность. При этом смысловое пространство профессиональной деятельности является не константным, а динамичным образованием; колебания смыслов профессиональной деятельности будут непосредственно связаны с колебаниями базовых смысложизненных ориентаций, взаимообус-ловливая и взаимоопределяя друг друга. Поэтому изучение смысложизненных ориентаций современной молодежи дает основания для прогнозирования их изменений в будущем.
Таблица 3
Распределение результатов испытуемых по методике Д. А, Леонтьева
испытуемых Показатель Шкала цели в жизни Шкала процесс жизни Шкала резуль- таив- ность жизни Шкала локус конт- рот-Я Шкала локус контроля- жизнь Общий показа- тель сжо
Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 17,0 15,2 15,2 15,7 16,4 14,6
Процент испытуемых с низкими показателями 12,1 0,67 0,97 29,2 45,7 39,3
Професси- оналы Процент испытуемых с высокими показателями 39,1 20,5 30,9 29,8 29,9 24,7
Процент испытуемых с низкими показателями 15,4 11,3 21,6 п,з 23,0 21,6
Экономи- сты Процент испытуемых с высокими показателями ' 15,3 10,2 16,6 12,8 16,6 11,5
Процент испытуемых с низкими показателями 0 8,9 16,6 34,6 39,7 32,0
Медики Процент испытуемых с высокими показателями 27,5 12,9 16,1 21,5 21,5 15,0
Процент испытуемых с низкими показателями 0 10,7 11,8 29,0 56,9 48,3
Педагоги Процент испытуемых с высокими показателями 40,0' 30,0 35,0 30,0 23,7 31,5
Процент испытуемых с низкими показателями 0 6,2 13,7 7,0 16,2 17,5
Из табл. 3 видно, что 39% испытуемых выборки дают крайне высокие совокупные показатели, что скорее всего свидетельствует о неадекватном отношении к жизни и некритичности в оценке себя в жизнедеятельности. 30% профессионалов сконцентрированы на своих личных достижениях (локус контроля - Я) и столько же уверены в своих возможностях по управлению своей жизнью и жизненными обстоятельствами. Все это свидетельствует о гипероценке своих возможностей, построению идеализированного смысложизненного пространства, эгоцентризме, инфантильной (незрелой) жизненной ориентации у значимой части испытуемых.
Д. А. Леонтьев [7] отмечает, что высокие баллы по шкале цели в жизни могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Высокие показатели профессионалов по результативности жизни в сочетании с высокими показателями по локусу контроля - Я свидетельствуют об активной жизни в настоящем и ориентации их на личные достижения «здесь и сейчас» при отсутствии ориентации на завтрашний день, на отдаленное будущее. Это свидетельствует о неготовности достаточно значительной части испытуемых к ответственности за себя и свои поступки не только в будущем, но и в настоящем. Этот вывод подтверждают и низкие баллы по пятой шкале, связанной с осознанием управляемости жизни, имеют место у 23% испытуемых. Таким людям свойственен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Студенты демонстрируют в выборке более низкие показатели по всем шкалам теста (они ниже нормативных). Это свидетельствует о заниженных смысло-жизненных ориентациях, ослабленной включенностью в процесс социализации и ориентации на достижение реальных результатов, о невысокой удовлетворенностью жизнью и процессом самореализации. Особенно обращают на себя внимание низкие результаты по локусу контроля. На наш взгляд это свидетельствует о признании внешней зависимости, фатальности жизненных обстоятельств, низком уровне самостоятельности и субъект-ности в обстоятельствах жизнедеятельности.
Сопоставляя полученные результаты можно констатировать, что профессионалы в большей степени удовлетворены прожитой жизнью и достигаемыми результатами, осознают себя сильными личностями и хозяевами собственной судьбы, имеют более радостное ощущение жизни, чем студенты. При этом в выборке профессионалов достаточно много субъектов как с высокими показателями по шкалам, так и с низкими. Количество студентов, имеющих низкие показатели по шкалам незначительно.
Педагоги характеризуются более высокими показателями по всем шкалам теста, превышающими средний нормативный уровень. Это говорит о
несколько идеализированных, чрезмерных смысл о-жизненных ориентациях лиц, занимающихся педагогической деятельностью.
Для определения адаптационного профиля важно изучить и профиль защитных механизмов личности. Психологическая защита - прежде всего опыт эмоционального заряженных отношений, функционирует на уровне бессознательных процессов с привлечением различной информации из долгосрочной памяти. . . ; .
Однако различий в эго-защитных механизмах между студентами и профессионалами не обнаружено. Это говорит о том, что данный показатель является типичным для данных средовых условий и не значимо меняется с возрастом.
Из механизмов на пером месте проекция, отрицание, регрессия и интеллектуализация. Из них наиболее продуктивным механизмом, свойственным высокому уровню личностного развития, является интеллектуализация!
Проекция - психологическая защита, наиболее полно представленная в подростковом, юношеском возрасте, её расположение на первой позиции в системе оказывается не случайным.
За счёт использования проекции происходит снижение выраженности негативных эмоций, чувств с помощью переключения внимания человека с анализа травмирующего опыта на позитивные навыки, причём процесс переключения может протекать в разных формах (например, фантазии). Пусковым механизмом проекции может являться низкая самооценка, вследствие конфликта между реальным и желаемым «Я».
Положительная или отрицательная роль проекции определяется системой ценностей личности, содержанием прошлого опыта, имеющегося в сфере бессознательного.
Особенностями защитного поведения в норме при формировании проекции в системе психологических защит являются: гордость, самолюбие, обидчивость, уязвимость, обострённое чувство несправедливости, заносчивость, подозрительность, повышенная чувствительность к критике; при возможных девиациях поведения - появление враждебности, выраженная конфликтность.
Широко используется базовый эго-защитный механизм такой как отрицание. В онтогенезе личности он возникает в раннем детстве, в период дошкольного возраста. Этот механизм является базовым в системе эго-защитных механизмов любой личности, т. к. обеспечивает приспособление к наиболее сложным И тяжелым жизненным стрессорам. Расположенное в системе преобладающих в данной группе эго-защитных механизмов, отрицание, включает способность к повышению порогов обнаружения сигнала, что приводит к снижению объёма поступающей информации, имеющей-для человека негативный смысл. ■ - -
Проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, осуществляет селекцию сведений, но не их трансформацию из неприемлемых в приемлемые. При интенсивном использовании отрицания для личности характерна общительность, склонность к коллективной работе, ориентация на социальное одобрение, жизнерадостность, а в конфликтных ситуациях - приспособление.
Учитывая тот факт, что в основном исследуемая группа представлена женщинами, видимо, не случайным оказывается расположение регрессии на второй позиции в общей системе психологических защит.
Регрессия проявляется в демонстрации беспомощности, зависимости, «детскости» поведения с целью уменьшения тревоги; подразумевает часто замену значимой для субъекта сложной задачи на более простую.
Особенности защитного поведения в норме при использовании регрессии в качестве одной из ведущих защит - слабохарактерность, податливость влиянию окружающих, внушаемость, лёгкая смена настроения, плаксивость, специфическая «детская» мимика и речь, непереносимость одиночества, потребность в утешении, импульсивность. При возможных девиациях поведения: инфантилизм, конформизм, приспособленчество.
Наряду с регрессией, испытуемые часто используют интеллектуализацию, достаточно хорошо выраженную в юношеском возрасте [9]. Данная защита - одна из самых эффективных, построена на специфических особенностях мышления. ,
Особенностями защитного поведения в норме при доминировании интеллектуализации являются: ответственность, старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу, основательность, дисциплинированность и индивидуализм.
Личность, использующая в качестве ведущей психологической защиты интеллектуализацию, социально адаптирована, не склонна к внешним конфликтам, не переводит ответственность на других людей. .
Положительным фактом является расположение таких эго-защитных механизмов личности, как замещение и подавление, на последних местах в общей системе психологических защит. Особенности поведения, характера, личности в целом, тесно связанные с интенсивным использованием указанных защит, могут отрицательно повлиять на профессиональную деятельность, на социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения.
Выраженных различий в зависимости от профессиональной принадлежности не выявлено. Можно отметить, что педагоги в меньшей степени используют такой механизм как интеллектуализация. Сложные и наиболее высшие по уровню защитные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация в большей степени используют представители сигнономи-ческих профессий, чем социономических.
Нам представляется важным рассмотреть показатели общей напряжённости эго-защитных механизмов, так как указанный признак отражает психическую стабильность выборки в целом. По данным В. Г. Каменской. [5], общая напряжённость психологических защит отражает существующие неразрешённые конфликты, оказывающие влияние на изменение эмоционального фона и затрудняющие социальную адаптацию. .
В нашей группе у профессионалов общая напряжённость защит несколько больше, чем у студентов (48,8 против 43,7). Напряженность защит у педагогов оказалась меньше (34,5), чем у экономистов (46,6) и медиков (48,25). Медики проявляют наибольшую напряженность защит. Однако в целом средний показатель общей напряжённости эго-защитных механизмов свидетельствует об относительном внешнем и внутри личностном благополучии испытуемых.
Проанализируем выраженность защитных механизмов в разных выборках испытуемых (табл. 4). Механизм проекции чаще представлен у экономистов и педагогов. Экономисты мало используют интеллектуализацию. Реактивные образования выше у педагогов. У экономистов не встречаются лица с высокими показателями по регрессии. Наибольший процент лиц, имеющих высокий показатель, использует механизм проекции. В среде студентов их количество достигает 40%. Среди студентов также много лиц с высокими показателями по реактивным образованиям и отрицанию. В среде профессионалов количество лиц с высокими показателями по защитным механизмом в целом меньше; преобладают проекция, отрицание, интеллектуализация и регрессия. Количество лиц с высоким показателями по интеллектуализации одинаково. Возможно это говорит о том, что интеллектуализация, являясь достаточно сложным механизмом защиты не является широко доступным. '
Таблица 4
Распределение лиц разных профессий с высокими показателями по видам защитных механизмов (в процентах)
Категория Отри- Подав- Регре- Компе- Прое- Заме- Интел- лектуа- лизация Реактивное
испытуемых цание ление ссия нсация кция щение образование
экономисты 11,5 0 0 2-5 32,0 0 2,5 6,4
медики 17,5 0 8,2 0 17,5 0 8,2 4,1
педагоги 7,5 1,3 6,2 0 27,5 1,3 7,5 7,5
студенты 11,7 0 5,2 0 40,2 1,0 7,7 14,3
профессио- налы 15,1 2,8 5,9 0 21,7 0 6,5 2,8
Таким образом, возрастной подход к личностным изменениям выявил следующие интересные особенности. У молодежи выше потребность в ощущениях, больше экстравертированность, высокие показатели по локусу Я.
Сопоставительный анализ внутри каждой профессиональной группы показал следующее: выявлены различия и по методике смысло-жизненных ориентаций. У медиков растет ориентация на процесс и результат жизни, усиливается локус Я и локус жизни, тогда как у педагогов - только локус жизни, У экономистов значимых изменений не обнаружено. Обращает на себя внимание тот факт, что у молодежи, выбирающей педагогическую профессию все показатели СЖО значимо выше, чем у представителей других профессий между которыми различий практически нет.
Профиль защитных механизмов также имеет различия в зависимости от характера профессиональной идентификации.
В целом, результаты проведенного исследования показывают, что существует различие в социальных приспособительных реакциях и механизмах в зависимости от профессиональной идентификации и деятельности, несмотря на наличие и общевозрастных изменений. Исследование адаптационного профиля личности обеспечит возможность прогнозирования ее будущих реакций и поведения в целом на стрессовые обстоятельства жизни и деятельности, даст возможность осуществлять профилактику появления неблагоприятных форм поведения и изменений, обеспечивать своевременную корректировку профессионального развития.
Библиографические список
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. [Текст] / В. А. Абабков. М. Пере. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности. [Текст] - СПб.: Речь, 1999. — 202 с.
3. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) [Текст] / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности н малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. —
С, 444-452
4. Зеер, Э. Ф. Профессиональноориентированная логико-смысловая модель личности [Текст] / Э. Ф, Зеер, // Мир психологии. - 2005, - № 1. - С. 141-147.
5. Каменская, В. Г, Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. [Текст] / В. Г, Каменская. — СПб: Детство-Пресс, 1999. — 246 с,
6. Климов, Е. А. Психология профессионала, [Текст] / Е. А. Климов. - М., Воронеж: Ин-т практ.психологии, 1996. - 400 с.
7. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов (методическое руководство).
[Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999, - 98 с. -
8. Практическая психодиагностика [Текст] / Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд, дом. «БАХРАХ-М». 2000. - 342 с.
9. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. [Текст] / Т, В. Тулупьев, - СПб.: Изд-во СЛбГУ. 2000. - 91 с.
10. Crumbaugh J. С., Maholick L. Т. The Case for Frankl’s ’Will to Meaning’// Journal of Existential Psychiatry. - 1963. -У. 4. - P. 43.
11. Crumbaugh J, C., Maholick L. T. An experimental study of existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology. - 1964, - V. 20. - P. 200-207.