Научная статья на тему 'Психологическая характеристика лиц, выбирающих педагогическую профессию'

Психологическая характеристика лиц, выбирающих педагогическую профессию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / МЕДИК / ЭКОНОМИСТ / СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна

Статья посвящена описанию психологических характеристик лиц, выбирающих педагогическую профессию. Обследован 241 человек: педагоги, экономисты и медики, как студенты, так и профессионалы. Результаты проведенного исследования показывают, что существует различие в социальных приспособительных реакциях и механизмах в зависимости от профессиональной идентификации и деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика лиц, выбирающих педагогическую профессию»

13. Пчелин, С. М. Психологические факторы развития социальной активности личности. [Текст] / С, М. Пчелин. - Новосибирск: НИПК и ПРО, 2007. -С. 70-84.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии, [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003 - 512 с.

15. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и Мир. [Текст] / С, Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2003 - 512 с.

16. Слободчиков, В. И. Реальность субъективного духа, [Текст] /

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Человек, 1994. - № 5. - С.21-39.

17. Слободчиков, В. И. Психология человека. [Текст] 1 В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1996. -. 71-79.

18. Хант, Г. О природе сознания. С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. [Текст] / Г. Хант. - М.: Аст, 2004, - 555 с.

УДК 159.91+378.12+159.922

С. А. Котова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ, ВЫБИРАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ*

Процесс профессионального становления личности охватывает значительную часть онтогенеза человека - период с начала формирования профессиональных намерений на этапе школьного обучения до завершения профессиональной жизни [4]. Интеграция профессиональных умений и профессионально важных качеств оформляется в сложные структурные констелляции, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Одной из таких констелляций, на наш взгляд, является адаптационный профиль личности, обеспечивающий ее адаптацию к профессиональным и жизненным нагрузкам, стрессам, возникающим как внутри профессиональной деятельности, так и жизнедеятельности в целом. В условиях постоянно меняющихся социально-экономических реалий современного и будущего существования человека, все большего увеличения возникновения неопределенных, неоднозначных, неожиданных ситуаций значимость изучения проблемы подстройки личности к стрессовым ситуациям особенно возрастает. Постоянно меняющиеся условия жизни и труда служат причиной стрессов. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом на психологическом уровне является основой для снижения качества деятельности, расстройства здоровья и, как следствие, ухудшения качества жизни в целом [1]. - ■

* Работа поддержана грантом РГНФ М)8-06-00467а

В психологической науке накоплен значительный исследовательский материал, полученный отечественными и зарубежными специалистами по проблеме адаптации человека к стрессу и его различным видам. Это работы Г. Селье, Р. Лазаруса, Л. А, Китаева-Смык, М. Перре, В. А. Абабкова, В. А. Бодрова, В, Л, Марищука, А, Б. Леоновой и др. Идет процесс активного пополнения знаний о профессиональных деформациях, реакциях на стресс, формирующихся у представителей разных профессий. Это исследования В. Л. Марищука, М. А. Котик, Л. Г. Дикой,

В. М, Звоникова, В. А.Бодрова, Л. М. Митиной и др. Но работ, посвященных изучению и сопоставительному анализу приспособительных реакций лиц различной профессиональной ориентации практически нет.

Целью настоящей работы явилось изучение показателей психологического адаптационного профиля лиц, специализирующихся в различных профессиональных направлениях деятельности. При построении исследования мы опирались на широко принятую в науке классификацию профессий, предложенную Е. А. Климовым [6].

Данная классификация включает пять типов профессий, выделяемых по предмету труда: — биономические, профессиональная деятельность разворачивается в системе взаимоотношений “человек — живая природа”; -технономические, профессиональная деятельность лежит в системе “человек - техника (неживая природа)”; - социономические, система отношений “человек - человек”; - сигнономические, система отношений “человек -знак” и - артономические, реализующие систему отношений “человек — художественный образ”.

Мы предположили, что ориентация на тот или иной предмет труда и преимущественное взаимодействие с ним будут оказывать влияние на психологический адаптационный профиль представителей профессии. В данном исследовании нами изучались представители как разных типов профессий (сигнономических и социономических), так и представители смежных профессий, входящих в общую типологическую группу.

Материалы и методы

Для реализации цели нами были отобраны представители медицинской и педагогической профессий, входящих в структуру профессий, образующих социономический тип. Из сигнономических профессий мы отобрали экономистов и проектировщиков. Кроме того, группа испытуемых каждой из трех профессиональных категорий включала 2 подгруппы; студентов, только осваивающих профессию и находящихся на стадии формирования профессионального сознания и уже опытных профессионалов, имеющих стаж работы от 10 лет и более. Такая организация исследования позволяет проследить влияние этапа развития профессионального сознания на изменение адаптационного профиля. Всего в исследовании приняли участие 241 человек. Из них: представители медицинской профессии - 83 человека (60

студентов и 23 взрослых); представители педагогической профессии - 80 человек (40 студентов и 40 взрослых), представители инженерной и экономической профессий сигнономического типа - 78 человек (45 студентов и 33 взрослых).

- В диагностический комплекс были отобраны следующие методики: методика оценки потребности в поиске ощущений М.Цукермана (используется для исследования уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам и взрослым людям [8];

- методика оценки личностной ригидности [8];

- методика Г, и С. Айзенков “PEN” (оценка выраженности свойств ней-ротизма, экстра-, интроверсии и психотизма) [2];

- методика СЖО (смысло-жизненных ориентаций) Д. А. Леонтьева [7];

- тест «Индекс жизненного стиля» (методика Плутчика - Келлермана -Конте на изучение диапазона защитных механизмов) [3; 10; 11].

Статистическая обработка проводилась с помощью программы “Statistica - 2006”, использовались методы корреляционного и факторного анализа.

Результаты и их обсуждение

Результаты сопоставления результатов по уровню ригидности и потребности в ощущениях у профессионалов и студентов представлены в табл. 1. Обращает на себя внимание значительное количество лиц с высокими показателями потребности в поисках ощущений у студентов по сравнению с профессионалами и, соответственно, количество лиц с низкими показателями по потребности в ощущениях выше среди профессионалов. Автор методики связывает высокие показатели потребности с наличием влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать человека на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Естественно, что такое поведение более свойственно молодежи. Эти данные подтверждают известную возрастную динамику характеристик личности. Среди профессионалов закономерно обнаружилось значимое количество лиц (14,4%) характеризующееся эмоциональным выгоранием.

Таблица 1

Распределение испытуемых по параметрам «потребность в новых ощущениях»

и «уровень ригидности»

Категория испытуемых Показатель Потребность в ощущениях Уровень личност-ной ригидности

Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 57,1 57,1

Процент испытуемых с низкими показателями 7,8 0

Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 3,2

Профессио- налы Процент испытуемых с высокими показателями 9,3 45,4

Процент испытуемых с низкими показателями 45,4 0

Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью ■ 14,4

Экономисты Процент испытуемых с высокими показателями 15,3 48,7

Процент испытуемых с низкими показателями 30,7 0

Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 1

Медики Процент испытуемых с высокими показателями 22,5 56,9

Процент испытуемых с низкими показателями 16,1 0

Процент испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью

Педагоги Процент испытуемых с высоким и показателями 15 50

Процент испытуемых с низкими показателями 22,5 0

Количество испытуемых с низкой потребностью в ощущениях и высокой ригидностью 0,8

Парадоксальным и неожиданными является результат по методике оценки личностной ригидности. Количество лиц с выраженной ригидностью в среде современных студентов выше, чем в среде профессионалов. Отсутствие личностной мобильности, наличие ранних жестких стереотипов поведения означают низкую приспособляемость к динамичным характеристикам социальной среды. Лиц с высоким уровнем мобильности в выборках испытуемых не обнаружено.

У представителей сигнономической (экономисты) профессии ниже потребность в поисках ощущений, чем у представителей социономических профессий (врачи, педагоги). Среди сигнономических профессий ниже результаты у педагогов.

Низкий уровень потребностей в ощущениях проявился у 22,5% респон-дентов-педагогов. Данный уровень обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни. Для педагогической практики такой уровень потребностей нежелателен, так как не будет соответствовать базовым потребностям развивающейся личности в любознательности и накоплении информации. Педагог, имеющий низкую потребность в ощущениях, скорее всего будет отличаться риском развития профессиональной деформации по направлению стереотипизации [8].

Данные по особенностям психоэмоциональной напряженности представлены на табл. 2. Из нее видно, что с возрастом экставертированность падает, что и следовало ожидать, а нейротизм растет. Обращает на себя внимание факт, что высокий процент испытуемых социономических профессий имеют выраженную экстраверсированность. Для лиц, выбирающих педагогическую деятельность (а у них самые высокие показатели из рассматриваемой выборки) экстраверсированность (обращенность субъекта вовне), способствующая легкости установления и поддержания социального контакта, является значимым качеством для работы с детьми. При этом лица с выраженной экстраверсией обладают эмоциональной неустойчивостью, чутко реагируют на эмоциональный компонент отношений, имульсивны, вспыльчивы, имеют тенденцию к агрессивности и склонны к эмоциональному выгоранию [2]. Это подтверждает и дальнейший качественный анализ данных, 38,7% испытуемых педагогов оказались склонны к невротическим реакциям. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, высокой эмоциональной лабильности (склонности к быстрой смене настроений), неуверенности в себе, неустойчивости в стрессовых ситуациях -

Таблица 2

Распределение испытуемых по психоэмоциональной напряженности

Категория испытуемых Показатель Психотизм Экстравертй- рованность Нейротизм

Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 3,2 46,1 ■ 27,9

Процент испытуемых с низкими показателями 42,2 3,9 14,2

Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 14,2

Профессио- налы Процент испытуемых с высокими показателями 1,0 21,6 35,0

Процент испытуемых с низкими показателями 64,9 19,6 ел

Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 7,2

Процент испытуемых с высокими показателями 0 25,6 28,2

Процент испытуемых с

Экономисты низкими показателями 55,1 20,5 15,3'

Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 5,1

Медики Процент испытуемых с высокими показателями 3,2 39,7 25,8

Процент испытуемых с низкими показателями 46,2 6,4 13,9

Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тйзма 16,1

Педагоги Процент испытуемых с высокими показателями 3,7 43,7 38,7

Процент испытуемых с низкими показателями 52,5 3,7 5,0

Процент испытуемых с высокими показателями экстраверсии и нейро-тизма 12,5

В ходе исследования нами выявлены испытуемые, которые образуют “группу риска”, поскольку отличаются сочетанием высокого нейротизма и экстраверсии, у них в условиях социальной напряженности и стресса можно прогнозировать дальнейшее развитие невроза, выраженной истерической реакции. Достаточно высок процент таких лиц в выборке студентов (14,2% против 7% среди профессионалов), что свидетельствует о неокрепшей пси-хофизологисеской структуре личности и слабой переносимости нагрузок в системе высшего образования. Также “группа риска” значительнее среди представителей социономических профессий, чем сигнономических, разница почти в три раза.

Результаты изучение высшего уровня психосоциального здоровья с помощью методики Д. А. Леонтьева представлены в табл. 3.

Смысложизненные ориентации несомненно связаны с ментальностью эпохи, национальным и культурным своеобразием. Вбирая все эти характеристики в той или иной степени в процессе социализации личность трансформирует их в свое индивидуальное сознание. Поэтому смыслы образуют иерархические структуры по социальным и индивидуальным основаниям. При этом системы смыслов пронизаны системами потребностей и, образующихся на их основе, ценностей [7] .

Каждое новое поколение проходит свой исторический путь и сталкивается со свойственной только ему ситуацией существования, которая предъявляет особые требования к обществу и его членам, оно своеобразно адаптируется к ней, вырабатывая особый личностный потенциал, определяемый специфичным полем жизненных смыслов. Таким образом, смысложизненная ориентация детерминирована реально происходящими жизненными изменениями. .

Мы предполагаем, что смысловое пространство профессиональной деятельности также формируется под влиянием базовых смысложизненных ориентаций. Они определяют направленность и характер профессиональной идентификации, профессиональную позицию человека, направленность профессиональной деятельности, особенности ее регуляции и, в конечном счете, ее успешность. При этом смысловое пространство профессиональной деятельности является не константным, а динамичным образованием; колебания смыслов профессиональной деятельности будут непосредственно связаны с колебаниями базовых смысложизненных ориентаций, взаимообус-ловливая и взаимоопределяя друг друга. Поэтому изучение смысложизненных ориентаций современной молодежи дает основания для прогнозирования их изменений в будущем.

Таблица 3

Распределение результатов испытуемых по методике Д. А, Леонтьева

испытуемых Показатель Шкала цели в жизни Шкала процесс жизни Шкала резуль- таив- ность жизни Шкала локус конт- рот-Я Шкала локус контроля- жизнь Общий показа- тель сжо

Студенты Процент испытуемых с высокими показателями 17,0 15,2 15,2 15,7 16,4 14,6

Процент испытуемых с низкими показателями 12,1 0,67 0,97 29,2 45,7 39,3

Професси- оналы Процент испытуемых с высокими показателями 39,1 20,5 30,9 29,8 29,9 24,7

Процент испытуемых с низкими показателями 15,4 11,3 21,6 п,з 23,0 21,6

Экономи- сты Процент испытуемых с высокими показателями ' 15,3 10,2 16,6 12,8 16,6 11,5

Процент испытуемых с низкими показателями 0 8,9 16,6 34,6 39,7 32,0

Медики Процент испытуемых с высокими показателями 27,5 12,9 16,1 21,5 21,5 15,0

Процент испытуемых с низкими показателями 0 10,7 11,8 29,0 56,9 48,3

Педагоги Процент испытуемых с высокими показателями 40,0' 30,0 35,0 30,0 23,7 31,5

Процент испытуемых с низкими показателями 0 6,2 13,7 7,0 16,2 17,5

Из табл. 3 видно, что 39% испытуемых выборки дают крайне высокие совокупные показатели, что скорее всего свидетельствует о неадекватном отношении к жизни и некритичности в оценке себя в жизнедеятельности. 30% профессионалов сконцентрированы на своих личных достижениях (локус контроля - Я) и столько же уверены в своих возможностях по управлению своей жизнью и жизненными обстоятельствами. Все это свидетельствует о гипероценке своих возможностей, построению идеализированного смысложизненного пространства, эгоцентризме, инфантильной (незрелой) жизненной ориентации у значимой части испытуемых.

Д. А. Леонтьев [7] отмечает, что высокие баллы по шкале цели в жизни могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Высокие показатели профессионалов по результативности жизни в сочетании с высокими показателями по локусу контроля - Я свидетельствуют об активной жизни в настоящем и ориентации их на личные достижения «здесь и сейчас» при отсутствии ориентации на завтрашний день, на отдаленное будущее. Это свидетельствует о неготовности достаточно значительной части испытуемых к ответственности за себя и свои поступки не только в будущем, но и в настоящем. Этот вывод подтверждают и низкие баллы по пятой шкале, связанной с осознанием управляемости жизни, имеют место у 23% испытуемых. Таким людям свойственен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Студенты демонстрируют в выборке более низкие показатели по всем шкалам теста (они ниже нормативных). Это свидетельствует о заниженных смысло-жизненных ориентациях, ослабленной включенностью в процесс социализации и ориентации на достижение реальных результатов, о невысокой удовлетворенностью жизнью и процессом самореализации. Особенно обращают на себя внимание низкие результаты по локусу контроля. На наш взгляд это свидетельствует о признании внешней зависимости, фатальности жизненных обстоятельств, низком уровне самостоятельности и субъект-ности в обстоятельствах жизнедеятельности.

Сопоставляя полученные результаты можно констатировать, что профессионалы в большей степени удовлетворены прожитой жизнью и достигаемыми результатами, осознают себя сильными личностями и хозяевами собственной судьбы, имеют более радостное ощущение жизни, чем студенты. При этом в выборке профессионалов достаточно много субъектов как с высокими показателями по шкалам, так и с низкими. Количество студентов, имеющих низкие показатели по шкалам незначительно.

Педагоги характеризуются более высокими показателями по всем шкалам теста, превышающими средний нормативный уровень. Это говорит о

несколько идеализированных, чрезмерных смысл о-жизненных ориентациях лиц, занимающихся педагогической деятельностью.

Для определения адаптационного профиля важно изучить и профиль защитных механизмов личности. Психологическая защита - прежде всего опыт эмоционального заряженных отношений, функционирует на уровне бессознательных процессов с привлечением различной информации из долгосрочной памяти. . . ; .

Однако различий в эго-защитных механизмах между студентами и профессионалами не обнаружено. Это говорит о том, что данный показатель является типичным для данных средовых условий и не значимо меняется с возрастом.

Из механизмов на пером месте проекция, отрицание, регрессия и интеллектуализация. Из них наиболее продуктивным механизмом, свойственным высокому уровню личностного развития, является интеллектуализация!

Проекция - психологическая защита, наиболее полно представленная в подростковом, юношеском возрасте, её расположение на первой позиции в системе оказывается не случайным.

За счёт использования проекции происходит снижение выраженности негативных эмоций, чувств с помощью переключения внимания человека с анализа травмирующего опыта на позитивные навыки, причём процесс переключения может протекать в разных формах (например, фантазии). Пусковым механизмом проекции может являться низкая самооценка, вследствие конфликта между реальным и желаемым «Я».

Положительная или отрицательная роль проекции определяется системой ценностей личности, содержанием прошлого опыта, имеющегося в сфере бессознательного.

Особенностями защитного поведения в норме при формировании проекции в системе психологических защит являются: гордость, самолюбие, обидчивость, уязвимость, обострённое чувство несправедливости, заносчивость, подозрительность, повышенная чувствительность к критике; при возможных девиациях поведения - появление враждебности, выраженная конфликтность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Широко используется базовый эго-защитный механизм такой как отрицание. В онтогенезе личности он возникает в раннем детстве, в период дошкольного возраста. Этот механизм является базовым в системе эго-защитных механизмов любой личности, т. к. обеспечивает приспособление к наиболее сложным И тяжелым жизненным стрессорам. Расположенное в системе преобладающих в данной группе эго-защитных механизмов, отрицание, включает способность к повышению порогов обнаружения сигнала, что приводит к снижению объёма поступающей информации, имеющей-для человека негативный смысл. ■ - -

Проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, осуществляет селекцию сведений, но не их трансформацию из неприемлемых в приемлемые. При интенсивном использовании отрицания для личности характерна общительность, склонность к коллективной работе, ориентация на социальное одобрение, жизнерадостность, а в конфликтных ситуациях - приспособление.

Учитывая тот факт, что в основном исследуемая группа представлена женщинами, видимо, не случайным оказывается расположение регрессии на второй позиции в общей системе психологических защит.

Регрессия проявляется в демонстрации беспомощности, зависимости, «детскости» поведения с целью уменьшения тревоги; подразумевает часто замену значимой для субъекта сложной задачи на более простую.

Особенности защитного поведения в норме при использовании регрессии в качестве одной из ведущих защит - слабохарактерность, податливость влиянию окружающих, внушаемость, лёгкая смена настроения, плаксивость, специфическая «детская» мимика и речь, непереносимость одиночества, потребность в утешении, импульсивность. При возможных девиациях поведения: инфантилизм, конформизм, приспособленчество.

Наряду с регрессией, испытуемые часто используют интеллектуализацию, достаточно хорошо выраженную в юношеском возрасте [9]. Данная защита - одна из самых эффективных, построена на специфических особенностях мышления. ,

Особенностями защитного поведения в норме при доминировании интеллектуализации являются: ответственность, старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу, основательность, дисциплинированность и индивидуализм.

Личность, использующая в качестве ведущей психологической защиты интеллектуализацию, социально адаптирована, не склонна к внешним конфликтам, не переводит ответственность на других людей. .

Положительным фактом является расположение таких эго-защитных механизмов личности, как замещение и подавление, на последних местах в общей системе психологических защит. Особенности поведения, характера, личности в целом, тесно связанные с интенсивным использованием указанных защит, могут отрицательно повлиять на профессиональную деятельность, на социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения.

Выраженных различий в зависимости от профессиональной принадлежности не выявлено. Можно отметить, что педагоги в меньшей степени используют такой механизм как интеллектуализация. Сложные и наиболее высшие по уровню защитные механизмы, такие как компенсация и интеллектуализация в большей степени используют представители сигнономи-ческих профессий, чем социономических.

Нам представляется важным рассмотреть показатели общей напряжённости эго-защитных механизмов, так как указанный признак отражает психическую стабильность выборки в целом. По данным В. Г. Каменской. [5], общая напряжённость психологических защит отражает существующие неразрешённые конфликты, оказывающие влияние на изменение эмоционального фона и затрудняющие социальную адаптацию. .

В нашей группе у профессионалов общая напряжённость защит несколько больше, чем у студентов (48,8 против 43,7). Напряженность защит у педагогов оказалась меньше (34,5), чем у экономистов (46,6) и медиков (48,25). Медики проявляют наибольшую напряженность защит. Однако в целом средний показатель общей напряжённости эго-защитных механизмов свидетельствует об относительном внешнем и внутри личностном благополучии испытуемых.

Проанализируем выраженность защитных механизмов в разных выборках испытуемых (табл. 4). Механизм проекции чаще представлен у экономистов и педагогов. Экономисты мало используют интеллектуализацию. Реактивные образования выше у педагогов. У экономистов не встречаются лица с высокими показателями по регрессии. Наибольший процент лиц, имеющих высокий показатель, использует механизм проекции. В среде студентов их количество достигает 40%. Среди студентов также много лиц с высокими показателями по реактивным образованиям и отрицанию. В среде профессионалов количество лиц с высокими показателями по защитным механизмом в целом меньше; преобладают проекция, отрицание, интеллектуализация и регрессия. Количество лиц с высоким показателями по интеллектуализации одинаково. Возможно это говорит о том, что интеллектуализация, являясь достаточно сложным механизмом защиты не является широко доступным. '

Таблица 4

Распределение лиц разных профессий с высокими показателями по видам защитных механизмов (в процентах)

Категория Отри- Подав- Регре- Компе- Прое- Заме- Интел- лектуа- лизация Реактивное

испытуемых цание ление ссия нсация кция щение образование

экономисты 11,5 0 0 2-5 32,0 0 2,5 6,4

медики 17,5 0 8,2 0 17,5 0 8,2 4,1

педагоги 7,5 1,3 6,2 0 27,5 1,3 7,5 7,5

студенты 11,7 0 5,2 0 40,2 1,0 7,7 14,3

профессио- налы 15,1 2,8 5,9 0 21,7 0 6,5 2,8

Таким образом, возрастной подход к личностным изменениям выявил следующие интересные особенности. У молодежи выше потребность в ощущениях, больше экстравертированность, высокие показатели по локусу Я.

Сопоставительный анализ внутри каждой профессиональной группы показал следующее: выявлены различия и по методике смысло-жизненных ориентаций. У медиков растет ориентация на процесс и результат жизни, усиливается локус Я и локус жизни, тогда как у педагогов - только локус жизни, У экономистов значимых изменений не обнаружено. Обращает на себя внимание тот факт, что у молодежи, выбирающей педагогическую профессию все показатели СЖО значимо выше, чем у представителей других профессий между которыми различий практически нет.

Профиль защитных механизмов также имеет различия в зависимости от характера профессиональной идентификации.

В целом, результаты проведенного исследования показывают, что существует различие в социальных приспособительных реакциях и механизмах в зависимости от профессиональной идентификации и деятельности, несмотря на наличие и общевозрастных изменений. Исследование адаптационного профиля личности обеспечит возможность прогнозирования ее будущих реакций и поведения в целом на стрессовые обстоятельства жизни и деятельности, даст возможность осуществлять профилактику появления неблагоприятных форм поведения и изменений, обеспечивать своевременную корректировку профессионального развития.

Библиографические список

1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. [Текст] / В. А. Абабков. М. Пере. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности. [Текст] - СПб.: Речь, 1999. — 202 с.

3. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.) [Текст] / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности н малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. - 2002. —

С, 444-452

4. Зеер, Э. Ф. Профессиональноориентированная логико-смысловая модель личности [Текст] / Э. Ф, Зеер, // Мир психологии. - 2005, - № 1. - С. 141-147.

5. Каменская, В. Г, Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. [Текст] / В. Г, Каменская. — СПб: Детство-Пресс, 1999. — 246 с,

6. Климов, Е. А. Психология профессионала, [Текст] / Е. А. Климов. - М., Воронеж: Ин-т практ.психологии, 1996. - 400 с.

7. Леонтьев, Д. А. Методика предельных смыслов (методическое руководство).

[Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999, - 98 с. -

8. Практическая психодиагностика [Текст] / Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд, дом. «БАХРАХ-М». 2000. - 342 с.

9. Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. [Текст] / Т, В. Тулупьев, - СПб.: Изд-во СЛбГУ. 2000. - 91 с.

10. Crumbaugh J. С., Maholick L. Т. The Case for Frankl’s ’Will to Meaning’// Journal of Existential Psychiatry. - 1963. -У. 4. - P. 43.

11. Crumbaugh J, C., Maholick L. T. An experimental study of existentialism: The psychometric approach to Frankl’s concept of noogenic neurosis. Journal of Clinical Psychology. - 1964, - V. 20. - P. 200-207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.