Научная статья на тему 'Особенности и типология коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий'

Особенности и типология коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1166
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина С. В., Циркина Е. С.

The research explores the characteristics of communicative competence of representatives «man-sign system» professions. Our research includes comparative analysis of representatives «man-sign system» and «man-man» professions. The study revealed significant differences on indicators of the dependent and responsible ways of communicating, the level of empathy for all levels of reflection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и типология коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий»

УДК 159.923+316.6

ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СИГНОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

С.В. ЧЕРНОБРОВКИНА, Е.С. ЦИРКИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The research explores the characteristics of communicative competence of representatives «man-sign system» professions. Our research includes comparative analysis of representatives «man-sign system» and «man-man» professions. The study revealed significant differences on indicators of the dependent and responsible ways of communicating, the level of empathy for all levels of reflection.

Феномен коммуникативной компетентности является предметом эмпирических исследований и теоретического изучения в различных отраслях психологии: социальной психологии, психологии общения, организационной психологии, психологии труда, ак-меологии и др. Традиционно коммуникативная компетентность считается необходимым компонентом профессиональной компетентности лиц, чья деятельность связана с взаимодействием с людьми, т. е. представителей социономических профессий. При анализе профессиональной компетентности других категорий сотрудников коммуникативной составляющей не придается особого значения. В данной статье, отражающей результаты эмпирического исследования, пойдет речь о специфике коммуникативной компетентности специалистов, относящихся, согласно классификации Е.А. Климова, к группе сигнономических профессий - типа «человек-знак»: экономистов, бухгалтеров, финансистов. Существует мнение, что для данной категории сотрудников коммуникативные умения не имеют особого значения в структуре их профессиональной компетентности.

Анализ понятия «коммуникативная компетентность» большинство авторов начинают с более широкого феномена компетентности.

Понятие «компетентность» происходит от латинского «competentia», связанного с латинским словом «competo», означающего «совпадать, соответствовать, быть годным, способным». Однако в современной научной

литературе отсутствует единое определение указанного термина.

В Психологическом словаре понятие «компетентность» рассматривается с позиции функционирования субъекта деятельности, как «способность к интеграции знаний и навыков, с их использованием в условиях изменяющихся требований внешней среды» [6, с. 306].

Такие отечественные психологи, как

А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.Х. Шакуров, А.И. Щербаков и др., отмечают, что компетентность включает когнитивный и поведенческий аспекты, а именно знания, умения и навыки, необходимые для осуществления практической деятельности [1].

По мнению А.В. Растянникова, С.Ю. Степанова, Д.В. Ушакова, компетентность -«способность субъекта действовать адекватно, сообразно условиям ситуации, в направлении получения имеющих определенную ценность результатов» [8, с. 10]. Компетентность предполагает умение субъекта эффективно действовать в изменяющихся условиях, решая проблемы, используя соответствующие знания.

Дж. Равен под компетентностью понимает узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, ответственность за свои действия, использование которых предполагает получение эффективного результата [7]. На значимость ответственности за свои действия указывает также А.К. Маркова, рассматривая компетентность как сочетание психических качеств, состояний, которые дают возможность осуществлять самостоятельные и ответственные действия [4].

© С.В. Чернобровкина, Е.С. Циркина, 2011 34

Понятие «компетентность» является

близким по значению к понятию «профессионализм», однако они не тождественны, поскольку первое считается более узким по своему значению.

В психологии труда, а также акмеологии существуют специальные разделы, посвященные изучению профессиональной компетентности. В настоящее время данная область исследований весьма популярна.

Профессиональную компетентность можно представить как набор необходимых знаний, профессиональных качеств, интерес специалиста к осуществляемой деятельности, приводящий к высоким результатам и обеспечивающий конкурентоспособность в изменяющихся условиях рыночной экономики [1; 3; 4].

В ходе овладения деятельностью компетентный сотрудник достигает стадии профессионализма, которая характеризуется высоким уровнем мастерства, глубоким уровнем овладения профессией, что проявляется в творческом использовании знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

Коммуникативная компетентность - один из компонентов профессиональной компетентности. Л.А. Петровская под коммуникативной компетентностью понимает «умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения» [5, с. 107].

В.Г. Горшунова рассматривает коммуникативную компетентность как используемые в процессе коммуникации знания некоторых символьных систем, правил их функционирования и принципов коммуникативного взаимодействия [2]. Л. Д. Столяренко и С.И. Са-мыгин понимают коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [9].

Таким образом, коммуникативная компетентность как компонент профессиональной компетентности заключается в умении ставить и решать коммуникативные задачи в ходе профессиональной деятельности. Для эффективного взаимодействия необходимо взаимопонимание партнеров, которое может быть достигнуто за счет соблюдения определенных

коммуникативных правил. Коммуникативная компетентность не сводится при этом к знанию эффективных стратегий общения, она предполагает гибкость поведения человека в различных коммуникативных ситуациях.

Несмотря на то, что по отношению к представителям сигнономических профессий - типа «человек-знак» требования к уровню их коммуникативных навыков, как правило, не выдвигаются, в большинстве случаев должностные обязанности названных специалистов включают взаимодействие с работниками других подразделений организации (к примеру, по вопросам планирования и распределения материальных ресурсов), что невозможно эффективно реализовать, не обладая определенными умениями и навыками эффективной коммуникации.

При знакомстве с должностными инструкциями специалистов данной категории были выделены следующие решаемые ими задачи:

- осуществление единой политики в области финансов и формирование единой экономической политики на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли;

- экономическое планирование и организация финансовой деятельности с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе оказания услуг, выявления и использования резервов производства и повышения эффективности производства;

- участие в разработке учетной политики, стратегии развития и стратегии управления персоналом;

- контроль над выполнением подразделениями законодательства в области экономики и финансов.

Указанные задачи позволяют заключить, что коммуникативная компетентность имеет важное значение в системе профессиональной компетентности сотрудников департамента экономики и финансов. Работники департамента ведут активное сотрудничество с представителями практически всех подразделений организации, решая финансовые вопросы и связанные с ними задачи подготовки соответствующей документации. В связи с этим возникла настоятельная потребность изучения (а в последствии и коррекции) коммуникативной компетентности представителей сигно-номических профессий.

Объектом исследования явилась коммуникативная компетентность. Предмет иссле-

дования - коммуникативная компетентность представителей сигнономических профессий.

Цель: выявить особенности и построить типологию коммуникативной компетентности у представителей сигнономических профессий.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ и выявить специфику отдельных компонентов коммуникативной компетентности у представителей сигнономических и социономических профессий: социально-психологического, эмоционального, поведенческого, рефлексивного.

2. Выявить взаимосвязи отдельных компонентов в структуре коммуникативной компетентности у представителей сигнономиче-ских профессий и сравнить с аналогичными взаимосвязями у представителей социономи-ческих профессий.

3. Выделить типы коммуникативной компетентности у представителей сигнономиче-ских профессий.

Основой эмпирического исследования выступила теоретическая гипотеза о том, что представители сигнономических профессий обладают специфическими характеристиками коммуникативной компетентности в сравнении с представителями социономических профессий.

Выборку исследования составили представители сигнономических профессий (экономисты, бухгалтера) одного из предприятий г. Омска в количестве 61 человек: из них 53 женщины и 8 мужчин (средний возраст - 37 лет, стаж работы 14 лет).

Также в нашем исследовании приняли участие представители социономических профессий, а именно - психологи, специалисты по развитию и оценке персонала, менеджеры по управлению персоналом, деятельность которых связана непосредственно с персоналом, и при отборе кандидатов на данные должности коммуникативная компетентность является обязательной. Данную выборку составили 30 женщин (средний возраст -34 года, стаж работы - 10 лет).

Выявление специфики коммуникативной компетентности представителей сигнономи-ческих профессий осуществлялось нами через изучение следующих компонентов, составляющих ее структуру:

1) социально-психологический компо-

нент (способ общения и тип отношений с окружающими);

2) эмоциональный компонент (уровень эмпатийных тенденций);

3) поведенческий компонент (уровень коммуникативного контроля);

4) рефлексивный компонент (мера рефлексивности).

Компоненты структуры коммуникативной компетентности были выделены нами на основании работ И.Н. Агафоновой, А.А. Деркача, А.В. Дубакова, Ю.Н. Емельянова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского и др.

В диагностический комплекс были включены следующие методики: тест коммуникативных умений Л. Михельсона, тест на диагностику социальной эмпатии А. Мехрабиана, психодиагностическая методика определения меры рефлексивности А.В. Карпова и

В.В. Пономаревой, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест коммуникативного контроля М. Шнайдера.

Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась посредством методов первичной описательной статистики, и-критерия Манна-Уитни, метода линейной корреляции Пирсона, кластерного анализа методом К-средних.

Социально-психологический компонент коммуникативной компетентности специалистов изучался нами через способ общения и тип межличностных отношений с окружающими. С помощью теста коммуникативных умений Л. Михельсона мы выявили доминирующий способ общения у представителей сигнономических и социономических профессий (см. табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у представителей сигнономических и социономических профессий преобладает компетентный способ общения, т. е. в процессе взаимодействия с партнером по общению представители данных категорий профессий умеют устанавливать и поддерживать контакт необходимого уровня, учитывают мнение собеседника, в проблемных ситуациях способны находить компромиссы. По данному способу общения выявлены значимые различия, доказывающие, что представители социономических профессий более компетентны в общении, чем представители сигно-номических профессий.

Среди представителей социономических профессий не было выявлено использования зависимого и агрессивного способа общения.

14,8 % представителей сигнономических про-

фессий используют зависимый способ общения, характеризующийся излишней конформностью, отсутствием стремления брать на себя ответственность за разрешение коммуникативных трудностей в ситуациях. Значимость различий по данному способу общения установлена.

Агрессивный способ общения используют в процессе взаимодействия 1,7 % представителей сигнономических профессий, проявляя импульсивность, раздражительность, низ-

кий уровень контроля негативных эмоций. Выявлена тенденция к использованию данного неконструктивного способа общения, но значимость различий не выявлена.

Конкретизация данных по используемым способам общения представителями различных типов профессий была уточнена с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири (результаты диагностики представлены на рис. 1).

Таблица 1

Показатели и значимость различий выраженности способов общения у представителей сигнономических и социономических профессий

Способ общения Группы испытуемых

Представители сигнономических профессий Представители социономических профессий Показатели различий способов общения

% Среднее значение % Среднее значение Значения и-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Зависимый 14,8 9,5 - 7,2 638 0,016

Компетентный 83,5 16,6 100 19 513,5 0,001

Агрессивный 1,7 2,3 - 0,9 730,5 0,117

Рис. 1. Показатели типов межличностных отношений у представителей сигнономических и социономических профессий (ср. значения)

С помощью И-критерия Манна - Уитни (табл. 2) была выявлена значимость различий по выраженности определенных типов отношений у представителей разных типов профессий.

Как видно из таблицы, значимые различия были получены по выраженности агрессивного и дружелюбного типов межличностных отношений и, соответственно, по фактору «дружелюбие-агрессивность».

В процессе общения представители сиг-нономических профессий более агрессивны, чем представители социономических профессий, не всегда способны сохранять самооблада-

ние, могут быть импульсивны и очень эмоциональны.

Представители социономических профессий более дружелюбны, способны идти на компромисс, в процессе взаимодействия проявляют уважительное отношение к собеседнику и способны создавать и поддерживать доверительную атмосферу.

Таким образом, в целом в межличностных отношениях представители сигнономи-ческих профессий более агрессивны и менее дружелюбны в сравнении с представителями социономических профессий.

Таблица 2

Показатели значимости различий по типам и факторам межличностных отношений у представителей сигнономических и социономических профессий

Типы и факторы межличностных отношений Значения и-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Типы отношений Авторитарный 905,5 0,936

Эгоистический 807 0,355

Агрессивный 626,5 0,014

Подозрительный 911 0,937

Подчиняемый 800,5 0,328

Зависимый 781,5 0,256

Дружелюбный 676 0,042

Альтруистический 735 0,125

Факторы отношений Доминирование/подчинение 898,5 0,889

Дружелюбие/агрессивность 485 0,000

Специфика эмоционального компонента коммуникативной компетентности специалистов определялась через изучение уровня эматийных тенденций. С этой целью нами использовался тест на диагностику социальной эмпатии А. Мехрабиана (результаты представлены в таблице 3).

Данные таблицы, а также показатель значимости различий свидетельствуют о том, что представители социономических профессий имеют более высокие показатели по уровню эмпатии (высокий и средний уровни). Среди

представителей сигнономических профессий около половины респондентов имеют низкий уровень эмпатийных тенденций, что говорит о сниженной способности к сопереживанию и пониманию состояния собеседника в процессе общения.

Изучение поведенческого компонента коммуникативной компетентности производилось посредством выявления уровня коммуникативного контроля (результаты представлены в таблице 4).

Таблица 3

Количественное соотношение групп представителей сигнономических и социономических профессий с разным уровнем эмпатийных тенденций

Уровень эмпатийных тенденций Представители сигнономических профессий Представители социономических профессий

Высокий 8,3 % 53,4 %

Средний 50,8 % 46,6 %

Низкий 40,9 % -

Среднее значение 22,2 27,5

Примечание: значение и-критерия Манна - Уитни = 286,5, при р=0,000.

Таблица 4

Показатели уровня коммуникативного контроля у представителей сигнономических и социономических профессий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень коммуникативного контроля Представители сигнономических профессий Представители социономических профессий

Высокий 16,4 % 86,7 %

Средний 47,6 % 10 %

Низкий 36 % 3,3 %

Среднее значение 4,4 7,4

Примечание: значение и-критерия Манна - Уитни = 221,5, при р=0,000.

Представленные результаты позволяют заключить, что высокий уровень коммуникативного контроля имеют большинство представителей социономических профессий, тогда как среди представителей сигнономических профессий это меньшая часть. Более трети представителей сигнономических профессий имеют низкий уровень коммуникативного контроля. Большинство же представителей сигнономических профессий имеют средний уровень коммуникативного контроля.

Значимые различия свидетельствуют о том, что представители социономических профессий в большей степени контролируют свое коммуникативное поведение, чем представители сигнономических профессий. Возможно, данные различия обусловлены тем, что в процессе подготовки специалистов со-циономических профессий достаточно большое внимание уделяется коммуникативным навыкам, контроль за проявлением которых является важным показателем их развития.

При подготовке специалистов сигнономиче-ских профессий практически не уделяется внимания развитию их коммуникативной компетентности, в связи с чем специалисты не ставят перед собой соответствующих коммуникативных задач.

С помощью методики на определение индивидуальной меры рефлексивности мы выявляли специфику рефлексивного компонента коммуникативной компетентности у представителей сигнономических и соционо-мических профессий (результаты представлены на рис. 2).

На основании полученных результатов мы видим, что представители социономиче-ских профессий имеют более высокие показатели различных видов рефлексии.

С помощью и-критерия Манна - Уитни (табл. 5) были выявлены значимые различия всех видов рефлексии у представителей сигнономических и социономических профессий.

Рис. 2. Показатели различных видов рефлексии у представителей сигнономических и социономических профессий (ср. значения)

Таблица 5

Показатели значимости различий рефлексивности представителей сигнономических и социономических профессий

Виды рефлексии Показатели значимости различий

Значения и-критерия Манна - Уитни Уровень значимости различий (р)

Общий уровень рефлексии 230,5 0,000

Ретроспективная рефлексия деятельности 369,5 0,000

Рефлексия настоящей деятельности 451 0,000

Рефлексия будущей деятельности 337,5 0,000

Рефлексия общения и взаимодействия с людьми 509,5 0,001

Представители сигнономических профессий анализируют прошлые события, стремясь извлечь пользу, активно учитывают при планировании своих действий прошлый опыт, также способны проводить анализ событий и своего поведения в непосредственной ситуации, тщательно планируют свою будущую деятельность, продумывая альтернативные способы действий.

В целом по результатам исследования было выявлено, что представители сигноно-мических профессий имеют средний уровень рефлексии, а представители социономических профессий - высокий уровень.

Таким образом, обобщая результаты исследования отдельных компонентов коммуникативной компетентности представителей разных типов профессий, можно заключить следующее. Представители сигнономических профессий в сравнении с представителями

социономических профессий отличаются большей выраженностью агрессивного стиля и меньшей дружелюбностью в межличностных отношениях, средним и низким уровнем эмпатийных тенденций, средним и низким уровнем коммуникативного контроля, средним уровнем рефлексии.

Важной характеристикой коммуникативной компетентности специалиста является, в том числе, мера взаимосвязи ее структурных компонентов. Чем в большей степени взаимосвязаны компоненты, тем более целостно функционирует вся система, обеспечивая эффективность коммуникации.

Для изучения взаимосвязи характеристик коммуникативной компетентности у представителей разных типов профессий мы использовали метод линейной корреляции Пирсона, результаты представлены в виде корреляционных плеяд (рис. 3, 4).

Рис. 3. Взаимосвязь характеристик коммуникативной компетентности у представителей сигнономических профессий

Из рисунка видно, что наибольшее количество взаимосвязей имеют такие параметры, как зависимый способ общения и эмпатия, на основании этого мы можем полагать, что данные характеристики являются определяющими в структуре коммуникативной компетентности у представителей сигнономиче-ских профессий. Выявлены взаимосвязи меж-

ду эгоистическим типом отношений и различными уровнями рефлексии, это говорит о том, что чем более эгоистичны представители сигнономических профессий, тем в меньшей степени они рефлексируют свое поведение. Также была выявлена прямая взаимосвязь между авторитарным типом отношений и коммуникативным контролем.

Рис. 4. Взаимосвязь характеристик коммуникативной компетентности у представителей социономических профессий

У представителей социономических профессий определяющими компонентами в системе коммуникативной компетентности являются рефлексия настоящей деятельности, коррелирующая с различными типами отношений, и компетентный способ общения, взаимосвязанный с коммуникативным контролем, эмпатией и дружелюбным типом межличностных отношений.

Полученные результаты позволяют заключить, что коммуникативная компетентность как система взаимосвязанных параметров у представителей сигнономических и со-циономических профессий имеет разную специфику функционирования. Определяющими характеристиками коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий являются зависимый способ общения и эмпатия, у представителей соционо-мических профессий - компетентный способ общения и рефлексия настоящей деятельности. От развития указанных характеристик зависит (но не обязательно существует прямая зависимость) эффективность всей системы коммуникативной компетентности.

Кроме того, у представителей соционо-мических профессий корреляционная плеяда, отражающая взаимосвязи параметров, имеет более гармоничный вид, чем у представите-

лей сигнономических профессий, что говорит о более системном характере коммуникативной компетентности. Изменение одного компонента коммуникативной компетентности приводит к сопряженным изменениям остальных компонентов, что очень позитивно с точки зрения возможных развивающих и коррекционных воздействий. Взаимосвязи характеристик коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий имеют разрозненный характер.

Далее нами решалась задача построения типологии представителей сигнономических профессий с учетом характеристик их коммуникативной компетентности.

С помощью кластерного анализа были выявлены четыре типа испытуемых, которые различаются по характеристикам коммуникативной компетентности (результаты представлены в таблице 6).

Были выявлены следующие типы представителей сигнономических профессий с различными характеристиками коммуникативной компетентности: авторитарно-агрессивный - 3,1 % респондентов, дружелюбный тип - 8,2 %, неэмпатично-агрессивный тип -

9,8 %, неэмпатичный тип - 23 %, агрессивно-некотролируемый тип - 55,8 %.

Таблица 6

Типы представителей сигнономических профессий с различными характеристиками коммуникативной компетентности

Характеристики Типы представителей сигнономических профессий Значение критерия Г

Агрессивнонеконтролируемый 55,8 % Неэмпа-тичный 23 % Неэмпатично-агрессивный 9,8 % Дружелюбный тип 8,2 % Авторитарноагрессивный 3,1 %

Эмпатия Средняя Низкая Низкая Средняя Высокая 6, 359

Контроль Низкий Средний Средний Средний Высокий 10,273

Авторитарный тип Низкий Низкий Средний Низкий Высокий 27,791

Агрессивный тип Низкий Низкий Средний Низкий Низкий 9,553

Подозрительный тип Низкий Низкий Средний Низкий Низкий 23,768

Зависимый тип Низкий Низкий Низкий Средний Низкий 34,092

Дружелюбный тип Низкий Низкий Низкий Высокий Низкий 36,607

Фактор «дружелюбие/ агрессивность» Агрессивность Друже- любие Агрессивность Дружелюбие Агрессивность 9,217

Примечание: ¥ критерий определяет значимость различий между компонентами коммуникативной компетентности, которые участвуют в кластеризации, все показатели ¥ критерия значимы при р<0,01.

Большинство представителей сигнономических профессий (55,8 %) относятся к агрессивно-неконтролируемому типу. Данный тип характеризуется низким уровнем коммуникативного контроля, средним уровнем эмпатии, преобладанием агрессивности над дружелюбием, недифференцированно низкими показателями по всем типам межличностного общения.

Основные коммуникативные трудности специалистов с агрессивно-неконтролируемым типом коммуникативной компетентности связаны с низким уровнем самоконтроля, склонностью к импульсивному проявлению эмоций, в том числе негативных, следствием чего является непрогнозируемость характера коммуникации как для самих специалистов, так и для их собеседников.

Вторым по выраженности среди представителей сигнономических профессий является неэмпатичный тип (23 %). Характеристики коммуникативной компетентности данного типа указывают на его меньшую проблемность в сравнении с предыдущим. Специалисты имеют средний уровень коммуникативного контроля, дружелюбие преобладает у них над агрессивностью, они имеют недифференцированно низкие показатели по всем типам межличностного общения. Основная коммуникативная трудность специалистов с неэмпатич-

ным типом коммуникативной компетентности

- низкий уровень эмпатии, отсутствие внимания и интереса к другому человеку.

Наиболее проблемным представляется авторитарно-агрессивный тип коммуникативной компетентности, выраженный у 3 % испытуемых. Данный тип характеризуется высоким уровнем эмпатии и коммуникативного контроля. Основная коммуникативная трудность - высокие показатели по авторитарному типу сочетаются у данного типа с преобладанием агрессивности над дружелюбием. При авторитарном типе взаимодействия с окружающими агрессивные реакции могут выступать как средства достижения своих целей либо в случае невозможности занять лидерские позиции агрессия становится ответной реакцией.

Выделенные типы представителей сигно-номических профессий с разными характеристиками коммуникативной компетентности отражают различные варианты проявления коммуникативной активности специалистов. Информация о существующих типах может быть использована при разработке развивающих, тренинговых программ, программ повышения квалификации для специалистов соответствующего профиля.

В качестве заключения выделим основные характеристики, отражающие специфику

коммуникативной компетентности представителей сигнономических профессий.

Социально-психологический компонент коммуникативной компетентности (способ общения и тип отношений с окружающими) представителей сигнономических профессий в сравнении с представителями социономиче-ских профессий отличается большей выраженностью агрессивного стиля и меньшей дружелюбностью в межличностных отношениях. Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности характеризуется средним и низким уровнем эмпатийных тенденций. Поведенческий компонент коммуникативной компетентности отличается средним и низким уровнем коммуникативного контроля. Рефлексивный компонент характеризуется средним уровнем развития всех видов рефлексии.

В структуре коммуникативной компетентности данных специалистов ведущими являются социально-психологический и эмоциональный компоненты, проявляющиеся через зависимый способ общения и эмпатию, имеющие наибольшее количество корреляционных взаимосвязей с другими критериями. От развития указанных характеристик зависит (возможна как прямая, так и обратная зависимость) эффективность всей системы коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность представителей сигнономических профессий менее гармонична и упорядочена, чем у представителей социономических профессий.

Было выделено 5 типов коммуникативной компетентности представителей сигно-номических профессий: большинство специа-

листов данной категории относятся к агрес-сивно-некотролируемому типу, также определены дружелюбный, неэмпатично-агрес-сивный, неэмпатичный и авторитарно-агрессивный типы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеология : учебное пособие / А. А. Деркач, В. С. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. -256 с.

2. Горшунова В. Г. Коммуникативная компетентность будущего специалиста. - URL: http://globsite.narod.ru/college/konferenc/ tezisi/s6t1.html

3. Елина И. Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - 21 с.

4. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание»,1996.- 312 с.

5. Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

6. Психологический словарь / под общ. науч. ред. П. С. Гуревича. - М. : ОЛМА Медия Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. -800 с.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2002. - 396 с.

8. Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчестве. - М. : ПЕРСЭ, 2002. - 320 с.

9. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология. - М. : Март, 2005. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.