Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации в выборе высоко и низкооплачиваемых профессий'

Смысложизненные ориентации в выборе высоко и низкооплачиваемых профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION / LIFE MEANING PURPOSES / LOW AND HIGH-PAID OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова Светлана Аркадьевна, Николаева Елена Ивановна

Целью данной работы стало сравнительное изучение жизненных целей у людей высокооплачиваемых и низкооплачиваемых профессий, а также описание возникающих с возрастом изменений. В исследовании приняли участие более 240 человек учителя, медики и экономисты. Показано, что люди, выбирающие менее оплачиваемые профессии (учитель), ориентируются в этом выборе на собственные жизненные цели. Роль смыслообразующих целей зависит от возраста: чем старше человек, тем больший вес придает он смысложизненным целям, причем для людей, выбирающих высокооплачиваемые профессии, важно качество жизни, а для выбирающих низкооплачиваемые профессии реализация целей и ощущение себя хозяином жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specificity of life meaning orientations of people selecting high- and low paid occupations

The purpose of this article is to investigate life purposes of people who have high and low-paid occupations and to show its changes with age. 241 people took part in the research: teachers, doctors and economists. It is shown that people choosing low-paid occupations (teachers) focus on their own purposes. The purposes in life are different in different ages: the elder people are the more ignificance they attach to life meaning purposes. For people choosing high-paid occupations the quality of life is important while the priority of those choosing low-paid job is realization of their own purposes and feeling themselves the owner of life.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации в выборе высоко и низкооплачиваемых профессий»

С. А. Котова, Е. И. Николаева

смысложизненные ориентации в выборе высоко и низкооплачиваемых профессий*

характеристика современного состояния проблемы

Филогенетический процесс развития человечества в ХХ в. привел на волне развития производительных сил и новых электронных средств коммуникации к усилению процесса глобализации, к соединению относительно суверенных обществ в единое общечеловеческое сообщество. развитие человеческой цивилизации вступило в новую фазу — фазу перехода к открытому обществу. Современное человечество включается в новую мировую систему, элементы которой (государства и народы) пытаются занять свое место в новой структуре и по-новому сформировать взаимозависимость. Новая культурно-историческая ситуация, сложившаяся в современном мире, усилившая тенденции глобализации и приведшая к развитию открытого общества, породила значительные изменения в социальной и духовной сферах мирового сообщества. Идущий процесс, вызвав распад устоявшейся и пришедшей из прошлого картины мира, изменяет структуру ценностей и отношений, порождает возникновение новой культуры с новыми ценностными приоритетами. В мире все сильнее укрепляются широкие экономические, научные, культурные, образовательные и политические связи; изменяется отношение людей, общества в целом к различным смыслам своего существования.

Выход россии в конце ХХ в. в открытое общество вызвал резкие и специфические изменения в социокультурной ситуации развития страны. Увеличение информационной доступности и изменение коммуникационных каналов в социуме существенно усилило процессы глобализации в социализации населения. данные процессы активно захватили все экономические и социальные сферы: политику, экономику, этику, культуру и образование.

В ходе перестройки произошел существенный сдвиг в общественном сознании относительно значимости тех или иных жизненных ценностей и ориентиров. Ключевая парадигма современного существования — это парадигма качества жизни. Каждый человек задает себе вопросы: какого качества жизни я хочу для себя и других? и как этого качества я могу достигнуть? Поэтому происходящие перемены вызвали существенные преобразования в структуре, содержании и характере трудовой, профессиональной деятельности. Изменения коснулись отношения и к трудовой деятельности, и к профессиональному выбору, что было обусловлено, прежде всего, спецификой оплаты труда. В новых условиях существования россии произошло резкое расширение диапазона источников и доходов населения. Известно, что экономическое неравенство вызывает неравенство социальное и приводит к развитию категории элитарности. Новые элитарные ориентации, возникшие в условиях глобализации, активно стали проникать в различные сферы жизнедеятельности современного человека, в том числе, и в профессиональную1. Так, профессии, которые ранее считались крайне престижными, например, профессии учителя и ученого, в настоящее время не выступают в социологических рейтингах, публикуемых в средствах массовой информации, как социально привлекательные

* работа поддержана грантом рГНФ N08-06-00467а.

© С. А. Котова, Е. И. Николаева, 2009

и значимые, при этом и зарплата у людей, работающих в этих областях, существенно ниже, чем у представителей других профессий.

Иная ситуация возникла с экономистами. ранее в россии это была одна из непрестижных сфер деятельности. В настоящее время люди этой профессии получают высокую зарплату, и их мнение часто востребовано в средствах массовой информации, а потому принадлежность к этой профессии повышает и статус человека в глазах окружающих. Существенная разница в оплате определяется, прежде всего, тем, что учителя и врачи преимущественно работают в государственных учреждениях, тогда как экономисты — в частных фирмах. Это ведет и к изменению гендерной структуры занятости: учителя в россии — преимущественно женщины, а среди экономистов растет процент мужчин.

очевидно, что изменение специфики производства во всем мире будет обнаруживать подобные процессы не только в россии, но и в других странах. Более того, возможно, смена представлений о значимости новых и старых профессий со временем будет все резче, а изменение в уровне материального поощрения — существеннее.

Тем не менее, очевидно, что современное государство не может существовать без учителей вне зависимости от того, как эти специальности представлены в средствах массовой информации, а также от уровня оплаты их труда. Все это поднимает вопрос относительно тех мотивов, которые направляют людей на обучение, а в дальнейшем и на работу в тех областях социальной жизни, которые заведомо наименее оплачиваются и не несут высокого социального статуса. Этот вопрос касается не только россии, но и практически любого современного государства, где всегда будут области частного бизнеса, крайне интенсивно развивающиеся, а потому высоко оплачиваемые, и государственные учреждения, в которых процесс оплаты труда всегда отстает от такового в бизнесе. Этот вопрос стоит особенно остро, потому что именно в этих сферах профессиональной деятельности должны работать не любые люди, а наиболее гибкие и креативные.

Современные теории рабочей мотивации фиксируются на двух ее аспектах: внутреннем и внешнем2. Более того, согласно многим из них, креативность и гибкость в работе связаны именно с внутренней мотивацией. При этом оказывается, что усиление внешней мотивации часто снижает внутреннюю3. очевидно, что люди, выбирающие непрестижные в настоящий момент профессии в обществе и работающие в них долгое время, опираются на внутреннюю мотивацию.

Когнитивная теория оценки предполагает, что для внутренней мотивации важным являются чувство автономности и осознание жизненных целей. Именно смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути4.

цель исследования. Анализ литературы показывает, что при рассмотрении внутренней мотивации большая часть теорий не уделяет внимания изменению ее с возрастом человека5. Тем не менее, есть люди, которые начинают работать в социально значимых, но низко оплачиваемых областях социальной жизни, однако быстро расстаются с юношескими представлениями, а потому меняют сферу приложения труда. Другие же, напротив, начинают связывать такой труд со своей жизнью. Именно поэтому целью данной работы стало изучение сопоставления жизненных целей у людей высокооплачиваемых и низкооплачиваемых профессий, а также описание их изменений с возрастом.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступили смысложизненные ориентации. объект исследования — люди различным образом оплачиваемых профессий.

для оценки представлений о смысле жизни был выбран тест смысложизненных ориентаций Л. А. Леонтьева6, который является адаптацией теста «Цель в жизни» |. С. Сгиш-Ьаи§Ь и Ь. Т. МаЬоНск7. Тест имеет ряд субшкал: цели в жизни (описывает осознанные цели, придающие жизни осмысленность); процесс жизни (показывает, воспринимается ли жизнь интересной, эмоционально насыщенной; низкие баллы по этой шкале свидетельствуют о неудовлетворенности жизнью); результативность жизни (показывает удовлетворенность жизнью, результатом самореализации); локус контроля Я (описывает представление о себе как о хозяине жизни); локус контроля — жизнь (описывает, в какой мере испытуемый полагает, что может управлять своей жизнью).

Непосредственно с характером жизненных целей связана базовая (врожденная) потребность в поиске ощущений. Поэтому в диагностический комплекс была включена методика оценки потребности в поиске ощущений М. Цукермана8. Высокий уровень потребностей в ощущениях (11-16 баллов) обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных мероприятиях. результаты от 6 до 10 баллов свидетельствуют о среднем уровне потребностей в ощущениях, об умении контролировать эти потребности, умеренности в их удовлетворении, т. е., с одной стороны — об открытости новому опыту, с другой — о необходимых сдержанности и рассудительности в различные моменты жизни. Низкий уровень потребностей в ощущениях (0-5 баллов) обозначает присутствие предусмотрительности и осторожности в ущерб получению новых впечатлений (и информации) от жизни. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.

Кроме этих параметров испытуемые заполняли тесты, характеризующие личностные особенности. Это было сделано для того, чтобы получить уверенность в том, что именно смысложизненные ориентации, а не личностные особенности предопределяют выбор низко и высокооплачиваемой профессии. С этой целью предлагался тест Г. Айзенка9, с помощью которого оценивались выраженность нейротизма, экстра- или интроверсии и психотизма, и тест на оценку личностной ригидности10. ригидность рассматривалась как тенденция к сохранению своих установок, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. Методика представляет собой перечень из 50 утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет. Набор баллов до 13 свидетельствует о мобильности испытуемого; 14-27 баллов — о наличии некоторой ригидности; 28-40 баллов позволяют говорить о ригидности.

Кроме этого испытуемые заполняли русскую версию теста «Индекс жизненного стиля»11. опросник содержит 97 утверждений, которые описывают типы поведения в различных ситуациях. Испытуемого просят выбрать определенный тип защитного поведения в каждой ситуации. Каждому выбору придается определенный вес в механизмах защиты. р. Плутчик выделил следующие типы защит: отрицание, подавление, проекция, компенсация, реактивное образование, интеллектуализация, регрессия, замещение.

Для наиболее информативной дифференциации представленных данных были использованы методы пошагового дискриминантного анализа и многомерного дисперсионного анализа (MANOVA). Статистические вычисления были выполнены на базе статистических пакетов 8Р88 14.0 и Згайзйса 6.0.

Нами были выбраны представители трех профессий: учителя (наиболее низкооплачиваемая категория), экономисты (высокооплачиваемая категория лиц) и медики, занимающие в этом ряду промежуточное значение. Всего в исследовании принял участие 241 человек. Были обследованы 83 медика (60 студентов и 23 взрослых), 80 педагогов (40 студентов и 40 взрослых), 78 экономистов (45 студентов и 33 взрослых). Возраст студентов всех групп ограничивался 21-23 годами, профессионалов — 30-50 годами, что позволило связать их ответы со стажем работы.

Исследование проводилось в течение 2007-2008 гг. В ходе его собраны 964 протокола, которые и были подвергнуты анализу.

Студенты заполняли предлагаемые опросники на занятиях, профессионалы — на лекциях на курсах повышения квалификации. Не было специального отбора испытуемых, участие на добровольной основе принимали все присутствующие на лекциях. На каждом занятии испытуемые последовательно заполняли не более 2 бланков одновременно, чтобы избежать переутомления и других побочных эффектов.

Результаты

По итогам исследования были получены следующие результаты. Выявлены различия по совокупности всех показателей методики смысложизненных ориентаций.

У студентов, выбирающих педагогическую профессию, все показатели смысложизненных ориентаций значимо выше, чем у представителей других профессий. У квалифицированных специалистов разных профессий различий по этому показателю практически нет. Это происходит потому, что у квалифицированных педагогов этот показатель с возрастом падает (р = 0,000017), тогда как у других специалистов растет. Аналогичная тенденция отмечена по остальным значимо коррелирующим с совокупным показателям — ориентации на процесс и результат жизни, локус Я и локус жизни, цели и процесс жизни: множественный коэффициент корреляции между совокупным показателем и указанными признаками равен 0,91. Все эти показатели выше у учителей, чем у представителей других профессий, и у профессионалов, чем у студентов, а также у студентов-учителей, чем у студентов, выбравших другие специальности.

Потребность в ощущениях имеет другую закономерность: значения этого показателя выше у всех студентов по отношению к профессионалам (р = 0,00069). С возрастом изменения максимальны у высокооплачиваемых специалистов и минимальны у учителей.

однако не было обнаружено значимых различий между представителями разных профессий по данным теста Айзенка (табл. 1). Есть тенденция в сторону большей экстра-вертированности студентов по сравнению с профессионалами.

Таблица 1

Распределение испытуемых по психоэмоциональной напряженности

Категория испытуемых Психотизм Экстраверсия Нейротизм

студенты 5,4 ± 3,2 14,9 ± 4,4 13,1 ± 5,1

профессионалы 4,5 ± 2,8 11,8 ± 4,9 13,9 ± 4,6

экономисты 4,7 ± 2,5 11,7 ± 5,0 13,1 ± 5,2

медики 5,5 ± 3,4 14,1 ± 4,6 12,7 ± 4,8

педагоги 4,8 ± 3,2 13,8 ± 5,1 14,6 ± 4,4

Анализ механизмов психологической защиты (табл. 2) показал, что у педагогов менее выражен механизм подавления (> = 0,06), чем у экономистов и медиков. По механизмам компенсации, проекции и замещения значимо выражены эффекты взаимодействия факторов профессии и длительности работы ^ = 0,04, p = 0,02 и p = 0,01). Медиками с возрастом эти механизмы используются реже, у педагогов и экономистов остаются на том же уровне, а замещение используется чаще. Использование интеллектуализации с возрастом встречается чаще у всех специалистов (^ = 0,09). она почти не встречается у студентов, выбирающих педагогическую профессию, и начинает использоваться ими лишь с приобретением значительного педагогического опыта ^ = 0,0008). Использование метода психологической защиты «реактивное образование» одинаково встречается у всех групп с возрастом ^ < 10-6).

Таблица 2

Диапазон среднегрупповых значений эго-защитных механизмов у представителей разных профессий

Наименование эго-защитного механизма экономисты медики педагоги студенты профес- сионалы

отрицание 6,0 ± 2,6 6,8 ± 2,6 6,3 2,2 6,5 ± 2,6 6,3 ± 2,3

Подавление 3,6 ± 1,9 3,6 ± 2,0 3,0 ± 1,9 3,4 ± 2,0 3,4 ± 1,8

регрессия 4,9 ± 2,4 5,3 ± 2,8 5,6 ± 2,6 5,3 ± 2,7 5,3 ± 2,4

Компенсация 3,2 ± 1,8 3,5 ± 1,7 3,6 ± 1,8 3,5 ± 1,7 3,3 ± 1,8

Проекция 7,6 ± 2,8 7,1 ± 2,7 7,9 ± 2,8 7,5 ± 2,6 7,4 ± 2,9

Замещение 3,5 ± 2,1 3,5 ± 2,1 3,6 ± 2,2 3,6 ± 2,2 3,4 ± 3,0

Интеллектуализация 5,3 ± 1,8 5,7 ± 1,9 4,8 ± 2,4 5,16 ± 2,2 5,4 ± 2,0

реактивное образование 3,6 ± 2,3 3,3 ± 2,1 4,3 ± 2,4 3,0 ± 2,0 4,6 ± 2,4

Нет никаких различий в уровне ригидности между специалистами разных профессий (табл. 3).

Таблица 3

Распределение испытуемых по потребности в новых ощущениях и уровню ригидности

Категория испытуемых студенты профессионалы экономисты медики педагоги

Уровень личностной ригидности 28,0 ± 4,4 27,0 ± 4,6 27,4 ± 4,3 27,8 ± 4,5 27,6 ± 4,8

Коэффициент корреляции между показателями нейротизм и ригидность у них равен R = - 0,33, p = 0,03. У квалифицированных педагогов наблюдается значимая положительная корреляция между ригидностью и экстравертированностью (R = 0,42, p = 0,006). Ни в какой другой группе такого явления больше не наблюдается.

При сравнении специалистов с разным стажем работы было обнаружено, что в качестве порогового значения при дискриминантном анализе может быть выбрано значение 20-21 год. При разделении специалистов на две группы — стаж менее 20 лет и стаж не менее

20 лет — наблюдалось наиболее значимое их различие в процедуре классификации дискриминантного анализа. Для представителей разных типов профессий различной оказалась структура дискриминантных функций. Экономистов с большим стажем отличает большая искренность, низкая экстравертированность и жизненный локус, более высокие показатели процесса жизни. Из защитных механизмов обращает на себя внимание усиление регрессии, подавления, интеллектуализации и уменьшение проекции, замещения и компенсации. Процент правильной классификации равен 97 %.

Таблица 4

Структура дискриминантных параметров у экономистов

экономисты p-level G_1:G G_2:1

искренность G,GGG445 искренность 2,1864 3,3974

регрессия G,GGGG17 регрессия 5,9386 9,9831

замещение G,165488 замещение G,5G67 -G,8215

интеллектуализация G,G354G4 интеллектуализация 3,4462 4,93G3

компенсация G,GG9121 компенсация -3,9884 -6,1416

экстравертированность G,GG5889 экстравертированность -1,3446 -2,1614

процесс жизни G,GG1265 процесс жизни 2,5187 3,5424

локус Жизнь G,GG7934 локус Жизнь -1,2755 -1,973G

проекция G,167825 проекция -1,6G23 -2,5461

подавление G,263864 подавление 3,G311 3,7856

Constant -38,354G -66,4174

Итого Total G_1:G G_2:1

G_1:G 7 7 G

G_2:1 25 1 24

% 96,875 87,5GG 1GG,GGG

С_1:0 — значения средних показателей для группы со стажем менее 20 лет, С_2:1 — для группы со стажем более 20 лет.

У медиков со стажем выше искренность, более высокие показатели психотизма, выше СЖО. Из защитных механизмов выше регрессия, проекция и отрицание, ниже интеллектуализация. Процент правильной классификации равен 100 %.

Таблица 5

Структура дискриминантных параметров у медиков

медики p-level G_1:G G_2:1

1 2 3 4 5

потр. в ощущениях G,GG5873 потр. в ощущениях -2G,G55 -28,38

регрессия G,5G5G13 регрессия 14,556 17,33

отрицание G,GG5966 отрицание 34,G44 47,32

1 2 3 4 5

компенсация G,G2259G компенсация -21,456 -3G,55

цели жизни G,G21174 Цели жизни 12,92G 18,G3

интеллектуализация G,G47563 интеллектуализация -36,774 -52,6G

процесс жизни G,21846G Процесс жизни -2,4G2 -3,99

проекция G,253497 проекция 11,579 15,68

Constant -61G,6 -11GG,4

Итого Total

G_1:G 100,0000 6 G

G_2:1 100,0000 G 13

% 100,0000 6 13

С_1:0 — значения средних показателей для группы со стажем менее 20 лет, С_2:1 — для группы со стажем более 20 лет.

У педагогов со стажем выше показатели цели жизни и ниже результат, выше нейротизм, ниже показатели локуса Я и локуса жизни, так же как и в предыдущих группах выше искренность. Из механизмов защиты ниже регрессия, замещение, выше подавление и реактивные образования. Процент правильной классификации равен 98 %.

Таблица б

Структура дискриминантных параметров у педагогов

педагоги p-level G_1:G G_2:1

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экстраверт G,538G24 экстраверт 1,G816 G,9663

регрессия G,G53174 регрессия G,8499 -G,G5G3

локус Я G,G4556G локус Я 1,1G46 G,5933

подавление G,GG7845 подавление -G,5721 G,8191

цели жизни G,GGG487 цели жизни G,4359 1,1756

психотизм G,G46445 психотизм 1,7119 2,4557

локус Жизни G,138459 локус Жизни -G,4198 -G,6579

интеллектуализация G,GGG762 интеллектуализация 1,2892 -G,6239

реактивное образование G,G52298 реактивное образование -G,1G93 G,7372

искренность G,438242 искренность 1,G719 1,2227

нейротизм G,G73474 нейротизм G,5G79 G,9879

замещение G,G736G6 замещение 2,223G 1,2459

результат G,136143 результат 1,28G3 G,9111

1 2 3 4 5

потребность в ощущениях 0,237191 потребность в ощущениях 2,2729 1,8845

Со^ат -68,95 -64,22

Итого %

С_1:0 96,000 24 1

С_2:1 100,000 0 16

Тпа! 97,561 24 17

С__1:0 — значения средних показателей для группы со стажем менее 20 лет, С_2:1 — для

группы со стажем более 20 лет.

обсуждение

Таким образом, можно видеть, что люди, посвящающие себя высокооплачиваемым и низкооплачиваемым профессиям, не отличаются по основным психологическим показателям: их оценки экстраверсии, нейротизма и психотизма одинаковы. У них нет различий по уровню ригидности, но есть небольшие различия в механизмах психологической защиты.

В то же время представители низкооплачиваемой профессии имеют самые высокие значения в тесте смысложизненных ориентаций. Более того, практически все показатели включены в структуру дискриминантных параметров, среди которых самый высокий вес имеет ощущение себя хозяином жизни. У представителей других профессий этот параметр не входит в структуру дискриминантных показателей. Однако для них значимым является качество жизни.

У экономистов с возрастом более выраженно снижается склонность к риску, тогда как у учителей этот показатель остается практически на уровне значений, обнаруженных у студентов.

Данные исследования согласуются с мнением о важности локуса причинности как показателя внутренней мотивации и свидетельствуют о его особой значимости для тех, кто осознанно выбирает менее оплачиваемую профессию. Более того, наши данные свидетельствуют о важной роли возрастных изменений во влиянии на мотивацию к работе: с возрастом люди любых профессий нуждаются в осмыслении собственной жизни и менее склонны к риску.

Локус причинности является значимым в рамках разных теорий мотиваций к работе, однако возрастные изменения не учитываются ни в одной. Если люди, вступающие в профессию, существенно различаются в своих представлениях о необходимости осмысления собственных действий, то затем она становится значимой для всех. Однако если для людей высокооплачиваемых профессий важно качество процесса жизни, то для тех, кто посвящает себя более низкооплачиваемым, но социально значимым профессиям, важны собственные цели, самоощущение себя хозяином жизни и возможность рисковать.

Таким образом, результирующую мотивацию можно представить в виде формулы:

М = а 1М + в ЕМ

где M — совокупный показатель мотивации, IM — внутренняя мотивация, которая является функциейf (im1 +...imn) многих входящих в нее показателей, EM — внешняя мотивация, также являющаяся функцией целого ряда показателейf (em+ ... emn), а а и в — коэффициенты, определяющие зависимость мотивационных процессов от возраста, престижности профессии в обществе и уровня ее оплаты.

При конструировании проекта работ, связанных с низкими зарплатами, необходимо учитывать возможность потребности в осмысленности жизни у ряда людей уже в молодости. Но лиц, сознательно готовых выбирать социально значимую профессию вне зависимости от уровня ее оплаты меньшинство и, по-видимому, они будут нуждаться в поддержке на ранних этапах профессиональной деятельности.

Выводы

Люди, выбирающие менее оплачиваемые профессии, ориентируются в этом выборе на собственные жизненные цели.

Роль смыслообразующих целей зависит от возраста: чем старше человек, тем больший вес придает он смысложизненным целям, причем для людей, выбирающих высокооплачиваемые профессии, важно качество жизни, а для выбирающих низкооплачиваемые профессии — реализация целей и ощущение себя хозяином жизни.

При построении мотивационный теории работы необходимо учитывать возраст сотрудников и престижность работы

I Пряжников Н. С. Психология элитарности. М.; Воронеж, 2000.

Charms R. de. Personal causation: The internal affective determinants of behavior. New York, 1968; DeciE. L., Ryan R. M. The empirical exploration of intrinsic motivational processes // Advances in experimental social psychology. 1968. Vol. 13. P. 39-80; Deci E. L., Ryan R. M. The ‘what’ and ‘why’ of goal pursuits: human needs and the selfdetermination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11. P. 227-268.

Bono J. E., Judge T A. Self-concordance at work: Toward understanding the motivational effects of transformational leaders // Academy of Management Journal. 2003. 46. P. 554-571.

4Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов: метод. руководство. М., 1999; Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003; Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопр. психологии. 2003. № 3. С. 3-15.

5 Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопр. психологии. 1997. № 6. С. 23-30; Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М., 2004; Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М.; Воронеж, 2003.

6 Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов: метод. руководство. М., 1999.

7 CrumbaughJ. C., MaholickL. T. An experimental study of existentialism: The psychometric approach to Frankl's concept of noogenic neurosis // Journal of Clinical Psychology. 1964. Vol. 20. P. 200-207.

8 Практическая психодиагностика / сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000. С. 78.

9 Айзенк Г Ю. Структура личности. СПб., 1999.

Практическая психодиагностика / сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 2000. С. 145.

II Диагностика типологий психологической защиты // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C. 444-452.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.