10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (редакция от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.08.2019).
11. Шматова, Е.П. Психологическое сопровождение формирования морального самосознания студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шматова Е.П. - Пятигорск, 2015. - 23 с.
REFERENCES
1. Avdienko, G.Yu. and Maklakov, A.G. (2015), "Social and psychological comfort for students in the educational environment of the University and methods of its diagnosis", Psychopedagogy in law enforcement, No. 1(60), pp. 94-99.
2. Alexandrovsky, Yu.A. (1993), Borderline mental disorders: guide for doctors, Medicine, Moscow.
3. Anokhin, P.K. (1973), "Principal questions of the General theory of a functional system", Principles of the system organization offunctions, Science, Moscow, pp. 5-61.
4. Baevsky, R.M. (1975), "Cybernetics and prognostics: some problems of assessment of adaptive activity of the organism", Cybernetic aspects of adaptation of the system "man-environment", Moscow, pp. 118-123.Karavanov, A.A. (2004), Psychological support of educational and professional activity of cadets ofJunior courses of military high school, dissertation, Kursk.
5. Nadyuk, R.I. (2009), Psychological support ofprofessional and personal development of students majoring in "social work, dissertation, Nizhny Novgorod.
6. Ponikarova, V. N. (2005), Psychological and pedagogical conditions for reducing emotional stress in students-future dialectologists, dissertation, Kursk.
7. The order of the Ministry of education of Russia of October 22, 1999 No. 636 "About the statement of regulations on service ofpractical psychology in system of the Ministry of education of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957.
8. Syhoverdhina, Yu.V. (2006), Psychological support personal and professional development of the student service practical psychology University, dissertation, Kursk.
9. The Federal law of29.12.2012 N 273-FZ (edition of13.07.2015) "About education in the Russian Federation", available at, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
10. Shmatova, E.P. (2015), Psychological support of formation of moral consciousness of students of pedagogical high school, dissertation, Pyatigorsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.09.2019
УДК 159.9.072
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Рязань
Аннотация
В статье рассматривается исследование личности осужденных, склонных к суицидальному настроению. Изучение суицидального настроения личности в условиях лишения свободы и организация психологической работы с ними представляет теоретический и практический интерес для практикующего психолога пенитенциарного учреждения. Внедрение психокоррекционной программы должно помочь осужденному осознать причины своего деструктивного состояния и нежелания бороться с внутренними негативными тенденциями. Выработка комплекса инструментов выявления и коррекции специфических причин совершения суицидальных действий позволит более точно прогнозировать и пресекать суициды среди осужденных.
Ключевые слова: суицидальное настроение, осужденные, уголовно-исполнительная система, психокоррекционная программа.
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE STUDY OF THE SUICIDAL MOOD OF CONVICTED PERSONS SERVING SENTENCES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
Ekaterina Viktorovna Dezhurova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan
Annotation
The article deals with the study of the personality of convicts prone to suicidal mood. The study of the suicidal mood of a person in prison and the organization of psychological work with them is of theoretical and practical interest for a practicing psychologist of a penitentiary institution. The introduction of a psycho-correctional program should help the convict to understand the reasons for his destructive state and unwillingness to fight against internal negative trends. The development of a set of tools to identify and correct specific causes of suicidal actions will allow more accurately predict and suppress suicides among convicts.
Keywords: suicidal mood, convicts, penal system, psychocorrectional program.
К изучению суицидального явления обращалось множество исследователей, и существует достаточно много подходов к его объяснению и описанию [2, 5]. Статистические данные, приводимые авторами литературных источников, находят отражение в концепциях суицидального поведения А.Г. Амбрумовой, Ю.М. Антоняна, И.Б. Бойко, Г.А. Епанчинце-вой, Т.Н. Козловской, Е.В. Змановской, Т.С. Павловой, Г.В. Старшенбаума [1, 4, 6]. В литературе период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом [2, с. 143-144] и, по мнению многих авторов, именно в данный период возможно проведение необходимых экспресс-психокоррекционных мероприятий по преодолению негативного внутреннего состояния осужденных.
Необходимость организации психокоррекционной работы с осужденными, склонными к суицидальному настроению, обусловила выбор темы исследования, которая представляется актуальной и имеет научно-практическую значимость. Для участия в психологическом исследовании была выбрана группа из осужденных мужского пола, состоящих на профилактическом учете в исправительной колонии строгого режима УФСИН России по Краснодарскому краю в количестве 30 человек в возрасте от 20 до 35 лет. С целью анализа психологических особенностей осужденных были выбраны методики: «Опросник суицидального риска» (ОСР); «Методика исследования акцентуаций» (Г. Смишек, К. Леонгард); «Методика оценки функционального состояния» (САН); Методика "Тревожность и депрессия" (ТиД); Методика "Уровень беспокойства-тревожности" (MAS).
Обследование выбранной группы осуждённых проводилось дважды: начальное (до участия осуждённых в психокоррекционной программе) и контрольное (после проведения программы).
В результате исследования было выяснено, что у осужденных, в основном, выражена тревожность, обусловленная высокой чувствительностью (плохая переносимость шума и яркого света), импульсивностью и уязвимостью. Невысокая избирательность по отношению к внешним событиям, периодически возникающее ощущение беспомощности и дистимности (подавленности) явились следствием эмоциональной циклотимности, то есть высокой подвижности настроения в зависимости от внешних событий и импульсивно-эмоционального настроения. По шкале экзальтированности присутствуют ярко выраженные аффективные реакции, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью.
Экзальтация и гипервосторженность в основном связана с несущественными ситуациями и нейтральными межличностными обстоятельствами и гораздо чаще мотивируется чувством одиночества и ощущением беспомощности. Из результатов исследования осужденных по методике "Опросник суицидального риска (ОСР)" можно увидеть повышенные показатели по шкалам социальный пессимизм и личностная несостоятельность, в связи с невозможностью реализовать свое эмоциональное настроение. Во многих личностных чертах данные осужденные были схожи с детьми и были готовы в любой момент отказаться
от своей цели. Несмотря на свой возраст, они демонстрировали безответственность и эгоистическую, потребительскую черту поведения.
С целью оптимизации внутреннего психического состояния осужденных и улучшения общего настроения нами была разработана и апробирована психокоррекционная программа, направленная на выработку адаптационного параметра личности осужденных, жизнестойкости и совладания со своим психоэмоциональным состоянием. В процессе выполнения заданий осужденные учились контролировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях, развивали умение и навык эффективного общения; формировали умение правильно понимать как свои чувства и эмоциональные состояния, так и состояние других осужденных, и уметь их проговаривать; формировали умение ставить перед собой осознанные цели.
После проведения психокоррекционной работы с осужденными, мы достигли следующих показателей: снизился уровень тревожности с 67% до 44 %, уравновешенность в эмоциональном плане с 73% до 48%. (рисунок 1).
28 26 24 22 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Рисунок 1 - Динамика изменения показателей внутреннего психического состояния осужденных в результате
психокоррекционной работы Обозначения: Д - демонстративность; А - аффективность; У - уникальность; Н - несостоятельность; СП -социальный пессимизм; КБ - слом культурных барьеров; М - максимализм; ВП - временная перспектива; АФ -антисуицидальный фактор; СР - общий показатель.
Также были снижены показатели по шкалам экзальтация, дистимность, аутоагрес-сия, негативизм, раздражительность и подозрительность. Снизился уровень враждебности, а также уровень негативной деструктивной мотивации испытуемых в целом.
Полученные данные свидетельствуют о том, что испытуемые стали реже прибегать к аутоагрессивным способам решения проблемы, стали менее раздражительными. Несмотря на то, что в целом уровень сенситивности (чувствительности) не уменьшился, тем не менее, осужденные научились направлять эту особенность своей личности в творческое русло.
После снижения показателей данных шкал осужденные стали более терпимыми к окружающим, исчезла присущая до этого враждебность, отношение стало более лояльным. Испытуемые стали более сдержанными в проявлении негативных эмоций, стали более открытыми и общительными.
По итогам проведенного нами исследования были сформулированы рекомендации по психокоррекционному воздействию на осужденных с суицидальным настроением:
- наиболее эффективным в работе с осуждёнными на наш взгляд, является проведение психокоррекционных занятий на формирование адаптационных умений (социальных навыков). Именно они оказывают положительное влияние на личность, стабилизируют эмоциональное состояние и улучшают настроение, формируют
27,21
4,25
4,89
4,67
2,16
3,11
3,45
5,03
5,31
2,7
4,09
1,62 14 1,56
3,52
0,97
,Г~|—I. Г~|—I
2,04
0,61
0,9
18,66
А У Н СП КБ М ВП АФ
□ начальное обследование □ контрольное обследование
СР
Д
позитивное отношение к жизни, устойчивое глубинное ценностное отношение к себе и к жизни, умение принимать себя.
- в работе с данной категорией осужденных делать акцент на совершенствование их творческих навыков (с помощью арттерапии, куклотерапии, библиотерапии, кинотерапии и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Епанчинцева, Г.А. Методологические, теоретические, методические основания скринин-говых исследований суицидальных намерений подростков / Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 9). - С. 2085-2089.
2. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2003. - 288 с.
3. Краснопольская, Ирина. Линия смерти // Российская газета. - 2013. - № 56. - URL : http://www.rg.ru/2013/03/15/samoubiistva.html (дата обращения: 01.09.2019).
4. Павлова, Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях / Т.С. Павлова // Современная зарубежная психология. - 2013. - № 4. - URL : http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65490.shtml (дата обращения: 01.09.2019).
5. Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. - М. : Когито-Центр, 2005. - 376 с.
6. Шаров, А.А. Суицидальное поведение: слагаемые и сущность / А.А. Шаров // Актуальные проблемы образования : сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов факультета психолого-педагогического и специального образования / под ред. Е.С. Грининой, Т.Ф. Рудзин-ской. - Саратов : ИЦ «Наука», 2013. - С. 155-159.
REFERENCES
1. Epanchintseva, G.A. and Kozlovskaya, T.N. (2013), "Methodological, theoretical, methodical bases of screening researches of suicidal intentions of teenagers", Fundamental researches, No. 10 (9). рр. 2085-2089.
2. Zmanovskaya, E.V. (2003), Deviantology (psychology of deviant behavior), Academy, Moscow.
3. Krasnopolskaya, Irina (2013), "Line of death", Russian Newspaper, No. 56, available at: http://www.rg.ru/2013/03/15/samoubiistva.html.
4. Pavlova, T. S. (2013), "Diagnosis of the risk of suicidal behavior of children and adolescents in educational institutions", Modern foreign psychology, No. 4, available at: http://psyjournals.ru /jmfp/2013/n4/65490.shtml.
5. Starshenbaum, G.V. (2005), Suicidology and crisis psychotherapy, Kogito-Center, Moscow.
6. Sharov, A.A. (2013), "Suicidal behavior: terms and essence", Actual problems of education: collection of scientific articles of students, undergraduates and graduate students of the faculty ofpsychological, pedagogical and special education, IC "Science", Saratov, рр. 155-159.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.09.2019
УДК 159.947.3
ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Марина Владимировна Захарова, кандидат биологических наук, доцент, Светлана Васильевна Комарова, кандидат биологических наук, доцент, Рафаэль Камильевич Карнеев, кандидат психологических наук, доцент, Ольга Александровна Карнеева, кандидат психологических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация
В статье представлены результаты изучения динамики компонентов волевой саморегуляции подростков на разных этапах дополнительного спортивного образования. Выявлены статистически