интроверсия, сензитивность и тревожность. Высокий показатель по шкале интроверсия говорит об обращенности студентов в мир субъективных представлений и переживаний, сдержанности и замкнутости. Акцентуация по сензитивности, свидетельствует о высокой чувствительности в отношении различных нюансов влияния окружающей среды, зависимости эмоционального состояния от поведения и эмоционального настроения окружающих. В пределах нормы, как и у студентов 1 курса, выражена спонтанность (таблица1).
Сравнительный анализ индивидуально-типологических особенностей студентов первого и выпускного курса лечебного факультета выявил статистически значимые различия по свойству экстраверсия (таблица 1).
Таблица 1
Индивидуально-типологические особенности студентов первого и выпускного курса лечебного
факультета, Me (Q1-Q3)
№ Индивидуально -типологические особенности Курс Р
Первый Выпускной
1 Экстраверсия 6(4-8) 5(3-7) 0,033
2 Спонтанность 4(3-7) 4(4-7) 0,836
3 Агрессивность 5(4-5) 5(4-6) 0,378
4 Ригидность 5(4-5) 5(4-6) 0,176
5 Интроверсия 5(3-7) 6(4-7) 0,147
6 Сензитивность 6(4-7) 6(4-7) 0,694
7 Тревожность 5(4-6) 6(4-7) 0,169
8 Лабильность 5(4-6) 5(4-6) 0,551
Таким образом, анализ данных позволил выявить ярко выраженные особенности студентов лечебного факультета, так для студентов первого курса таковыми являются: экстраверсия и сензитивность; для студентов выпускного курса: интроверсия, сензитивность и тревожность. Студенты первого курса являются более экстровертированными по сравнению с выпускниками. Список использованной литературы:
1. Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук.- М., 2004. - 26 с.
2. Эткина Э.И. Психологические аспекты подготовки студентов медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11 (42). С. 105-106.
© Нефедова А.В., Томилова М.И., 2019
УДК 159.9.072.423
Е.А. Самоделкина
студентка 2 курса СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Т.В. Богданова канд. филолог. наук, доцент СмолГУ г. Смоленск, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕНИЯ В INSTAGRAM: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЯЗЫЧНОЙ И АНГЛОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация
Актуальность: в современном мире речевое между электронным общением и традиционными
~ 227 ~
формами вербальной коммуникации все чаще наблюдается взаимопроникновение и взаимодействие. Особую актуальность приобретает также феномен самопрезентации личности в условиях этой специфической формы общения. Набирающее интернациональную популярность приложение Instagram создает базу для исследования этих двух феноменов совместно.
Цель: определение интралингвистической специфики общения в сети Интернет на русском и английском языках, а также изучение общих черт и особенностей самопрезентации личности.
Методы: сравнительный психолингвистический и контент-анализ текстов.
Результат:
- Вне зависимости от используемого для коммуникации языка представители возрастной группы от 35 до 40 лет в интернет-общении демонстрируют тенденцию более развернутого и многословного общения, сохраняя некоторое подобие непосредственного живого общения. Коммуниканты же студенческого возраста в Instagram используют минимум текста - в основном лишь как краткий эмоциональный комментарий к помещенным фотографиям. Соотношение использованных для коммуникации слов у двух возрастных категорий 3 к 1 (2233/666 слов).
- Наиболее частотная форма выражения смысла в интернет-общении - эллипсоидные и неполные предложения, в Instagram превалируют невербальные формы, а также номинативные предложения, называющие некие визуализированные объекты. Синтаксис предложений незатейлив - простые предложения составляют подавляющее большинство высказываний: особенно это выражено в текстах англоязычной молодежной группы (40%), следующие за ними их русскоговорящие сверстники (33%). Высказывания в форме сложных предложений в некоторой степени еще сохранены в текстах двух акмэ-групп (2,4% англ., 2,3% русск.), при этом сложноподчиненные предложения превалируют над сложносочиненными: фраза удлиняется и семантически разворачивается.
- Соотношение частей речи в текстах явно в пользу существительных: в Instagram главное в назывании объектов. В первую очередь это характерно для молодежи (англ. - 39% от всех слов; русск. - 30%).
- Контент-анализ текстов указывает, что обращение к Instagram для молодежной аудитории обеих языковых групп, в первую очередь, продиктовано желанием заявить о себе миру (58% русск., 48% англ.). Представление о себе взрослого человека неотделимо от его семейных ролей: являя себя неограниченному количеству реципиентов, он спешит обозначить свои достижения и эмоции по поводу мира своей семьи.
- Самопрезентация англоговорящей молодежи в Instagram по преимуществу призвана показать путь развития и профессионализации, достижения в спорте и тесную связь с друзьями. В свою очередь, русскоговорящая молодежь в диалоге Instagram не придерживается какой-либо хронологии в выкладывании постов.
- Важной темой для повествования возрастной группы 35-40 лет становится проблема смысла жизни и рассказ о достижениях. Нередко наблюдается тенденция к мотивации читателя.
Выводы:
1. Наиболее частотная форма выражения смысла в Интернет-общении - эллипсоидные и неполные предложения, в Instagram превалируют невербальные формы, а также номинативные предложения, называющие некие визуализированные объекты.
2. Соотношение частей речи в текстах склоняется в пользу существительных, что является доказательством существования главного порока современного общества - вещизма.
3. Ведущим направлением в фото-презентации молодежи является стремление создать у окружающих определенное мнение о себе, тогда как темы фотографии людей в возрасте 35 - 40 лет базируются на основе системы жизненных ценностей человека.
Ключевые слова:
Самопрезентация личности, возрастная группа, общение в Instagram, психологические особенности электронного общения, интралингвистическая специфика электронного общения.
Современный мир уже не возможно представить без Интернет-общения, причем контингент этого
особого вида коммуникации разнообразен: от дошкольников до людей, достигших возрастных рамок периода поздней зрелости. Многочисленные приложения глобальной сети предоставляют людям возможность рассказывать о своих планах, делиться субъективной оценкой происходящего в мире, описывать забавные, яркие и грустные события своей личной истории - жизни. Такой вид установления межличностного контакта объединяет не только граждан одной страны, но и является основой межкультурного общения. Опираясь на труды А.А. Леонтьева, В.П. Белянина, В.В. Красных и основные положения публикации И.С. Шевченко о вариативности самопрезентации личности в Интернет-общении (2002г.), работу Мелешникова А.А. «Восприятие личности по фотографии при общении в Интернет» (2010г.), был проведен сравнительный психолингвистический и контент-анализ 100 размещенных постов в период с 4 по 10 февраля в социальной сети Instagram, принадлежащих двум группам молодых людей 1723 лет и двум акмэ-группам от 35 до 40 лет, использующим русский и английский языки для коммуникации.
Интернет-коммуникация отличается от устной речи, ей присуща своя специфика, которая объясняется мобильностью и темпом современной жизни, опосредованностью техническими средствами. Существенные изменения прослеживаются в структуре и характере презентации себя с помощью набора условных знаков, выражающих определенный посыл к Интернет-аудитории.
В ходе данного исследования при изучении структуры текста Интернет-общения в приложении Instagram был проведен лингвистический анализ на определение доминантных типов предложений и единиц речи англоязычного и русскоязычного населения разных возрастных категорий. При изучении текстовой презентации был сделан упор на частотность употребления таких частей речи как:
• Существительное (функция называния предметов с целью презентации окружения объекта повествования)
• Глагол (показ длительности и динамики развития событий)
• Прилагательное (создание определенной атмосферы и образа посредством описания действительности)
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что использование Интернет-приложения как основного способа общения существенным образом повлияло на структуру и доминантные виды частей речи испытуемых. А именно:
Синтаксис предложений у обеих групп незатейлив - простые предложения составляют подавляющее большинство высказываний: особенно это выражено в текстах англоязычной молодежной группы (40%), следующие за ними их русскоговорящие сверстники (33%). Высказывания в форме сложных предложений в некоторой степени еще сохранены в текстах двух акмэ-групп (2,4% англ., 2,3% русск.), при этом сложноподчиненные предложения превалируют над сложносочиненными: фраза удлиняется и семантически разворачивается в тех случаях, когда коммуниканту важно передать логическую цепочку высказывания. Для интернет-высказываний это крайне редкая форма (1,7% англ., 1,6% русск.). При этом наиболее излюбленный знак препинания в русских текстах акмэ-группы - многоточие, призванное указать реципиенту на затекстовую семантику, демонстрацию недосказанности, мотивировать к самостоятельному восполнению смысла, активировать в интерет-общении роль воспринимающего информацию.
В Instagram прослеживается тенденция называния объектов. В первую очередь это характерно для молодежи (англ. - 39% от всех слов; русск. - 30%). Английские тексты акмэ-группы отличает максимальная по сравнению с другими участниками глагольность (29%) и наличие больше, чем у других, прилагательных (14%), что указывает на стремление к событийности и оценочности, присутствие деталей.
Общие положения текстовой презентации прослеживаются у людей, принадлежащих одной возрастной группе, но в то же время говорящих на разных языках. Это объясняется, прежде всего, особенностью мировоззрения и формированием системы ценностей и приоритетов, которая характерна для данного возрастного периода жизни личности. Так, вне зависимости от используемого для коммуникации языка, представители возрастной группы от 35 до 40 лет в интернет-общении демонстрируют тенденцию более развернутого и многословного общения, сохраняя некоторое подобие непосредственного живого общения. Коммуниканты же студенческого возраста в Instagram используют минимум текста - в основном
лишь как краткий эмоциональный комментарий к помещенным фотографиям. Соотношение использованных для коммуникации слов у этих двух возрастных категорий 3 к 1 (2233/666 слов).
Хочется отметить, что наиболее приближены к естественной коммуникации тексты русскоязычных взрослых коммуникантов, количество употребленных ими слов превышает в 2,2 раза количество использованных их англоязычными ровесниками. Это объясняется большей степенью консервативности русскоговорящих людей среднего возраста, в то время как иностранная группа испытуемых 35-40 лет активно использует различные способы Интернет-коммуникации наравне с подростками, обладают большей мобилностью, стараются быть «в теме». В русской группе сохранены гендерные речевые особенности - наиболее словоохотливы женщины. А у представителей англоговорящих групп и мужчины, и женщины используют примерно равное количество предложений в повествовании.
А что же является главной темой для повествования? Полученные данные позволяют сделать вывод, что именно самопрезентация личности является одной из самых главных целей в Instagram.
Молодые люди рассказывают о своих планах, делятся субъективной оценкой происходящего в мире, описывают забавные, яркие и грустные события своей личной жизни. Они твердо уверены, что их мнение является решающим в каком-то вопросе, и что другим людям реально интересно знать об их расположении духа, весе или о бытовых проблемах. Все это нам с вами говорит о высокий уровне эгоцентризма, который является характерной чертой детства, но в последующих возрастах становится показателем инфантилизма. У таких людей часто недостаток должного внимания влечет за собой снижение настроения и утрату способности получать удовольствие иными способами - можно предположить, что заядлые "инстаграмщики" склонны к депрессивным состояниям, аутированности в реальной социальной среде, а через Интернет-приложения восполняют недостающее, поддерживают иллюзию собственной значимости. (рис.1)
общее количество постов в Instagram и самопрезентация
■ общее количество постов в Instagram
■ самопрезентация
25 _
20 15 10
5
о
л
11 ■ L
17-23 рус 17-23 англ 35-40 рус 35-40 англ
Возрастная группа
Рисунок 1
Важной темой для повествования возрастной группы 35-40 лет становится проблема смысла жизни и рассказ о достижениях. Нередко наблюдается тенденция к мотивации читателя, а также лаконичный в плане лексического выражения дидактизм (лозунги о ценности мгновений жизни, призывы не упустить свой шанс порадоваться, жить так, как тебе хочется; а именно - много путешествовать и заниматься любимым делом). Русскоязычные женские тексты этой возрастной категории более всего тяготеют к философизму: несмотря на минимализм формы высказывания, авторы намерены облечь свой жизненный опыт в некоторые сентенции, избирают форму микроэссэ, стремятся использовать мессенджер непосредственно для трансляции messages «Urbi et orbi».
Отдельного внимания заслуживает использование различных стилизованных графических изображений, главная цель которых - показать эмоциональное состояние человека в данных момент коммуникации. Хочется отметить, что такой способ выражения эмоций присущ обеим возрастным группам.
Это объясняется не только нехваткой времени, но и зачастую неспособностью передать подробное описание своего чувственного переживания, а с помощью смайлов это можно сделать мгновенно. В свою очередь, представители возраста 17-23 лет активно использую стилизованные графические изображения «нового поколения» (72%). Яркие, подвижные, крупные, они непроизвольно привлекают внимание аудитории, порой диалоги молодых людей могут содержать только эти знаки и быть вполне понятными, но для определенной группы лиц. Проведенное исследование показало, что люди среднего возраста реже пользуются предложенным способом общения (64%), а порой ограничиваются просто восклицательными знаками в конце предложения (34%). Такая тенденция объясняется непониманием системы современных стилизованных изображений, ведь представителям среднего возраста гораздо привычней видеть в тексте подобие линии улыбки или опущенных уголков рта, чем разноцветных лиц.
Как было отмечено в диссертации кандидата психологических наук Мелешникова А.А., современное общество становится более мобильным; объёмы как доступной, так и необходимой информации стремительно нарастают, темп жизни ускоряется. Таким образом, снижается значимость признаков, для изучения которых требуется длительное время, и повышается значимость наглядных признаков, в первую очередь, всех характеристик физического облика, на основе которого выносится уже достаточно много суждений о другом человеке в целом. И с этим положением нельзя не согласиться, так как наблюдаемая тенденция к визуализации, как и у молодых людей, так и у группы лиц возраста 35-40 лет является неоспоримым доказательством.
Для более детализированного исследования был проведен контент-анализ текстов по выделенным категориям (семья, любовь, друзья, дом, праздники, музыка, спорт и отдых, хобби, учеба/работа, питомец, пейзаж, самопрезентация, другое).
Итак, что можно сказать об основных темах постов в Instagram?
Прежде всего, хотелось бы отметить каким образом люди делают снимки для Интернет-приложения. Подавляющее большинство как русскоговорящей, так и англоговорящей аудитории двух возрастных групп предпочитают сами делать фотографии для своих будущих постов, причем крупным планом, так называемое «селфи». Это объясняется удобством процесса получения снимка (ведь ни к кому не надо обращаться с просьбой), а также наличием разнообразных технических средств со встроенной фронтальной камерой. Интересное наблюдение было сделано при проведении контент-анализа снимков русскоговорящих молодых людей, большинство из которых предпочитают фотографировать только часть своего лица, или вовсе закрывая его, нередко качество сделанного снимка невысокое, главным объектом внимания делается не человек, а окружающая его обстановка (64%). Так фотографироваться начали на тамблере (Tumblr), различные Интернет - звезды. Наша молодежь переняла эту манеру, полюбив ее за креативность и публичную анонимность (заявка о себе, но сам автор снимка прячется за «ширмой» объектов из его жизни). Так же одна из главных причин такого способа фотографирования крайне проста и банальна - молодые люди стесняются некоторых физических изъянов своей внешности, ведь всем им хочется выставить себя только в выгодном свете перед Интернет - аудиторией.
Возвращаясь к темам фотография постов в Instagram, можно с уверенностью утверждать, что обращение к Интернет-приложениюдля молодежной аудитории обеих языковых групп, в первую очередь, продиктовано желанием заявить о себе миру (58% русск., 48% англ.), в то время как самопрезентация акмэ-групп в Instagram тесно связана с их семейным статусом (у англ. превалирует): собственные фотографии и жизненные события включают информацию о членах семьи, в первую очередь, о детях, как у англоговорящих, так и у русскоговорящих представителей среднего возраста. Представление о себе взрослого человека неотделимо от его семейных ролей: являя себя неограниченному количеству реципиентов, он спешит обозначить свои достижения и эмоции по поводу мира своей семьи.
Хочется отметить, что самопрезентация англоговорящей молодежи в Instagram по преимуществу призвана показать путь развития и профессионализации (колледж, университет, работа), достижения в спорте и тесную связь с друзьями (в основном университетское «братство»).
В свою очередь, русскоговорящая молодежь в диалоге Instagram не придерживается какой-либо
хронологии событий своей жизни, выкладываются фото и комментарии к ним по принципу «есть такое классное фото», их текст менее всего сюжетен, более всего эмоционален, профессия и образование на фото отражены минимально. Представляется, что одним из объяснений этому является «обыденный» характер высшего образования в России - сегодня только очень ленивый не мучается на платном отделении филиала какого-нибудь вуза, с другой стороны, может быть связано с минимальным количеством средств, выделяемых для поощрения спортсменов, участников культурной жизни университетов и начинающих исследователей в обычных вузах России. Эту гипотезу интересно было бы проверить в дальнейшей работе по теме нашего исследования.
Отметим, что в Instagram тема «увлечения», «хобби» часто отсутствует на снимках у всех испытуемых, так как в связи с ускорившимся ритмом жизни люди порой просто не могут посвятить себя дополнительному занятию, не связанному с работой или семьей. Самым распространенным современным увлечением становится прослушивание музыки или просмотр фильмов, совмещающие в себе и субъектность выбора, и мобильность локализации во времени и пространстве, и отдых.
Проведенное исследование показало, что существует возрастная и языковая разница в определении увлечений:
• Для людей в возрасте 35-40 лет хобби - это неотделимая часть семейно-бытовой жизни. (Приготовление блюд, рецепты, дизайн спальной комнаты, рисунки для ребенка).
• Для молодежи же характерным увлечением является сам процесс представления своей жизни в Интернет-приложении: презентация себя с психологическим эффектом квазиукрупнения своей личности -«мои фото и факты жизни вызывают интерес у других, и том есть свидетельства в виде оставленных лайков, значит я интересная личность!»
Опираясь на результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Современному обществу вне зависимости от возрастных рамок присущ эгоцентризм.
2. Наиболее частотная форма выражения смысла в Интернет-общении - эллипсоидные и неполные предложения, в Instagram превалируют невербальные формы (фото, знаки для выражения эмоциональной оценки), а также номинативные предложения, называющие некие визуализированные объекты,
3. Соотношение частей речи в текстах склоняется в пользу существительных, что является доказательством существования главного порока современного общества - вещизма, т.е. пристрастие к вещам, к материальным ценностям, к обладанию ими (в ущерб духовным ценностям).
4. Проблема смысла жизни и подведение итогов на данном этапе развития личности является характерной психологической чертой людей в возрасте 35 - 40 лет, этим объясняются характерные особенности синтаксиса их электронных текстов: наличие сложноподчиненных предложений с выраженной грамматической логикой связи их частей.
5. Ведущим направлением в фото-презентации молодежи является стремление создать у окружающих определенное мнение о себе, презентовать себя как самодостаточную, креативную, отличную от окружающего социума личность, закрепиться на определенной позиции в обществе, тогда как темы фотографии людей в возрасте 35 - 40 лет базируются на основе системы жизненных ценностей, таких как семья, трудовая деятельность, экологическая безопасность, политическая и экономическая стабильность в стране, личная безопасность, дети, общение с друзьями, возможность свободно выражать свои мысли, карьера, занятия благотворительностью, активное участие в общественной жизни, занятия самодеятельным творчеством.
Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М., Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. и др. Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Красных В.В. Основы психолингвистика и теории коммуникации: Курс лекций. М.: ИТДГК «Гнозис», 2001.
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1997.
4. Настин И.В. Психолингвистика. Изд-во «МПСИ» 2007.
5. http://www.dissercat.com (электронная библиотека диссертаций и авторефератов).
© Самоделкина Е.А., 2019