МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
призыв", Упражнение «Подарки»
По мнению И.В. Вачкова, для того, чтобы от тренинга общения была получена польза, клиент должен: 1) получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении; 2) выбрать технологии общения, которые больше подходят именно ему; З) отработать конкретные техники; 4) прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в ходе тренинга [1].
В связи с этим в нашем тренинге каждое занятие начинается с интересной мини-лекции, соответствующей тематике, теоретический аспект закрепляется практическими упражнениями и заданиями с последующим обсуждением и рефлексией.
Список использованной литературы: 1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
© Бедарева К.А., 2016.
УДК 376
Буйняк Марьяна Геннадьевна
аспирант, Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социально-психологического климата и социального статуса учащихся с нарушениями психофизического развития в инклюзивных классах.
Ключевые слова
Психологическая готовность, инклюзивное образование, учащиеся с нарушениями психофизического
развития, учитель общеобразовательной школы, социально-психологический климат, адаптация.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является внедрение инклюзивного обучения детей с нарушениями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы. Как показывает практика, процесс внедрения инклюзии не проходит беспрепятственно, встречая на своем пути целый ряд проблем, требующих научно и практически обоснованных вариантов решения [1, с.14].
Одной из таких проблем является отсутствие психологической готовности учителей общеобразовательной школы к работе с учащимися с нарушениями психофизического развития, что в свою очередь, негативно влияет на процесс их адаптации и в коллективе инклюзивного класса, и в обществе в целом [2, с.405].
Теоретические и практические результаты исследования организации инклюзивного образования представлены в работах многих ученых Украины и России: С.Алехиной, В.Бондаря, Л.Волковой, И.Гилевич, В.Засенко, А.Колупаевой, М.Малофеева, И.Мамайчук, С.Мироновой, Л.Назаровой, Л.Солнцевой, Н.Софий, В.Тарасун, А.Шевцова, Л.Шипициной, и др. Однако проблема психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инклюзивному обучению из-за своей многогранности является недостаточно изученной.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
В рамках нашего исследования мы изучали взаимосвязь между уровнем психологической готовности учителей к инклюзивному обучению и успешностью адаптации детей с нарушениями психофизического развития в коллективе инклюзивного класса.
На первом этапе исследования мы провели исследование уровня психологической готовности педагогов, в котором взяли участие 215 учителей общеобразовательных учебных заведений с инклюзивной формой обучения. Содержание и последовательность нашего исследования соответствовала разработанной нами структуре психологической готовности учителя к инклюзивному обучению, которая включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимозависимых компонента: мотивационный, когнитивный, операционный и личностный. Результаты исследования психологической готовности показали достаточно низкий ее уровень. Прежде всего речь идет о наличии стереотипных, далеко не всегда положительных, установок в отношении детей с нарушениями психофизического развития, которые мешают адекватному восприятию самого ребенка и его возможностей; во-вторых, имеет место высокий уровень беспокойства и тревожности учителей, который связан с недостаточностью знаний о различных категориях детей с нарушениями в развитии, умений и навыков работы с ними. Кроме этого, состояние тревоги у некоторых учителей усиливается в связи с необходимостью приспособления к новым условиям профессиональной деятельности, что предполагает их выход из так называемой «зоны комфорта».
На основе полученных результатов мы сформировали экспериментальные группы учителей с целью повышения у них уровня психологической готовности к инклюзивному обучению. В экспериментальных школах было проведено исследование социально-психологического климата 10 инклюзивных классов, в которых обучается 24 ребенка с нарушениями психофизического развития. Для диагностики мы использовали «Социометрию» Дж. Морено, индекс групповой сплоченности Сишора и методику оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фидлера.
Целью исследования было выяснить статус учащихся с нарушениями психофизического развития в классном коллективе, характер их взаимоотношений с одноклассниками, уровень групповой сплоченности коллектива и степень благоприятности социально-психологического климата в целом. Результаты первичного исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования социально-психологического климата в инклюзивных классах
общеобразовательных учебных заведений
Социометрия Уровень групповой сплоченности Психологическая атмосфера в коллективе
Из 24 учащихся с нарушениями психофизического развития: • предпочитаемые - 8,33%; • непринятые - 37,5%; • изолированные - 33,33%; • отвегрнутые - 20,83. Из 10 классных коллективов: • высокий - 10%; • выше среднего - 10%; • средний - 40%; • ниже среднего - 40%. Из 10 классных коллективов: • Благоприятная - 20%; • Достаточно благоприятная -60%; • Неблагоприятная - 20%.
Как мы видим по результатам социометрии, статус детей с нарушениями психофизического развития в классном коллективе довольно низкий, что в большинстве случаев обусловлено наличием у них нарушений психофизического развития.
На вопрос «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?» учащиеся ответили таким образом: «чувствую себя ее членом, частью коллектива» - 8,7%; «участвую в большинстве видов деятельности» -13,05%; «участвую в одних видах деятельности и не участвую в других» - 39,15%; «не чувствую, что являюсь членом группы» - 30,45%; «живу и существую отдельно от нее» - 8,7%. Следует отметить, что низкий статус учащихся с нарушениями психофизического развития часто сочетается с их собственным нежеланием пребывать в том коллективе, где они находятся: 30,45% опрошенных изъявили желание перейти в другую группу.
Сравнение результатов исследования социально-психологического климата в коллективе
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
инклюзивных классов с уровнем психологической готовности работающих в нем педагогов, позволило нам проследить прямую взаимосвязь между этими двумя показателями: чем ниже уровень психологической готовности учителя к инклюзивному образованию, тем ниже общий уровень групповой сплоченности классного коллектива, ниже статус учащихся с нарушениями психофизического развития, тем менее комфортно чувствуют они себя среди сверстников, что соответственно негативно влияет на их адаптацию в школе.
После проведения нами цикла тренингов и семинаров с учителями экспериментальной группы, было проведено повторную диагностику уровня их психологической готовности к инклюзивному обучению.
Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня психологической готовности учителей
общеобразовательных учебных заведений к инклюзивному обучению
Компоненты психологической готовности Мотивацион-ный Когнитивный Операционный Личностный
Уровни психологической готовности До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.
Высокий 12,1% 17,21% 10,23% 26,52% 13,02% 19,53% 21,86% 22,33%
Средний 39,53% 53,95% 48,37% 58,6% 54,88% 60,47% 60% 69,3%
Низкий 48,37% 28,84% 41,4% 14,88% 32,1% 20% 18,14% 8,37%
Показатели готовности по результатам повторной диагностики как по отдельно взятым компонентам, так и суммарно в целом увеличились. Исходя из этого, мы провели повторную диагностику социально-психологического климата в классах. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты повторного исследования социально-психологического климата в инклюзивных классах
общеобразовательных учебных заведений
«Социометрия» Уровень групповой сплоченности Психологическая атмосфера в коллективе
Из 24 учащихся с нарушениями психофизического развития: • предпочитаемые - 12,5%; • принятые - 58,34%; • непринятые - 20,83%; • изолированные - 8,33%. Из 10 классных коллективов: • высокий - 10%; • выше среднего - 30%; • средний - 50%; • ниже среднего - 10%. Из 10 классных коллективов: • Благоприятная - 40%; • Достаточно благоприятная -60%.
Полученные результаты подтверждают сформулированную нами в процессе исследования гипотезу, что сформированная психологическая готовность учителя является предпосылкой к более успешной адаптации учащихся с нарушениями психофизического развития в условиях инклюзивного образования. Представленные результаты не претендуют на полноту исследования поставленной проблемы, но могут быть учтены в процессе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения.
Список использованной литературы:
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В.Алехина, М.А.Алексеева, Е.Л.Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 12-26.
2. Буйняк М.Г. Проблема психологической готовности педагогов к инклюзии как форме обучения детей с отклонениями в психическом развитии / М.Г.Буйняк, О.А.Смотрова // Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы I международной заочной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.Г.Калашниковой, Г.Ф.Кумариной, В.В.Гладкой, В.В.Зикратова [и др.]. - Барнаул: АЗБУКА, 2012. - С. 405 - 407.
© Буйняк М.Г., 2016