Научная статья на тему 'Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации'

Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2986
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INCLUSIVE EDUCATION MODEL / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILD WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

В статье рассматривается проблема максимально полной реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Получение детьми указанной категории доступного и качественного образования, в том числе в рамках инклюзии, рассматривается нами как объективная необходимость для современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION: FROM A THEORETICAL MODEL TO IMPLEMENTATION PRACTICE

The article considers the problem of maximally full implementation of educational needs of children with disabilities. We consider getting affordable and quality education by children of this category, in the framework of inclusion in particular, as an objective necessity for the modern education system.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ

INCLUSIVE EDUCATION: FROM A THEORETICAL MODEL TO IMPLEMENTATION PRACTICE

O.A. Козырева

О.A. Kozyreva

Инклюзия, инклюзивное образование, модель инклюзивного образования, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматривается проблема максимально полной реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Получение детьми указанной категории доступного и качественного образования, в том числе в рамках инклюзии, рассматривается нами как объективная необходимость для современной системы образования.

Inclusion, inclusive education, inclusive education model, a child with disabilities. The article considers the problem of maximally full implementation of educational needs of children with disabilities. We consider getting affordable and quality education by children of this category, in the framework of inclusion in particular, as an objective necessity for the modern education system.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивная практика разрабатывает такие подходы к преподаванию и обучению, которые будут более гибкими для удовлетворения особых образовательных потребностей детей. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

Ведущей целью образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики являются:

- разработка и внедрение модели инклюзивного образования;

- создание инклюзивной образовательной среды;

-системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации;

- развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех учащихся;

- обеспечение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Остановимся подробнее на основных структурных элементах модели организации инклюзивного обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении.

1. Цели, задачи, направления инклюзивного обучения детей с ОВЗ Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации и не ограничивается состоянием здоровья гражданина. Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» граждане РФ имеют право на выбор общеобразовательного учреждения и формы получения образования.

Инклюзия - это одна из последних стратегий специального образования.

Под инклюзивным образованием понимается полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями в жизнь школы по-

средством обеспечения детям с ОВЗ специальных условий для получения образования, развития и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений [Козырева, 2014, с. 114].

Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования [Халимова, Найданова, 2014, с. 127].

Целью инклюзивного образования является создание условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Организация инклюзивного образования направлена на решение следующих задач:

- созданиеэффективной системы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения учащихся с ОВЗ;

- освоение детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не освоившим основное общее и среднее общее образование, обучающимся по индивидуальным адаптированным программам выдается свидетельство об обучении);

- формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

Обучение детей с ОВЗ в школе организуется в форме инклюзивного обучения, независимо от вида ограничений здоровья, посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе школы.

Инклюзивное образование благотворно влияет на всех учащихся, способствует вовлечению их в общественную жизнь коллектива, учит толерантности и взаимопониманию здоровых детей и их сверстников со специальными потребностями. И те и другие учатся в обычной школе, в которой различия между учащимися все воспринимают спокойно, как нечто обычное [Козырева, 2014, с. 114].

2. Ресурсы, имеющиеся в учреждении в начале перехода к инклюзивному

образованию (краткая характеристика)

2.1. Кадровые: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-пред-метники.

2.2. Материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеются кабинет социально-психологической службы и кабинет для работы учителя-логопеда.

2.3. Нормативные: Положение об инклюзивном классе, должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ПМПк.

2.4. Учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррек-ционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

2.5. Психолого-медико-педагогические: школьный ПМПк: специалисты работают с учащимися школы в индивидуальной, групповой, классной системе, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся и их родителей (законных представителей).

2.6. Воспитательные: цель воспитательной работы в школе - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти своё место в нём, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать своё мнение, творчески мыслить.

3. Ожидаемые результаты

По отношению к детям с ОВЗ - научить их чувствовать себя равными в обществе сверстников, получить образование, адаптироваться и социализироваться в обществе.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного образования заключен в ряде критериев: знания и умения на данной ступени образования; применение их на практике; усвоение разде-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

лов адаптированной образовательной программы; анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка; индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

По отношению к семьям - способствовать изменению психологического климата в семье с ребенком с ОВВ. Уменьшение семейной гиперопеки.

По отношению к другим участникам образовательного процесса и их семьям - сформировать представление современной школы -«школы для всех, школы для разных». Помочь понять и принять детей, «не похожих на других», расти и жить с ними в обществе.

По отношению к учителям - сформировать инклюзивную компетентность педагогов (компетентность в следующих областях: психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ; технология организации эффективного взаимодействия специалистов службы сопровождения; инновационные коррекционные технологии и др.). Повышать профессиональную квалификацию.

По отношению к школе - создать инклюзивную образовательную среду. ИОС реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития [Козырева, 2014, с. 112].

Базовые условия, необходимые для эффективного решения задач построения инклюзивной образовательной среды:

- принятие философии инклюзии;

- наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями, включающего все необходимые условия обучения ребенка с ОВЗ, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье);

- наличие соответствующих методических разработок и рекомендаций, основанных на компетентностно-деятельностном подходе для детей с разным стартовым уровнем с ОВЗ;

- наличие адаптированных образовательных программ для разных категорий детей с ОВЗ;

- наличие УМК, дидактических материалов;

- повышение квалификации педагогов инклюзивного образования, специалистов службы комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения;

- организация эффективной деятельности специалистов ПМПк образовательного учреждения;

- архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

- адекватное финансирование.

4. Этапы реализации модели инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Краткая характеристика и ориентировочные сроки

Примерный план-график работ

Сроки Осуществляемая деятельность Ответственные за разработку и внедрение

1 2 3

Внедренческий этап

Сентябрь Формирование группы педагогов инклюзивного образования

Сентябрь Разработка и апробация адаптированных образовательных программ

Октябрь Разработка нормативно-правовой базы для реализации инклюзивной практики

Ноябрь, июнь Организация повышения квалификации педагогов инклюзивного образования

Основной этап

В течение учебного года Корректировка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В течение учебного года Внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

В течение учебного года Корректировка и уточнение адаптированных образовательных программ

1 2 3

В течение учебного года Реализация и корректировка адаптированных образовательных программ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение учебного года Составление новых и корректировка существующих баз данных на детей с ОВЗ на основании медицинских документов или документов, предоставляемых ПМПк

В течение учебного года Создание и обеспечение эффективного функционирования системы комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Октябрь Разработка программы педагогического мониторинга детей с ОВЗ по следующим вопросам: образовательный стандарт, динамика развития учащихся с ОВЗ, эффективность механизма взаимодействия участников проекта

Октябрь Разработка программы мониторинга детей с ОВЗ узкими специалистами (дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог)

В течение учебного года Реализация программ мониторинга педагогами и узкими специалистами (входной, промежуточный и итоговый контроль)

В течение учебного года Исследование социальной среды семей детей с ОВЗ

В течение учебного года Планирование и контроль администрацией школы контрольно-регулирующей деятельности за работой педагогического коллектива с учащимися с ОВЗ

Заключительный этап

Апрель-май Анализ хода, результатов, трудностей и рисков внедрения модели инклюзивного образования. Самоанализ, аналитическая справка

Май Уточнение и доработка модели инклюзивного образования

Июнь Издание сборника методических рекомендаций для педагогов начальной и средней школы по инклюзивному образованию детей с нарушениями интеллекта и ЗПР

В течение учебного года Тиражирование опыта инклюзивного образования

второго года внедрения

модели инклюзивного образования

<С £

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

ё

0

1

к %

5. Критерии (индикаторы, показатели) эффективности модели

1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

2. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей без ОВЗ, педагогов.

3. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.

4. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования, успешное формирование инклюзивной компетентности.

5. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.

6. Разработка методических рекомендаций для педагогов по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.

7. Готовность и способность тиражировать опыт инклюзивного образования.

8. Повышение рейтинга учреждения.

Список сокращений

1. ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

2. ПМПк - школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

3. ИОС- инклюзивная образовательная среда.

Библиографический список

1. Козырева O.A. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. № 1. С. 112-115.

2. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29) С. 127-130.

«

О W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.