Научная статья на тему 'Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений'

Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1241
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ТРЕНИНГ / НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедарева Кристина Анатольевна

Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедарева Кристина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа тренинга развития навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

УДК 159.99

Бедарева Кристина Анатольевна

студентка 1 курса магистратуры АГУ

г.Барнаул, РФ Email: [email protected]

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Аннотация

Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.

Ключевые слова Общение, саморегуляция, тренинг, навыки межличностного общения.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя.

В то же время часто мы сталкиваемся с необходимостью выступать публично: доклады перед группой и презентации проектов, защита курсовой или дипломной работы, организация мероприятия. Подобные выступления, как правило, представляют для студентов некоторый стресс, с которым необходимо совладать в короткое время. В связи с этим современному человеку необходимо владеть навыками саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений. Именно в этом и заключается актуальность нашего тренинга.

Цель тренинга: развитие навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений.

Задачи:

1. обучить эффективным способам общения

2. развить умение находить подход к людям

3. подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

4. отработать навыки уверенного поведения

5. научить эффективным способам саморегуляции во время выступления и общения

Категория людей: группа студентов 10-16 человек. Тренинг состоит из 5 занятий по 60-80 минут.

План занятий:

1. Организационное занятие. Цель занятия - Знакомство, укрепление единого духа в группе. Формы работы: Мини-лекция «Важность общения»; Дискуссия - утверждение правил группы; Упражнение «Это мое имя»; Упражнение "Пересядьте те, кто..."; Упражнение «Семь богатырей»

2. «Аутогенная тренировка». Цель занятия - Знакомство с методами саморегуляции. Формы работы: Мини-лекция «Зачем нам саморегуляция?»; Упражнение «Говорящие руки»; Упражнение «Дыхательное упражнение Тха»; Упражнение «Мобилизирующее дыхание»; Игра «Волшебные слова».

3. «Вербальное и невербальное общение». Цель занятия - Развитие навыков вербального и невербального общения. Формы работы: Упражнение «Передать одним словом»; Упражнение «Всеобщее внимание»; Упражнение «Три закона общения»

4. «Публичные выступления». Цель занятия - Формирование и закрепление навыков публичного выступления. Формы работы: Упражнение «Меняем тему»; Упражнение «Моя проблема в общении и выступлениях»; Упражнение «Испорченный телефон»; Упражнение «Выступление на горячем стуле»

5. Заключительное занятие. Цель занятия - Закрепление полученных навыков. Формы работы: Упражнение «Брачное объявление»; Упражнение "Побег из тюрьмы"; Упражнение "Факты - эмоции -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

призыв", Упражнение «Подарки»

По мнению И.В. Вачкова, для того, чтобы от тренинга общения была получена польза, клиент должен: 1) получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении; 2) выбрать технологии общения, которые больше подходят именно ему; З) отработать конкретные техники; 4) прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в ходе тренинга [1].

В связи с этим в нашем тренинге каждое занятие начинается с интересной мини-лекции, соответствующей тематике, теоретический аспект закрепляется практическими упражнениями и заданиями с последующим обсуждением и рефлексией.

Список использованной литературы: 1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

© Бедарева К.А., 2016.

УДК 376

Буйняк Марьяна Геннадьевна

аспирант, Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социально-психологического климата и социального статуса учащихся с нарушениями психофизического развития в инклюзивных классах.

Ключевые слова

Психологическая готовность, инклюзивное образование, учащиеся с нарушениями психофизического

развития, учитель общеобразовательной школы, социально-психологический климат, адаптация.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является внедрение инклюзивного обучения детей с нарушениями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы. Как показывает практика, процесс внедрения инклюзии не проходит беспрепятственно, встречая на своем пути целый ряд проблем, требующих научно и практически обоснованных вариантов решения [1, с.14].

Одной из таких проблем является отсутствие психологической готовности учителей общеобразовательной школы к работе с учащимися с нарушениями психофизического развития, что в свою очередь, негативно влияет на процесс их адаптации и в коллективе инклюзивного класса, и в обществе в целом [2, с.405].

Теоретические и практические результаты исследования организации инклюзивного образования представлены в работах многих ученых Украины и России: С.Алехиной, В.Бондаря, Л.Волковой, И.Гилевич, В.Засенко, А.Колупаевой, М.Малофеева, И.Мамайчук, С.Мироновой, Л.Назаровой, Л.Солнцевой, Н.Софий, В.Тарасун, А.Шевцова, Л.Шипициной, и др. Однако проблема психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инклюзивному обучению из-за своей многогранности является недостаточно изученной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.