_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 159.99
Бедарева Кристина Анатольевна
студентка 1 курса магистратуры АГУ
г.Барнаул, РФ Email: [email protected]
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ И ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Аннотация
Представлена программа тренинга по развитию навыков общения и публичного выступления. В качестве основы развития данных навыков выбрано обучение способам саморегуляции.
Ключевые слова Общение, саморегуляция, тренинг, навыки межличностного общения.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя.
В то же время часто мы сталкиваемся с необходимостью выступать публично: доклады перед группой и презентации проектов, защита курсовой или дипломной работы, организация мероприятия. Подобные выступления, как правило, представляют для студентов некоторый стресс, с которым необходимо совладать в короткое время. В связи с этим современному человеку необходимо владеть навыками саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений. Именно в этом и заключается актуальность нашего тренинга.
Цель тренинга: развитие навыков саморегуляции в ситуациях межличностного общения и публичных выступлений.
Задачи:
1. обучить эффективным способам общения
2. развить умение находить подход к людям
3. подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
4. отработать навыки уверенного поведения
5. научить эффективным способам саморегуляции во время выступления и общения
Категория людей: группа студентов 10-16 человек. Тренинг состоит из 5 занятий по 60-80 минут.
План занятий:
1. Организационное занятие. Цель занятия - Знакомство, укрепление единого духа в группе. Формы работы: Мини-лекция «Важность общения»; Дискуссия - утверждение правил группы; Упражнение «Это мое имя»; Упражнение "Пересядьте те, кто..."; Упражнение «Семь богатырей»
2. «Аутогенная тренировка». Цель занятия - Знакомство с методами саморегуляции. Формы работы: Мини-лекция «Зачем нам саморегуляция?»; Упражнение «Говорящие руки»; Упражнение «Дыхательное упражнение Тха»; Упражнение «Мобилизирующее дыхание»; Игра «Волшебные слова».
3. «Вербальное и невербальное общение». Цель занятия - Развитие навыков вербального и невербального общения. Формы работы: Упражнение «Передать одним словом»; Упражнение «Всеобщее внимание»; Упражнение «Три закона общения»
4. «Публичные выступления». Цель занятия - Формирование и закрепление навыков публичного выступления. Формы работы: Упражнение «Меняем тему»; Упражнение «Моя проблема в общении и выступлениях»; Упражнение «Испорченный телефон»; Упражнение «Выступление на горячем стуле»
5. Заключительное занятие. Цель занятия - Закрепление полученных навыков. Формы работы: Упражнение «Брачное объявление»; Упражнение "Побег из тюрьмы"; Упражнение "Факты - эмоции -
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
призыв", Упражнение «Подарки»
По мнению И.В. Вачкова, для того, чтобы от тренинга общения была получена польза, клиент должен: 1) получить представление о сущности эффективного общения, разнообразных стратегиях и технологиях в общении; 2) выбрать технологии общения, которые больше подходят именно ему; З) отработать конкретные техники; 4) прожить самые разные ситуации общения с другими участниками в ходе тренинга [1].
В связи с этим в нашем тренинге каждое занятие начинается с интересной мини-лекции, соответствующей тематике, теоретический аспект закрепляется практическими упражнениями и заданиями с последующим обсуждением и рефлексией.
Список использованной литературы: 1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
© Бедарева К.А., 2016.
УДК 376
Буйняк Марьяна Геннадьевна
аспирант, Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко, г. Каменец-Подольский, Украина E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социально-психологического климата и социального статуса учащихся с нарушениями психофизического развития в инклюзивных классах.
Ключевые слова
Психологическая готовность, инклюзивное образование, учащиеся с нарушениями психофизического
развития, учитель общеобразовательной школы, социально-психологический климат, адаптация.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является внедрение инклюзивного обучения детей с нарушениями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы. Как показывает практика, процесс внедрения инклюзии не проходит беспрепятственно, встречая на своем пути целый ряд проблем, требующих научно и практически обоснованных вариантов решения [1, с.14].
Одной из таких проблем является отсутствие психологической готовности учителей общеобразовательной школы к работе с учащимися с нарушениями психофизического развития, что в свою очередь, негативно влияет на процесс их адаптации и в коллективе инклюзивного класса, и в обществе в целом [2, с.405].
Теоретические и практические результаты исследования организации инклюзивного образования представлены в работах многих ученых Украины и России: С.Алехиной, В.Бондаря, Л.Волковой, И.Гилевич, В.Засенко, А.Колупаевой, М.Малофеева, И.Мамайчук, С.Мироновой, Л.Назаровой, Л.Солнцевой, Н.Софий, В.Тарасун, А.Шевцова, Л.Шипициной, и др. Однако проблема психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к инклюзивному обучению из-за своей многогранности является недостаточно изученной.