Научная статья на тему 'Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений'

Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ / ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ / ABILITY OF DECISIONS'' MAKING / PSYCHOMETRICAL TESTING OF METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Светлана Яковлевна

Рассмотрена проблема принятия решений в юношеском возрасте. Предложено понятие «умение принимать решения». Осуществлена психометрическая проверка методики диагностики умения принимать решения. Дана характеристика взаи­мосвязи умения принимать решения и других особенностей личности старшеклассников. Представлены результаты форми­рующего эксперимента по развитию у старшеклассников умения принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уварова Светлана Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness by graduates of school to make important decisions

Here is considered problem of decisions' of making at youth age. It's proposed concept "ability of decisions' making". Here is realized psychometrical testing of method "ability of decisions' making". There is interconnect description of ability to make a deci­sion and another particular features at school graduates. It's presented results of formed experiment for development ability to make decision.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений»

С.Я. Уварова

Психологическая готовность старшеклассников к принятию жизненно важных решений

Рассмотрена проблема принятия решений в юношеском возрасте. Предложено понятие «умение принимать решения». Осуществлена психометрическая проверка методики диагностики умения принимать решения. Дана характеристика взаимосвязи умения принимать решения и других особенностей личности старшеклассников. Представлены результаты формирующего эксперимента по развитию у старшеклассников умения принимать решения.

Ключевые слова: умение принимать решение, психометрическая проверка методики.

S.J. Uvarova

Psychological readiness by graduates of school to make important decisions

Here is considered problem of decisions' of making at youth age. It's proposed concept "ability of decisions' making". Here is realized psychometrical testing of method "ability of decisions' making". There is interconnect description of ability to make a decision and another particular features at school graduates. It's presented results of formed experiment for development ability to make decision.

Кеу words: ability of decisions' making, psychometrical testing of method.

Окончание школы и совершеннолетие знаменуются в самосознании значительного числа молодых людей вступлением во взрослую жизнь, которая воспринимается ими как возможность быть самостоятельными и независимыми от окружающих, возможность самим решать, что можно, а что нельзя, поступать по собственному усмотрению, не советуясь ни с кем. Определенные предпосылки для этого складываются уже к старшему школьному возрасту. Если в детском и подростковом возрасте активность и самостоятельность человека ограничены как его интеллектуальными ресурсами, так и зависимостью от взрослых, то в юношеском возрасте необходимость принимать самостоятельные решения, прогнозировать свою дальнейшую жизнь признается не только самими юношами и девушками, но и окружающими их людьми, а также обществом в целом.

В силу уменьшения своей зависимости от взрослых, а также снижения контроля с их стороны, у старшеклассников значительно расширяется поле свободных действий, в пределах которого они не видят необходимости советоваться с окружающими, сами принимают решения по совершению тех или иных поступков, в которых они впоследствии могут раскаиваться. Как отмечает Г.М. Андреева, юность - «это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений» [1].

© Уварова С.Я., 2010

Принятие решения, согласно определениям, это: «волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности» [4, с. 292]; «процесс выбора способа действий, направленных на решение проблемы» [5, с. 372].

Помимо собственно интеллектуальных и волевых процессов в принятии решения особую роль играет жизненный опыт, который обеспечивает подбор альтернатив, а также знание и учет вариантов развития событий. Принятие решений нередко основывается на переживаемых человеком эмоциях; после того как эмоции остынут, человек может раскаяться в своих действиях.

И хотя к пятнадцати годам у человека формируются основы гипотетико-дедуктивного мышления, способность к абстрагированию, формулировке и перебору альтернативных гипотез, интеллектуальная рефлексия (то есть юноши и девушки обладают необходимым интеллектуальным потенциалом, который может помочь им принять оптимальное решение), это все является лишь некоторой частью необходимых предпосылок. Принятие решений требует хорошего понимания самого себя, других людей, знания механизмов поведения и деятельности, владения навыками интеллектуальной, эмоциональной и волевой саморегуляции.

Психологическая готовность к принятию решений предполагает, на наш взгляд, владение разнообразными приемами и способами осуществления этой деятельности. В связи с этим перед психологической службой школы встает задача целенаправленного развития у старше-

классников умения принимать решения, которое можно рассматривать как интеллектуально-волевой акт, обеспечивающий выбор альтернативы, и определение последовательности действий, необходимых для эффективного решения проблемы.

На основе шкалы «Принятие решений» теста А.П. Чернявской «Профессиональная готовность» [5] нами разработана методика диагностики умения принимать решения, прошедшая соответствующую психометрическую проверку. Методика включает 16 вопросов, по отношению к которым испытуемые должны были выразить свое согласие или несогласие [2].

В качестве испытуемых выступили юноши и девушки в возрасте от 17 до 20 лет (старшеклассники и студенты различных учебных заведений города Стерлитамака). Всего 106 человек. Из них 60 девушек и 46 юношей.

Проверка надежности производилась с использованием метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Для определения надежности и точности по обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для вычисления коэффициентов надежности-согласованности - формула Спирмена-Брауна и формула Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные показатели находились в пределах 0,8-0,9.

Проверка по критерию конструктной валид-ности заключалась в вычислении коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по данной методике, с показателями теста смысложизненных ориентаций (Д.А Леонтьев), теста жизнестойкости (Д.А. Леонтьев); шестнадцатифакторного личностного опросника (Кеттелл).

Проведенное исследование показало, что умение принимать решения имеет высокую положительную связь с показателями по следующим шкалам: жизнестойкость (г=0,493; р<0,01), контроль (г=0,569; р<0,01), вовлеченность (г=0,478; р<0,01), цель жизни (г=0,396; р<0,01), процесс жизни (г=0,307; р<0,05), результат жизни (г=0,315; р<0,05), локус контроля «Я» (г=0,309; р<0,05), локус контроля «Жизнь» (г=0,310; р<0,05). То есть чем выше у молодых людей развито умение принимать решения, тем они более целеустремленны, вовлечены в процесс достижения цели, способны достигать желаемого результата, контролировать происходящее, более жизнестойки в ситуациях, связанных с преодолением жизненных трудностей.

Особый интерес представляет корреляция умения принимать решения с чертами личности испытуемых. Установлено, что у юношей умение принимать решения положительно коррели-

рует с результатами теста Кеттелла по следующим шкалам: С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (г=0,678; р<0,01), А «замкнутость - общительность» (г=0,482; р<0,01), Е «подчиненность - доминантность» (г =0,485; р<0,01). То есть юноши с высоким уровнем развития умения принимать решения более общительные, более эмоционально стабильные и склонны к доминированию.

У девушек выявлена положительная связь с результатами по шкалам: МБ «адекватность самооценки» (г=0,433; р<0,05), А «замкнутость -общительность» (г=0,593; р<0,01), О «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (г=0,386; р<0,05). Девушки с более высокими показателями умения принимать решения, так же, как и юноши, более общительные, в то же время, в силу своей гендерной специфики, они более ориентированы на нормативность поведения, имеют более высокую самооценку.

Отрицательные корреляции умения принимать решения выявлены со следующими чертами личности юношей и девушек: Ь «доверчивость - подозрительность» (г=-0,324; р<0,05), Q4 «расслабленность - напряженность» (г= -0,308; р<0,05). То есть чем выше у испытуемых уровень развития умения принимать решение, тем менее они подозрительные и напряженные.

Полученные результаты свидетельствуют о соответствии умения принимать решения его поведенческим и личностным проявлениям, выявленным с помощью других методик, что свидетельствует о конструктной валидности предложенной методики и ее психодиагностических возможностях.

Соответственно, личностными психологическими предпосылками готовности старшеклассников к принятию жизненно важных решений выступают: эмоциональная стабильность, коммуникабельность, адекватность самооценки, ин-тернальный локус контроля, интеллектуальные и волевые свойства.

Нами была поставлена задача развития умения принимать решения у старшеклассников, которая осуществлялась в ходе проведения специальных тренинговых занятий. Формирующий эксперимент проходил на базе муниципальной бюджетной общеобразовательной школы № 30 г. Стерлитамака Республики Башкортостан. В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11-х классов в количестве 85 человек (50 девушек и 35 юношей). На констатирующем и контрольном этапах эксперимента помимо диагностики умения принимать решения использовались: методика «Цель-Средство-Результат» (А.А. Карманов); тест «Самооценка волевых качеств»

(Н.Е. Стамбулова); тест «Самоотношение» (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест смысложиз-ненных ориентаций (Д.А. Леонтьев); тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев).

На тренинговых, а также на индивидуальных консультативных занятиях в качестве реальных проблем, по поводу которых старшеклассники принимали решения, выступили, в частности, следующие:

- сдача ЕГЭ;

- выбор учебного заведения после окончания школы;

- отказ родителей отпускать в ночные клубы, на дискотеку;

- недоверие со стороны родителей;

- отношения с противоположным полом (как познакомиться, как помириться);

- способность создать хорошую семью.

В процессе занятий старшеклассники также осваивали различные техники и процедуры принятия решения, в качестве которых, в частности, выступили: 1) рациональный способ принятия решений; 2) метод «"За" и "Против"»; 3) метод «Декартовых координат»; 3) метод «Картография конфликта»; 4) психотехника «Мечтатель. Скептик. Реалист»; 5) психотехника «хорошо сформулированного результата»; 6) групповые

Динамика показателей умения принимать реп

методы принятия решений (мозговой штурм, дискуссия, метод номинальных групп) и др.

Помимо заданий, направленных на решение вышеназванных проблем с помощью различных техник и процедур, тренинговые занятия включали упражнения на развитие целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки собственной деятельности; задания на развитие способности самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию. В ходе занятий проводилась работа на развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми, умений работать в группе; на освоение способов эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; на развитие личностных качеств: целеустремленности, решительности, самостоятельности, упорства, настойчивости, уверенности в себе.

Для последующей статистической обработки результатов исследования был использован 1-критерий Стьюдента.

Динамика показателей умения принимать решения и индивидуальных особенностей личности юношей и девушек до прохождения тре-нинговых занятий и после них представлена в табл. 1, 2.

Таблица 1

ия и индивидуальных особенностей (девушки)

№ Наименование шкал Констатирующий Контрольный Значимость

эксперимент эксперимент различий

1. Умение принимать решение 8,60 14,6 К 0,01

2. Цель 25,9 31 г <0,05

3. Процесс 25,4 32,3 г< 0,05

4. Результат 22,4 24,75 г< 0,01

5. Целеустремленность 22,85 26,15 г <0,05

6. Решительность 20,35 23,45 г< 0,05

7. Настойчивость 20,75 25,20 г< 0,01

8. Самостоятельность 17,9 23,25 г< 0,01

9. Выдержка 20,45 23,35 -

10. Индекс жизненной удовлетворенности 19,7 25 г <0,01

11. СЖО 88,1 99,4 г <0,05

12. Интерес к жизни 4 5,45 г <0,05

13. Локус контроля «Я» 19,4 20,95 г< 0,01

14. Локус контроля «Жизнь» 25,95 29,35 г< 0,05

15. Шкала самоотношения 15,65 16,6 -

16. Шкала самоуважения 4,75 5,55 г< 0,05

17. Шкала самопринятия 5,2 5,35 -

18. Шкала самопоследовательности 3,85 4,75 г< 0,01

19. Шкала самопонимания 2,05 2,7 г< 0,01

20. Шкала любознательности 6,65 6,85 -

21. Вера в себя 7,65 7,7 -

22. Постоянство 4,3 4,4 -

23. Вовлеченность 2705 30,65 -

24. Контроль 23,45 25,3 -

25. Принятие риска 10,75 13,85 г<0,05

Таблица 2

Динамика показателей умения принимать решения и индивидуальных особенностей (юноши)

№ Наименование шкал Констатирующий Контрольный Значимость

эксперимент эксперимент различий

1. Умение принимать решение 8,30 14,90 г <0,01

2. Цель 26,44 33,50 г< 0,05

3. Процесс 28,22 35,88 г< 0,05

4. Результат 24,88 27,50 г< 0,01

5. Целеустремленность 32,38 27,22 г< 0,01

6. Решительность 20,5 24,83 г< 0,05

7. Настойчивость 23,33 27,72 г< 0,05

8. Самостоятельность 22,27 23,72 -

9. Выдержка 21,33 23,72 г< 0,05

10. Индекс жизненной удовлетворенности 26,38 27,22 -

11. СЖО 96,27 106,05 г< 0,01

12. Интерес к жизни 6,94 7 -

13. Локус контроля «Я» 21,55 23,27 г< 0,01

14. Локус контроля «Жизнь» 28,83 32,61 г<0,05

15. Шкала самоотношения 17,38 18,44 -

16. Шкала самоуважения 4,55 5,72 г < 0,05

17. Шкала самопринятия 4,83 5,72 г < 0,05

18. Шкала самопоследовательности 4,05 4,10 -

19. Шкала самопонимания 2,94 3,10 -

20. Шкала любознательности 6,72 8,05 г < 0,01

21. Вера в себя 7,88 9,22 г <0,01

22. Постоянство 4,16 5,16 г< 0,01

23. Вовлеченность 32,50 37,38 г <0,05

24. Контроль 23,80 67,60 г< 0,05

25. Принятие риска 13 16,05 г < 0,05

Как следует из табл. 1, после прохождения тренинговых занятий у девушек выявились статистически значимые различия в следующих показателях: умение принимать решение (г<0,01), результат (г<0,01), настойчивость (г<0,01), самостоятельность (г<0,01), индекс жизненной удовлетворенности (г<0,01), локус контроля «Я» (г<0,01), шкала самопоследовательности (г<0,01), самопонимания (г<0,01), цель (г<0,05), процесс (г<0,05), целеустремленность (г<0,05), решительность (г<0,05), смысложизненные ориентации (СЖО) (г<0,05), локус контроля «Жизнь» (г<0,05), шкала самоуважения (г<0,05), принятие риска (г <0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У юношей выявлены различия по следующим шкалам: умение принимать решение (г<0,01), результат (г<0,01), целеустремленность (г<0,01), смысложизненные ориентации (СЖО) (г< 0,01), локус контроля «Я» (г<0,01), шкала любозна-

тельности (г<0,05), вера в себя (г<0,01), постоянство (г<0,01), цель (г<0,05), процесс (г<0,05), решительность (г<0,05), настойчивость (г<0,05), выдержка (г<0,05), локус контроля «Жизнь» (г<0,05), самоуважение (г<0,05), самопринятие (г<0,05), вовлеченность (г<0,05), контроль (г<0,05), принятие риска (г<0,05).

Таким образом, после прохождения специально разработанных тренинговых занятий у старшеклассников произошло не только развитие умений принимать решения, но и развитие таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, упорство, решительность, выдержка, самопринятие, самоуважение, самоотношение, индекс жизненной удовлетворенности, локус контроля «Я», локус контроля «Жизнь», составивших психологические основы готовности принимать решения. Результаты проведенного исследования свидетель-

ствуют об эффективности предложенной тренин-говой программы и ее очевидном значении для конструктивного развития личности старшеклассников и оптимизации их жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс]. - М.: Наука, 1994. http ://psylib .org.ua/books/andrg01 /-txt16. htm

2. Дубовицкая, Т.Д., Уварова, С.Я. Психология принятия жизненно важных решений [Текст]: учебно-методические материалы по курсу психологии. -Стерлитамак: СГПА им. Зайнаб Биишевой, 2009. - 115 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393). Глава 1.2. Новые требования к системе российского образования.

4. Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

5. Шермерорн, Дж., Хант, Дж., Осборн, Р. Организационное поведение [Текст]. - СПб.: Питер, 2004. - 598 с.

6. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации [Текст]. -М.: Владос-Пресс, 2001. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.