МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.132:371.113
ББК Ч420.41+Ч424.46 ГСНТИ 14.01.75 Код ВАК 13.00.01, 08.00.05
Казанцев Даниил Иванович,
аспирант, кафедра общей психологии, Институт психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: daniilkazantsev@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К СОЗДАНИЮ МОДЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование; психологическая готовность директора; управленческая модель.
АННОТАЦИЯ. Учитывая социальный заказ общества и задачи, которые ставит государство, руководители образовательных учреждений должны быть морально и психологически готовы к совершенствованию образовательного процесса, к созданию модели инклюзивного образования, обеспечивающей равные права и возможности для детей с отклонениями в развитии.
Kazantsev Daniil Ivanovich,
Post-graduate Student of the Department of General Psychology, Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
PSYCHOLOGICAL READINESS OF A HEAD OF EDUCATIONAL INSTITUTION TO CREATE A MODEL OF INCLUSIVE EDUCATION.
KEY WORDS: inclusive education, psychological readiness of director, administrative model.
ABSTRACT. Considering a social order of society and challenges posed by the state, heads of educational institutions should be mentally and psychologically prepared to improve the educational process, to create a model of inclusive education ensuring equal rights and opportunities for children with developmental disabilities.
«Образование - право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития...»
Кофи Аннан
уровнях и в течение всей жизни. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., указывается, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях совместного образования со здоровыми детьми. При этом на образовательные организации, в частности, на директора школы, ложится обязанность по созданию условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [2].
В образовательных учреждениях, идущих в ногу со временем, уже существует своя модель инклюзии, обеспечивающая равное отношение к учащимся. Модель прежде всего характеризует создание условий, комплекс мер и методических приемов, направленных на систему взаимодействия между участниками образовательного процесса. Руководителю образовательного учреждения в тандеме с педагогическим коллективом не© Казанцев Д. И., 2014
Ссылаясь на образовательные постулаты государства, диктующие новые формы управленческой деятельности (компетентности), руководители образовательных учреждений должны быть готовы как морально, так психологически к внедрению модели инклюзивного образования для детей с разными возможностями. Это актуализирует значимую проблему на сегодняшний день в системе образования России, что побуждает коренное изменение внутренней системы школы (создание условий для успешной социализации, адаптации и деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья).
В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется. Статья 24 Конвенции ООН «О правах инвалидов» гласит, что в целях реализации права на образование государства-участники гарантируют лицам с ограниченными возможностями здоровья соблюдение их права на образование на всех
обходимо с психологической точки зрения подойти к вопросу о готовности создания благоприятной среды с оптимальными условиями для учащихся-инвалидов. Любому директору и учителю, впервые участвующему в подобной практике внедрения новаций, нужно четко определить цель и стратегические задачи данной миссии.
Цель статьи - разработка адаптивносистемной модели инклюзивного образования в образовательном учреждении для управленца-директора, впервые внедряющего в практику подобный эксперимент, содержащий в себе образовательную, психологическую, эмоциональную поддержку семьи. Цель определяет следующие задачи: изучение опыта образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования; разработка (или корректировка) нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в образовательном учреждении; организация обучения педагогического коллектива посредством повышения квалификации для реализации данной модели.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется нормативно-правовой документацией: Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Федеральный закон «Об образовании РФ» (г. 1, ст. 2, п. 27) гласит - инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [4]. Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. Include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья [3].
За рубежом с начала 1980-х годов активно разрабатываются и внедряются нормативно-правовые документы, способствующие расширению образовательных воз-
можностей инвалидов (лиц с ограниченными возможностями здоровья). Первой страной, которая впервые объявила о включении детей-инвалидов в образовательную (безбарьерную) среду со своими сверстниками, стала США. Ученые из США считают, что инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений. Это все участники образовательного процесса, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этических, языковых и иных способностей, включенные в общую систему образования.
Многие страны зарубежной Европы положительно высказывались за успешную социализацию детей в обществе, интеграцию их с учетом развития каждого ребенка. Государственные школы получали целевое финансирование из бюджета на детей с ограниченными возможностями здоровья, что, несомненно, заставляло руководителей заинтересоваться такой практикой приема в образовательное учреждение учащихся, имеющих статус инвалида.
В 1980-1990 годы в нашей стране открываются первые «инклюзивные» образовательные учреждения по инициативе общественного комитета по защите прав детей. Это - экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
Для управленца-руководителя, впервые внедряющего в практику модель инклюзивного образования, необходимо найти образовательные центры с апробированной системной моделью инклюзивного образования для ознакомления с образовательно-воспитательными программами, реализующих практику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день такие центры есть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Якутске.
Для разработки модели и внедрения ее в образовательное учреждение необходимо добавить изменения в свой перечень документов образовательного учреждения, опираясь на законы, конвенции, декларации и другие нормативно-правовые документы, защищающие ребенка. Нормативно-правовая документация представлена в таблице 1.
Таблица 2 посвящена созданию без-барьерной, развивающей среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для качественной работы с детьми-ин-валидами в образовательном учреждении руководителю нужно сформировать команду профессионалов. В таблице 3 приведен перечень сотрудников, необходимых для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Таблица 1.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
Изменения в устав образовательного учреждения (дополнения) Изменения в учебном плане образовательного учреждения; корректировка рабочих программ педагогов Положение о Совете по инклюзивному образованию в школе
Дополнения в функциональные обязанности сотрудников образовательного учреждения Положения об инклюзивном классе в образовательном учреждении Положение об инклюзивном образовании в РФ
Таблица 2.
Создание безбарьерной среды с проблемами опорно-двигательной системы
Учебные зоны в классных кабинетах Подъемник Сенсорная комната Комната психологической разгрузки Логопедический кабинет
Специализированные туалетные комнаты Зона в библиотеке Зона в столовой Кабинет ЛФК Пандусы
Таблица 3.
Совет по инклюзии в образовательном учреждении
Руководители Совета по инклюзии Тьюторы Социальные педагоги Педагог дополнительного образования
Учителя - психологи Логопеды Инструктор ЛФК Воспитатель ГПД
Создание инклюзивной образовательной среды требует от педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Однако, как показало исследование, к числу проблем, препятствующих профессиональным образовательным учреждениям успешно осуществлять свою деятельность, принадлежит отсутствие теоретико-методологической базы по созданию инклюзивной образовательной среды в конкретном образовательном учреждении, недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов профессионального обучения, неготовность системы повышения квалификации к их компетентностно-ориентированному, корпоративному обучению в целях формирования инклюзивной образовательной среды.
Маститые педагоги-психологи в области развития профессиональной компетентности
В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, А. В. Хуторской, Т. И. Шамова, ученые, занимающиеся проблемами повышения квали-
фикации педагогических работников -
С. Г. Вершловский, А. А. Деркач, Е. П. Тонконогая - и авторы, вплотную изучающие вопросы по созданию благоприятной личност-но ориентированной образовательной среды для людей с особыми образовательными потребностями - А. Д. Гонеев, О. Е. Грибова, Н. М. Назарова, Н. П. Пивоварова, И. П. Ушакова, А. С. Шафранова - позволяют сделать вывод о существующих противоречиях между потребностью образовательной практики в компетентных педагогах, способных к созданию инклюзивной образовательной среды, и существующими подходами к их подготовке в условиях профессионального образования.
Для реализации адаптивно-системной модели инклюзивного образования в образовательном учреждении руководитель организует обучение педагогического коллектива и сотрудников школы через повышение квалификации в различных центрах, готовивших педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Рассмотрим модель профессиональной подготовки педагога (рис. 1), работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Рисунок 1. Модель профессиональной подготовки педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование считается гибкой формой удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение станет более эффективным и качественным в результате внедрения модели инклюзивного образования, тогда от этого выигрывают все
участники образовательных отношений (не только дети с особыми потребностями).
В таблице 4 представлена модель социально-психологической адаптации детей-ин-валидов с выраженными двигательными нарушениями к воспитательно-образовательной среде, которую необходимо отработать.
Таблица 4.
Модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов
□ □ □ □ Специальное образование: • «Особый» ребенок • Специальный педагог • Специальная школа ОО оо Обычное образование: • Обычный ребенок • Обычные педагоги • Обычные школы
□ □ оо Интегрированное образование: терапия, реабилитация, коррекция • Адаптация ребенка к требованиям системы • Система остается неизменной • Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым Дгл О О 1=1 о Инклюзивное образование: • Все дети разные! • Все дети могут учиться! • Разные способности, различные этнические группы, разный возраст, пол, происхождение • Адаптация системы к потребностям ребенка
Ядром инклюзии служат убеждения, правила и взгляды, которые минуют ущемления (дискриминация) учащихся, обеспечивают равное отношение ко всем людям,
но создают особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Важное обстоятельство этого перехода -готовность всех участников образовательных отношений меняться (руководитель, педагог,
родитель). Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, которые не происходят быстро. Но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии учителя (что самое сложное), заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды, но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования, но также недостаток систематических комплексных психо-лого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования [1].
Резюмируя представленные выше пси-холого-педагогические размышления по поводу построения модели инклюзивного образования, можно констатировать, что социально-экономическая ситуация в нашей стране находится на стадии, когда есть возможность обеспечить современного ребенка грамотным высококвалифицированным научным психолого-педагогическим сопровождением, готовым для качественной работы с детьми-инвалидами, основанным на поиске инновационных технологий и методик организации профориентационной работы и психологической поддержки личности.
Последовательная реализация всех направлений данной модели будет способствовать созданию в школе развивающей среды детей с ограниченными возможностями здоровья, повышению эффективности всего образовательного и воспитательного процесса, пониманию обществом проблемы инвалидности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. Инклюзивное образование. М. : Школьная книга, 2010.
2. Зыскина М. А., Шрамко Н. В. Дополнительное образование педагогов для инклюзивного образования // Педагогическое образование в России. 2014. №1. С. 201-204.
3. Официальный сайт Департамента социальной населения города Москв. URL: http://www.dszn.ru.
4. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. URL: ^^р://минобрнауки.рф.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова.