Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОБЛЕМНЫЕ И РЕСУРСНЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валеева Г.В., Тюмасева З.И.

Введение. В статье обосновывается актуальность психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Описываются внутренние ресурсы и препятствия ее формирования, которые выделены на основе иерархической системы компонентов психологической готовности. Проанализирован уровень развития готовности преподавателей к деятельности, направленной на формирование у студентов - будущих учителей культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Цель статьи - выявить ресурсные и проблемные зоны преподавателей педагогического вуза; проанализировать и обосновать актуальный уровень психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности; на основе проведенного исследования предложить пути коррекции проблемных зон преподавателей педагогического вуза. Материалы и методы. В процессе проведенного исследования использован логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам безопасности и здоровья; диагностические методики, включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Математические методы статистической обработки данных позволили обобщить полученные результаты. Результаты. Ресурсные зоны здоровья преподавателей выражены через субъективные показатели в пределах нормы, а проблемные зоны - через субъективные показатели в переходной зоне. Психоэмоциональное состояние является ресурсом для преподаватели педагогического вуза. Однако ценностно-мотивационная сфера находится в переходной зоне. Кроме того, исследование показало, что более половины преподавателей считают, что им не хватает умений выстраивать гармоничные межличностные отношения. Обсуждение. Выявлено, что психоэмоциональные показатели (тревожность, истощение фрустрация, ригидность), являются ресурсными. Внутренними барьерами развития психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности являются низкая мотивация к личным изменениям и ориентация на достижение душевного покоя. Показателем сформированности этой готовности является умение управлять своим образом жизни. Заключение. Делается вывод о том, что эгоцентрический характер ценностей формирует зависимость от сиюминутных задач. Эта зависимость в сочетании с низкой мотивацией к личным изменениям и ориентацией на достижение душевного покоя является субъективной предпосылкой, снижающей уровень психологической готовности к этой. Технология консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья рассматривается как апробированный способ коррекции выявленных субъективных предпосылок. Основные положения: - показана внутренняя связь понятий «культура здоровья», «безопасная жизнедеятельность» и «оздоровительная деятельность»; - выявлены психологические особенности готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Валеева Г.В., Тюмасева З.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF EDUCATORS TO IMPROVE THE CULTURE OF HEALTH AND VITAL ACTIVITY SAFETY

Introduction. The article substantiates the relevance of psychological readiness of teachers of a pedagogical university to activities aimed at improving the culture of health and life safety. Internal resources and obstacles to the formation of this readiness are described, highlighted on the basis of the hierarchical system of psychological readiness of teachers to activity. The article analyzes the level of development of teachers' readiness for activities aimed at forming students - future teachers of health and life safety culture. The aim of the article is to identify resource and problem areas of teachers of pedagogical university; to analyze and substantiate the current level of psychological readiness of teachers of pedagogical university to activities aimed at improving the culture of health and safety of life activities; on the basis of the study to propose ways to correct the problem areas of teachers of pedagogical university. Materials and methods. During the study, logical-theoretical analysis of psychological and pedagogical and environmental and valeological literature devoted to the problems of safety and health, diagnostic methods, including: observation, interview, questioning, testing were used. Mathematical methods of statistical data processing allowed to generalize the results. Results. Resource zones of teachers' health are expressed through subjective indicators within the norm, and problem areas - through subjective indicators in the transition zone. Psycho-emotional state is a resource state for teachers of pedagogical university. However, the value-motivational sphere is in the transition zone. In addition, the study showed that more than half of the teachers believe that they lack the ability to build harmonious interpersonal relationships. Discussion . Psycho-emotional indicators (anxiety, exhaustion, frustration, rigidity) were found to be resourceful. Internal barriers to the development of psychological readiness of tea-chers of pedagogical higher education to the activities aimed at improving the culture of health and safety of life are low motivation for personal change and orientation to achieve peace of mind. An indicator of the formation of this readiness in teachers of pe-dagogical higher education institution is the ability to manage their way of life. Conclusion. It is concluded that the egocentric nature of values forms a dependence on immediate tasks. This dependence in combination with low motivation for personal change and focus on achieving peace of mind is a subjective prerequisite that reduces the level of psychological readiness for activities aimed at improving the culture of health and safety of life. The technology of counseling on the subjective component of health, is seen as a proven way to correct the identified subjective prere-quisites. Highlights: The inseparable connection between the concepts of “culture of health”, “safe life activity” and “health activity” is shown; Psychological peculiarities of teachers' readiness for activities aimed at health culture and safe vital activity have been revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 151.8 : 613.4 (07) ББК 88.40 : 51.204

DOI 10.25588/CSPU.2022.17.72.011

Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: valeevagv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-5895-0605 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

гу

о л о г к л №

о §

г о S о №

ж о

о

Г. В. Валеева1, З. И. Тюмасева2 §

1ORCID № 0000-0003-3140-1627 §

о д

а № а

№ № Й

а о

№ ж

к

2

л

о*

безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, ^

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический о

университет, г. Челябинск, Российская Федерация о№

§

E-mail: zit@cspu.ru к

№ о

§

а

о

ж о

о

Аннотация

Введение. В статье обосновывается актуальность психологической готовности преподавателей педагогического вуза к де- | ятельности, направленной на повышение культуры здоровья и

о

© Валеева Г. В., Тюмасева З. И., 2022

безопасности жизнедеятельности. Описываются внутренние ресурсы и препятствия ее формирования, которые выделены на основе иерархической системы компонентов психологической готовности. Проанализирован уровень развития готовности преподавателей к деятельности, направленной на формирование у студентов — будущих учителей культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Цель статьи - выявить ресурсные и проблемные зоны преподавателей педагогического вуза; проанализировать и обосновать актуальный уровень психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности; на основе проведенного исследования предложить пути коррекции проблемных зон преподавателей педагогического вуза.

Материалы и методы. В процессе проведенного исследования использован логико-теоретический анализ психолого-педагогической и эколого-валеологической литературы, посвященной проблемам безопасности и здоровья; диагностические методики, включающие: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Математические методы статистической обработки данных позволили обобщить полученные результаты.

Результаты. Ресурсные зоны здоровья преподавателей выражены через субъективные показатели в пределах нормы, а проблемные зоны - через субъективные показатели в переходной ^ зоне. Психоэмоциональное состояние является ресурсом для пре-

а

«о О

а

с-о а

«о 50

подаватели педагогического вуза. Однако ценностно-мотиваци-онная сфера находится в переходной зоне. Кроме того, исследова-

ние показало, что более половины преподавателей считают, что

сц

^ им не хватает умений выстраивать гармоничные межличностные

отношения.

Обсуждение. Выявлено, что психоэмоциональные показатели (тревожность, истощение фрустрация, ригидность), являются ресурсными. Внутренними барьерами развития психологической готовности преподавателей педагогического вуза к

гу о

л о г и ч

ес

деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и ка

&

г о

безопасности жизнедеятельности являются низкая мотивация к личным изменениям и ориентация на достижение душевного по- н коя. Показателем сформированности этой готовности является умение управлять своим образом жизни.

Заключение. Делается вывод о том, что эгоцентрический характер ценностей формирует зависимость от сиюминутных задач. Эта зависимость в сочетании с низкой мотивацией к личным изменениям и ориентацией на достижение душевного покоя является субъективной предпосылкой, снижающей уровень психологической готовности к этой. Технология консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья рассматривается как апробированный способ коррекции выявленных субъектив- и

до

ных предпосылок. ро

вь

Ключевые слова: здоровье; культура здоровья; безопас- и

ность жизнедеятельности; психологическая готовность; проблем- 3

о

па

ные и ресурсные зоны. сн

ос

Основные положения: т

- показана внутренняя связь понятий «культура здоровья», «безопасная жизнедеятельность» и «оздоровительная деятельность»;

- выявлены психологические особенности готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной

о

р е п о д а в а т

еле е

Й

Ж

е

д е

¡0

ж о

с

на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

а

О

а

I

¡S3

cri

а"

50

и;

1 Введение (Introduction)

Многочисленные психологические и социальные исследования в области здоровья и адаптации учителей со стажем работы 15 лет и более показывают, что степень их социальной адаптации снижается до уровня больных неврозами (более чем у трети учителей) [1; 2].

Н. Н. Малярчук отмечает, что деятельность учителя постоянно подвергается социально-дезадаптирующим, организационным, физиологическим и другим факторам, которые вызывают психосоматические заболевания. Исключить негативное влияние этих факторов можно, сделав деятельность педагога здоровьесо-зидающей, которая включала бы здоровьесберегающие способы, средства, позволяющие сохранять и развивать как свое здоровье, так и здоровье обучающихся [3].

Однако, у учителей, которые только что окончили педагогический вуз, слабо сформирована культура здоровья и невысокий уровень личной безопасности. В связи с этим необходимо изучить деятельность преподавателей педагогического вуза по формированию у будущих учителей культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

Сложность профессии «преподаватель педагогического вуза» в том, что результат деятельности отсрочен и критерии успеха «здесь и сейчас» четко не определяются, что приводит к снижению уровня целостности субъекта через повышение психоэмоционального и когнитивного напряжения, приводящего к нарушению субъективной и объективной составляющих здоровья

и снижению уровня готовности преподавателя к здоровьесозида-ющей педагогической деятельности в вузе как части субъективной составляющей здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимым условием психологической готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности, является повышение уровня его целостности, то есть развитие интегральных характеристик субъекта.

Методологической основой нашего исследования являются системный (Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. И. Субетто и др.) и личностно-деятельностный подходы ^ (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков и др.), которые позволяют рассматривать субъектность, как интеграцию различных компонентов психологической организации субъекта, определяющих его жизнедеятельность. Одним из проявлений субъектности является психологическая готовность к повышению культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. В своей работе опирались на науч-

о

ные взгляды А. В. Петровского, Е. А. Сергиенко, Г. Н. Эйдельмана, О

воспринимающих человека как субъекта собственного развития и [4; 5; 6]. Мы придерживаемся взглядов О. Ю. Зотова, Л. В. Кара- Ц1 петян на понимание благополучия, безопасности, здоровья как взаимодополняющих и взаимообусловленных явлений [5]. Понятие «здоровье» рассматриваем как интегральное состояние, выраженное через субъективную составляющую, которая выполняет направляющую роль и объективную составляющую, проявляющуюся через физические, психологические и социальные характери- | стики личности [1].

о

а

«о О

а

I

СГ)

а

50 50 50

05 05

Культура здоровья в общенаучном смысле — это сознательная система воздействий субъекта на самого себя или другого человека с целью удержания динамического равновесия между природно-социальной средой и адаптационными возможностями личности.

Безопасная жизнедеятельность — это тип осознанных отношений, проявляющийся в деятельности, включающей цель, процесс, средство и результат [7; 8; 9]. Если любая деятельность не носит оздоровительный характер, то она становится здоровье-затратной и опасной для человека. Оздоровительная деятельность в ее педагогическом аспекте выступает как метадеятельность по сохранению и повышению целостности субъекта и его безопасности. Готовность преподавателей на психологическом уровне к оздоровительной деятельности как способу реализации культуры здоровья и безопасной жизнедеятельности является интегральным состоянием. Это состояние основывается на установках преподавателей и функционирует как психологическая целостность, физическим выражением которой является их поведение [1].

Критериями психологической готовности преподавателей педагогического вуза к оздоровительной деятельности являются на психоэмоциональном уровне (выраженность состояний фрустрации, тревожности, ригидности и истощения как показателей активности субъекта оздоровительной деятельности), когнитивном уровне (уровень сформированности: «потребностное напряжение» в отношении оздоровления и представления об этой деятельности как показателей способности преподавателей к самоуправлению), психофизическом уровне (самооценка удовлетворенности состоянием костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем как

показателей адаптированности организма преподавателей к педагогической среде вуза и «потребностном напряжении» в отношении оздоровительной деятельности), ценностно-мотивационном уровне (иерархия ценностей, выраженность агрессии как показателя внутреннего конфликта) [1]. Степень выраженности и качество проявления этих показателей формирует ресурсные и проблемные зоны преподавателей педагогического вуза.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Проанализировав психолого-педагогическую, эколого-ва-леологическую литературу по изучаемой проблеме, можно заключить, что большинство ученых обращали внимание на формирование культуры здоровья у обучающихся и лишь Н. Н. Малярчук посвятила своё исследование особенностям культуры здоровья педагога как субъекта профессиональной деятельности.

Для выявления психологического состояния и представлений как показателей психологической готовности представителей вуза к деятельности, повышающей культуру здоровья и безопасность жизнедеятельности, была проведена диагностика по автор-

гу

о

л о г и

Л

е

с *

§

г о

S о

в

н о

с

р е

а о

д

а в

а т

ее е

Й

а о

в

л н

и S

а

о* р

р

£ д

ской программе «Гармония». Кроме того, эта программа позволила О

определить субъективную составляющую здоровья преподавате- и

лей [1]. ^

о

а

Изучался феномен «преподаватель педагогического вуза». сн

ос

Исследование осуществлялось с 2012 по 2022 г. г. на базе Южно- 5 Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В опытно-поисковой работе принималоучастие 60 преподавателей от 35 до 65 лет, в основном, женщины. Все они имеют высокий профессиональный рейтинг. В исследовании большое внимание уделялось психоэмоциональным показателям, которые

ж е

д

е

So

ж о

с

отражают активность субъекта в оздоровительной деятельности. 3 Результаты (Results)

Анализ результатов исследования субъективной составляющей здоровья преподавателей позволил выделить следующие зоны:

-ресурсжые, выраженные через субъективжые показатели, находящиеся в пределах нормы (выраженность состояния: тревожность — 5 баллов, агрессия — 6,2 балла, фрустрационная напряженность — 4,9 баллов, истощаемость — 4 балла, ригидность — 7,3 балла; удовлетворённость сердечно-сосудистой системой и самочувствием — 8 баллов; стрессоустойчивость — пороговая выраженность показателя 276 баллов) и объективжые показатели, проявляющиеся в применении оздоровительных технологий и наличии референтной группы, состоящей из мужа (партнера), детей и самого себя;

- проблемжые, выраженные через субъективные показатели, находящиеся в переходной зоне (неудовлетворенность костно-мышечной системой — степень выраженности показателя — 8 баллов). У 100 % преподавателей не сформировано представление об оздоровлении как метадеятельности — 6,2 % от максимально сформированного. У них нет представления о результате оздоровления, недостаточно сформировано потребностное

напряжение в отношении оздоровления (уровень выраженности

g

^ показателя 16,8 баллов), то есть в концепцию здоровья включена информация о причинах нездоровья и о том, как его поддержи-

| вать, но для реализации этих знании не хватает внутренней моти-оз вации. Объективжые показатели отражают следующее: все пре-

03

подаватели имеют хронические проблемы физического здоровья

а

в е с

а

¡S3

со

(2-я группа); в качестве референтной группы не указывают профессиональную группу, что говорит о трудностях адаптации в профессиональной среде.

лены на формирование уверенности в себе, умений выстраивать гармоничные межличностные отношения. Для 40 % преподавателей важно научиться мотивировать себя к деятельности, а 30 % — стремятся к самоутверждению и достижению материального благополучия, в соответствии со своей программой развития, которая для них является здоровьесберегающей.

4 Обсуждение (Discussion)

Психоэмоциональные показатели (тревожность, истощение, фрустрация, ригидность) определяют активность субъекта в деятельности и оказывают самое большое влияние на его готов-

лению, и, как следствие, на профессиональную реализацию преподавателя. Эти показатели являются ресурсными. Для преподавателей, у которых сформирована иерархия ценностей, характер-

л а

о д

а в а

т Л

л й

а о

в

ность к повышению внутренней целостности, то есть к оздоров- §

s S

л о*

I 1

сг ^

О

ны внутреннее спокойствие, выдержанность, уверенность в себе, О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стремление к достижению своих целей, хорошая работоспособ- и ность, подвижность, переключаемость и приспособляемость пси-

а

хических процессов к изменяющимся требованиям среды. У них сн

ос

отмечается удовлетворенность сердечно-сосудистой системой и 5 хорошее самочувствие; стрессоустойчивость, готовность оказывать другим помощь, какую хотели бы получить сами (доверие, понимание и поддержка). Это все, безусловно, позволяет им эффективно реализовывать свою деятельность, направленную на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности.

а

л д

л Sa

а о о

Когнитивные показатели у преподавателей слабо сформированы. Они задумываются о здоровье лишь тогда, когда болеют. Могут игнорировать свое здоровье ради других целей. Показатели психофизического самочувствия находятся в зоне «нездоровья - неболезни» и показывают состояние потребностного напряжения в отношении оздоровления. Они говорят о недостаточной адапти-рованности и неготовности к регулярной, равномерно распределенной физической активности. Эгоцентрический характер иерархии ценностей формирует зависимость от социального признания, критерии которого в ситуации «здесь и сейчас» четко не определены [2]. Вышеперечисленное значительно снижает эффективность управления своей профессиональной деятельностью с точки зрения повышения культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности. Препятствием для деятельности преподавателя, направленной на повышение уверенности в себе, в самоуправлении и гармонизации отношений в системе «человек - человек», является низкая мотивация к личным изменениям, ориентация на достижение душевного покоя. Показателями готовности преподавателей педагогического вуза к деятельности, направленной на повышение культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности, являются: повышение уверенности в себе, развитие умения мотивировать себя к деятельности, умение выстраивать гармоничные отношения в системе «человек - человек» и профессиональном коллективе, а также повышение стрессоустойчивости и удовлетворенности состоянием костно-мышечной системы. По-

ев скольку уровень стрессоустойчивости связан с расстановкой при-оз оритетов развития и планирования своей жизни, а удовлетворен-^ ность состоянием костно-мышечной системы — с физической

а в е с а

I

СГ)

активностью, то в совокупности они являются критериями умения управлять своим образом жизни.

5 Заключение (Conclusion)

В ходе исследования выявлены «ресурсные» и «проблемные» субъективные особенности преподавателей педагогического вуза, проявляющиеся в способности достигать своих целей; спокойствии, выдержанности; уверенности в себе; работоспособности; приспособляемости психических процессов к изменяющимся требованиям среды; готовности проявлять доверие, понимание и поддержку; сформированной иерархии ценностей, не

физическим самочувствием в стрессоустойчивости; в игнорировании своего здоровья ради внешних целей.

Таким образом, эгоцентрический характер иерархии цен-

своего здоровья ради внешних целей в ситуации, когда критерии успеха «здесь и сейчас» четко не определены, приводит к зависимости деятельности преподавателей вуза от сиюминутных рабочих

гу g

о а о

г g

Л

о «

§

г о S о №

Ж о

о

№ ж

зависимой от внешнего признания; частичной удовлетворенности №

§

№ № Ki

Ж о

ностей, зависимый от социального признания и игнорирования §

g

S

л о*

I

1

сг ^

О

задач. Все это и является препятствием для реализации деятельно- О

сти по формированию культуры здоровья и безопасной жизнедея- и

тельности у будущих учителей. Одним из способов изменения данО

„а

ной ситуации может быть проводимое по запросу преподавателей сн

о

консультирование в области субъективного здоровья и обучение 5 этой технологии в рамках повышения квалификации. Консультирование в области субъективного здоровья представляет собой организацию и сопровождение процесса осознания и разрешения

ж №

д

So

человеком страданий, вызванных нарушением динамического рав- о

о

новесия между его адаптационными возможностями и постоянно

меняющимися условиями природной социальной среды. Подобная психолого-педагогическая деятельность носит оздоровительных характер, помогает статистически достоверно изменить актуальный уровень состояния психофизических, психоэмоциональных, когнитивных и ценностно-мотивационных характеристик личности и достичь целостность внутренней системы субъекта деятельности.

Библиографический список

1. Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Технология консультирования в области субъективного здоровья : монография. Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 238 с.

2. Арестова О. Н., Митина О. В., Чукарин Б. А. Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей // Вопросы психологии. 2021. № 3 (17). С. 85-93.

3. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога : монография. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2008. - 192 с.

4. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 57-66.

5. Эйдельман Г. Н., Сергиенко Е. А. Роль субъективных факторов в психологическом благополучии молодежи в ситуации профессионального самоопределения // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. № 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.07.2022).

6. Сергиенко Е. А. Психологическое здоровье: субъективные факторы// Вестник РГГУ. 2017. № 4 (10). С.98- 110. (Психология. Педагогика. Об-

50

о разование).

2 7. Зотова О. Ю., Тарасова Л. В., Карапетян Л. В. Психологическая без-

опасность пожилых людей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 ^ (110). С. 88-98.

8. Калегина Ю. В. Исследование ценностных ориентиров развития 05 культуры безопасности студентов // Безопасность жизнедеятельности. 2022.

^ № 4 (256). С. 46-56.

'—<

9. Костенок П. И., Коняхина Г. П. Философия безопасности как методологическое основание педагогического решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 19-30.

G. V. Valeeva1, Z. I. Tyumaseva2

1ORCID No. 0000-0003-3140-1627 Docent, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: valeevagv@cspu.ru

y

c h o

2ORCID No. 0000-0001-5895-0605 C

Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department ^

§

of Health and Safety and Medicobiological Disciplines, South-Ural State ^

s' №

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

Introduction. The article substantiates the relevance of psychological readiness of teachers of a pedagogical university

о

E-mail: zit@cspu.ru EE

c

PSYCHOLOGICAL READINESS OF EDUCATORS t

TO IMPROVE THE CULTURE OF HEALTH AND VITAL

ACTIVITY SAFETY p

v

Abstract e

h

e

l u e

о

to activities aimed at improving the culture of health and life ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

safety. Internal resources and obstacles to the formation of this readiness are described, highlighted on the basis of the hierar- ^ chical system of psychological readiness of teachers to activity. The article analyzes the level of development of teachers' readi-

i l

c v

ness for activities aimed at forming students - future teachers of ^

S

health and life safety culture. The aim of the article is to identify ^

resource and problem areas of teachers of pedagogical university; to analyze and substantiate the current level of psychological readiness of teachers of pedagogical university to activities aimed at improving the culture of health and safety of life activities; on the basis of the study to propose ways to correct the problem areas of teachers of pedagogical university.

Materials and methods. During the study, logical-theoretical analysis of psychological and pedagogical and environmental and valeological literature devoted to the problems of safety and health, diagnostic methods, including: observation, interview, questioning, testing were used. Mathematical methods of statistical data processing allowed to generalize the results.

Results. Resource zones of teachers' health are expressed through subjective indicators within the norm, and problem areas - through subjective indicators in the transition zone. Psycho-emotional state is a resource state for teachers of pedagogical university. However, the value-motivational sphere is in the transition zone. In addition, the study showed that more than half of the teachers believe that they lack the ability to build harmonious interpersonal relationships.

Discussion. Psycho-emotional indicators (anxiety, exhaustion, frustration, rigidity) were found to be resourceful. Internal | barriers to the development of psychological readiness of teachers of pedagogical higher education to the activities aimed at ^ improving the culture of health and safety of life are low motiva-| tion for personal change and orientation to achieve peace of mind.

An indicator of the formation of this readiness in teachers of pe-Mj dagogical higher education institution is the ability to manage

their way of life.

Conclusion. It is concluded that the egocentric nature of values forms a dependence on immediate tasks. This dependence in combination with low motivation for personal change and focus on achieving peace of mind is a subjective prerequisite that reduces the level of psychological readiness for activities aimed at improving the culture of health and safety of life. The technology of counseling on the subjective component of health, is seen as a proven way to correct the identified subjective prere-quisites. s

Keywords: Psychological readiness; Health culture; Life 0

——i o

safety; Health; Problem-resource zones. °s.

a

Highlights: e

a

The inseparable connection between the concepts of "cul- ^

e s

ture of health", "safe life activity" and "health activity" is shown;

Psychological peculiarities of teachers' readiness for ac- ^

CS

a &

tivities aimed at health culture and safe vital activity have been revealed.

References

1. Valeeva G.V. & Tyumaseva Z.I. (2022), Tehnologiya konsulti-rovaniya v oblsti subektivnogo zdorovya [Technology of counseling in the t field of subjective health]. Monografiya, Yuzhno-Ural'skij nauchnyj centr Rossiyskoy akademii obrazovaniya, Chelyabinsk, 238 p. (In Russian).

2. Arestova O.N., Mitina O.V. & Chukarin B.A. (2021), Uroven

p

S »

h №

s »

f

№ ft

a h

emocionalnogo blagopoluchiya i stroenie ierarhii lichnostnyh cennostej §

d

[The level of emotional well-being and the structure of the hierarchy of t personal values], Voprosypsihologii, 3 (17), 85-93. (In Russian).

3. Malyarchuk N.N. (2008), Kultura zdorovya pedagoga [Educator health culture]. Monografiya, Izdatelstvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, Tyumen', 192 p. (In Russian).

R>

O f

4. Petrovskiy A.V. (1981), Lichnost' vpsikhologii s pozitsiy sistem-nogo podkhoda [Personality in psychology from the standpoint of a systems approach.], Voprosy psikhologii, 1, 57-66. (In Russian).

5. Ejdelman G.N., Sergienko E.A. (2016), Rol subektivnyh faktorov v psihologicheskom blagopoluchii molodezhi v situacii professionalnogo samoopredeleniya [The role of subjective factors in psychological well-being of youth in the situation of professional self-determination], Psi-hologicheskie issledovaniya [Electronic], 9, 50, 8. Available at: http://psystudy.ru (Accessed: 01.07.2022). (In Russian).

6. Sergienko E.A. (2017), Psihologicheskoe zdorov'e: sub"ektivnye faktory [Psychological health: subjective factors], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, "Seriya. Psihologiya. Ped-agogika. Obrazovanie", 4 (10), 98-110. (In Russian).

7. Zotova O.Yu., Tarasova L.V., Karapetyan L.V. (2019), Psiholog-icheskaya bez-opasnost pozhilyh lyudej [Psychological safety of the elderly], Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik, 5 (110), 88-98. (In Russian).

8. Kalegina Yu.V. (2022), Issledovanie cennostnyh orientirov razvitiya kultury bezopasnosti studentov [The study of the values of the development of safety culture of students], Bezopasnost' zhizned-eyatel'nosti, 4 (256), 46-56. (In Russian).

9. Kostenok P.I. & Konyahina G.P. (2020), Filosofiya bezopasnosti kak metodologicheskoe osnovanie pedagogicheskogo resheniya problem obespecheniya bez-opasnosti zhiznedeyatelnosti [Philosophy of security as a methodological basis for pedagogical solutions to the problems of life safety], Problemy sovremennogo obrazovaniya, 5, 19-30. (In Russian).

§ Статья поступила в редакцию 01.06.2022; одобрена после ре-

ъ

| цензирования 02.06.2022; принята к публикации 29.06.2022.

s

^ The article was submitted 01.06.2022; approved after reviewing

N 02.06.2022; accepted for publication 29.06.2022.

§

50

1

ез

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.