Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ / СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саломау Джеурисиу Бонде, Низовских Нина Аркадьевна

Актуальность представленного в статье исследования обусловлена изменением требований к профессиональной подготовке выпускников вузов в условиях современного рынка труда. Целью статьи является постановка проблемы и обоснование необходимости формирования психологической готовности к управлению в подготовке психологов на этапе вузовского обучения. Феномен управления в психологии личности занимает особое место, поскольку готовность к управлению связана с сущностными характеристиками человека, его потенциальной возможностью быть субъектом своего развития и автором самого себя. Результатом представленного в статье теоретико-методологического анализа стали положения о том, что в рамках профессиональной подготовки студентов - будущих психологов необходимо содействовать развитию их способности: 1) к сознаванию себя в качестве субъекта собственного развития; 2) к выделению психологической готовности к управлению как одной из ценностей саморазвития; 3) к осознанию мотивации развития в себе психологической готовности к управлению; 4) к инструментальному оснащению готовности к управлению собой и другими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саломау Джеурисиу Бонде, Низовских Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL READINESS TO MANAGE IN PREPARATION FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE STUDENTS - FUTURE PSYCHOLOGISTS

The relevance of the research presented in the article is due to the change in the requirements for the professional training of university graduates in the modern labor market. The purpose of the article is to substantiate the need for the formation of psychological readiness to manage in training of psychologists at the stage of university education. The phenomenon of management in personality psychology is a special issue, since the readiness to management is associated with the essential characteristics of a person, his/her potential ability to be the subject of personal development and the self-made person. The result of the theoretical and methodological analysis presented in the article was the provision that, within the framework of professional training of students - future psychologists, it is necessary to cultivate the development of their ability: 1) to recognize themselves as subjects of their own development; 2) to admit the psychological readiness to manage as one of the values of self-development; 3) to realize the motivation for the development of psychological readiness to management; 4) to instrumental readiness to control themselves and others.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

ART 212015 DOI 10.24412/2304-120X-2021-12015 УДК 159.923.2

Саломау Джеурисиу Бонде,

магистрант факультета педагогики и психологи ФБГОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров salomaodieuricio@gmail.com

Низовских Нина Аркадьевна,

доктор психологических наук, доцент, кафедра психологии ФБГОУ ВО «<Вятский

государственный университет», г. Киров

nina.nizovskikh@gmail.com

Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы

Аннотация. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена изменением требований к профессиональной подготовке выпускников вузов в условиях современного рынка труда. Целью статьи является постановка проблемы и обоснование необходимости формирования психологической готовности к управлению в подготовке психологов на этапе вузовского обучения. Феномен управления в психологии личности занимает особое место, поскольку готовность к управлению связана с сущностными характеристиками человека, его потенциальной возможностью быть субъектом своего развития и автором самого себя. Результатом представленного в статье теоретико-методологического анализа стали положения о том, что в рамках профессиональной подготовки студентов - будущих психологов необходимо содействовать развитию их способности: 1) к сознаванию себя в качестве субъекта собственного развития; 2) к выделению психологической готовности к управлению как одной из ценностей саморазвития; 3) к осознанию мотивации развития в себе психологической готовности к управлению; 4) к инструментальному оснащению готовности к управлению собой и другими. Ключевые слова: психологическая готовность к профессиональной деятельности, психологическая готовность к управлению, структура психологической готовности к управлению, саморазвитие, студенты. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Проблема психологической готовности к управлению в структуре профессиональной деятельности входит в настоящее время в число актуальных научных проблем, что в значительной степени объясняется изменением требований к выпускникам вузов в условиях современного рынка труда. Психологическая готовность к управлению в профессиональной деятельности способствует успешному профессиональному развитию, формированию конкурентоспособности личности, обеспечивает психологическое благополучие молодых специалистов в современной социокультурной ситуации.

В условиях высокотехнологичного быстроизменяющегося мира требуется уточнение содержания готовности к профессиональной деятельности многих специалистов, в частности, это относится к подготовке психологов.

Целью данной статьи является постановка проблемы и обоснование необходимости формирования психологической готовности к управлению студентов - будущих психологов на этапе вузовского обучения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

Слово «готовность» в русском языке имеет значения, которые имплицитно присутствуют в трактовке феномена готовности в психологии: первое значение данного слова - «согласие сделать что-нибудь», во втором значении готовность означает «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь», и, в частности, имеется значение «вообще готовность к выполнению какого-нибудь действия, задания», помеченное как специальное [1]. В языке слово «готовность», как мы видим, используется для обозначения 1) интенции, (со)изволения и 2) подготовленности (оснащенности, обеспеченности необходимым, освоенности необходимого) в связке со словами «сделать», «сделано», «действие».

В психологии понятие «готовность» рассматривается в составе конструктов «готовность к действию» и «готовность к деятельности».

«Готовность к действию» определяется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2]. Конкретное состояние готовности к действию задается сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, стороны готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия готовности. В зависимости от условий выполнения действия ведущей может стать одна из этих сторон [3]. В контексте нашего исследования интерес представляют психологические условия готовности к действию.

Феномен «(психологической готовности к деятельности» целенаправленно изучается относительно недавно. Значимость исследований определяется тем, что в методологическом плане понятие психологическая готовность к деятельности становится «одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность» [4], метакатегорией [5]. Мы разделяем данную точку зрения.

В классической работе, посвященной психологическим проблемам готовности к деятельности, вышедшей в Минске в 1976 г., М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович рассматривают готовность к деятельности как «целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение» [цит. по 6]. Это положение принципиально важно, поскольку готовность к деятельности связывается здесь с личностью, ее различными сторонами.

Психологическая готовность к деятельности рассматривается как психическое состояние и качество личности; отмечается, что психологическая готовность к деятельности включает в себя установку, но не сводится к ней. По мнению В. Ф. Жуковой, психологическая готовность к деятельности «занимает центральное место во всей системе видов готовности и выражается в единстве внутреннего настроения на будущую деятельность и в профессионально важных качествах личности, необходимых для ее успешного осуществления» [7]. Психологическая готовность к деятельности имеет сложную динамическую структуру, отражающую интеллектуальные, эмоциональные, волевые и мотивационные стороны психики человека и является стойкой характеристикой личности [8].

Обратимся к анализу понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности», заметив, что в отечественной психологии по данному вопросу к настоящему времени накоплено достаточно много данных и можно говорить о разнообразии подходов к ее изучению.

Е. В. Шипилова различает психологическую и профессиональную готовность [9]. Психологическая готовность к профессиональной деятельности, с точки зрения данного исследователя, является одной из самых существенных составляющих эффективной деятельности специалиста.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности выступает условием освоения профессиональных компетенций и навыков, является предпосылкой успешной предстоящей самостоятельной деятельности, исходной составляющей профессионализма. Готовность к профессиональной деятельности развивается в процессе обучения и выступает как результат, следствие профессиональной подготовки [10].

Вместе с тем на современном этапе развития научного знания само понятие «готовность к профессиональной деятельности», равно как и ряд других понятий, связанных с профессиональным становлением личности, нуждается в уточнении и переосмыслении [11].

Заслуживает внимания определение понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности», предложенное И. М. Пучковой и В. В. Петрик. Авторы полагают: психологическая готовность к профессиональной деятельности может трактоваться как «устойчивая характеристика субъекта учебно-профессиональной деятельности, способствующая успешному овладению деятельностью и имеющая че-тырехкомпонентную структуру, включающую саморегуляционный, мотивационный, оценочный и эмоциональный компоненты» [12].

Диагностике психологической готовности к профессиональной деятельности и методам ее формирования в процессе вузовской подготовки в настоящее время уделяется все больше внимания.

Коллективом казанских ученых разработаны модель и методы формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Предлагаемые исследователями методы соотносятся с компетентностным подходом и направлены на интеграцию теоретических знаний студентов с умением реализовывать их на практике. Основу разработанной авторами модели составили положения Б. Ф. Ломова о когнитивной, регулятивной и коммуникативной подсистемах в структуре психологии человека как целостной организации [13]. Важно то, что в предлагаемой модели готовности к профессиональной деятельности выделяются блоки профессиональной «Я-концепции», мотивации и личностных свойств, и блок деятельностно значимых свойств и качеств личности. Составляющие блоков профессиональной «Я-концеп-ции», мотивации и личностных свойств являются универсальными относительно получаемой специальности характеристиками, а составляющие блока деятельностно значимых свойств и качеств определяются содержанием будущей профессиональной деятельности и могут иметь разную выраженность у представителей различных направлений подготовки [14].

Сказанное обусловливает необходимость специальной углубленной разработки блока деятельностно значимых свойств и качеств в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности для представителей различных направлений подготовки, в частности для подготовки будущих психологов.

Методология и результаты исследования

Профессия психолога, относящаяся к числу помогающих профессий, весьма специфична: главным инструментом практической деятельности психолога является его собственная личность. Все, чему психолог хочет научить другого человека, он должен пережить и/или освоить сам. Погружение в профессию психолога на этапе вузовской подготовки глубоко затрагивает личность обучающегося, собственная личность выступает для него в этот период в качестве «карманной лаборатории». Специфика феномена психологической готовности и подготовки к профессиональной деятельности психологов на этапе вузовского обучения находит отражение в современных исследованиях.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

С точки зрения А. А. Деркача и Д. А. Водопьянова, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов - будущих психологов является «обязательным условием для начала их профессиональной деятельности, а также для успешного профессионального становления молодого специалиста, его дальнейшего самосовершенствования и саморазвития в профессии, достижения им высокого уровня профессионализма, успешной самореализации в профессии, эффективной и продуктивной профессиональной деятельности, успешности как личности и профессионала в целом, достижения вершин в профессиональном развитии и личностном росте, то есть достижения акме» [15].

В диссертационной работе Е. В. Шипиловой, посвященной исследованию формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, отмечается, что психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности является сложным, комплексным психическим образованием, сплавом компонентов, между которыми имеются функциональные зависимости, имеющие на разных стадиях обучения в вузе свои структурные и содержательные особенности [16]. В психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности выделяются: ценностно-мотивационный, когнитивно-гностический, эмоционально-волевой, функционально-деятельностный и креативный компоненты. Е. В. Шипилова определила условия и факторы формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, в числе которых - «создание творческой атмосферы учебного пространства, культивирование интереса к инициативе и новшествам; инициирование поисковой активности и высокой самостоятельности студентов за счет использования эвристических методов обучения и постоянного решения ими проблемных (инновационных, нетривиальных) задач» [17]. К системообразующим факторам формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущих психологов автор относит характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально значимой деятельности [18].

В исследовании Е. В. Шипиловой было выявлено, что без специально организованной работы студенты-психологи на протяжении обучения в вузе, как правило, «не центрированы на постоянном личностном росте и развитии своих профессиональных способностей, а ориентированы на обеспечение прикладной стороны профессии и наличие оперативных умений» [19]. Это положение определяет значимость проведения углубленных исследований в области диагностики и развития деятельностно значимых свойств и качеств в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности будущих психологов.

Предметом наших исследований выступает психологическая готовность к управлению в структуре общей готовности к профессиональной деятельности студентов -будущих психологов.

Основным методологическим подходом, в рамках которого проводятся исследования, является культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Культурно-историческая теория, предполагающая необходимость системно-смыслового анализа высших психических функций, особую роль отводит функции управления как центральной в процессе воспитания и формирования личности.

Результаты представляемого в статье исследования получены на основе методов проблематизации и сравнительного анализа текстов, посвященных психологической готовности к управлению, а также на основе обсуждения результатов ранее проведенных исследований психологической готовности к управлению.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

Изучение психологической готовности к управлению в подготовке психологов к профессиональной деятельности в настоящее время является весьма актуальной задачей. К примеру, ФГОС ВО магистратуры по направлению подготовки 37.04.01 Психология предписывает в результате обучения, в частности, сформировать у выпускников следующие компетенции: способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6), а также способность выполнять основные функции управления психологической практикой (ОПК-9).

Вне всякого сомнения, деятельность психолога с необходимостью предполагает умение управлять собой и другими людьми. Обратимся к определению данного понятия.

В русском языке глагол «управлять» означает, в частности, «руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-н.» [20].

Мы определяем психологическую готовность к управлению как общую предрасположенность человека к руководству собой и другими в профессиональной и личной жизни [21, 22].

Готовность к управлению связана с сущностными характеристиками человека, его возможностью быть субъектом своего развития, автором самого себя. Базовым теоретико-методологическим основанием наших исследований является положение Л. С. Выготского о том, что главной целью психологии является «психотехника - в одном слове, т. е. научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением» [23]. Речь идет, как подчеркивает Л. С. Выготский, о психотехнике, направленной на действие, на практику [24].

Проблема психологической готовности к управлению исследуется на протяжении ряда лет под руководством Н. А. Низовских (одного из авторов данной статьи). В 2010 г. был сконструирован тест-опросник психологической готовности к управлению (тест ПГУ; авторы: М. С. Тюлькин, Н. А. Низовских, О. В. Митина) [25]. Теоретическая модель измерительных шкал данного теста опирается на обобщенную модель менеджера, выявленную в ходе теоретико-эмпирических исследований Л. и С. Спенсерами [26]. На наш взгляд, выделенная Спенсерами структура компетенций менеджера достаточно полно представляет феномен психологической готовности к управлению, сохраняет свою актуальность до настоящего времени. 15 шкал теста ПГУ по своему названию и иерархической последовательности соответствуют компетенциям менеджера в модели Спенсеров и могут выступать ориентирами при изучении готовности к управлению в структуре профессиональной деятельности различного рода специалистов.

Перечислим шкалы теста ПГУ, представляющие компоненты психологической готовности к управлению: воздействие и оказание влияния; ориентация на достижение; командная работа и сотрудничество; аналитическое мышление; инициатива; развитие других; уверенность в себе; межличностное понимание; директивность/настой-чивость; поиск информации; командное лидерство; концептуальное мышление; понимание компании и построение отношений; забота о порядке; техническая экспертиза.

Далее представим сконструированное нами содержание компонентов психологической готовности к управлению, выявляемое тестом ПГУ. Компоненты готовности к управлению расположим по мере убывания их значимости для управленческой деятельности (так, как это у Л. и С. Спенсеров) - самые значимые стоят первыми.

«Воздействие и оказание влияния». Отражает желание оказывать определенное воздействие и/или влияние на других людей. Высокий уровень свидетельствует о стремлении оказывать ненасильственное воздействие и/или влияние на других людей с применением разнообразных стратегий и выстраиванием уважительных взаимоотношений.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

«Ориентация на достижение». Характеризует целеустремленность и заботу о высоких результатах своей работы. Высокий уровень означает стремление ставить и достигать в жизни значимые цели, быть в числе лучших в своем деле, строить карьеру, ориентируясь в работе на качество и достижение результата.

«Командная работа». Позволяет судить о стремлении работать в команде. Высокий уровень выражает стремление активно сотрудничать с другими людьми, поддерживать командные решения, ценить вклад и способности членов команды, конструктивно разрешать возникающие конфликты.

«Аналитическое мышление». Отражает стремление к последовательному и логичному мышлению. Высокий уровень говорит о склонности проводить сложный анализ своей деятельности и жизни в целом, пользуясь при этом различными аналитическими техниками.

«Инициатива». Указывает на стремление ради улучшения результатов своей работы делать больше, чем требует ситуация. Высокий уровень говорит о высокой творческой активности, склонности жить полной жизнью, действовать в различных жизненных ситуациях ответственно, используя возможности текущего момента; а также о стремлении быть оптимистичным и настойчивым в преодолении трудностей на пути к цели.

«Развитие других». Свидетельствует о намерении способствовать развитию одного или нескольких людей. Высокий уровень свидетельствует о готовности осуществлять обучение других людей, давая им конкретные задания и советы по их выполнению; о стремлении создавать атмосферу преданности делу; о поощрении членов команды к нововведениям, их ориентации на перспективу и развитие для достижения командных целей.

«Уверенность в себе». Позволяет говорить о вере в собственные силы, готовности работать над своими ошибками и неудачами. Высокий уровень свидетельствует о выраженном стремлении верить в себя, иметь собственную жизненную позицию, о желании быть уверенным в собственных суждениях, принимать независимые решения, занимать четкую позицию в спорах или конфликтах, учиться на собственных ошибках.

«Межличностное понимание». Констатирует стремление взаимодействовать с другими людьми на основе понимания их чувств и потребностей. Высокий уровень говорит о стремлении понимать других людей, учитывать их интересы, ценности, особенности поведения, взаимодействовать с другими людьми на основе веры в их силы и возможности.

«Директивность/Настойчивость». Характеризует склонность проявлять настойчивость в осуществлении задуманного, требовательность к себе и другим людям для достижения целей и выполнения обязательств. Высокий уровень позволяет говорить о намерении быть независимым и твердым в принятии и исполнении решений, о способности проявлять в работе настойчивость, ответственность, требовательность к себе и другим для решения поставленных задач.

«Поиск информации». Свидетельствует о стремлении непрерывно пополнять запас своих знаний, находить информацию, необходимую для себя и своей команды. Высокий уровень свидетельствует о склонности к систематическому сбору информации из разных источников для решения жизненных проблем и достижений.

«Командное лидерство». Отражает стремление брать на себя роль лидера команды. Высокий уровень выражает готовность быть лидером группы, использовать свой авторитет, применять различные стратегии укрепления командного духа, заботиться об увеличении продуктивности команды, поддерживать ее репутацию во внешнем мире.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

«Концептуальное мышление». Говорит о стремлении опираться в делах на целостное видение проблем и продуманные решения. Высокий уровень отражает стремление к осмыслению сложных проблем, видению в проблемных ситуациях различных связей и несоответствий, опоре при решении задач на гибкость и точность мышления, умение определять ключевое звено, искать и находить конструктивные пути решения проблем с целью достижения желаемых результатов в профессиональной деятельности и общении с другими людьми.

«Понимание команды и построение отношений». Характеризует стремление доверять членам своей команды и оказывать им поддержку. Высокий уровень свидетельствует о склонности быть уверенным в надежности своей команды, оказывать поддержку ее членам.

«Забота о порядке». Позволяет говорить о стремлении поддерживать порядок в делах и в окружающей среде. Высокий уровень говорит о стремлении к наведению и систематическому поддержанию порядка для повышения качества работы.

«Техническая экспертиза». Отражает стремление постоянно расширять свои профессиональные знания для эффективного взаимодействия с членами своей команды и результативности совместной деятельности. Высокий уровень отражает стремление к постоянному совершенствованию технических знаний и навыков в своей области, а также приобретению знаний, умений и навыков в разных сферах для эффективного взаимодействия с членами своей команды, другими людьми и достижения высоких результатов совместной деятельности.

Компоненты психологической готовности к управлению мы можем сгруппировать в три блока в соответствии с их условной принадлежностью к одной из трех сфер, в числе которых - межличностные отношения, собственная личность или деятельность (см. таблицу).

Базовая структура психологической готовности к управлению

Блоки психологической готовности к управлению

Сфера межличностных отношений Сфера собственной личности Сфера деятельности

- Воздействие и оказание влияния, - командная работа и сотрудничество, - развитие других, - межличностное понимание, - директивность/настойчивость, - командное лидерство, - понимание компании и построение отношений - Аналитическое мышление, - уверенность в себе, - концептуальное мышление - Ориентация на достижение, - инициатива, - поиск информации, - забота о порядке, - техническая экспертиза

Полагаем, что принятая нами при создании теста психологической готовности к управлению (теста ПГУ) структура психологической готовности к управлению применима для диагностики и формирования психологической готовности к управлению студентов - будущих психологов. Вместе с тем данная модель является обобщенной, ориентированной на деятельность менеджера. В дальнейшем на основе исследований возможна и необходима корректировка составляющих психологической готовности к управлению, связанная со спецификой деятельности психолога, ее основными целями. К примеру, структуру психологической готовности к управлению психологов необходимо дополнить такими компонентами, как понимание и развитие себя, забота о себе. А вот такие компоненты, как «командное лидерство», «понимание компании и построение отношений», в структуре деятельности психологов менее актуальны в

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

сравнении, например, с подготовкой менеджеров, но они также требуют осмысления и специфического наполнения.

Изучение психологической готовности к управлению студентов - будущих менеджеров с применением теста-опросника психологической готовности к управлению (ПГУ) было проведено ранее среди студентов - будущих менеджеров (п = 98) в возрасте от 18 до 23 лет (женщин - 72, мужчин - 26) [27]. В данном исследовании были также применены методики: опросник базисных ценностей Ш. Шварца, тест удовлетворенности жизнью Э. Динера, тест временной перспективы Ф. Зимбардо. В результате были выявлены множественные связи показателей психологической готовности к управлению с базовыми ценностями, удовлетворенностью жизнью и показателями временной перспективы. Перспективы исследования авторы статьи [28] связали с проведением сравнительного анализа выраженности показателей психологической готовности к управлению у студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки.

Цель настоящей статьи, как это было отмечено ранее, состоит в постановке проблемы и обосновании необходимости исследования и формирования психологической готовности к управлению студентов - будущих психологов. Подчеркнем: в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности психолога психологическая готовность к управлению другими людьми и собой занимает особое место, поскольку функция управления является центральной в процессе воспитания и формирования личности (Л. С. Выготский) [29].

Следует подчеркнуть, что готовность к управлению другими и готовность к управлению собой рассматриваются в психологии как тесно связанные между собой. В онтогенезе стремление к управлению другими предшествует стремлению и способности осознанно управлять собой. Во взрослом состоянии умение управлять собой, познавая и совершенствуя себя, заботясь о себе, определяющим образом влияет на способность человека к управлению другими, воздействию на них. Психологично об этом сказал Конфуций: «Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?» [30]

«Хорошее начало - половина дела» - гласит пословица. Задача формирования психологической готовности к управлению возникает в самом начале профессионального образования студентов - будущих психологов. В частности, она связана с преодолением студентами ряда психологических барьеров, представленных сомнениями, колебаниями, неуверенностью, что обусловлено сложностями предстоящей деятельности. Преодоление названных барьеров решается через специальную организацию и отбор содержания профессионального образования студентов - будущих психологов. Особое внимание следует уделять стремлению студентов к саморазвитию. Процесс саморазвития может трактоваться как управление развитием, и в этом своем качестве может определять формирование психологической готовности к управлению. В рамках подготовки психологов в вузе следует содействовать: 1) последовательному развитию у студентов самосознавания себя как субъектов собственного развития; 2) выделению в качестве одного из ориентиров для саморазвития готовности к управлению собой и другими; 3) формированию мотивации развития в себе готовности к управлению собой и другими; 4) процессу инструментального оснащения готовности к управлению как овладения специальными социально-психологическими средствами управления собой и другими.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, психологическая готовность к управлению является одной из важнейших составляющих готовности к профессиональной деятельности студентов -

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

будущих психологов. Интенция к управлению, подкрепленная соответствующей инструментальной оснащенностью, отвечая целям и задачам будущей профессиональной деятельности, обеспечивает социальную успешность и психологическое благополучие будущих специалистов.

В результате проведенного теоретико-методологического анализа было выявлено, что понятие «психологическая готовность к управлению» студентов - будущих психологов до настоящего времени не имеет строгого определения и необходимой операционализации. Требуются специальные исследования, направленные на создание обобщенной модели психологической готовности к управлению. На этапе в рамках профессиональной подготовки студентов - будущих психологов важно содействовать развитию способности студентов к выделению психологической готовности к управлению как одной из ценностей саморазвития и к инструментальному оснащению своей готовности к управлению собой и другими.

Мы разделяем мысль о том, что при определении профессиональной готовности специалиста, при планировании и развитии карьерного роста личностные характеристики преобладают над профессиональной подготовкой [31]. Особенно это относится к специалистам помогающих профессий.

Заключение и выводы

Изменяющиеся требования к профессиональной подготовке выпускников вузов в условиях современного рынка труда обусловливают необходимость в углубленном анализе и уточнении понятий, связанных с профессиональным становлением и функционированием личности. В статье обозначена проблема и обоснована необходимость исследования и формирования психологической готовности к управлению в структуре профессиональной готовности на этапе вузовского обучения.

Основные выводы исследования:

1. Феномен психологической готовности к управлению играет центральную роль в становлении, функционировании и формировании личности поскольку готовность и способность к управлению связана с сущностными характеристиками человека, его потенциальной возможностью быть субъектом своего развития и автором самого себя.

2. Готовность к профессиональной деятельности студентов - будущих психологов в качестве одного из системообразующих компонентов включает в себя психологическую готовность к управлению.

3. Понятие «психологическая готовность к управлению» студентов - будущих психологов требует дальнейшего осмысления, уточнения и операционализации.

4. Необходимы специальные исследования, направленные на создание обобщенной модели психологической готовности к управлению психологов и ее эмпирической проверки.

5. В рамках учебных дисциплин и практической подготовки на этапе вузовского обучения важно направить студентов на путь саморазвития, целью которого, в частности, является сущностная в профессии психолога способность к управлению собой и другими.

Ссылки на источники

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2010. - С. 142.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. - 811 с.

3. Там же.

4. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 6.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

5. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2012. - № 1. - С. 127.

6. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. - 2015. -№ 1 (43). - С. 54.

7. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия ТПУ. - 2012. - № 6. - С. 119.

8. Там же.

9. Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 15 с.

10. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

11. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального самоопределения личности: системогенетический подход // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 2. - С. 211.

12. Пучкова И. М., Петрик В. В. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - № 4. - С. 247.

13. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - № 4. -С. 215-216.

14. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). - С. 55.

15. Деркач А. А., Водопьянов Д. А. Теоретические основы психологической готовности студентов -будущих психологов к профессиональной деятельности // Акмеология. - 2017. - № 2 (62). - С. 7.

16. Шипилова Е. В. Указ. соч. - С. 3-4.

17. Там же. - С. 5-6.

18. Там же. - С. 7.

19. Там же. - С. 14.

20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. - С. 838.

21. Психологическая готовность к управлению: методика исследования / Н. А. Низовских, О. В. Митина, М. С. Тюлькин, С. Э. Дровосеков // Вестник ВятГГУ. - 2012. - № 4. - С. 102-109.

22. Митина О. В., Низовских Н. А., Шарафутдинова М. Н. Психологическая готовность к управлению как основа потенциальной конкурентоспособности будущих менеджеров // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 3. - C. 71-81. DOI: 10.17759/pse.2017220308

23. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - С. 389.

24. Там же. - С. 390.

25. Психологическая готовность к управлению: методика исследования / Н. А. Низовских, О. В. Митина, М. С. Тюлькин, С. Э. Дровосеков.

26. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе / пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

27. Психологическая готовность к управлению: методика исследования / Н. А. Низовских, О. В. Митина, М. С. Тюлькин, С. Э. Дровосеков.

28. Там же.

29. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - С. 11.

30. Конфуций. Лунь Юй. (Беседы и Суждения). - URL: http://www.modernlib.ru/books/konfuciy/lun_yu y/re ad.

31. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика: [пер. с англ.] / [вступ. ст. Л. И. Евенко]. - [2-е изд., перераб.]. - М.: Дело, 1994. - 317 с.

Salomau G. Bonde,

Graduate Student, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov

salomaodjeuricio@gmail.com

Nina A. Nizovskykh,

Doctor of Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov nina.nizovskikh@gmail.com

The psychological readiness to manage in preparation for professional activity of the students - future psychologists

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

Abstract. The relevance of the research presented in the article is due to the change in the requirements for the professional training of university graduates in the modern labor market. The purpose of the article is to substantiate the need for the formation of psychological readiness to manage in training of psychologists at the stage of university education. The phenomenon of management in personality psychology is a special issue, since the readiness to management is associated with the essential characteristics of a person, his/her potential ability to be the subject of personal development and the self-made person. The result of the theoretical and methodological analysis presented in the article was the provision that, within the framework of professional training of students - future psychologists, it is necessary to cultivate the development of their ability: 1) to recognize themselves as subjects of their own development; 2) to admit the psychological readiness to manage as one of the values of self-development; 3) to realize the motivation for the development of psychological readiness to management; 4) to instrumental readiness to control themselves and others. Key words: psychological readiness for professional activity, psychological readiness to manage, structure of psychological readiness to manage, self-development, students. References

1. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Yu. (2010). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: RAN. Institut russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova, 4-e izd., dop, OOO "A TEMP", Moscow, p. 142 (in Russian).

2. Meshcheryakov, B. G. & Zinchenko, V. P. (eds.) (2009). Bol'shoj psihologicheskij slovar', 4-e izd., ras-shirennoe, Prajm-EVROZNAK, St. Petersburg, 811 p. (in Russian).

3. Ibid.

4. Sanzhaeva, R. D. (2016). "Gotovnost' i ee psihologicheskie mekhanizmy", Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, № 2, p. 6 (in Russian).

5. Sanzhaeva, R. D. (2012). "Psihologicheskaya gotovnost' lichnosti k deyatel'nosti kak metakategoriya", Vestnik BGU. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, № 1, p. 127 (in Russian).

6. Popov, L. M. & Puchkova, I. M. (2015). "Teoretiko-eksperimental'noe obosnovanie modeli psiholog-icheskoj gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti", Obrazovanie i samorazvitie, № 1 (43), p. 54 (in Russian).

7. Zhukova, V. F. (2012). "Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii "psihologicheskaya gotovnost'", Izvestiya TPU, № 6, p. 119 (in Russian).

8. Ibid.

9. Shipilova, E. V. (2007). Formirovanie psihologicheskojgotovnosti studentov-psihologovkprofessional'noj deyatel'nosti: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Moscow, 15 p. (in Russian).

10. Mitina, L. M. (2014). Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya, Nestor-Istoriya, St. Petersburg, Moscow, 376 p. (in Russian).

11. Povarenkov, Yu. P. (2014). "Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo samoopredeleniya lichnosti: sistemogeneticheskij podhod", Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik, № 2, p. 211 (in Russian).

12. Puchkova, I. M. & Petrik, V. V. (2015). "Diagnostika psihologicheskoj gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti", Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki, № 4, p. 247 (in Russian).

13. Popov, L. M., Puchkova, I. M. & Ustin, P. N. (2015). "Psihologicheskaya gotovnost' k professional'noj deyatel'nosti i metody ee formirovaniya", Uchen. zap. Kazan. un-ta. Ser. Gumanit. nauki, № 4, pp. 215216 (in Russian)..

14. Popov, L. M. & Puchkova, I. M. (2015). "Teoretiko-eksperimental'noe obosnovanie modeli psihologicheskoj gotovnosti studentov k professional'noj deyatel'nosti", Obrazovanie i samorazvitie, № 1 (43), p. 55 (in Russian)..

15. Derkach, A. A. & Vodop'yanov, D. A. (2017). "Teoreticheskie osnovy psihologicheskoj gotovnosti studentov - budushchih psihologov k professional'noj deyatel'nosti", Akmeologiya, № 2 (62), p. 7 (in Russian).

16. Shipilova, E. V. (2007). Op. cit., pp. 3-4.

17. Ibid., pp. 5-6.

18. Ibid., p. 7.

19. Ibid., p. 14.

20. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Yu. (2010). Op. cit., p. 838.

21. Nizovskih, N. A. et al. (2012). "Psihologicheskaya gotovnost' k upravleniyu: metodika issledovaniya", Vestnik VyatGGU, № 4, pp. 102-109 (in Russian).

22. Mitina, O. V., Nizovskih, N. A. & Sharafutdinova, M. N. (2017). "Psihologicheskaya gotovnost' k upravleniyu kak osnova potencial'noj konkurentosposobnosti budushchih menedzherov", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 22, № 3, pp. 71-81. DOI: 10.17759/pse.2017220308 (in Russian).

23. Vygotskij, L. S. (1982). "Istoricheskij smysl psihologicheskogo krizisa", Sobr. soch.: v 61. T. 1, Pedagog-ika, Moscow, p. 389 (in Russian).

24. Ibid., p. 390.

25. Nizovskih, N. A. et al. (2012). Op. cit.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Саломау Д. Б., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению студентов - будущих психологов: к постановке проблемы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 11 (ноябрь). -0,9п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212015.htm.

26. Spenser, L. M. & Spenser, S. M. (2005). Kompetencii na rabote, HIPPO, Moscow, 384 p. (in Russian).

27. Nizovskih, N. A. et al. (2012). Op. cit.

28. Ibid.

29. Vygotskij, L. S. (1983). "Osnovnye problemy defektologii", Sobr. soch.: v 61. T. 5, Pedagogika, Moscow, p. 11 (in Russian).

30. Konfucij. Lun' Yuj. (Besedy i Suzhdeniya). Available at: http://www.modemlib.ru/books/konfu-ciy/lun_yuy/read (in Russian).

31. Vudkok, M. & Frensis, D. (1994). Raskreposhchennyjmenedzher: dlya rukovoditelya-praktika, Delo, Moscow, 317 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию Received 30.07.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.11.21

Принята к публикации Accepted for publication 05.11.21 Опубликована Published 30.11.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Саломау Д. Б., Низовских Н. А., 2021

www.e-koncept.ru

977230412021011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.