Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / ДИАЛОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадеева Е. В.

В статье рассматривается психологическая готовность студентов к самопредъявлению как условие результативного взаимодействия в значимых для них ситуациях, направленного на создание яркого и запоминающегося впечатления о себе в глазах окружающих людей. Отмечена схожесть природы диалога и самопредъявления, где присутствуют неравновесность и несоразмерность психологических позиций. Подчеркивается, что степень психологической готовности к самопредъявлению у студентов в разные периоды обучения различна. Установлено, что без знания технологий эффективного самопредъявления трудно достичь социальной успешности, а также чувствовать себя ассертивной и самодостаточной личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SELF-PRESENTATION OF STUDENTS IN DIALOGICAL INTERACTION

On the basis of works of outstanding psychologists, the author of the article reveals the psychological meaning of the concepts of “self-presentation”, “psychological readiness”, “dialogical interaction”. It is noted that the concept of “psychological readiness” is a multifaceted, multidimensional phenomenon that has a fairly large number of definitions, which is studied in relation to various types of activity, including self-presentation, meaning the purposeful creation of a certain impression about oneself made on others, in a meaningful way for communicator of the situation to achieve certain goals using certain strategies and tactics. The similarity of the nature of dialogue and self-presentation, where there is a disequilibrium and disproportion of psychological positions, is emphasized. It is indicated that the psychological readiness of students for self-presentation is the main condition for optimal and effective interaction in significant circumstances for them. The readiness manifests itself as the mobilization of the subject before the forthcoming activity, while the degree of psychological readiness for self-presentation among students in different periods of study is different. At the initial stage of training in the process of adaptation to the university, both academic achievements and success in interpersonal interactions are important for students, which will allow them to determine their status in the group. By the third year, academic achievements come to the fore. In senior courses, self-presentation of students is associated both with personal and professional self-determination. It is concluded that without knowledge of technologies of effective self-presentation, it is difficult to achieve social success, as well as to feel like a confident and self-sufficient person.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»

ISSN 1998-4812

1187

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.99

DOI: 10.33184/bulletin-b su-2021.4.57

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ДИАЛОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

© Е. В. Ахмадеева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Email: elena-ram@yandex.ru

В статье рассматривается психологическая готовность студентов к самопредъявлению как условие результативного взаимодействия в значимых для них ситуациях, направленного на создание яркого и запоминающегося впечатления о себе в глазах окружающих людей. Отмечена схожесть природы диалога и самопредъявления, где присутствуют неравновесность и несоразмерность психологических позиций. Подчеркивается, что степень психологической готовности к самопредъявлению у студентов в разные периоды обучения различна. Установлено, что без знания технологий эффективного самопредъявления трудно достичь социальной успешности, а также чувствовать себя ассертивной и самодостаточной личностью.

Ключевые слова: психологическая готовность, самопредъявление, диалог, взаимодей-

ствие, студенты.

Стремительно изменяющиеся условия жизни побуждают человека к выстраиванию эффективной и результативной модели поведения, сохранению самообладания и самоконтроля в жизненных ситуациях, которые связаны с ответственностью, напряжением, тревогой и другими «барьерными» состояниями. В этой связи можно констатировать, что в современной науке одной из актуальных проблем выступает проблема готовности. На наш взгляд, несмотря на глубокое изучение этого феномена, исследователи в своих работах недостаточное внимание уделяют прикладным аспектам, в частности, самопредъявлению студентов во время адаптации к обучению в вузе, в период непосредственного обучения в вузе и прохождения разнообразных практик, на этапе профессионализации, а также в различных ситуациях, требующих умения и навыков входить в коммуникативный процесс с окружающими людьми. Под самопредъявлением мы понимаем осознаваемый, целенаправленный процесс презентации себя субъектом с целью формирования у участников общения образа реальности, соответствующего ситуации взаимодействия, и построение на этой основе субъективно эффективных взаимоотношений, имеющих практическую ценность. В реальных условиях студенты могут испытывать некоторые сложности с самопредъявлением и не всегда быть готовыми успешно представить себя.

Готовность - это «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий» [5, с. 112].

Большинство исследователей считают это понятие качеством личности (К. К. Платонов) и психическим состоянием личности (Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, Д. Н. Узнадзе). С точки зрения спо-

собностей человека, позволяющих ему эффективно выполнять конкретную деятельность, рассматривает готовность Б. Г. Ананьев [1, с. 168]. С позиции Е. С. Романовой, понятие «готовность» является фундаментом для формирования стадий профессионализма. Она выделила готовность к школе, к выбору профессии, обучению профессии, к профессиональной деятельности, к профессиональному совершенствованию, к смене профессии [19].

Особое место в категории «готовность» занимает психологическая готовность, которая имеет собственное поле проявления и специфические содержательные характеристики. Ряд авторов определяют это явление как состояние [3; 7-8; 10-12; 17; 20-21]. С. Л. Рубинштейном установлено: «всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему более или менее длительной и сложной внутренней работы и которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности» [20]. Аналогичного мнения придерживается В. Н. Дружинин [11, с. 438]. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович обобщили результаты исследований по данной проблеме и обозначили данный феномен основной предпосылкой к целенаправленной деятельности, предоставляющей возможность человеку адекватно применять имеющийся опыт, личностные качества, контролировать себя и варьировать поведение в условиях неопределенности [13]. Через жизненные установки, позволяющие личности проявлять активность в определенном направлении в конкретной ситуации, рассматривает психологическую готовность Д. Н. Узнадзе [22]. По мнению В. Ф. Жуковой, психологическая готовность содержит установку, однако полностью к ней не сводится, при этом является стойкой личностной

характеристикой [14]. Обобщив точки зрения ученых, мы делаем вывод о психологической готовности как о многоплановом, многомерном понятии с достаточно большим числом дефиниций, которое изучается применительно к различным видам деятельности: обучению, самореализации, профессиональной деятельности, общению, в т.ч. и самопредъявлению.

На наш взгляд, интересным является представление о психологической готовности у В. Д. Шадри-кова, Д. И. Фельдштейна, А. Ц. Пуни [18; 24-25]. Авторы рассматривают психологическую готовность как активность личности, ее потенциал, позволяющий достигать намеченных целей. Считаем, что данная точка зрения важна для нашего исследования, так как в ней просматривается ресурсный подход к самопредъявлению личности в диалогическом взаимодействии.

В исследовании Л. Г. Дмитриевой отмечено, что в структуре разнообразных видов взаимодействия диалогическому взаимодействию отводится особое место [4]. Данный вид взаимодействия включает понятие «диалог», под которым понимается субъект-субъектное взаимодействие, выражающееся в комфортном сотрудничестве для акцепторов общения. Ряд исследователей в качестве основной характеристики диалога отмечает равенство психологических позиций [4; 6; 15-16; 22]. Однако, в реальных ситуациях взаимодействия подобного равенства нет, напротив, присутствует неравновесность и асимметричность (несоразмерность психологических позиций в процессе диалога) психологических позиций [9]. В любом диалоге фигурирует его инициатор и отвечающая сторона. Если соотнести процесс диалога с процессом самопредъявления, то мы можем говорить о коммуникаторе и реципиенте. То есть природа диалога и самопредъявления одна и та же, а это значит, что мы не можем разделять эти понятия, т. к. самопредъявление невозможно без диалога, поэтому считаем необходимым связать диалог с самопредъявлением, имея в виду, что и сам диалог, и диалогическое взаимодействие неравновесны. Здесь нет равенства психологических позиций (как это принято считать многими исследователями). Сущность диалога и диалогического взаимодействия намного сложнее, чем их классические схемы. Эти явления связаны с реальностью, с конкретными ситуациями, впрочем, также, как и самопредъявление. Понимая, что количество возможных ситуаций как в диалоге и в самопредъявлении неизмеримо велико, мы приходим к тому, что самопредъявлению и диалогу как способу самопредъявления необходимо обучаться.

Психологическую готовность к самопредъявлению в диалогическом взаимодействии мы интерпретируем как целостное личностное образование, которое выражает направленность субъекта на конкретную активность, проявляющуюся в сотрудничестве, в продуктивных стратегиях и тактиках самопредъявления, в способности к саморегуляции, в

социальной смелости, в уверенности в себе. Считаем, что психологическая готовность личности представляет собой уникальное психическое состояние, установку на предстоящую деятельность, обеспечивающую успех в реализации этой деятельности. В диалогическом взаимодействии, на наш взгляд, психологическая готовность означает готовность к общению, а значит, и к самопредъявлению и проявляется как мобилизация субъекта перед предстоящей деятельностью. Полагаем, что степень психологической готовности к самопредъявлению у студентов первого года обучения и выпускных курсов различна. На начальном этапе обучения в процессе адаптации к вузу студенты испытывают определенные сложности личностного становления. На этом этапе важными для них являются не только учебные достижения, но и успешность в межличностных взаимодействиях, поскольку студенты определяют свой статус в группе. К третьему курсу на первый план выходят учебные достижения. Производственная и педагогическая практики дают возможность студентам реализовать приобретенные профессиональные знания, умения, навыки и компетенции на практике, т.е. освоить новую для себя социальную роль, сформировать собственную позицию и продемонстрировать личностные качества в профессиональной деятельности. На старших курсах самопредъявление студентов связано как с личностным, так и профессиональным самоопределением. На наш взгляд, к моменту завершения обучения в вузе самопредъявление студентов в идеале должно представлять собой сбалансированный двусторонний процесс, в котором значимы оба компонента: личностный и профессиональный [2]. Сбалансированность этих компонентов свидетельствует о психологической готовности студентов на старших курсах к полноценному самопредъявлению как фактору успешности в личностном плане и в становлении карьеры.

В нашем исследовании мы рассматриваем психологическую готовность студентов к самопредъявлению, поскольку считаем, что именно она является основным условием оптимального и результативного взаимодействия в значимых для них обстоятельствах. При этом подчеркиваем, что без знания технологий компетентного и эффективного представления себя в ситуациях межличностного (диалогического) взаимодействия невозможно в полной мере достичь жизненных целей, социальной успешности, а также чувствовать себя уверенной и самодостаточной личностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 168.

2. Ахмадеева Е. В. Особенности самопредъявления студентов-первокурсников при разных формах обучения // Междунар. журнал гуман. и естеств. наук. 2020. №7-2(46). С. 63-68.

3. Барабанщиков А. В., Белоусов Н. А., Сысоев В. В. Готовность к прыжку с парашютом. М.: ДОСААФ, 1982. 216 с.

4. Бодалев А. А. Психология общения. М.: МОДЭК, 2002. 320 с.

5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп., перераб. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2021. Т. 26. №4

1189

6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 201-222.

7. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: изд-во ЛГУ, 1984. 176 с.

8. Деркач А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма: учеб. пособие / А. А. Деркач, Н. В. Кузнецов. М., 1993. 168 с.

9. Дмитриева Л. Г. Проблема асимметричности и неравновесности психологических позиций в диалогическом взаимодействии // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. Т. 1. №4. URL: https://psyjoumals.ru/psye-du_ru/2009/n4/Dmitrieva.shtml

10. Дмитриева Л. Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2011. 479 с.

11. Дружинин В. Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

12. Дубяга В. Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка: дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 195 с.

13. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность. М.: Наука, 1986. С. 49-52.

14. Жукова Е. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политех. университета. 2012. Т. 320. №6. С. 117-121.

15. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985. №4. С. 9-16.

16. Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. .№2. С. 85-89.

17. Платонов К. К. Структуры и развитие личности / под ред. А. Д. Глоточкин, АН СССР, Институт психологии. М.: Наука, 1986. С. 254-259.

18. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: ПИИВО, 1993. 215 с.

19. Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992. 333 с.

20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с.

21. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2004. 423 с.

22. Топольская Т. А. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Т. 19. №4. С. 69-90.

23. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные исследования по психологии установки / под ред. А. С. Прангишвили, З. И. Ход-жава. Тбилиси: изд-во Грузинской АН, 1958. С. 5-126.

24. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности формирования готовности подростков к общественно полезному труду. М.: изд-во АПН СССР, 1986. 124 с.

25. Шадриков В. Д. Введение в психологию: мотивация поведения. М.: Логос, 2003. 134 с.

Поступила в редакцию 13.05.2021 г. После доработки - 31.08.2021 г.

DOI: 10.33184/bulletin-b su-2021.4.57

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SELF-PRESENTATION OF STUDENTS IN DIALOGICAL INTERACTION

© E. V. Akhmadeeva

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Email: elena-ram@yandex.ru

On the basis of works of outstanding psychologists, the author of the article reveals the psychological meaning of the concepts of "self-presentation", "psychological readiness", "dialogical interaction". It is noted that the concept of "psychological readiness" is a multifaceted, multidimensional phenomenon that has a fairly large number of definitions, which is studied in relation to various types of activity, including self-presentation, meaning the purposeful creation of a certain impression about oneself made on others, in a meaningful way for communicator of the situation to achieve certain goals using certain strategies and tactics. The similarity of the nature of dialogue and self-presentation, where there is a disequilibrium and disproportion of psychological positions, is emphasized. It is indicated that the psychological readiness of students for self-presentation is the main condition for optimal and effective interaction in significant circumstances for them. The readiness manifests itself as the mobilization of the subject before the forthcoming activity, while the degree of psychological readiness for self-presentation among students in different periods of study is different. At the initial stage of training in the process of adaptation to the university, both academic achievements and success in interpersonal interactions are important for students, which will allow them to determine their status in the group. By the third year, academic achievements come to the fore. In senior courses, self-presentation of students is associated both with personal and professional self-determination. It is concluded that without knowledge of technologies of effective self-presentation, it is difficult to achieve social success, as well as to feel like a confident and self-sufficient person.

Keywords: psychological readiness, self-presentation, dialogue, interaction, students.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Anan'ev B. G. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Vol. 1 [Selected psychological works. Vol. 1]. Moscow: Pedagogika, 1980. Pp. 168.

2. Akhmadeeva E. V. Mezhdunar. zhurnal guman. i estestv. nauk. 2020. No. 7-2(46). Pp. 63-68.

3. Barabanshchikov A. V., Belousov N. A., Sysoev V. V. Gotovnost' k pryzhku s parashyutom [Parachute jump readiness]. Moscow: DOSAAF, 1982.

4. Bodalev A. A. Psikhologiya obshcheniya [Psychology of communication]. Moscow: MODEK, 2002.

5. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Comprehensive psychological dictionary]. Ed. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko. 3-e izd., dop., pererab. Saint Petersburg: PRAIM-EVROZNAK, 2006.

6. Bratchenko S. L. Psikhologiya s chelovecheskim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v post-sovet-skoi psikhologii. Ed. D. A. Le-ont'eva, V. G. Shchur. Moscow: Smysl, 1997. Pp. 201-222.

7. Ganzen V. A. Sistemnye opisaniya v psikhologii [Systemic descriptions in psychology]. Leningrad: izd-vo LGU, 1984.

8. Derkach A. A. Akmeologiya: puti dostizheniya vershin professionalizma: ucheb. posobie [Acmeology: ways to achieve the heights of professionalism: textbook] / A. A. Derkach, N. V. Kuznetsov. Moscow, 1993.

9. Dmitrieva L. G. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2009. Vol. 1. No. 4. URL: https://psyjournals.ru/psye-du_ru/20 09/n4/Dmitrieva. shtml

10. Dmitrieva L. G. Dialogicheskii podkhod k formirovaniyu psikhologicheskoi gotovnosti budushchego uchitelya k sub''ekt-sub''ektnomu pedagogicheskomu vzaimodeistviyu: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Samara, 2011.

11. Druzhinin V. N. Psikhologiya: ucheb. dlya gumanit. vuzov [Psychology: textbook for higher education institutions specialized at liberal arts]. Ed. V. N. Druzhinina. Saint Petersburg: Piter, 2001.

12. Dubyaga V. F. Formirovanie psikhologicheskoi gotovnosti voina operativnykh chastei vnutrennikh voisk MVD Rossii k deyatel'nosti po okhrane obshchestvennogo poryadka: dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, 1998.

13. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskaya gotovnost' [Psychological readiness]. Moscow: Nauka, 1986. Pp. 49-52.

14. Zhukova E. F. Izvestiya Tomskogo politekh. universiteta. 2012. Vol. 320. No. 6. Pp. 117-121.

15. Kan-Kalik V. A., Kovalev G. A. Voprosy psikhologii. 1985. No. 4. Pp. 9-16.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2021. T. 26. №4

1191

16. Petrovskaya L. A., Spivakovskaya A. S. Voprosy psikhologii. 1983. No. 2. Pp. 85-89.

17. Platonov K. K. Struktury i razvitie lichnosti [Structures and development of personality]. Ed. A. D. Glotochkin, AN SSSR, Institut psikhologii. Moscow: Nauka, 1986. Pp. 254-259.

18. Puni A. Ts. Psikhologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyu v sporte [Psychological preparation for competition in sports]. Moscow: PIIVO, 1993.

19. Romanova E. S. Psikhologiya professional'nogo stanovleniya lichnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow, 1992.

20. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter, 2007.

21. Stolyarenko A. M. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov [Psychology and pedagogy: textbook for universities]. Moscow: Yuniti-Dana, 2004.

22. Topol'skaya T. A. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2011. Vol. 19. No. 4. Pp. 69-90.

23. Uznadze D. N. Eksperimental'nye issledovaniya po psikhologii ustanovki. Ed. A. S. Prangishvili, Z. I. Khodzhava. Tbilisi: izd-vo Gruzinskoi AN, 1958. Pp. 5-126.

24. Fel'dshtein D. I. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniya gotovnosti podrostkov k obshchestvenno poleznomu trudu [Psychological features of the formation of adolescents' readiness for socially useful work]. Moscow: izd-vo APN SSSR, 1986.

25. Shadrikov V. D. Vvedenie v psikhologiyu: motivatsiya povedeniya [Introduction to psychology: motivation of behavior]. Moscow: Logos, 2003.

Received 13.05.2021. Revised 31.08.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.