УДК 378.016
DOI: 10.14529^200408
СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА К РАБОТЕ В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ СТУДЕНТОВ КАК ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Е.В. Евсина
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
В настоящее время университеты России стремятся занять достойное место в мировых рейтингах. В частности, в связи с этим в университетах обучается большое количество иностранных студентов. Наличие иностранных студентов в вузе говорит о том, что процесс образования в них происходит на высоком уровне. В нашей стране во многих университетах появились двойные образовательные программы, при освоении которых предметы преподаются как на русском, так и на английском языках. Для обучения не только российских, но и иностранных студентов преподаватели вузов или научно-педагогические работники (НПР) должны быть готовы и способны вести занятия на высоком профессиональном уровне. В статье рассматривается две структуры готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов. Первая структура готовности НПР включает в себя следующие компоненты: психологическую, когнитивную, интеллектуальную и конативную готовность. Согласно второй, представляющей собой аспект профессиональной квалификации, готовность НПР состоит из следующих элементов: профессиональная компетентность, нравственность, инициативность и профессиональная состоятельность или квалификация. В статье содержательно охарактеризованы обе структуры готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов.
Ключевые слова: иностранные студенты, готовность, структура, профессиональная квалификация, компетентность, нравственность, инициативность.
Постановка задачи
В высшей школе XXI в. наблюдается ряд тенденций, вызванных глобальными изменениями, происходящими в мировой экономике, политике и других сферах жизни общества. Подписание Россией Болонской декларации в 2003 г. навсегда изменило традиции образования в нашей стране. Универсальные программы высшей школы, единое образовательное пространство позволили молодым людям во всем мире выбирать университеты, наиболее удовлетворяющие их академическим потребностям. Сейчас во многих российских вузах обучается большое количество иностранных студентов. Например, в Южно-Уральском государственном университете (далее ЮУрГУ) обучаются студенты из 52 стран мира. Перед научно-педагогическими работниками (НПР) встает актуальная задача подготовки к работе в новых условиях интернационализации высшего образования. Рассмотрим структуру готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов.
Понятие «готовность» широко используется в психологической и педагогической литературе, хотя осмысливается разными авторами неоднозначно. Это понятие использует-
ся для описания и изучения разнообразных состояний, намерений и даже способностей человека, поэтому трактуется как многоаспектное, интегративное. Известно, что наличие определенного внутреннего состояния, мобилизующего организм к действию, является источником любой человеческой активности.
Готовность - это состояние, обеспечивающее человеку возможность успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий или ситуаций [23]. Как видно из данного определения, готовность используется с такими словами, как выполнять, использовать, перестраивать. Все эти глаголы являются прямыми или косвенными синонимами слова «делать». Иными словами, готовность всегда связана с какой-либо деятельностью.
Для достижения цели - разработать структуру готовности - нами поставлены следующие задачи исследования:
- выбрать известные структуры готовности, которые можно конкретизировать в рамках предмета нашего исследования;
- разработать варианты структур готовности преподавателей вуза к работе в интернациональных группах студентов.
Обзор литературы
Различные аспекты готовности как личностного отношения к деятельности рассматривались в работах: Б.Г. Ананьева, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, В.А. Крутецкого, В.А. Сластенина, А.Н. Смирновой, Д.Н. Узнадзе и других ученых [1, 3, 4, 11, 21, 22, 24]. Анализ различных точек зрения ученых по вопросу определения структуры готовности к деятельности позволил нам выделить некоторые из них, а именно: отношение к деятельности, предрасположенность к деятельности, осведомленность, способность к деятельности, стремление к преодолению трудностей, подготовленность к деятельности, сознательность, переход от потенциальных возможностей к реальному состоянию [1, 3, 4, 9, 18, 19, 21 25] (рис. 1).
Особый вклад в исследовании проблемы готовности к деятельности внесли в 70-е гг. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович. Под психологической готовностью к деятельности они понимали особое психическое состояние как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Это состояние включает убеждения, суждения, отношения, мотивы и чувства личности и является интегративным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов [4]. Р. Д. Санжаева, анализируя психологический аспект готовности к деятельности,
рассматривает его как «устойчивую характеристику личности, выражающую ее стремление преодолеть трудности в достижении цели на основе приобретенных умений и навыков» [17].
В научной школе Г.Н. Серикова готовность к различным аспектам профессиональной деятельности изучалась С.Ф. Багаутди-новой, Л.М. Ковтунович, Н.А. Плотниковой, Т.Я. Яковец и др. [2, 8, 14, 25]. В данных работах готовность рассматривается как инте-гративная характеристика личности научно-педагогических работников, являющаяся аспектом их профессиональной квалификации. Структура готовности к инновационной деятельности, представленная в работе С. Мэна [12], включает следующие составляющие готовности: когнитивную, конативную, интеллектуальную и психологическую.
Для полного исследования сущности понятия мы рассматриваем готовность с позиции разных ее представлений. Следуя результатам авторов работ [2, 8, 14, 25], также будем рассматривать готовность НПР к работе в интернациональных группах студентов как ин-тегративное качество личности НПР. Готовность будем трактовать с позиции компе-тентностного подхода, так как он является приоритетным направлением развития образовательных программ в вузе, что связано с растущей интеграцией российской системы высшего образования в международное образовательное пространство [5], а также готовность будем рассматривать с позиции струк-
Рис. 1. Аспекты готовности (в профессиональной деятельности НПР)
туры профессиональной квалификации, разработанной Г.Н. Сериковым [18, 19]. Таким образом, с одной стороны, готовность к выполнению профессиональной деятельности связана с владением определенными компетенциями, с другой стороны, является аспектом квалификации.
Иностранные авторы огромное внимание уделяют проблеме межкультурного общения, исследуя вопросы готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов. Дж. Райан пишет о том, что помимо языковых проблем стоит уделить внимание общению студентов с преподавателями, и эта проблема, с его точки зрения, намного серьезнее, чем языковой барьер [28]. В связи с данной проблемой Дж. Райан разрабатывает уровни межкультурной осведомленности преподавателей, работающих в интернациональных группах студентов [27]. Продолжая тему межкультурной осведомленности, Э. Аканва пишет о необходимости «развивать эмпатию, открытость и гибкость. Думать о чувствах других людей, ставить себя на их место» [26]. Для этого необходимо изучать культуру других народов и сравнивать особенности поведения других народов с образцами поведения своей культуры. С этим мнением соглашается Ц. Ли в своем исследовании Cultural Foundations of Learning: East and West [27].
Методы исследования
Для исследования проблемы развития названной готовности мы провели анализ научной литературы и документов, относящихся к профессиональной деятельности НПР, а также использовали понятийно-терминологический анализ понятия «готовность».
Из теоретических методов исследования мы обратились:
- к понятийно-терминологическому анализу «различных видов готовности» и, проведя их сравнение и аналогии, пришли к выводу, что у большинства ученых понятие «готовность» тесно связано с деятельностью;
- к теоретико-методологическому анализу, так как он позволяет изучить теоретическое состояние проблемы, степень ее разработанности. Изучив различные теоретические подходы к проблеме названной готовности [4, 8, 9, 12, 19, 20], мы сопоставили их, провели аналогии и, сделав обобщения, интерпретировали их, обосновав собственную точку зрения на сущность и характеристику исследуемого феномена - готовность НПР к работе
в интернациональных группах студентов, которая будет изложена далее.
Результаты
Изучив профессиональный стандарт НПР, а именно трудовые функции 3.9 и 3.10, мы выделили квалификационные требования и личностные качества, необходимые НПР для работы в интернациональных группах студентов.
Личностные качества: толерантность и эмпатия для установления педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися.
Квалификационные требования:
- соблюдение норм педагогической этики;
- стремление учиться на протяжении жизни, осуществлять непрерывное (само) образование в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни; педагогическое мышление, целеполагание, педагогическая рефлексия;
- способность создавать на занятиях проблемно-ориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС и(или) образовательными стандартами, установленными образовательной организацией, и(или) образовательной программой;
- способность проводить консультации;
- способность организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства, иных конкурсов и аналогичных мероприятий (в области преподаваемого учебного курса, дисциплины / модуля);
- способность подготовить обучающихся к участию в конференциях, выставках, конкурсах профессионального мастерства, иных конкурсах и аналогичных мероприятиях (в области преподаваемого учебного курса, дисциплины, модуля).
Наряду с высоким уровнем предметной компетентности преподавателей вузов предполагается их готовность к реализации учебной, воспитательной и методической функций в условиях перехода российского образования на общеевропейские стандарты качества. Многие вузы, в том числе и ЮУрГУ, переходят на двойные программы, где дисциплины преподаются как на русском, так и на английском языках. Особенно актуальным переход на двойные программы является для университетов-участников Программы повышения конкурентоспособности российских университетов - «Проекта 5/100» [15, 16].
НПР должны обладать рядом ключевых компетенций, а именно:
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-3).
Рассмотрим структуру готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов, взяв за основу структуру готовности, предложенную С. Меном для менеджеров по туризму [12]. К когнитивной составляющей готовности мы относим владение базовыми знаниями курса EMI (English as a Medium of Instruction - «английский как средство передачи знаний по преподаваемой дисциплине»), т. е. знание методики преподавания в интернациональных группах обучающихся, знание основ межкультурного общения, владение иностранным (английским) языком на уровне не ниже В2 для ведения занятий (лекционных, семинарских, консультаций и проч.) на иностранном языке на уровне дискурса.
Исходя из должностных обязанностей НПР, мы предлагаем выделить группу компетенций, составляющих готовность НПР к работе в интернациональных группах студентов и характеризующих конативную составляющую готовности:
- коммуникабельность, толерантность, эмпатия, гуманное отношение к обучаемым; данные качества НПР играют важную роль как в процессе обучения, так и адаптации иностранных студентов [10, 13];
- педагогическая наблюдательность, эрудиция, находчивость, обладание качествами
модератора для эффективного ведения дискуссионных занятий со студентами; суть мо-дерирования при этом сводится к поддержанию продуктивных дискуссий и сдерживанию контрпродуктивных тем обсуждения.
На основе личностных качеств различаем следующие компетенции, характеризующие психологическую и интеллектуальную составляющие готовности:
- аналитические способности, гибкость мышления, а также способность к рефлексии;
- организаторские способности, инициативность, склонность к творчеству, интерес к научным нововведениям в своей предметной и общенаучной области.
Следовательно, можно сделать вывод, что к НПР предъявляются высокие требования, которые заложены в их должностные обязанности.
Готовность НПР к работе в интернациональных группах студентов как многосторонний феномен может быть рассмотрена в качестве аспекта профессиональной квалификации специалиста, и в этом случае мы будем рассматривать следующие компоненты: профессиональную компетентность, нравственность, инициативность и профессиональную квалификацию (состоятельность) НПР, предложенные Г.Н. Сериковым (рис. 2) [19].
Профессиональная компетентность НПР при работе в интернациональных группах студентов включает в себя:
• Теоретические знания по вопросам межкультурного общения и их грамотного применения на практике. Знания, умения и способности справляться с различного рода проблемами, связанными с межкультурным общением. В рамках этой компетенции преподаватель должен иметь хорошее представление о национально-психологических особенностях студентов. Знание этих особенностей
Рис. 2. Структура квалификационных характеристик НПР, разработанная Г.Н. Сериковым [19]
помогает строить учебный процесс таким образом, чтобы активно задействовать сильные и сглаживать слабые стороны студентов, а также быть готовыми к «подводным частям айсберга» межкультурного общения, т. е. учитывать основные особенности поведения студентов различных региональных групп [6, 7].
• Теоретические знания, умения и навыки применения программы EMI-английского языка как инструмента передачи знаний, тенденций ее развития и функционирования. Важно, чтобы преподаватель был «рядом» с обучающимися и внимателен к ним. НПР необходимо постоянно наблюдать за студентами и отмечать их увлеченность или отвлеченность на занятии.
• Владение принципом «Keep it short and simple». Это выражение можно перевести «говори коротко и ясно». Изначально данный принцип использовался в области проектирования компьютерных систем, однако может быть эффективно применен в процессе обучения. Так или иначе, смысл этого принципа заключается в том, что преподаватель стремится говорить на языке, понятном для студентов. Это актуально для российских преподавателей, параллельно занимающихся наукой, а поэтому склонных переходить к научной речи в преподавании, которая особо сложно воспринимается иностранными студентами, так как для многих из них английский не является родным языком (L1- language 1).
• Умение применять принцип Feedback (фидбэк) - это принцип построения эффективной обратной связи со студентами, т. е. преподаватель должен приветствовать вопросы и комментарии от аудитории во время занятий. Более того, он регулярно должен провоцировать обратную связь, задавая вопросы на понимание сказанного. Занятия в интернациональных группах студентов проходят с большей эффективностью, если они проводятся в форме дискуссий по заранее заданной теме. Предполагается, что студенты заранее знакомятся с материалом лекции, который будет обсуждаться на занятии. НПР активно задает вопросы, делает комментарий к ответам студентов, поясняет определенные вопросы, таким образом, вызывая большую заинтересованность студентов по сравнению с традиционными лекционными занятиями. Стоит также добавить, что во время дискуссии для большей ее эффективности НПР может поддерживать продуктивную дискуссию и сдер-
живать непродуктивные темы обсуждения, выступая в качестве модератора [18]. Таким образом, обратная связь является эффективным контролем процесса преподавания.
• Теоретико-практические знания по изучаемому (английскому) языку, а именно: умение свободно говорить, применять профессиональную лексику, воспринимать информацию на иностранном языке на слух, а также изъясняться письменно. В процессе преподавания было отмечено, что для большинства иностранных студентов английский язык не является родным, поэтому они часто разговаривают с сильным акцентом, что может создавать барьер для понимания. Именно по этой причине навык слушания и понимания разговорной речи у преподавателя является особенно важным. Нельзя обойти стороной и навык говорения у преподавателя. Для иностранных студентов способность понимать речь преподавателя является чуть ли не главным фактором в удовлетворенности процессом обучения и успешном образовании. Это очевидно, потому что именно преподаватель говорит на занятиях большую часть времени. Непонимание речи преподавателя создает барьер коммуникации и сильно снижает мотивацию к обучению.
Профессиональная нравственность НПР берет свое «начало» от сознательности в осуществлении развития. Она включает в себя следующие компоненты:
- наличие собственной системы оценок, ценностей;
- отношение к вопросу самореализации и саморазвития в сфере межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности в целом.
Инициативность НПР в сфере профессиональной деятельности, а именно при осуществлении учебного процесса в интернациональных группах студентов:
- мотивация на профессиональную деятельность и саморазвитие;
- способность к рефлексивной деятельности;
- способность действовать автономно и решать проблемы межкультурной коммуникации самостоятельно.
Профессиональная квалификация НПР -выполнение преподавателем своих профессиональных функций [19, с.119; 20], включает в себя:
- обучение, воспитание и развитие сту-
дентов с учетом специфики работы в интернациональных группах;
- научно-исследовательская работа;
- методическая работа.
Выводы
Сравнивая данные структуры готовности, мы видим, что они не противоречат друг другу и могут использоваться как основания для проектирования образовательного процесса дополнительного профессионального образования, направленного на развитие готовности НПР к работе в интернациональных группах студентов. Готовность преподавателей организации высшего профессионального образования к работе в интернациональных группах студентов мы понимаем как интегративное свойство специалиста, проявляемое им в практической деятельности и демонстрирующее его степень овладения и способность использовать полученные знания, умения, образцы поведения и личностные качества (такие как эмпатия, толерантность, стремление к саморазвитию) для достижения положительных результатов профессиональной деятельности в поликультурной, полиэтнической среде обучаемых.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2016. -282 с.
2. Багаутдинова, С.Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. комплекс / С.Ф. Багаутдинова, К.В. Корнилова. - М.: Флинта, 2015. - 75 с.
3. Дьяченко, М.И. Психологическая готовность человека к деятельности /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: БГУ, 1976. -176 с.
4. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - М. : Астрель, 2001. - 576 с.
5. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.
6. Иванова, М. А. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов в высшей школе / М.А. Иванова. - СПб.: Нестор, 2000. -148 с.
7. Иванова, М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов
к высшей школе России: дис. ... д-ра психол. наук /М.А. Иванова. - СПб., 2001. - 353 с.
8. Ковтунович, Л.М. Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к деловому межнациональному общению: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Ковтунович. - Челябинск, 2003. - 164 с.
9. Котлярова, И.О. Готовность преподавателей университета к использованию современных образовательных технологий / И. О. Котлярова // Образование и наука. -2015. - № 1. - С. 103-114.
10. Кравцов, А.В. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. ... канд. психол. наук /А.В. Кравцов. -М., 2008. - 130 с.
11. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1972. - 253 с.
12. Мен, С. Структура готовности менеджера по туризму к инновационной деятельности / С. Мен //Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2013. -Т. 5, № 2. - С. 92-97.
13. Петровская, Т.С. Организационная модель обучения и адаптации иностранных студентов: поиск новых подходов / Т. С. Петровская, Н.И. Гузарова // Материалы конференции РУДН. - http://conf.rudn.ru/ internalization/res/petrovskay_guzarova.pdf (дата обращения: 23.01.2020).
14. Плотникова, Н.А. Формирование готовности учащихся колледжа к педагогическому общению: дис. . канд. пед. наук / Н.А. Плотникова. - Челябинск, 2001. -182 с.
15. Постановление Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 (ред. от 10.02. 2017) «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». - http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc LAW 143479 (дата обращения: 29.12.2019).
16. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. - https://5top100.ru/ (дата обращения: 09.01.2020).
17. Рахимов, Т.Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе / Т.Р. Рахимов // Вестник Том-
ского гос. ун-та. Серия «Науки об образовании». - 2012. - № 365. - С. 149-153.
18. Санжаева, Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как ме-такатегория / Р.Д. Санжаева // Вестник Бурят. гос. ун-та. Серия «Образование. Личность. Общество». - 2012. - № 1. - С. 127-140.
19. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения /Г. Н.Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.
20. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 440 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 576 с.
22. Смирнова, А.Н. Модель формирования готовности курсантов к учебной деятельности в иноязычной образовательной среде военного вуза / А.Н. Смирнова, С.Ю. Родонова // Вестник КГУ. Серия «Теория и методика обучения». - 2017. - № 4. - С. 166-169.
23. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : ООО
«Издательство Астрель», 2000. - http:// feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/0ush.htm (дата обращения: 22.01.2020).
24. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб. : Питер, 2004. - 413 с.
25. Яковец, Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: дис. ... канд. пед. наук / Т.Я. Яковец. - Курган, 1999. - 175 с.
26. Akanwa, E. International Students in Western Developed Countries: History, Challenges, and Prospects / E. Akanwa // Journal of International Students. - 2016. - Vol. 5. - Iss. 3. -P. 271-284.
27. Li, J. Cultural Foundations of Learning: East and West / J. Li. -https://www.researchgate. net/publication/315905078_Cultural_Foundations_ of_Learning_East_and_West_By_Jin_Li (дата обращения: 28.02.2020).
28. Ryan, J. Academic Shock: Thoughts on Teaching International Students / J. Ryan. -https://www.Theguardian. com/higher-education-network/blog/2011/may/18/teaching-international-students (дата обращения: 01.03.2020).
Евсина Елена Валерьевна, ст. преподаватель кафедры иностранных языков, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 28 июня 2020 г.
DOI: 10.14529/ped200408
STRUCTURE OF LECTURERS' READINESS
TO WORK IN INTERNATIONAL STUDENTS' GROUPS
AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON AND PEDAGOGICAL CONCEPT
E.V. Evsina, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
As universities strive to take their position in the world rankings a large number of foreign students are studying at Russian universities. The presence of foreign students at the university indicates that the education process at such universities is at a high level. In our country a lot of universities have dual programs, when the subject is taught in both languages Russian and English. To do it lecturers must be ready and able to give lectures at a high professional level. The article discusses two structures of the university lecturers' readiness to work in international groups of students. The first structure of readiness includes the following components: psychological, cognitive, intellectual, and conative readiness. According to the second, which is an aspect of professional qualification, the readiness of the lecturers to work in the international groups of students consists of the following elements: professional competence, morality, initiative and professional qualification.
Keywords: international students, readiness, structure, professional qualification, professional competence, initiative.
References
1. Anan'yev B.G. Chelovek kakpredmetpoznaniya [A Man as a Subject of Cognition]. St. Petersburg, Piter Publ., 2016. 282 p.
2. Bagautdinova S.F. Organizatsiya metodicheskoy raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezh-denii [Methods of Teaching in Pre-school Institution]. Moscow, Flint Publ., 2015. 75 p.
3. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A Psikhologicheskaya gotovnost' cheloveka k deyatel'nosti [Humsn'sPsycological Readiness for Activity]. Minsk, BGU Publ., 1976. 176 p.
4. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskiyslovar'-spravochnik [Psycological Dictionary-Manual]. Moscow, Astrel' Publ., 2001. 576 p.
5. Zaytseva O.B. Formirovaniye informatsionnoy kompetentosti budushchikh uchiteley sredstvami innovatsionnykh tekhnologiy. Аvtoref. kand. diss. [Information Competence Formation of the Future teachers by Means of Innovation Technology. Abstract of Сand. Diss.]. Bryansk, 2002. 19 p.
6. Ivanova M.A. Psikhologicheskiye aspekty adaptatsii inostrannykh studentov v vysshey shkole [Psycological Aspects of Foreign Students Adaptation in Higher Education]. St. Petersburg, Nestor Publ., 2000. 148 p.
7. Ivanova M.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshey shkole Rossii. Dis. doct. ped. nauk [Foreign Students Socio-psycological Adaptation for Higher Education in Russia. Diss. Doct. (Pedagogy)]. St. Petersburg, 2001. 353 p.
8. Kovtunovich L.M. Formirovaniye gotovnosti studentov ekonomicheskikh spetsial'nostey vuza k delovomu mezhnatsional'nomu obshcheniyu. Dis. kand. ped. nauk [Economic Students Readiness Formation for Intercultural Business Communication. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2003. 164 p.
9. Kotlyarova I.O. [Readiness of the University Professors to Use Modern Educational Technologies]. Education and Science, 2015, no. 1, pp. 103-114. (in Russ.)
10. Kravtsov A.V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov k vysshey shkole Rossii. Dis. kand. psikhol. nauk [Foreign Students Socio-psycological Adaptation for Higher Education in Russia. Diss. Cand. (Psycology)]. Moscow, 2008. 130 p.
11. Krutetskiy V.A. Osnovy pedagogicheskoy psikhologii [Basic Aspects of Teachers' Training Psychology]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1972. 253 p.
12. Men S. [The Tourist Manager's Structure of Readiness for Innovation Activity]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogy, 2013, vol. 5, no. 2, pp. 92-97. (in Russ.)
13. Petrovskaya T.S., Guzarova N.I. [Organizational Model of Training and Adaptation of Foreign Students: Search for New Approaches]. Materialy konferentsii RUDN [PFUR Conference Materials]. Available at: http://conf.rudn.ru/internalization/res/petrovskay_guzarova.pdf (accessed 23.01.2020).
14. Plotnikova N.A. Formirovaniye gotovnosti uchashchikhsya kolledzha k pedagogicheskomu obshcheniyu. Dis. kand. ped. nauk [College Students' Readiness Formation for Teachers' Training Education. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Chelyabinsk, 2001. 182 p.
15. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 16.03. 2013 № 211(red. ot 10.02. 2017) "O merakh gosu-darstvennoy podderzhki vedushchikh universitetov Rossiyskoy Federatsii v tselyakh povysheniya konku-rentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov" [Resolution of the Government of the Russian Federation of March 16. 2013 № 211 (as Amended on February 10, 2017) "On Measures of State Support for Leading Universities of the Russian Federation in Order to Increase Competitiveness Among the World's Leading Research and Educational Centers"]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_143479 (accessed 29.12.2019).
16. Proyekt povysheniya konkurentosposobnosti vedushchikh rossiyskikh universitetov sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov [Project to Increase the Competitiveness of Leading Russian Universities among the World's Leading Research and Educational Centres]. Available at: https://5 top100.ru/ (accessed 09.01.2020).
17. Rakhimov T.R. [Key Competency of Teaching Foreign Students in Russian University]. Bulletin of Tomsk State University. Ser. Science and Education, 2012, no. 365, pp. 149-153. (in Russ.)
18. Sanzhayeva R.D. [Psychological Readiness of a Personality for Activity as Metacategory]. Bulletin of Buryat State University. Ser. Education. Personality. Society, 2012, no. 1, pp. 127-140. (in Russ.)
19. Serikov G.N. Obrazovaniye: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of System Refletion]. Kurgan, Zaural'ye Publ., 1997. 464 p.
20. Serikov G.N. Pedagogika. Kn. 1: Obyekt issledovaniy [Pedagogy. Book 1: Object of Investigation]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 440 p.
21. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika. [Pedagogy]. Moscow, Izdatel'skiy tsentr "Akademiya" Publ., 2002. 576 p.
22. Smirnova A.N., Rodonova S.Yu. [Readiness Formation Model for Educational Activity of Cadets in a Foreign Language Environment of a Military University]. Bulletin of KGU. Ser. Foreign Languages. Theory and Methods of Teaching, 2017, no. 4, pp. 166-169. (in Russ.)
23. Ushakov D.N. Tolkoviyslovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory Dictionary of the Russian Language: in 4 Volumes]. Moscow, OOO "Izdatel'stvo Astrel'" Publ., 2000. Available at: http:// feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/0ush.htm (accessed 22.01.2020).
24. Uznadze D.N. Psikhologiya ustanovki [Psychology of attitude]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 413 p.
25. Yakovets T.Ya. Kompleks pedagogicheskikh usloviy formirovaniya gotovnosti studentov vuza k samoobrazovaniyu. Dis. kand. ped. nauk [Set of Pedagogical Conditions of University Students' Readiness for Selfeducation. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Kurgan, 1999. 175 p.
26. Akanwa E. International Students in Western Developed Countries: History, Challenges, and Prospects. Journal of International Students, 2016, vol. 5, iss. 3, pp. 271-284.
27. Li J. Cultural Foundations of Learning: East and West. Available at: https://www.researchgate. net/publication/315905078_Cultural_Foundations_of_Learning_East_and_West_By_Jin_Li (accessed 28.02.2020).
28. Ryan J. Academic Shock: Thoughts on Teaching International Students. Available at: https:// www.Theguardian.com/ higher-education-network/blog/2011/may/18/teaching-international-students (accessed 01.03.2020).
Received 28 June 2020
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Евсина, Е.В. Структура готовности преподавателей вуза к работе в интернациональных группах студентов как явление и педагогическое понятие / Е.В. Евсина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2020. - Т. 12, № 4. - С. 79-87. Б01: 10.14529/реё200408
Evsina E.V. Structure of Lecturers' Readiness to Work in International Students' Groups as a Pedagogical Phenomenon and Pedagogical Concept. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 4, pp. 79-87. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped200408