имитационных игр) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. - № 3. - С.22-32.
8. Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности // Национальный психологический журнал. 2016. - №1 (21) - С.19-27.
9. Первушина О. Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2007. - Т. 1, вып. 1. - С.11-19.
10. Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса / Н.Н. Талеб; пер с англ. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. - 768 с.
11.Урманцев Н. М. Свобода человека и неопределенность его выбора // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. - № 2. - С. 116-121.
12.Урманцев Н.М. Неопределенность бытия и свобода человека // Вестник ЗабГУ. 2008. - №5 - С. 111-116.
13. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / под ред.С.Н. Сиренко. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.
© Михина М.В., 2018
УДК 155.9
Молдабаева Р.А.
Старший преподаватель КарГУ им.Е.А.Букетова г.Караганды. Казахстан E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН, ОЖИДАЮЩИХ
ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЕБЕНКА
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы материнства и психологической готовности к материнству. На основе проведенного исследования формулируются характерные особенности психологической готовности к материнству женщин, ожидающих первого и второго ребенка.
Ключевые слова:
материнство, психологическая готовность, готовности к материнству, тревожность.
В настоящее время психология материнства, область которая, еще малоизученна и малоразработана. Темпы современной цивилизации, затрудняющие осмысление истинно значимого, ценного для жизни, значительно смещают ценности и роли, в результате чего беременность зачастую воспринимается современной женщиной как досадное отвлечение от жизни.
Актуальность целостного психологического подхода к изучению материнства несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышении научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются. Также актуальность изучения психологической готовности к материнству продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей и лавинообразным увеличением числа детей-сирот при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребёнком и не разработанностью социальной и психологической помощи семье и в первую очередь женщине.
Одним из гарантов удачного исхода беременности считается психологическая готовность к ней, основание которой обязано быть неотъемлемым местом планирования беременности.
Психологическая готовность к материнству зависит от ряда факторов: состояния здоровья, возраста, воспитания, образования, нравственных качеств женщины, наличия в ее существовании мужчины, которому бы она собиралась родить ребенка [1, 30]. Готовность к материнству содержится не лишь в желании забеременеть и родить, но и вырастить полноценного человека, пройдя на этом пути спустя многие нелегкости. Женщина, сформировавшаяся для материнства, согласна пожертвовать собой (карьерой, хобби, своим здоровьем) ради своего ребенка. Автор Брутман В.И. готовность к материнству рассматривает, как умение обеспечить адекватные условия для воспитания ребенка, выражающиеся в установленной связи отношения к младенцу [2, 42]. А готовность или неготовность автор связывает с ценностью ребенка для матери. Он понимает психологическую готовность к материнству как этап развития самосознания личности, процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Феномен «шевеления ребенка» рассматривается данным автором в качестве основного психологического результата трансформации сознания, смысловой сферы женщины.
В готовности к материнству имеет значение и ответственность матери за развитие эмбриона и свой жизненный стиль. Ответственность, складывается при любви, принятии себя в роли матери, она не только ответственна перед ребенком, но и должна сама осознанно, понимать совпадают ли ее мотивы, ценности в столь главном выборе, вошедший в ее жизнь. Мать должна быть готова, к проблемам и трудностям встречающихся в жизни с ребенком, уметь их грамотно решать и искоренять. Беременность оказывает многофакторное влияние на женский организм и особенно на психоэмоциональное состояние. Очень важно во время беременности выяснить вопросы, которые волнуют беременную, и ее отношение к предстоящим родам.
Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.
Для своего эмпирического исследования мы использовали схему блоков, которые разработала Филиппова Г.Г. для понятия психологической готовности женщин, ожидающих ребенка первый и второй раз [3, 63].
В начале нашего исследования мы предположили, что показатели психологической готовности к материнству имеют значимые различия.
Также были выдвинуты частные гипотезы:
1. В группе женщин, ожидающих второго ребенка показатели эмоционально-оценочного компонента психологической готовности к материнству будут значимо ниже, чем в группе женщин, ожидающих первого ребенка.
2. Мы предполагаем, что в группе женщин, ожидающих второго ребенка показатели когнитивного компонента психологической готовности к материнству будут значимо выше, чем в группе женщин, ожидающих первого ребенка.
3. Мы предполагаем, что в группе женщин, ожидающих второго ребенка показатели поведенческого компонента психологической готовности к материнству будут значимо выше, чем в группе женщин, ожидающих первого ребенка.
Мы исследовали три компонента входящие в психологическую готовность: исследование эмоционально-личностной диагностики женщин ожидающих ребенка, для этого мы подобрали тест Спилбергера-Ханина, разработанный американским ученым Ч.Д. Спилбергером и адаптированный для России Ю.Л. Ханиным (1976), в тесте оценивается реактивная тревожность и личностная тревожность. С помощью теста можно оценить эмоциональный компонент психологической готовности. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Также в этом компоненте использовали рисуночный проективный тест «Я и мой ребенок», разработанный Г.Г. Филипповой. С помощью методики можно наиболее достоверно определить отношение женщины к себе, перейти на новый уровень личностной идентификации. По рисуночному тесту
учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция. А также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).
Следующий компонент, который мы изучили и также входящий в психологическую готовность исследование материнской компетентности, содержания и онтогенеза материнской сферы, а также родительские особенности и ролевая адекватность супругов [4, 55]. Для этого мы использовали методику "Ролевые ожидания партнеров" (РОП) Волкова. Позволяющая выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка) - шкала семейных ценностей, а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций - шкала ролевых ожиданий и притязаний. Также в нашем исследовании, применили опросник родительских установок PARY. Методика PARY предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Позволяет определить отношение будущей матери к семейной роли и будущему ребенку. Также определить установки на воспитание своего ребенка. Эти же результаты можно использовать для влияния восприятия ребенка, желанности, не желанности своей беременности. Эта методика позволит выяснить представления женщины о своем будущем ребенке. Ее авторы Е. С. Шафер и Р. К. Белл. Адаптирована Т. В. Нещерет.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. По уровню тревожности, теста Спилбергера-Ханина женщины, ожидающие первого ребенка, имели высокий показатель по реактивному уровню тревожности, что свидетельствует о проявлении напряженности, волнения, некой нервозности к данной ситуации. В этом случае подобает уменьшить индивидуальную значимость ситуации и задач и перенести упор на понимание деятельности и развитие ощущения уверенности в успехе. Личностная тревожность в большинстве случаев преобладает умеренная, что говорит, о стабильной склонности воспринимать значительный круг обстоятельств как грозящиеся, реагируя состоянием тревоги. Женщины, ожидающие второго ребенка, имели умеренную тревожность, в обоих случаях, и в личностной и в реактивной, что свидетельствует о благоприятной обстановке данной сложившейся ситуации.
2. Из рисуночного теста «Я и мой ребенок» Филиппова Г.Г.видно по полученным результатам что, женщины готовившиеся стать матерью второй раз, более расположены к благоприятному состоянию и также незначительной тревоге и неуверенности, по поводу рождения ребенка. Женщины, ожидающие ребенка в первый раз, имеют наибольший коэффициент по признаку связанному с конфликтностью беременности, это может трактоваться как неудовлетворительная связь к изменениям, связанными с беременностью стабильно сочетаемыми с неблагополучной обстановкой по рисуночному тесту.
3. По методике PARY, мы увидели различия между женщинами ожидающих ребенка в первый и второй раз.
- По шкале внутрисемейных отношений, у женщин, ожидающих ребенка в первый раз преобладает параметр ощущение самопожертвования в роли матери, и следующий параметр, который содержит высокий показатель зависимость и несамостоятельность матери.
- По отношению матери к будущему ребенку, выявились высокие показатели такие как, создание безопасности, опасение обидеть, что свидетельствует о излишней концентрации на ребенке.
У женщин ожидающих ребенка во второй раз, показатели по параметру семейные отношения показатели были средними, что говорит об адекватности восприятия семейных ролей и обязанностей.
- Отношение к ребенку, выразились в таких показателях как: побуждение словесных проявлений, развитие активности ребенка, уравнительные отношения с ним, что свидетельствует о благоприятном эмоциональном контакте с ребенком.
Это говорит, что у женщин ожидающих ребенка в первый раз показатель готовности по материнской компетентности и сформированности материнской сферы ниже, чем у женщин ожидающих второго ребенка, у них наблюдается положительная, благоприятная установка для рождения ребенка.
5. по методике Волковой (РОП) мы можем судить, что супруги ожидающие ребенка во второй раз, готовы выполнять родительские обязанности, согласуемые с установками обоих родителей, т.е. в большинстве этой группы, ожидания и притязания супругов наибольшим образом совпадают. Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.
А супруги, ожидающие ребенка в первый раз, в наименьшем представлении об ролевой адекватности подтвердили, свои обязанности и ценности в отношении друг к другу. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию.
Список использованной литературы:
1 Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // «Синапс».- 1994.- № 5.-С.30
2 Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология - М.,1996.-С.42
3 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-С.59-69, №3.-C.109-117.
4 Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов // Конференция по перинатальной психологии: сборн. матер. СПб., 1999.- С. 54-59.
© Молдабаева Р.А., 2018
УДК 159.9
А. Д. Спаривая
студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected] Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ЛЕГКОЙ) «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»
Аннотация
В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью. Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.