Научная статья на тему 'Психологическая коррекционно-развивающая методика для детей с умственной отсталостью (легкой) "первый раз в первый класс"'

Психологическая коррекционно-развивающая методика для детей с умственной отсталостью (легкой) "первый раз в первый класс" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
715
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ЛЕГКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПЕРВЫЙ КЛАСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спаривая А.Д., Зинцова А.С.

В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью. Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекционно-развивающая методика для детей с умственной отсталостью (легкой) "первый раз в первый класс"»

Это говорит, что у женщин ожидающих ребенка в первый раз показатель готовности по материнской компетентности и сформированности материнской сферы ниже, чем у женщин ожидающих второго ребенка, у них наблюдается положительная, благоприятная установка для рождения ребенка.

5. по методике Волковой (РОП) мы можем судить, что супруги ожидающие ребенка во второй раз, готовы выполнять родительские обязанности, согласуемые с установками обоих родителей, т.е. в большинстве этой группы, ожидания и притязания супругов наибольшим образом совпадают. Для молодых супругов характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.

А супруги, ожидающие ребенка в первый раз, в наименьшем представлении об ролевой адекватности подтвердили, свои обязанности и ценности в отношении друг к другу. Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию.

Список использованной литературы:

1 Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // «Синапс».- 1994.- № 5.-С.30

2 Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология - М.,1996.-С.42

3 Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-С.59-69, №3.-C.109-117.

4 Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов // Конференция по перинатальной психологии: сборн. матер. СПб., 1999.- С. 54-59.

© Молдабаева Р.А., 2018

УДК 159.9

А. Д. Спаривая

студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: h20cu57leto@mail.ru Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: azincova@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ЛЕГКОЙ) «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС»

Аннотация

В статье предложен один из вариантов психологической коррекционно-развивающей методики для первоклассников с легкой умственной отсталостью. Показаны цель, задачи и принципы данной методики. Приведены её основные направления, структура, виды и формы организации, методы и приемы, а также критерии эффективности работы.

Ключевые слова

Коррекционно-развивающая методика, коррекционная работа, умственная отсталость, легкая умственная отсталость, первый класс.

Для большинства детей, приходящих в первый класс, начало школьной жизни является серьезным испытанием, так как происходит резкое изменение их образа жизни. Они должны привыкнуть к повседневным обязанностям, к новым требованиям и к школьному коллективу.

Для детей, имеющих отклонения в развитии, необходимо более полно реализовывать идею индивидуализации обучения, которая учитывает их состояние здоровья, степень тяжести дефекта, готовность такого ребенка к школе.

Чтобы детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преодолеть трудности овладения знаниями, умениями и навыками для более успешной адаптации в обществе, необходимо оказывать им комплексную дифференцированную помощь.

Методика «Первый раз в первый класс» разработана для обеспечения адаптации первоклассников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.

Данная методика составлена на основе:

• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• Учебной программы адаптации детей первых классов с легкой умственной отсталостью Меленюк М. Н.

Цель методики: обеспечение психологической адаптации детей с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) к школьному обучению.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Развитие познавательных психических процессов.

5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений.

6. Профилактика школьной дезадаптации.

Основные направления коррекционной работы:

• психолого-педагогическая диагностика;

• развивающая работа;

• психокоррекционная работа.

Принципы коррекционной работы:

• принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;

• принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;

• принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;

• принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития;

• принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.

Данная методика имеет два направления работы: диагностическая и коррекционно развивающая.

Диагностическая работа включает:

• раннюю диагностику проблем и анализ причин трудностей адаптации школьников;

• комплексный сбор сведений о ребенке на основании психолого-педагогической диагностической информации;

• контроль за уровнем и динамикой развития школьника;

• анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа включает:

• организацию и проведение психологом коррекционно-развивающих занятий;

• системное воздействие на когнитивные способности учащихся;

• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер;

• развитие коммуникативных навыков у детей;

• развитие навыков работы в коллективе;

• развитие воображения. Структура методики:

1. Психолого-педагогическая диагностика (первичная).

Выявление психологических причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Коррекционно-развивающие занятия.

Обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическая диагностика (итоговая). Выявление уровня школьной адаптации первоклассников.

Методика «Первый раз в первый класс» рассчитана на работу в группе из 6-12 человек. Общее количество занятий - 31. Продолжительность занятия: 30-45 минут. Оптимальная периодичность встреч - 1 раз в неделю.

Основными формами проведения занятий служат: психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, пальчиковые игры, ролевые игры, игры с элементами арт-терапии. Методы и приемы:

• сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование);

• наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;

• беседы с учащимися, учителями и родителями;

• изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.);

• оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.). Эффективность работы определяется при сравнении первичной и итоговой диагностики.

1. Диагностика интеллектуального развития.

2. Диагностика личностных особенностей детей.

3. Диагностика уровня психологической готовности детей к обучению в школе.

4. Диагностика эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Мухина ВС. Детская психология. / ВС. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 352 с.

2. Учебная программа адаптации детей первых классов с легкой умственной отсталостью. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://infourok.ru/uchebnaya-programma-adaptacii-detey-pervih-klassov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu- 1713603.html

© Спаривая А. Д., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.