физический или моральный ущерб. Во время игры это допустимо и безопасно. Но если агрессия чрезмерная, участника игры не принимает команда и он старается найти по складу характера себе подобных в другой группе сверстников. В такой компании агрессивность подростка растет на примере поведения ее членов.
Агрессивное поведение наблюдают психологи, как у мальчиков, так и у девочек, но периоды его проявления гендерно отличаются. Пик агрессивного поведения у мальчиков отмечается в двух возрастных периодах, когда им 12 лет и в период от 14 до 15 лет. У девочек агрессивность обнаруживается в возрасте 11 лет - первый период, а второй периода агрессивности в поведении наступает в 13 лет [7].
Выводы. Концепты «агрессивность» и «агрессия» отличаются, агрессия это уже само действие, разного характера, приносящая вред другому субъекту или объекту. А понятие «агрессивность» - это готовность восприятия и трактовки личностью должным образом агрессию со стороны другой личности. Причины возникновения агрессии у личности и механизмы его действия имеют различные трактовки в современной психологической науке. Основная причина проявления агрессии у подростков и личности это их метод самозащиты на уровне их социальной активности.
Итак, многими учеными в науке психология отмечается, что самый активный период развития мировоззрения у личности наступает в подростковом возрасте. У личности определяется четкая система убеждений на окружение, собственного «Я» и на других.
Этот возраст дает возможность подростку оценить свой поступки, поведение, познать себя как личность. Общение и проявление себя в общественно важной деятельности - основное занятие этого возраста, и оценка их деятельности со стороны взрослых, сверстников, особенно противоположного пола играет важную роль. Когда подросток получает положительную оценку своим действиям от взрослых и от сверстников, его самооценка трансформируется.
Агрессивное поведение личности в этом возрасте можно стабилизировать при правильном семейном воспитании и при должном гуманном отношении к нему как к отдельной личности в школе.
Литература:
1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. - Москва: «Академия», 2002. - 416 с.
2. Кон И.С. Психология старшеклассника. - Москва: Просвещение, 1980. - 191 с.
3. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т., 2003. - 187 с.
4. Лепшокова Е.А. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе: дисс. канд. пед. наук, 04.05.2004. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский госуниверситет, 2004 - 165 с.
5. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999. - 275 с.
6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.- Москва: Наука, 1996. -№5. - С. 16-17.
7. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - Москва, 1996. - 216 с.
8. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
Психология
УДК 159.99
студентка 3 курса Сафиянова Айгуль Фаридовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Маринина Алина Евгеньевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студентка 3 курса Васичева Анастасия Николаевна Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «психологическая готовность к материнству», различные аспекты готовности девушек к материнству, с какими проблемами могут столкнуться будущие мамы, готовясь к материнству.
Ключевые слова: материнство, беременность, будущая мама, психологическая готовность к материнству, ребенок.
Annotation. The article discusses the concept of "psychological readiness for motherhood", various aspects of girls' readiness for motherhood, what problems future mothers may face when preparing for motherhood. Keywords: motherhood, pregnancy, expectant mother, psychological readiness for motherhood, child.
Введение. В последнее время проводятся исследования готовности стать мамой в разных аспектах. Существует огромное количество различных подходов к изучению этой проблемы, но глубокие исследования вопроса готовности к материнству так и не были сделаны, а значит, эта проблема остается открытой. При изучении данного вопроса специалисты рассматривают изменения, которые происходят с женщиной, готовящейся к материнству. Разумеется, рождение ребенка серьезно изменит жизнь женщины, и она обязательно должна быть к ним готова. Ей необходимо осознанно принять тот факт, что она станет мамой.
Изложение основного материала статьи. Многие авторы, такие как А.С. Батуев, И.Ю. Хамитова и др. исследуют данный вопрос и полагают, что подготовка к материнству осуществляется на протяжении всей жизни. На этот процесс оказывают влияние как социальные, так и биологические составляющие. Желание быть матерью может рассматриваться как врожденная тенденция и как личностное образование, в котором выражается целый опыт взаимоотношений будущей матери с ее родственниками [1].
Готовность к материнству - это умение сформировать подходящую среду для будущего малыша, что проявляется в устоявшейся связи по отношению к ребенку [6].
С.Ю. Мещерякова рассматривает это явление как характерное личностное образование. Его ядром является субъектно-объектная ориентация по отношению к своему малышу. С.Ю. Мещерякова считает, что субъективное отношение к нерожденному ребенку проявляется в стиле поведения будущей мамы и подразумевает под собой организацию условий, в которых психическое развитие малыша будет протекать оптимально. При этом самое главное условие - это гармоничные взаимоотношения с собственной мамой [5]. Таким образом, психологическая готовность к материнству является характерным формированием личности, что предполагает субъект-объектную ориентацию по отношению к нерожденному ребенку [5].
На данный момент выделено и описано несколько групп факторов, оказывающих влияние на готовность женщины к роли матери.
1. Первая группа включает в себя опыт общения девушек, который был у них еще в детском возрасте.
С. Ю. Мещерякова выдвинула такую гипотезу благодаря теории И.М. Лисиной, которая считала, что
отношение человека к окружающему миру зарождается еще в первые дни его жизни, когда он только начинает общение с родными людьми. Также личностное образование, которое складывается в процессе общения, может оказывать влияние на образование родительского поведения. Изначальное создание субъектного отношения к окружающим людям станет удачным, если общение с ближайшим кругом людей было благоприятным. Это значит также и то, что начало для установления субъектного отношения к еще не родившемуся малышу положено [5].
2. Вторая группа факторов включает в себя тревогу, которую испытывает будущая мать по отношению к своему будущему малышу.
Желание родить ребенка является наиболее благоприятным для поведения матери, так же как и наличие субъектного отношения к будущему малышу, которое проявляется в любви к своему ребенку.
3. Третья группа факторов включает в себя тактику, в соответствии с которой будет происходить воспитание будущего малыша.
Наличие субъектного отношения к будущему ребенку подтверждается тем, как женщина планирует ухаживать за младенцем. В.И. Брутман связывает готовность к материнству с условиями, которые будущая мама готова создать своему ребенку. Он подчеркивает, что насколько ценным является ребенок для матери, настолько она и готова становиться мамой [2].
Е. Милосердова описывает два главных критерия, которые позволяют понять психологическую готовность к материнству:
1. Отношение к самому процессу беременности со стороны женщины.
Беременность, которую женщина желала, считается лучшим вариантом и с воодушевлением воспринимается на сознательном уровне. Это способствует наиболее спокойному и уравновешенному состоянию будущей матери в течение всего периода беременности. Ведь это говорит о готовности женщины к ее новой роли и, естественно, к заботе о своем ребенке.
2. Женское поведение в родах.
Очень часто будущая мама беспокоится не столько о благоприятном исходе родов для своего ребенка, о том, как он себя чувствует, нуждается ли он в ее поддержке или помощи, сколько о своем личном состоянии и желании, чтобы беременность поскорее закончилась.
Российский психолог Г.Г. Филиппова изучает подходы к нарушению материнства и то, насколько женщина подготовлена к новой для себя роли мамы как важный фактор привыкания к ней. Автор называет ценность пока еще не родившегося малыша как одну из важнейших составляющих готовности к новой роли матери [10].
Е.В. Матвеева считает, что женщина психологически готова к новой для себя роли мамы, если она обладает характерным личностным образованием, подразумевающем три степени подготовленности к материнству: когнитивно-операционный, потребностно-мотивационный и социально-личностный.
Потребностно-мотивационная готовность включает в себя два аспекта: потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой.
Под потребностью в материнстве рассматривается не только стремление иметь малыша, а также осознание беременной женщины состояний, которые переживает она и ее малыш [6].
Г.Г. Филиппова рассказывает об основных аргументах материнства:
• Обрести особенный возрастной и социальный статус. Можно сказать, что о данном статусе женщина мечтает всю свою жизнь (женщина считает себя достаточно взрослой, у нее уже сформировалась своя собственная позиция в обществе, а также она вправе на определенное отношение, которое будет исходить от ее семьи и от общества в целом).
• Удовлетворение модели полноценной жизни (у всех людей есть свои цели и необходимые им объекты, которые наполнят их жизнь положительными эмоциями).
• Желание продолжать себя и своего рода (это потребность человека в том, что осталось в его жизни, чтобы в будущем также можно было продолжать свой род).
• Реализация своих способностей и способностей (это желание воспитать ребенка, вложить в него знания, навыки и опыт, которыми вы обладаете).
• Компенсация собственных проблем в жизни (родитель хочет, чтобы ребенок был лучше него как в личностном плане, так и в жизненных достижениях, получил то, что родитель не смог).
• Решение жизненно важных задач (создание семьи, так как и сохранение ее требует немалых усилий. Женщине необходимо убедить себя в том, что она может родить и воспитать своего ребенка и добросовестно выполнять непростую роль матери).
• Чувство любви к ребенку (данный мотив подразумевает под собой получение удовольствия от общения с ребенком, желание знать чем заинтересован ее ребенок, желание сделать его жизнь лучше, чем она есть сейчас).
• Достижение возраста, считающегося критическим для рождения ребенка [9].
Потребностно-эмоциональная готовность к материнству включает в себя положительное принятие собственной беременности, а также благоприятное отношение к предстоящим родам. Более того, будущая мама должна настроить себя на заботу о своем малыше.
В случае если беременная женщина положительно относится к своей беременности, то она может быть уверена в том, что беременность будет протекать спокойно, без каких-либо осложнений. Вдобавок к этому, будущая мама отдает себе отчет в том, на какие трудности она готова пойти ради своего чада. Образ будущего малыша заставляет беременную женщину испытать самый положительный эмоции. Будучи беременной, женщина начинает испытывать наслаждение, думая о свой новой роли, которую она примет в ближайшем будущем.
Во время научных исследований ученые выяснили, что если женщина негативно относится к процессу беременности, то будущий ребенок становится источником отрицательных эмоций. Женщины, которые позитивно смотрят на свою беременность, наоборот, с удовольствием думают о проявлении любви к еще не родившемуся малышу. Чувства, которые испытывает мать к ребенку, развиваются стремительнее и являются несомненными. Сама беременность для них становится одной из важных частей материнской роли и сопровождается постоянным позитивным отношением к еще не родившемуся малышу, который становится новым смыслом жизни.
Ценность материнства и ценность ребенка - в данном случае понятия тесно взаимосвязанные. Г.Г. Филиппова определяет четыре типа ценности ребёнка [9]:
1. Эмоциональная (при общении с ребенком мать испытывает в основном позитивные эмоции).
2. Повышенно-эмоциональная (здесь могут быть различные варианты: аффективная, эйфорическая связь матери с ребенком; также мать может полностью закрывать свою потребность в эмоциональной привязанности в контакте с ребенком. При этом у женщины нет эмоциональной привязанности к другим людям).
3. Подмена индивидуальной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок в данном случае становится средством достижения различных ценностей: мать получает более высокий социальный и семейный статус, избавляется от страха остаться одной в будущем, реже ребенок воспринимается как источник благ и т.п.).
4. Абсолютное отсутствие ценности.
Ценностно-смыловая готовность к материнству означает, что женщина высоко ценит ребенка и выделяет свою материнскую роль среди других ценностей. Она «правильно» понимает цель рождения детей и смысл материнства.
Абсолютно все женщины имеют прочную связь со своими мамами. Благодаря данной связи, мы можем определить насколько девушка сама готова к тому, чтобы стать мамой. В случае, если в детстве девочка была желанным ребенком и ни в коем случае не испытывала чувства чуждости и одиночества, то в будущем, будучи взрослой, у нее не возникнет проблем в своей собственной семье. Мама и дочь с самого детства производят взаимный обмен своим ценным опытом. Благодаря данному опыту, формируется мнение о жизненных ценностях [7].
Когнитивно-операционный блок подразумевает под собой установленный набор знаний, которым необходимо обладать каждой женщине. Прежде всего, женщина осознает свои предстоящие обязанности, которые необходимо исполнять каждой матери. Также она должна обладать определенным багажом знаний о своем организме и представлять, что ждет ее на предстоящих родах и как воспитать малыша. Вместе с тем, женщина должна быть осведомлена о том, как организовывать общение со своим ребенком, как заботится о нем. Чем раньше будущая мама узнает о психологических и физиологических изменениях, тем успешнее будет ее беременность.
Социально-личностная готовность к материнству подразумевает формирование половой идентичности, инструкции по поводу форм воспитания своего будущего малыша. По характеру матери можно оценить то, как она чувствует себя в своей новой роли, насколько она осознает тот факт, что отныне она несет ответственность не только за себя, но также и за свое чадо, готова ли она справляться с возникшими трудностями, которые ее ожидают [5].
Женщина, готовящаяся к новой для себя роли матери, примеряет на себя эту роль. И эта роль меняет ее статус в обществе, требует выполнения новых обязанностей. Женщина меняет установку по отношению к себе, внутренне идентифицирует себя с женщинами, которых считает «настоящими». Она получает социальный «титул» матери, и в итоге она включает полоролевую идентификацию «мы - матери».
Очень важной составляющей готовности женщины к новой для нее роли матери является понимание личной ответственности за то, как будет воспитываться ребенок, и то, как она оценивает свою позицию как матери. Франтишек Хорват считает, что ответственность - это следствие любви. Несомненно, материнская любовь связана с ответственностью. Будущая мама несет ответственность за своего малыша. В случае, если она отдает себе отчет о собственных стремлениях, осмысляет свои действия, то она естественно понимает всю суть ответственности. Когда женщина ставит перед собой цель иметь ребенка, она ответственна за свой поступок.
Ответственность за будущее ребёнка - это необходимая составляющая осознанного материнства, и это, в первую очередь, исключение возможности случайного наступления беременности. Кроме стремления родить ребенка, осознание материнства включает в себя ещё и понимание, и особое, позитивное отношение к тем новым обязанностям, которые женщине придется выполнять, положительное отношение к абсолютно другой жизни, которую начинает женщина, делая выбор стать матерью. Огромное значение при принятии такого решения имеет личная мотивация женщины, те цели, которые руководят женщиной, когда она принимает решение родить ребёнка, истинные стремления, которые ведут ее к решению быть мамой. Только в том случае, если будущая мама понимает истинный смысл материнства, как с социальной, так и с личной точки зрения, если она действительно осознает все проблемы и трудности, связанные с новой социальной ролью, если она осознанно подходит к своему решению, можно говорить об ответственно подходе к материнской роли.
Выводы. Готовясь к материнству, женщина должна позитивно смотреть на него. И это не значит, что она должна воспринимать свою новую социальную роль сквозь «розовые очки». Просто ей необходимо осознавать, что у нее появятся новые возможности для того, чтобы мобилизоваться и максимально
реализовать свой женский потенциал. Е.В. Матвеева полагает, что именно этот набор показателей ярко демонстрирует, насколько женщина готова стать матерью. Они являются основой при прогнозировании качества позиции матери по отношению к своей новой роли и ее будущему поведению в качестве матери.
Литература:
1. Батуев, А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства / А.С. Батуев. - Санкт-Петербург: Издательство «Психология сегодня», 1996. - С. 69-70.
2. Брутман, В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежелательной беременностью / В.И. Брутман // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. общества. 2010. Т. 2. Вып. 4. С. 150-151.
3. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности / В.И. Брутман, М.С. Радионов // Вопросы психологии. 1997. №7. С. 38-47.
4. Винникот, Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникот. - Москва: Издательство «Просвещение», 1985.
5. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству / С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 18-27.
6. Мещерякова, С.Ю., Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери / С.Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева, Н.И. Ганошенко // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология - Москва, 1996.
7. Матвеева, Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности / Е.В. Матвеева. - Казань: Издательство «ВГГУ», 2004.
8. Орлевская, М. Я хочу ребёнка / М. Орлевская // Счастливые родители. 2004. №3. С. 76-78.
9. Филиппова, Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. - Москва: Издательство «Институт психотерапии», 2002.
10. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-37.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Слюсарева Елена Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена психологической готовности родителей как субъектов инклюзивного образования. Проведен сравнительный анализ психологической готовности к инклюзивному образованию родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей с нормальным психофизическим развитием. Рассмотрено понятие психологической готовности родителей обеих групп (в дефинициях «содействие» и «соготовность»), имеющей как общие характеристики, так и специфические, исходя из субъектной позиции родителей в инклюзивном образовательном процессе. Представлено теоретическое обоснование и эмпирическое исследование компонентов и показателей психологической готовности, в ходе которого было выявлены особенности психологической готовности родителей детей с разным психофизиологическим статусом.
Ключевые слова: психологическая готовность родителей, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, соготовность, содействие.
Annotation. The article deals with the phenomenon of psychological readiness of parents as subjects of inclusive education. A comparative analysis of the psychological readiness for inclusive education of parents of children with disabilities and parents of children with normal psychophysical development was conducted. The article considers the concept of psychological readiness of parents of both groups (in the definitions "assistance" and "readiness"), which has both General characteristics and specific ones, based on the subjective position of parents in the inclusive educational process. The paper presents a theoretical justification and empirical study of the components and indicators of psychological readiness, which revealed the features of psychological readiness of parents of children with different psychophysiological status.
Keywords: psychological readiness of parents, inclusive education, children with disabilities, readiness, assistance.
Введение. В отечественной практике становления инклюзивного образования развивается стратегия активного включения родителей (законных представителей) в образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и выделяется два важных аспекта реализации данной стратегии:
1) организация психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (И.А. Бучилова, Т.В. Колотилова, О.Л. Леханова, В.В. Ткачева и др.) [2, 5, 7];
2) формирование у родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей, понимания необходимости инклюзивного образования и устранения имеющихся психологических барьеров (Т.Н. Адеева, Е.С. Глухова, С.А. Литвина, К.С. Шалагинова и др.) [1, 3, 9].
На наш взгляд, целесообразно говорить о готовности родителей обеих групп к совместному (инклюзивному) обучению детей.
Изложение основного материала. Понятие «психологической готовности» является не просто одним из составляющих, оно занимает центральную позицию во всей структуре готовности к той или иной деятельности в целом и рассматривается в рамках функционального, личностного, личностно-деятельностного подходов. Наиболее представленным аспектом изучения феномена готовности является профессионально-личностная готовность специалистов к деятельности, в том числе, и в условиях инклюзивного образования (С.В. Алехина, И.В. Возняк, Л.М. Волосникова, О.С. Кузьмина, Н.Н. Малярчук, И.Н. Симаева, В.В. Хитрюк, Ю.В. Шумиловская, И.М. Яковлева и др.). Тогда как вопросы формирования